1

Культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма XXI века, так как, используя достижения прошлых лет, он помогает установить взаимопонимание между людьми, воспитывает уважение к многообразию культур и повышает интеллектуальный и духовный уровень населения. В статье проведен анализ проблем туризма в современной России и намечены пути совершенствования внутреннего туризма за счет создания новых культурных центров с выставочными залами и развитой сферой отдыха и развлечений, комплексных музеев под открытым небом, подготовки хорошо обученных специалистов в области туризма, внедрения новых форм управления. Рассматриваются характерные особенности культурно-познавательного туризма и главные факторы его развития. В заключение даются рекомендации для успешного развития культурно-познавательного туризма в России. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру туристских объектов, грамотно использовать скрытые туристские ресурсы в провинции, применять накопленный опыт и находить более эффективные методы работы.

культурный туризм

достопримечательности

культурные центры

музеефикация

археологические объекты

туристские ресурсы

1. Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2006.

2. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме // htpp: // tjurlib /net.

3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 2009.

4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999.

5. Лихачев Д.С. Русская Культура. – М.: Искусство, 2000.

6. Отнюкова М.С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2004.

Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX века, когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется культурно-познавательный туризм. В 80-е годы академик Д.С. Лихачев подчеркнул, что для сохранения жизни человека не менее важна, чем природная биологическая среда, среда, созданная культурой его предков и им самим . Культура - это душа нации . В данный момент главной проблемой в туризме в России является развитие внутреннего и въездного туризма. Также в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема поиска национальной идеи. Изучение собственного прошлого и использование опыта и достижений многих сотен поколений, живших до нас, как нельзя лучше будут способствовать ее решению.

В XXI веке специалистами туристского бизнеса наиболее перспективным направлением в туризме признается именно культурно-познавательный туризм как единственно способный открыть путешественнику новое, интересное и непознанное. Надо подчеркнуть, что именно культурный туризм развивает разные формы человеческого общения, устанавливая и закрепляя взаимопонимание между людьми, уважение к многообразию культур и обычаев. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие всех видов транспорта, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране и в мире .

Только единицы иностранных туристов и немногие наши соотечественники представляют, что на территории большинства областей и районов России находятся уникальные археологические, этнографические, исторические, архитектурные и природные памятники. В последние десятилетия в нашей стране были открыты интереснейшие памятники эпохи палеолита, неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие культурные и художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами мировых цивилизаций. Эти памятники, по уверениям специалистов, представляют собой огромный культурный потенциал для развития туризма в провинции. Надо отметить, что введение в туристский оборот местных достопримечательностей даст толчок именно для развития культурно-познавательного туризма, который становится популярным и востребованным во всем мире.

Есть и еще одна очень важная сторона в этом вопросе - это проблема образования и воспитания. Развитие культурного туризма, способствующего гармонизации человека и общества, человека и природы, во всех развитых странах находится в поле зрения государства. Основными объектами такого туризма являются памятники истории, природы и культуры, археологии. Эти же памятники являются постоянными значительными источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест, способствуют познанию малой родины.

Существуют три основных отличия современного культурно-познавательного туризма:

1) активная роль и позиция туриста имеют первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и форм их прохождения;

2) привлекающая роль не отдельных памятников, как ранее, а целостного культурного окружения;

3) культурные ресурсы того или иного региона России выступают как культурный капитал, способный к воспроизводству, в том числе и за счет поступлений от современных форм туризма.

Главными факторами культурного туризма, по мнению исследователя М.Ю. Горбуновой, являются, во-первых, клиенты как потребители данных услуг; во-вторых, обеспечивающие доступ к этим услугам предприятия . Как и другие направления, культурно-познавательный туризм организуется вокруг достопримечательностей, которые условно можно разделить на несколько типов: исторические, археологические, природные, архитектурные, геологические, спортивные, политические, религиозные и комплексные. Разнообразный по тематике познавательный туризм подразделяется на два основных типа: стационарные туры (включают в себя городские экскурсии) и маршрутные туры (большинство предлагаемых комплексных туристских проектов и путешествий). В любом случае познавательный туризм представляет собой концентрацию объектов культурного наследия, таких как:

1) памятники археологии;

2) культовая и гражданская архитектура;

3) малые и большие исторические города;

4) сельские поселения;

5) музеи, театры, выставки;

6) социальная инфраструктура;

7) объекты этнографии, центры прикладного творчества;

8) технические комплексы и сооружения.

В последнее время популярной формой культурно-познавательного туризма стал развлекательный туризм. Следует помнить, что в основе культурного туризма лежит потребность в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии человека. Поэтому в настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных, религиозных и свадебных туров. Развиваются событийный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, среди них есть и частные, например в подмосковном Середниково, с возможностью внедрения индивидуальных программ. И в первую очередь надо отметить эмоциональное воздействие таких форм культурного туризма, как интерактивность, ролевые игры и театрализация. Практически это продукты развлекательного туризма, но имеющие под собой глубокие нравственные и культурные корни. Такие проекты могут быть периодическими, разовыми, а могут стать и постоянно действующими.

В традиционной российской культуре путешествия символизируют ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности . Россия обладает мощнейшими туристскими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристского продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристского продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристской инфраструктуры. Таким образом, повышение уровня местного туризма не только значительно увеличит бюджет, но и сыграет свою роль в воспитании патриотизма среди молодежи и привлечет внимание к культурному наследию регионов нашей страны. Для развития внутреннего туризма необходимо разработать и воплотить в жизнь новые, современные формы работы.

Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов населения, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма - перечень причин можно продолжать долго. Но основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.

Реализация новых целей туризма делает необходимой не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и внедрение новейших информационных технологий в туристский бизнес.

Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма представляется создание центров культурной, научной, просветительской деятельности на базе археологических, этнографических, исторических, архитектурных, природно-ландшафтных памятников, а в оптимальном варианте - комплексных музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах, например Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в Германии. В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться в России, такие, как Этномир в Калужской, Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др. Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в широком смысле этого слова.

Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, присутствовали почти исключительно традиционные архитектурные, например Кижи, или литературные, к примеру Тарханы или Ясная Поляна, мемориальные музеи.

В последние годы получила развитие музеефикация специфических, известных узкому кругу специалистов памятников - археологических объектов. Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий, но также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа этих уникальных экспонатов и комплексов. Во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных, с точки зрения посетителей. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов, в том числе археологов и профессиональных музейщиков, приводит к тому, что выставочные площади весьма скучны и неинформативны.

Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и другие. Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией, так как такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру этих туристских объектов.

Создание центров нового типа предполагает не только наличие выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпрепровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам, к тому же специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Хорошо обученные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристском бизнесе.

В условиях рыночной экономики туристские организации все более осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Прогнозирование прибыли нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента , как вида культурно-экономической и предпринимательской деятельности туристских фирм для эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы.

Тема туризма, очевидно, приобретает новое звучание и может стать одной их важнейших доминант развития человечества в третьем тысячелетии. Все больше людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые знания и впечатления. Таким образом, туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности и способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но его развитие поднимает многие вопросы и проблемы, часть которых обозначена в этой статье.

Рецензенты:

Чепик В.Д., д.п.н., профессор кафедры сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Московская обл., пос. Электроизолятор;

Логинова Л.Ф., д.и.н., профессор кафедры теории и прагматики культуры, ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт», Московская область, пос. Красково.

Библиографическая ссылка

Коржанова А.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-18. – С. 4044-4047;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37904 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

  • 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного - познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. В России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

    Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

    Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

    Роль познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

    Это касается и России. Ведь то, что Россия остается сегодня среди великих держав мира, обусловлено во многом авторитетом ее замечательных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, ученых. Россия велика своими художественными и научными школами. Весь мир знает современных русских пианистов, скрипачей и виолончелистов, певцов, мастеров балета, физиков и математиков.

    Поэтому сегодня, когда говорят о привлекательности России как туристского пространства, имеют в виду не только выдающиеся творения русских архитекторов, красоту старинных русских городов, глубину народной культуры, воплощенную в фольклоре, в творениях народных мастеров, но и замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в России национальной культуры.

    Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры России такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, малые российские исторические города и поселения, являющиеся носителями особой атмосферы, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями, жизнью замечательных людей, природные достопримечательности.

    Наличие в России уникальных историко-культурных и природных ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для становления познавательного туризма, реально дающего экономике социально-политические и экономические дивиденды и выгоды. Между тем теория и методология развития познавательного туризма недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять его целенаправленное управление на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на обслуживании туристов, путешествующих с познавательной целью, встает задача поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить их рыночные позиции и способствовали тем самым дальнейшему развитию туризма и страны в целом.

    Федеральное агентство по туризму утвердило стратегию развития туризма в России на период до 2015 года. 86-страничный документ предусматривает главным образом развитие познавательного туризма, как самого перспективного, а также значительное расширение полномочий Ростуризма. Если вторая инициатива может быть реализована уже в этом году, то на развитие познавательного туризма в России может не хватить и выделенных восьми лет.

    Глава 1. Культурный туризм в ресурсной системе туристской деятельности

    1.1. Факторы и условия развития культурного туризма

    Культурный туризм облегает собой визит исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм - показывают самый популярный и массовый вид туризма. Цель таких путешествий - знакомиться с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т.п.).

    Направления культурного туризма:

    Знакомство с многообразными историческими, архитектурными или культурными эпохами посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
    - посещение культурных представлений: посещение фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок и т.д.;
    - посещение лекций, семинаров, курсов научного языка;
    - участие в фольклорных фестивалях .

    Культурный туризм владеет значением для самих туристов (познавательное, образовательное, рекреационное и т.д.) и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение туризма очевидно, прежде всего, той экономической выгодой, которую могут обрести города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Явно также совершенствование качества жизни жителей за счет реставрации или реконструкции жилого фонда, улучшения инфраструктуры поселений и территорий. В социальной обществе туризм решает, представляя новые рабочие места, проблему занятости жителей; приобщает их к ценностям международной культуры, в том числе путем общения.

    Культурный туризм - важный фактор в современном обществе.

    Культурный туризм имеет дело с двумя основными составляющими: природным и культурным наследием. Это и специальные культурные ландшафты, и памятники архитектуры, и музеи разных типов, и исторические города и поселения, и археологические раскопки, и ремесла, и праздники, и, наконец, народная кухня.

    Сущинская М.Д. пишет, что культурный туризм соединяет в широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельной дестинации, будь то культурно-историческое наследство, нынешнее искусство, манера жизни, а также бизнес-практики, обеспечивающей доступность и интерпретацию культуры дестинации.

    Выделение культурного туризма как специфического сектора в системе туризма проводится по трем линиям:

    1. Характер деятельности туриста, заключающийся в приобретении нового опыта и впечатлений для ублаготворения культурной нужды. Этот признак вырабатывает концептуальное различие культурного туризма от других видов туристской деятельности.
    2. Мотивация туристов, вовлеченных в культурный туризм. Этот признак охарактеризует вид спроса туристов в культурном туризме.
    3. Характеристика предложения - особенных туристских ресурсов, втягиваемых в процесс удовлетворения спроса в сфере культурного туризма.

    Охарактеризовав культурный туризм по этим признакам, можно дать его развернутое определение, соответствующее современному пониманию культурного туризма, аккумулирующее ряд наиболее известных подходов:

    Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей .

    Примерно до 80-х годов былого столетия культурный туризм анализировалcя как относительно незначительная ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направленностью массовой туристской активности. Мировая туристская организация оценила масштабы этой деятельности в 2007 г. на уровне 40% от всего числа поездок (в 1995 г. - 37%), а ее ежегодный рост - на уровне 15%.

    Туризм расширяет ареал своей деятельности за счет повышения доступности и досягаемости туристских объектов в результате развития транспортных средств в сочетании с широкой информатизацией. Досягаемость многих аттрактивных туристских объектов, которая сложилась в последние десятилетия, обусловлена, в частности, быстрым развитием транспорта, в т. ч. специализированного туристского, делающего возможным посещение самых удаленных и неприступных уголков нашей планеты без нанесения ущерба окружающей среде.

    Развитие транспортных услуг в сочетании с широкой информатизацией создают возможность четко увязывать маршруты по времени пребывания в точках пересадок, в местах временного проживания туристов, делать туристские программы более выверенными и насыщенными. Это, в свою очередь, дает возможность разрабатывать максимально удобные для пользователя маршруты. Таким образом, потенциальные туристские объекты становятся не просто досягаемыми отдельным энтузиастам, но и реально доступными достаточно широким слоям путешественников, позволяя экономно расходовать их ограниченные ресурсы, в том числе временные, физические, психологические, финансовые.

    Это происходит на фоне того, что все больше людей могут позволить себе путешествия, поскольку рост их доходов одновременно сопровождается относительным снижением цен на туристские услуги, вызванной острой конкуренцией в туристской индустрии. С другой стороны, «стиль жизни» как комбинация характеристик трудовой и досуговой деятельности заменяет профессиональную позицию в трудовой сфере в качестве основы для формирования социального статуса человека. Соответственно, нарастает процесс «профессионализации» в досуговой деятельности и повышается значение формирования своеобразной «карьеры» в потребительской сфере. Туризм предоставляет широкие возможности для реализации этого процесса .

    Реакция на глобализационные процессы, ведущие к унификации стиля жизни и обеспечивающих его товаров и услуг в мировом масштабе, обусловливает рост значения локальных и региональных систем ценностей. Региональная и местная культура предоставляют эффективные средства для идентификации отличительных характеристик территорий и населяющих их людей.

    Данные общие условия развития туризма распространяются и на культурный туризм. Однако на развитие культурного туризма существенное воздействие проявляют и прочие факторы , как со стороны спроса, так и со стороны предложения услуг, обусловленные современными характеристиками социально-экономического формирования территорий разного ранга, трудовой и потребительской деятельности населения и туризма как отрасли бизнеса.

    Со стороны предложения:

    1. Рост числа и разнообразия культурных достопримечательностей. Этот фактор действует по нескольким направлениям. Во-первых , интенсивно осуществляются инвестиции в формирование культурных объектов. Это объясняется тем, что последние предназначены для повышения привлекательности данного места не только для посещения туристами, сколько для жизни и работы местных жителей, для обеспечения разнообразия их деятельности в условиях повышения значения досуга и гедонистической концепции жизнедеятельности и тем самым - для успешной конкуренции с другими местностями по поводу привлечения инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Собственный театр, галерея, исторический музей и т.п. становятся атрибутом местной гордости и престижа (и борьбы за местную власть). Привлечение туристов зачастую становится второстепенной, но необходимой составной частью реализации таких проектов, поскольку местная аудитория слишком мала . Во-вторых , завершение этапа индустриального развития привело многие территории к необходимости радикальных изменений в профиле своей экономической деятельности для создания рабочих мест и на этой основе поддержания стандартов социального развития. Ответом на вызовы постиндустриальной экономики стало развитие так называемых творческих культурных. Культурные индустрии рассматриваются сегодня в качестве важнейшего катализатора как экономического развития городов, так и культурного обновления, которое нашло выражение в движении возрождения городов через культуру. В-третьих , расширение состава объектов, определяемых сегодня как культурные, в частности, за счет вовлечения в сферу культурного потребления объектов, отражающих производственную и бытовую традицию. Поиски утраченных корней стимулируют сохранение и использование в качестве культурных достопримечательностей тех атрибутов культуры, с которыми исторически связано формирование национальной, региональной или местной самобытности, уходящей под натиском постиндустриальной экономики и глобализационных унифицирующих процессов.
    2. Распространение государственной региональной и национальной, а также надгосударственных форм поддержки и стимулирования культурного туризма, в том числе путем финансирования сохранения культурных артефактов и реализации крупных культурных проектов. Так, Совет Европы активно способствует развитию культурного туризма как средства распространения европейской культуры.
    3. Растущая доступность информации о культурном развитии и достопримечательностях в условиях тотального распространения современных технологий. Виртуальное знакомство с культурными достопримечательностями, давая людям новые разнообразные информацию и образы, одновременно и постоянно стимулирует их на личное присутствие, на посещение новых туристских объектов.
    4. Новые и более совершенные коммуникационные технологии (как транспортные, так и информационные) создают возможность дифференциации туристских продуктов в расчете на узкие сегменты рынка, которые становятся в ценовом отношении конкурентоспособными с массовым, стандартизированным туристским предложение .

    Со стороны спроса:

    1. В условиях глобализации и сопровождающей ее унификации стилей жизни культурные достопримечательности служат важным средством идентификации (этнической, национальной, конфессиональной, культурной), с одной стороны, и обеспечения культурного разнообразия - с другой. Именно в рамках культурного туризма развивается туризм, ориентированный на интересы национальных, конфессиональных и сексуальных и других субкультурных меньшинств.
    2. В связи с ускорившимся темпом жизни, когда на глазах одного поколения кардинально меняется уклад жизни, увеличивается число людей,«не поспевающих» за изменениями, испытывающими дискомфорт в современных условиях, или сожалеющих об утрате корней, прерывании традиций. Растущая по остроте и по количеству испытывающих ее людей ностальгия по прошлому стимулирует посещение мест, для одних создающих условия для «эмоционального» отдыха, поскольку сохранили черты и/или ассоциируются с приятными жизненными воспоминаниями, для других - являющихся формой поддержания связей с традициями, подпитки «корней» .
    3. Современный этап постиндустриального потребления, характеризующийся насыщением спроса на материальные продукты и разнообразные услуги, сопровождается «голодом» на чувства и эмоции. С другой стороны, в современном мире люди испытывают постоянные стрессы (на работе, на транспорте, в быту) и ищут возможность отдохнуть и развлечься, а если и обучаться, то «играючи». Культура как никакая другая сфера обладает зрелищно-развлекательным потенциалом и предоставляет широкие и разнообразные возможности для реализации соответствующих запросов современного потребителя.
    4. Растет знаковая ценность туризма для дифференциации статусной позиции. Упомянутая насыщенность спроса на материальные продукты и услуги приводит к утрате ими значения для дифференциации статусной позиции; на первый план выступает символическая знаковая ценность, символизирующая успех, образ жизни, идеологические пристрастия, персональные качества. Культурный туризм в силу разнообразия своей ресурсной базы создает многочисленные возможности для формирования символического образа самого потребителя.
    5. Широкомасштабный отказ от традиционного каждогоднего (обычно летнего) продолжительного отпуска в полезность нескольких более коротких по срокам, но более частых перерывов в работе, которое считается одним из последствий и признаков наблюдаемого тренда размывания границ времени труда и досуга. Важным критерием выбора профиля и места туристской деятельности становится насыщенность впечатлений, которые могут служить своеобразными «метками», позволяющими отделить досуг от работы, отпуск - от повседневного течения жизни; а, кроме того, субъективно увеличивают продолжительность короткого периода отдыха. Культурный туризм в разнообразии своих видов, ресурсов и форм предоставляет широкие возможности для получения ярких запоминающихся впечатлений и становится все более привлекательным направлением туристской деятельности .
    6. Повышение значения в постиндустриальном обществе досуга как средства самореализации приводит к изменению функциональной характеристики досуговой деятельности в целом и туристской, в частности: приоритетным в досуге становится возможность личного развития и раскрепощение творческой энергии. Именно культурный туризм становится важным средством саморазвития, особенно, в отношении творческого самовыражения, где он занимает доминирующие позиции в системе различных видов туризма.
    7. Культурные достопримечательности вошли в список «мест, обязательных для посещения», иначе говоря, их посещение приобрело черты ритуала, закрепляющего распространение этого действия в качестве социальной нормы, «правила туристского поведения». Например, по оценкам, три четверти туристов в Европе посещают культурные достопримечательности, включая тех, кто не связывает свое путешествие с намерением удовлетворить интересы в сфере культуры. По другим оценкам, порядка 30% европейских туристских дестинаций выбираются для посещения из-за присутствия там объектов культурного наследия, а с учетом значимых культурных событий и фестивалей эта цифра возрастает до 45-50%. В связи с этим, можно отметить, что культурные достопримечательности не столько действительно привлекают посетителей, сколько служат средством фокусирования активности туристов и тем самым оружием в конкурентной борьбе между туристскими дестинациями .
    8. С ростом искушенности туристов растет их неудовлетворенность обезличенным стандартным туристским предложением, не учитывающим индивидуальных запросов и поэтому не обеспечивающим получения эмоционально ярких, надолго запоминающихся и значимых по смыслу,как показывают исследования, 40% культурного потребления имеет место во время отпусков и праздничных дней впечатлений. Современный турист предъявляет спрос на получение уникального опыта, в высокой степени ориентированного на его индивидуальные возможности, способности и потребность в творческом самовыражении своей индивидуальности .

    В.А. Квартальнов пишет, что культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

    Культура - уровень развития общества на его историческом пути.Слово культура происходит от латинского culturа и означает возделывание, воспитание, уважение. Обычное определение слова культура - воспитание человека, его моральные качества и уровень поведения. Можно сказать совокупность материальных и духовных достижений человечества.

    Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т.д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т.п.

    Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых В.А. Квартальнов выделяет:

    Памятники археологии;
    - культовую и гражданскую архитектуру;
    - памятники ландшафтной архитектуры;
    - малые и большие исторические города;
    - сельские поселения;
    - музеи, театры, выставочные залы и др.;
    - социокультурную инфраструктуру;
    - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
    - технические комплексы и сооружения.

    При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

    Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

    Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

    Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    Знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
    - посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т.п.;
    - посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;
    - участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

    Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

    Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
    2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма .

    Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

    Культурный туризм исполнять роль массового вида туризма. По оценкам