Поколение, родившееся с 1970 до 1980. Посмотрите на этих людей. Вроде все разные. Но внимательно приглядитесь.Есть в них что-то общее. Это до сих пор недоуменный взгляд ребенка на окружающую действительность... Взгляд циничный, но до сих пор детский. И я хочу говорить об этом поколении. Нашем поколении. Моем поколении..
Оно изломано, как ветви орешника, уродливо согнуто, как кедровый стланник - нас с детства приучали к одной мировозренческой парадигме, а потом на границе отрочества выбили опору из-под ног и начали ломать на другую, надругавшись над всем прежним.

Поколение за нами уже более рыночное, меркантильное - они уже знают чего хотят и сколько это стоит. Романтика - это в бабушкиных книжках. Там же честь, достоинство и любовь - вещи, к настоящей жизни не имеющие никакого отношения. Реальность - эта "Бригада", джип "ГрандЧерокки" и ботва, которая это не сечет.Это их контрастная жизнь, более молодых и более устремленных, ибо их цель реально достижима.

Поколение перед нами - закоренелые романтики, люди социалистического мышления. "Единица - вздор, единица - ноль" , "Сам погибай, а товарища выручай". Коллективизм, чувство локтя и око Старшего Брата сформировали странную смесь таежного романтизма, высокой интеллегентности, перманентного беспокойства за судьбы мира и внутренней стабильности. Благодаря таким людям была выиграна вторая мировая война, запущен спутник в космос и проложен Бам. Их неуемный и ни на чем не основанный оптимизм, их "собственная гордость" раздражал до последнего проклятых империалистов своей нелогичностью. И если у поколения "после" богом являются деньги, то у поколения "до"- духовность. Извращенная, но все-же духовность.

А посередине мы. Потерянное поколение. Без руля и без ветрил, без цели. Хотим денег, но не хотим бездуховности. Нам скучно в золотой клетке, которую мы видели только по телевизору, но уже нет веры и желания перевернуть этот мир. Ненавидим молодых, более наглых и предприимчивых и с презрением смотрим на "совков", застрявших в эпохе недоразвитого социализма.Чего-то хотим, а кого не знаем. "Павел стоял одной ногой в прошлом, второй - в будущем, а между ног у него была отвратительная действительность" (из школьного сочинения). "Отвратительная действительность" - это мы. Поэтому и бросаемся из крайности в крайность, от наркоманского бреда до божественных откровений, от самоубийств "за просто так" до вершин власти, которая также не приносит нам удовлетворения. Или, забив на все, смотрим на протекающую мимо жизнь философски размышляя о бренности бытия. Поколение нигелистов, все время сомневающихся и в себе, и в окружающей действительности, всегда внутренне неуверенное, скрытое и скрытное, ибо внутри нас маленький ребенок так и не превратился во взрослого. Отсюда и цинизм и похуизм и говенный взгляд на мир. Нам плохо везде. Нас бы пожелеть, но некому, да и сами мы не научились жалости.

И эта постоянная навязчивая мысль, о том, что все, что ты делаешь, ты делаешь не так, не правильно и не в то время. Я не знаю, как это можно описать более толково. Это болезнь. Болезнь взрослых людей с убитым детством.

Я не прошу от вас сочуствия. Я не прошу жалости или понимания.
Я просто хочу, чтобы вы это знали.

Микола Питерский


Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.


Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?


Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.



В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.



А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.

По роду деятельности, мне как психологу, приходится работать с трудностями и проблемами людей. Работая с какой- либо конкретной проблемой, не думаешь, в целом об этом поколения и том времени, из которого они. Но не заметить одну повторяющуюся ситуацию я не смог. Тем более что касалась она поколения, из которого я сам. Это поколение, рожденное в конце 70-х начале 80-х.

Почему я назвал статью потерянное поколение и что именно было потеряно?

Давайте по порядку.
Эти наши граждане были рождены в конце 70-х начале 80-х. В школу они пошли в 1985-1990гг. То есть период роста, взросления, полового созревания, формирование и становление личности проходил лихие 90-е.

Что же это за годы? И что я такое заметил как психолог и пережил сам?

В эти годы преступность была нормой жизни. Более того, это считалось очень круто, и многие подростки стремились к криминальному образу жизни. Цена у этого образа жизни была соответствующая. Алкоголизм, наркомания, места не столь отдаленные «выкосили» (не побоюсь этого слова) многих мои сверстников. Одни умерли в то время, будучи еще подростками (от передозировки, насилие в армии, преступных разборки). Другие позже от алкоголя и наркотиков.

До недавнего времени я думал что это единственные наши потери (нашего поколения). Пока не осознал следующую вещь. В 90-е годы в наше информационное поле очень мощно ворвалась западная культура. Причем далеко не лучшая ее часть. И пропагандировала она «крутую» жизнь. Дорогие машины, секс, алкоголь, красивые рестораны и отели. Деньги встали во главу угла. А быть «работягой» стало позором. Одновременно с этим, полностью обесценивались наши традиционные ценности.

Этот процесс обесценивание наших ценностей начался раньше и стал одним из элементов развала СССР. И развалил он не только СССР, но еще и жизни конкретных людей и продолжает это делать до сих пор.
Произошедшая подмена ценностей оставила негативный отпечаток на всем этом поколении.
Если одни попали под каток преступности, алкоголя и наркотиков. То другие, которые были хорошими девочками и мальчиками, попали под информационную обработку.

Что же это за информация обработка, и какой вред она наносит до сих пор?

Это разрушенные и исковерканные семейные ценности. Эти люди не знают, не умеют и не ценят семейные отношения. Они росли в том, что неважно кто ты, важно, что ты имеешь. Культ потребления вышел на первое место, а духовность ушла второй план.
Многие из этих людей могут шикарно выглядеть, но иметь за плечами по несколько разводов. Они могут заработать, но атмосфера в доме оставляет желать лучшего. Во многих семья не понятно кто что делает, какое распределение ролей в семье. Женщина перестала быть женой и матерью, а мужчина отцом и мужем.
Они выросли в том, что круто — это белый мерседес. Но реальность такова, что только единицы могут это себе позволить. И в итоге многие из них переживают чувство собственного не соответствия, ущербности. И одновременно с этим обесценивают своего партнера.
Побывав в обществах, в которых люди осознано работают над семейными ценностями и культурой семейных отношений (различные христианские, масульманские, ведические и т.д), понимаешь сколь много упущено моим поколением. И насколько подрезаны их корни.
Размытые семейные ценности, ведут к несчастливым семьям. Если ценность роль семьи снижается, то весь род человека, для самого человека, становиться не так важен. Не ценишь род — не ценишь малую родину, а затем и большую родину. Многие из них мечтаю о Лас-вегасах, Парижах и т.д. Связь Я-Семья-Род-Родина была серьезно нарушена. А обесценивая любой элемент из этой связки, человек обесценивает себя.

У таких людей способ существования «быть», заменен способом существования «иметь».
Но вся беда не в этом. А в том, что в этой среде растут их дети. И отпечаток, полученный их детьми, еще проявит себя.
Вот так события далеких 90-х ломают жизни в 10-х и будут продолжать и в 20-х годах.
Конечно же, не все так плохо. Ситуация улучшается. И именно в наших силах изменить себя и свою жизнь. А наши изменения, конечно же, отразятся на наших близких. Но само собой это не произойдет. Заниматься этим необходимо целенаправленно, ответственно и постоянно.

Поколение Y или поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы - поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Часто встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Прежде чем начать разговор об особенностях того или иного поколения, необходимо внести историко-хронологическое пояснение.

Родоначальниками теории поколений как таковой являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.

Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений:

Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.

Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.

Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и росло вплоть до 1973 года. В СССР – его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и наличия холодной войны. Как работники — эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и отработанный командный дух.

1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения Х», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.

А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться. Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас.

Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью.

Данные результаты сильно отличаются от приоритетов поколения Х. И конечно, их жизненные ценности разнятся, но ведь именно в этом и заключается секрет движения вперед.

Как уже говорилось выше, сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.).

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии современной молодежи - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать текст сайта на отдаленную тему и следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Дети российского миллениума

«Дети российского Миллениума - это, пожалуй, первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что они сами станут героями и образцами для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть таковыми.» - Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

Прав был тот человек, который когда-то сказал, что молодежь в любые времена будет восприниматься негативно. Старшее поколение всегда будет поглядывать на молодое немного искоса, а порой даже с опаской. И на лицо не столько конфликт поколений и не разница взглядов отцов и детей, а естественная предосторожность ко всему новому и пока мало известному.

Чтобы как следует понять характер современной российской молодежи, нужно обратиться к тому времени, когда произошло ее взросление.

Современные «молодые» – это люди до 30 лет – т.е, как уже обозначалось, поколение конца 80-х и начала 90-х годов. В литературе же существует такое понятие, как «потерянная молодежь» того времени. Потерялась она в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянной она стала и для государства и для старшего поколения.

Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать.

Таким образом, детство современных «молодых» проходило не в самых простых условиях. Кого-то эти условия со временем сломали, вывели на неправильный путь, кого-то научили с цинизмом относиться ко всему и всем, а кого-то сделали сильнее и целеустремленнее. И последних абсолютное большинство. Иначе не звучали бы известия о все новых и новых выигранных российскими студентами олимпиадах, и не радовались бы мы спортивным достижениям наших молодых соотечественников.

Безусловно, проблемы существуют: это и наркотики, и алкоголизм, и подростковая развязанность. Но здесь, как и в любом правиле, есть свои исключения. И, конечно, нельзя всю молодежь подводить под одну мерку. Люди с аморальным поведением существовали и скорее всего будут существовать всегда.

Кстати, сейчас все меньше слышится критики в адрес молодежи. Старшее поколение, те люди, которым есть, с чем сравнивать, понимает, что жизнь меняется, мир не статичен, и человек, как лакмусовая бумажка, реагирует на малейшие изменения. И если где и можно услышать пресловутое: «Мы в вашем возрасте были другими», то, как правило, с добавлением: «Правда и время было другое…».

Многое из того, о чем когда-то люди могли только мечтать, для современной молодежи стало досягаемым и повседневным, более того, это стало в порядке вещей. Интернет, видеосвязь, спутниковый телефон и прочие достижения техники делают человека абсолютно мобильным и независимым. И все это наложило определенный отпечаток на характер и манеру поведения молодежи.

Вероятно, в отличии от старших поколений, это поколение не готово умереть ради всеобщей идеи, но оно с неменьшим успехом может привнести что-то новое, выйти за установленные границы и расширить горизонт своих деяний. Все это возможно, благодаря внутренней свободе и умению ориентироваться во многих аспектах современной жизни.

Предыдущие поколения сначала обзаводились семьями, потом начинали карьеру - а чаще делали это одновременно и незамедлительно. Сегодня молодые люди видят и понимают, что имея такой подход к жизни, их родители давно уже развелись и по сей день имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y тоже хочет семью, но они хотят с первого раза сделать правильный выбор, и то же самое происходит с работой. Но, повторюсь, любое правило имеет свои исключения.

«Поколение трофеев»

Ещё одно название поколения Y - «поколение трофеев».
Этот термин отражает тенденцию проявления современного характера в состязательных видах деятельности, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, так как из раза в раз «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании».

Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели отмечают, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, часто предпочитают использовать гибкое рабочее время.

Эксперт компании PricewaterhouseCoopers Светлана Кульганек представила интересную презентацию на тему отношения работодателей к людям поколения Y. По ее словам, работа с поколением Y - одна из важнейших задач.

Молодые люди, представляющие современный рынок труда, в ближайшие десять лет будут активно работать. Основные особенности данного поколения таковы: ребята сфокусированы на обучении больше, чем на работе, стремятся уехать в крупные мегаполисы и другие страны, имеют четкие требования к работодателям, сформированное мировоззрение. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Наличие карьерных приоритетов и обязательный интерес - вот, пожалуй, главная особенность поколения Y.

Игреки, как правило, не имеют такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочитают развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.

И хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет большой конкуренции.

Молодежь о молодежи

Погружаясь в аспекты современных тенденций развития личности, мне все же стало интересно, а как сама молодежь себя характеризует? И довольна ли она поведением своих сверстников? Вот, что мне удалось узнать:

Елена, 19 лет

Современный молодой человек яркий, динамичный, самостоятельный, независимый, постоянно находящийся в движении, поиске. Современные студенты обладают желанием учиться, чтобы в будущем устроиться на достойную и интересную работу, чтобы не зависеть от родителей, бабушек и дедушек. Многие обвиняют молодежь в пассивности и бездействии. Это не так. Уже во время учебы современные студенты пытаются подработать, чтобы помочь родителям. Во всяком случае, я стараюсь и мои друзья тоже.

Кирилл, 30 лет

Современные молодые люди, особенно подростки, всегда находятся в окружении соблазнов: яркая цветная реклама манит выпить пиво; известный актер призывает закурить, обещая мгновенное решение всех проблем; игровой автомат вызывает жажду легкой наживы. Не устоявшаяся детская психика очень чувствительна к подобным вещам. Нужно постоянно себя контролировать, не поддаться соблазнам, не попасть в плохую компанию… Я, в свою очередь, не смог этого избежать, как результат – не могу бросить курить вот уже 10.

Сергей, 25 лет

Современная молодежь, по-моему, легкомысленна и хочет всего и сразу. Мне кажется, что наше поколение пока до конца не осмыслило своего предназначения и не имеет четких планов на будущее. Возможно, это связано с общей нестабильностью и с тем, что это самое будущее пока никому и не известно.

Кира, 18 лет

Каким бы не было сегодняшнее поколение, важно помнить одно: для того, чтобы сохранилась связь поколений и времен, мы должны передавать своим детям самое ценное, чему научили нас наши родители. Ведь в мире есть две вечные вещи: небо над нашими головами и молодость наших душ. И то, и другое одинаково важно для всех. И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами.

Анна, 29 лет

Согласна, качественный «конфликт» между поколениями существовал всегда. Можно сказать, это вполне нормально, ведь на лицо явное различие интересов, ценностных систем и т.д. Но здесь надо отметить, что самое главное в обществе - это мораль, духовные ценности и нравственность. Нынешняя молодежь не коем образом не виновата в происходящем, ведь алкоголь, наркотики, сексуальная индустрия, предметы роскоши производятся под патронажем старшего поколения (капитал-то в их руках). Также определенная часть вины лежит на правительстве, т.к. в стране напрочь отсутствует государственная, гражданская и нравственная идеология. Человек в целом, а тем более молодое поколение нуждается в идеологическом направлении и зримом очертании жизненно важных принципов.

Безусловно, молодое поколение всегда можно в чем-то упрекнуть. Ведь у них есть энергия, но пока еще мало опыта. В тоже время, примерно также можно сказать и о предыдущем поколении: ведь у них есть опыт (пусть и не всегда положительный), но уже нет энергии.

Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать хорошее на потом, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме. Не кирпичи класть, а храм строить — вот что им хочется. И, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.

Кто они, дети Интернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой? Где живут, что едят, к каким ядам чувствительны?

Тата Олейник

Они вокруг нас! Их становится все больше! Может быть, ты один из них? Следующее поколение наконец нагрянуло, и новая мордашка человечества окончательно стала ясна социологам и антропологам. И они беспокоятся. Говорят, что некому планету в руки передавать: племя молодое ее испортит или потеряет.

Несколько месяцев назад издание Time разродилось статьей о поколении «ЯЯЯ» (англ. - MeMeMe). Как и положено уважающему себя изданию, ничего нового оно не открыло, только свело воедино имеющиеся факты. О том, что планету начинают населять люди, весьма непохожие на своих мам, пап, бабушек и дедушек, говорят давно и много. Но сейчас пришло время, когда можно делать первые выводы. К поколению «ЯЯЯ» (его еще называют millennials - поколением миллениума) относят граждан 1980-2000 года рождения, то есть старшие из них уже достигли возраста Христа, а младшие вступили в бурное время тинейджерства. В России «миллениумы» моложе: потрясения конца 80-х - начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши «миллениумы» начинаются примерно с 1989 года рождения.

Какие они?

Нужно сразу сказать, что к «ЯЯЯ» все-таки относятся в основном жители стран «золотого миллиарда» и население городского Китая (некоторым образом это касается и нас). Да и тут, понятное дело, встречаются люди с самыми разными привычками и предпочтениями - можно говорить лишь о некоем обобщенном портрете поколения.

10 основных особенностей
поколения «ЯЯЯ»

Это первое небунтующее поколение в наблюдаемой истории

К школе, государству и общественным институтам оно относится положительно, устройство мира ему, в принципе, нравится. Студенческие бунты и молодежные протесты, на которых последние двести лет катилась история, сейчас сошли фактически на нет.

Они дружат с родителями

Они любят родителей. Они совершенно не против жить с родителями и вообще не стремятся покидать родное гнездо. Президент MTV Стивен Фридман уже давно отказался от лозунга, с которым MTV когда-то начинало «Телевидение без родителей», - сегодня молодые участники программ предпочитают участвовать в шоу вместе с мамами и папами. «Одно из наших исследований показало, - говорит Стивен, - что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

Они неагрессивны и осторожны

Сталкиваясь с насилием, они теряются и предпочитают в критических ситуациях сначала спрашивать совета в «Твиттере», а потом обращаться к родителям, учителям или в полицию. Эпоха, когда дети, подростки и молодежь предпочитали решать споры не словами, а кулаками, не вмешивая в свои проблемы взрослых, канула в Лету. Ябедничать сейчас не считается зазорным, и молодой человек уверенно ждет, что общество старших разрешит любую неприятную для него ситуацию лучше, чем это сделает он сам.

Они привыкли к одобрению и абсолютно уверены в собственной ценности и важности вне зависимости от того, что они делают и чего добились

Сам факт их существования представляется им чрезвычайно важным для этой планеты и остальных людей. Они искренне уверены, что Вселенная шепчет им в ухо: «Спасибо, что ты есть!»

Они желают жить в зоне абсолютного комфорта и не терпят серьезных не­удобств

Неприятный начальник, напряженный график работы, трудные или скучные задания - все это для них более чем весомые поводы уволиться с самой перспективной работы.

Они активно не любят ответственности

Лишь четверо из каждых десяти молодых американцев хотели бы стать крупными начальниками или руководителями своего бизнеса, а в Европе этот показатель еще ниже. В идеале «ЯЯЯ» предпочитают быть свободными художниками, фрилансерами, в крайнем случае - заниматься чем-нибудь веселым и неутомительным в офисе с хорошим дизайном и дружелюбной атмосферой.

Они помешаны на славе

Никогда еще жизнь известных людей не пользовалась таким вниманием у молодежи: сплетни из мира звезд и обсуждение известных актеров, певцов, шоуменов являются огромной частью их общения.

Они некреативны и неэрудированны, предпочитают пользоваться готовыми схемами и не стремятся изобретать что-то новое

По данным тестов Торренса*, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998-м. Кроме того, представители поколения показывают самый низкий интерес к овладению новой информацией за все наблюдаемые периоды.

Они не любят принимать решений

Самые простые действия - купить рубашку или выбрать десерт - им проще совершать, обсудив предварительно в «Твиттере» с сотней-другой людей.

Они милы, позитивны и беспроб­лемны

Это самое умытое, ухоженное и хорошенькое поколение в человеческой истории.

* - Примечание Phacochoerus"а Фунтика: « Через «Миннесотские тесты оценки творческого мышления», созданные Элисом Полом Торренсом, в США регулярно прогоняют школьников и студентов. Считается, что у этих тестов высокая степень достоверности результатов »

Почему они такие. Часть первая

Природа человека, конечно, неизменна (хотя бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Но вот человечество в целом действительно меняется, что подмечали еще историки древности, хотя тогда социальный прогресс двигался со скоростью осенней сонной мухи. Конечно, факторов, меняющих лицо цивилизации, - огромное количество, но сейчас мы остановимся на одном из них, возможно решающем. Человечество стареет. Оно обрастает уже вполне явной седой бородой, и начиная с XVIII века с каждым годом становится все больше стариков. Средний возраст американца сегодня - 37 лет, россиянина - 39, европейца - 40.

Другиепоколения

Давать смешные названия поколениям начали уже давно. Люди, рожденные на рубеже XIX–XX веков. Попав в юном возрасте на фронты Первой мировой и созрев там, оно вернулось на руины миров своего детства и долго не понимало, что теперь делать. Когда некоторые из них ухитрились не спиться и стали подниматься на ноги, создавать семьи и работать, их накрыла Великая депрессия. Те, кто сумел справиться и с этим, дожили до окопов Второй мировой.
Даты рождения – с 1935 по 1960 год. Самое бунтующее поколение. Хиппи, марихуана, свободная любовь, нет войне во Вьетнаме, Вудсток – в США. Студенческие бунты – во Франции. Шестидесятники-диссиденты в странах соцлагеря. Хорошо разбирались в политике, проявляли высокие интеллектуальные способности, дали мощный пинок науке и культуре.
Люди, рожденные с 1960 по 1980 год. Сейчас на планете хозяйничают именно они. Основные приметы – частые разводы, сокращение рождаемости, недоверие к власти любого рода, высокие интеллектуальные и творческие способности, огромные амбиции.
Поколение Y
Так именовались «миллениумы», когда еще катались в колясочках и было совершенно непонятно, какими они станут.

Вот, например, средний возраст римлянина эпохи Империи был 12 лет, что сильно сказывалось на общем состоянии дел. Сегодня в таких возрастных границах пребывает, скажем, Сомали. И когда сейчас родители бранят ленивого школьника, намекая ему, что в его возрасте некоторые уже командовали армиями и управляли государствами, а он все не приучится носочки складывать в корзинку для грязного белья, школьник, если бы учился лучше, мог бы резонно возразить, что управляли, конечно, и командовали, но управление было соответствующим. В пятнадцать лет преотлично можно объединяться в стаи и идти мочить ненаших гадов, а вот чтобы создать эффективную экономическую политику и развитые дипломатические отношения с соседями - тут требуются кое-какие знания и большой житейский опыт.

Ведь взрослый человек устроен иначе, чем подросток. Ответственность за окружающих и забота о них становятся куда важнее, чем слава, чем битвы, чем кипящий в венах адреналин, хотя бы потому, что гормональный фон у людей за тридцать выглядит, увы, совсем иначе, чем в конкистадорский период тинейджерства. Чем старше мы становимся, тем мы предусмотрительнее, спокойнее и альтруистичнее (конечно, есть и очень энергичные злющие старикашки, и благонравные сострадательные дети, но и те и другие, скорее, исключение из правил). И это нормально. Возраст защитника, возраст опекуна, что поделаешь. Агрессия сменяется эмпатией - обычный биохимический процесс. Это молодняку нужно отвоевывать место под солнцем, упоенно мутузить друг друга за самок и расчищать себе пространство, а патриархам положено опекать детенышей и урезонивать молодежь, сохраняя безопасность группы в целом.

Пока человечество было молодо, оно любило драки, кровь и насилие: пышные казни на площадях с волочением и потрошением, гладиаторские бои, разрушение Карфагенов и прочие невинные детские забавы. Перешагнув тридцатилетний рубеж, оно выяснило, что теперь другие приоритеты. С каждым годом, добавляемым к среднему возрасту человечества, оно становится все более нетерпимым к насилию, все более требовательным к комфорту, все больше заботится о подрастающем поколении.

Так появились на свет Женевская конвенция, Декларация прав человека, многочисленные общества по защите детей, животных, гомосексуалистов, заключенных - кого угодно. По главному принципу зрелого человека - «Главное, чтобы все были живы и здоровы».

И, конечно, все резче менялось отношение человечества к детям. Где-то до VI века до нашей эры мы существовали в режиме, который этнографы именуют «эпохой инфантицида»: лишних детей убивали, принося в жертву, выкидывая в реки и овраги, а часто просто съедали в ритуально-кулинарных целях (конечно, в развитых цивилизациях, где средний возраст населения благодаря медицине и отсутствию перебоев с питанием был выше 7–8 лет, все обстояло не столь плачевно, но даже там детские жертвоприношения, мягко говоря, не были редкостью). Потом отношение к детям несколько улучшилось. То есть истребление матерью или отцом неугодившего им потомства еще долго было неоспоримым, святым родительским правом (а убийство «бесчестных» дочерей в некоторых странах, скажем в Саудовской Аравии, до сих пор считается гражданским долгом любого родителя), но все-таки в целом детей стали более или менее выращивать, воспитывать и образовывать. Дело это было тяжелое и неблагодарное. Когда на каждого взрослого, перешагнувшего 20-летний рубеж, приходится десять детей и подростков, страна превращается в огромный детский сад, в котором трудно поддерживать порядок.

К счастью, в арсенале древних педагогов имелись эффективные воспитательные средства. Нам сейчас даже трудно представить себе то количество трепок и колотушек, которое получал среднестатистический ребенок, имевший несчастье родиться в период с X века до нашей эры по XVIII век эры нашей. Можно ознакомиться с трудами известных «историков детства», например Филиппа Арьеса или Ллойда Демоса, чтобы составить себе представление о том, какой пыточной комнатой была детская вплоть до начала новейшей истории.

Младенцев пеленали так туго, что те впадали в некое подобие анабиоза - сил у них хватало только на то, чтобы тихонько дышать, не беспокоя своим плачем окружающих. Чтобы приучить проситься на горшок, их с двух месяцев регулярно окунали попой в ледяную воду после каждого «нелицензированного» опорожнения, и уже к полугоду дети древности отличались потрясающей в этом смысле опрятностью. Шлепать ребенка начинали с самого нежного возраста, а с года-­двух уже регулярно секли. Из школ доносились такие вопли, что цену аренды домов по соседству приходилось снижать. В самых дорогих и престижных школах били еще усерднее (символом Итона до самого последнего времени была розга). Истязание детей было освящено традицией, Библией и обществом.

А куда было деваться? При наличии десятка детей чуть ли не в каждой семье никакой возможности индивидуально и бережно работать с каждым ребенком не было. Скажем, французскому философу и писателю XVI века Мишелю Монтеню повезло: его родители считали, что детей надо воспитывать только лаской и любовью. Но они были знатны, неимоверно богаты, и Мишель был у них один. При наличии десяти нянек и изобилии свободного времени родители Монтеня могли позволить себе иметь самые современные взгляды на педагогику. Большинство же других родителей, мечтавших о том, чтобы ни один из многочисленных отпрысков не стал вором и убийцей и не кончил жизнь на виселице, вынуждены были вести себя с детьми иначе. Хорошо битый ребенок обычно реже опасно шалил и проявлял несколько большее усердие в учебе, чем его сверстник, чьи родители, слишком занятые добычей хлеба насущного, пренебрегали долгом воспитания.

Но наконец свет любви, добра и отсутствия рукоприкладства начал просачиваться и в детскую. Первые серьезные мысли о том, что дети тоже люди и надо бы с ними помягче, появились в трудах отцов-иезуитов, учителей иезуитских колледжей. Потом эту мысль стали транслировать просветители конца XVIII века. В XIX веке в Европе появляются семьи, отказывающиеся от физического наказания детей. На них смот­рят как на диковинку, их ругают в прессе, их не поощряет правительство, но их становится все больше. Рождаемость падает, средний возраст человечества растет. Теперь на одного взрослого в цивилизованном мире приходится всего 2-3 ребенка, а это уже совсем другое дело. В XX веке наказания все больше выводят из государственных и даже частных школ, оставляя их на усмотрение семьи. Но по-прежнему домашняя порка, в меру строгая и без членовредительства, воспринимается как нечто правильное и естественное. А вот после Второй мировой, когда массовая гибель молодежи во многих странах одним скачком сделала человечество еще старше, нетерпимость к насилию выросла настолько, что появились первые голоса, требовавшие ограничить родителей в праве на избиение детей. Генеральная Ассамблея ООН в 1959 году выпускает Декларацию прав ребенка, которая провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Уже половина всех детей, рожденных в 60-70-е годы прошлого века, не подвергалась физическим наказаниям. И наконец, в 1990 году вступает в действие Конвенция о правах ребенка, в которой вводится полный запрет на любые телесные наказания, а также жестко ограничивается право родителей и опекунов на многие другие способы давления на детей. Конвенцию подписали все страны - члены ООН, кроме США (там существует свой, тоже весьма строгий в этом отношении закон), Южного Судана и Сомали.

При соотношении «один ребенок на одного взрослого», которое имеется сейчас в странах «золотого миллиарда» и в Китае, требования Конвенции становятся вполне выполнимыми.

Почему они такие. Часть вторая

«Миллениумы» были рождены, когда родители впервые за всю историю вообще перестали бить детей, лишать их обеда и даже ставить в угол. Часто «миллениумы» вообще единственные дети в семье, хотя, возможно, у них есть брат или сестра. Их старались не ругать, им объясняли, их уговаривали.

Следуя педагогическим инструкциям, родители не забывали ежедневно повторять своим детям, что любят их больше всех на свете, что они самые замечательные, красивые и умные. После того как ребенка в пух и прах разносили сверстники на спортивном матче или на творческом конкурсе, родители немедленно сообщали проигравшему, что невероятно им гордятся. Он же смог, он же выстоял, он же не расплакался и не описался, когда занял последнее место! Да он же герой! В начальных школах больше не ставят оценок, особенно плохих, а за хорошо выполненные работы раздают золотые медали и серебряные звезды. Потому что ребенка нельзя лишать уверенности в себе, как бы он ни был туп, ленив и несносен; он должен знать, что он самый лучший и что все его любят.

Под страхом уголовной ответственности родители перестраивают дома, делая их безопасными для детей. Все острые углы замотаны мягкими прокладками, лестницы закрыты воротцами, розетки - заглушками. Сначала до 12, а теперь и до 14 лет в большинстве штатов США, например, нельзя оставлять ребенка одного - ни дома, ни на улице. Комендантский час - запрет на появление несовершеннолетних на улице вечером - работает почти во всех странах Конвенции.

Детский труд запрещен, общество жестко ограждает ребенка от контакта со всем, что может представлять для него опасность: с сигаретами, алкоголем, эротикой, нежелательной информацией. Резко ограничиваются контакты ребенка с любыми взрослыми, не являющимися его роди­телями или учителями. Половая неприкосновенность ребенка становится задачей номер один. В Нью-Йорке, скажем, взрослому категорически запрещено входить на детские площадки без ребенка до 12 лет. За пристальный взгляд на ребенка на улице или за попытку с ним заговорить вполне реально оказаться в полицейском участке.

Более того, общество начало жестко бороться с насилием в детской среде. Если в 60-х годах шведский Малыш, друг Карлсона, мог прийти из школы с огромным синяком под глазом, потому что они с Кристером кидались друг в друга камнями, а мама Малыша лишь вздыхала и угощала его плюшками, то сегодня шведские школьники, швыряющие друг в друга камни, стали бы ЧП национального масштаба.

Вот так и появились «миллениумы». Им незачем бунтовать, потому что родители никогда не были с ними суровы. Они боятся агрессии, потому что никогда с нею не сталкивались. Они несамостоятельны, потому что каждый их шаг контролировался, а все действия программировались. Они некреативны, потому что им не приходилось справляться с трудностями и искать пути выхода из опасных ситуаций. Они интеллектуально неразвиты, потому что круг их общения был ограничен в основном сверстниками, а ребенок взрослеет и умнеет лишь в окружении людей, превосходящих его по интеллекту. Они не жаждут много работать и зарабатывать, потому что практически незнакомы с лишениями. Они не рвутся к успеху, потому что с младенчества знают как аксиому, что они и так прекрасны во всех отношениях, им не надо никому ничего доказывать. Им нравится выкладывать в «Инстаграм» снимки надкушенных ими бутербродов, потому что они уверены: все с ними связанное неизбежно вызывает восхищение у миллионов. Они почти не стремятся создавать семьи, потому что не умеют подстраиваться под других людей, ведь те всегда подстраивались под них. Они помешаны на звездах, потому что в их представлении звезда ведет идеальный для человека образ жизни - она просто выходит из дома, и все говорят «ах!», а папарацци в кустах падают в обморок от счастья.

Тем не менее мы можем ожидать определенных изменений и в производстве, и в международной политике, и в социальной сфере, когда рулить всем этим возьмется поколение «ЯЯЯ» (хотя оно, как мы видим, и не рвется этого делать).

Видимо, курс на социал-демократию будет еще более выраженным, так как «миллениумам» нравятся социальные гарантии. Видимо, еще более усилится бюрократическое влияние государства и надгосударственных образований типа Евросоюза, так как «миллениумы» не умеют бунтовать и не против того, чтобы ими распоряжались. Видимо, малый частный бизнес будет еще больше сокращаться, так как ребята не хотят иметь собственного дела, а предпочитают быть безответственными наемниками. Видимо, этот мир станет еще более скучным, стерильным и безопасным.

С другой стороны, проблема «ЯЯЯ» - это пока еще не всепланетное явление. Южная Америка и Индия с их 18-летним средним возрастом населения несколько иначе смотрят на вещи. И, может быть, основным двигателем прогресса и островами экономической и творческой свободы станут именно они.