ЗАГОСКИН Михаил Николаевич родился в дворянской семье - писатель.

В каче­стве ополченца участвовал в Отечест­венной войне 1812 и в походе русской армии за границу в 1813. Служил сначала в Публичной библиотеке в Петербурге, а затем в дирекции петербургских и мос­ковских театров. Литературные и теат­ральные интересы 3агоскина определились рано.

В 1815 он выступил с комедией «Проказник ».

В 1817 написал комедию «Богатонов, или Про­винциал в столице» .

В 1820 «Богатонов, или Сюрприз самому себе» , в которых высмеивал от­дельные недостатки крепостной поме­щичьей провинциальной жизни и столич­ного дворянского быта.

К 1835г. относится постановка на московской сцене комедии 3агоскина М.Н. «Недовольные» , представлявшей собой грубый памфлет на М. Ф. Орлова и П. Я. Чаадаева . По своим литературно- театральным позициям он был близок к известному тогда комедиографу А. А. Шаховскому и его кругу. Пьесы Михаила Николаевича, относящиеся к жанру бытовой комедии, имели некоторый успех.

В 1829 появляется первый исторический роман 3агоскина - «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» , имевший необык­новенный успех и принесший его автору славу «русского Вальтера Скотта». В ро­мане показана борьба патриотических сил Руси против польских захватчиков как общенародное дело, но консервативные настроения писателя привели его к идеа­лизации боярства (образ самого Юрия Милославского) и церкви (образ Авраамия Палицына) как руководителей пат­риотического движения народа. Роль Козьмы Минина оказалась принижен­ной, а сам образ его в романе - бледным и риторическим. В освещении истори­ческого прошлого допетровской Руси Михаил Николаевич следует за монархической концепцией Н. М. Карамзина . Он отрицательно оцени­вает проникновение в русскую жизнь за­падноевропейских начал (образ боярина Кручины-Шаланского) и рисует «русских в 1612 году» как всецело преданных исконным русским обычаям и право­славной церкви. В романе правдиво воссозданы некоторые стороны феодально-боярских нравов того времени, изменни­ческая политика части бояр, связанных с польскими панами-захватчиками, не­приязнь к ним народа. В вымышленной истории любви героя романа Юрия Милославского, наделенного всеми положи­тельными качествами, и прекрасной боя­рышни Анастасии мало действительной истории; на их образах сказалось влияние романтизма. Но сами перипетии их любви и приключения Юрия Милославского, казака Кирши рассказаны живо и зани­мательно, что немало способствовало успе­ху романа. Михаилу Николаевичу удалось живо и верно передать старинные обычаи и верования, нарисовать картины народного быта и некоторые типы из народной среды, что с похвалой отметил А. С. Пушкин в своей рецензии на роман. 3агоскин уместно использует народные песни и пословицы. По мнению академика В. В. Виноградова, 3агоскин «решительно преобразовал карамзинскую манеру исто­рического повествования», ослабив рито­рику, усилив бытовые элементы речи, расширив употребление старинных слов, введя исторический пейзаж. Но в романе сохранился карамзинский дидактизм. В композиции романа Михаил Николаевич следует за манерой Вальтера Скотта, ведя повествование во­круг вымышленного героя, связывая его судьбу с историческими событиями. «Юрий Милославский» был в свое время, без всякого сомнения, приятным и замеча­тельным литературным явлением,- писал В. Г. Белинский.- Читатели были рады получить первый русский исторический роман о своем национальном прошлом».

В 1831 появляется второй роман писателя, посвященный не менее важной и всем тогда еще памятной исторической эпохе,- «Рославлев, или Русские в 1812 году» . Писатель, верно передает в нем некоторые исторические эпизоды войны с Наполео­ном, в частности оставление Москвы и бесчинства в ней французских войск, осаду Данцига, участником которой был сам 3агоскин, провинциальный помещичий быт. Как и первый роман, «Рославлев» согрет неподдельным патриотическим чувством. Занимательно изложены приключения ге­роев романа, в развитии сюжета которого автор впадает иногда в чисто романтиче­ский вымысел, мало соответствовавший русским нравам. Живо написанный, ро­ман, однако, проникнут консерватив­ными настроениями писателя. Русские в 1812, в том числе и крепостные крестья­не, предстают в романе как защитники православия и крепостных устоев, как преданные царю-батюшке и своим доб­рым барам-помещикам. Все передовое, шедшее с Запада и связанное с идеями эпохи Просвещения и французской рево­люции, трактуется в романе как наносное и чуждое русскому народу и историчес­кому развитию России. Политический смысл романа направлен против дела декабристов. В герои своего произведения писатель выбрал реальную историческую лич­ность - офицера Василия Перовского, ко­торый в молодости был близок в декаб­ристскому движению, но которого он изо­бразил в духе квасного патриотизма. Как изменницу показывает писатель героиню романа Полину, осмелившуюся полюбить фран­цуза.

На фоне бедной еще тогда русской про­зы «Рославлев» Михаила Николаевича был примечательным и во многом интересным произведением.

Последующие романы 3агоскина Михаила Николаевича -

"Аскольдова могила" (1833),

«Кузьма Рощин» (1836),

«Искуситель» (1838),

«Тоска по родине» (1839),

«Кузьма Петрович Мирошев» (опубл. в 1842),

«Брынский лес» (опубл. в 1846, главы- в 1845),

«Русские в начале XVIII столетия» (1848) - освещают рус­ское историческое прошлое в духе идей официальной народности; успеха они не имели. В истории русской литературы 3агоскин М.И. сохранил за собой имя одного из зачина­телей русского исторического романа.

Умер - , Москве.

Михаил Николаевич Загоскин - действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.Научившись в родительском доме только читать да писать, Загоскин в 1802 году отправился в Петербург, на службу по финансовому ведомству. В 1812 году он поступил в петербургское ополчение и был ранен под Полоцком.

Знакомство с князем А.А. Шаховским, который в то время служил при театре членом по репертуарной части, имело решительное влияние на дальнейшую судьбу Загоскина, открыв ему доступ к театру. В 1817 году Загоскин вступил на службу помощником члена по репертуарной части, а в 1818 году перешел в публичную библиотеку. Литературная деятельность петербургского периода жизни Загоскина выражается комедиями: "Проказник", "Комедия против комедии, или Урок волокитам", "Богатонов, или Провинциал в столице", "Вечеринка ученых", "Роман на большой дороге" и "Добрый малый", и интермедиями: "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка". Кроме того, в 1817 году Загоскин издавал, с Похорским и Ивановым, журнал: "Северный Наблюдатель".

Переехав в 1820 году в Москву, Загоскин попал в кружок любителей театра, особенно сблизился с С.Т. Аксаковым и Ф.Ф. Кокошкиным и так же, как в Петербурге, деятельно занимался литературой и самообразованием. Выдержав в 1821 году экзамен на чин коллежского асессора, он в следующем году поступил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и исправлял должность экспедитора по театральному отделению. В 1823 году, когда директором московских театров был назначен Ф.Ф. Кокошкин, Загоскин занял место члена по хозяйственной части. В этот период он написал: "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе", "Урок холостым, или Наследники", "Деревенский философ" (1822), "Репетиция на станции" и "Благородный театр". С 1827 года Загоскин начинает писать романы, из которых первый, "Юрий Милославский", имел необыкновенный успех и доставил автору огромную известность. Последовавшие за Юрием Милославским романы и повести: "Рославлев", "Аскольдова могила", "Кузьма Рощин", "Повести", "Искуситель", "Тоска по родине", "Кузьма Петрович Мирошев", "Брынский лес" и "Русские в начале XVIII столетия", ничего не прибавили к его славе. В 1831 году Загоскин был назначен директором московских театров и вскоре избран в члены российской академии. В 1842 году он был сделан директором московской Оружейной палаты. В последние годы своей жизни Загоскин издавал сборник: "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему древней столицы. Последними произведениями Загоскина были комедии: "Поездка за границу", "Заштатный город" и "Женатый жених".

Полное собрание сочинений Загоскина, с биографическим очерком и хронологическим перечнем всего им написанного, вышло в 1889 году в Санкт-Петербурге, в 7 томах.

Русская литература XIX века

Михаил Николаевич Загоскин

Биография

ЗАГОСКИН Михаил Николаевич

(14.07.1789, с. Рамзай Пензенской губ.- 23.06.1852, Москва), писатель, драматург, издатель, акад., в ПБ 1818−20.

Из старинной дворянской фамилии. В отцовском доме научился только читать и писать. С детства проявил страсть к чтению. Первое произв. написал в 11 лет - рассказ «Пустынник». В 1802 отправлен отцом в Петербург, где начал службу канцеляристом в канц. Гос. казначея. Перемещался по службе: в 1806 - в экспедицию о Гос. доходах, в 1807 - в Горный деп., в 1809 - в Гос. ассигнац. (заемный) банк, в 1811-в Деп. горных и соляных дел пом. столоначальника.

9 авг. 1812 записался в Петерб. ополчение подпоручиком 4-й дружины. Был ранен под Полоцком, за храбрость награжден орденом Анны 3-го кл. Сражался под Смолянами, в 1813 - под Данцигом. В 1815 вернулся на прежнее место в Деп. горных и соляных дел, из к-рого 31 дек. 1815 уволен по личной просьбе.

В 1817 вместе с П. А. Корсаковым изд. журн. «Сев. наблюдатель». В Петербурге познакомился с драматургом кн. А. А. Шаховским, к-рый открыл ему путь к театру. В 1817 поступил на службу пом. по репертуарной части в дирекцию имп. театров. Примкнул к партии лит. староверов, стоявших под знаменем А. С. Шишкова. В лит. баталиях арзамасцев с шишковистами принял сторону последних. Его «Комедия против комедии или урок волокитам» (1815) была написана в защиту «Липецких вод» А. А. Шаховского. Кроме этой комедии в петерб. период написал еще ряд комедий: «Проказник» (1815), «Бога-тонов, или провинциал в столице» (1817), «Вечеринка ученых» (1817), «Роман на большой дороге» (1819), «Добрый малый» (1820) и интермедии «Ма-карьевская ярмарка» (1817) и «Лебедянская ярмарка» (1817).

«Во уважении известных занятий… в российской словесности» А. Н. Оленин в 1817 принял его в почет, б-р и. 6 авг. 1818 взят в штат на вакансию пом. б-р я по Отд-нию рус. кн., освободившуюся после смерти В. С. Со пиков а. Работал вместе с И. А. Крыловым. Кроме выполнения обычных дежурств по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении правил написания каталогов, представил Оленину письм. соображения - ответы на его 11 вопросов. Совместно с Крыловым составил сист.-алф. каталог рус. кн., к-рый «своеручно» переписал, внимательно следил за поступлением ОЭ.

Был вхож в салон Оленина, участвовал во всех его начинаниях. Комедию «Добрый малый» посвятил Оленину. Сослуживцы - Н. И. Г н е д и ч, И. А. Крылов, М. Е. Лобанов - принимали участие в любительских спектаклях в доме отца 3. в Петербурге. До 1817 не писал стихов, когда «на спор» в течение двух месяцев написал стихотв. послание Гнедичу, после этого нек-рые свои пьесы написал стихами.

5 июля 1820 уволился из Б-ки по собств. прошению «по семейным обстоятельствам» и переехал в Москву.

После переезда в Москву связи с Б-кой не терял. Переписывался с Гнедичем, Олениным, Лобановым, интересовался библ. событиями. В альм. «Атеней» (1828. Ч. 1) появилась его ст. «Одно утро в имп. С.-Петербургской Публичной библиотеке», пропагандирующая кн. сокровища. По-прежнему ценил «прекрасное здание», «драгоценное книгохранилище, богатству которого позавидует всякий иностранец», ибо оно «едва ли не первое по примерному порядку и внутреннему устройству». «За полезные для Библиотеки труды» был оставлен в звании почет, б-р я.

В 1822 поступил чиновником особых поручений при моек. ген.-губернаторе, исправлял должность экспедитора по театр, отд-нию. Затем последовательно - чл. конторы Моск. театров по хоз. части, с 1830 - управляющий Театр, конторой, с 1831 - «определен в должность» дир. моек, театров, в 1837 - утвержден в этой должности. С 1842 - дир. Оружейoной палаты. С 1832 избран д. чл. Рос. Акад. С 1822 - д. чл. ОЛРС, а в 1833−36 -его пред. Особенно сблизился с С. Т. Аксаковым. В разные годы печатался в «Цветнике», «Драм, вест.», «Вест. Европы», «Рус. беседе», «Пантеоне рус. поэзии», «Сыне отечества» и др. Первый ист. роман «Юрий Милослав-ский или Русские в 1612 году» (1829) имел необыкновенный успех и принес авт. огромную известность. Роман много переиздавался и издается до сих пор. Последующие романы - «Рославлев» (1831), «Ас-кольдова могила» (1833), «Кузьма Рощин» (1836), «Искуситель» (1838), «Тоска по родине» (1839), «Кузьма Петрович Мирошев» (1842), «Брынский лес» (1846) и «Русские в начале XVIII столетия» (1848) -ничего не прибавили к его славе. Его роман «Аскольдова могила» положен в основу оперы А. Н. Верстовского того же названия (1835). В последние годы своей жизни издавал сб. «Москва и москвичи», поев, прошлому и настоящему столицы. Имел авт. кресла в театрах Москвы и Петербурга - награда, к-рою, кроме него, не был почтен ни один рус. драматург. Очень плодовитый писатель и в свое время весьма популярный. Написал и напечатал 29 тт. романов, повестей и рассказов, 17 комедий и водевилей. Награжден орденами: Владимира 3-й и 4-й степени, Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, Станислава 1-й степени. Имел чин д. ст. сов. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Михаил Николаевич Загоскин родился в деревне Рамзай Пензенской губернии 14.07.1789 в довольно старинной дворянской семье. С детства проявлял интерес к чтению, в 11 лет сам написал первый рассказ - «Пустырник».

В 1802 г. отец отправил мальчика в Петербург работать в канцелярской службе Государственного казначея. Следующие несколько лет он служил и в других государственных инстанциях, а в 1812 г. записался подпоручиком в Петербургское ополчение.

Загоскин получил ранение под Полоцком, его наградили орденом Анны 3 класса за храбрость, участвовал в сражениях возле Смолян и Данцига. В 1815 г. вернулся на работу в Департамент горных и соляных дел, однако вскоре уволился. В 1817 г. он с помощью П. А. Корсакова издаёт журнал «Северный наблюдатель».

Проживая в Петербурге, начинает интересоваться драматургией и устраивается в Дирекцию императорских театров помощником по репертуарной части. Участвует в деятельности партии литературных староверов, его принимают в почётные библиотекари. В 1818 г. Загоскин со старой работы переходит в Императорскую Публичную Библиотеку в роли помощника библиотекаря.

Пишет несколько комедий, среди которых «Вечеринка учёных», «Добрый малый», «Роман на большой дороге» и др. Начинает писать стихами. Дружит с А. Н. Олениным, активно принимает участие в его проектах.

В 1820 г. Загоскин переселяется в Москву, но продолжает держать связь с питерскими друзьями –Олениным, Гнедичем, Лобановым, не теряет интереса к библиотечным событиям.

В 1822 г. устраивается на должность чиновника особых поручений при московском военном генерал-губернаторе, где также выполняет обязанности экспедитора по театральному отделению. На протяжении нескольких лет поднимается по карьерной лестнице в театральной сфере, одновременно выпуская новые книги. Его роман, названный «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» и изданный в 1829 г., был настолько успешен, что сделал Загоскина знаменитым.

С 1832 г. является членом Российской академии. В 1842 г. поступает на должность директора Оружейной палаты, где работает до конца жизни. Умер Михаил Николаевич в Москве 23.06.1852 года.

, Драматург , Литературный деятель

Загоскин Михаил Николаевич (14 (25) июля 1789, село Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области - 23 июня (5 июля) 1852, Москва) - действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.

Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг, и давал их читать своим детям. В 11 лет Михаил Николаевич пишет трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». Первые труды Загоскина утрачены. Михаил Николаевич получил посредственное домашнее образование, и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.

Славу писателя доставил ему «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Михаил Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Михайл Николаевич.- Я этого и сам не ожидал!»

Загоскин Михаил Николаевич

В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич приезжает в Санкт-Петербург, и поступает на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Через три года Загоскин был произведен в сенатские регистраторы. В 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в государственном ассигнационном банке и, в 1811 году был переведен в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».

9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка. Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны IV степени, с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. После взятия Данцига (Данциг капитулировал 24 декабря 1813 года) Петербургское ополчение было распущено.

В 1814 году Загоскин вернулся в свое родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».

В начале 1815 года Михаил Николаевич вернулся в Санкт-Петербург, и поступил на службу в департамент горных и соляных дел на должность помощника столоначальника.

В Петербурге Загоскин отправляет письмом свою пьесу драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. Пьеса «Проказник» была поставлена в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии», или «Урок волокитам». Пьеса часто шла в театрах и Загоскин стал известным писателем.

Разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!

Загоскин Михаил Николаевич

В 1816 году Загоскин покидает горный департамент, и в конце 1817 года был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров.

В 1817 году Загоскин пишет и ставит комедии «Богатонов или провинциал в столице» и «Вечеринка ученых», и две интермедии - «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка». В 1817 году Михаил Николаевич издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет под псевдонимом статьи, ведёт театральный раздел.

В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, в качестве помощника библиотекаря.

В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены «Общества любителей Русской словесности». Им были написаны: одноактная пьеса «Роман на большой дороге» и комедия в трех действиях «Добрый малый».

В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря, и переехал в Москву.

В Москве Загоскин начинает писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым или наследники». В 1823 году была поставлена новая пьеса: «Деревенский философ». Пьесы Загоскина пользовались большим успехом в московских театрах.

Загоскин Михаил Николаевич

18 мая 1822 года Михаил Николаевич поступает на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занимает место члена по хозяйственной части московских театров.

Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа, и в 1828-1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года издаётся исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики, и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков.

После издания романа Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров.

Загоскин продолжает историческую тему, и в 1831 году издаёт роман «Рославлев или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. Последовало ещё два издания, и перевод на немецкий и французский языки.

В 1833 году Загоскин получил звание действительного члена Российской академии, а после присоединения её к академии наук - звание почетного академика по отделению русского языка и словесности.

В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о временах Владимира I. Роман был плохо встречен публикой. Михаил Николаевич написал из романа либретто для оперы. Музыку написал композитор А. Н. Верстовский. Опера была поставлена в 1835 году, и пользовалась большой популярностью.

В 1837 году Загоскин произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора Императорских Московских театров.

После неудачи романа «Аскольдова могила» загоскин прекратил писать исторические романы. В 1837 году издаётся первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха», «Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». «Кузьма Рощин» впоследствии был переделан в трёхактную драму. Книги Загоскина хорошо раскупались и «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.

В 1842 году вышел роман в трёх частях «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским».

В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.

В 1846 году был издан популярный роман «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году - роман « Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842-1850); комедии «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др.

Михаил Николаевич Загоскин - фото

Михаил Николаевич Загоскин - цитаты

Разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!

Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак.

Славу писателя доставил ему «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Михаил Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Михайл Николаевич.- Я этого и сам не ожидал!»

Награды

Михаи́л Никола́евич Заго́скин (14 июля , село Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области - 23 июня [5 июля ] , Москва) - русский писатель и драматург, директор московских театров и московской оружейной палаты . Действительный статский советник в звании камергера .

Прославился в начале 1830-х гг. как автор первых в России исторических романов . Один из популярнейших писателей своего времени, Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта », которая со временем увяла .

Биография

Сын пензенского помещика Николая Михайловича Загоскина (1761-1824) и Натальи Михайловны, тётки печально известного Н. С. Мартынова . Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг и давал их читать своим детям. Уже в 11 лет будущий писатель сочинил трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник» (не сохранились).

В 1802 году сын пензенского губернатора Ф. Вигель привёз своего троюродного брата Мишу Загоскина в Санкт-Петербург , где тот поступил на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова :

«Ему было тогда лет четырнадцать, и уже по тогдашнему обычаю его готовили на службу, хотя учение его не только не было кончено, мне кажется, даже не было начато. Имя Миши, коим звали его, было ему весьма прилично; дюжий и неуклюжий, как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико».

И действительно, Загоскин получил посредственное домашнее образование и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.

Через три года службы Загоскин был сенатским регистратором . В 1807 году перешёл на службу в горный департамент ; затем два года служил в Государственном ассигнационном банке и в 1811 году был переведён в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».

В Петербурге Загоскин отправляет письмом текст своей пьесы «Проказник» драматургу князю А. А. Шаховскому , который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. «Проказник» был поставлен в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Ей сопутствовал куда больший успех, пьеса часто шла в театрах, и Загоскин стал известным писателем.

В 1816 году Загоскин покидает горный департамент; в конце 1817 года он был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров. В том же году Загоскин издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник, или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет статьи под псевдонимом, ведёт театральный раздел. В это время он пишет и ставит комедии «Богатонов, или Провинциал в столице» и «Вечеринка ученых», и две интермедии: «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка».

В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку в качестве помощника библиотекаря. В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности . В этом году он написал одноактную пьесу «Роман на большой дороге» и комедию в трех действиях «Добрый малый». В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря и переехал в Москву.

В Москве

После триумфа «Юрия Милославского» Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. В 1833 году стал действительным членом Российской академии , а после присоединения её к академии наук - почётным академиком последней по отделению русского языка и словесности.

В 1837 году Загоскин был произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора императорских московских театров. Через пять лет получил должность директора Московской оружейной палаты , которую и занимал до конца своей жизни. Приверженец всего традиционного, в журнальных статьях Загоскин ополчался против «наших скептиков, европейцев, либералов» , противился внедрению в русский язык иностранных слов.

Загоскин, умерший в возрасте 62 лет, был похоронен в московском Новодевичьем монастыре . В советское время его надгробие было уничтожено ; правда, когда это было признано ошибкой, надгробие восстановили .

Литературная деятельность

В литературе Загоскин дебютировал комедией «Проказник» (1815 год). В его пьесах «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе» (1821 год), «Урок холостым, или Наследники» (1822 год), «Деревенский философ» (1822 год), «Репетиция на станции» (), «Благородный театр» (1827) находят подражание французской комедии.

В 1829 году, ориентируясь на модные сочинения Вальтер Скотта , Загоскин пишет роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году », который «имел немедленный и громкий успех и около ста лет оставался заслуженно популярным у не очень привередливых читателей» . Продолжая историческую тему, в 1831 году Загоскин издаёт роман «Рославлев, или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. В скором времени последовало ещё два издания . До появления «Войны и мира » это была самая популярная книга об Отечественной войне 1812 года.

В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о далёких временах Владимира Красно Солнышко . К удивлению автора, «древлеславянский» колорит романа был плохо встречен публикой. На основе этой книги Загоскиным создано либретто для оперы Верстовского того же названия . Опера была поставлена в 1835 году и пользовалась большой популярностью.

Исторические романы Загоскина были выдержаны в духе официального патриотизма и служили своего рода иллюстрацией теории официальной народности . С этим связано неприятие Загоскина в советское время, когда считалось, что «его квасной патриотизм крепостника часто доходил до комизма» . Д. Мирский отмечает в его романах «недостаток истинного исторического колорита, грубый национализм и картонную психологию» .

После неудачи «Аскольдовой могилы» Загоскин на некоторое время прекратил писать о русской истории. Под влиянием «Вечеров на хуторе близ Диканьки » он издаёт целый том готических южнорусских повестей о бесах и привидениях под названием «Вечер на Хопре» (1834). В 1837 году выходит первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха», «Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». Книги Загоскина хорошо раскупались; «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.

В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II . Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским». В 1846 году был издан популярный роман Загоскина «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I , а в 1848 году - роман «Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений.

Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842-1850); комедии «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др. Всего Загоскин издал 29 томов романов, повестей и рассказов, 17 комедий и один водевиль.

Признание

Память о Загоскине увековечена в его родном селе Рамзай памятником и мемориальной доской. В Пензе одна из улиц названа именем писателя.

Награды

  • Орден Святой Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (03.01.1813)
  • Орден Святого Владимира 4-й ст. (20.03.1823)
  • Орден Святой Анны 2-й ст. (12.08.1824)
  • Орден Святого Владимира 3-й ст. (13.04.1840)
  • Орден Святого Станислава 1-й ст. (14.01.1845)
  • Орден Святой Анны 1-й ст. (03.09.1851)

Семья

В 1816 году, вопреки желанию родственников, Загоскин взял в жёны Анну Дмитриевну Васильцовскую (1792-1853), которая принесла ему в приданое село Абакумово Пронского уезда . После переезда в Москву поселился в Гагаринском переулке у своего влиятельного тестя, Д. А. Новосильцева , который всячески противился этому браку. С. Т. Аксаков вспоминал о стеснённых обстоятельствах Загоскиных до того, как публикация «Юрия Милославского» принесла главе семейства всероссийскую известность :

«Загоскин жил в доме своего тестя, в мезонине с женой и детьми, и помещался очень тесно. Я видел, что мое посещение его смутило. Комнатка, в которой он меня принял, была проходная; все наши разговоры могли слышать посторонние люди из соседних комнат, а равно и мы слышали все, что около нас говорилось, особенно потому, что кругом разговаривали громко, нимало не стесняясь присутствием хозяина, принимающего у себя гостя. Загоскин, очень вспыльчивый, беспрестанно краснел, выбегал, даже пробовал унять неприличный шум, но я слышал, что ему отвечали смехом. Я понял положение бедного Загоскина посреди избалованного, наглого лакейства, в доме господина, представлявшего в себе отражение старинного русского капризного барина екатерининских времен, по-видимому не слишком уважавшего своего зятя».

В браке родились сыновья Дмитрий (1818-1870) и Сергей (1833-1897), дослужившийся на архивной службе до чина тайного советника и оставивший интересные мемуары.

Примечания

Библиография

  • Полное собрание сочинений Загоскина, с биографич. очерком и перечнем всего им написанного. - СПб., 1889. - в 7 томах.
  • Скабичевский А. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем // Собрание сочинений. - изд. 3-е. - СПб., 1903. - Т. 2.
  • Майков Вал. М. Н. Загоскин // Собрание сочинений. - Киев, 1903. - Т. 1.
  • Аксаков С. Биография Загоскина. - СПб., 1913.
  • Григорьев Ап. Развитие идеи народности в нашей литературе со смерти Пушкина // Собрание сочинений. - М., 1915. - В. 3.
  • Сакулин П. Н. Русская литература. - М., 1929. - Ч. 2, III.
  • Мезьер А. В. Русская словесность с XI по XIX ст. включительно. - СПб., 1902. - Ч. 2.
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. - СПб., 1910. - Т. 2.
  • Владиславлев И. В. Русские писатели. - изд. 4-е. - Л.: Гиз, 1924;
  • Кони Ф. А. М. Н. Загоскин и цензура // Под знаменем науки. - М., 1902.
  • Песков А. М. Загоскин Михаил Николаевич // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь / Главный редактор П. А. Николаев. - М. : Большая российская энциклопедия, 1991. - Т. 2: Г-К. - С. 304-306. - 623 с. - 60 000 экз. -