Раскрытие скобок является одним из видов преобразования выражения. В этом разделе мы опишем правила раскрытия скобок, а также рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры задач.

Yandex.RTB R-A-339285-1

Что называется раскрытием скобок?

Скобки используются для указания на порядок выполнения действий в числовых и буквенных выражениях, а также в выражениях с переменными. От выражения со скобками удобно перейти к тождественно равному выражению без скобок. Например, заменить выражение 2 · (3 + 4) на выражение вида 2 · 3 + 2 · 4 без скобок. Этот прием носит название раскрытия скобок.

Определение 1

Под раскрытием скобок подразумевают приемы избавления от скобок и рассматривают его обычно в отношении выражений, которые могут содержать:

  • знаки « + » или « - » перед скобками, в которые заключены суммы или разности;
  • произведение числа, буквы или нескольких букв и суммы или разности, которая помещена в скобки.

Так мы привыкли рассматривать процесс раскрытия скобок в курсе школьной программы. Однако никто не мешает нам посмотреть на это действие шире. Мы можем назвать раскрытием скобок переход от выражения, которое содержит отрицательные числа в скобках, к выражению, не имеющему скобок. К примеру, мы можем перейти от 5 + (− 3) − (− 7) к 5 − 3 + 7 . Фактически, это тоже раскрытие скобок.

Точно также мы можем заменить произведение выражений в скобках вида (a + b) · (c + d) на сумму a · c + a · d + b · c + b · d . Такой прием также не противоречит смыслу раскрытия скобок.

Вот еще один пример. Мы можем допустить, что в выражениях вместо чисел и переменных могут быть использованы любые выражения. Например, выражению x 2 · 1 a - x + sin (b) будет соответствовать выражение без скобок вида x 2 · 1 a - x 2 · x + x 2 · sin (b) .

Отдельного внимания заслуживать еще один момент, который касается особенностей записи решений при раскрытии скобок. Мы можем записать начальное выражение со скобками и полученный после раскрытия скобок результат как равенство. Например, после раскрытия скобок вместо выражения 3 − (5 − 7) мы получаем выражение 3 − 5 + 7 . Оба этих выражения мы можем записать в виде равенства 3 − (5 − 7) = 3 − 5 + 7 .

Проведение действий с громоздкими выражениями может потребовать записи промежуточных результатов. Тогда решение будет иметь вид цепочки равенств. Например, 5 − (3 − (2 − 1)) = 5 − (3 − 2 + 1) = 5 − 3 + 2 − 1 или 5 − (3 − (2 − 1)) = 5 − 3 + (2 − 1) = 5 − 3 + 2 − 1 .

Правила раскрытия скобок, примеры

Приступим к рассмотрению правил раскрытия скобок.

У одиночных чисел в скобках

Отрицательные числа в скобках часто встречаются в выражениях. Например, (− 4) и 3 + (− 4) . Положительные числа в скобках тоже имеют место быть.

Сформулируем правило раскрытия скобок, в которых заключены одиночные положительные числа. Предположим, что а – это любое положительное число. Тогда (а) мы можем заменить на а, + (а) на + а, - (а) на – а. Если вместо а взять конкретное число, то согласно правилу: число (5) запишется как 5 , выражение 3 + (5) без скобок примет вид 3 + 5 , так как + (5) заменяется на + 5 , а выражение 3 + (− 5) эквивалентно выражению 3 − 5 , так как + (− 5) заменяется на − 5 .

Положительные числа обычно записываются без использования скобок, так как скобки в этом случае излишни.

Теперь рассмотрим правило раскрытия скобок, внутри которых содержится одиночное отрицательное число. + (− a) мы заменяем на − a , − (− a) заменяется на + a . Если выражение начинается с отрицательного числа (− a) , которое записано в скобках, то скобки опускаются и вместо (− a) остается − a .

Приведем примеры: (− 5) можно записать как − 5 , (− 3) + 0 , 5 принимает вид − 3 + 0 , 5 , 4 + (− 3) превращается в 4 − 3 , а − (− 4) − (− 3) после раскрытия скобок принимает вид 4 + 3 , так как − (− 4) и − (− 3) заменяется на + 4 и + 3 .

Следует понимать, что записать выражение 3 · (− 5) как 3 · − 5 нельзя. Об этом речь пойдет в следующих пунктах.

Давайте посмотрим, на чем основываются правила раскрытия скобок.

Согласно правилу разность a − b равна a + (− b) . На основе свойств действий с числами мы можем составить цепочку равенств (a + (− b)) + b = a + ((− b) + b) = a + 0 = a , которая будет справедлива. Эта цепочка равенств в силу смысла вычитания доказывает, что выражение a + (− b) - это разность a − b .

Основываясь на свойствах противоположных чисел и правил вычитания отрицательных чисел мы можем утверждать, что − (− a) = a , a − (− b) = a + b .

Встречаются выражения, которые составляются из числа, знаков минуса и нескольких пар скобок. Использование приведенных выше правил позволяет последовательно избавляться от скобок, продвигаясь от внутренних скобок к наружным или в обратном направлении. Примером такого выражения может быть − (− ((− (5)))) . Раскроем скобки, продвигаясь изнутри наружу: − (− ((− (5)))) = − (− ((− 5))) = − (− (− 5)) = − (5) = − 5 . Также этот пример можно разобрать и в обратном направлении: − (− ((− (5)))) = ((− (5))) = (− (5)) = − (5) = − 5 .

Под a и b можно понимать не только числа, но также произвольные числовые или буквенные выражения со знаком « + » впереди, которые не являются суммами или разностями. Во всех этих случаях можно применять правила точно также, как мы делали это в отношении одиночных чисел в скобках.

К примеру, после раскрытия скобок выражение − (− 2 · x) − (x 2) + (− 1 x) − (2 · x · y 2: z) примет вид 2 · x − x 2 − 1 x − 2 · x · y 2: z . Как мы это сделали? Мы знаем, что − (− 2 · x) есть + 2 · x , а так как это выражение стоит вначале, то + 2 · x можно записать как 2 · x , − (x 2) = − x 2 , + (− 1 x) = − 1 x и − (2 · x · y 2: z) = − 2 · x · y 2: z .

В произведениях двух чисел

Начнем с правила раскрытия скобок в произведении двух чисел.

Предположим, что a и b – это два положительных числа. В этом случае произведение двух отрицательных чисел − a и − b вида (− a) · (− b) мы можем заменить на (a · b) , а произведения двух чисел с противоположными знаками вида (− a) · b и a · (− b) заменить на (− a · b) . Умножение минуса на минус дает плюс, а умножение минуса на плюс, как и умножение плюса на минус дает минус.

Верность первой части записанного правила подтверждается правилом умножения отрицательных чисел. Для подтверждения второй части правила мы можем использовать правила умножения чисел с разными знаками.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

Рассмотрим алгоритм раскрытия скобок в произведении двух отрицательных чисел - 4 3 5 и - 2 , вида (- 2) · - 4 3 5 . Для этого заменим исходное выражение на 2 · 4 3 5 . Раскроем скобки и получим 2 · 4 3 5 .

А если мы возьмем частное отрицательных чисел (− 4) : (− 2) , то запись после раскрытия скобок будет иметь вид 4: 2

На месте отрицательных чисел − a и − b могут быть любые выражения со знаком минус впереди, которые не являются суммами или разностями. К примеру, это могут быть произведения, частные, дроби, степени, корни, логарифмы, тригонометрические функции и т.п.

Раскроем скобки в выражении - 3 · x x 2 + 1 · x · (- ln 5) . Согласно правилу, мы можем произвести следующие преобразования: - 3 · x x 2 + 1 · x · (- ln 5) = - 3 · x x 2 + 1 · x · ln 5 = 3 · x x 2 + 1 · x · ln 5 .

Выражение (− 3) · 2 можно преобразовать в выражение (− 3 · 2) . После этого можно раскрыть скобки: − 3 · 2 .

2 3 · - 4 5 = - 2 3 · 4 5 = - 2 3 · 4 5

Деление чисел с разными знаками также может потребовать предварительного раскрытия скобок: (− 5) : 2 = (− 5: 2) = − 5: 2 и 2 3 4: (- 3 , 5) = - 2 3 4: 3 , 5 = - 2 3 4: 3 , 5 .

Правило может быть использовано для выполнения умножения и деления выражений с разными знаками. Приведем два примера.

1 x + 1: x - 3 = - 1 x + 1: x - 3 = - 1 x + 1: x - 3

sin (x) · (- x 2) = (- sin (x) · x 2) = - sin (x) · x 2

В произведениях трех и большего количества чисел

Перейдем к произведенимя и частным, которые содержат большее количество чисел. Для раскрытия скобок здесь будет действовать следующее правило. При четном количестве отрицательных чисел можно опустить скобки, заменив числа противоположными. После этого необходимо заключить полученное выражение в новые скобки. При нечетном количестве отрицательных чисел, опустив скобки, заменить числа на противоположные. После этого полученное выражение необходимо взять в новые скобки и поставить перед ним знак минус.

Пример 2

Для примера, возьмем выражение 5 · (− 3) · (− 2) , которое представляет собой произведение трех чисел. Отрицательных чисел два, следовательно, мы можем записать выражение как (5 · 3 · 2) и затем окончательно раскрыть скобки, получив выражение 5 · 3 · 2 .

В произведении (− 2 , 5) · (− 3) : (− 2) · 4: (− 1 , 25) : (− 1) пять чисел являются отрицательными. поэтому (− 2 , 5) · (− 3) : (− 2) · 4: (− 1 , 25) : (− 1) = (− 2 , 5 · 3: 2 · 4: 1 , 25: 1) . Окончательно раскрыв скобки, получаем −2,5·3:2·4:1,25:1 .

Обосновать приведенное выше правило можно следующим образом. Во-первых, такие выражения мы можем переписать как произведение, заменив умножением на обратное число деление. Представляем каждое отрицательное число как произведение множительного числа и - 1 или - 1 заменяем на (− 1) · a .

Используя переместительное свойство умножения меняем местами множители и переносим все множители, равные − 1 , в начало выражения. Произведение четного числа минус единиц равно 1 , а нечетного – равно − 1 , что позволяет нам использовать знак минус.

Если бы мы не использовали правило, то цепочка действий по раскрытию скобок в выражении - 2 3: (- 2) · 4: - 6 7 выглядела бы следующим образом:

2 3: (- 2) · 4: - 6 7 = - 2 3 · - 1 2 · 4 · - 7 6 = = (- 1) · 2 3 · (- 1) · 1 2 · 4 · (- 1) · 7 6 = = (- 1) · (- 1) · (- 1) · 2 3 · 1 2 · 4 · 7 6 = (- 1) · 2 3 · 1 2 · 4 · 7 6 = = - 2 3 · 1 2 · 4 · 7 6

Приведенное выше правило может быть использовано при раскрытии скобок в выражениях, которые представляют собой произведения и частные со знаком минус, не являющихся суммами или разностями. Возьмем для примера выражение

x 2 · (- x) : (- 1 x) · x - 3: 2 .

Его можно привести к выражению без скобок x 2 · x: 1 x · x - 3: 2 .

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак +

Рассмотрим правило, которое можно применить для раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс, а «содержимое» этих скобок не умножается и не делится на какое-либо число или выражение.

Согласно правилу скобки вместе со стоящим перед ними знаком опускаются, при этом знаки всех слагаемых в скобках сохраняются. Если перед первым слагаемым в скобках не стоит никакого знака, то нужно поставить знак плюс.

Пример 3

Для примера приведем выражение (12 − 3 , 5) − 7 . Опустив скобки, мы сохраняем знаки слагаемых в скобках и ставим перед первым слагаемым знак плюс. Запись будет иметь вид (12 − 3 , 5) − 7 = + 12 − 3 , 5 − 7 . В приведенном примере знак перед первым слагаемым ставить не обязательно, так как + 12 − 3 , 5 − 7 = 12 − 3 , 5 − 7 .

Пример 4

Рассмотрим еще один пример. Возьмем выражение x + 2 a - 3 x 2 + 1 - x 2 - 4 + 1 x и проведем с ним действия x + 2 a - 3 x 2 + 1 - x 2 - 4 + 1 x = = x + 2 a - 3 x 2 + 1 - x 2 - 4 + 1 x

Вот еще один пример раскрытия скобок:

Пример 5

2 + x 2 + 1 x - x · y · z + 2 · x - 1 + (- 1 + x - x 2) = = 2 + x 2 + 1 x - x · y · z + 2 · x - 1 - 1 + x + x 2

Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак минус

Рассмотрим случаи, когда перед скобками стоит знак минус, и которые не не умножаются (или делятся) на какое-либо число или выражение. Согласно правилу раскрытия скобок, перед которыми стоит знак « - », скобки со знаком « - » опускаются, при этом знаки всех слагаемых внутри скобок меняются на противоположные.

Пример 6

К примеру:

1 2 = 1 2 , - 1 x + 1 = - 1 x + 1 , - (- x 2) = x 2

Выражения с переменными могут быть преобразованы с использованием того же правила:

X + x 3 - 3 - - 2 · x 2 + 3 · x 3 · x + 1 x - 1 - x + 2 ,

получаем x - x 3 - 3 + 2 · x 2 - 3 · x 3 · x + 1 x - 1 - x + 2 .

Раскрытие скобок при умножении числа на скобку, выражения на скобку

Здесь мы рассмотрим случаи, когда нужно раскрыть скобки, которые умножаются или делятся на какое-либо число или выражение. Тут применимы формулы вида (a 1 ± a 2 ± … ± a n) · b = (a 1 · b ± a 2 · b ± … ± a n · b) или b · (a 1 ± a 2 ± … ± a n) = (b · a 1 ± b · a 2 ± … ± b · a n) , где a 1 , a 2 , … , a n и b – некоторые числа или выражения.

Пример 7

Например, проведем раскрытие скобок в выражении (3 − 7) · 2 . Согласно правилу, мы можем провести следующие преобразования: (3 − 7) · 2 = (3 · 2 − 7 · 2) . Получаем 3 · 2 − 7 · 2 .

Раскрыв скобки в выражении 3 · x 2 · 1 - x + 1 x + 2 , получаем 3 x 2 · 1 - 3 · x 2 · x + 3 · x 2 · 1 x + 2 .

Умножение скобки на скобку

Рассмотрим произведение двух скобок вида (a 1 + a 2) · (b 1 + b 2) . Это поможет нам получить правило для раскрытия скобок при проведении умножения скобки на скобку.

Для того, чтобы решить приведенный пример, обозначим выражение (b 1 + b 2) как b . Это позволит нам использовать правило умножения скобки на выражение. Получим (a 1 + a 2) · (b 1 + b 2) = (a 1 + a 2) · b = (a 1 · b + a 2 · b) = a 1 · b + a 2 · b . Выполнив обратную замену b на (b 1 + b 2) , снова применим правило умножения выражения на скобку: a 1 · b + a 2 · b = = a 1 · (b 1 + b 2) + a 2 · (b 1 + b 2) = = (a 1 · b 1 + a 1 · b 2) + (a 2 · b 1 + a 2 · b 2) = = a 1 · b 1 + a 1 · b 2 + a 2 · b 1 + a 2 · b 2

Благодаря ряду несложных приемов мы можем прийти к сумме произведений каждого из слагаемых из первой скобки на каждое из слагаемых из второй скобки. Правило можно распространить на любое количество слагаемых внутри скобок.

Сформулируем правила умножения скобки на скобку: чтобы перемножить между собой две суммы, необходимо каждое из слагаемых первой суммы перемножить на каждое из слагаемых второй суммы и сложить полученные результаты.

Формула будет иметь вид:

(a 1 + a 2 + . . . + a m) · (b 1 + b 2 + . . . + b n) = = a 1 b 1 + a 1 b 2 + . . . + a 1 b n + + a 2 b 1 + a 2 b 2 + . . . + a 2 b n + + . . . + + a m b 1 + a m b 1 + . . . a m b n

Проведем раскрытие скобок в выражении (1 + x) · (x 2 + x + 6) Оно представляет собой произведение двух сумм. Запишем решение: (1 + x) · (x 2 + x + 6) = = (1 · x 2 + 1 · x + 1 · 6 + x · x 2 + x · x + x · 6) = = 1 · x 2 + 1 · x + 1 · 6 + x · x 2 + x · x + x · 6

Отдельно стоит остановиться на тех случаях, когда в скобках присутствует знак минус наряду со знаками плюс. Для примера возьмем выражение (1 − x) · (3 · x · y − 2 · x · y 3) .

Сначала представим выражения в скобках в виде сумм: (1 + (− x)) · (3 · x · y + (− 2 · x · y 3)) . Теперь мы можем применить правило: (1 + (− x)) · (3 · x · y + (− 2 · x · y 3)) = = (1 · 3 · x · y + 1 · (− 2 · x · y 3) + (− x) · 3 · x · y + (− x) · (− 2 · x · y 3))

Раскроем скобки: 1 · 3 · x · y − 1 · 2 · x · y 3 − x · 3 · x · y + x · 2 · x · y 3 .

Раскрытие скобок в произведениях нескольких скобок и выражений

При наличии в выражении трех и более выражений в скобках, раскрывать скобки необходимо последовательно. Начать преобразование необходимо с того, что два первых множителя берут в скобки. Внутри этих скобок мы можем проводить преобразования согласно правилам, рассмотренным выше. Например, скобки в выражении (2 + 4) · 3 · (5 + 7 · 8) .

В выражении содержится сразу три множителя (2 + 4) , 3 и (5 + 7 · 8) . Будем раскрывать скобки последовательно. Заключим первые два множителя еще в одни скобки, которые для наглядности сделаем красными: (2 + 4) · 3 · (5 + 7 · 8) = ((2 + 4) · 3) · (5 + 7 · 8) .

В соответствии с правилом умножения скобки на число мы можем провести следующие действия: ((2 + 4) · 3) · (5 + 7 · 8) = (2 · 3 + 4 · 3) · (5 + 7 · 8) .

Умножаем скобку на скобку: (2 · 3 + 4 · 3) · (5 + 7 · 8) = 2 · 3 · 5 + 2 · 3 · 7 · 8 + 4 · 3 · 5 + 4 · 3 · 7 · 8 .

Скобка в натуральной степени

Степени, основаниями которых являются некоторые выражения, записанные в скобках, с натуральными показателями можно рассматривать как произведение нескольких скобок. При этом по правилам из двух предыдущих пунктов их можно записать без этих скобок.

Рассмотрим процесс преобразования выражения (a + b + c) 2 . Его можно записать в виде произведения двух скобок (a + b + c) · (a + b + c) . Произведем умножение скобки на скобку и получим a · a + a · b + a · c + b · a + b · b + b · c + c · a + c · b + c · c .

Разберем еще один пример:

Пример 8

1 x + 2 3 = 1 x + 2 · 1 x + 2 · 1 x + 2 = = 1 x · 1 x + 1 x · 2 + 2 · 1 x + 2 · 2 · 1 x + 2 = = 1 x · 1 x · 1 x + 1 x · 2 · 1 x + 2 · 1 x · 1 x + 2 · 2 · 1 x + 1 x · 1 x · 2 + + 1 x 2 · 2 + 2 · 1 x · 2 + 2 · 2 · 2

Деление скобки на число и скобки на скобку

Деление скобки на число предполагает, что необходимо разделить на число все заключенные в скобки слагаемые. Например, (x 2 - x) : 4 = x 2: 4 - x: 4 .

Деление можно предварительно заменить умножением, после чего можно воспользоваться подходящим правилом раскрытия скобок в произведении. Это же правило применимо и при делении скобки на скобку.

Например, нам необходимо раскрыть скобки в выражении (x + 2) : 2 3 . Для этого сначала заменим деление умножением на обратное число (x + 2) : 2 3 = (x + 2) · 2 3 . Умножим скобку на число (x + 2) · 2 3 = x · 2 3 + 2 · 2 3 .

Вот еще один пример деления на скобку:

Пример 9

1 x + x + 1: (x + 2) .

Заменим деление умножением: 1 x + x + 1 · 1 x + 2 .

Выполним умножение: 1 x + x + 1 · 1 x + 2 = 1 x · 1 x + 2 + x · 1 x + 2 + 1 · 1 x + 2 .

Порядок раскрытия скобок

Теперь рассмотрим порядок применения правил, разобранных выше в выражениях общего вида, т.е. в выражениях, которые содержат суммы с разностями, произведения с частными, скобки в натуральной степени.

Порядок выполнения действий:

  • первым делом необходимо выполнить возведение скобок в натуральную степень;
  • на втором этапе производится раскрытие скобок в произведениях и частных;
  • заключительным шагом будет раскрытие скобок в суммах и разностях.

Рассмотрим порядок выполнения действий на примере выражения (− 5) + 3 · (− 2) : (− 4) − 6 · (− 7) . Намнем преобразование с выражений 3 · (− 2) : (− 4) и 6 · (− 7) , которые должны принять вид (3 · 2: 4) и (− 6 · 7) . При подстановке полученных результатов в исходное выражение получаем: (− 5) + 3 · (− 2) : (− 4) − 6 · (− 7) = (− 5) + (3 · 2: 4) − (− 6 · 7) . Раскрываем скобки: − 5 + 3 · 2: 4 + 6 · 7 .

Имея дело с выражениями, которые содержат скобки в скобках, удобно проводить преобразования, продвигаясь изнутри наружу.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная , мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: "Один в поле не воин"; "Чьё поле, того и воля"; "Одним конём всего поля не изъездишь"; "Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь".

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине "Садко в подводном царстве" даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых "серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь".

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былинные   богатыри

Главные действующие лица всех былин – русские богатыри. Каждый богатырь – это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу – отрубил голову Идолищу Поганому.

Несоответствие между обычными человеческими размерами и способностью владеть многопудовой палицей в былинах никогда не объясняется. И богатырская мощь, пока нет в ней необходимости, тоже никак не проявляется. И огромная физическая сила богатырей, и чудесное оружие, которое всегда оказывается у них под рукой в нужный момент, – всё это направлено к одной главной цели – исполнению своего великого долга защиты Отечества.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец – под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич – в Рязани, Алёша Попович – в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.

Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: "Уговор дороже денег". Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.

В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт – он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича  –  образованность, воспитанность. Алёша Попович – самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты – сметливость, лукавство, ум.

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далеких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
У былин много характерных для них особенностей.
Медленное изложение событий - первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента - гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так й в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы - мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле - это чужбина.
Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
Использование гиперболы (преувеличения) - тоже особенность былин. Русские богатыри - необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев - это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя - это вымысел.
По содержанию былины принято делить на две большие группы.
Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств.
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления - зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице - почестен пир...
После зачина следует основная часть - повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация - наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия - поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют...
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин - частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца - более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила...
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины...
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки...
Другая примечательная особенность былин - постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце - красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец - добрый. Богатырь - святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля - так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы - преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Составьте рассказ об Илье Муромце. Сначала ответьте на вопросы и составьте план1. Когда происходили описанный в былине события?

2. Каковы особенности того времени?
3. Когда и как Илья Муромец стал богатырём, благодаря чему? Как он выглядел?
4. О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былинах Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину и беззаветно служил ей?
5. Какие поступки совершил богатырь?
6. В чём особенности речи героя?
Начните рассказ так:
"Илья Муромец- самый любимый былинный образ русского народа. Недаром сам народ говорит о нём:
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на под

оконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал: - О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете? Я спросил: - Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил: - Это Шопен. Я его очень люблю. Я сказал: - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка". Я сказал: - Каким же? Словом-то? Он серьезно и ясно ответил: - Му-зы-ка. Шопен - великий композ Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал: - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете? Я ответил: - Я много чего люблю. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все... Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал: - Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал: - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь! Борис Сергеевич рассмеялся: - Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь? Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал: - Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку,икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно. Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру! Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.За семь,за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь. Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: - Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил... Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали. Первый не выдержал Борис Сергеевич. - Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь,оно какое-то одинаковое,чересчур съедобное,что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных? Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел. - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку! 1 задание. Что больше всего на свете Любит Дениска 1. Мир животных. 2. Маму и папу. 3. Людей,животных, книги и ещё много всего- целый мир. 2 задание. Как ты понимаешь слова автора Мишка поехал дальше? 1. Стал дальше перечислять,что он олюбит. 2 Продолжил свой путь. 3. Поехал до следующей остановки. 3 задание. Понравилось ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.

1). Назови чувства которые испытывает Федя услышав третью песню про колокольчик. 2). Выпиши из текста предложения, которые подтверждают твой ответ.

вот сам рассказ:Федина задача Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.- Вот и хорошо! - сказал Федя. - По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.Он включил радио, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.- Передаем концерт по заявкам, - объявил голос по радио.- Концерт - это хорошо, - сказал Федя. - Веселей будет делать уроки.Он отрегулировал репродуктор, чтоб было погромче, и сел за стол.- Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так... "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом..."Из репродуктора послышались звуки рояля и чей-то голос запел рокочущим густым басом:Жил-был король когда-то,
При нем блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.