Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр.) означает «новый», «современный». Это движение стало переломным по содержанию. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др.). Таким образом, « » и модернизм – это два разных понятия.

История возникновения

В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.

Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.

«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности», – призывал Маяковский-футурист. Похожие лозунги и призывы звучали от модернистов разных школ и течений искусства XX века.

Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. остался далеко в прошлом.

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

Экстравагантность, эпатаж, – постоянные спутники модернистов.

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.

Архитектура

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в ). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • интернациональный стиль;
  • органическая архитектура.

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и . Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.

Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Скульптура

Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в . Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.

Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.

В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).

Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.

Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.

Модные веяния

Уже в самом начале XX века под влиянием бурных процессов в мире и искусстве свежие веяния проникли и в моду. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Появляются новые имена в мире моды. В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм. Уже через 10 лет засверкала новая звезда – Коко Шанель, уделявшая значительное внимание ювелирным украшениям. Под её влиянием рождается новый женский идеал – самостоятельная, независимая дама, равноправный партнёр мужчины. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Возникло новое направление в мире моды – «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.

После 1930-х г. дамская мода несколько смягчается, становится более женственной. Ювелирное искусство также спешит вслед за модой: появляются разнообразные броши, подвесные кулоны, серьги и браслеты чётких геометрических форм. В эти годы среди ювелиров, почувствовавших новые веяния в искусстве, на первый план выходит мастер Луи Картье, стоявший у истоков стиля «ар-деко.

Деятели

Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.

Наиболее значимыми художниками модернистских направлений стали: Анри Матисс («Севильский натюрморт», «Танец», «Музыка», «Красная комната»); Амедео Модильяни, изображавший женские портреты; Пикассо («Женщина с веером», «Авиньонские девушки»); В. Кандинский (основоположник абстракционизма).

Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».

Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).

Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.

Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Если бы жил Гауди…

Выводы

Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и .

Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философииÞ авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангардаÞ художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

38. Основные направления модернизма

Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу.

Периоды:

1. «Голубой период» (1901-1904). Все портреты объединены холодной гаммой синего цвета, что позволяет развить тему одиночества, горя, обреченности человека, враждебной среды («Странствующие гимнасты», «Нищие: старик с мальчиком»).

2. «Розовый период» (1905-1906). Все картины в пепельно-розовом цвете. Цель, которой хотел достигнуть Пикассо – показать, что хотя мир дик, в нем живут порядочные людиÞ героями картин становятся бродячие артисты, акробаты: «Девочка на шаре». Но художественная правда оказалась выше желания художникаÞ свобода обернулась в одиночестве изгнанника. Картины также пессимистичны.

3. 1906-1907 (1,5 мес.). Художник приходит к выводу, что решение человеческих проблем через живопись невозможною живопись может лишь только создавать пластические формы. Большой интерес к негритянской культуре.

4. Первая фаза начала кубизма (1907-1908). Органические и природные мотивы подвергаются геометризованной информации. Выполнены в землисто-красноватом колорите, а выявлению рельефа служат сине-зеленые тона («Авиньонские девицы» (1907), «Три женщины»).

5. Вторая фаза – аналитический кубизм, когда картина превращается в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный элемент (портрет Валлара).

6. Третья фаза: синтетический кубизм (1912-1913). Это живописные композиции, которые образуются плоскими фрагментами предметов (в основном музыкальных инструментов).

7. 1913-1915. Композиции на тему музыкальных инструментов, которые представляли объемно-предметные изделия из различных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости.

Абстракционизм.

Основатель – Василий Кандинский. Сущность течения в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку (Шнитке «Желтый цвет» - музыкальное произведение). Другой представитель – Казимир Малевич («Черный квадрат на белом фоне» 1913). Выставлялся как некий новый планетарный знак (романтическая утопия).

Сюрреализм.

Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Основное основание – ощущение причудливости, неожиданности явления мираÞ представление о непознаваемости и отсутствии мираÞ реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Суть художественного метода – соединение реальных предметов с нереальными или реальных, но доведенных до абсурда или реальных, но в иррациональном сочетании (Дали «Антропоморфный шкаф»). Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.

Постмодернизм.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.


ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

(МОДЕРН. Часть 1)


В конце XIX века в Европе зародился новый художественный стиль - модерн (лат. modernus, франц. moderne - новый, современный).
Знаменательной вехой в истории этого стиля, зародившегося в Бельгии, стало открытие в Париже - тогдашней столице изящных искусств и законодательнице моды, в 1895 году магазина-салона современного искусства с символическим названием "L`Art Nouveau" ("новое искусство").
Действительно, это оказалось новое искусство, существенным образом отличавшееся от всех предшествующих художественных стилей.
С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой - сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно. Он действительно обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов.

Большое значение для развития и утверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, статьи и рецензии в популярных художественных журналах, появившиеся в городах архитектурные сооружения в новом вкусе.
Модерн быстро "растворился" в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветных стеклах витражей.


Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн.

Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным.
Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия - "новый сладкий стиль", "стиль томной лапши", "стиль ленточный червей" .

В основе нового художественного языка лежала линия - декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн - его орнаментальность .

Дом и ателье Виктора Орта
(Брюссель, 1902 г.):


Бельгийский архитектор Виктор Орта (творчеству которого будет посвящена отдельная часть) дал этой линии выразительное название - "удар бича", а его соотечественник Хенри ван де Велде подчеркивал, что линия модерна отличается "гибкостью и упругостью, способными передать ток рвущейся из природных глубин энергии...".

Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства.

Одним из ярких представителей флорального модерна стал французский архитектор Эктор Гимар (1867 - 1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или "стиль метро", в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.

В 1898 году Гимар получил заказ на возведение трех станций парижского метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов. Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темно-зеленым цветом, напоминавшим старую бронзу, служили опорой для входа в метро. Неожиданно возникшие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей.

Станция метро в Париже,
оформленная Эктором Гимаром (ок.1900 г.):


Орнаментальность стиля модерн можно объяснить и особым интересом художников к экзотике Востока, и в частности к японскому искусству. Витиеватые, причудливые элементы арабского орнамента: арабески, узоры восточных ковров, силуэты мусульманских минаретов и мечетей, формы сосудов - служили отправной точкой для творчества художников модерна. Из произведений восточного искусства они наследовали идею восточных композиций, красоты и плавности линии, приоритет пустоты (amor vacui - любовь к пустоте).

В основе оригинальной и яркой эстетики модерна лежала идея синтеза искусств , стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью. Они умели делать практически все.

Интерьер "Ла Педреры" созданные великим Антони Гауди :

Характерной приметой стиля модерн стала его функциональность , то есть ориентированность на использование в быту. Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. "Искусство для всех" стремилось к применению экономичных материалов: стекла, бетона и металла. Например, стекольные мануфактуры создавали не только единичные высокохудожественные произведения, но и не уступавшие им по качеству массовые, серийные изделия.

На рубеже XIX - XX веков стиль модерн охватил почти все европейские страны. Он перешагнул и на Американский континент, где получил довольно широкое распространение.
В каждой из стран он приобрел свое название: "Ар нуво" - во Франции и в Бельгии, "югендстиль" в Германии; "сецессион" - в Австрии, "либерти" - в Италии, "модерн стайл" - в Англии, "модерниссимо" - в Испании, "тиффани" - в США, "модерн" - в России.

В каждой национальной культуре он оставил яркий и заметный след.
Вобрав дух своего бурного времени, модерн просуществовал до начала Первой мировой войны, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие искусства.
До середины ХХ века о нем забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Но с 1950-х годов оценки были пересмотрены и наступило вторичное открытие модерна.

Следующая часть будет посвящена модерну в архитектуре и творчеству Виктора Орта.

Так что, продолжение следует.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Искусство периода модернизма охарактеризовалось резким рывком в развитии множества стилей. Множество изменений было привнесено во все виды искусства, и процесс изменений конца XIX — начала XX веков коснулся достаточно ощутимо и Россию того времени.

В советском государстве модерн стал непосредственным началом для развития модернизма, и специалисты говорят о необходимости различать данные понятия во избежание путаницы.

Сильнейшее воздействие модернизм оказал на изобразительное искусство как в СССР, там и зарубежом. В понятие модернизма входят различные направления:

  • экспрессионизм;
  • неоимпрессионизм;
  • импрессионизм;
  • постимпрессионизм;
  • фовизм;
  • футуризм;
  • кубизм.

Чуть позднее появились такие явления как абстрактное искусство и дадаизм, а также сюрреализм. Можно рассматривать модернизм в качестве ранней ступени авангардизма, и именно в этот период были заложены основы для пересмотра классических традиционных основ в искусстве.

(Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами" )

Влияние на архитектуру также было оказано достаточно серьезное, поскольку столь резкие перемены в искусстве не могли обойти стороной данную сферу творчества. В этот период возникли абсолютно новые тенденции, а само определение архитектурного модернизма означает современную архитектуру.

Среди основных архитектурных направлений выделяют:

  • европейский функционализм;
  • конструктивизм;
  • рационализм;
  • "баухаус";
  • арт-деко;
  • интернациональный стиль;
  • органический стиль;
  • брутализм.

Конструктивизм и рационализм характерны больше для России, а вот "баухаус" остался популярен только на территории Германии в основном.

Основные направления модернизма в искусстве

Модернизм характеризуется резким переломом в тенденциях. Творческие люди стремились создать нетрадиционные новые стили. Для модернистской парадигмы характерна отвлеченность и схематизация стиля.

Можно перечислить достаточно много направлений и стилей, которые относятся к модернизму, но стоит остановить свое внимание на главных:

Символизм в искусстве

Крупное направление, берущее начало в Франции 70-80 годов девятнадцатого века, и получило наибольшее развитие ближе к началу двадцатого века на территории Франции, а также Бельгии и России того времени. Символисты стремились разрабатывать новаторские идеи, активно использовали символику и недосказанность, а также таинственность и намеки....

Импрессионизм в искусстве

Импрессионисты старались придать естественность и жизни изображению реального мира в своих произведениях. При этом подчеркивались подвижность и изменчивость реальности - самого мира и человеческих чувств.

Для этого активно применялись очень яркие краски, а также промежуточные тона и прозрачные тени. Стоит отметить, что Рубенс отказался в этот период от использования черного цвета, и это стало популярным приемом среди других импрессионистов....

Сюрреализм в искусстве

Данный стиль отличился достаточно активным применением аллюзий, а также парадоксальных сочетаний самых разнообразных форм и образов. Считается, что в основе идеи сюрреализма лежит совмещение реальности и сна, что само по себе абсурдно и противоречиво.

Большое влияние на это направление в процессе его развития оказали труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а целью сюрреалистов была демонстрация духовного возвышения и отделения живого духа от материальных ценностей....

Кубизм в искусстве

Данный стиль достаточно сильно распространился в Европе в свое время, и для него характерно использование разнообразных геометрических фигур и точных четких линий. Чаще всего реальные объекты разделялись на разные фигуры и стереометрические примитивы.

В России кубизм смешался с итальянским футуризмом, и данную манеру написания картин назвали "кристаллической". Впрочем, были мнения специалистов того периода касательно того, что это совершенно не новое течение, и что ранее уже было нечто подобное в мотивах скифских творцов....

Футуризм в искусстве

Это направление представляет собой достаточно крупное ответвление модернизма, основанное на идеях культа будущего, а также дискриминации прошлых стереотипов. Оно подразумевало отказ от традиционных основ грамматики, словотворчества или ритмики. В этот период появилось достаточно большое количество новых слов и приемов, а основной тематикой искусства явился технический прогресс и новейшие технологии.

Все произведения наполнены ярко выраженным пафосом разрушения и философией взрыва. В них воспеты революционные идеи и необходимость перемен во всем мире в целом. Динамичное движение сменило статичные фигуры на картинах или скульптурах, а активное развитие технологий позволило перейти многим творческим натурам в новые на тот момент творческие направления, в том числе кино и фотоискусство....

Абстракционизм в искусстве

Абстракционисты в своих работах стремились продемонстрировать абсолютный отказ от традиционных форм и изображения реалистичных элементов. Для этого использовались яркие краски и геометрические формы, а большой акцент делался на белый в сочетании с яркими контратными оттенками.

Для этого направления характерна беспредметность. Весь абстракционизм строится на основании исключительно ассоциотивного ряда, а философские сложные сюжеты могут иметь достаточно различные трактовки в зависимости от видения читателем или зрителем ситуации, а также настроения....

Постмодернизм в искусстве

Он завершил по сути эпоху модернизма, и характеризуется прежней философской направленностью, однако при этом сменяет стиль на более близкий к классическому и реалистичному. Частично направление повернуло в сторону традиционных понятий и приемов, представляя собой своеобразное переосмысливание прошлых тенденций при осознании, что полностью искоренить их будет невозможно.

По своей сути это своеобразный антитез модернизму, облеченный в игровую или саркастичную форму, который был призван уничтожить разницу между слоями общества, уравняв их в правах и низведя элиту до обычной массы жителей...

В каждом из видов искусства можно, хотя и условно, применить совместные черты, определенные общности сюжетов и мотивов. Так и в модерне, при своих особенностях каждой национальной школы, все-таки проявляется преимущественное тяготение к своему кругу сюжетов, мотивов или тем, хотя этот круг обязательно окажется близким по основанию к другому.

Художники модерна ничего не знали о глубинной сути восточного искусства. Они не имели точных представлений о восточной философии, но каким-то интуитивным, внутренним образом почувствовали самую суть восточного искусства. Заслуга художников модерна заключается в том, что они увидели восточную красоту, и сумели своеобразным способом передать это глубокое чувство в своих работах.

Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна. Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых - Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929).И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов. Вспомним «Вихрь» Ф.А. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С.В. Малютина (1859-1937), А.Н. Бенуа (1870-1960) и других» .

Основные черты модерна в живописи состоят в показе человеческих страстей: например, популярен был мотив поцелуя. Знаменитый «Поцелуй» П. Беренса стал одним из первых решений этого мотива. Поместив в центре две головы, что слились воедино, художник окутал их волосами, превратив их в узор, орнамент. Климт, в картине того же названия, стремился уравновесить порыв и абстрагированный декоративизм. Женское лицо, повернутое прямо на зрителя, выражает страсть откровенно и прямолинейно.

Очень часто художники изображают юных героев так, Ф. Ходлер (1853-1918), в картине «Весна», подчеркивал мотив пробуждения чувств и становление жизненных сил. «Парафразом ходлеровской темы стала одна из картин К.С. Петрова-Водкина - «Юность». Молодых героев мы постоянно встречаем и в произведениях Хофмана» .

Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Этому стилю характерно изображение частей живой природы: цветок, листок, птичка, бабочка, которые выступают как определенное понятие, символ. Особенно любимыми птицами были лебедь и фазан: один символ обреченности, второй - солнечности. Преобладающими мотивами модерна являются так же маки, ирисы, лилии и другие растения, змеи, ящерицы, лебеди, волны. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливые узоры, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Выразительность живописи модерна иногда достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (Л.С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), или тонко нюансированной монохромией (М.А. Врубель, А.Н. Бенуа). Характерно для живописи модерна парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной четкостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М.А. Врубель в России). Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями».

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности. В период модерна эстетика изогнутой линии, появившаяся еще в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела конструктивный характер.

Для названий произведений искусства периода «модерна» характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». В этих тонких нюансах хранились и возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ - приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов смело проникают в живопись модерна.

Таково искусство Густава Климта (1862-1918) - австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и кораллов. С его живописью связывают «золотое время» модерна.

В русском искусстве самым ярким представителем периода модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Своеобразие его живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов.

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художники вышли за рамки традиционного реализма, открыв принципиально новое. Художники эпохи модерна в большинстве своем имели разные идеи, но одну цель -- запечатлеть свои чувства и переживания своеобразно и впечатляюще в их новой живописи. Основные черты модерна, в огромном количестве проявлений удивительно разнообразили живопись XX века.