26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Самолет первоначально назывался «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок получил название – «Русский витязь». 2 августа 1913 года самолет установил мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 минут.
Этот самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины, построенные до этого момента, стал основой для нового направления в авиации – тяжелого самолетостроения. «Русский витязь» стал родоначальником всех последующих тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров в мире. Прямым продолжателем «Русского витязя» стал четырехмоторный самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.


Игорь Иванович Сикорский (1889 - 1972) родился в семье медиков. Отец - Иван Алексеевич, был известным психиатром, профессором Киевского университета, ведущим специалистом по лечению заикания. Мать - Мария Стефановна (урождённая Темрюк-Черкасова), работала врачом-терапевтом. Сын не пошел по стезе родителей. Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева, в 1903 - 1906 гг. учился в Петербургском морском училище (Морском кадетском корпусе), которое готовило кадры для флота. После его окончания поступил в Киевский политехнический институт. Он также посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже.
С детства Сикорский интересовался механикой . В Киевском политехническом институте Игорь заинтересовался строительством летательных аппаратов, он создал и возглавил студенческое авиационное общество. Сикорский еще в 1908 году впервые попытался построить вертолет. Этот экспериментальный вертолет, оснащенный 25-сильным двигателем, стал основой для последующих работ инженера с вертолетами. К 1910 году был построен второй вертолет, он имел два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях. Грузоподъёмность аппарата достигала 9 пудов, но ни один из вертолетов не смог взлететь с пилотом. Слабосильный аппарат взлетал только без пилота. Аппарат был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Сикорский вернется к проектам вертолетов только в 1939 году.
В этом же году Сикорский переключил своё внимание на самолеты, и создал прототип своего биплана - С-1. Он приводился в движение 15-сильным двигателем. В 1910 году инженер поднял в воздух модернизированный С-2, с 25-сильным двигателем. Этот самолет поднялся на 180-метровую высоту и установил новый Всероссийский рекорд. Уже в конце 1910 года Сикорский построил С-3 с 35-сильным двигателем. В 1911 году Игорь Сикорский получил диплом лётчика и построил самолеты С-4 и С-5. Эти машины показали хорошие результаты: в ходе испытаний летчик достиг высоты в 500 метров, и длительность полёта составила 1 час.
В конце 1911 года русский авиаконструктор построил С-6 и весной 1912 года модернизировал его до С-6А. На С-6А Игорь Сикорский занял первое место в соревновании, которое организовали военные. Среди одиннадцати летательных аппаратов, которые принимали участие в соревновании несколько представляли такие знаменитые в тот период самолетостроительные фирмы как Фарман, Ньюпор и Фоккер. Надо сказать, что все летательные аппараты Сикорского, которые конструктор создал до С-6, были построены молодым ученым в сарае на территории киевского имения, которое принадлежало его родителям. Последующие самолеты, начиная с С-7, строили уже на авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода (Р-БВЗ) в Петербурге. Русско-Балтийский вагонный завод построил авиационное отделение с целью строительства самолетов русской конструкции. Это позволило русскому конструктору более успешно заниматься любимым делом.
Первые свои машины Сикорский строил за свой счёт. Кроме того, юного изобретателя поддерживала сестра, Ольга Ивановна. На Русско-Балтийском вагонном заводе Игорю Сикорскому помогали пилоты Г.В. Янковский и Г.В. Алехнович, проектировщик и строитель А.А. Серебрянников, он был студентом Политехнического института и механик по двигателям В. Панасюк. Первым летательным аппаратом, построенным Сикорским на Р-БВЗ, стал моноплан (самолёт, имеющий одну несущую поверхность, одно крыло) С-7. Его позднее приобрел пилот Лерхе.
На Русско-Балтийской вагонном заводе в Петербурге были произведены самолеты С-7, С-9 и С-10, они были оснащены роторными двигателями Гном. С-10 Гидро был снабжен поплавками и предназначался для русского военно-морского флота. С-10 был прямым наследником конструкции С-6. Это был одномоторный двухместный биплан (самолёт с двумя несущими поверхностями-крыльями), установленный на два основных и один вспомогательный поплавки. У С-10 был небольшой гидроруль. К осени 1913 года построили 5 летательных аппаратов с двигателями «Аргус» в 100 л.с. Их использовали как разведывательные и тренировочные машины.
В начале 1913 года изобретатель построил моноплан С-11. Кабина была двухместная, для пилота и пассажира. Двигатель «Гном-Моносупап 100 л.с. под металлическим капотом. Аппарат строился для конкурса и пилот Янковский занял второе место в соревновании в российской столице. Весной 1914 года Игорь Сикорский сконструировал и построил биплан С-12. Он был специально спроектирован как учебно-тренировочный самолет и мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Этот элегантный моноплан имел двигатель «Гном» 80 л.с, с характерным для многих конструкций изобретателя шасси со сдвоенными колесами. 12 марта 1914 года пилот Янковский испытал его, летательный аппарат показал прекрасные летные качества. Янковский, летая на этой машине, занял первое место по воздушному пилотажу во время авиационной недели, она была проведена на Колымяжском ипподроме. На том же самом С-12 летчик-испытатель установил всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 3900 метров. Правда, просуществовал первый аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский разбил машину, но не погиб. Летные качества С-12 настолько понравились военному ведомству, что когда был заключен контракт на производство 45 машин Сикорского, в него включили новую модель. Эти самолеты во время Первой мировой войны поступали на вооружение Эскадры воздушных кораблей и в 16-й корпусной авиаотряд.
Уже во время войны Сикорский изобрел и построил : проект С-16 – истребитель с 80-сильный двигателем Рон и 100-сильным Гном-Моно-Супап, со скоростью в 125 км в час; С-17 - двухместный разведчик; С-18 – тяжелый истребитель, который должен был прикрывать дальние бомбардировщики и брать на борт бомбы для поддержки ударов «Муромцев», без бомбовой нагрузки самолет мог служить ударным истребителем; С-19 – штурмовик, он имел все качества штурмовика – мощное вооружение (до шести пулеметов), бронирование наиболее жизненно важных частей, и компоновку, обеспечивающую максимальную живучесть и неуязвимость машины (разнесенные кабины, что снижало вероятность одновременного поражения пилотов, один двигатель закрывал другой); С-20 – одноместный истребитель, с 120-сильным двигателем и максимальной скоростью в 190 км в час. Во время Первой мировой войны некоторые самолеты Сикорского находились на службе в вооруженных силах. Однако, несмотря на хорошие летные качества и прорывные решения эти самолеты не использовались широко, что было связано с очарованностью российских власть имущих всем иностранным.
Русский витязь Ещё в довоенный период изобретатель пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами двумя или более двигателями. Они имели преимущество в дальности полета, транспортных возможностях и безопасности. Воздушный корабль с несколькими членами экипажа и с несколькими моторами был более безопасным, если один мотор ломался, то остальные продолжали работать.
Игорь Сикорский рассказал о своих замыслах по строительству большого воздушного корабля Михаилу Владимировичу Шидловскому, который был главой Русско-Балтийской вагонной компании. Шидловский внимательно выслушал молодого изобретателя, изучил его чертежи и дал разрешение на работу в этом направлении. В этот период большинство специалистов не верило в возможность создания большого самолета. Считалось, что большой самолет вообще не сможет взлететь. Сикорский строил первый в мире четырехмоторный самолет, предшественник всех современных больших самолетов. Работа шла быстрыми темпами, энтузиасты работали по 14 часов в сутки. В феврале 1913 года все части самолета, который заводской люд, щедрый на всякие прозвища, назвал «Грандом», что значило «большой», в основном были готовы.
Надо отметить , что Шидловский сыграл выдающуюся роль в развитии русской тяжелой авиации. Дворянин и офицер военно-морского флота, он окончил Александровскую военно-правовую академию, после отставки, служил в министерстве финансов и проявил себя талантливым предпринимателем. Стал высокопоставленным чиновником, вошел в состав Государственного Совета и был назначен командиром Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). Эскадра стала специальным соединением, которая во время войны летала на бомбардировщиках И. Сикорского «Илья Муромец». Будучи председателем Р-БВЗ Шидловский быстро увеличил производительность и прибыльность компании. Кроме запуска производства самолетов Сикорского, Шидловский руководил производством первых и единственных автомобилей Российской империи, вошедших в историю как «Руссо-Балт». Эти автомобили хорошо проявили себя во время Первой мировой войны. Ещё один вклад Шидловского в обороноспособность империи - производство в 1915 году первого и единственного русского авиационного двигателя.
Благодаря Шидловскому проект Гранда был запущен и полностью оправдал себя. К началу марта 1913 года была завершена общая сборка самолета. Это был настоящий гигант: размах верхнего крыла был 27 м, нижнего - 20, а общая их площадь - 125 кв.м. Взлетный вес летательного аппарата - более 3 т (с нагрузкой до 4 т), высота – 4 м, длина – 20 м. Самолет должны были поднять в воздух четыре немецких двигателя «Аргус» по 100 л.с. Они располагались на нижних крыльях, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Машина могла нести груз 737 кг и летать со скоростью 77 км в час (максимальная скорость 90 км). В экипаже – 3 человека, 4 пассажирских места. Впервые в мире самолет имел большую закрытую кабину и пассажирский салон большими окнами для команды и пассажиров. Летчики из кабины могли выйти на балкон, который был расположен в передней части машины. Кроме того, были предусмотрены также боковые выходы, которые вели к нижним крыльям, что обеспечивало доступ к двигателям. Это создавало возможность ремонта в полете.
После нескольких пробных испытаний , 13 (26) мая 1913 года около 9 часов утра на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому Петербурга авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удачный полет на летательном аппарате «Гранд» («Большой»). Самолет поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге. Этим полетом Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих «специалистов» о том, что «Большой» не будет в состоянии летать…». Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолет. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.

27 мая «Большой» совершил ещё один полет. На борту был Сикорский, Янковский и четыре механика. Полеты дали огромный объем информации и хорошую пищу для размышлений. Испытания «Гранда» стали основой для создания более совершенного самолета – «Илья Муромца». Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Будучи в Красном селе, Николай II выразил желание осмотреть машину. Самолет перегнали туда. Царь осмотрел самолет снаружи, поднялся на борт. Витязь» произвел большое впечатление на императора. Сикорский вскоре получил от Николая II памятный подарок - золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолет от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.Сикорский приступил к созданию второго воздушного судна, который он назвал «Илья Муромец». Строительство второго самолета-богатыря началось осенью 1913 года, и было завершено в январе 1914 года.
Тактико-технические характеристики С-21 «Русский витязь» Экипаж, число пассажиров, чел........................2-7
Двигатель........................ПД х 4, «Аргус»
Мощность каждого двигателя, л.с........................100
Размах крыла, м / площадь крыла, м2........................27,0 / 120,0
Длина самолета / высота самолета, м........................20,0 / 4,00
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг........................4200 / 3500
Полной нагрузки, кг........................700
Максимальная скорость у земли, км/ч........................90
Практический потолок, м........................600
Максимальная дальность, км........................170


Разработчик И. И. Сикорский Главный конструктор И. И. Сикорский Первый полёт 10 мая 1913 года Начало эксплуатации 1913 Основные эксплуатанты Императорский военно-воздушный флот Единиц произведено 1 Изображения на Викискладе

«Ру́сский ви́тязь» - первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки . Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.

Самолёт создавался зимой 1912-1913 годов. Первоначально назывался «Гранд», в мае 1913 года был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня - в «Русский Витязь».

Первый полёт был совершён в мае 1913 года. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 мин.

Существовал «Русский витязь» малое время. 11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев русского самолёта, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать, к тому же материал (дерево), из которого он был создан, успел отсыреть и вызывал сомнения в прочности. Да и на подходе был другой новый самолёт.

Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации - он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости. Прямым его продолжателем является самолёт «Илья Муромец », первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

На марке, выпущенной Парагваем в 1977 году, изображён этот самолёт с подписанным первым именем «Grand».

Технические данные

Ранняя двухмоторная модификация

Название Значение
Длина 20 м
Максимальный размах крыльев 27 м
Площадь крыльев 120 м²
Высота 4,00 м
Силовая установка 4 двигателя Argus Motoren
Мощность каждого двигателя 100 л.с. (74 кВт)
Крейсерская скорость 77 км/ч
Максимальная скорость 90 км/ч
Дальность полёта 170 км
Количество мест 3 члена экипажа + 4 пассажира
Практический потолок 600 м
Масса без нагрузки 3400 кг
Масса с нагрузкой 4000 кг
Максимальная масса 4940 кг

Ссылки

  • Самолёт «Русский витязь» в книге Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г . - 3-е. - М .: Машиностроение, 1985. - 752 с.
  • Игорь Андреев. Воздушный «дредноут» . airwar.ru. Архивировано из первоисточника 22 марта 2012. Проверено 19 мая 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Русский банк развития
  • Русский для внешней торговли банк

Смотреть что такое "Русский витязь (самолёт)" в других словарях:

    Русский витязь - первый в мире четырехдвигательный самолёт. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского авиационным отделом Русско Балтийского вагонного завода в Петербурге. Создавался как «большой аэроплан для стратегической разведки». Первоначальное… … Энциклопедия техники

    «Русский витязь» Энциклопедия «Авиация»

    «Русский витязь» - «Русский витязь». «Русский витязь» — первый в мире четырехдвигательный самолёт. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского авиационным отделом Русско балтийского вагонного завода в Петербурге. Создавался как «большой аэроплан для… … Энциклопедия «Авиация»

    «Русский витязь» - «Русский витязь». «Русский витязь» — первый в мире четырехдвигательный самолёт. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского авиационным отделом Русско балтийского вагонного завода в Петербурге. Создавался как «большой аэроплан для… … Энциклопедия «Авиация»

    «Русский витязь» - «Русский витязь». «Русский витязь» — первый в мире четырехдвигательный самолёт. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского авиационным отделом Русско балтийского вагонного завода в Петербурге. Создавался как «большой аэроплан для… … Энциклопедия «Авиация» Википедия

    Илья Муромец (самолет) - Илья Муромец серии E Тип бомбардировщик биплан Разработчик И. И. Сикорский Производитель Русско Балтийский вагонный завод Первый полёт 23 декабря 1913 года Начало эксплуатации 1913 Основные эксплуатанты Императорский военно воздушный флот Р … Википедия

Сто лет тому назад, 13 мая 1913 года, произошло знаменательное событие в истории авиации, составившее гордость нашей страны: в воздух поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт «Гранд Балтийский», позже переименованный в «Русский витязь». Создателем его был 24-летний уроженец Киева, руководитель авиационного отдела Русско-Балтийского вагоностроительного завода (в Санкт-Петербурге) Игорь Иванович Сикорский (1889-1972).

Игорь Сикорский родился в семье врачей: известного психиатра (одного из основоположников детской психологии, основателя первого в мире Института детской психологии, Киев) профессора Ивана Алексеевича Сикорского и терапевта (по специальности она, правда, не работала) Марии Стефановны Сикорской (в девичестве Темрюк-Черкасовой). Мать Игоря живо интересовалась биографией и творчеством Леонардо да Винчи, и, возможно, это обстоятельство обусловило ранний интерес мальчика к моделям летательных аппаратов.

Отучившись три года в Петербургском морском училище, в 1907 году Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, который, однако, не окончил - юноша посчитал, что практическая работа в мастерской и лаборатории полезнее изучения высшей математики и прочих абстрактных наук (хотя, отметим, первый академический год Сикорский завершил неплохо). Ныне на территории Киевского политеха его выдающемуся студенту поставлен памятник; а неподалёку стоит памятник другому великому человеку, также учившемуся в этом вузе, но не закончившему его, - Сергею Павловичу Королёву.

В поездке по Европе Сикорский узнал об успешных экспериментах братьев Райт, познакомился и с европейскими энтузиастами авиации. Ещё в 1908-1911 годах он увлёкся вертолётами, один из которых был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве. Однако достигнутый на тот момент уровень технологий не позволял строить реально пригодные для полётов винтокрылые машины, и молодой инженер, достаточно грамотный, чтоб осознать невозможность преодоления вставших перед ним проблем, переключился на проектирование самолётов. Первым в воздух поднялся С-2 1910 года, за ним последовали С-6, С-10 и С-11, занимавшие первые места на конкурсах русских военных аэропланов. Сикорский, кстати, и сам летал, выучившись на пилота. Более того, он всегда стремился первым облётывать свои аппараты.

Лишь спустя несколько десятилетий (в 1939 году), прославившись за океаном как создатель великолепных летающих лодок (его «клипер» S-42 первым начал выполнять регулярные рейсы через Атлантику), Сикорский вернулся к юношеской мечте - к вертолётам. Своим Vought-Sikorsky VS-300 он задал классическую схему одновинтового вертолёта с рулевым (хвостовым) винтом, по которой выполнено 90% вертолетов. И сегодня во всём мире имя Сикорского ассоциируется с боевыми и гражданскими геликоптерами марки Sikorsky.

Но первым крупным успехом Игоря Сикорского был, конечно же, «Русский витязь», а затем - созданный на его базе «Илья Муромец», признанный одним из лучших тяжёлых бомбардировщиков Первой мировой войны. Этот самолёт был особенно выдающимся для начального периода войны - ведь на момент её начала такого рода аэропланами, помимо России, располагала только Италия, причём неуклюжие этажерки Джанни Капрони не шли ни в какое сравнение с русскими красавцами-гигантами. К слову сказать, в 1915 году Сикорский спроектировал и первый в мире истребитель сопровождения для своих «Муромцев» - С-16.

А ведь многие относились к идее постройки тяжёлого многомоторного аэроплана скептически - ставилась под сомнение возможность управлять им. Сикорскому приходилось отстаивать свои смелые взгляды. «Будущее за большими и тяжёлыми самолётами», - доказывал он. Уверенности русскому конструктору придавали многократно выполненные им расчёты. Ему удалось-таки убедить в реализуемости своего проекта директора «Руссо-Балта» Шидловского.

Гигантский биплан был практически полностью готов в начале 1913 года. По размерам и массе этот самолёт («Грандом» его окрестили рабочие завода) вдвое превосходил всё, что было создано в авиации до него. Длина - 20 м, размах верхнего крыла - 27 м, площадь крыльев - 120 кв. м (по другим данным - 125), масса пустого аппарата превышала 4 тонны.

«Гранд» стал первым в мире самолётом с большой закрытой, застеклённой кабиной (длина 5,75 м, высота 1,85 м) для экипажа из двух человек и пассажиров. В салоне были предусмотрены даже удобства: умывальник и туалет! Обзор из кабины был великолепный. А перед ней, в самом носу аэроплана, устроили небольшой открытый балкон, на который пассажиры могли выходить прямо в полёте - подышать свежим воздухом и полюбоваться пролетаемой местностью!

На самолёте решено было установить четыре двигателя «Аргус» мощностью по 100 л.с. с каждой стороны от фюзеляжа тандемом по два - с приводом на тянущий и толкающий винты. В марте смонтировали два мотора (передних) из четырёх; самолёт, управляемый лично Сикорским, выполнял пробежки и подлёты. В конце апреля состоялся первый полёт - машина отлично слушалась, но мощности силовой установки ей явно не хватало.

В начале мая поставили, наконец, задние двигатели. Есть сведения, что уже тогда «Гранд» совершал полёты над Петербургом на четырёх моторах, но официально такой полёт состоялся 13 мая - в тот день на аэродроме военное ведомство принимало несколько «Ньюпоров», выпущенных Русско-Балтийским заводом по лицензии. Прибыло немало высоких чинов и им продемонстрировали отечественный исполин. Самолёт поднялся в воздух с четырьмя пассажирами на борту, набрал высоту 100 м, развил скорость почти 100 км/ч, сделал несколько уверенных виражей.

В июне «Гранд» модернизировали. Тандемная схема расположения моторов уменьшала разворачивающий момент в случае отказа одного из двигателей, но ухудшала лётные характеристики машины, поскольку задний толкающий винт находился в воздушном потоке от переднего тянущего винта, и это снижало к.п.д. Конструктор принял революционное решение: разместить все четыре мотора в ряд на нижнем крыле. Первый полёт в такой конфигурации состоялся 23 июня и показал улучшение взлётных характеристик, увеличение скорости и скороподъёмности. А значит, предложенная Сикорским концепция оказалась совершенно верной!

Слава Сикорского катилась по России. В Европе же удивлялись и поначалу не верили. Осмотрел воздушный корабль и царь, подарив на прощание конструктору золотые часы. Есть такое предположение, что именно та встреча Николая II и Игоря Сикорского сыграла впоследствии важную роль в судьбе «Ильи Муромца» - когда некомпетентные военные деятели пытались «зарубить» этот прекрасный самолёт, самодержец принял решение в его пользу.

2 августа 1913 года Сикорский на аппарате, получившем к тому времени имя «Русский витязь», установил мировой рекорд продолжительности полёта, имея на борту 8 человек, - 1 час 54 мин. За создание своей машины конструктор получил от Государственной Думы крупную денежную премию - 75 тыс. рублей.

Но 11 сентября произошёл пренеприятный конфуз: с пролетавшего аэроплана отвалился двигатель и упал прямо на стоявшего «Витязя», изрядно его повредив. Восстанавливать самолёт, выполнивший 53 полёта общей продолжительностью 11 часов, не стали. Главное было сделано: «Витязь» блестяще доказал правильность концепции многомоторного самолёта, и в тот момент уже находился в постройке его преемник - легендарный «Илья Муромец», выполненный по той же схеме.

Приоритет Сикорского и нашей страны в создании тяжёлых воздушных кораблей несомненен. Вышеупомянутый Капрони построил свой трёхмоторный аппарат Са-30 (с двумя тянущими и одним толкающим винтом - весьма сложная и громоздкая схема, выявившаяся бесперспективной) только в конце 1913 года, а действительный успех к итальянцу пришёл лишь в начале 1914-го.

Революцию Сикорский отверг (очевидно, он перенял правые политические взгляды от своего отца), к тому времени он уже успел заработать весьма приличное состояние. В феврале 1918 года Сикорский через Архангельск выехал вначале в Лондон, а затем в Париж. Однако во Франции - первой авиационной державе того времени - услуги человека, создавшего один из лучших «бомбовозов» Первой мировой, оказались никому не нужны. Поэтому в 1919 году Сикорский отбыл искать счастье дальше - в Америку.

В США дела у русского конструктора поначалу тоже складывались неважно. Первое время Сикорский подрабатывал преподаванием математики. Только 3 мая 1923 он основал компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Интересно, что предприятие изначально располагалось на острове Лонг-Айленд, на территории птицефабрики, принадлежавшей другому русскому иммигранту. Армия США привлекла фирму к разработке перспективного бомбардировщика, но проект был закрыт. Огромную помощь в ту трудную пору Сикорскому оказал композитор Сергей Рахманинов, занявший должность вице-президента компании и выделивший 5000 долларов (солидные по тем временам деньги!). «Раскрутившись», Сикорский вернул знаменитому музыканту взятые в долг деньги с процентами.

Со временем Сикорский перебрался в Стратфорд, штат Коннектикут, и этот небольшой городок сделался столицей вертолётостроения в США.

В 1979 году в СССР был снят художественный фильм об А. Н. Туполеве - «Поэма о крыльях». Фильм основан на реальном событии - встрече Туполева и Сикорского (его роль сыграл Юрий Яковлев) на Парижском авиасалоне. Они ведь в юности были друзьями, но судьба развела их «по разные стороны»...

Сикорский пользовался заслуженной славой: обладатель почётных докторских званий, кавалер нескольких орденов и медалей, лауреат премий в области техники и авиации. Похоронен Игорь Иванович на кладбище в Стратфорде. Именем этого незаурядного человека названы улица в Киеве и площадь в Санкт-Петербурге, Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины и один из дальних ракетоносцев Ту-160 ВВС России. В 2009 году Национальный банк Украины выпустил памятную медаль из нейзильбера номиналом в 2 гривны (из серии «Выдающиеся личности Украины»).

Игорю Сикорскому довелось начинать свой творческий путь в сложное, переломное время. Он сделал свой жизненный выбор в пользу эмиграции, и так уж получилось, что наибольшую пользу конструктор принёс не своему отечеству, а его главному противнику. Винить в этом самого Сикорского вряд ли можно - думается, то была его личная трагедия. Важно же то, что у него, как и у других талантливых людей, покинувших страну после революции, выросли достойные наследники на Родине. Советский Союз, и в его составе - Украина, стал одной из ведущих мировых авиационных держав мира, а славу «Витязя» и «Муромца» продолжили АНТ-20 «Максим Горький», Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия».

Российскую авиацию в годы Первой мировой войны традиционно воспринимают со скепсисом: дескать, куда уж ей угнаться за другими странами Антанты! А между тем сторонники такой точки зрения забывают о том, что к началу той войны именно Российская империя из всех стран не только антигерманской коалиции, но и ее противников имела самый большой воздушный флот в мире - 263 самолета! И более того: именно Россия, а не какая-то другая страна имела на вооружении единственный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик - знаменитый «Илья Муромец». А его фактический прототип - первый и в России, и в мире четырехмоторный самолет - поднялся в небо за год с лишним до начала войны. 26 (13 по старому стилю) мая 1913 года авиаконструктор Игорь Сикорский совершил первый полет на своем аэроплане «Русский витязь», он же «Большой балтийский», он же «Гранд».

Очень интересна предыстория разработки Игорем Сикорским проекта многомоторного тяжелого аэроплана. Ее достаточно подробно описал в своей книге «Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского», изданной в 1930 году в Белграде, Константин Финне, в годы войны - начальник медицинской службы Эскадры воздушных кораблей (так называлось первое в мире соединение четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец»). Доктор Финне был весьма близким другом не только конструктора Сикорского, но и многих других знаменитых деятелей русской авиации того времени, и оперировал уникальными сведениями. «Уже в 1911 году И. И. Сикорский пришел к заключению, что будущность должна принадлежать не малым одномоторным, а большим аэропланам с двумя и более моторами, - пишет в своей книге Константин Финне (орфография и пунктуация оригинала). - Толчком к тому послужило одно ничтожное обстоятельство: комар, попавший в жиклер карбюратора и бывший причиною остановки мотора в полете, что чуть не стоило жизни И. И. Сикорскому, счастливо избежавшему опасности при вынужденной посадке между вагонами и каменной стеной. По мнению Сикорского, большие многомоторные аэропланы, обладая большой грузоподъемностью и большим радиусом полетов имеют перед малыми аппаратами еще и то преимущество, что управление ими производится не одним пилотом, а может быть распределено между экипажем этих воздушных кораблей подобно тому, как это делается на морских судах. Имея не один, а несколько моторов, такие аппараты более безопасны, так как при остановке одного из моторов они могут продолжать полет на остальных, а при вынужденной посадке имеют возможность выбрать более или менее подходящее для спуска место».

8 апреля (26 марта по старому стилю) в Москве в Политехническом музее в рамках Второй международной воздухоплавательной выставки открылся Второй всероссийский воздухоплавательный съезд. Одним из докладчиков на нем был Игорь Сикорский, который существенную часть своего выступления посвятил именно тяжелым многомоторным аэропланам. По его словам, «будущее авиации за тяжелыми, но быстроходными аппаратами, которые своей громадной скоростью и массой дадут авиатору надежную опору в воздухе». И это были не пустые слова: к этому времени в Петроградском отделении Русско-Балтийского завода вовсю уже шла работа над будущим «Русским витязем». Понемногу сложные чертежи, над которыми день и ночь работал будущий легендарный конструктор, обретали зримое воплощение - назло скептикам, подвергавшим сомнению саму идею самолета с более чем одним двигателем.

А таких скептиков нашлось немало, и свое недоверие они облекали в наукообразную форму. Во-первых, твердили Сикорскому, многомоторный самолет окажется слишком тяжелым, чтобы оторваться от земли, а если и оторвется, им будет невозможно управлять из-за большого веса. Во-вторых, утверждали скептики, наличие более чем одного мотора не только не гарантирует безопасность, но напротив, служит источником множества бед: ведь выход из строя одного из двигателей немедленно нарушит балансировку аэроплана, что вызовет катастрофу. Наконец, убеждали оппоненты, такой машиной невозможно управлять из открытой кабины, а в закрытой пилот не будет чувствовать силу и направление воздушного потока, из-за чего не сможет адекватно оценивать поведение машины и приведет ее к катастрофе.

Оспорить подобные утверждения можно было лишь одним способом: построив и подняв в воздух «Русского витязя». И потому Игорь Сикорский попросту игнорировал вызовы на дискуссии, предпочитая тратить время на перепроверку расчетов аэроплана и его постройку. А она шла полным ходом: в распоряжение конструктора по указанию председателя совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода генерал-майора Михаила Шидловского (будущего командира Эскадры воздушных кораблей) были предоставлены лучшие рабочие и все необходимые инструменты и материалы. К ноябрю 1912 года фактически была собрана крылевая коробка, доделывался фюзеляж, вовсю шла работа над пилотской кабиной и пассажирским отсеком.

Игорь Сикорский (в центре) на самолете «Русский витязь». Фото: wikipedia.org

Поскольку собрать гигантский аэроплан, получивший на заводе имя «Балтийский Гранд», хотя сам создатель именовал его «Русским витязем», в заводском ангаре было невозможно, его по частям отправили на Комендантский аэродром, рядом с которым размещалось петербургское отделение Русско-Балтийского вагонного завода. К началу марта гигант был собран - и поражал всех, кому доводилось видеть его воочию. Еще бы! Этот уникальный аэроплан и по размерам, и по массе вдвое превышал все существовавшие на тот момент самолеты в мире. Размах верхнего крыла составлял 27 метров, нижнего - 20 метров, а общая площадь плоскостей достигала 125 кв. м. Что касается веса «Русского витязя», то пустой весил 2,3 т (140 пудов, как считали в то время), а с нагрузкой, как пишет Константин Финне, «Гранд» весил 250 пудов, то есть 4095 кг.

Уникальной была и двигательная схема самолета. Чтобы избежать той самой разбалансировки в случае отказа одного из двигателей, Игорь Сикорский разместил четыре мотора «Аргус» мощностью по 100 л.с. каждый на нижнем крыле как можно ближе к фюзеляжу. При этом два двигателя были обращены вперед и имели тянущие винты, а два - назад и оборудовались толкающими винтами. При этом размещение моторов на крыле тоже было революционным для того времени решением, которое давало экипажу небывалые преимущества в их обслуживании. Вынесенные за пределы фюзеляжа, они гораздо меньше грелись, их проще было обслуживать на земле, а при необходимости можно было рискнуть и подойти к ним по крылу даже в полете!

Первый пробный полет на своей уникальной машине ее создатель Игорь Сикорский совершил 27 (14) апреля 1913 года, оторвавшись от земли всего-то на десяток метров - но оторвавшись! Затем последовали еще несколько пробных полетов, в ходе которых понемногу увеличивались и высота, и скорость, и наконец настало 26 (13) мая. В этот день на Корпусном аэродроме, принадлежащем военному ведомству, его представители принимали несколько аэропланов «Ньюпор», собранных на РуссоБалте по французской лицензии. А сразу после этого по приглашению генерал-майора Михаила Шидловского они стали свидетелями первого демонстрационного полета - и первого серьезно полета вообще! - «Балтийского Гранда». Вот как описал этот полет корреспондент газеты «Новое время», ставший свидетелем демонстрации: «13 мая на Корпусном аэродроме после очень удачной сдачи Военному ведомству нескольких «Ньюпоров» авиатор-конструктор И. Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удавшийся полет на аппарате своей конструкции "Большой" (бывший "Гранд"). Поднявшись на высоту около 100 м, он на полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно опустился. Наблюдавшая за этим публика устроила авиатору горячие овации. Этим полетом наглядно опровергнуты предсказания некоторых иностранных конструкторов о том, что «Большой» не будет в состоянии летать».

Через две недели, 27 мая (по старому стилю) газеты разразились новой сенсацией: авиатор И.И.Сикорский совершил первый полет над городом на своем воздушном дредноуте - аэроплане «Гранд»! Как писал «Петербургский листок», «колоссальных размеров аппарат довольно легко отделился от земли и быстро поднялся на высоту до 400 метров. Моторы работали великолепно и И.И.Сикорский решил совершить небольшую воздушную прогулку. Сначала он описал три круга над Корпусным аэродромом, а затем полетел по направлению к Гатчине, повернул обратно и полетал над городом. Толпы народа наблюдали за этим редким по красоте и величию полетом. Случился небольшой курьез. Когда аппарат поднялся, на нем были 6 человек: авиаторы И.И.Сикорский и Янковский и четыре механика. Вдруг откуда ни возьмись, во время полета появился седьмой пассажир. Все были поражены. Оказалось, что один из монтеров давно хотел полетать, но его не брали. Тогда он пустился на хитрость. Когда аппарат выводили из ангара, он незаметным образом влез в каюту и спрятался в уборной. Когда аэроплана поднялся, монтер вышел на балкон. Это был первый воздушный «заяц». После 20 минутного полета И.И.Сикорский благополучно опустился на землю».

Эти полеты выявили, среди прочих, одну недоработку: толкающие винты работали менее эффективно, чем тянущие. Вскоре Игорь Сикорский развернул двигатели в один ряд, и все четыре стали тянущими - именно в такой конфигурации аэроплан и получил имя «Русский витязь». В первый полет он отправился 23 июля 1913 года. В августе Игорь Сикорский поставил на нем мировой рекорд, совершив полет длительностью 1 час 54 минуты с семью пассажирами. А два месяца спустя, 11 сентября, на стоящий возле ангара «воздушный дредноут» рухнул вывалившийся из фюзеляжа во время полета двигатель другого аэроплана, пробивший оба крыла и разрушивший систему расчалок. Восстанавливать самолет, совершивший к тому моменту 53 полета и налетавший 11 часов, Сикорский не стал: в это время уже вовсю шла работа над более совершенным «Ильей Муромцем»…