В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:

· предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;

· погашения недоимки по иным налогам и сборам;

· погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течениетрехлет со дня уплаты указанной суммы.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течениетрехлет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Зачет или возврат производятся в валюте РФ.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.


Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Зачет сумм по излишне уплаченным федеральным налогам и сборам, региональным и местным налогам проводится по соответствующим видам налогов и сборов, а также пеням, начисленным по налогам и сборам. Зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов и сборов проводится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченных налогов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта, и в течение 10 дней принять решение о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Переплату по одному федеральному налогу можно зачесть в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу. Однако в некоторых случаях у налогоплательщика может возникнуть спор с налоговыми органами.

Пример

У организации имеется переплата по налогу на прибыль и недоимка по НДФЛ. Оба налога относятся к федеральным (п. 3,5 ст. 13 НК РФ).

Ранее налоговые органы считали, что такой зачет произвести нельзя, так как НДФЛ не является налогом организации и уплачивать его за счет средств организации нельзя (п. 9 ст. 226 НК РФ). Поэтому налогоплательщику необходимо было подать заявление о возврате излишне уплаченной сумме налога на прибыль либо зачесть переплату в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим федеральным налогам, кроме НДФЛ (письмо Минфина России от 19 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-69).

Однако в настоящее время позиция финансового органа изменилась в пользу налогоплательщиков. В своем письме от 25 марта 2016 г. № 03-02-07/1/19163 Минфин России указал на то, что правила, предусмотренные ст.78 НК РФ, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.

Кстати, суды и ранее становились на сторону налогоплательщика (ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2012 г. по делу № А56-55596/201 1).

Такое решение судебных органов вполне логично, поскольку в соответствии со ст. 50 БК РФ налог на прибыль 20% зачисляется в федеральный бюджет, 80% - в региональный бюджет, а НДФЛ 85% зачисляется в региональный бюджет, остальная часть - в местные бюджеты (ст. 56 БК РФ).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленный на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ с 1 января 2011 г. установлена обязанность налоговых агентов сообщать плательщику о каждом ставшем известном факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме в течение 10 дней с момента обнаружения данного обстоятельства. Форма такого сообщения не определена. В Налоговом кодексе не сказано, что извещение обязательно должно быть письменно. На наш взгляд, чтобы организация смогла подтвердить факт уведомления, его необходимо оформить в письменном виде и ознакомить с ним сотрудника под роспись.

Для возврата денег физическому лицу определен конкретный срок - три месяца. Он отсчитывается с даты получения налоговым агентом заявления. В течение этого времени налоговый агент должен перечислить деньги на счет физического лица в банке, указанного в заявлении. Если организация нарушит трехмесячный срок, она обязана будет заплатить проценты за просрочку в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки) за каждый день просрочки.

Если НДФЛ, перечисляемый в бюджет налоговым агентом, меньше суммы, которую он должен вернуть конкретному плательщику, организация направляет заявление в налоговый орган с просьбой вернуть ей излишне удержанную сумму. Срок подачи такого документа - 10 дней с даты получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам ст. 78 НК РФ.

КС РФ в письме от 17.02.2015 г. № 262-0 разъяснил, что переплата сумм НДФЛ, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента (с учетом приоритета действия специальных норм над общими), подлежит возврату в особом порядке согласно п. 1 ст. 231 НК РФ (путем обращения к налоговому агенту). В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться ст. 78 и ст. 79 НК РФ. В письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-04-06/4-370 разъяснил, что при наличии налогового агента налоговый орган не вправе производить возврат излишне удержанной агентом суммы налога. Данная сумма возвращается налоговым органом только в случае отсутствия налогового агента. Иных оснований ст. 231 НК РФ не содержит.

Обращаем внимание на то, что организациям предоставили право возвращать налог физическому лицу из собственных средств, то есть не надо ждать, пока деньги ИФНС придут за счет организации. Подчеркнем, что это не обязанность налогового агента, а его право.

Налогоплательщик вправе сам решать, в каком порядке (судебном или досудебном) возвращать излишне взысканные налоговым органом суммы налогов и сборов. Такой вывод Президиум ВАС РФ сделал в Постановлении от 20 апреля 2010 г. № 17413/09.

В п. 3 ст. 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога налогоплательщик может подать в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ, этот момент нужно определять с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Суды должны проанализировать причины, по которым плательщик допустил переплату налога. Таким обстоятельством может служить акт взаимной сверки расчетов. Тогда именно с его даты следует исчислять трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права (постановления ФАС Центрального округа от 11 июля 2013 г. № А48- 1772/2012, Московского округа от 29 июля 2013 г. № А40-105774/ 12-20-553). Кстати, письмо ФНС России от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@, направленное для использования нижестоящим налоговым органам, содержит ссылку на постановление ВАС РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ, данная норма дает налогоплательщику возможность выбрать способ защиты нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него излишние суммы налогов, пеней и штрафов, т.е. неосновательно и незаконно. Указания на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм, Налоговый кодекс РФ не содержит. Не установлена подобная обязанность и другими федеральными законами.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 17372/09 также затрагивает вопросы возврата излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафов. В нем говорится о сроках обращения в суд с иском о возврате.

Как уже было сказано, обратиться в суд налогоплательщик должен в течение трех лет, считая со дня, когда он узнал, или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. В противном случае, налоговые органы могут обосновано отказать налогоплательщику в возврате переплаты в связи с пропуском трехгодичного срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Однако такой отказ не лишает налогоплательщика права на возврат налога. Конституционный Суд РФ в Определении от 21 июня 2001 г. № 173-0 указал на то, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют гражданину в случае пропуска трехлетнего срока со дня уплаты налога обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

По мнению Президиума ВАС РФ, момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, определяется с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств. К таким обстоятельствам, в частности, относятся причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода.

При определении этого момента необходимо учитывать, что суммы излишне уплаченного налога выплачиваются только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Налоговый орган должен в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, представить налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам, процентам, составленную на основании имеющихся данных. При наличии сомнений относительно размера переплаты, а также в целях выявления иных фактов излишней уплаты налога, налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (подп. 5.1 ст. 21 НК РФ). Никаких оснований, позволяющих отказать в сверке расчетов, налоговое законодательство не содержит.

Для определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если налогоплательщик соблюдает все необходимые процедуры (своевременно обратился в налоговые органы с заявлением о возврате, провел сверку расчетов и т.п.), моментом, с которого исчисляется трехлетний срок для обращения в суд за защитой своего права, может признаваться получение обществом акта взаимной сверки расчетов.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами, начисление которых начинается со следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального Банка Российской Федерации.

Суммы налога на прибыль организаций по КГН, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику КГН.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Выделите исторические этапы в развитии налоговых платежей и налоговой системы.
  • 2. Дайте определение понятия «налог» и «сбор». В чем заключаются их отличия?
  • 3. Раскройте функции налогов и сборов.
  • 4. Каковы признаки, характеризующие содержание налога?
  • 5. Классифицируйте налоги по следующим основаниям: по субъектам, в зависимости от характера использования, по степени закрепленности за бюджетом, в зависимости от формы возложения налогового бремени.
  • 6. Какие виды налогов и сборов содержатся в системе налогообложения Российской Федерации?
  • 7. Назовите элементы налогообложения. Раскройте каждый из них.
  • 8. Каковы общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как в добровольном, так и принудительном порядке?
  • 9. Какие формы изменения срока уплаты налога и сбора предусмотрены Налоговым кодексом РФ?
  • 10. Какие сведения должны содержаться в требовании об уплате налога?
  • 11. Укажите способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
  • 12. Назовите основания взыскания задолженности по налогам и сборам в судебном порядке.
  • 13. Назовите порядок зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • 14. Назовите порядок возврата излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Модульная программа к главе 3 Задание 1

Налог имеет двойственную природу. С одной стороны, понятие «налог» можно рассматривать как категорию историческую, императивную, экономическую, правовую. Качественное предназначение налога - обеспечение государства финансовыми ресурсами. С другой стороны, налог можно рассматривать как платеж, который количественно определяется на практике: в какой форме, когда и сколько должен платить.

Дайте определение и раскройте сущность налога с разных позиций.

Задание 2

Выделяют следующие характерные признаки налогов: обязательность (принудительность), индивидуальный характер, законодательноправовой характер, безэквивалентность.

Раскройте их содержание.

Задание 3

Все многообразие налоговых отношений само по себе не существует. Их должным образом организуют и ими управляют. Налоговая система не является исключением. Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы. В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее и оперативное управление (контроль). Общее и оперативное управления налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Представьте схему общего и оперативного управления налоговой системой РФ.

Задание 4

В рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства и другие государственные внебюджетные фонды.

Покажите сходства и различия этих понятий. Приведите примеры.

Задание 5

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции. Число функций, присущих налогам как категории парораспределительных отношений, является предметом дискуссий.

Подберите трактовки функций налогов, которые давали разные ученые (не менее четырех).

Задание 6

Задание 7

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается законно установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Заполните таблицу.

Задание 8

Покажите основные различия между элементами налога и элементами налогообложения.

Задание 9

Раскройте действующие способы исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, выделив их отличительные признаки.

Задание 10

Существует три основные способа уплаты налога: исходя из представленных данных налоговой декларации, у источника выплаты дохода, административный. Дайте им характеристику и приведите примеры.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в по­рядке и случаях, установленных законодательством государства - участ­ника Таможенного союза, в котором произведена уплата и(или) взыска­ние вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - участника Таможенного союза, в кото­ром произведена уплата и(или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором го­сударств - участников Таможенного союза.

Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени подле­жит возврату плательщику (иному обязанному лицу), если этот платель­щик (иное обязанное лицо) не представил письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей, исполнения налогово­го обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней и у плательщика (иного обязанного лица) отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.

Излишне уплаченная (взысканная) сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начислен­ными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Бе­ларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы. Процен­ты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыска­ния, по день направления платежного поручения банку на возврат пла­тельщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган, в котором производи­лось либо будет производиться таможенное оформление товаров или ко­торый совершил либо будет совершать юридически значимые действия, представляется письменное заявление плательщика (в произвольной фор­ме), в котором указываются обоснование возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы тамо­женных платежей, подлежащие возврату и(или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские рекви­зиты плательщика. Если за плательщика уплату сумм таможенных пла­тежей производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать банковские реквизиты этого лица, которому надлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы таможенных платежей.

К заявлению плательщика прилагаются документы, не представлен­ные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

При непредставлении необходимых документов таможенный орган запрашивает эти документы у плательщика в письменной форме с ука­занием срока их представления. Данный срок не включается в установ­ленный срок рассмотрения таможенным органом заявления плательщи­ка на возврат и(или) зачет излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей.

При непредставлении необходимых документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в воз­врате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных сумм тамо­женных платежей. В таком случае для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить доку­менты в установленные сроки.

Возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не производится при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также при неуплате процентов, пеней. Таможенный орган вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных пла­тежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате тамо­женных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомле­нием плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

Указанные правила применяются при возврате и(или) зачете излиш­не уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансо­вых платежей. При возврате излишне уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансовых платежей проценты на указанные суммы не начисляются.

Возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов при реимпор­те и реэкспорте товаров производятся в порядке, аналогичном вышеизло­женному порядку возврата и(или) зачета излишне уплаченных или излиш­не взысканных сумм таможенных платежей. В этом случае к письменному заявлению на возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов плательщик дополнительно представляет в таможенный орган:

При возврате и(или) зачете сумм вывозных таможенных пошлин - копию свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта;

При возврате и(или) зачете сумм ввозных таможенных пошлин, налогов - копии свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, документа таможенного транзита и разрешения на убытие товаров с таможенной территории.