Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

1) Особенности жанра . Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рас­сказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Ан­дрей Платонов в своих произведениях создаёт особый мир, ко­торый поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким не­обыкновенным человеком предстаёт перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа . Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изо­бражаемому, его соотнесение этого изображения с утверждае­мыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и челове­ка. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок не­возможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо лю­бить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из ми­ра со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои ма­ленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, вы­учившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки . Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цве­ты, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки ба­бочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и да­же перестаёт чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всём: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоев­ский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» про­стоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохо­жесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответ­ную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наобо­рот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, долж­но быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращён­ную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, сла­бый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и ста­рухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрос­лых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Уйдя да­леко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: бла­гоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умира­ет Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувст­во и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» сво­ей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был ну­жен людям.

Как вы думаете, почему, называя своего героя в рассказе, пи­сатель использует местоимение он? (чтобы подчеркнуть без­личие героя)

Каким человеком предстаёт перед читателями Юшка в начале рассказа? («старый на вид... мал ростом и худ»)

Где жил и работал Юшка? («в кузнице при большой москов­ской дороге»)

Как люди относились к Юшке? (жестоко: били его палками, всячески издевались)

Охарактеризуйте главного героя рассказа А.П. Платонова Юш­ку. (любит людей, беззлобный, мягкий, работящий человек)

Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой? («Дети... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает».)

Как сам Юшка относился к людям? (Юшка любил людей.) Почему?

Куда каждое лето на один месяц уходил из кузницы от хо­зяина Юшка? (навестить девушку-сироту, которой он по­могал)

Как умер Юшка? (Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся - умер.)

Как стали люди жить без Юшки? («Однако без Юшки жить людям стало хуже».) Почему? (Отныне людям не на ком было срывать свое ожесточение и злобу.)

Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти? (Юшка вырастил на свои маленькие средства, отка­зывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала вра­чом и помогала людям.)

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приеха­ла в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего при­ёмного отца, девушка всё же остаётся, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юроди­вым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остаётся, чтобы «ле­чить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым писатель испытывал истинное сострадание.

В рассказе «Юшка» главный герой охарактеризован как «старый на вид» человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, вел скромный образ жизни, даже «чаю не пил и сахару не покупал», долго носил одну и ту же одежду, практически не тратил тех небольших денег, которые ему платил хозяин кузницы. Вся жизнь героя состояла из работы: «утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег». Люди издевались над Юшкой: дети бросали в него различными предметами, толкали и трогали его; взрослые также иногда обижали, срывая свою обиду или злость. Беззлобность Юшки, его неумение дать сдачи, бескорыстная любовь к людям делали героя объектом насмешек. Даже хозяйская дочь Даша говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?» Но герой говорил о человеческой слепоте и считал, что люди его любят, но не умеют выразить это.

Действительно, и дети, и взрослые не понимали, почему Юшка не даст сдачи, не накричит, не отругает. Герой же не имел таких человеческих качеств, как жестокость, грубость, злость. Душа старого человека была восприимчива ко всем красотам природы: «не скрывал более своей любви к живым существам», «склонялся к земле и целовал цветы», «гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво». Находясь вдали от людской суеты, человеческой злобы, Юшка чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Живая природа воспринимала героя таким, какой он есть. Юшка все больше слабел и однажды, указав одному прохожему, который смеялся над героем, что все люди равны, умер. Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже, так как теперь не на ком было вымещать всю человеческую злобу и ожесточение. Память о беззлобном человеке сохранилась на долгие годы, так как в город приехала девушка-врач, сирота, которую на свои маленькие деньги воспитал и обучил Юшка. Она осталась в городе и стала лечить людей, больных, как и герой, туберкулезом.

Итак, А.П. Платонов изобразил в образе главного героя беззлобного, беззащитного человека, которого люди считали юродивым. Но именно Юшка оказался самым человечным из людей, проявив милосердие к девочке-сироте и оставив о себе память.

(2 вариант)

Главный герой рассказа Юшка – «старый на вид человек»: всего сорок лет, но у него чахотка.

Юшка – человек необычный. В глазах его всегда стояли «неостывающие» слезы, он всегда видел горе людей, животных, растений: «Юшка не скрывал… своей любви к живым существам… он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя осиротевшим». Он умел видеть сердцем. Много Юшка терпел от детей и взрослых, которых раздражала его незлобивость: дети толкали, швыряли в него землю и камни, а взрослые били. Дети, не понимая, почему он не реагирует, считали его неживым: «Юшка, ты правда или нет?» Им нравилось издеваться безнаказанно. Юшка «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Взрослые били за то, что «блажной». Избивая Юшку, взрослый человек «забывал на время свое горе».

Раз в год Ефим куда-то уходил, и никто не знал куда, а однажды остался и впервые ответил человеку, пристававшему к нему: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» Этот первый в его жизни бунт стал последним. Толкнув Юшку в грудь, человек ушел домой, не зная, что оставил его умирать. После смерти Юшки людям стало хуже, так как «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». А потом стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич.

В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

Жанр произведения – рассказ. Главный герой – подручный кузнеца Юшка. Рассказ – это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит.

Кульминация – спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка – приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее дальнейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуации и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писатель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений – простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа – подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчезли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то становится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека – девушка-сирота выучилась на скопленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая больным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострадания людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж много. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, – вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской...
  2. Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре....
  3. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...
  4. Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского...