Педагог и публицист Н.Михайлова поднимает актуальную во все времена проблему взросления и показывает, что происходит с одиннадцатиклассниками, когда они взрослеют. Юноши и девушки не ссорятся. Они оглядывают одноклассников, и все им нравятся. Уже нет школьных прозвищ. На уроках литературы они углубляются в тему любви: спорят, «громко и страстно рассуждают» и к книгам из школьной программы придумывают неожиданное продолжение.

Позиция рассказчицы заключается в том, чтобы донести до читателей удивительный процесс, когда прощаются со школой. Н.Михайлова описала расставание со школой эмоционально, используя восклицательные и вопросительные предложения, предложения с многоточием, которые выражают какую-то недоговорённость, тайну, пока ещё этими юными людьми не открытую.

Я согласна с Н.Михайловой, что вступление во взрослый мир – это весёлое, радостное время, но это ещё и время принятия серьёзных решений и осознания ответственности за свои поступки.

Хочу добавить, что, взрослея, человек часто совершает ошибки, например, как взрослел главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв. Вместо службы в Петербурге его отправили служить в дальний гарнизон. Вместе со слугой Савельичем они остановились в трактире, где Петруша познакомился с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным, проиграл ему в биллиард сто рублей и вернулся в нетрезвом состоянии. Желая показать умение быть самостоятельным, он нагрубил слуге, назвав его хрычом и сказав ему, что он сам будет распорядителем своих средств. Впоследствии Гринёв понял, что поступил неправильно, признал вину и попросил прощения у Савельича. Пройдя через ошибки жизненного взросления, Пётр Гринёв стал благородным защитником любимой девушки, человеком чести и долга.

А вот что нам советует писатель Ю.Яковлев в статье «Как стать взрослым?», которая была опубликована в советские времена в газете «Пионерская правда».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Текст к вариантам 1-4 (Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля…)

Выйдите в поле. Походите по лесу. Ночью понаблюдайте за ночным небом. Взглядом проводите птиц. Вы непременно должны услышать при наличии чуткой души эти великолепные звуки земли. Звенит хрустальный ручей. Где-то рокочут грозные раскаты грома. Шелестит в кудрях трав ветер. Луговые цветы шепчут нежные слова. А зимним вечером слышен весёлый треск мороза. С бархата неба струится песня лунного света. Всё это чарующие мелодии матушки-земли. Эти природные звуки не слышит житель города.

Для пахаря и охотника эти звуки драгоценны. Именно из них родились прекрасные народные мелодии.

В моей душе навсегда сохранились таинственные песни земли русской. Эти звуки так волнуют, радуют моё сердце!

Текст к вариантам 5-8 (Что самое главное в жизни?)

Что-то главное есть у любого человека в жизни. У каждого это что-то своё. Главное в жизни должно быть добрым и значащим. Жизнь не должна размениваться на пустяки. Человек должен стремиться подняться над своими мелкими заботами. Ему важно иметь смысл в жизни — служить добру.

Человек может жить своими каждодневными интересами. В этом случае его жизнь останется никем не замеченной. Надо служить добрыми делами другим. Тогда люди запомнят надолго наши поступки, ведь их цель высока. Злых же забудут.

Надо служить своему делу. Сначала пусть оно будет маленьким. Если всю жизнь посвятить делу, оно станет большим. Счастлив тот, для кого служить другим - главная цель жизни.

Текст к вариантам 9-12 (Я вспоминал сотни ответов мальчишек…)

Когда детей спрашивают, какими они хотят быть, они называют множество положительных качеств, ни словом не упоминая о доброте. Доброта не ставится наравне с отвагой и доблестью. Но без доброты невозможно познать душевную красоту.

Сосредоточием человечности считают добрые чувства. В мире, наполненном злом, людям нужно быть внимательными и терпеливыми к другим, совершая смелые поступки во имя добра. Человек должен следовать по пути доброты.

Трудным в воспитании является обучение сочувствию и умению чувствовать. Если добрые чувства не были привиты человеку в детстве, им он не научится никогда. В детстве человек проходит эмоциональную школу, благодаря которой в его душе появится доброта.

Текст к вариантам 13-16 (Человек совершил проступок или даже преступление)


Когда человек совершает проступок или не оправдывает чьих-то надежд, окружающие начинают искать объяснения его действиям. Он и сам думает о том, что не так пошло в жизни. Люди винят в первую очередь семью, а далее обстоятельства.

Никогда не стоит забывать о том, что человек - хозяин своей судьбы, он может помочь себе, занявшись самовоспитанием. Главным фактором, помогающим формировать личность человека, является сознательное отношение к жизни.

Процесс самовоспитания начинают с самооценки. Едва человек теряет уверенность, сталкиваясь с трудностями, у него падает самооценка. Опасной является и слишком высокая самооценка: человек становится самоуверенным, перестает слушать других людей. Четкая формулировка мыслей поможет определять жизненные цели.

Текст к вариантам 17-20 (Время меняет людей)

Время меняет людей. Однако, кроме времени, есть ещё одна категория, которая воздействует на тебя сильнее. Это образ жизни, сострадание к другим. Есть соображение, что сострадание воспитывается своей бедой. Я верю, что сострадание - это талант, без которого трудно оставаться человеком.

Несчастный человек знает о бедах, ведь они неизбежны. Жизнь устроена так, что счастливому человеку несчастье кажется далеким. Если у тебя все хорошо, беда представляется рассыпанной по всему миру, несчастье кажется нетипичным, а счастье - типичным.

Беды учат истинам. Человек с заниженной чувствительностью запоминает только эти уроки. Плакать от своей боли нетрудно. Труднее плакать от чужой. «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия - наши добродетели.»

Текст к вариантам 21-24 (Все ребята хотят поскорее вырасти, мечтают стать взрослыми)

Все хотят быстрее вырасти, стать взрослыми. Но быть высоким и быть взрослым - разные вещи. Дело не в росте. А в чем? Я долго не мог ответить, ведь человек взрослеет не сразу. Каждый взрослеет по-разному. Я знаю много людей, имеющих паспорта и не ставших взрослыми.

Хорошо быть взрослым. Но трудно. Взрослый человек должен быть самостоятельным, преодолевать трудности и отвечать за свои поступки. Это очень трудно.

Взрослым человеком быть хорошо. Но при условии, что впереди будет высокая цель. Такая жизнь не приходит сама. Её нужно создать. Чем раньше вы это поймёте и сделаете первые шаги, тем больше вам будет сопутствовать удача.

Текст к вариантам 25-28

Могли ли быть у человеческого искусства два пути развития с момента его возникновения, либо оно разделилось позже? Что появилось первым: потребность человека делиться красотой с обществом или потребность украшать оружие, которым служил боевой топор? А если потребность души сосредоточена в выплеске внутренней информации, то не все ли равно, на какие предметы она изливается.

Красота окружающего мира сосредотачивалась первоначально в душе человека, а позже он стал выпускать ее наружу. Так произошло зарождение народного искусства.

Позднее прикладное искусство отошло на задний план. В наскальной живописи не имеется прикладного характера - в ней отражается лишь крик души: горестный, либо же радостный. То же можно сказать и о современном искусстве.

Текст к вариантам 29-32 (Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд…)

Учитель - это квалифицированный и систематический труд, а значит, профессия. Но это необычная профессия, она отличается от других.

Учитель работает над внутренним миром и духовной жизнью ученика. Он воспитывает ум, волю, характер с помощью слов и эмоционального воздействия красоты природы и произведений искусства, учит детей жить в обществе, строить отношения. Поэтому главное в работе учителя - это человековедение, понимание внутреннего мира ученика.

К чему приведет работа учителя, будет ли у нее результат, мы узнаем не сразу, а только через годы. Плоды усилий педагога - это проявившиеся спустя десять лет творческие способности, мудрость, трудолюбие и патриотизм. То есть учитель работает ради будущего каждого человека, поэтому он должен верить в каждого из них, в грядущее счастье и достижения.

Текст к вариантам 33-36

Жизнь практически каждого человека в какой-то момент сталкивается с «будильником», которым может является поход в лес, лето, проведенное в деревне, первая ночевка в палатке…

Разбудить в детском возрасте интерес к великому таинству жизни могут многие вещи и действия. Вырастая, человек начинает осознавать, что все в окружающем мире взаимосвязано, что мир является очень крепким, но, в то же время, уязвимым. Жизнь человека напрямую зависит от состояния природы и богатства земли. Такую школу необходимо пройти каждому человеку.

В начале всего стоит непременно любовь. В том случае, когда она будет разбужена вовремя, познание мира для человека окажется очень увлекательным занятием. С этой любовью человек сумеет познать ценности жизни.

Рассказ Юрия Сотника для чтения в начальной школе, рассказ про детей, рассказ про весёлую и интересную жизнь.

Юрий Сотник. Как я был самостоятельным

День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, врезался мне в память на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нём с содроганием.

Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили.

— Парню десятый год! — сердито говорил папа.— Неужели он дня не может прожить самостоятельно? До коих же пор ему нянька будет нужна!

— Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно,— твердила мама,— если мы Лёшку оставим здесь, для меня вся поездка будет испорчена. Здесь даже соседей нет знакомых, чтобы присмотреть за ребёнком. Я просто вся изведусь от беспокойства.

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ по работе, полковник Харитонов, пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного — ей всё казалось, что я ещё маленький ребёнок. В новом доме мы поселились несколько дней тому назад, ни с кем из соседей ещё не познакомились, поэтому мама хотела «подбросить» меня на воскресенье к своей приятельнице, жившей на другом конце города.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых и так было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой. Причиной тому была Аглая — смуглая темноглазая девчонка, известная как заводила среди здешних ребят.

Эта Аглая мне очень нравилась, но я чувствовал, что она относится ко мне с пренебрежением, считая меня маленьким мальчиком, да к тому же маменькиным сынком. Мне казалось, что день, проведённый самостоятельным человеком, позволит мне возвыситься в её глазах. К моему огорчению, Аглая находилась тут же, во дворе. Она прыгала на одной ноге, толкая перед собой камешек, слышала весь унизительный для меня разговор папы с мамой и время от времени вставляла, ни к кому не обращаясь:

— У! Я с шести лет одна дома оставалась, и то ничего!

— У! Я сколько раз себе сама обед готовила, не то что разогревала.

Я косился на Аглаю и тихонько, но вкладывая в слова всю душу, убеждал:

— Ну мама! Ну мама же! Ну что со мной может случиться? Ну ты только послушай, как я буду жить: вы уедете, я пойду немножко погуляю...

— Дверь захлопнешь, а ключ оставишь дома...

— И вовсе нет! Я ключ ещё вечером положу в карман... Значит, пойду погуляю...

— Тебе домашнюю работу надо делать, а не гулять. Скоро первое сентября, а ты и половины примеров не решил.

— Ой, мама, ну ладно! Я гулять не буду. Значит, вы уезжаете, я сажусь делать примеры, потом захотел есть — включаю газ...

— Ещё с газом что-нибудь натворит,— пробормотала мама.

— У! Я давно уже газ...— начала было Аглая, но в этот момент прибежал Антошка Дудкин с большим листом бумаги в руках.

— Готово! Куда вешать? — сказал он Аглае, и они вдвоём прикрепили к парадному написанную чернилами афишу.

Она гласила, что завтра в пять часов вечера в клубе имени Полины Кожемякиной состоится спектакль пионерского драматического кружка.

Наконец нам с папой удалось уговорить маму. Было решено, что родители уедут шестичасовым поездом, а я встану, как обычно, в восемь, сам уберу квартиру, сам приготовлю себе чай, сам накормлю и выведу погулять таксу Шумку, сам (то есть без понуканий) решу десять примеров и сам разогрею себе обед. Я был на седьмом небе. Для меня всё это было так ново, так радостно, как иному мальчишке возможность пожить на необитаемом острове.

Весь вечер мама мне давала наставления. Ночью я долго не мог уснуть, а когда проснулся солнечным утром, в квартире стояла необычная тишина. Только Шумка, чесавшая себя за ухом, мягко постукивала лапой по полу. Я был один! Я был полным хозяином квартиры. Я мог как угодно распоряжаться самим собой. Я вскочил с постели и в одних трусах, уперев кулаками в бока, громко насвистывая какой-то марш, отправился обозревать свои владения. Я тут же наметил себе огромную программу действий. Убирая квартиру, я не просто подмету паркетный пол, а заново натру его воском; я даже вычищу и повешу в шкаф папин старый мундир, оставленный им на спинке стула. Примеров я решу не десять, как мы с мамой уговорились, а все двадцать штук. Вечером, если папа с мамой задержатся, я разогрею для них ужин, заверну его в старое одеяло, как это иногда делала мама, а сам лягу спать, оставив на столе записку: «Котлеты и картошка горячие, в кухне, на табурете». Словом, теперь мама узнает, как глупо было с её стороны бояться оставить меня одного.

Я быстро оделся, умылся и собрался было вывести Шумку, которая уже скулила у двери, но тут меня осенила такая мысль: а что, если заодно пойти в магазин и купить чего-нибудь себе к завтраку? Ведь одно дело, когда в магазин тебя посылает мама, и совсем другое, когда ты сам захотел чего-нибудь, пошёл и купил. Ради такого удовольствия не жалко было истратить трёшку из пятнадцати рублей, скопленных на аквариум.

Хлеб, масло и колбаса у меня к чаю были. Подумав немного, я решил, что мне хочется сыру.

Через минуту, держа Шумку на поводке, я шёл по двору, шёл неторопливо, степенно, поглядывая на окна квартиры в первом этаже, где жила Аглая. Вдруг как раз из её окна вылетела и шмякнулась к моим ногам дохлая ворона. Шумка тявкнула от неожиданности.

— А ну, чтоб духу вашего здесь больше не было! — послышался из окна сердитый женский голос.— Ишь нанесли всякой дряни! Репетировать им надо! На то клуб есть, чтобы репетировать, там и ходите на головах, а людям покой надо дать. Ну! Сколько раз мне говорить? Марш отсюда!

Вслед за этим из подъезда выскочил и подхватил на бегу ворону рыжий мальчишка с лицом, казалось состоявшим из одних веснушек. За плечами у него в виде мантии болталось синее одеяло, на котором были нашиты узоры из серебряной бумаги от чая, на голове сидела корона, обклеенная той же бумагой. За ним, прижимая к груди ворох цветных тряпок, выскочила такая же рыжая девчонка, за девчонкой — Антошка Дудкин, одетый как обычно, а за Антошкой выбежала Аглая. Я взглянул на неё, да так и застыл.

Аглая мне нравилась даже в самой затрапезной своей одежде, даже тогда, когда она выбегала во двор в старом материнском жакете, доходившем ей до колен, и в драных валенках на тонких ногах. А тут... тут она предстала предо мной в наряде сказочной принцессы. На ней было платье из марли, раскрашенной голубой, розовой и жёлтой красками; на шее блестело ожерелье из разноцветных стеклянных бус, какими украшают ёлки; два крупных шарика от этих бус болтались на ниточках под ушами, надо лбом в тёмных волосах блестела мохнатая ёлочная звезда, а две такие звезды, но поменьше, украшали стоптанные тапочки.

Заглядевшись на всю эту красоту, я даже палец сунул в рот от восхищения. Пробегая мимо, Аглая едва кивнула мне, но вдруг остановилась и спросила через плечо:

— Ну что, уехали твои?

Я быстро вынул палец изо рта и сказал как можно небрежней:

— Конечно, уехали.

— И тебя одного оставили?

— Конечно, одного. Вот ещё!.. Не знаешь, магазин открыт? Хочу сыру купить себе к завтраку.

— Открыт,— сказала Аглая, о чём-то думая.— Ты потом домой придёшь?

— Ага. Вот только сыру куплю. Сыру чего-то захотелось.

— Эй! Идите-ка! — крикнула Аглая своим приятелям и, когда те подошли, обратилась ко мне: — Тебя Лёшей зовут, да? Лёша, можно, мы к тебе придём? А то нам репетировать надо, а нас отовсюду гонят, и клуб закрыт... а ты один в квартире. Ладно?

— Пожалуйста, конечно! — обрадовался я.— Я вот только квартиру уберу, примеры сделаю, и приходите.

Лицо Аглаи стало каким-то скучным.

— У-у! Примеры! А тебя что, заставляют с утра заниматься? Меня, например, никто не заставляет. Когда хочу, тогда и занимаюсь.

— А меня разве заставляют? Меня вовсе никто и не заставляет, это я сам хотел,— заторопился я.— Пожалуйста! Хоть сейчас пойдёмте! Я и квартиру могу не убирать... Когда захочу, тогда и уберу. Пожалуйста! Шумка, домой!

Большими уверенными шагами я зашагал впереди артистов к своему подъезду, поднялся вместе с ними на второй этаж, открыл ключом дверь и широко распахнул её.

— Пожалуйста! Вы в какой комнате хотите? В этой или в той? В какой хотите, в той и репетируйте. Пожалуйста!

Все ребята мечтают стать взрослыми. Я тоже с ранних лет мечтал об этом. Вот дорасту до дверной ручки, думал я, и стану взрослым. Но шло время, я вырастал из ботинок, мне сделалась мала кровать, а я все не взрослел.

Я стал понимать, что дело не в росте. А в чем же? Долгое время не мог ответить на этот вопрос.

В первый раз почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я первый раз в жизни подумал: «Ей, наверное, тяжело ». Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!

Я стал внимательнее и к другим людям.

Человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Я знаю молодых людей, у кото­рых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми: когда- то таких называли недорослями.

Хорошо ли быть взрослым? Хорошо!

А легко ли? Скажу честно: трудно! Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать реше­ния, совершать поступки, преодолевать трудности, должен от­вечать перед людьми за свою жизнь и за жизнь общества.

Да, взрослым человеком быть хорошо, даже прекрасно. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной и впереди у тебя будет высокая цель. Такая жизнь не наступает сама собой. Ее человек должен создать только сам. И чем раньше вы это поймете, чем раньше сделаете свои первые самостоятельные шаги, тем больше вам будет сопутствовать удача.

Сочинение на тему: КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ

4.3 (85.83%) 24 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему как стать взрослым
  • изложение как стать взрослым
  • сочинение как стать взрослым
  • как стать взрослым сочинение
  • все ребята мечтают стать взрослыми

Мудрые мысли: Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.
Древнеиндийская пословица: Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский

Эпиграф.
“До сих пор человечество не открыло еще такой науки, которая помогла бы понять жене – мужа, соседу – соседа, коллективу – личность, наконец, стране – другую страну, нации – нацию. “Чужая душа потемки”. Эту горькую истину из глубины веков принесло к нам время. И все-таки литература освещает потемки человеческой души, открывает сокровенное мне – Ваше – Вам – мое.”
В. Тендряков

Вступительное слово учителя.

Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле, предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности. Поэтому для философского стола предлагаю тему: “Мы научимся жить”.

А эпиграфом нашего урока возьмем слова Владимира Тендрякова (зачитать запись на доске).

Пусть этот урок станет поводом для глубоких размышлении, о жизни, нашем обществе, своем месте в нем, о будущем. Пусть верными помощниками нам сегодня будут повесть-диспут В. Тендрякова “Ночь после выпуска”, философский словарь, мудрые мысли.

Так представили наши художники главных героев повести (показ иллюстраций).

Вы теперь старшеклассники, вам по 15-16 лет, вы уже получили паспорт. Учителя и родители вас считают почти взрослыми, больше стали от вас требовать.

Вопросы для беседы:

  1. Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?
  2. Чем вы можете доказать свою взрослость?
  3. Какие изменения вы замечаете в своем поведении, а также в отношении к окружающим вас людям?
  4. Запомнилась ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?

Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям – значит, нравственно расти, взрослеть.

Послушайте, что хочет вам сказать писатель Ю. Яковлев в статье “Как стать взрослым?”, опубликованной в “Пионерской правде”:

“В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я в первый раз в жизни подумал: “Ей, наверное, тяжело”.

Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!

Я стал внимательным к другим людям”.

Вывод: человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста.

Когда же мы станем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашиваем – когда?

Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими
В грядущие времена,
Как клятву произносящими:
“Я твой гражданин, страна!”

Ночь после выпуска ” впервые напечатана в журнале “Новый мир”, №9 за 1974 год.

Ночь после выпуска ” - повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности. В центре нравственного поиска, который ведет автор, вновь оказывается личность, ее формирование и становление, исследование сложных связей человека и общества.

Непосредственным толчком к созданию “Ночи…” явился рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся при окончании ВУЗа на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительней было перенести действие повести из ВУЗа в школу.

Ночь… ” для меня началась с выступление Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней. Ведь перед ней открылась тысяча дорог, какую выбрать, по какому пути пойти?

И вот ребята прощаются с детством, перед ними новая взрослая жизнь. Шесть ребят из 10 А решили провести эту ночь вместе. И здесь на берегу реки они решили узнать все друг о друге “до донышка”.

Вопросы для беседы:

  1. Было ли с Генкиной стороны смелостью предложить обсудить себя первым? Для чего это ему нужно было?
  2. (Генка нисколько не сомневался в себе – в школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают.

    Генка привык, что все кругом его самого побаивались и уважали. Как повел себя Генка с самого начала разговора?

    “На скамье – тесно в ряд все пятеро.… И Генка перед ними. Если б он сел вместе со всеми, находился в общей куче, быть может, все случилось бы совсем иначе. Он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему оправдываться…”)

  3. В чем обвинили Генку ребята? Почему здесь он не смог постоять за себя? Почему Игорь, лучший друг Генки, тоже говорит о нем плохо?
  4. (Эх, если б Игорь понял, не поверил угрозе, мир остался бы прежним, где дружба свята, правда торжествует, а ложь наказывается).

    Каждый думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого.… Это грустно…

    Генка до сих пор жил небедно – никому не уступал, не знал поражений, себя даже и защищать не приходилось, защищал других.

    “Жалкий ты Генка”, - безжалостно сказала Натка в сторону.

    Неужели у Генки не было достоинств? Ведь ребята практически не говорили о них. Почему?

    Вера: “Я вспомнила…” (она пережгла в кабинете физики трансформатор, а Генка вину взял на себя).

    Сократ: (меня из школы исключили, Генка ходил к директору и поручился за меня, предупредив, что если подведу, морду набьет).

    Игорь: “Генка нашим заступником был – моим, твоим, всех! А сам… Он сам обидел кого-нибудь?... Просто так, чтоб силу показать… Не было. Никого ни разу не ударил!”

    Древнеиндийская пословица: “Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы”.

  5. Почему именно к обелиску пришли ребята?
  6. (Здесь, возле него, красиво даже ночью. Это самое высокое место, которое оканчивается обрывом).

    Обелиск стоит на грани двух миров – обжитого и необжитого, щедрого света и непокоренной тьмы.

    Мир изменчив, не изменчив в нем лишь обелиск.

  7. Обратили ли вы внимание на то, где происходит описанное событие?
  8. Какое слово, произнесенное ребятами не раз в этот вечер, заставило их задуматься над содеянным?
  9. Обелиск, который возник в рукописи, в третьем варианте просто как фон, как часть пейзажа, в окончательной редакции вырос до символа, несущего на себе смысловую нагрузку преемственности поколений.

    “Обелиск весь вечер стоял рядом, в нескольких шагах… сейчас его заметили – отводили глаза и вновь и вновь возвращались к двум столбцам на камне с тусклой, выеденной непогодой позолотой.

    Убитые… умерших своей смертью тут нет. Окаменевшая гордость за победу и память о насилии, совершенном около трех десятилетий назад, задолго до рождения тех, кто сейчас отводит глаза…

    Убитые уже не могут ни любить, ни ненавидеть. Но живые хранят их имена. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц”.

    Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. (В.А. Сухомлинский)

  10. Что помогло понять ребятам то, что они совершили?
  11. Зачем нужно было это объяснение? И нужно ли оно было?
  12. Отдаете ли вы себе отчет в том, что ваша самооценка расходиться с мнением других людей, и как вы реагируете на это?

Доктор философских наук В. Шубкин считает, что “автор ведет глубинное исследование человеческих характеров, которое вряд ли можно вести, “не обострив ситуацию до крайности”.

Б. Пайкин: “ У меня двое детей… Я хотел бы, чтоб они прочли “Ночь после выпуска” в качестве первой помощи”.

В чем причина таких противоречивых суждений даже у профессионалов?

Многие критики постоянно подчеркивают, что В. Тендряков – писатель трудный. Каждая созданная им вещь “носит печать истовой напряженности чувства и мысли, знак полной отдачи своему делу. Такой же отдачи, напряженного поиска своеобразной совместной работы требует он и от читателя”

“Максимализм героев не страшен, повышенная требовательность к себе не убьет. Молодость без максимализма – не молодость”. (Н. Кадам)

Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов.

В необмытой от сумерек рассветной голубизне школа вознесла и развернула все свои четыре этажа размашисто широких, маслянисто-темных окон. Непривычно замкнутая, страшно мертвая, родная и чужая одновременно. Скоро взойдет солнце, и нефтянисто отсвечивающие окна буйно заплавятся – все четыре этажа. Должно быть, это мощное и красивое зрелище.

Закинув голову, бывшие десятиклассники разглядывали свою школу в непривычный час, в непривычном обличье. Каждый мысленно проникал сквозь глухие, налитые жирным мраком окна в знакомые коридоры, знакомые классы.

Юлечка Студенцева тихо сказала: “Здесь было все так понятно”.

Долго никто не отзывался, наконец, Игорь произнес: “Мы научимся жить, Юлька”.

Вывод:

Так ли это – покажет будущее. Но юность и дана на то, чтобы любить, смеяться, делать глупости, мечтать. И веришь, что когда-нибудь, совсем скоро, мы все сможем жить долго и счастливо!

Где есть Христос, там будет и Иуда,
А где Иуда, там всегда кресты.
Жизнь не изменит никакое чудо,
За исключением чуда доброты.
Пока жестокость не забудут люди,
Земля не станет колыбелью роз:
Из века в век, так было и так будет –
Добро и зло, Иуда и Христос.
Ужегов