Тест №1.

ВАРИАНТ 1

1. Первобытные люди общались друг с другом с помощью: а) речи; в) разнообразных звуков; б) жестов; г) рисунков. 2. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Южной Австралии; б) Восточной Африке; г) Западной Европе. 3. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался: а) человеческое стадо; в) соседская община; б) родовая община; г) племя. 4. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на: а) сидящих птиц; в) крупную рыбу; б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных. 6. 40- 12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на: а) лошадей, оленей, бизонов; б) мамонтов, пещерных медведей; в) волков, лисиц, тигров; г) зайцев, собак, куниц. 5. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными: а) «человек умелый»; б) «человек прямоходящий»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 6. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь: а) охотой; в) земледелием; б) ремеслом; г) собирательством. 7. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано: а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей; б) с попытками понять явления природы; в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы; г) с умением изготавливать орудия труда. 8. Для облика древнейшего человека характерны: а) выступающие челюсти; б) прямая походка; в) прыгающая походка; г) руки, свисающие ниже колен. 9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку: а) лучше общаться друг с другом; б) удачнее охотиться; в) жить в одиночку; г) заниматься собирательством. 10. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если: а) нарисовать их в глубине пещеры; б) поразить изображение копьем; в) нарисовать их ранеными; г) класть им еду у входа в пещеру. 11. В случае потери первобытным человеком огня его: а) заставляли разжигать огонь снова; б) изгоняли из коллектива; в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь; г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

Тест №1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

ВАРИАНТ 2

3. Для облика «человека разумного» характерны: а) высокий лоб; в) надбровный валик; б) прямая походка; г) подбородочный выступ. 1. Следы первобытного человека, жившего около 100 тысяч лет назад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Юго-Восточной Азии; б) Западной Европе; г) Антарктиде. 2. Более 2 миллионов лет назад на Земле появился человек, названный учеными: а) «человек прямоходящий»; б) «человек умелый»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 5. С изобретением первобытным человеком лука и стрел более удачной стала охота на: а) медленно передвигающихся животных; б) мелких и быстро бегающих животных; в) крупную рыбу; г) сидящих и летающих птиц. 6. 2 миллиона лет назад древнейшие люди охотились на: а) саблезубых тигров и пещерных медведей; б) зайцев и куниц; в) быстроногих антилоп и зебр; г) лошадей и оленей. 4. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названны­ми учеными: а) человеческими стадами; б) родовыми общинами; в) соседскими общинами; г) племенами. 7. С изобретением копья с каменным наконечником и гарпуна важ­нейшими занятиями первобытных людей становились: а) земледелие; в) ремесло; б) охота; г) рыболовство. 8. Древнейшие люди общались друг с другом при помощи: а) слов; в) рисунков; б) жестов; г) разнообразных звуков. 9. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному чело­веку помогло: а) умение пользоваться огнем; б) умение строить землянки из глины; в) использование пещер для жилья; г) умение запасать продукты питания впрок. 12. Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте мож­но, если: а) нарисовать бизонов, оленей, лошадей в глубине пещеры; б) нарисовать раненых животных; в) изображение животных поразить копьем; г) положить еду около входа в пещеру. 10. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага: б) женщин-собирательниц; в) мужчин-воинов; г) вождей родовой общины. 11. Зарождение веры в душу у первобытных людей связано с: а) развитием пещерной живописи; б) попытками понять причины явлений, происходящих в них самих (сновидения); в) ритуальными обрядами в родовой общине перед выходом на охоту; г) попытками понять явления природы.

Возникновение на Земле первых людей с их систематическим трудом обозначило перелом в развитии предкового вида обезьян. Произошел решительный сдвиг в эволюции животном мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, иначе «обезьянолюди»; внешне еще не отличались от своих ближайших сородичей - обезьян, однако трудовая функция и вся их трудовая деятельность уже ставили грань между человеком и животным миром.

Жизнь и общение первобытных людей - архаптропов

Древнейшие люди, или архаптропы (от греческих "архайос"- древний, антропос - человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые каменные и весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходимые для добывания пищи и защиты от хищников.
Во время работы члены первобытного коллектива должны была как-то общаться друг с другом. При зтом они могли пользоваться преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами. На первых порах звуки и жесты были еще почти совсем обезьяньими многие из них стали означать совершение новые, социальные действия и отношения.

Язык и речь первых людей

На трудовой основе в коллективах новых существ постепенно формировался звуком язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменялись и начинали по-разному сочетаться. Но тогда еще звуковом язык был, разумеется, самым простым, примитивным.

Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животное превращалось в социальное трудящееся существо - в человека !

Карл Маркс говория, что человек, воздействуя в процессе общественного труда на окружающую природу при помощи органов своего тела, пуская в ход голову, пальцы, руки, ноги, вместе с тем изменяет и свою собственную природу.
Исследуя влияние природы и общества на человека, Фридрих Энгельс на основе учений Чарлза Дарвина и Карла Маркса создал трудовую теорию антропогенеза (от греческих «антропос» - человек, «генезис» - происхождение). В ее основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. В известном смысле можно сказать, что труд создал самого человека.
Изготовление орудий и совместный труд посредством орудий вели к развитию новых социальных отношений между членами первобытного стада. Начали выделяться более опытные в изготовлении орудий труда и оружия. Вовремя охоты это были преимущественно мужчины. Как писал Карл Маркс, уже очень рано в истории человечества наметилось разделение трудовых обязанностей в зависимости от физиологических различий по полу и возрасту.

Как жили древнейшие люди

Как жили древнейшие люди? Для их первобытного стада очень важное значение имела охота на животных. Стадные объединения первобытных людей для добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.
35 лет назад ученым удалось обнаружить очень интересную стоянку «обезьянолюдей», где они жили несколько столетий подряд. В одной пещере, в 54 км к юго-западу от г. Пекина, были найдены черепа и кости древнейших людей, которых назвали синантропами (от латинского «оиникус» - китайский).
Судя по длине бедренных костей, рост мужчин достигал 1,63 ль, а женщин - 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: он составлял 830-1200 см3.
Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская» примитивных каменных орудий, служивших им и оружием. Тут же при раскопках обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) антилоп, оленей и других животных, на которых охотились синантропы. Питались эти древнейшие люди и растениями. Ученые нашли здесь даже сохранившийся с тех пор целый орех. В разных местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с кусками древесного угля и обожженными костями животных. Все это свидетельствует о том, что синантропы уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его и добывать.

Овладение огнём

Овладение огнем - огромное достижение древнейших людей. Оно помогло преодолеть многие трудности существования, особенно во время наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.
Завоевав огонь, человек поставил себе на службу великую силу природы . Этот факт имел громадное значение для развития первобытной культуры.

Огонь костра согревал группу синантропов, которые ютились в сырой пещере на кишащих насекомыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, вероятно, еще не носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых животных. Мясная пища богата важными питательными веществами, которых не содержат растения: она укрепляла организм, древнейших людей, способствовала и лучшей работе их головного мозга. Можно полагать, что без мясной пищи формировавшиеся древнейшие и древние люди вряд ли бы достигли высокого развития и приняли бы вид своих потомков - людей современных, или разумных. Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации охотничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим ручным рубилом. Иными словами, все это способствовало быстрому прогрессу коллективов первобытных людей.
По мере развития труда и под его влиянием древнейшие люди, теряя некоторые обезьяньи особенности, начали приобретать специфически человеческие, хотя эти предки и были еще очень похожи на крупных бесхвостых человекообразных обезьян. Их позвоночный столб еще не имел поясничного изгиба, а на черепе сохранялся сильно развитый надглазничный, костный валик. Лоб их оставался покатым, череп наиболее широк был в нижней трети, как: у обезьян.
Головной мозг у ближайших предков человека разрастался интенсивно. Объем их мозговой коробки, в среднем был около 700 си3, т. е. больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Какие же факторы эволюции так повлияли на развитие головного мозга формировавшихся людей, да, еще в столь короткий исторический срок?

Неандертальцы

Труд и речь были теми двумя главными стимулами, благодаря которым человеческий мозг, весьма похожий; в своем основном строении на мозг обезьяны, так резко стал превосходить его по величине несовершенству. Уже у неандертальцев (древних людей) головной мозг достиг в среднем такого же объема, как у современных людей (около 1400 см3).
В формировании современного человека огромную роль играло развитие высшей нервной деятельности, в связи с чем быстрее совершенствовалась центральная нервная система. Наряду с этим несколько уменьшилась мускулатура человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более массивен, череп обладал толстыми стенками, надглазничным валиком и мощным челюстным отделом а у их потомков - людей сформировавшихся, или, как их называют, «готовых», - кости скелета и черепа стали более тонкими, с гораздо менее выраженным наружным рельефом.

Формировавшиеся древнейшие и древние люди, а именно архантропы и неандертальцы, освоили огонь, начали носить одежду в селиться в пещерах . Но самое главное то, что эти люди жили первоначальными коллективами, по преимуществу охотничьими ордами, с главенством наиболее опытных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди передавали потомству. Делали это они с помощью звукового языка и показа приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче говоря, люди развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.

"Человек разумный"

Люди современного типа строения получили видовое название «человек разумный» . Большинство ученых считает, что этот вид произошел от более древнего вида - «человек неандертальский». Такое мнение было подтверждено новыми находками черепов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-востоке страны, в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнаружил семь скелетов древних людей, или палеоантропов (от греческого "палайос") - древний). В строении череда этих людей видно еще много примитивных признаков. Но наряду с этим заметен, правда слабовыраженный, подбородочный выступ. Надглазничный валик развит не сильно. Следовательно, шанидарские древние люди принадлежали к переходному типу, более близкому к «человеку разумному».
Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и длительный. Нашим предкам пришлось испытать немало всевозможных лишений и много трудиться, чтобы победить в борьбе с хищниками, прокормиться и, наконец, выжить. В этих условиях сформировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это было 50-100 тыс. лет назад. Неоантропы (кро-маньонцы и другие группы ископаемых людей) относятся уже к виду «человек разумный», к которому принадлежит и все современное человечество.

Возникновение групп людей вида «человек разумный» ознаменовалось усилением их общественно-трудовой деятельности. Появилось много новых типов орудий и оружия, стала применяться загонная охота на крупных млекопитающих. А это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности человека, его мышления, сознания и членораздельной речи.
Каждый человек с момента рождения испытывает на себе влияние других людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые отношения с окружающим миром предметов и явлений, созданных: предшествующими поколениями людей. В практике жизни, в процессе воспитания, образования, творчества человек познает природу.. Его личность формируется в общественном труде, и сам он вносит свою долю в общечеловеческую культуру.

Люди рождаются уже с готовым набором природных качеств, свойственных виду «человек разумный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и внести в нее свои творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых черт..

Три расы человечества

Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Нередко их называют белой, черной и желтой, но антропологи предпочитают другие названия: европеоидная, негроидная и монголоидная. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ. Например, почти невозможно к одной из больших рас целиком отнести эфиопов или дравидов, полинезийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, сопровождается появлением здорового потомства, усиливает единство человечества. Все это говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.

Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас объясняются их анатомической общностью, а она, в свою очередь,- единством происхождения современных людей от неандертальского вида наших ближайших предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди произошли от одного предкового вида обезьян. В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о происхождении человечества от одного предкового вида, как и писал Чарлз Дарвин. Оно опровергает гипотезу полигенизма, по которой еще недавно некоторые реакционные ученые пытались доказывать, что будто бы человечество с его расами произошло от трех предков ых видов, общих с гориллой, шимпанзе и орангутаном.

Подобного рода взгляды охотно подхватываются и используются расистами, старающимися всячески поддержать лжеучение о «высших» и "низших" расах. Они утверждают, будто одни расы от природы более развиты и лучше других овладевают культурой, способное к творчеству. С таким же усердием расисты и их единомышленники объявляют, что капиталисты выше рабочих в умственном и других отношениях и что от природы наделены властью над трудящимися массами. И угоду классу эксплуататоров расисты незакономерно подменяют реальную классовую борьбу выдуманной «расовой борьбой». А отсюда понятно, что лжеучение расизма очень охотно принимается империалистами для оправдания споих захватнических, человеконенавистнических целей.
Империалисты пытаются оправдать всякие формы угнетения и эксплуатации трудящихся в колониальных и полуколониальных странах, ссылаясь на якобы прирожденное биологическое неравенство, на выдуманную «недоразвитость» так называемых цветных рас.

Однако теперь уже все видят несостоятельность этой теории. Колониализм рушится, и освободившиеся от империалистического рабства народы Африки, Азии, Латинской Америки самостоятельно строят свою жизнь.
В Советском Союзе на основе ленинской национальной политики уже давно и полностью уничтожены расовые барьеры, разделявшие при царском режиме многочисленные народы нашей страны. Разрушены эти барьеры и в других социалистических странах. Все шире распространяется противостоящая расизму марксистская научная теория социальной и биологической равноценности всех рас и народов.

События

Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.

Участники

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.


Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная История ().
  2. Экологический портал ().

Домашнее задание

  1. Где жили первобытные люди?
  2. Как выглядели наши далекие предки?
  3. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
  4. Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

"Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения"


Группирование первобытных людей в коллективы – стада

История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг..."

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом (от греческого слова "палайос" - древний и "литое" - камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило - камень с заостренными краями, палка - копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего (нового) каменного века - неолита ( 36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда - шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства". С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы - стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей - собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела - камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя - собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц - кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения - ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда - деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов - меди и олова для изготовления орудий труда. После медно - каменного века (энеолита) наступил бронзовый век - новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет - с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда - копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием - на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей

В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация - материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной (от латинского слова "матер" - мать и греческого "архи" - власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.

Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства - скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, " архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей - старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали споры между родами. На территории нынешней Украины насчитывалось около десятка групп племен как земледельческих, так и скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение - стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи нашли много костей мамонтов, северных оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, (название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье и других местностях. Поселения трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета - из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами и отапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Культура и верования первобытных людей

Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большое умение. Изделия, а также сооружения относятся к творениям материальной культуры. Не менее достиг первобытный человек и в области духовной культуры.

Еще до Октябрьской революции на месте Кирилловской стоянки археологи обнаружили на бивнях мамонта изображение речных волн, черепахи и птицы, парившей над рекой. Большое удивление археологов вызвала находка на Мезинской стоянке уникальных произведений первобытного искусства: скульптур идолов (изображение богов), женских статуэток и фигурок животных из бивней мамонта, украшений-подвесок, пуговиц, бусинок из ракушек. Женские статуэтки, браслеты, бивни мамонта были расписаны орнаментом из красной охры. И это - во времена позднего палеолита! Трипольские племена умели красиво расписывать орнаментом посуду. Из костей, рогов и шкур животных первобытные люди делали даже ударные музыкальные инструменты.

Постепенно складывались и религиозные представления первобытных людей: они верили в магические силы природы и духов предков, потустороннюю жизнь, заклинания, обожествляли огонь, солнце, гром и молнию, дождь и снег, реки, озера, леса, горы, луну и т.д. У племен трипольской культуры развитым было поклонение богине плодородия земли и покровительнице скота. Первобытные люди выдумывали богов, верили им и приносили в жертву не только домашних животных, но и людей, лишь бы "задобрить" своих идолов. Для жертвоприношения богам они создавали постоянные либо временные святилища (капища). Одно из таких святилищ обнаружено в Каменной Могиле вблизи Мелитополя Запорожской области. На стенах огромнейшей пещеры сохранились рисунки людей, животных, рыб и рыболовных снастей, повозок, запряженных лошадьми, всадников, изображение солнца и т.д. Это самое богатое святилище, исследованное археологами на территории Украины.

Таким образом, древнейшие люди на нынешней территории Украины пришли к общественной организации - первобытнообщинному строю: объединялись в стада, родовые общины и племена, совместно трудились; владели имуществом и орудиями труда, поровну распределяли между собой продукты питания, развивали материальную и духовную культуру, у них не было разделения людей на богатых и бедных - на классы. И длился этот строй несколько десятков тысяч лет.


Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987

3. Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002

4. Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987

5. Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999