Известный исследователь Сибири; родился в Омске в 1842 г. Первоначальное образование Я. получил в пансионе Позоровского, учителя французского языка в Томской гимназии.

Пребывание в этом пансионе принесло громадную пользу Я.: здесь он получил основательное знакомство с французским языком, который имел большое значение для его будущих работ. Из пансиона Позоровского Я. поступил во 2-й класс Томской губернской гимназии, но полного курса в ней не окончил и, вышедши из 6-го класса, поехал в Петербург, где и начал слушать в университете, в качестве вольнослушателя, лекции по юридическому факультету.

Пробыв вольнослушателем три года, Я., вследствие закрытия университета, вынужден был вернуться в Сибирь.

Здесь вскоре он попал в известную в свое время историю о сибирском сепаратизме, был арестован и отправлен в Омск, проведя в заключении около 2-х лет. Будучи истым сибиряком по своему рождению и воспитанию, Я. посвятил себя всецело нуждам и интересам Сибири, избрав еще в молодости своей целью широкое исследование вопросов сибирской истории и современного экономического и нравственно-общественного быта. Ему принадлежат весьма ценные труды по бытовому изучению Сибири, а также по обстоятельной разработке вопросов сибирской общественной жизни и народного хозяйства.

Я. был одновременно и горячим патриотом Сибири, и ее историком, этнографом, экономистом, видным деятелем по народному хозяйству и образованию, ее публицистом и литературным работником.

В то время Сибирь находилась в положении забытой и пренебрегаемой окраины.

Я. публично выступил в качестве лектора в Омске с вопросом о необходимости для Сибири университета.

Его горячая, убедительная речь и готовность перейти от слова к делу произвели большое впечатление и тогда же вызвали ряд пожертвований, дошедших впоследствии до значительной суммы, которая дала возможность возникнуть Томскому университету.

Эта публичная лекция была напечатана в "Томских Губернских Ведомостях" 1864 г. Одновременно Я. работал в "Сибирском Вестнике", издававшемся тогда Б. А. Милютиным в Иркутске, а также в "Деле", где были напечатаны следующие его статьи: "Письма о сибирской жизни", под псевдонимом Семилужанского, "Секретная", "Община в русском остроге" и др., и в "Женском Вестнике" (статья "Женщина в Сибири в XVII и XVIII ст."). Из Омска Я. был отправлен в ссылку в гор. Шенкурск, Архангельской губернии.

Однако высылка не помешала ему работать над изучением Сибири и писать в различных журналах.

В 1872 г. появилось в печати ценное исследование Я. под заглавием: "Русская община в тюрьме и ссылке". Автор выступил в рядах противников ссылки и доказывал ее вредное влияние на гражданскую жизнь Сибири.

Этот труд, изложенный талантливо и со знанием дела, принес несомненную пользу особой комиссии, занимавшейся в то время вопросом о преобразовании тюрем и ссылки, и, конечно, послужил одним из оснований тех реформ, которые коснулись тюремного дела еще в царствование Александра II. С особенной тщательностью разрабатывал также Я. вопрос о сибирской административной реформе, о местной золотопромышленности, железной дороге, нуждах рабочего населения, об инородцах, колонизании, переселении и другие.

Получив в 1874 г. амнистию, Я. переехал жить в Петербург.

Здесь под руководством Соллогуба, бывшего тогда главным начальником тюремного управления, Я. занялся тюремным делом, и особенно о сибирской тюремной ссылке.

К этому же времени относится его сотрудничество в "С.-Петербургских Ведомостях", "Вестнике Европы", "Отечественных Записках " и других периодических изданиях, преимущественно по вопросам, связанным с нуждами Сибири.

В 1876 г. Я. был приглашен на службу генерал-губернатором Западной Сибири Казнаковым, который между прочим интересовался вопросом о сибирском университете и желал вообще подвинуть вперед дело серьезного изучения Сибири.

Эта служба, заключавшаяся главным образом в статистических, экономических и этнографических разысканьях, позволила ему собрать обширный и разнообразный материал.

В конце 70-х годов в Омске был основан западносибирский отдел Географического общества, и Я. принял в нем весьма деятельное участие.

Он составил здесь программу для исследования сельской общины в Сибири (по которой собран был потом обширный материал) и программу для изучения сибирских инородцев.

В 1878 г. Я. предпринял в качестве официально командированного лица путешествие в Алтайский горный округ для исследования движения переселенцев и устройства их на новых местах.

В 1880 г. он предпринял новое путешествие в Алтай для изучения инородческого быта, причем исследовал Телецкое озеро и проник до верховьев Катуни, собирая сведения о кочевых инородцах.

В 1881 г. Я. вновь поселился в Петербурге и стал работать над книгой, которая составила главный его труд, где он собрал важный материал по сибирской этнографии и по различным вопросам современной ему сибирской жизни, народной и общественной.

Эта книга, представляющая собой один из замечательнейших трудов всей сибирской литературы, вышла в 1886 г. и выдержала два издания; кроме того, она вышла и в немецком переводе проф. Э. Ю. Петри. В 1882 г., когда праздновалось трехсотлетие русской Сибири, Я. сделал доклад в Обществе содействия промышленности и торговле о культурных успехах Сибири за 300 лет; другой доклад был сделан им в Географическом обществе о положении сибирских инородцев и их вымирании; в "Русской Мысли" тогда же была им помещена статья "Кустарные промыслы в Сибири и значение их". В том же 1882 г. Я. основал в Петербурге еженедельное издание "Восточное Обозрение", с 1888 г. перенесенное в Иркутск.

Это издание было самым серьезным органом сибирской печати по обилию разнообразных сведений о крае; при нем в качестве приложения давались отдельные книжки "Сибирский Сборник". В те же годы в "Трудах Московского Археологического общества" и "Сибирском Сборнике" Я. поместил статьи о некоторых сибирских древностях; в томе "Живописной России", посвященном Сибири, им написана статья "Западно-Сибирская низменность". В 1886 г. Я. предпринял новую поездку в Сибирь до Иркутска и Байкала с целью осмотра сибирских музеев, в том числе Минусинского, а также для этнографических наблюдений над остяками и саянскими племенами в Минусинском округе.

Доклады о результатах этой поездки были сделаны им в 1887 г. в обществах Географическом и Археологическом в С.-Петербурге.

В 1891 г. Я. выпустил новый свой капитальный труд "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", и в связи с этим трудом внес в Географическое общество еще ранее составленные им карты распределения сибирских инородцев по губерниям.

Кроме изучения современной Сибири и ее народной жизни, Я. давно интересовала первобытная история страны, где он, конечно, искал объяснения инородческих элементов Сибири.

По такому побуждению он сделал между прочим в последние годы путешествие в северную Монголию, где открыл развалины знаменитой некогда монгольской столицы Карокорума, затерянной географами и историками.

Открытие Я., сделанное им в трудном путешествии на самые скудные средства, возбудило живейший интерес в ученом мире, и по следам Я. направилась в ту местность ученая экспедиция из Гельсингфорса, а затем, летом 1891 г., известная экспедиция от Императорской Академии Наук, которая поручена была В. В. Радлову совместно с Я. Вообще, энергия Я. возбуждала других.

Ему несомненно принадлежит большое влияние на пробуждение общественных и образовательных интересов в молодом слое сибирского общества; вокруг него собирались новые силы, направлявшиеся на разнообразный труд по изучению Сибири и находившие у него не только нравственную поддержку, но и ценное практическое руководство.

Так, в его предпоследнюю поездку в Западную Сибирь для изучения переселенческого движения к нему добровольно примкнул санитарный отряд, отправленный тогда в этот край на средства частной благотворительности и нашедший в нем ценного руководителя.

В последнее время Я. отправился в Алтайский округ в качестве заведующего статистическим отделением при начальнике этого округа; неутомимый исследователь со свойственной ему энергией принялся за порученное ему дело, но скоропостижная кончина застала его на месте новой его деятельности: он скончался в Барнауле 7 июня 1894 г., сохранив до последнего дня своей жизни деятельную любовь к своей суровой родине.

Русская публицистика и литература потеряла в нем одного из энергичных тружеников, богатых жизненностью и инициативой. "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894 г., август, стр. 59-62. - "Вестник Европы", 1894 г., июль, стр.445-448. - "Неделя", 1894 г., № 25, стр. 783-784. - "Новое Время", 1894 г., № 6565. - "Сибирский Вестник", 1894 г., № 66. М. Курдюмов. {Половцов} Ядринцев, Николай Михайлович (родился в 1842 году - умер 7 июня 1894 года в Барнауле) - исследователь Сибири.

Некролог Телеграф сообщил о неожиданной кончине известного исследователя Сибири Николая Михайловича Ядринцева.

Умер он в Барнауле 7-го июня, сохранив до последнего дня своей жизни присущую ему необычайную энергию и деятельную любовь к своей суровой родине.

Истый сибиряк по своему рождению и воспитанию, он посвятил себя всецело нуждам и интересам Сибири, избрав еще в молодости своей целью широкое исследование вопросов сибирской истории и современного экономического и нравственно-общественного быта. Весьма ценные труды по бытовому изучению Сибири, а также по обстоятельной разработке вопросов сибирской общественной жизни и народного хозяйства принадлежат покойному.

Он был одновременно и горячим патриотом Сибири и ее историком, этнографом, экономистом, видным деятелем по народному хозяйству и образованию, ее публицистом и литературным работником.

Изучая Сибирь, H. M. Ядринцев совершил немало опасных путешествий по сибирским дебрям и горным высотам.

Алтай имел в лице его одного из лучших своих исследователей, в северной Монголии он открыл развалины знаменитого и затерянного историками Каракорума, а последние путешествия, совершенные покойным совместно с академиком В. В. Радловым на Орхонт, дали результаты, обогатившие историческую географию и археологию ценными исследованиями малоизвестной местности.

Покойный не был ученым в строгом смысле этого слова, но его труды всегда носили, помимо жизненно-практического, научный характер.

Еще в 1863 г., когда Сибирь находилась в положении забытой и пренебрегаемой окраины, H. M. Ядринцев публично выступил в качестве лектора в Омске с вопросом о необходимости для Сибири университета.

Его горячая убедительная речь и готовность перейти от слов к делу произвели большое впечатление и тогда же вызвали ряд пожертвований, дошедших впоследствии до огромной суммы, которая дала возможность возникнуть Томскому университету.

В 1872 году появилось в печати ценное исследование покойного под заглавием: "Русская община в тюрьме и ссылке". Автор выступил в рядах противников ссылки и доказывал ее вредное влияние на гражданскую жизнь Сибири.

Этот труд, изложенный талантливо и со знанием дела, принес несомненную пользу особой комиссии, занимавшейся в то время вопросом о преобразовании тюрем и ссылки, и, конечно, послужил одним из оснований тех реформ, которые коснулись в прошлое царствование тюремного дела. С особенной тщательностью разрабатывал также H. M. Ядринцев вопросы о сибирской административной реформе, о местной золотопромышленности, железной дороге, нуждах рабочего населения, об инородцах, колонизации, переселении и другие.

Его лучшее литературное произведение составляет объемистая книга "Сибирь, как колония", представляющая собой один из замечательнейших трудов всей сибирской литературы.

Деятельность покойного, как уже указано, отличалась разнообразностью.

Русская публицистика и литература потеряла в нем одного из энергичных тружеников, богатых жизненностью и инициативой.

Живя в 60-х годах в Омске, H. M. принял деятельное участие, как сотрудник, в местной газете, в "Сибирском Вестнике", издававшемся тогда Б. А. Милютиным в Иркутске, а также в "Деле", где были напечатаны следующие его статьи: "Письма о сибирской жизни", под псевдонимом Семилужанского, "Секретная", "Община в русском остроге" и др., и в "Женском Вестнике" (статья: "Женщина в Сибири в XVII и XVIII ст."). В начале 70-х годов покойный одновременно с Г. Н. Потаниным попал в число опальных, был сослан в Архангельск и только в 1874 году получил свободу и возможность жить в Петербурге.

К этому времени относится его сотрудничество в "Голосе", "Неделе", "Биржевых Ведомостях", "С.-Петербургских Ведомостях", "Вестнике Европы", "Отечественных Записках" и других периодических изданиях преимущественно по вопросам, связанным с нуждами Сибири.

В 1876 году H. M. Ядринцев был приглашен генерал-губернатором Западной Сибири на службу.

Эта служба, заключавшаяся главным образом в статистических, экономических и этнографических разысканиях, позволила покойному собрать обширный и разнообразный материал.

В конце 70-х годов он основывает в Омске западно-сибирский отдел Географического общества, предпринимает официальное путешествие в Алтайский горный округ для исследования движения переселенцев и устройства их на новых местах, вырабатывает ценную программу переселенческого движения и колонизации, собирает сведения об инородцах, исследует Телецкое озеро и проникает до вершин Катуни.

В 1881 году H. M. вновь поселился в Петербурге.

Здесь он занялся обработкой собранного материала и всевозможными хлопотами, чтобы вызвать интерес к своей заброшенной родине.

Он делает существенные по серьезности доклады в Географическом и других обществах, печатает статьи в периодических изданиях, с 1882 года основывает собственную еженедельную газету "Восточное Обозрение", перенесенную в 1888 году в Иркутск, и, кроме того, редактирует "Сибирский Сборник", издававшийся в виде приложения к газете и заключавший ряд длительных статей о Сибири.

В конце 80-х и начале 90-х годов H. M. Ядринцев предпринял несколько поездок в Сибирь и малоисследованные местности Азии для этнографических наблюдений над инородцами (преимущественно остяками и саянскими племенами) и для новых географических открытий.

Покойный - сын купца, переселившегося в Сибирь из Пермской губернии.

Родился он в Омске, в 1842 году, учился в томской гимназии, затем с 1860 года по 1863 год посещал, в качестве вольнослушателя, С.-Петербургский университет.

Как человек, H. M. Ядринцев пользовался общими симпатиями за свою неутомимую энергию, истинно сыновнюю любовь к Сибири и всегдашнее доброжелательство. ("Новое Время", 1894, № 6565). Н. А. Библиография Его: Отношение к бедным и несчастным у первобытных народов ("Мир Божий", 1894, кн. 7). О нем: "Русские Ведомости", 1894, № 158, 159, 187, 214; 1900, № 157. "Землеведение", 1894, кн. II. "Северный Вестник", 1894, кн. 7, отд. II, с. 95-97. "Вестник Европы", 1894, кн. 7, с. 445-448. "Русская Мысль", 1894, кн. 7, отд. II, с. 151-152; 1895, кн. 1, отд. II, с. 29-37. "Новое Время", 1894, № 6565. "Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества", Т. XXV, Иркутск, І894. "Нива", 1894, № 30. Глинский Б. Николай Михайлович Ядринцев (с предисловием В. Острогорского и приложением воспоминаний Г. Потанина).

СПб., 1895, 63 с. "Русское Богатство", 1894, кн. 6, отд. II, с. 182-183. "Северный Вестник", 1895, кн. 4, с. 183-190. Наумов Н. Н. М. Ядринцев в Томской гимназии ("Сибирский Сборник", 1896, вып. IV). "Наблюдатель", 1900, кн. 9, отд. II, с. 42-43. "Восточное Обозрение", 1902, № 131. Лемке М. Николай Михайлович Ядринцев.

Биографический очерк к десятилетию со дня кончины (1894-7/Vl-1904 гг.), с восемью иллюстрациями.

СПб., 1904, XVI + 219 с. "Московские Ведомости", 1904, № 152. Ядринцев, Николай Михайлович - известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог.

Род. в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в томской гимназии, поступил вольнослушателем в спб. университет и, сблизившись с Г. Н. Потаниным (см.) и другими земляками, уже тогда принял решение служить по мере сил и возможности развитию Сибири.

Литературную деятельность начал в 1862 г. в "Искре". В 1863 г. вернулся в Омск и до весны 1865 г. работал по устройству первых публичных лекций, явившись горячим пропагандистом сибирского университета.

В мае 1865 г. Я. вместе с Потаниным, С. С. Шашковым (см.) и др. был арестован по делу о "сибирском сепаратизме", названному сибирской администрацией "делом об отделении Сибири от России и образовании республики, подобно Соединенным Штатам". Я. пришлось просидеть 3 года в омском остроге и отправиться на жительство в город Шенкурск.

Там он занялся разработкой вопроса о сибирской тюрьме и ссылке, результатом которой была очень горячо написанная книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (СПб., 1872), составленная из ряда статей в "Деле", "Неделе" и "Отечественных Записках" за 1868-1871 гг. Основные ее положения: арестант требует полной гуманности; одиночное заключение - вредный анахронизм; широкому общению с товарищами и общинному началу суждена видная роль в будущем.

В 1873 г. Я. усиленно сотрудничает в "Камско-Волжской Газете" (см.), заявив себя правоверным областником, горячим противником централистов всякого рода. В декабре 1873 г. был восстановлен в правах и, приехав в СПб., поступил домашним секретарем к графу В. А. Соллогубу, председателю комиссии по устройству тюрем (см.). Летом 1874 г. Я. женился на А. Ф. Барковой, бывшей до смерти (1888 г.) его верным другом и помощником.

Усиленно и с увлечением сотрудничая по самым разнообразным сибирским вопросам в "Голосе", "Неделе", "Деле", "Сибири" и др. изданиях, Я. в 1876 г. был приглашен на службу в управление западносибирского генерал-губернатора Казнакова и очень энергично работал по крестьянскому, инородческому и другим местным вопросам.

В 1876 г. Я. совершил экспедицию на Алтай для изучения колонизационного движения и этнографических и экономических исследований и констатировал высыхание озера Чаны. После экспедиции (1880 г.) к инородцам Томской губернии Я. оставил навсегда государственную службу.

В 1882 г., к 300-летию присоединения Сибири, Я. выпустил капитальный труд "Сибирь, как колония", само заглавие которого показывает взгляд автора на роль своей родины.

Здесь нашли место прошлое и настоящее Сибири и все ее насущные вопросы и нужды, разрешение и удовлетворение которых было поставлено в связь с безусловной необходимостью заменить, наконец, исконную административную опеку широкой общественной самодеятельностью. 1 апреля того же года в С.-Петербурге вышел 1-й № основанной Я. газеты "Восточное Обозрение" (см.), вполне компетентного и сибирского органа.

С 1886 г. Я. энергично работал в только что открытом обществе содействия учащимся в С.-Петербурге сибирякам, являясь истинным другом молодежи.

В 1889 г. Я. поехал к верховьям реки Орхон и окончательно установил место столицы древней монгольской империи - Каракорума (см.). В 1891 г. Я. выпустил книгу: "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", указав, как важна немедленная перемена политики в этом остром сибирском вопросе.

Поселясь в С.-Петербурге и не принимая деятельного участия в "Восточном Обозрении", Я. в 1893-1894 гг. много работал в "Русской Жизни" и "Русских Ведомостях", обращая особенное внимание на переселенческий вопрос, который решал путем полной свободы переселений и широкой помощи переселяющимся (см. Переселения); очень энергично работал и в обществе для вспомоществования нуждающимся переселенцам.

В 1894 г. Я. принял место заведующего статистическим бюро при управлении алтайским горным округом, но, приехав в Барнаул, скоро умер. Сибирская интеллигенция справедливо называет Я. лучшим из своих сынов, всю свою жизнь самоотверженно отдавшим на службу обожаемой родине.

См. М. Лемке, "Н. М. Ядринцев" (СПб., 1904; изд. ред. "Восточного Обозрения"; там же и подробный перечень трудов Я.); Я., "К моей автобиографии ("Русская Мысль", 1904, VI); "Сибирский Сборник" (1895, III, IV и 1896, II). М. Лемке. {Брокгауз} Ядринцев, Николай Михайлович (1842-1894) - известный сибирский общественник-областник, радикально-народнический писатель-публицист и путешественник-археолог.

В 1862 Я. начал свою литературную деятельность в "Искре" и "Русском слове". В мае 1865 был арестован вместе с Г. Н. Потаниным, С. С. Шашковым и другими по известному делу "сибирских сепаратистов", которым инкриминировалось намерение отделить Сибирь и образовать республику "наподобие САСШ". После 3-летнего заключения в омской тюрьме Я. был сослан в Шенкурск; находясь здесь, деятельно сотрудничал (под псевдонимом Семилуженский) в "Деле", "Отечественных записках" и "Неделе" по вопросам тюрьмы и ссылки.

По восстановлении в правах Я. в 1874 поселился в Петербурге, сотрудничал в "Голосе", "Деле". "Отечественных записках", "Неделе", "Сибири" и др. ив либеральном заграничном органе А. Христофорова "Общее дело". Я. участвовал в многочислен, научно-исследовательских экспедициях.

В1882 в СПб Ядринцев основал газету "Восточное обозрение". Посмертно напечатано "К моей автобиографии" ("Русская мысль", 1904, № 6). Важнейшие научные труды Я.: "Сибирь, как колония", СПб, 1882; "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", СПб, 1891. Лит.: Лемке М., Н. М. Ядринцев, СПб, 1904 (с подробной библиографией трудов Я.); Дубровский К., Рожденные в стране изгнания, П., 1914.

Николай Михайлович Ядринцев

Ядринцев Николай Михайлович (18(30). 10.1842, Омск Тобольской губ, - 7(19),06.1894, Барнаул) - публицист, этнограф, экономист, историк, идеолог сибирского областничества. Поступив в 1860 году в Петербургский университет, принял активное участие в создании сибирского землячества. В 1865 году был арестован по делу так называемого «Общества независимости Сибири». После ссылки, в 1874-1876 годы работал в Петербурге, печатался в различных периодических изданиях со статьями о сибирской политике. В 1876-1881 годы служил в Западно-Сибирском губернаторстве, проводя исследования по широкому кругу вопросов. Предпринял географические и этнографические экспедиции на Алтай, в 1890 году сделал крупное археологическое открытие, обнаружив развалины древней монгольской столицы Каракорума. Будучи в течение многих лет вдохновителем сибирского областничества, в последние годы жизни разошелся с молодой сибирской общественностью, отвернувшейся от идей областничества в сторону общедемократического движения. В состоянии душевного надлома покончил с собой.

Ядринцев изучал труды представителей французского Просвещения , был знаком с работами Фейербаха, Прудона, Бокля, Спенсера, Маркса. Среди русских мыслителей кумирами для него были Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Костомаров. Свою концепцию областничества Ядринцев строил на философской и исторической базе. В трудах «Сибирь как колония» (1882), «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891) и других Ядринцев развивал идею о том, что жизнь общества, государства есть жизнь его частей и только развитие этих частей является источником развития целого: «Область - вот девиз, с которым мы выходим...» Общий прогресс, с его точки зрения, состоит в дифференциации жизни целого, в обособлении функций, в самобытном совершенствовании каждой отдельной части. Провинциям должна быть предоставлена возможно большая самостоятельность. Отмечая значение России во взаимодействии Запада и Востока, Ядринцев особо выделял роль Сибири, которая должна стать «ареной встречи» двух цивилизаций. Он считал, что эту роль ей диктует не только ее географическое положение, но и состав населения, в который входят и русские с представителями других европейских народностей, и народы «турецко-монгольской расы», находящиеся, с одной стороны, под воздействием буддизма и китайской культуры, а с другой - ислама, христианства и европейской цивилизации. Сибирь Ядринцевё рассматривал как самобытный социокультурный, культурно-исторический и географический мир, имеющий большое будущее в силу ее «посреднической миссии и той важной культурной и политической роли, которые намечаются ей самою судьбою и историей». Свои историко-философские и этнографические изыскания Ядринцев дополнял четкими социально-политическими требованиями. Его областническая программа включала, в частности, свободу слова и печати, введение гласного суда, отмену уголовной ссылки, свободу переселений, открытие в Сибири университета как центра региональных интеллектуальных сил.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 814-815.

Ядринцев Николай Михайлович (18 октября 1842, Омск –7 июня 1894, Барнаул) - широко известный в Сибири общественный деятель, публицист, ученый, геолог. Его отец – небогатый купец, мать – бывшая крепостная одного из орловских помещиков. Учился в частных пансионах Тюмени и Томска, с 1854 г. – в томской гимназии, где посещал кружок бывшего петербургского студента Щукина Н.С., что, по его мнению, оказало на него сильное влияние. В 1860-е гг. он уезжает в Санкт-Петербург и становится вольнослушателем университета. По его инициативе в Санкт-Петербурге было образовано землячество студентов-сибиряков, на собрании которого обсуждались проблемы Сибири. Здесь он знакомится с Потаниным. В 1863 г. – Ядринцев приезжает в Омск. В декабре 1863 г. на литературном вечере, устроенном в пользу школы для казачьих детей, произносит пламенную речь о необходимости открытия в Сибири университета. Впервые этот вопрос был поставлен публично. Широкий общественный резонанс имели и другие публичные его выступления. В 1964 г. он, по приглашению Потанина, уезжает в Томск, где в "Томских губернских ведомостях" помещает статьи: "Сибирские периодические судебные русские литераторы", "Этнологические особенности сибирского населения" и другие. В 1865 г. с Потаниным и Колосовым Е.Е. арестован и отправлен в Омск, где велось следствие по делу "сибирских сепаратистов". Вместе с другими областниками содержался в тюремном замке, затем в крепости, в помещении военной гауптвахты. В период следствия и ожидания приговора (1865 – 1867) вместе с Потаниным получил разрешение разбирать местные архивы. В результате им были написаны и опубликованы статьи "Женщина в Сибири в XVII и XVIII вв." (1867), "Письма о сибирской жизни" (1868) и др. На основе дневника, который он вел, позднее была написана книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). В 1868 г. – отправлен в ссылку в город Шенкурск Архангельской губернии. В 1872 – 1873 гг. вместе с Потаниным активно сотрудничал в "Камско-Волжской газете". После окончания ссылки в 1874 г. находится в Санкт-Петербурге. Он становится секретарем графа Сологуба В.А. – председателем комиссии по тюремному законодательству. В 1876 г. по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова Н.Г. он возвращается в Омск и поступает на службу в Главное управление Западной Сибири. Был одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества (ЗСОИРГО) в 1877 г. В 1878 и 1880 гг. совершает комплексные экспедиции на Алтай, по результатам которых им были опубликованы отчеты в "Записках" ЗСОИРГО. Материалы экспедиции были позднее использованы при написании этнографического труда "Сибирские инородцы: их быт и современные положение"(1891). За свои путешествия был награжден золотой медалью Русского Географического Общества. В 1881 г. уезжает в Санкт-Петербург. Где на следующий год к 300-летию присоединения Сибири к России выходит его капитальный труд: "Сибирь, как колония" (1-е издание – 1882, 2-е – 1892 гг.), принесший ему всемирную известность. В 1882 г. он основал одну из самых популярных в Сибири газет – "Восточное обозрение" с приложением "Сибирский сборник". Будучи одним из наиболее видных русских публицистов, он не оставлял научные исследования. В 1886, 1889, 1891 гг. – совершил экспедиции в Минусинский край и к верховьям Орхона, где открыл развалины Хара – Балчаса и Коракорума, а также памятники древнетюркской письменности. В 1892 г. он в качестве руководителя 1-го санитарного отряда из студентов-медиков для борьбы с тифом и холерой отправляется в Тобольскую губернию для оказания помощи крестьянам-переселенцам. Один из переселенческих поселков, устроенных им, получил его имя (в Люблинской волости). В Омске до 1917 г. одна из улиц носила его имя. В июне 1894 г. прибыл в Барнаул в качестве заведующего статистических исследований на Алтае. В 1900 г. на его могиле на пожертвования сибирского населения был установлен памятник с надписью: "Сибиряки – писателю – публицисту Сибири".

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Спб.. 1882; Николай Михайлович Ядринцев. Художественные и публицистические произведения: Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980. Т. 5; Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Тюмень, 2000; Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000.

Литература:

Глинский Б. Б. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. М., 1895; Фарафонтов Т. Н. Н. М. Ядринцев: Омск, 1902; Лемке М. К. Николай Михайлович Ядринцев. Спб., 1904; Сесюнина М. Г. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества. Томск, 1974; Шшовский М. В. Общественно-политическое движение Сибири 2-й пол. XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1995; Емельянов Т. Н. Теория областничества Н. М. Ядринцева как философия русской действительности. Абакан, 1995.

Значение ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Ядринцев (Николай Михайлович) - известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Родился в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в томской гимназии, поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет и, сблизившись с Г.Н. Потаниным (см.) и другими земляками, уже тогда принял решение служить по мере сил и возможности развитию Сибири. Литературную деятельность начал в 1862 г. в "Искре". В 1863 г. вернулся в Омск и до весны 1865 г. работал по устройству первых публичных лекций, явившись горячим пропагандистом Сибирского университета. В мае 1865 г. Ядринцев вместе с Потаниным, С.С. Шашковым (XXXIX, 236) и другими был арестован по делу о "сибирском сепаратизме", названному сибирской администрацией "делом об отделении Сибири от России и образовании республики, подобно Соединенным Штатам". Ядринцеву пришлось просидеть 3 года в омском остроге и отправиться на жительство в город Шенкурск. Там он занялся разработкой вопроса о сибирской тюрьме и ссылке, результатом которой была очень горячо написанная книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (СПб., 1872), составленная из ряда статей в "Деле", "Неделе" и "Отечественных Записках" за 1868 - 1871 годы. Основные ее положения: арестант требует полной гуманности; одиночное заключение - вредный анахронизм; широкому общению с товарищами и общинному началу суждена видная роль в будущем. В 1873 г. Ядринцев усиленно сотрудничает в "Камско-Волжской Газете" (XIV, 222), заявив себя правоверным областником, горячим противником централистов всякого рода. В декабре 1873 г. был восстановлен в правах и, приехав в Санкт-Петербург, поступил домашним секретарем к графу В.А. Соллогубу, председателю комиссии по устройству тюрем (XXXIV, 360). Летом 1874 г. Ядринцев женился на А.Ф. Барковой, бывшей до смерти (1888) верным другом и помощником. Усиленно и с увлечением сотрудничая по самым разнообразным сибирским вопросам в "Голосе", "Неделе", "Деле", "Сибири" и других изданиях, Ядринцев в 1876 г. был приглашен на службу в управление западносибирского генерал-губернатора Казнакова и очень энергично работал по крестьянскому, инородческому и другим местным вопросам. В 1876 г. Ядринцев совершил экспедицию на Алтай для изучения колонизационного движения и этнографических и экономических исследований и констатировал высыхание озера Чаны. После экспедиции (1880) к инородцам Томской губернии Ядринцев оставил навсегда государственную службу. В 1882 г., к 300-летию присоединения Сибири, Ядринцев выпустил капитальный труд "Сибирь, как колония", самое заглавие которого показывает взгляд автора на роль своей родины. Здесь нашли место прошлое и настоящее Сибири и все ее насущные вопросы и нужды, разрешение и удовлетворение которых было поставлено в связь с безусловной необходимостью заменить, наконец, исконную административную опеку широкой общественной самодеятельностью. 1 апреля того же года в Санкт-Петербурге вышел 1-й номер основанной Ядринцевым газеты "Восточное Обозрение" (см.), вполне компетентного и сибирского органа. С 1886 г. Ядринцев энергично работал в только что открытом обществе содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибиряками, являясь истинным другом молодежи. В 1889 г. Ядринцев поехал к верховьям реки Орхона и окончательно установил место столицы древней монгольской империи - Каракорума (см.). В 1891 г. Ядринцев выпустил книгу: "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", указав, как важна немедленная перемена политики в этом остром сибирском вопросе. Поселясь в Санкт-Петербурге и не принимая деятельного участия в "Восточном Обозрении", Ядринцев в 1893 - 1894 годах много работал в "Русской Жизни" и "Русских Ведомостях", обращая особенное внимание на переселенческий вопрос, который решал путем полной свободы переселений и широкой помощи переселяющимся (XXIII, 271, 279, 280); очень энергично работал в обществе для вспомоществования нуждающимся переселенцам. В 1894 г. Ядринцев принял место заведующего статистическим бюро при управлении Алтайским горным округом, но приехав в Барнаул, скоро умер. Сибирская интеллигенция справедливо называет Ядринцева лучшим из своих сынов, всю свою жизнь самоотверженно отдавшим на службу обожаемой родине. См. М. Лемке "Н.М. Ядринцев" (СПб., 1904; издание ред. "Восточного Обозрения"; Ядринцев "К моей автобиографии" ("Русская Мысль", 1904, VI); "Сибирский Сборник" (1895, III, IV и 1896, II). М. Лемке.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯДРИНЦЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначальное значение — “сын ядринца”, т. е. отчество от именования отца по месту жительства. В XVI—XVII вв. город Ядрин на …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ЯДРИНЦЕВ
    (Николай Михайлович) — известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Род. в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ЯДРИНЦЕВ
    (Николай Михайлович) ? известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Род. в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …

“…Нет другого публициста, который бы в такой
степени сросся всеми фибрами с Сибирью,
он по справедливости мог сказать о себе – “Сибирь – это я”
Г. Н. Потанин

Ядринцев Николай Михайлович (1842-1894)

Документы по теме: Ядринцев Н.М. (библиография)

Известный публицист и общественный деятель, один из главных теоретиков сибирского областничества.

Сын купца М.Я. Ядринцева и бывшей крепостной Февронии Васильевны. Отец Николая Михайловича был знаком с декабристами А.И.Анненковым, П.Н. Свистуновым, дружен с В.И. Штейнгелем, интересовался науками, художественной литературой.

Раннее детство Н.М. Ядринцева прошло в Тобольске и Тюмени. В 1851 г. семья переехала в Томск. Три года он воспитывался в частном пансионе, затем, с 1854 г., в Томской гимназии, где подружился с Николаем Наумовым.

В 1859 г. Николай Михайлович познакомился с Николаем Щукиным, приехавшим из Петербурга и поселившимся в квартире у Ядринцевых. По воспоминаниям Ядринцева, от Щукина друзья-гимназисты «узнали впервые, что переживала Россия... Мы в первый раз услыхали о прогрессе, о человеческом братстве, о лучших стремлениях человека... На нас хлынуло все разом: европейская жизнь, история и идеи, волновавшие Европу полвека. Руссо и Вольтер, Дидро и Даламбер, Кондорсе – все для нас было ново... Мы узнали, что для России также доступно счастье, что в ней предвидится великая работа, и мы также будем иметь участие в ней, как будущие студенты и граждане...». Ядринцев стал завсегдатаем созданного Н.С. Щукиным литературного кружка. Познакомился с сосланным в Томск М.А. Бакуниным.

Николай Михайлович ушел из 7-го класса гимназии, чтобы поскорее начать учиться в Петербургском университете. Щукин дал ему рекомендательное письмо к Г.Н. Потанину.

В 1860 г. Ядринцев поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. В сентябре 1860 г. он познакомился с Г.Н.Потаниным: «Идея сознательного служения краю, в тот момент, когда в Европейской России пробуждалось тоже самосознание, вот идея, которая легла в основу нашего сближения», – писал Ядринцев.

Будучи студентом, Ядринцев вместе с Г.Н.Потаниным организовал землячество студентов-сибиряков, участвовал в деятельности подпольной организации «Земля и воля».

В Петербурге, позже вспоминал Николай-Михайлович, «мы мечтали о счастливой будущности нового девственного края, подобно Америке и Австралии, рисовали ее в будущем... царицей Азии». Большое впечатление на него произвели лекции Н.И. Костомарова, К.Д. Кавелина, а затем и близкое знакомство с этими учеными. «... Я говорил с ними о судьбах моей родины. Тот и другой были истинными друзьями областного возрождения, разумея в нем поднятие духовных и гражданских сил всего народа», – вспоминал Ядринцев. В сентябре-октябре 1861 г. Ядринцев участвовал в студенческих волнениях.

В 1862 г. он познакомился с членами редакции сатирического еженедельного журнала «Искра». Во втором номере этого журнала за 1863 г. был опубликован очерк Ядринцева «Наша любовь к народу». Летом 1862 г. он совершает поездку с Г.Н. Потаниным по губерниям Европейской России с «этнографической целью».

В первой половине 1863 г. в Петербурге Ядринцев вместе с С.С. Шашковым создаёт прокламацию «Сибирским патриотам».

В ноябре 1863 г. Ядринцев возвратился в Омск, где вместе с Потаниным начинает заниматься общественной деятельностью: организовывать вечера, лекции, встречи, где пропагандировались идеи всестороннего развития края и необходимости открытия в Сибири университета. На литературном вечере в декабре 1863 г. Ядринцев говорил: «Без знания нет богатой страны, без знания нет свободной страны, без знания нет счастливой страны. Все это доказывает, как необходим университет...».

По свидетельству А.В. Адрианова, в Омске Ядринцев устроился домашним учителем сына жандармского полковника Рыкачева, ярого крепостника и консерватора, с которым он неоднократно вступал в споры, защищая реформы Александра II и «обнаруживая при этом сибирские патриотические тенденции».

В конце 1864 г. по приглашению Г.Н. Потанина Николай Михайлович переехал в Томск. Активно сотрудничал в «Томских губернских ведомостях». В 1865 г. появилась статья Ядринцева «Сибирь в 1-е января 1865 года», в которой он пишет: «... Наступает время, когда Сибирь должна подумать о своих интересах и своем будущем. Настает время, когда она должна предъявить права свои на цивилизацию, доставшуюся в удел всему человечеству, без климатических различий и ограничений. Пусть сибирское общество соединится от Урала до Восточного океана, чтобы создать новую жизнь Сибири. Начнет жить умственной жизнью и заботиться о своем самобытном всестороннем развитии» (Томские губернские ведомости, неофиц. ч., 1865, 18 янв.).

Ядринцев участвовал в деятельности Томского кружка: тайных собраниях, чтении нелегальной литературы, сборе средств в пользу беглым ссыльным, попытке приобрести литографию для печатания литературы и прокламаций, связях с польскими ссыльными, готовящими восстание, организации легальных лекций.

В мае 1865 г. вместе с Г.Н.Потаниным Николай Михайлович был арестован в Томске по делу «Общества Независимости Сибири», как главный его руководитель и составитель воззвания «Сибирским патриотам». Заключен в Омскую тюрьму, позже был под арестом на гауптвахте. В тюрьме он изучал вопрос о русской общине. 20 февраля 1868 г. Ядринцев был приговорен к лишению всех прав состояния и к каторжным работам на 12 лет, замененным 19 апреля ссылкой под надзор полиции в отдаленный уезд Архангельской губернии. Осенью 1868 г. он был доставлен на арестантской барже до Нижнего Новгорода, а оттуда по этапу в Шенкурск. В ссылке Ядринцев занимался литературной деятельностью, активно печатался в столичных изданиях («Дело», «Неделя»).

В начале 1872 г. Ядринцев начал сотрудничать в журнале «Азиатский вестник». В 1872 г. в Петербурге вышла книга Ядринцева «Русская община в тюрьме и ссылке», из которой следует, что областники включаются в прогрессивное движение за экономическое, административное и культурное развитие Сибири, отходя от политической борьбы. С 1873 г. публиковался в «Камско-Волжской газете». «Мы начали проводить направление децентрализаторское и идею областного провинциального возрождения», – писал Ядринцев о сути своих публикаций.

В 1875 г. в Омске по поручению генерал-губернатора Западной Сибири Н.Г. Казнакова Ядринцев составил доклад об учреждении Сибирского университета, в котором намечалось открыть четыре факультета: медицинский, физико-математический, историко-филологический и юридический для подготовки собственных специалистов и исследования природных богатств Сибири. Через год Н.Г. Казнаков пригласил Ядринцева на постоянную службу в Омск, в Главное управление Западной Сибири для изучения экономических условий жизни края. Николай Михайлович принял это предложение и начал работу над своей главной книгой – «Сибирь как колония».

В 1876 г. он с удовлетворением пишет Н.К. Михайловскому: «Областная идея, или служение народу, подвигая и возбуждая жизнь изнутри, из провинции, а не из одного центра, как ныне, находит все более почву в земцах, областных писателях и местных жителях».

В 1877 г. Ядринцев выступил одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. В 1878 и 1880 гг. он совершил экспедиции на Алтай, по материалам которых был создан труд «Сибирские инородцы: их быт и современное положение» (СПб., 1891). За путешествия ему была вручена Золотая медаль Русского Географического общества.

В 1881 г. Ядринцев переехал в Петербург. С 1 апреля 1882 г. он издавал и редактировал газету «Восточное обозрение». Одновременно начали проводиться «Ядринцевские четверги» – собрания сибиряков в столице. В 1882 г. в Санкт-Петербурге вышла книга Ядринцева «Сибирь как колония» – энциклопедическое сочинение, посвященное комплексной характеристике региона. С 1886 г. начинают регулярно выходить «Сибирские сборники» – научные и литературно-публицистические приложения к газете «Восточное обозрение». В январе 1888 г. издание газеты было переведено в Иркутск.

В 1888 г. Ядринцев совершил экспедицию в неисследованные азиатские степи, к верховьям р. Орхон, где сделал целый ряд открытий, в том числе нашел развалины древней столицы Чингисхана – Каракорума. Это открытие вызвало резонанс во всем мире. В 1890 г. об этом путешествии Ядринцев сделал доклад в Парижском географическом обществе. В 1891 г. Академия наук посылает вторую экспедицию к развалинам Каракорума, в которую вошел и Ядринцев. Событием стал выход его книги «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (СПб., 1891), а также второго, дополненного, издания книги «Сибирь как колония» (СПб., 1892).

В 1892 г. Ядринцев руководил в Тобольской губернии первым санитарным отрядом из студентов-медиков для борьбы с голодом и болезнями среди крестьян-переселенцев.

В 1893 г. он посетил всемирную выставку в Чикаго. 2 июня 1894 г. прибыл в Барнаул в качестве заведующего статистическим бюро.

Умер, приняв по ошибке большую дозу опия.

В 1900 г. на могиле Н.М. Ядринцева был открыт памятник с надписью «Сибиряки – писателю-публицисту Сибири». Средства на его установку были собраны по подписке по всей Сибири.

Никиенко О.Г. ,
зав. ИКО ТОУНБ им. А.С. Пушкина

ВЕЛИКИЙ ПАТРИОТ СИБИРИ (Жизнь и деяния Николая Михайловича Ядринцева)

Сегодня, наверное, далеко не каждый может ответить, кто такой Николай Михайлович Ядринцев, хотя в ряде сибирских городов (Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул) есть улицы, названные его именем. Но в последней четверти XIX это был один из известнейших людей Сибири. Ученый, путешественник, публицист, прозаик, поэт, литературный критик, фельетонист, он очень много выступал в российской печати. Несмотря на то, что подписывался часто при этом под разными псевдонимами, читающая публика сразу угадывала его авторство по той смелости, искренности и прямоте, с которыми писал он о проблемах и нуждах своего многострадального края. Крупнейший общественный деятель Сибири своего времени Н.М. Ядринцев исключительно много сделал для улучшения ее жизни и в первую очередь для развития культуры и литературы.

Н.М. Ядринцев - коренной сибиряк. Родился он 18 (30 по н. ст.) октября 1842 года в Омске, в купеческой семье (мать его была из крепостных).

В 1851 году семья Ядринцевых переехала в Томск. Здесь Николай Михайлович учился сначала в частном пансионе, затем в гимназии. Не окончив ее, уезжает семнадцати лет в столицу, где поступает вольнослушателем на естественный факультет Петербургского университета.

Будучи студентом, Ядринцев знакомится с Григорием Николаевичем Потаниным - в будущем крупнейшим ученым и просветителем, отцом сибирской «областнической идеи». Их сближение коренным образом повлияло на всю дальнейшую судьбу Ядринцева. Потанин вовлекает его в политическую борьбу, знакомит с деятелями тайного общества «Земля и воля». Ядринцев участвует в студенческих волнениях и вместе со своим старшим товарищем он создает «сибирское землячество».

Со студенческой скамьи начинается и активная литературная деятельность Ядринцева. Первые его публикации появляются в петербургском сатирическом журнале «Искра». Это был орган революционных демократов, а сотрудничали в нем, в частности, такие сибирские писатели, как И.В. Омулевский, Н.Н. Наумов, С.С. Шашков, с которым Ядринцев быстро сошелся. В «Искре» он опубликовал серию фельетонов из сибирской жизни, в которых резко осуждал колониальную политику самодержавия, разоблачал алчность местных толстосумов, их невежество.

Тяготение Ядринцева к обличительной сатире не случайно. Этому способствовали особенности его таланта. Кроме того, с юных лет он близко к сердцу принимал передовые идеи и общественные настроения своей эпохи, запоем читая Герцена, Огарева, Чернышевского, Белинского…

В 1863 году Ядринцев вернулся в Сибирь.

Сначала жил в Омске. Работал домашним учителем. И выступал перед молодежью города с обличающими самодержавие лекциями. У местных властей вызывали они бурное негодование, и в 1864 году Ядринцев вынужден покинуть родной город и перебраться в Томск, где проживал в это время его друг Григорий Потанин.

В омских и томских газетах Ядринцев публикует острые публицистические статьи о состоянии общественной жизни в Сибири, в которых ратует за всестороннее развитие края, распространение просвещения, создание полноценной печати и журналистики. Ядринцев, однако, не замыкается только на внутренних и сиюминутных проблемах региона. Освещая сибирскую действительность в исторической перспективе, он стремится осмыслить ее в целом.

По мысли Ядринцева, в силу географического положения и этнического состава населения, Сибирь стала ареной встречи двух цивилизаций - европейской и азиатской. А результатом такого сближения должно быть взаимопонимание и братство между народами. Таким образом, Ядринцев не только не пытался обособить Сибирь, выделить из общемирового процесса, но, напротив, стремился четко обозначить ее место в нем. К несчастью, полагал Ядринцев (и не уставал повторять это в публицистических выступлениях), развитие Сибири очень мешает отношение к краю, как к отсталой колонии, лишенной политической и общественной жизни.

Позиция Ядринцева явно расходилась с официальной точкой зрения, поэтому встретила негативную реакцию властей, которая еще больше усугублялась тем, что наряду с публицистической деятельностью Ядринцев вместе с Потаниным устраивали чтения нелегальной литературы на тайных собраниях передовой томской молодежи, организовывал сбор средств в пользу ссыльных. Следствием всего этого стал арест Ядринцева и Потанина в 1865 году по обвинению в попытке создания независимой Сибири. Ядринцева отправляют сначала в омскую каторжную тюрьму, а в 1868-м этапом высылают в город Шнекурск Архангельской губернии.

Но и в ссылке творческая деятельность Ядринцева не угасает. Николай Михайлович продолжает много думать и писать о Сибири. Он активно сотрудничает с «Камско-Волжской Газетой», журналом «Дело», где публикует очерки и статьи о сибирской каторге и ссылке, которые лягут в основу его будущей книги.

В конце 1873 года Ядринцев был освобожден и уехал сначала в Петербург, где служил секретарем председателя комиссии по устройствам тюрем, а потом в Омск, где с 1876 по 1880 год служил в управлении Западно-Сибирского губернатора и энергично работал по крестьянским, инородческим и другим местным проблемам.

Годы, проведенные в неволе, дали Николаю Михайловичу богатую пищу для размышлений и послужили фундаментом к созданию его первой книги «Русская община в тюрьме и ссылке». Изданная в Петербурге в 1872 году, она стала выдающимся историческим исследованием русского тюремного быта.

В работе над этой книгой Ядринцев во многом ориентировался на Достоевского, последователем которого он не без оснований себя считал. За пятнадцать лет до него в тех же стенах, фактически в таких же условиях томился и Федор Михайлович. Трагическая участь великого русского писателя не раз ассоциировалась у Ядринцева с собственной судьбой и впечатлениями тюремной жизни. Поэтому вполне естественно, что за образец Ядринцев взял книгу Достоевского «Записки из Мертвого дома». Обе роднит автобиографизм и гуманистическая позиция их создателей, изображение острожного мира как мира безысходного горя и страданий.

Вместе с тем «Русская община в тюрьме и в ссылке» - произведение не только сугубо научное, но и художественно-публицистическое, в котором ярко проявился самобытный литературный талант Ядринцева. Органичное сочетание научности и художественности, глубокого анализа жизненных явлений и поэтической образности стали главной отличительной чертой этой книги, а в будущем и всего литературного творчества Ядринцева.

Ну а главной задачей в освещении сибирской жизни Николай Михайлович считал разрушение в сознании читателей традиционного представления о Сибири лишь как о стране снегов, морозов и острогов. Ядринцев отстаивал принципы глубоко правдивого изображения Сибири. Подчас и нелицеприятного. Чему свидетельство и его многочисленные фельетоны, высмеивающие отрицательные явления в самых различных слоях сибирского общества.

Ту же задачу всестороннего и глубоко правдивого изображения родного края ставил Ядринцев и в другой, самой крупной и значительной своей книге «Сибирь как колония».

Впервые изданная в Петербурге в 1882 году, она представляла собой, по определения самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов». И действительно охватывала самый широкий круг проблем Сибири, касавшихся и ее народонаселения, и ссылки, и природных богатств, и культуры с образованием, и административного управления… Приуроченная к 300-летию присоединения Сибири к России, она носила в какой-то мере итоговый характер. Ядринцев справедливо полагал, что такая книга нужна будет не только сибирякам, но и всей России.

Много внимания в книге «Сибирь как колония» уделено так называемому «областному типу» русской народности на Востоке, или, в современном нашем понимании, «сибирскому характеру», споры о котором ведутся и по сей день, а также связанной с ним проблеме взаимоотношений русского населения и аборигенов. С гневом и болью пишет Ядринцев о «расхищении естественных богатств» Сибири «наезжими людьми»:

«В настоящее время много говорят о вывозе сибирских богатств, о сбыте их вне ее пределов путем улучшения путей сообщения, но не мешает подумать и о том, к чему послужит этот вывоз при нерациональных и хищнических способах эксплуатации - к чему, как не к окончательному расхищению, истреблению и истощению последних запасов и произведений природы. Истощение это замечается на каждом шагу: это видно в выгорании лесов, в истреблении зверя, в вывозе сырья и в истощении почвы».

Сказано более ста тридцати лет назад, но как актуально звучит и сегодня!

В прямую зависимость развитие восточных окраин Ядринцев ставит от уровня просвещения и культуры, от запаса знаний: «Если бы знания и наука воодушевляли первых открывателей, если бы они обладали знанием природы, то борьба в девственной стране доставалась легче и не стоила бы многих жертв». И не случайно именно Ядринцев был в числе главных инициаторов открытия в Томске первого сибирского университета.

Большое место в книге «Сибирь как колония» уделено вопросам управления огромным регионом, особенность которого определялась, по мнению Ядринцева, тем, что: правительство во взгляде на Сибирь руководствовалось завоевательными соображениями», а сибирские наместники смотрели на вверенный им край, как «на место наживы». «Страна эта не имела и тени гражданского полноправия», - на многих примерах доказывал в своей книге Ядринцев и уповал на реформы, которые связывал с «земскими силами», способными, по его разумению, привести к благоприятному разрешению административного вопроса Сибири.

Книга «Сибирь как колония» буквально пронизана «областнической идеей». «Областничество» часто отождествляли с сепаратизмом, искусственным обособлением от единого государственного организма. В понимании же Ядринцева суть этой идеи в том, чтобы заставить обратить более пристальное внимание Центра на бедственное положение российских окраин и дать им свободно и плодотворно развиваться. Поэтому и отстаивая «областничество», Ядринцев выступал, по существу, как истинный патриот своего края, являющегося неотъемлемой частью великой России.

Вторая половина 1870-х годов в жизни Ядринцева была отмечена его активным участием в работе комиссии по тюремному вопросу и Российского географического общества. В 1878 и 1880-м годах Николай Михайлович как член Западно-Сибирского отделения РГО участвовал в двух комплексных экспедициях, с которыми посетил почти все районы Алтая, включая высокогорные. Изучал переселенческое движение, жизнь аборигенов, собирал этнографический, антропологический, ботанический материал, составлял географические карты Телецкого озера, реки Чуи и ее притоков. Позже, в 1886, 1889 и 1991 годах Ядринцев совершил новые путешествия - на этот раз в Минусинский край, где открыл развалины древней монгольской столицы Каракорум. Деятельность Ядринцева в качестве ученого-путешественника получила высокую оценку: в 1881 году Николай Михайлович был награжден золотой медалью Императорского русского географического общества.

Восьмидесятые годы девятнадцатого столетия стали для Ядринцева и едва ли не самыми плодотворными в творческом отношении. Он активно публикуется в журналах «Вестник Европы», «Русское богатство», «Отечественные записки». А в апреле 1882 года создает собственное периодическое издание - газету «Восточное обозрение», которая два десятилетия была самым передовым и авторитетным печатным органом Сибири, объединявшим вокруг себя крупные культурные и литературные силы. Правда, до 1887 года базировалась газета в Петербурге.

На страницах «Восточного обозрения» в полной мере раскрылся публицистический и литературно-художественный талант самого Николая Михайловича. Одних только его фельетонов здесь было опубликовано около двухсот! А, кроме того, еще множество очерков, рассказов и даже стихов.

Серьезное внимании Ядринцев уделял истории и проблемам сибирской словесности. Это видно из таких, например, его литературоведческих статей, как «Начало печати в Сибири», «Сибирь перед судом русской литературы» или «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты».

И все-таки преобладающим жанром в многообразном творчестве Ядринцева был не фельетон или, скажем, рассказ, а путевой очерк. И это естественно, поскольку большую часть жизни Николай Михайлович провел в странствиях. Кроме Сибири, он объездил еще полмира: от Европы до Китая и Америки. И практически все его путешествия нашли отражения в путевых очерках, которые он подписывал «Сибирский странник» или «Странствующий корреспондент».

Литературное творчество Ядринцева вообще автобиографично. Крупицы собственной жизни и судьбы рассыпаны по многим его произведениям. Впрочем, и к «автобиографии» как к литературному жанру Николай Михайлович тоже несколько раз подступался, о чем свидетельствуют его «Детство», «Воспоминания о Томской гимназии» или «Сибирские литературные воспоминания», составляющие, по сути, главы одной честной и искренней повести о формировании юной романтической души, повести о тех обстоятельствах и условиях, которые способствовали воспитанию и бунтарского характера самого Ядринцева и его передового для своего времени мировоззрения.

Очень много в произведениях своих Ядринцев рассказывает о Григории Николаевиче Потанине - организаторе сибирского землячества в Петербурге, ученом-путешественнике, идеологе «областничества» да и просто большом своем друге, с которым на почве верности любви к Сибири надолго свела их судьба.

В 1888 году из-за финансовых трудностей и чтобы приблизить газету к сибирскому читателю Ядринцев решил перевести «Восточное обозрение» в Иркутск, куда и сам вскоре переехал. А в 1891 году он опять в Омске. В это же время вышла его третья большая работа - «Сибирские инородцы, их быт и современное положение», ставшая своего рода продолжением книги «Сибирь как колония».

Драматично, с тюрьмы и ссылки, начиналась сознательная жизнь Ядринцева, но и последние его годы оказались очень нелегкими. Николай Михайлович переживал в эту пору сильнейший идейно-психологический кризис и череду жестоких разочарований. Обнаруживается беспочвенность некоторых его надежд, связанных прежде всего с просвещением и образованием, мучает сознание собственного бессилия перед лицом общественного зла и невежества. Подливает масла в огонь и личная трагедия - в 1888 году умирает его жена, верный друг и помощник многие годы. Утрату эту переживал он особенно тяжело.

В начале 1894 года Ядринцев перебрался в Барнаул, где вступил в должность заведующего Алтайского статистического бюро, но вскоре - 7(19 по н.ст.) июня того же года Николая Михайловича не стало (есть сведения, что он покончил с собой, отравившись опиумом).

Более столетия минуло со дня смерти Ядринцева, но его подвижническая судьба великого патриота Сибири и сегодня может служить нам вдохновляющим примером.

А. Горшенин

Книги Н.М. Ядринцева:

Ядринцев Н. Художественные и публицистические произведения. Воспоминания. // «Литературное наследство Сибири». - Новосибирск, 1979. Т. 4.

Ядринцев Н. О литературе. Стихотворения. Письма. // «Литературное наследство Сибири». - Новосибирск, 1980. Т.5.

Ядринцев Н. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом положении. - Новосибирск, 2003.

О Н.М. Ядринцеве:

Раппопорт Е. Н.М. Ядринцев. // Литературная Сибирь. Писатели Вост. Сибири. - Иркутск, 1971.

Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2.

Яновский Н. Проза и поэзия Ядринцева. // Н. Яновский. Писатели Сибири. - М., 1988.

Кудинов И. Окраина. Роман. - М., 1980.

Кудинов И. Последняя любовь Ядринцева. Очерк. // «Сиб. огни», 2004, №5.

Зеленский В. Великий радетель Сибири.. // «Сиб. огни», 2008, №1-3.