Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (29 января 1850, Курск - 8 августа 1896, Москва) - русский писатель и публицист, литературный критик.

Биография

Родился в дворянской семье, ведущей своё происхождение от запорожских казаков. Детство его прошло в имении отца. После смерти отца Юрий переехал в Харьков, поступил там во вторую гимназию. Учась в гимназии, Говоруха-Отрок находился под влиянием революционной публицистики, идей Чернышевского , Писарева , Добролюбова и других. Окончив пять классов гимназии, он жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет. В 18 лет женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Фёдоровне Поповой, которая также как и он увлекалась театром, литературой и революционными идеями. Говоруха-Отрок не умел вести хозяйство и вскоре впал в бедственное материальное положение, однажды даже думал стать актёром, и при содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В апреле 1874 года Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ» Коваликом и некоторыми другими вольнодумцами. Он вступил в революционный кружок, посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка и не стал заниматься революционной деятельностью. В декабре этого же года он поехал в Петербург, где познакомился с Н. К. Михайловским, но 18 декабря был там арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 году его осудили по «Делу о пропаганде в Империи (Процесс 193-х)» и приговорили к ссылке в Тобольскую губернию на год и три месяца. Но ему был учтён срок, который он уже отсидел в тюрьме, и в мае 1878 его выпустили на свободу.

Несколько месяцев Говоруха-Отрок прожил в Петербурге, при помощи Михайловского анонимно печатался в «Отечественных записках». Затем выслан в Харьков, работал там помощником библиотекаря Харьковского университета и в газете «Харьков». В сентябре 1879 к нему приезжал Желябов. В 1880-х годах его проза печаталась петербургскими журналами «Слово» и «Вестник Европы», и в харьковском журнале «Мир». К тому времени Говоруха-Отрок пересмотрел свой взгляд на жизнь, и в его произведениях встречалась критика народовольческого движения. В 1881 году он стал сотрудником харьковской газеты «Южный край», найдя себя в публицистике и литературной критике. В то время на него большое влияние оказали труды Аполлона Григорьева.

Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина», где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

В 1889 году Говоруха-Отрок был замечен московскими издателями, и был приглашён литературным обозревателем в «Московские ведомости». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами - Н. Н. Страховым , К. Н. Леонтьевым, Л. А. Тихомировым, П. Е. Астафьевым , В. В. Розановым и другими. К этому периоду Говоруха-Отрок окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых он называл «не отпетыми мертвецами». Лев Тихомиров охарактеризовал его как православного до мозга костей, убеждённого, искреннего монархиста. Он не был славянофилом, но в то же время выступал с опровержениями критики славянофилов, проводимой либеральными публицистами во главе с Владимиром Соловьёвым. Главной заслугой славянофилов он считал выявление значения православия для России.

Большое признание Говоруха-Отрок получил как литературный критик. Его выдающееся дарование на этом поприще отмечали Василий Розанов, Николай Страхов, Лев Тихомиров. В 1890 годах он печатался в «Русском обозрении» и «Русском вестнике».

Сочинения

  • Последнее произведение графа Л. Н. Толстого: Критический этюд. - М., 1890.
  • Очерки современной беллетристики. В. Г. Короленко: Критический этюд. - М., 1893.
  • Тургенев: Критические этюд. - М., 1894.
  • Заметки о прогрессе и цивилизации. - М., 1897.

Михаил Яковлевич Говорухо-Отрок (1866, Таврово- после 1919) - русский государственный и политический деятель. Офицер, помещик, один из лидеров курского монархического движения.
Родился в 1866 году (по другим данным, в 1867) в дворянской семье, проживавшей в имении Таврово близ Белгорода. Обучался в Полтавском кадетском корпусе и Николаевском инженерном училище, из которого в 1884 году пошёл на службу в 4-ю батарею 31-й артиллерийской бригады канониров. Затем обучался в Николаевском кавалерийском училище, окончив которое в 1886 году в звании корнета, поступил в 36-й Ахтырский гусарский полк, а после перешёл в лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк. В 1886 году в звании гвардии поручика вышел в запас, а в 1892 году в отставку. Он поселился в Таврове, женился и начал заниматься общественной и политической деятельностью. В 1890 году Говорухо-Отрок был назначен на должность земского начальника в одном из участков Белгородского уезда Курской губернии, в 1901 году был избран земским гласным и председателем Белгородской земской управы и почётным мировым судьёй. Одной из его заслуг стало устройство в 1903 году телефонной сети в Белгороде и Белгородском уезде.
В связи с обострением политической ситуации в стране в 1905 году, Михаил Яковлевич Говорухо-Отрок и граф В. Ф. Доррер организовали Курскую народную партию порядка, образовавшуюся из окружения Доррера, в которое входили такие люди как князь Н. Ф. Касаткин-Ростовский, Н. Е. Марков, Г. А. Шечков и другие. Он активно участвовал в деятельности партии, направленной на подавление революционных настроений в стране. В ответ на выпады либеральной прессы, записавшей его в «черносотенцы», он заявил в одном из номеров «Курской были»: «Нас вы называете черносотенцами. Пусть так, и мы не спорим против будто бы обидного названия - великих патриотов, освободивших страну от иноземного ига. Да, мы верим: простая, серая, чёрная Русь идет на спасение Великой и Малой и Белой России <…> но да не будет красной, республиканской России!».
В 1908 году он был избран председателем Курской губернской земской управы и назначен членом Совета по делам местного хозяйства при Министерстве внутренних дел. В 1909 году был избран членом Государственного совета от Курского губернского земского собрания, где присоединился к правой группе. Также в этом году его избрали членом Главного Совета Союза русского народа, а в 1910 году - членом Совета Русского собрания, коим он и являлся в Совет до 1912 года. Кроме того, Говорухо-Отрок участвовал в деятельности других правых объединений, в частности, состоял в числе членов-учредителей и членов правления Всероссийского Филаретовского общества народного образования, созданного В. М. Пуришкевичем, участвовал в съездах Объединённого дворянства, в 1912-1915 годах являлся членом его Постоянного Совета.
Перед революцией Говорухо-Отрок входил в кружок сенатора А. А. Римского-Корсакова и в салон Б. В. Штюрмера. По свидетельству Н. А. Маклакова, он являлся автором текста двух записок, адресованных императору и содержавших программу спасения России от революционной угрозы.
О судьбе М. Я. Говорухо-Отрока после февральской революции 1917 известно мало подробностей. После октября он покинул Белгородский уезд, но вернулся, когда Белгород был занят Добровольческой армией. Через полгода он вновь покинул уезд в связи с отступлением белых. Исследователи, исходя из того факта, что его имя не фигурирует среди деятелей эмиграции, предполагают, что он остался в России и стал жертвой красного террора.

Источники:
Прокопенко З.Т., Крупенков А.Н. Дворянский род Говорухо-Отроков из слободы Таврово.
Д. Стогов. Черносотенец и патриот. Слово о Михаиле Яковлевиче Говорухо-Отроке.
А. Иванов, А. Степанов, Д. Стогов. «Правые сделали все, что могли».

Говоруха-Отрок Yury Govoruha-Otrok Карьера: Критик
Рождение: Россия
Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил.

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился в дальнейшем по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении немного лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. вновь поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности касательство к искусству, ему начали глядеться узкими. Окончательно он, при всем при том, ещё не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - расклад "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая доклад о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, немного отрывков из рассказа, то рапорт не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он в особенности нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" новости писательский фельетон и сценический отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал ещё критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока значительно выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение немаловажно улеглось в нем, и битва его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный нрав. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них полно вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как писательский критик, Говоруха-Отрок был дядя несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всю дорогу писал с предвзятой целью - представить пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой нрав носит, к примеру, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист абсолютно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" впрямь "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще нередко становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но безупречно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как независимость мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимст

вуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки супротив западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров.

Революционер

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (1851-1896). В 1874 г. активно работал в харьковском революционном кружке и участвовал в "хождении в народ". Будучи арестован, он просидел несколько лет в тюрьме и в 1878 г. судился по процессу "193-х". Приговоренный к нескольким годам тюрьмы он был в 1882 г. освобожден. С этого времени он уже отходит от революционной деятельности и решительно эволюционирует вправо. С 1889 г. сотрудничает в "Московских Ведомостях", где ведет литературный отдел. В своих статьях резко нападает на радикальных писателей и развивает ту мысль, что русскую литературу губит ее оторванность от православной религии. В области политической Говоруха-Отрок становится на славянофильскую точку зрения.

...и писатель

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (псевдонимы Ю.Николаев, Г.Юрко и др.) – русский писатель, литературный критик. Родился в дворянской семье. Учился в Харьковском университете. В 1874 году примкнул к Харьковскому революционному кружку, ходил «в народ», судился по «процессу 193-х», приговорен к ссылке, замененной тюремным заключением. В тюрьме Г.-О. увлекся религиозными учениями. С начала 80-х годов занялся литературной деятельностью. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, обратился к «почвенничеству» и славянофильству, сотрудничал в реакционной прессе. В рассказах этого времени в ложном свете рисовал революционных деятелей, изображая в качестве положительного героя человека, отступившего от революции («Fatum», 1881, «Развязка», 1882). В критических статьях резко выступал против эстетики революционных демократов. В конце 80-х годов регулярно сотрудничал в газете «Московские ведомости», где с 1889 года заведовал литературным отделом и театральной хроникой. Автор статей о И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, А.Н.Островском, А.П.Чехове, П.Д.Боборыкине, Н.А.Добролюбове, Н.К.Михайловском и др. Г.-О. считал себя последователем А.А.Григорьева и Н.Н.Страхова.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Публицист и критик

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (25.01.1851-27.07.1896), публицист и критик. Родился в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Учился в харьковской гимназии, затем в Харьковском университете, но не закончил его, т. к. с юных лет Говоруха-Отрок втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. Вероятно, наряду с революционной романтикой, столь неотразимой в молодости, решающим в этом ответственном шаге для Говорухи-Отрока было искреннее желание бороться за социальную справедливость, покончить с бедностью и угнетением народа. В 1874 Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 он был в числе осужденных по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу. Провал «хождения в народ» не мог не навести Говоруху-Отрока на мысль о том, что не оторванным от реальной народной жизни городским беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России. С другой стороны Говоруха-Отрок столкнулся в ходе «хождения» с реальным русским народом, православным и монархическим, сохранившим свои исконные традиции, исчезнувшие у европеизированной дворянской интеллигенции. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф. М. Достоевский и Л. А. Тихомиров, перейдя к русской православно-монархической идее. Поселившись в Харькове, Говоруха-Отрок начал работать в местном журнале «Мiръ» и газете «Южный край». В литературе Говоруха-Отрок дебютировал рассказами «Из неоконченного романа» («Слово», 1880) и «Fatum» («Полярная Звезда», 1881) под псевд. Юрко. В этих рассказах главными героями являются революционеры, но при этом нет ни апологии, ни критики революционного движения. Слишком много честных людей, исходя из самых лучших побуждений, ушли в революцию и стали вольными или невольными врагами исконной Руси. После цареубийства 1 марта 1881 Говоруха-Отрок, и ранее не одобрявший террор, окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мiре» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя известным далеко за пределами Харьковщины и превратили Говоруху-Отрока в публициста всероссийского значения. Особенную славу ему принесла критика кумира русских радикалов Н. К. Михайловского, которого Говоруха-Отрок хорошо знал лично и потому разоблачал со знанием дела. Одновременно в печати появляются новые рассказы Говорухи-Отрока, в которых публицист уже без колебаний показывает нутро русского нигилизма. Ярость харьковских нигилистов была беспредельна - под окнами дома Говорухи-Отрока устраивались «кошачьи концерты», в харьковском университете, охваченном беспорядками, группа студентов нанесла Говорухе-Отроку оскорбление действием. Все это было еще в период народовольческого терроризма, и Говоруха-Отрок вполне рисковал жизнью за отстаивание антинигилистических взглядов. В 1889 в жизни Говорухи-Отрока происходит знаменательное событие - его приглашают в Москву вести литературный и театральный отделы в газете «Московские ведомости», которую четверть века редактировал умерший незадолго до этого М. Н. Катков. Факт приглашения харьковского публициста в ведущую национально-консервативную газету страны, где трудились воспитанные Катковым опытные журналисты, означал признание гражданской смелости и литературных способностей Говорухи-Отрока. На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю. Николаев» статьи, рецензии, обзоры, заметки Говорухи-Отрока, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. деятелях изящной словесности. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю. Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике». В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с распространенным с 1860-х вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Говоруха-Отрок может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Хотя эстетические вопросы всегда волновали национально мыслящих русских деятелей культуры (можно вспомнить эстетические концепции славянофилов, Ап. Григорьева, Н. Н. Страхова), но в целом в русском искусстве XIX в. сложилась парадоксальная ситуация: правые художники творили, левые критики выносили суждения. Понятно, почему откровенно слабый в художественном плане роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» стал одним из значительнейших событий духовной жизни России, зато несравненно меньшее значение имела гражданская поэзия Ф. И. Тютчева. Говоруха-Отрок талантливо и смело боролся за русское искусство. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем сама книга. Словом, заметки критика под пером Говорухи-Отрока сами являются изящной словесностью. Смерть унесла Говоруху-Отрока в самый расцвет его творчества в июле 1896. Говоруха-Отрок не отличался крепким здоровьем, сказались годы тюрьмы и труд литературного поденщика.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

[Ю.Николаев], Последние произведения графа Л.Н.Толстого, М., 1890;

[Ю.Николаев], Очерки современной беллетристики. В.Г.Короленко, М., 1883;

[Ю.Николаев], Тургенев, М., 1894.

Литература:

Памяти Ю.Н.Говорухи-Отрока. Сборник статей, М., 1896;

Гаршин В.М., Полн. собр. соч., т. 3 – Письма, М.-Л., 1934, с. 487-490;

История русской литературы 19 века. Библиографический указатель, под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

говоруха-отрок юрий николаевич

Критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, № 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-

либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, № 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров. См. также статьи: Николаев Ю. ; Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ; Страхов Николай Николаевич (писатель I) ; Толстой Лев Николаевич; Тургенев Иван Сергеевич.