С каждым годом, стоимость обычной рекламы увеличивается, а ее эффективность наоборот, стремительно падает. Напряженность рекламного информационного шума растет как снежный ком, и скоро достигнет критической отметки, когда на рекламу вообще не будут обращать внимание.

Обычный житель большого города в среднем видит и слышит 1,5-2 тыс. рекламных сообщений в день. В такой среде, использование партизанского маркетинга становиться очень весомым аргументом. Особенно, для небольших компаний, у которых рекламный бюджет строго ограничен или вообще отсутствует.

Главная задача партизанского маркетинга – запомниться потенциальному покупателю, побудить его сделать определенное действие. Причем сделать это нужно, желательно, с минимальными денежными затратами, - в необычном и позитивном контексте. Главным объектом для инвестирования здесь являются время и нестандартное мышление.

В этой статье, собрал для вас лучшие примеры партизанского маркетинга . Всего получилось 35 таких примеров.

Естественно, вы должны понимать, что каждый бизнес уникален, поэтому скопировать эти идеи в большинстве случаев будет проблематично. Однако, несмотря на это мы надеемся, что многие из этих примеров помогут вам подключить фантазию и сгенерировать свои, не менее ГЕНИАЛЬНЫЕ и ЭФФЕКТИВНЫЕ партизанские приемы.

Итак, вперед!

1. Рекламное агентство заключило партнерское соглашение с сетью магазинов бытовой домашней техники. После чего, на экранах всех телевизоров торговой сети регулярно стали показываться рекламные ролики. Рекламное агентство делает продвижение подобных рекламных услуг и разрабатывает ролики. Прибыль делится между сетью магазинов и агентством согласно договорённости.

2. Книжный магазин захотел получить преимущество перед конкурентами с помощью доставки книг покупателю на дом. Но расчёты показали, что такая идея будет стоить слишком дорого. После чего, книжный магазин придумал выход – они наладили сотрудничество с расположенной рядом пиццерией. Когда курьер, отправляется в нужный район, он берёт с собой так же и посылку от книжного магазина.

3. Владелец магазинов по продаже мужских костюмов, захотел поднять продажи. Он заказал тысячу различных монет, которые напоминали монеты определенного государства. Эти монеты были покрыты платиной, золотом и серебром и распределены по каждому магазину. Продавец, пока упаковывал костюм, незаметно вкладывал одну из таких монет в карман пиджака.

Предполагалось, что покупатель позже обнаружит эту дорогую на вид монету, покажет её своим родственникам, знакомым, сослуживцам и, конечно же, упомянет магазин, в котором он делал покупку. Однако продажи за 1-й месяц заметно не изменились. Однако, уже в следующем месяце продажи выросли в 3,5 раза!

4. Фирма по изготовлению бронированных дверей, использовала попутную рекламу. Когда её мастера заканчивали установку двери у очередного клиента, один из них поднимается на верхний этаж и на каждой дверной ручке оставляет небольшую карточку с сообщением. В нём сказано, что жилец такой-то квартиры уже установил новую дверь производства этой фирмы.

Себестоимость этой карточки - копейки, с учетом полноцветной печати. Проанализировав результаты, руководство фирмы сделало вывод, что эффективность такого продвижения заметно выше, чем с помощью других рекламных носителей.

5. Зоомагазин для продвижения своих товаров пригласил учеников ближайших школ на познавательную экскурсию по магазину в рамках урока по природоведению. В конце экскурсии каждому ученику вручили ПОДАРОК - живую рыбку в пакетике с водой. А также подробную брошюру о том, как нужно ухаживать за этой рыбкой. В результате многие родители этих детей приобрели для рыбки аквариум, а так же специфический корм, водоросли, аэратор, и другие сопутствующие товары. Общая прибыль от этой акции в десятки раз превысила стоимость подаренных рыбок.

6. Когда у компании Apple были не самые благоприятные времена, она подарила каждой калифорнийской школе по одному компьютеру. Этим были достигнуты 2 цели:
- Во-первых, дети рассказали о новом компьютере своим родителям.
- Во-вторых, сформировалось целое поколение пользователей, которые стали поклонниками продукции Apple.

7. Владелец популярной в США ресторанной сети тратил очень мало денег на маркетинг. Несмотря на это, в его ресторанах всегда было много клиентов. Как это ему удалось? Каждый раз, когда он открывал новый ресторан, он организовывал в нем грандиозный прием, на который приглашал всех парикмахеров города. Они веселились и вкусно ели за счет хозяина, а на следующий день в отличном настроении выходили на работу.

А как работают парикмахеры? Именно! Они каждый день общаются с клиентами. И в течение нескольких недель с удовольствием распространяют информацию о замечательном ресторане, где можно хорошо провести вечер.

8. Один адвокат, специализируется на выбивании денежных компенсаций по ДТП и производственным травмам. Он договаривался о личных рекомендациях с травматологом или рентгенологом. И когда пострадавшего всего в бинтах на каталке привозят в рентген-кабинет, врач доброжелательно протягивает визитку адвоката и говорит: «Хотите, чтобы эта сволочь, которая вас переехала, выплатила вам 10 тыс. USD? Вот этот адвокат всю кровь из нее выпьет, но деньги для вас добудет».

9. Интересную акцию провели для брэнда Gavana Club, популяризируя коктейли Cuba Libra. На церемонию открытия Яхт-клуба «Галс», куда было приглашено много известных гостей, появился шейх со своей свитой. Естественно, его прибытие вызвало интерес, но было воспринято вполне естественно. Никто и не заметил, что это был театрализованный спектакль, - очередной креатив рекламистов.

Шейха вместе со свитой посадили на престижные места, где была организована охрана. Подойти вплотную к экзотическому гостю было невозможно, однако не трудно было заметить, что он ест и пьет. А пил он исключительно Cuba Libra. Интерес к шейху дополнительно повышали специальные люди, расспрашивая гостей о шейхе и как бы случайно обращая их внимание на то, что он ест и пьет.

В конце вечеринки, когда публика разгорячилась, девушка шейха объявила, что хочет угостить всех присутствующих выпивкой (естественно, Cuba Libra). Гости снова не заметили подвоха, поскольку статус мероприятия позволял делать подобные жесты. Но оценили напиток, тем более что их угощал настоящий шейх.

10. Еще в начале 20-го века русский предприниматель Николай Шустов нанял на работу десяток студентов, которые должны были обходить московские трактиры и требовать коньяк «Шустов». Не обнаружив такого, студенты устраивали скандалы и лезли в драку. Об этом начали писать местные газеты, а Москва узнала о новом бренде алкоголя.

11. Пример удачного применения партизанского маркетинга в Директ-мейле можно назвать опыт компании Evans Industries. Перед ней встала задача разработать эффективный и недорогой способ стимулировать дистрибьюторские продажи. Президент Evans Industries - Сальвадор Алиотта рассказывал, что они не располагали достаточными средствами для разворачивания крупномасштабной рекламной кампании, поэтому у него не было других вариантов, как воспользоваться методами партизанского маркетинга.

В то время, джек-пот в одной популярной лотерее составлял $ 20 млн. Они купили и разослали каждому своему дистрибьютору лотерейный билет. Вместе с лотерейным билетом они приложили письмо, в котором говорилось о том, что они могут стать миллионерами, либо выиграв в лотерею, либо продавая продукцию Evans Industries.

«Всего за 300 долларов США мы провели удачную стимулирующую кампанию, которая позволила увеличить уровень лояльности и осведомленности о наших товарах» - поделился Сальвадор Алиотта.

12. Наверное, одним из самых первых примеров партизанского маркетинга в Директ-мейле упоминал альманах “Всемирный путешественник” за 1900 (!!!) год. “Один нью-йоркский директор театра разослал жителям города афишки, прилагая к каждой из них чек на сумму 4 цента.

Текст брошюры был следующий: «Милостивый государь! Я предполагаю, что ваш годовой доход составляет $ 15 000. Так как вы, наверное, признаете тот факт, что время – деньги, то мы прилагаем при этом чек на 4 цента, чтобы заплатить за две минуты вашего времени, которое вы употребите на то, чтобы прочесть короткое и правдивое перечисление некоторых оригинальных и новых сцен, коими отличается новая трехактная музыкальная шутка “Чертова Бабушка”; она пойдет в будущий понедельник впервые».

После чего следовало перечисление этих сцен. Расчёт акции ставился на то, что очень многие прочтут объявление, в сопровождении чека, но, вряд ли, многие из обеспеченных людей захотят обналичить столь мизерный чек. И действительно, рекламная акция произвела впечатление, - зал был полон, а обналичили свои чеки единицы.

13. Финансовый кризис негативно повлиял на рынок недвижимости в США и, как следствие, заставил продавцов недвижимостью хорошенько пошевелить мозгами для привлечения клиентов. Владельцы одной новостройки в Лос-Анжелесе нашли весьма оригинальный способ привлечь внимание покупателей (а заодно и СМИ) к своему активу.

В окнах непроданных и несданных в аренду квартир домовладельцы поместили человеческие силуэты теней, танцующие стриптиз. Танцоры, конечно, забавляют публику не в реальном времени - видеозапись транслируется проектором. Удивительно, но клиенты идут. Сила притяжения секса помогает даже в сфере недвижимости.

14. Прием, который могут использовать фирмы доставляющие товары. На упаковке, в зависимости от самого товара разрабатывается оригинальный стикер с надписью: “Не кидали, не мочили, относились бережно. Компания …

15. Чтобы гарантированно заставить многие СМИ обсуждать какую-то акцию, нужно создать достаточно дерзкий предлог. Особо преуспела в этом направлении компания «Евросеть». Например, 1 апреля 2002 г. компания провела акцию, в рамках которой каждый желающий мог бесплатно получить мобильный телефон, но с одним условием: он должен прийти в один из салонов Евросети без одежды (СОВСЕМ).

Любителей халявы нашлось много, но желающих посмотреть на это зрелище намного больше. Факты документировались на фото и видео, и, естественно, во всех кадрах присутствовали логотипы «Евросети». Информация об этой акции была опубликована в ряде СМИ, а через некоторое время в интернет были выложены фотографии голых, но счастливых обладателей телефонов Motorola С350.

И еще несколько лет после этого фотографии бродили по сети: на форумах, новостных и развлекательных сайтах и т. д. Акция «Разденься и получи мобильник» обошлась компании всего в $ 1300, но популярность Евросети значительно выросла.

16. Компания Sitronics, использовала так званый прием «life placement» (создание искусственной популярности товара), используя для этого подставных «счастливых» покупателей. Суть акции в том, что на многих оживленных станциях метро в крупных городах появились люди, которые несли коробки с техникой Sitronics.

Промоутеры иногда «случайно» встречали своих «друзей» и громко обсуждали «покупку». Кроме того, перед тем, как отправлять своего торгового представителя в магазин, где компания планировала продавать свою малоизвестную технику, туда звонили подставные покупатели и спрашивали, есть ли в продаже техника Sitronics. До начала акции узнаваемость бренда составляла 26,5%, после – 44%.

Что-то подобное сделала и сеть магазинов «Просто» . Вот как это выглядело:

17. Франция. Партизанская акция для продвижения джинсов LEE:

18. Продвижение услуг автосервиса в столице Австрии – Вене. Для акции были использованы достаточно креативные внедорожники:

Торчащие из-под днища пластиковые ноги манекенов создавали иллюзию, словно автомобиль ремонтируют прямо на ходу.

Такой вот быстрый сервис!

Надпись на табличке: Нуждаешься в переменах? Позвони мне… Парикмахер.

20. Сеть магазинов спортивной одежды «Спортмастер» провела экстремальные испытания одежды Columbia с помощью РА «Marketing Communications»:

11 внедорожников (6 в Москве и 5 в Петербурге) ездила по улицам города в течение 3-х дней. Проблем не возникало, хотя многие сотрудники ДПС останавливали необычные автомобили из чистого любопытства. Штрафовать они и не пытались – акция проходила в рамках закона.

21. Пример партизанской акции по продвижению нового сезона детективного сериала ASPE (ASPE – имя детектива). Как известно, полиция обводит мелом, найденные тела убитых людей, чтобы сохранить их форму расположения на месте преступления. Что и было использовано в приведенном примере:

Надпись в центре – Aspe вернулся, понедельник 21-40 на VTM.

22. Довольно популярный прием с использованием стикеров, которые крепятся на двери, - немного ниже глазка. Продвижение пиццерии «Papa Johns»

23. Аналогичный прием партизанского маркетинга, только теперь к тысячам жителей Германии в дверной глазок заглядывает известная модель Эва Падберг и предлагает им каталог Otto . Причем, одета она не совсем консервативно:

24. 100% попадание в целевую аудиторию совершило агентство EURO RSCG, разместив рекламу противокариесного ополаскивателя для рта на потолке стоматологических клиник:

Надпись на потолке: «Хочешь снова уставиться в этот унылый потолок?»

«Теперь ты будешь больше думать о своем ополаскивателе рта?»

25. Агентство Arriba Media Group провело рекламную кампанию для продвижения пентхаусов одного из застройщиков элитной недвижимости. Пентхаус – специфический товар для определенной категории потребителей, поэтому рекламировать их стандартными методами довольно сложно.

Поэтому была выбрана идея адресной рассылки, в результате которой целевая аудитория (собственники крупного бизнеса) получили посылку с необычным содержанием. Каждому предполагаемому клиенту, в определённый день, курьер лично в руки отдавал коробку из плотного чёрного картона. Открыв её, сложно было не удивиться:

Лишь убрав пух и перья, человек обнаруживает непосредственно рекламный буклет:

На последующих страницах – рассказ о том, что представляет собой пентхаус и о преимуществах этого вида элитной недвижимости.

26. Интересную идею использовали для продвижения коттеджных поселков «Николина поляна» и «Михайловское» . По статистике, наибольшее количество звонков застройщикам приносит информационная реклама на щитах, возле стройплощадки.

Задача состояла в привлечении внимания к этим информационным щитам:

27. Довольно забавная визитка одного из сотрудников коллекторского агентства в виде рентгеновского снимка руки со сломанным большим пальцем. Говорят, у клиентов резко повышается желание вернуть свои деньги:

28. Настоящий Mini Cooper подвешенный на многоэтажном здании + 2500 ваттные прожекторы, добивающие до стратосферы = оригинальная реклама, о которой бесплатно написали как многие СМИ, так и многие сайты в интернете:

32. Рекламное агентство Rethink из Канады запустило партизанскую кампанию для рекламы защищенной пленки для стекол Scotchshield . В городе были установлены 3 прозрачные «сейфа», с применением «противовандальной» пленки Scotchshield. В каждой витрине лежало по 1 млн. долларов и надпись: "Реклама сверхпрочного стекла! Деньги - настоящие!" Кто разобьет - тот и заберет:

Нестандартный подход впечатлил как профессиональных рекламистов - многие признали идею гениальной - так и обычных людей, которые бурно обсуждали, как достать такую кучу денег из-под стекла.

Бить по сейфу можно было только руками и ногами. А использование каких-либо специализированных инструментов, оружия или техники не разрешалось. За соблюдением правил следили бдительные охранники, которые находились на другой стороне улицы.

Многие пытались достать эти деньги…

…но стекло так и осталось неповреждённым.

В итоге, рекламный трюк стоил заказчику всего 6 тыс. USD, и был признан очень успешным: его освещали во многих СМИ, а фотографии этого стенда теперь можно найти на многих ресурсах интернета, которые имеют отношение к маркетингу и рекламе.

33. Увеличительное стекло. Шведский банк SKANDIABANKEN нашел потрясающий способ заставить потребителя заинтересоваться и прочитать всю рекламную информацию от начала и до конца. В центре абсолютно белого постера с прилагаемым увеличительным стеклом располагается текст, напечатанный малюсенькими буквами:

"Привет. Очевидно, вы читаете то, что написано мелким шрифтом. Это хорошо. К сожалению, не все это делают. На этом большая часть банков ежедневно зарабатывает много долларов. С помощью звездочек-сносок и мелкого шрифта они скрывают реальную стоимость. С нами никому не придется расшифровывать скрытые сообщения. Положим конец огромным доходам! Как насчет наших 3,25% с вашего сберегательного счета? Сегодня же отправляйтесь на skandiabanken.se."

34. Рекламная газета. Половину страницы занимает полноцветная реклама с перечнем предоставляемых услуг. А рядом притулилось чёрно-белое объявление размером со спичечный коробок - стрелка показывает на полноцветную рекламу, и написано "Мы предлагаем то же самое, только дёшево и профессионально". И телефон крупным шрифтом. И всё.

35. Один торговец горнолыжной утварью в Москве в начале 90-х годов, имел во дворе жилого дома контейнер, где торговал по чрезвычайно низким ценам, - даже без кассового аппарата. Когда его клиенты спрашивали, где здесь ещё можно посмотреть, им охотно давался адрес конкурентов, - именно тех, которые торговали по самым атомным ценам. Съездив к ним, практически все возвращались за дешёвкой. И были счастливы.

Особый прикол был в том, что ближайший конкурент, «тот, который здесь за углом», принадлежал ему же! Где ассортимент был в 5 раз меньше, а цены в 2 раза выше. Но и этот магазин себя окупал, а не служил завлекалочкой. Причём, некоторые из тех, кто приходил в «элитный» магазин изначально (не по наводке из контейнера), - посылались в контейнер, возвращались обратно, и покупали то же самое, только по бомбовой цене.

Ну, просто из анекдота: «Брал по 100 долларов? Ну и дурак! Там за углом, точно такие же галстуки по триста!». Шутки шутками, но этот ржавый контейнер делал оборот 2 миллиона долларов в год. Если не считать рекламой аномально низкие цены, на рекламу не тратилось ни цента. Даже на надпись мелом на контейнере не потратились.

P.S. А какие удачные примеры партизанского маркетинга известны вам?

  • Что компания IBM нарисовала с помощью атома и зачем заставила Ватсона играть в «Свою игру»
  • Как при помощи ароматизирующих фильтров для салона компания «АвтоСпецЦентр» повысила лояльность клиентов
  • Как компании привлекали покупателей с помощью запаха и музыки: четыре примера

В обозримом будущем достичь успеха, воздействуя на потенциальных клиентов, позволит лишь нестандартный маркетинг – вирусные ролики, использование запахов или музыки. Согласно исследованию агентства Capital Research Group, верно подобранные ароматы повысят аппетит гостей, что приведет к увеличению среднего чека на 30%. Такой нестандарный маркетинг увеличит объем покупок в обычном магазине на 15%. С другой стороны, скептики уверяют, что ничто не может заставить человека залезть в бумажник против воли и нетрадиционный маркетинг – пустая трата времени и денег. Так ли это? Некоторые российские компании уже решились на эксперимент. В этой статье мы поделимся их опытом.

Воздействие на чувства покупателей, на их эмоциональное состояние с целью увеличения продаж называют сенсорным маркетингом . Пионером в этой области стала компания Coca-Cola. В 1915 году дизайнер Раймонд Лоуи придумал бутылку, которую покупатель мог узнать не только по внешнему виду, но и по осколкам (или даже в темноте). Сегодня различают аромамаркетинг (воздействие на клиента с помощью определенного запаха продукции или приятного запаха в помещении), тактильный маркетинг (товар делают приятным на ощупь), аудиобрендинг (использование определенного музыкального сопровождения при продажах). Косвенный сенсорный маркетинг прибегает к различным эмоциональным образам (например, демонстрация чего-то пушистого в сопровождении мягкого звукового оформления может вызвать у зрителя ощущение прикосновения к некому пушистому предмету). Появилось даже понятие мультисенсорного маркетинга – воздействия сразу на несколько чувств покупателя.

Американская компания HubSpot выяснила, какие первые предложения не вдохновляют читателя, а, напротив, заставляют удалить письмо.

В нашей статье мы собрали 5 таких фраз, и способы исправить ошибки.

Еще один метод – нейромаркетинг – предполагает скрытное воздействие на подсознание покупателей. Термин появился чуть более десяти лет назад. Рекламные кампании, использующие этот прием, как правило, достигают наивысшего успеха за счет выразительного видеоряда и множества эпитетов в закадровом тексте. Часто нейромаркетинг применяют в рекламе ресторанов быстрого питания. Обратите внимание, как агрессивно и настойчиво вам будут рассказывать о свежести, сочности и исключительном качестве всех блюд.

  • Аромамаркетинг: какие запахи поднимают продажи, а какие - наоборот

Вирус «Мальчик и его атом» и еще три идеи нестандартного маркетинга

Игорь Ларин, Директор по маркетингу, коммуникациям и корпоративным социальным программам компании IBM в России и странах СНГ, Москва

Об использовании нестандартного маркетинга мы впервые всерьез задумались еще в 2006 году, выпустив на рынок новое поколение больших и мощных серверов (мейнфреймов). Для их продвижения мы создали серию юмористических роликов The Art of the Sale (англ. искусство продажи). По сюжету молодой менеджер по продажам овладевает навыками профессии, слушая эффектные лекции-выступления своего босса – сотрудника компании IBM.

В качестве площадки для распространения выбрали Youtube. За все время существования ролик набрал более 650 тыс. просмотров и более 900 «лайков». Не так много, зато большинство из них было сделано CIO (директорами по IT), то есть нашей целевой аудиторией; к тому же художественный замысел и диалоги героев не предполагали интерес к ролику человека со стороны. Оценив результаты, мы решили не останавливаться на достигнутом и выяснить, можно ли, используя вирусный маркетинг, завоевать большее внимание со стороны потенциальных клиентов. Сейчас растет спрос на все более совершенные средства хранения информации: они должны быть еще компактнее, быстрее работать, потреблять меньше энергии. Создать решение, удовлетворяющее этим требованиям, нам удалось в первую очередь за счет того, что в структуру из 12 атомов мы поместили 1 бит информации. Поскольку речь идет об атомах, то именно этот образ мы положили в основу нового ролика.

Вирусный ролик «Мальчик и его атом» . Итак, новый ролик мы назвали A boy and his atom (англ. мальчик и его атом). Ставку мы сделали не на сюжет, а на технологию производства. С помощью специального микроскопа специалисты перемещали по медной поверхности атомы окиси углерода, создавая визуальный образ персонажа и различные эффекты движения. Вскоре после запуска на портале Youtube количество просмотров достигло почти 5 млн, а 33 тыс. пользователей поставили «лайки». Более того, работа была зафиксирована в книге рекордов Гиннесса как мультфильм, при создании которого были использованы самые мелкие объекты.

«А что Вы думаете о проблемах городов?» . Несмотря на успех роликов и возросшую лояльность аудитории, оставался актуальным вопрос, можно ли с помощью вирусных кампаний увеличить уровень продаж. Оказалось, что это вполне возможно. По нашим прогнозам, более 70% населения Земли в ближайшее время будет жить в крупных городах. На городскую инфраструктуру, конечно, ляжет большая нагрузка, и мы поняли, что нужно разработать решение (например, программное обеспечение для поддержки развивающихся энергосистем, транспорта, систем безопасности) для мэров городов, глав муниципалитетов, граждан. Проект назвали Smart City, для его продвижения создали в соцсети Linkedin группу и стали приглашать к обсуждению проблем больших городов всех, кто мог и хотел повлиять на принятие решений. Постепенно круг вопросов для обсуждения расширялся, участники самостоятельно приглашали коллег, друзей, партнеров – в группу вступило более 14 тыс. человек.

В скором времени мы стали получать отклики, а затем и заказы на предоставление консалтинговых услуг и решение задач в рамках проекта. Жителей Дублина, Майами, Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро и других городов к обсуждению проблем привлекали с помощью рекламы на билбордах, которые попутно выполняли социальную функцию: где-то был прикреплен козырек от дождя, в других местах – подобие городской скамейки.

Ватсон играет в «Свою игру» .Чтобы показать, что компания создает действительно умные устройства, мы разработали суперкомпьютер Watson. Он участвовал в передаче-викторине Jeopardy! (аналог «Своей игры») и регулярно обыгрывал людей. В отличие от компьютера Deep Blue, который одержал победу над Гарри Каспаровым за счет того, что быстрее просчитывал ходы, Watson побеждал, так как понимал заданные ведущим вопросы и быстрее оппонентов решал, какой ответ дать. Поединки привлекали много внимания. Так, во время трансляции игр количество заходов на сайт компании (www.ibm.com) выросло на 556% по сравнению с обычными показателями, а газета «Нью-Йорк Таймс» посвятила суперкомпьютеру 10 полос в одном из номеров. При этом машину, конечно, создавали не для развлечений, а для коммерческого применения: она уже работает в шести американских клиниках – ставит точные диагнозы и определяет оптимальный курс лечения, а помимо этого, используется в качестве полнофункционального оператора в колл-центрах крупных банков, телекоммуникационных компаний и исследовательских агентствах.

Можно сделать вывод, что спрос на высокоинтеллектуальные IT-решения и интерес к нестандартному маркетингу в перспективе будут лишь расти.

  • 3 примера эмоционального маркетинга, когда продажи выросли минимум на 20%

Ароматизированный салонный фильтр и еще две идеи

Светлана Макеева, Директор департамента маркетинга и рекламы группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

Сенсорным маркетингом мы решили заняться совсем недавно. В одном из автосалонов установили небольшой буфет, где стали готовить домашние пирожки. Аромат, распространявшийся по залу, привлекал посетителей с детьми, и они проводили у нас больше времени. Очевидный успех побудил нас задуматься о более широком применении этого нестандартного маркетингового метода.

Поскольку в оформлении салонов мы вынуждены придерживаться стандартов, заданных поставщиками, то вносить кардинальные изменения во внешний вид салона не можем – поэтому в качестве объекта сенсорного маркетинга стали использовать сами автомобили.

Парфюмерия для автомобиля. В одном из салонов по продаже автомобилей Škoda мы решили поэкспериментировать с аромамаркетингом. Цель – обеспечить большую лояльность клиентов, добиться, чтобы для послепродажного обслуживания они обращались именно к нам, а не к другим дилерам. Чтобы добиться этого, мы решили разработать ароматизированные внутрисалонные фильтры. Запах разрабатывали с помощью психологов и маркетологов. Приняли во внимание опыт других фирм, которые используют аромамаркетинг, а также информацию, полученную от автовладельцев. Кроме прочего, мы понимали, что создаваемый аромат не должен напоминать запах недорогих ароматизаторов, которые можно купить на любой АЗС. В итоге пришли к выводу, что акцентировать внимание следует на надежности и доступности, и передали наши пожелания разработчикам. По мнению специалистов, созданный аромат ассоциировался с названными качествами. Исследование заняло не более двух недель, намного больше времени ушло на внутренние согласования. Затем в машины, приезжающие на техобслуживание, мы вместо обычного фильтра начали устанавливать ароматизированный (не увеличивая стоимости). Длительность действия картриджа составляет примерно две недели. Вскоре мы стали получать первые отклики клиентов с просьбами поставить именно ароматизированный фильтр. Сегодня ежемесячные траты на автомобильную парфюмерию составляют около 20 тыс. руб. в месяц. Точных данных по росту клиентских запросов или продаж пока нет, но мы уверены: если постоянно разрабатывать подобные программы, отдача будет.

Кроме применения ароматов, мы обыгрываем цветовую палитру, особенно при смене сезонов. Например, летом в шоу-руме стоят модели более ярких цветов, зимой же различные украшения и праздничная иллюминация хорошо смотрятся на фоне белых машин.

Добавьте музыки и заинтересуйте детей. Пытаясь воздействовать на клиента, мы не обошли вниманием музыку. Особенно это эффективно при выходе новой модели. Не так давно был выпущен автомобиль Audi, разработанный для молодежной аудитории. На презентации мы дополнили визуальный ряд модной музыкой, и это пришлось публике по душе. Затем диски со звучавшими треками подарили каждому гостю. Однако особенно удаются новогодние елки для детей. Украшения, анимация, подарки в салонах продаж – вот простые составляющие успеха. Результат мы видим на протяжении более чем 10 лет: сезонный рост продаж на 5% и увеличение числа клиентских откликов во всех дилерских центрах.

Художественная выставка. Наиболее оригинальный подход к сенсорному маркетингу нашли в салоне Infiniti, организовав выставку работ художника Анатолия Анненкова. Картины можно не только посмотреть, но и приобрести. Художник рисует цветы, пейзажи, в том числе городские.

Сыграйте на интересе публики к автогонкам. Другой пример – болид Red Bull Racing RB9, который был установлен посреди шоу-рума этого же производителя (Infiniti), словно намекая, что посетители выбирают мощный автомобиль. Кроме того, был объявлен фотоконкурс на лучший снимок на тему, связанную с автоспортом. Победитель был определен по количеству «лайков» в сети Facebook.

  • Позитивный маркетинг: как продавать при помощи добрых дел

Четыре примера воздействия на чувства клиентов

Руководство компании Dunkin’ Brands (продажа пончиков и кофе) решило остановить в своих кафе падение спроса на кофе именно за счет использования аромамаркетинга. Для этого в городских автобусах установили компактные рекламные конструкции со встроенной системой распыления, и пассажиры стали ощущать аромат свежемолотого кофе. В итоге удалось не только вернуться к прежним показателям, но и увеличить продажи напитка, а вместе с тем повысить посещаемость заведений.

В одном из американских штатов владелец сети продовольственных магазинов установил билборд с изображением бифштекса. В часы, когда мимо проходило наибольшее количество людей, рекламный щит распространял насыщенный запах жареного мяса.

Однако в работе с аромамаркетингом не стоит терять чувства меры, как это случилось с компанией Harley-Davidson. Продажи выпущенного под ее брендом мужского парфюма провалились: даже самые преданные фанаты марки не захотели пахнуть, как мотоцикл.

Хорошее музыкальное сопровождение может увеличить посещаемость кафе или ресторана. Все зависит от выбора композиций. Успокаивающие ритмы удержат посетителей, увеличив тем самым шансы заведения на большую выручку. Энергичные и зажигательные мелодии, как в кафе McDonald’s, наоборот, будут вытеснять засидевшихся гостей, увеличивая число новых клиентов. Совершенно иным путем пошли в компании Srarbucks, выпустив в продажу аудиозаписи с фирменными композициями – именно теми, которые посетители могут слышать ежедневно в любом из заведений сети. Проигрывая полюбившиеся мелодии, слушатели будут вспоминать о кофейнях Srarbucks. Подготовлено редакцией по материалам открытых источников

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

В Краснодаре и Сочи в рамках проекта Альфа-Банка Alfa Business Week прошел мастер-класс предпринимателя и консультанта Романа Тарасенко «Нестандарт. Делаем маркетинг по-другому».

На мастер-классе, организованном Альфа-Банком, владельцам бизнеса рассказали о том, как выстроить подходящую и эффективную маркетинговую стратегию, сформировать портрет клиента, наладить маркетинговые коммуникации и обратить все это в прибыль. Предприниматели получили не только ценную информацию и реальные кейсы из российской и мировой практики, но и возможность лично пообщаться со спикером и получить практические советы.

«Мы хотим быть для своих клиентов не просто банком для ежедневных финансовых операций, а полноценным партнером и помощником. Альфа-Банк заинтересован в том, чтобы бизнес клиентов рос и развивался. Все подобные мероприятия строятся на обратной связи от клиентов по актуальным для них темам», — отметил руководитель по малому бизнесу Альфа-Банка в Краснодаре Игорь Иванов.

Роман Тарасенко — предприниматель, консультант по маркетингу, бизнес-спикер. Соучредитель и генеральный директор Krostu.com — площадки, где собраны десятки полезных услуг, сервисов, технологий и инструментов по увеличению продаж и эффективности работы компании; соучредитель сервиса о правильной работе с клиентами Clientomania.com; партнер Игоря Манна. Выпустил три книги о маркетинге: «Делай новое», «Ценные решения», «Метод большого пряника». В консалтинге уже восемь лет, обучил более 3 тыс. человек на открытых и корпоративных мастер-классах, а также программах МВА.

Журналист Юга.ру записал основные моменты из выступления Романа Тарасенко.

Что мешает делать новое

92% людей не делают нового в своей жизни. Это касается и бизнеса, а больше всего заметно в маркетинге. И эта проблема бизнесу вредит. Часто, даже когда компании обращаются к нам с запросом и мы предлагаем им что-то новое, они этого не хотят. Мы составили карту отмазок, которые приводят компании, лишь бы не делать чего-то нового. В ней 16 пунктов, среди которых «нет денег», «нет времени», «нехватка знаний», «страшно», «другие приоритеты» и так далее.

Но на самом деле есть только три фактора, которые мешают делать нам что-то новое в бизнесе: 1) лень; 2) лень; 3) лень. Это то, с чем нам приходится регулярно бороться. Серьезно, что не так с нашим мозгом, почему он предпочитает делать все по инерции? Прав был великий психолог Абрахам Маслоу, который объяснил это экономией мыслетоплива: мозг экономит энергию, сберегая ее для возможных экстремальных ситуаций, когда она может неожиданно понадобиться.

Можно начать с малого — выйти из зоны комфорта: сменить рабочее место, поменять заставку на рабочем столе на план продаж или на коэффициент увеличения прибыли. Последнему, кстати, многие удивляются, не видят в этом смысла. Но на деле оказывается, что если провести опрос всех сотрудников в компании, они могут назвать совершенно разные цифры.

Благодаря таким простым приемам в мозге образуются новые синаптические связи, которые позволяют нам совсем по-другому посмотреть на ситуацию или сложившиеся проблемы, найти принципиально новые решения.

Как избавиться от дня сурка

В ходе практики мы заметили, что 99,9% компаний делают маркетинг стандартно. То есть стараются в целом не рисковать, делать так же, как конкуренты, идти теми же путями и туда же, где уже есть конкуренты, в надежде, что это принесет какой-то здоровский результат. В итоге жизнь маркетологов и владельцев бизнеса начинает походить на тот самый день сурка. Делаешь все одно и то же, а неудачу оправдываешь неподходящим временем или плохим рынком. Это большая проблема, и ключевой маркетинговый вопрос — что можно сделать так, как никто не делал? Подумайте об этом в контексте своего бизнеса.

Чтобы начать делать то, что работает, нужно прежде всего определиться с тем, кто вы. Что вы делаете? Что вас отличает от других компаний? Вопрос вроде бы простой, но часто компании так объясняют то, чем занимаются (в том же разделе «О нас» на сайте), что непонятно вообще ничего. А у человека есть две доли секунды, чтобы понять, работать с вами или нет. Название компании, то, как она себя позиционирует, — именно это создает впечатление и влияет на выбор клиента. Описание компании не должно быть сложным, там должны отсутствовать корпоративные штампы и стоп-слова.

Простой способ: написать текст о себе, налить себе бокал того, что вы пьете, а потом переписать все, начав с фразы: «Короче, Вася, блин...». Поверьте, получится совсем другой текст. Я как клиент должен понять, что вы делаете и чем качественно отличаетесь от конкурентов.

11 правил, как максимально эффективно рассказать о себе

  1. Просто.
  2. Мотивационно и динамично.
  3. Для героя.
  4. Коротко.
  5. Без стоп-слов.
  6. С эмоциями.
  7. Точно.
  8. С изображениями.
  9. Сделай хороший дизайн.
  10. Используй сервис «Главред».
  11. Отдай на проверку.

Стратегия и почему без нее нельзя

Разумеется, успешный маркетинг невозможен без стратегии. Вы четко должны знать, к какой цели идете. Не устраивать спонтанные акции и скидки, работая в убыток, понимать, зачем вам тот же инстаграм, если уж вы его завели. Стратегия не должна быть детализирована, но в ее основу следует положить один из трех векторов: ориентация на цену, продукт и на бизнес-процессы. При этом ориентироваться сразу на три вектора — это утопия. Сейчас мы приходим к тому, что практически главную роль в конкурентной борьбе играют бизнес-процессы — сервис, удобство коммуникаций, удобство месторасположения, атмосфера, скорость отгрузки и т.п. Над этим надо работать. И конечно, при составлении стратегии не стоит забывать о линейной формуле бизнеса: лиды × конверсия × средний чек × транзакция. Посмотрите, что именно вам нужно сейчас увеличить и, отталкиваясь от этого, формируйте план.

Мое любимое упражнение: дать каждому члену коллектива задание написать стратегию компании на ближайший год. И люди видят ее совершенно по-разному. Это не из-за того, что сотрудники ничего не понимают, это из-за того, что вы как руководитель не смогли донести. При этом из такого среза можно почерпнуть множество интересных идей.

Также стратегия должна учитывать пробелы конкурентов, их необходимо коллекционировать. Понять, в чем они заключаются, можно благодаря таблице 6P (продукт, цена, продвижение, каналы продаж, персонал, позиционирование) — сравните в ней себя и своих конкурентов. Вы увидите свои и их пробелы и сможете понять, что вы можете сделать лучше. Также их пробелы могут стать вашим преимуществом при общении с клиентами, но делать это нужно аккуратно: «Они замечательные ребята, но было бы идеально, если бы они еще вот это сделали».

Привлекаем правильно

В привлечении клиента есть два основных аспекта: правильные маркетинговые сообщения и правильные каналы коммуникации. Вы должны подобрать подходящие для вашей целевой аудитории и вашего бизнеса.

Зачем отличаться и делать нестандартно? Если человек видит продукт А и продукт Б и оба себя позиционируют примерно как «отличное качество, хороший сервис, справедливые цены», для клиента вы одинаковые. Как же он сделает выбор в вашу пользу?

Чтобы выделиться на рынке, можно использовать простую систему ЗОВ (заметно, отличительно, вера). Важно, чтобы коммуникации соответствовали всем трем позициям: были заметными, отличительными, вызывали максимум доверия.

Заметно. С первой секунды вы должны привлечь внимание клиента. Чтобы делать это правильно, можно использовать модель AIDA — сообщение должно соответствовать четырем показателям: Аttention (спросите себя: мое сообщение привлекает внимание?), Interest (это интересно досмотреть/дочитать/дослушать?), Desire (возникает желание купить?), Action (есть ли призыв к действию?).

Какие темы привлекают людей?

Секс
Войны
Деньги
Дети
Животные
Звезды
Автомобили
Катастрофы
Мода
Развлечения
Предсказания будущего
Свадьбы
Светская хроника
Юмор
Спорт

Не надо рассказывать о себе, говорите о клиенте.

99 ключевых каналов коммуникации

В ходе мероприятия участники мастер-класса могли получить персональную консультацию у Тарасенко, а в конце семинара Альфа-Банк разыграл среди гостей мероприятия памятные сувениры.



бизнес-консультант

Роман Тарасенко рассказал о том, кому может пригодиться информация, которой он поделился во время мастер-класса:

— Нестандарт для тех, кто не имеет возможности нанять маркетолога или консультанта, — это возможность подсмотреть решения на других рынках и понять, как их интегрировать в своей бизнес. Второе — не стесняться пробовать новое. Это ключевая нестандартная штука. Потому что все всегда делают по инерции, и ключевая история в том, как это сделать по-другому. У нас в принципе большинство компаний работают без маркетологов, и прекрасно это делают. Я верю в то, что собственник бизнеса — это лучший маркетолог, потому что он лучше всех чувствует и понимает, что и как делать правильно. Поэтому на владельцев бизнеса и рассчитан мастер-класс.

Прокомментировал семинар и руководитель по массовому бизнесу Альфа-Банка в Краснодаре Игорь Иванов.

— Подобные мероприятия у нас проходят всегда успешно и с большим количеством положительных откликов клиентов.

Сегодня мы рассказали краснодарским предпринимателям о том, как делать маркетинг нестандартно. Тем более скоро сезон — перед Новым годом активность бизнес-сообщества растет, и это полезное мероприятие может оказаться для них наиболее эффективным. Это наш способ показать, что мы действительно заботимся о бизнесе.

— Проведение подобных мастер-классов Альфа-Банком — это прямой диалог с действующими и потенциальными клиентами, цель которого — повышение прибыльности их бизнеса. На данном мастер-классе разобрали множество кейсов и ошибок в маркетинге. Участники смогли задать интересующие их вопросы и получить полезные советы непосредственно для своего бизнеса. Предприниматели обменялись опытом, мнениями и нашли партнеров.

Сегодня у нас полный зал участников. Это значит, что мы предоставляем бизнесу максимально полезный контент. Мы хотим, чтобы наши клиенты получали самую полезную информацию и могли эффективно строить свой бизнес.

Компания Regata, руководитель которой не первый раз принимает участие в мероприятиях Alfa Business Week

Журналист портала Юга.ру попросила дать свой отзыв о мастер-классе одного из участников, руководителя компании Regata Дениса Попова:

— Я был на всех мастер-классах, которые проводит Альфа-Банк. Это возможность услышать интересных спикеров, при этом бесплатно. Конечно, многое из того, что они говорят, уже написано в книгах, но главное описывать знания правильными структурированными мыслями. Иногда ничего нового я не узнаю, но послушав лишний раз автора, убеждаюсь, что базовые принципы универсальны и им надо следовать. Тем более в России бизнес-литература не так популярна, как на Западе, мы читаем мало.

По моим наблюдениям, вся публика, которая посещает мастер-классы, делится на несколько типов: убежденные практики, которые говорят: «Зачем нужны все эти ребята, которые рассказывают что-то со сцены, они просто теоретики»; другая часть решит, что предложенное на мастер-классе не работает, ничего не сделав; третьи считают, что поглощать информацию важно и нужно, но мало что делают на практике. Я скажу так: на качественных спикеров ходить стоит. Но важно не просто слушать, главное — не только знать, а знать и делать. Манна [Игорь Манн — маркетолог, специалист в области консалтинга — прим. Юга.ру] в Краснодар Альфа-Банк приглашал уже раза четыре. Он дает очень много полезных для бизнеса советов и спрашивает тех, кто посещал его мастер-классы и ранее: «Ну что, применили вы хоть что-то с прошлого мастер-класса?» Не зря его выступления заканчиваются слайдом: «Сделайте хоть что-то». Если услышали идею, надо внедрять, пробовать.

Начались в субботу с поездки в «страну Амишей». Хотя, если честно, применить слово «страна» для этого не вполне корректно, потому что там живут не только амиши, но и американцы. Многие блоггеры так называют места проживания амишей, потому что слово country переводится как страна, но это только одно значения этого слова, но есть также понятие деревня, территория, местность, область. Поэтому я применил бы определение местность или территория проживания этих удивительных людей.

Дома их стоят вперемешку с другими жителями штата. Но верно и то, что графство или округ Ланкастер, действительно является местом компактного проживания большого количества амишей. Кроме Пенсильвании, большие общины их проживают в Огайо и в Индиане

Наш путь лежал в небольшой район Ланкастера под названием Bird in Hand (в переводе – птица в руке). О чем говорит это название, нам, людям, далеким от такого образа жизни? Да просто они предпочитают иметь синичку в руке, чем любоваться шикарным журавлем где-то высоко-высоко в небе.

Об амишах в интернете много материалов. Пишут о них даже те, кто никогда не видел этих таинственных и очень простых людей, кто не был в местах их проживания. А это породило много неточностей в вопросах их вероучения и ежедневных бытовых моментах. Этому еще способствует то, что разные общины амишей на самом деле имеют различия. То, что одни общины применяют в своей жизни, другим категорически запрещено. Но основные постулаты веры являются общими для всех.

В своей статье я опишу то, что видел и слышал от нашего гида, совмещая с информацией туристического бюро, организовавшего для нас эту удивительную по своей доброте экскурсию на ферму. Все фотографии сняты мною лично, за исключением миниатюры, которая взята с экскурсионного сайта.

Для того чтобы узнать немного больше о жизни амишей, мы воспользовались услугами экскурсионного бюро Aaron & Jessica’s Buuggy Rides . Если вы владеете английским языком, вы можете сами познакомиться с этим бюро по ссылке, которую видите.

Кто такие амиши

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских общин: из которых самые большие - это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons - основателя секты) в 40-х годах 16 века, как протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством). Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не учитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Кстати, этот факт дает повод некоторым блоггерам думать, что и сейчас амиши крестят младенцев, а потом перекрещиваются в зрелом возрасте. Напомню, этот факт исторический и сейчас крещение совершают только взрослым амишам.

Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории, и на практике. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием.

Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они в начале 18 века, по приглашению видного квакера Уильяма Пенна, переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее графство Ланкастер - можно условно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек. Так же много амишей живет в штате Огайо. В общей сложности сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, которые проживают на территории США и Канады.

Но началось зарождения народа амишей с переселения в 1720-х годах в Пенсильванию около 300 человек. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Этот рост особенно удивителен на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах.

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры». Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере, которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере - это также необходимое условие для вступления в брак. После приобщения к церкви, каждый член общины может вступать в брак только с единоверцами. У амишей нет церквей. Собрания и богослужения проводятся каждое второе воскресенье на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди.

Местная религиозная организация амишей обычно состоит из 20-40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами.

По правилам, в каждой конгрегации должны быть, как минимум, один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.

Традиции

Образ жизни амишей установлен «Орднунгом» (англ. Ordnung- установленный порядок, устав), который незначительно различается в разных общинах. И в разных церковных округах одной общины правила тоже могут слегка отличаться. Порядки, приемлемые в одной общине, могут быть недопустимы в другой. Трудно что-то говорить об образе жизни и культуре амишей вообще, потому что всего несколько общих положений будут истинны для всех амишей.

«Орднунг» - это скорее практическое руководство к жизни в общине, нежели религиозная доктрина, определяющая понятие греха.

Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к богу образа жизни", — считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.

Вот теперь познакомимся с законами их предков, и попробуем понять чем амиши отличаются от нас. Ответ очевиден — многим, если не всем. Ведь они живут примерно в 19 веке, и отвергают все достоинства цивилизации, хотя не во всем цивилизация имеет достоинства.

Транспорт

Такого количества гужевого транспорта как в Ланкастере вы не увидите больше нигде. Первое, что поражает посторонних при въезде в места проживания амишей — повозки, запряженные лошадьми.


Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь дорогой автомобиль, для амишей лошадь всегда была и по-прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Самые распространенные экипажи - это характерные прямоугольные кабинки. Сами амиши называют эти кабинки «багги». Молодой амиш получает в подарок багги в день своего совершенолетия. Стоимость багги составляет 5000—8000 долларов. Каждая повозка оснащена светоотражающими треугольниками и поворотниками. Управлять ею может любой, даже ребенок, и никаких прав на это не требуется.

Еще одним средством преодоления расстояний являются индивидуальные самокаты. На таком самокате в основном ездят дети, проезжая большие расстояния между деревнями. А знаете почему нет педалей? Правильно, чтобы не слишком быстро ехать. Чтобы не спешить в след современным скоростям – этому все соответствует в жизни амишей.


Хотя большинство амишей не управляют автомобилями, они могут нанимать водителей и фургоны. Например, чтобы поехать в гости к другой семье амишей, раз в месяц съездить в бакалейный магазин или ездить на работу за пределы фермы. Все это регулируется местными решениями конгрегаций.

На практике, транспортная доступность амишей увеличивается, а их изоляция уменьшается. На лошади можно проехать за один раз максимум 40 км, после чего ей нужен продолжительный отдых. Это ограничивает радиус ежедневных поездок амишей 20-ю километрами от дома. Кроме того, на больших расстояниях конный экипаж может выдерживать среднюю скорость не более 16 км/ч, а это очень мало для экстренной транспортировки (в случаи аварии, болезни и так далее). В некоторых регионах между поселениями амишей установлено регулярное автобусное сообщение. Поездки по железной дороге тоже допускаются.

Одежда и внешний вид

Общее во всей одежде амишей - скромность и простота. Одежда не должна привлекать внимание разрезами, раскраской или любыми другими штучками. Застёжки, крючки или булавки используются чаще, чем пуговицы, молнии или липучки. Застёжки-кнопки используются на повседневной одежде, а плоские пуговицы - на рабочих рубашках и брюках. Ограничение на использование кнопок - это дань традиции, а также чтобы избежать хвастовства своей одеждой перед другими

Женщины всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок. Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные (ниже колен, часто до щиколотки) одноцветные платья простого покроя. Передники (у незамужних - обычно белые, у замужних - чёрные или пурпурные) часто носят дома, и всегда надевают на богослужение. Начиная с подросткового возраста, девочки обычно носят платок - большую косынку (треугольный кусок ткани), края которой прикалывают булавками к переднику. Либо чепчик, накидку или другой подобный головной убор. В холодные месяцы женщины могут надевать длинный шерстяной плащ. Украшения и макияж недопустимы.



Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах темного цвета на подтяжках. Одежда шьется женщинами самостоятельно и поэтому платья у женщин и рубашки у мужчин часто бывают одного цвета. Дети носят рубашки и платья того же цвета, что и родители.

Рубашка у мальчика из того же материала, что и платье у мамы

Отличительная черта мужской половины амишей – это шляпы. Их носят и дети, и взрослые.

«Том Сойер»

Шляпы двух типов, соломенные желтые для работы и черные фетровые для торжеств. Еще одно отличие – бороды. Бороды разрешено и положено носить женатым мужчинам.

Обручальные кольца запрещаются и борода — это своего рода социальный признак мужчины. А вот усы нельзя носить, потому что они у амишей ассоциируются с европейскими армейскими офицерами и с милитаризмом вообще. По этой же причине запрещено носить ремни с пряжками, все брюки только на подтяжках.

Современные технологии

Амиши выступают против любой связи с внешним миром. Поэтому существует запрет на использование сетевых линий электропередач, проводных телефонов и газовых трубопроводов. Некоторые утверждают, что амиши вообще не используют электричество. На самом деле это не так. На фотографиях видно, что ни к одному дому, ни к одной ферме действительно не подходят провода электропередач.

Но в тоже время разрешено использовать генераторы на бензине. В домах используются холодильники, работающие на балонном газу, на фермах используются электрические доильные аппараты, да и поворотники на конных телегах работают на батареях. Даже некоторые швейные машины имеют эдектропривод, работающий на автомобильном аккумуляторе. Но нужно отметить, что каждая община имеет свои правила, и многие послабления принимаются советом после обращения члена общины.

По этой же причине не используются телефоны в доме. Хотя можно использовать таксофон, то есть телефон с односторонней связью. Иногда таксофон имеется у кого-то на участке, но предназначен он для нескольких семей.

Язык

Внутри семей используется пенсильванский немецкий язык, но в школе изучается английский язык.

Образование

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Обычно школа у амишей представляет одну комнату, в которой сидят ученики всех возрастов. Учителями работаю молодые незамужние девушки, которые сами недавно закончили эту школу. Изучаются предметы, пригодные для дальнейшей работы в общине.

Семья

Иметь детей, растить их, и жить в ладу с соседями и родственниками - вот важнейшие функции амишской семьи. Амиши верят, что Бог благословляет большие семьи. Семья обеспечивает своему члену определенный статус как в семье, так и в общине. Прежде всего, человек позиционируется как член семьи, а не как индивидуальность. Каждый имеет работу, положение, ответственность соответственно своего статуса.


Повседневная работа по дому обычно традиционно разделена между мужчинами и женщинами. Традиционная семья амишей даёт своим детям большую часть образования и обучения. Хотя формальное образование заканчивается восьмым классом, мальчик или девочка далее учатся тому, что им предстоит делать, став взрослыми. Мальчики работают с отцом в поле, на конюшне или в мастерской.

Девочки — в доме или в саду, неподалёку от матери. Практическим навыкам работы обучают в семье, как это было многие века в традиционном обществе. В общем и целом, молодые амиши следуют примеру своих родителей, занятых, как правило, тяжёлым физическим трудом, и стремятся стать производительной частью семьи.

Глава мужу - Христос, а глава жене - муж. К сожалению, большой кризис нашего времени - это мужчины, которые берут на себя ту ответственность, которую Бог возложил на их плечи. Не принимать этой ответственности - значит работать спустя рукава и нарушить волю Бога.

Медицина

Амиши не имеют своих врачей. Обычно они используют народные средства — лечение травами. Но при острой необходимости все же обращаются в больницы. Роды обычно принимают повивальные бабки, у которых всегда есть работа, так как обычные семьи имеют 7-10 детей. Амиши не имеют медицинских страховок, поэтому в случае вынужденного обращения в больницу, или при операции, они самостоятельно оплачивают все услуги врачей. Если расходы большие, помогает вся община.

Образ жизни и культура амишей

Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами, реже с меннонитами.

В трудных ситуациях, будь то трудности материальные или психологические, большинство из них полагается только на помощь своей семьи, близких родственников и других членов своей общины. Многие не приемлют пенсионного, медицинского, социального и иного страхования, как частного, так и публичного.

В США давно существующие общины-поселения амишей даже освобождаются от обязанности платить взносы на обязательное для других граждан социальное страхование, так как они фактически не пользуются его преимуществами и осознанно отказываются получать социальную поддержку от государства (но обеспечивают приемлемый уровень жизни зависимых людей своими силами).

Как и другие анабаптисты, амиши придерживаются пацифистских убеждений и отказываются от прохождения любого рода военной службы, а также от другого применения насилия для защиты. Даже обращения амишей в суд для защиты своих прав встречаются нечасто. В прошлом отказ от военной службы приводил к преследованиям амишей государственными властями, и послужил одной из причин их массовой эмиграции из Европы в Америку. В настоящее время и в США, и в Канаде, где проживает большинство амишей, обязательная военная служба по призыву отменена, армии стали полностью профессиональными.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть еще одна отличительная черта, не свойственная другим протестанским общинам. Это - испытательный срок, окольничество (rumspringа) для подростка в возрасте от 16 лет до принятия осознанного решения о крещении по вере в Церкви амишей.

Покинув общину и привычный уклад жизни, подросток в это время может увидеть все стороны жизни в окружающей действительности — как позитивные, так и негативные. Самостоятельно сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине – дело непростое. По сути, это первое в жизни серьезное испытание на прочность.

Через некоторое время подросток уже делает окончательный выбор – возвращается в общину, принимает крещение или уходит в «мир», и тогда теряется всякая связь с родными, всякая надежда на помощь. Здесь важно понимать: каким бы необычным или даже странным ни казался образ жизни и верования амишей, каждый из них сделал выбор сам, имея альтернативу. И уже одно это непростое решение делает человека взрослым и ставит его на одну чашу весов с остальными членами своего маленького общества. А вот насколько можно идти на компромиссы с окружающим миром - этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Амиши эту заповедь понимают дословно, и поэтому большинство отказывается фотографироваться. Поэтому прежде чем запечатлеть кого-то из амишей, желательно спросить у экскурсовода разрешение. Камеру у вас не отнимут, но неудовольствие в глазах вы прочтете. Власти даже пошли навстречу и разрешили иметь паспорт без фотографии, хотя по большому счету это всего лишь формальность, так как на самолетах они не летают, а в пределах Америки паспорт им не нужен.

Фермы амишей в Ланкастере

В графстве Ланкастер есть около 4800 мелких хозяйств. Это больше, чем в любом другом округе Соединенных Штатов. Примерно 2000 из этих хозяйств — молочные фермы, а остальные 2800 — производители мяса птицы и продуктов из свинины. Так вот фермы амишей в Ланкастере составляют примерно 1500 единиц от общего числа.



Знакомьтесь — ослик
А это родильное отделение фермы Перед входом в молочное отделение

Соответственно этому, округ Ланкастер производит молока, яиц и мяса птицы больше, чем любой другой округ в США. А по производству свиней он занимает почетное четвертое место. Это производство требует и много кормов. В среднем за год округ импортирует около 600 тысяч тонн зерна, большинство из которого выращивается в Огайо и в Индиане. Сено закупается даже в Канаде.

Молочные продукты амишей славятся по всей Америке, и, несмотря на более высокие цены на их продукцию, пользуются огромным спросом.

Кроме молочного производства, амиши славятся своими столярными изделиями. Мебель, сделанная из натурального дерева, хоть и простовата, но славится своим качеством.

Отношения амишей с окружающим обществом

Со времени возникновения, амиши испытывали на себе значительное давление со стороны окружающего их современного мира. Например, законы США о детском труде создают угрозу для освящённого временем образа жизни общины и вызывают много вопросов по поводу обращения с детьми в семьях, а также по поводу взглядов амишей на психологическую и медицинскую поддержку. Современное общество не придаёт большого значения тем крепким эмоциональным и духовным связям между людьми, беспрецедентной взаимной поддержке и взаимопомощи, которые существуют в семьях и общинах амишей.

Амиши вызывают споры и разногласия в современном обществе насчёт их методов воспитания малолетних детей, которые очень отличаются от обычных. Эти люди сознательно отдалились от современного общества и построили собственное, где у них свои правила и порядки. Ведь они же не просто так отказываются от многих благ цивилизации – они видят в этом смысл жизни и путём таких ограничений получают понятные им одним блага.

Мои впечатления о жизни амишей

За один день, конечно, трудно получить полное представление об этой общине. А еще труднее представить себя в их обществе. Вывод напрашивается сам собой – община амишей по всем понятиям не является сектой. Это стиль жизни, который основан на привычке, передающейся из поколения в поколение, записанной в сознании на уровне генома. В чем-то они безусловно привлекают – своей простотой быта, добротой, верностью дедовским традициям и убеждениям. Заслуживают уважения их внутрисемейные отношения: почтение к родителям, к старшим, и вообще их понимание важности семьи. Нам бы так!

К сожалению, нам, детям цивилизации, пожалуй, непросто согласиться с ними. Мы живем в век скоростей и технологий. Вроде бы все, что окружает нас, направлено на то, чтобы сделать жизнь легче и комфортней. И все же не хватает времени даже на простое общение. Телефоны, компьютеры, которые с одной стороны помогают услышать и увидеть своих родных и близких через огромные расстояния, в то же время безнадежно разъединяют нас, мешая общению с другом на соседней улице, братом или сестрой в комнате за стеной.

Отказываясь от средств коммуникации, амиши отдают предпочтение личному общению. Они никуда не торопятся. Как это важно! Все что нужно для жизни, они успевают сделать за световой день. Остается масса времени для жен, для мужей и для многочисленных, обласканных родительским вниманием детишек. Вот оно – счастье! Остается только завидовать этим детям природы тихой светлой завистью.

Амиши пользуются благами цивилизации, но по принципу: «не навреди» и «можно ли без этого обойтись?». То есть машинка есть электрическая и механическая. И та, и та — шьет. У них будет механическая. Каждое новшество очень тщательно взвешивается главой общины и решается, можно ли данный факт допустить в жизненные правила или нет. Как часто мы совершаем бездумные покупки, только потому, что такая вещь есть у соседа. Как часто покупаются здесь, в Америке, дома, машины только чтобы не выглядеть беднее, чем соседи, чем друзья. И «гонка вооружения» набирает новые обороты. А простота, даже одинаковость в одежде у амишей, исключает малейший намек на выпячивание своей гордыни.

Можно конечно порассуждать, а что было бы с амишами, если бы вокруг не было цивилизации? Можно поговорить о молодом поколении амишей, которое хоть и имеет право выбора, но это выбор птички из клетки. Им проще жить по привычке – дома, в семье, в общине, чем бороться за выживание в чуждом для них мире.

А как вам такая вековая мудрость амишей — женщина может быть счастлива только тогда, когда ей надо кормить как минимум 7 человек. Многие ли наши женщины согласятся с этим высказыванием?

Вот такие мысли посетили меня после поездки в «страну амишей». И наверное при возможности, такую поездку стоит повторить, что бы снова хоть ненадолго остановится и подумать, а все ли правильно в нашей цивилизации?

И еще немного фотографий

Столярное производство очень распространено у амишей