«Художник рождается в наброске», - говорил как то мой преподаватель в художественной академии.

Наброски - это небольшие графические или живописные произведения, созданные художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений (впечатления от посещенного заведения, блюда, окружающих нас людей). Делать наброски очень полезно. Это развивает умение видеть и отображать. Кроме того, помогает избавиться от страха перед чистым листом, добавляет уверенности руке.


Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, занимают не больше часа. Их задача - передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени. Этот вид рисунка часто используется для сбора материала к художественным произведениям, а также при создании портретов.

В последнее время к нам пришел всеобщий бум на рисование. И это здорово, что люди интересуются искусством и хотят учиться рисовать. Уже одно желание и тяга к карандашу и бумаге означает, что в Вас есть скрытый потенциал. И нужно с ним что-то делать. Сразу создавать картины будет очень сложно. И даже невозможно. Как найти выход? Конечно в набросках.

Материалы


В работе над быстрым рисунком используют следующие материалы: мягкий графитный карандаш, перо, кисть, сепия, линер, акварель, маркеры, цветные карандаши. В зависимости от выбранной техники получается разный результат. Мягкий материал более живописный, маркеры и тушь - графичные.
Примеры набросков, выполненных в разных материалах.

Мягкий угольный карандаш

Черный маркер

Мягкий простой карандаш

Цветная тушь

Линер

Линер и акварель


Тонированная бумага, линер, простой карандаш, белая гуашь

Цветные карандаши


Мягкие и рыхлые материалы, предназначенные для больших форматов, а также твердые графитные карандаши применяются редко.
Бумага обычно берется небольших размеров, так как время рисунка ограничено. Кроме того, папка или альбом во время работы находятся в руках у рисующего, поэтому большой формат трудно удерживать в поле зрения. Сейчас очень большой выбор скетчбуков и молескинов - удобных для набросков. Как с белой, так и с тонированной бумагой (крафт).
Наброски дают широкую возможность для экспериментов в области сочетания бумаги и материалов.

О технике набросков


Особенность набросков - это скорость. Не нужно долго вырисовывать и анализировать. Достаточно нескольких красивых линий или пятен. Важно первое впечатление.
Попробуйте отключить мозг и рисовать сердцем, передавая сигнал руке.
Именно быстрое рисование помогает избавиться от стереотипного мышления и стандартного изображения.
Так, например, вы рисуете не дом с кучей окон и антенн, а пятна и линии, из которых он состоит. Прищурив глаза можно без труда их увидеть. Поэтому различают пятновые и линейные наброски. А также их сочетание.

Перед началом рисования посмотрите на объект и начинайте с того, что больше всего понравилось, что зацепило. Смотрите на него и следуйте по его линиям и формам, за каждым изгибом. В идеале нужно не смотреть, а потом рисовать, а делать это одновременно.
Старайтесь менять толщину и нажим линии, размер пятна. Так наброски станут «живыми». Это как в законах композиции, чем разнообразнее, тем интереснее.

Если хочется добавить в набросок цвет - используйте акварель. Очень удобный материал. Можно как создавать полноцветные зарисовки, так и выделить в рисунке что-то важное одним цветом. Еще иногда я пользуюсь таким методом: покрываю бумагу различными цветовыми пятнами (делаю тонировку), а потом выхожу на натуру и рисую поверх этих пятен. Очень удобная техника для городских зарисовок.
Важно не стараться ровно все раскрасить. Где-то пусть краска выйдет за край, где-то останется белая бумага. Так же оригинально в набросках смотрятся брызги.

Предлагаю вам посмотреть таких художников для вдохновения: Валентин Серов, Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Николай Фешин, Эгон Шиле, Евсей Моисеенко. Это классики, на которых стоит равняться.

В заключение хочу сказать, что у каждого художника со временем появляются свои техники и «фишки» в рисовании набросков. Это индивидуально, как и почерк.
Самое главное - не останавливаться. Всегда берите с собой альбом и пару карандашей или линер. Вдруг вам что-то очень понравится, а под рукой не будет материала.
Творите, экспериментируйте и рисуйте в свое удовольствие.

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

По выполнению практической работы «наброски и способы их исполнения» по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов II курса

специальности 07.02.01 «Архитектура»

Краснодар, 2017

Рецензия

на методическую рекомендацию по выполнению практической «Наброски и способы их исполнения » по учебной дисциплине « Рисунок и живопись », разработанную для студентов II курса средних специальных учебных заведений по специальности 07.02.01 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения "Архитектура" Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Наброски и способы их исполнения » по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов II курса, предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 07.02.01 «Архитектура» среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения и для всех типов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений, полученных ранее, и подлежащих обязательному закреплению студентами.

Содержание методической рекомендации очень подробно изложен материал о приобретении навыков быстрой работы, благодаря которому студент успевает запечатлеть выразительные ракурсы, краткие пластически интересные мгновения жизни, рука приобретает уверенность, глаз становится наблюдательным и метким.

В учебном процессе наброски применяют как вспомогательный материал, в тоже время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Это: выполнение контурного рисунка, набросков в цвете, по памяти, по представлению, зарисовок, бытовых предметов, интерьера, пейзажа, животных, головы, фигуры человека, портреты и т.д.

Наброски развивают зрительную память и объемно-пространственное мышление, помогают воспринимать действительность во всем ее многообразии и внутренней связанности, научить цельно видеть предметы.

Методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского архитектурно-строительного техникума.

Рецензент ___________________ П.В.Казачинский

Кандидат архитектуры,

Профессор ФГОУ ВПО «Южный

институт менеджмента»

НАБРОСКИ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

…«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корней всякой науки. Тому. Кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он овладел ценным сокровищем.»

Микеланжело Буаноротти.

Чтобы активизировать весь процесс обучения рисунку и, в частности, добиться решения тех учебно – воспитательных задач, которых длительный учебный рисунок не позволяет решать полностью, современная методика обучения предлагает систему вспомогательных, краткосрочных учебных рисунков двух видов - наброски и зарисовки, которые сопутствуют длительному учебному рисунку в течение всего курса обучения.Главным источником получения знаний и практических навыков в изобразительном искусстве является систематическое рисование с натуры, по памяти и представлению, чтение специальной литературы и изучение произведений мастеров искусства.

При работе с натуры, по памяти и представлению студент может выполнять как быстрые наброски, так и более основательные рисунки – продолжительные зарисовки.Особое внимание в учебном процессе по общехудожественной подготовке будущих дизайнеров уделяется изучению классического наследия, той суммы накопленного в искусстве опыта, который активно способствует профессиональному росту студентов. Психологами доказано необходимость чёткой установки в деятельности, в том числе и творческой. Например, простейшая установка художника – выбор формата, изобразительных материалов, и высшая установка личностно - ценностного характера: эстетический вкус, культура, социальные установки и др. «Установки, сформированные во время учебы в высших учебных заведениях, остаются на долгие годы и являются своеобразной системой ориентации и поведения. Целевые педагогические установки в условиях обучения академическому рисунку, могут ориентировать студентов на уровне потребностей на те или иные действия, изменяют характер учебно-творческой деятельности, делают её в большей или меньшей степени познавательной, учебной и творческой » . В пособии рассматривается процесс овладения подготовительным рисунком, в той же последовательности, по которой строится академический учебный процесс по общехудожественной подготовке дизайнеров – бытовые предметы; интерьер; пейзаж и архитектурные сооружения; рисунок растений и животных, птиц, фигура человека.

НАБРОСОК – монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, ограниченный промежуток времени, само слово говорит само за себя «набросать». При этом с целью ускорить работу используется минимальное количество средств, поэтому набросок часто определяется как « целое, увиденное без частностей». В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал, в тоже время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Наброски могут быть как линейные, так и тональные. Выбор вида наброска, зависит от стоящей перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Первые наброски, начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Прежде перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц, растений. Набросками надо заниматься постоянно, они способствуют развитию глазомера, координации руки, и быстрой ориентации, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов.

При работе над набросками студенты решают целый ряд задач: правдивость изображения, его пропорциональность, выразительность рисунка, художественно-образную трактовку его содержания. Привычка наблюдать, переходящая со временем в умение видеть суть любого объекта, развивается благодаря постоянным упражнениям в выполнении набросков, зарисовок. В связи с тем, что многие студенты допускают неточности в конструктивном построении изображения, в выполнении быстрых зарисовок и набросков, рисунков по памяти и представлению и т.п., целесообразно ввести в учебную практику специальные упражнения для развития памяти и воображения студентов и с целью активизации их самостоятельной работы.

Основной задачей обучения будущих дизайнеров выполнению множества набросков, зарисовок и эскизов с натуры, по памяти и представлению. Наброски с живой, движущейся натуры развивают зрительную память и объемно-пространственное мышление. Приобретается навык быстрой работы, благодаря которому студент успевает запечатлеть выразительные ракурсы, краткие пластически интересные мгновения жизни, рука приобретает уверенность, глаз становится наблюдательным и метким. Необходимо нацеливать студентов на определенное количество времени для выполнения наброска либо зарисовки. Это в наибольшей степени активизирует учебную деятельность студентов.

Таким образом, лишь в ходе сознательного развития у себя технических навыков, студенты подходят к более сложным действиям, и постепенно совершенствуя их, приближаются к творческому использованию приобретенных навыков.

Творческая работа художника-дизайнера требует острого избирательного видения, развитого образного мышления. «Художник – это не бесстрастный копиист, не равнодушный фиксатор действительности, а человек, заинтересованно подходящий к её изображению, творчески осмысливающий сюжеты зарисовок, дающий им свою личную оценку, трактовку. Следовательно, речь идет о художественно-образном принципе отражения действительности в набросках».

Чтобы построить методику обучения краткосрочным рисункам, то есть определить последовательность и содержание учебных знаний, наметить пути их решения, надо разобраться в специфических особенностях исполнения разных набросков и в первую очередь установить, в чем заключается различие в способах исполнениях краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок).

Для того чтобы наброски могли выполнять свою роль, для этого необходимо овладеть ими, как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения. Это помогает воспитывать чувство особенного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное. Чтобы облегчить студентам освоения метод анализа и обобщения, рекомендуется несколько вопросов, направляющих ход анализа, которыми можно пользоваться во время набросков или зарисовок в указанном порядке: 1. Что это или кто это?

2. Какое это строение формы, устроено? (Конструкция).

3. На какие аналогичные знакомые предметы это похоже и что одинаково? (Типическое).

4.Чем отличаются?

5 Что лишнее и что можно отбросить без нарушения изображения? (Отбор).

Это поможет студента одновременно наблюдать и анализировать, чтобы исполнить набросок в заданный жесткий срок.

Короткий набросок с натуры является лишь неполным изображением действительности, предназначается главным образом для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений. Наблюдение и анализ восприятия, и само исполнение наброска чаще всего происходит почти одновременно.

Наброски - это эффективное средство изучения объекта, познания особенностей конструктивного строения, формы, пространственных отношений предметов и их частей, закономерностей светотени, перспективы, композиции, движений фигуры человека и животных, плавность и гибкость линий, контуров, пропорций, строгой симметричности формы.

Краткосрочные наброски небольшого размера. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, лаконичностью и выразительностью, так как цель его – дать лишь общее представление о натуре, передать пропорции и характер предмета. Прежде чем выполнить набросок необходимо поставить цель изучить возможность различных рисовальных материалов (карандаш, сангина, мелков, туши, пастели). Наброски необходимо делать с нескольких позиций, с разных точек зрения. Благодаря этому строение, форма, объем, и другие особенности изображаемого объекта станут более понятными.

При рисовании надо отбирать наиболее существенные детали, необходимо изучать разные способы и стили выполнения набросков, развивать свои графические навыки. Особое отношение заслуживают наброски с живых животных, птиц, людей. Быстрые рисунки с живых животных, людей позволяют изучить их движение, форму, характерные очертания.

Копируя старых мастеров, важно проникнуть в суть их творчества, материала и техники исполнения произведения, познать творческую «кухню» художника.

Накопление, таким образом знания и навыки, опыт приведут к свободному, выразительному графическому мастерству.

Учебный рис. в зоопарке. «Лани».Перо, тушь. Адам Глобус. Торс. Кар.

Контурный рисунок - это кратковременный рисунок, где одной линией в общих чертах переданы внешние очертания и пластические качества натуры. Контурные наброски выполняются в короткий сроком 5-20 мин.


Контурный рисунки. Кар.

Анри Матисс. Рисунок. Кар


Контурный рис. Головы. Кар.

. Контурный рис. Кар.

На этих рисунках ручкой и карандашом художник скользит по бумаге округлыми ритмическими взмахами. Обегая лицо и руки по контуру, оно опускает подробности, но при этом заполняет всю плоскость листа. Одной линией отображают движения и пластику объектов, работа ведется от общего к частному, все внимание направленно на характер линии.

Линия в рисунке - основное изобразительное средство. Чистяков П.П., известный педагог в области изобразительного искусства ХI Х века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собой ». Он говорил, что те, кто не видит форму, и линии правильно не нарисует. Линия может быть различной, как однородной и не меняющей по толщине, по длине и даже превратиться в точку, наброски исполняемые такой графической линией принято называть «линейными.»

Образцами линейного рисунка могут служить древние наскальные изображения животных, людей, на греческих вазах, в древнеегипетских росписях и др. Зрительное восприятие отличается той особенностью, что натура познается прежде всего по характерным внешним очертания и ее силуэта или только по ее контуру, (силуэт- предмет видим полностью в массе без подробностей, особо видим на светлом фоне). По силуэту и контуру мы узнаем даже издали силуэт знакомого человека, животного и т. п. На контуре сосредотачивается наше прямое внимание. Линия контура, точно и остро найденная, даже не законченная, способна выполнять одновременно несколько функций - ограниченность форму, определять компоновку и размер изображения в листе, передавать характер и движение всей массы формы, ее пропорции и т.д.

Линия логически должна быть оправдана, должна что-то выражать, поэтому чем вернее найден контур, тем полнее он передает воспринятое и чем острее проявленная при этом наблюдательность, тем живее и выразительнее может получиться набросок.

При нанесении линейного контура движение руки с карандашом не должно останавливаться, исполнение контурной линии сразу, одним плавным и уверенным движением руки требует умения быстро ориентироваться в строении формы и натуры, смело и решительно, не задерживаясь, уже по памяти, наносится контур.

« Рисуя, надо охватывать форму глазом и чувством сразу и потом, почти на память, нанести ее на бумагу…» говорила известная художница А.П. Остроумова – Лебедева. Удачно найденный контур способен убедительно передать ощущение реальности изображенного - это почти сделанный набросок. Что бы завершить набросок, иногда бывает достаточно наметить внутри контура линиями две – три наиболее характерные детали, дополняющие сходство с натурой, а чтобы подчеркнуть или особо выделить какую- либо часть изображенного, можно использовать также графическую линию, но более широкую.

Графическая линия в качестве основного средства изображения применяется во многих видах изобразительного искусства, а больше всего в станковой графике (офорт, гравюра, плакат) в прикладном искусстве, при разработке эскизов для выполнения их в материале: дерево, металл, стекло, керамика, ткань, при проектировании интерьеров. Для исполнения линейного наброска кроме карандашей разных видов применяются специальные инструменты и приспособления, позволяющие проводить одинаковой ширины линии, например стеклянные трубочки и палочки, стальные перья, шариковые авторучки, фломастеры, кисть и др.

Если перейти к учебному упражнению по теме « контурный набросок» можно разделить на три этапа.

Первый этап - необходимо изучить форму и объем изображаемых предметов, их сходство и различие, при этом необходимо обвести пальцем предметы и сделать несколько быстрых набросков с разных положений и разными материалами. Необходимо соблюдать правильные пропорции соотношения по величине.

Второй этап - необходимо выбрать такое положение предмета, которое будет наиболее выгодно. Обратить внимание на то, что предметы кое-где перекрывают друг друга, а так же расположение предметов на листе – композицию. Рисунок надо начинать рисовать общий контур предмета одной непрерывной линией, часто смотреть надо на натуру, чем на рисунок. Если не уверенны в следующем движении - остановитесь, надо убедиться в правильности линии и за тем продолжать рисунок

Третий этап - необходимо дополнить самые нужные и характерные детали в натуре, но надо учесть, что в контурном наброске не должно быть лишних линий.

Как более выразительное средство, линия выступает в роли штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, переходить в тонкую еле заметную, короче, длиннее, идти не сплошной чертой, прерываться, или наоборот ложится близко друг к другу, можно передавать положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах В штриховом наброске, как и в линейном, нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия при этом способна выполнять разные функции, она придает изображению некоторые объемно- пространственные качества.

В штриховом наброске в затемненной стороне натуры обычно соответствует более широкая темная часть контурной штриховой линии, а светлой - более тонкая и легкая штриховая линия может постепенно меняться, уменьшаясь по ширине и ослабляя по тону, и даже совсем исчезать. Акцентированный, (подчеркивание объемности формы, а также выявление ее пластических качеств путем изменения толщины штриха при движении руки), штриховой контур может быть весьма динамичным и выразительным.

Чтобы показать гладкую поверхность, можно использовать прямые штрихи, направленные в одну сторону. Параллельно положенными штрихами может показана в соответствующих местах затененность и окрашенность формы. Рядом параллельных или пересекающих в разных направлениях штрихов, тональное пятно требуемой силы, это говорит о богатой возможностей штриха и разнообразии технических приемов, которые могут одновременно передавать в быстром наброске характерные объемные и пластические признаки натуры.

Основные навыки студенты получают на занятиях длительных учебных рисунках, решая задачи лепки формы светотеневыми отношениями (тон). Поэтому на исполнение первых заданий по наброскам с неподвижной натуры необходимо предоставлять несколько больше времени, чтобы его хватило на анализ формы, и сокращать его постепенно.

На первых порах можно рекомендовать студентам начинать набросок с нанесении на лист легкой едва заметной вспомогательной линии, отграничивающей общую массу формы натуры, таким образом сразу решается компоновка и определяется размер будущего изображения, а главное будет виден ориентир, по которому будет уверенно наносится штриховой контур. Надо постепенно приучать студентов к непрерывному движению руки по рисунку.


Набросок «Терьер» перо, тушь.

На рисунке «Терьер» игре линий уделено особое внимание, очевидно что рисующий, четко и ясно понимает формы тела собаки и сочетание объемных масс. На рисунке собаки контур бывает то толстым растворяющий внутри фигуры, переходит на спине в короткие штрихи, вся это игра контура - результат взаимоотношения объема, который ложатся один на другой или один из-за другого. Выбор манеры закрашивания рисунка в первую очередь зависит от возможностей графических материалов: карандаша, угля, сангины соуса.

Например: при работе тушью применение тушевки невозможно и тоновые насыщения происходят за счет линии и штриха.

При исполнении набросков и зарисовок в качестве графического средства применяется тональные пятна, для студентов возникает следующие задачи: 1. При выявлении объемности формы натуры; 2. для передачи ее освещенности; 3. При желании показать силу тона, окраску тона, фактуру; 4 с целью передачи глубины пространства, фон.

Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающими линиями, штрихами. Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, в значительной мере зависит от особенностей и свойств графического материала, а также от техники нанесения этого материала на бумагу. В некоторых случаях тональное пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточнятся контур изображаемой формы, можно применять сразу все графические средства: линия штрих и тональное пятно и др.

В учебной практике имеет место и набросок в цвете. Наброски в цвете – этюд небольших размеров, материал акварель, тушь, сангина, соус бегло и быстро исполненный.

Главное назначение такого наброска – приобретение умения цельно воспринимать натуру, находить и передавать верные цветовые отношения основных её объектов. Известно, что полноценный, живописный строй изображения определяется пропорциональной передачей контраста различий между основными цветовыми пятнами натуры. Без этого никакая тщательная проработка деталей, рефлексов, мозаики цветовых оттенков не приведет к полноценному живописному изображению.

Необходимо научиться смотреть на изображаемую натуру не раздробленно, не по деталям, а охватывая её глазом всю в целом. Глаз начинает различать тончайшие нюансы цвета не сразу, к тому же быстро происходит цветовая и тональная адаптация (привыкание), поэтому первые работы могут быть вялыми по цвету и тону.

На первых порах возможны неудачи, но нужно помнить, что лишь в результате систематической работы появляется необходимый опыт и уверенность, которые позволяют в дальнейшем выполнять наброски на профессионально-художественном уровне.



Наброски. Акварель, тушь

При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы пользуются обобщенным изображением натуры, то есть по сути дела, пользуются наброском. Удачно найденное в наброске размещение всей массы натуры может служить началом длительного учебного рисунка.

Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины. «В зависимости от характера исполнения наброски можно условно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), по памяти, по представлению, воображению.

Наброски по памяти – это как бы зафиксированная на бумаге зрительная память.

Наброски по представлению предполагают богатый зрительный опыт,

развитую фантазию, владение методами построения формы в пространстве.

Наброски по воображению носят наиболее творческий характер. Они

основываются на запасе знаний и представлений о предметном мире, на умении комбинировать свои представления.

Наброски по памяти выполненные непрерывно с быстро движущейся натуры – это особенно трудное положение, в этом случае необходимо все рассмотреть сразу, в один момент, и немедленно, без задержки, наносить воспринятое на бумагу, чтобы сохранить впечатления и передать движение.

При развитой способности зрительного запоминания мимолетного восприятия может быть достаточно, чтобы на очень короткое, время оно задерживалось в сознании, для крайне обобщенного, схематического изображения, такой набросок является зафиксированная на бумаге зрительная память Исправления, дополнения в таких набросках возможны только при условии повторения того же движения.


Набросок по памяти «Хоккей» кар.

Наибольшего напряжения зрительной памяти рисующего, требуют наброски с быстро движущегося человека и особенно с группы людей, животных, находящихся в разных по характеру и скорости движений.

Например: наброски эскиза спортивных игр, хоккей, танцы, животных).

Многократное восприятия, активность и быстрота наблюдения, желание запомнить увиденное, особенно запоминается то, что внимательно наблюдалось и изучалось.Эта способность проявляется не сразу. Ее надо развивать систематическими упражнениями. Однако чтобы наблюдать, надо знать, как смотреть на натуру, и знать, что в ней выделять, чтобы лучшее её запоминать.

«Избирательность – одно из условий целенаправленного наблюдения и сохранения наиболее существенного в памяти. Понятие важного находится в прямой зависимости от поставленной цели, художественного интереса, индивидуального восприятия»…

Целенаправленный характер памяти содействует творческому развитию, активно уводит от механического, пассивного наблюдения. …

Выборочное смотрение не только активизирует работу памяти, но и способствует постановке художественной задачи.

Механически, то есть без анализа, срисованное, как правило, в памяти не удерживается.

С целью развития у студентов зрительной памяти и пространственных представлений в процессе рисования с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению (в течение 10-15 минут) изображаемых с натуры объектов. Опытные педагоги-художники рекомендуют использовать следующие упражнения для активизации зрительной памяти.

Первое упражнение :

Сначала нужно сделайте зарисовку предмета с натуры, показав его основное строение, связь его отдельных частей. Для этого необходимо выбирать поворот, наиболее ясно выражающий форму предмета. Оставив предмет в том же положении, выполнить еще два-три рисунка этого же предмета, как бы с других точек зрения.

Второе упражнение:

Нарисовать предмет с натуры. Затем, убрав предмет и отложив в сторону рисунок, сделать по памяти два новых рисунка: один – предмет в том положении, как вы его рисовали, другой – тот же предмет в другом повороте.

Третье упражнение:

Поставить предмет, рассмотреть его с разных сторон, можно взять его в руки, и отдать себе ясный отчет в строении его формы.

Закрепив в памяти форму предмета, нужно убрать его и выполните два-три рисунка по памяти, показав предмет с разных точек зрения. Все рисунки необходимо делать на одном листе. И не забывать, ясно выражать в них строение предмета и обозначать поверхность, на которой он находится.

Четвертое упражнение:

Для изображения человека по памяти, необходимо в течение 2-3 минут рассмотреть позу натурщика. По истечении отведенного на запоминание времени натурщик уходит, студент должен, сохранив наблюдения в памяти, воспроизвести движение и характерные пропорции модели на листе. После чего, необходимо постоянно сравнивать свои рисунки с натурой, поскольку несомненно, что запоминание формы предмета требует целенаправленного изучения объекта изображения, понимания строения и характера формы. Лишь при этом условии возможно достоверное воспроизведение запоминаемого предмета на бумаге наброски по памяти корректируются в соответствии с позой вернувшегося на место натурщика.

Цель последнего упражнения – развитие способностей запечатлевать не все формы фигуры человека, а выборочно, лишь самые главные, характеризующие позу и неповторимые индивидуальные пропорциональные отношения, присущие только данной натуре.

Перед студентами в процессе рисования по памяти и представлению ставятся учебные задачи: – определить в рисунке общее пространственное положение, пропорции, конструктивное строение, перспективы, светотени (возможно и цвет изображаемых объектов).

Систематическая работа, последовательное усложнение задач могут стать стимулом творческого осмысления действительности и образного мировосприятия.


Наброски по памяти.

Наброски по представлению не связаны с непосредственным наблюдением натуры.

Они исполняются лишь на основе ране воспринятых осевших в сознании. Они беднее подробностями и фиксируются лишь самые главные черты предметов и явлений.

Наброски, сделаны по представлению (как говорят «от себя»), отличаются большой лаконичностью, время не ограниченно можно спокойно работать, направляя все свое внимание на исполнение наброска. Перед исполнением рисунка приходится восстанавливать в сознании образ объекта изображения, его строения, как будет выглядеть фигура в общем, с определенной точки зрения., учитывая размещение, формат листа, сначала мысленно, а затем на бумаге, определяя и намечая в воображаемом пространстве взаимоположение и связь отдельных частей с учетом размеров, перспективы, освещения. Умение «от себя» свободно и выразительно изображать человеческую фигуру в любом ракурсе и быстром движении, может быть только результатом многократных упражнений в набросках « с натуры» и по « памяти», знание анатомии человека.

Зарисовки с натуры, наброски по памяти, по представлению и по воображению служат единой цели – воспитанию образного видения, без которого сложно решать творческие и профессиональные задачи.

Наброски по представлению получают особое значение при прохождении учебного курса « Композиция ».

«Прежде чем приступить к исполнению композиции, итальянские мастера делали беглые наброски, на основе которых уже в мастерской исполняли с большой тщательностью рисунок конкретного фрагмента композиции. Любимым материалом для рисования у Итальянцев была сангина, или черный камень и уголь. По найденным проработанным деталям композиции изготовлялся большой картон в размер всей композиции с подробной отработкой всех световых и тоновых задач» Дж. Вазари

Используя приобретённый жизненный опыт и практический опыт работы в набросках и зарисовках, богатое воображение, можно пофантазировать на тему. Для этого используйте заранее выполненные наброски и зарисовки по теме, не полагаясь только лишь на память. Сделайте несколько поисковых эскизов – этюдов, в которых воплотился бы художественный образ как конкретный графический результат художественного воображения, с целью поиска композиционного решения, определения композиционного центра, выявления главных действующих лиц, создания ситуации, изображения единства действий и содержания, цельности художественного образа, максимальной его выразительности. Для этого необходимо обладать достаточной свободой изобразительной деятельности, основанной на всеобъемлющем знании натуры и неисчерпаемой фантазией, даром импровизации. Чувство импровизации зависит от знания материала, представления и фантазии. Импровизация раскрепощает фантазию, придаёт яркость и убедительность замыслу, стимулирует творчество. От замысла художественной задачи зависит выбор изобразительных средств и в то же время, сам материал, активно влияет на замысел.

Ценнейшее свойство художника – видеть своё произведение заранее. Для этого необходимо вырабатывать в себе умение интуитивно представлять себе, как будет выглядеть изображение на листе.

Обычно Микеланджело начинал работу над статуей с серии набросков пером, в которых фиксировалось композиционное решение, учитывались различные точки зрения, а отдельные пластические мотивы получали дополнительную разработку. Повышенное внимание в своих рисунках Микеланджело уделял человеческой фигуре, проработке основных форм, опуская несущественные частности, детали бытовой среды и ландшафта. Все эти тонкости его мастерства создают впечатление законченности и монументальности рисунка. Работая пером и тушью, «как резцом он уделял главное внимание анатомической точности, чеканной акцентировке масс, наконец, светотени, что достигалось с помощью разнообразной штриховки. Графические листы Микеланджело выдают художественное видение скульптора, положившего основу своего метода преклонение перед объемом»

Леонардо да Винчи – гений, был способен создавать трехмерный эффект графическими методами и техническими приемами. Его рисунку были послушны сангина, серебряный карандаш, перо и чернила. Тонкие наблюдения над рисунками Леонардо служили крупнейшим авторитетом в области искусства Возрождения.

Бернардом Бернсоном: «Суть рисунков Леонардо можно выразить так: они отражение беспрепятственного, беззаботного и полного перенесения образа на бумагу…В этой чудесной алхимии так мало усилий, что кажется: внезапно, простым взмахом руки демиурга, земля пресуществляется в небеса».

О. Роден - делал наброски с подвижной, не позирующей модели, мимолетно фиксируя её непроизвольные движения широкими росчерками акварели или сангины. Данный метод передает эмоциональное восприятие динамики человеческой фигуры, «ощущение трепетного живого движения», пластической взаимосвязи фигур.

«Упражняйтесь беспрерывно, нужно набить себе руку в ремесле» О. Роден.

П.Пикассо - Французский живописец-авангардист, график так высказывался по поводу своего творчества: «Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким я его мыслю». Для создания своих произведений он использовал самые разнообразные материалы и смешанные техники (графитный карандаш, уголь, цветные карандаши и т.д.),

И. И. Шишкин Он был изумительным рисовальщиком, современники его называли «царем лесов». «…Он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно «портреты» корней и хрупкой травинки.

Шишкин – это «человек-школа», писал о нём И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным»

И.Е Репин - как известно, мастерски владел техникой рисунка. В наследии художника имеется большое количество рисунков и набросков, сделанных различными материалами: карандашом, углем, соусом, пером и др. По свидетельству очевидцев

И.Е. Репин рисовал всегда и везде, используя каждую свободную минуту. Многочисленные зарисовки и наброски помогли художнику изучить и накопить огромный фактический материал (зарисовки будущих персонажей картин, зарисовки предметов материальной культуры и быта), питающий фантазию художника.

В. В. А .Серов .- (1865-1911) – русский живописец, выдающийся рисовальщик, график, педагог, ученик И.Е. Репина, яркий представитель модерна на основе русской реалистической школы. Известная его картина «Девочка с персиками» (1887) ознаменовала «поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому»… Юность, весна жизни тема этого произведения… Пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет – слагаемые этого произведения, образующие некий новый жанровый синтез».

Известны и такие работы художника: «Девушка, освещенная солнцем» (1888),

портреты Горького, Ермоловой и Шаляпина (1905), «Петр I» (1907), «Похищение Европы» (1910). Работал также в жанрах: аллегорическая картина и пейзаж, иллюстрировал басни Крылова, произведения Лермонтова и др. Виртуозно владел техникой акварели, пастели, литографии.

Чистяков П. П. (1832-1919) – выдающийся педагог последней трети XIX – начала XX века в России, профессор Академии художеств. Полвека отдал преподавательской деятельности. Его учениками были: Суриков, Репин, Поленов, Васнецов, Врубель, Серов, Грабарь, Кардовский и др.

В рассмотренных рисунках подготовительного характера отражен классический путь работы над картиной, свойственный мастерам XIX столетия: ряд эскизов, воплощающий последовательность поисков композиционного решения, и параллельно другой ряд – этюды с натуры, в которых проступает с большей или меньшей близостью к окончательному варианту среда и образы будущих полотен

Н.Кузьмин. Пушкин с женой. Э.Мане. Портрет мадам Гийеме.


И.Е. Репин. Запорожец в шапке. Писарь. Запорожец, обнаженный по пояс.

Этюды для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Середина 1880-х годов. Графитный карандаш , растушка

Учебная и учебно – методическая литература.

    Ли Н. Основы учебного академического рисунка /Н.Ли-М. « Эксмо», 2006г.-480с.

    Учебный рисунок. Московский государственный академический институт им. Сурикова. « Искусство»-2003 .

    Учебный рисунок в Академии художеств, « Изобразительное искусство», М.1990

    Учебный рисунок, Российской академии художеств. С - Петербургский государственный академический институт им. И. Репина, « Изобразительное искусство. М 1995.

    Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.

    Ермаш Г.Л. Искусство как мышление/ Г.Л. Ермаш – М. Искусство, 1992-275с.

    Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок / Жабинский В.И. Винтова А.В-М. « Инфра»- М. 2009- 272с.

    Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению/ Осмоловская О.В. Мусатов А.А М. « Архитектура – С 2008- 392с.

    Стародуб К.И. Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно стелизованному Стародуб К.И. Евдокимова Н.А.- М. « Феникс», 2009-208с.

    Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.

    Леонардо да Винчи, Суждения/ Леонардо да Винчи,-М, ЭКСМО- ПРЕСС, 1999-416с

    Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие; Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Мейлах- М. Искусство, 1985-318с.

    Ростовцев- М « Изобразительное искусство», 1983- 287с.

Быстрые рисунки - наброски и зарисовки с натуры - выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков и зарисовок. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков и зарисовок известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера - опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов м явлений. Умение же «видеть» - необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски и зарисовки в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто - линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков и зарисовок как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки - важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

П онятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, - не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу


Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!


Крошечный набросок Северного речного вокзала.


Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта. Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо», потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.



Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.


Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.


Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, - Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.


Тушь, трубчатая ручка.

Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).

Умение делать эскизы поможет Вам научиться рисовать.

Эскиз – предварительный набросок, который служит для того, чтобы зафиксировать замысел художественного произведения. Выполняется он быстро и не предполагается как готовая работа.

Почти у каждого известного художника были альбомы или блокнотики с разными набросками и зарисовками. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Среди них чаще всего встречаются зарисовки: пейзажей, животных, сцен из жизни различных людей или групп людей, архитектурных сооружений или их фрагментов и т.д. Иногда эти наброски мало проработанные и состоят из небольшого количества штрихов, но они важны для художника также как наброски сочинений или стихов для поэта. Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.


Набросок П. А. Федотова (карандашом).

Не достаточно просто попробовать сделать набросок, нужно потренироваться, чтобы научиться свободно передавать свои наблюдения на бумаге. Для этого нужно достаточное количество времени посвятить изучению натуры и постоянно упражняться в навыках рисунка и живописи.

Чем же отличается набросок от рисунка? Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Жизнь – это движение и часто бывает так, что интересный сюжет развивается быстро, его нельзя остановить, а действующих лиц поставить в удобную для вашего рисования позу. И тогда нужно быстро сделать набросок и как только сюжет изменился быстро сделать еще один набросок, а уж детали и более точные формы необходимые в рисунке, можно будет прорисовать потом. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Можно сделать очень точный набросок , уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже.



Лес - набросок Ф. А Васильева и лев - В. А. Серов. Карандаш.

Эскизы делают с разными целями: для изучения натуры, чтобы прояснить главное в модели, отобразить характерные черты, движение, наметить композицию, определиться с пропорциями. Чтобы научиться рисовать, нужно делать большое количество набросков , чтобы натренировать глаза и набить руку. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше . Также важно помнить, что набросок не должен быть окончательной целью, за быстрыми и эффектными зарисовками часто скрывается неумение рисовать рисунки, а именно: неумение отобразить цвет, свет и тень, точно отобразить детали, формы. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Например, если это набросок головы – нужно чтобы был очевиден поворот и наклон головы, основные черты и выражение лица, соблюдены правильные пропорции . Стоит также поинтересоваться анатомией, изучить конструкцию отдельных частей человеческого тела, чтобы ваши эскизы не выглядели нелепыми и не правильными.

Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным . Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. Ставьте модели на разной высоте, на разном расстоянии, обращайте внимание на тона, на светотени. Можно начать учиться рисовать с каких ни будь горшков, потом перейти на натюрморты, затем на интерьеры, после них на улицы и пейзажи. Животных и людей рисовать немного сложнее, желательно делать целые серии набросков: сбоку, в фас, сверху, снизу.

Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. На одних даже можно рассмотреть фактуру тканей, структуру поверхностей, пластику растений, напряженность поз, сложность движений, другие состоят только из основных штрихов.



Руки Морозовой и ступня юродивого. Наброски В. И. Сурикова (карандашом) 1880-ые годы.

Начинающим художникам, решившим учиться делать наброски, стоит почаще носить с собой альбом, блокнот, карандаш и стирательную резинку. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Рисуйте их с натуры и по памяти . Такие действия должны войти в привычку. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). Материалы для рисования можно выбирать разные , под каждый конкретный случай, для достижения наибольшей жизненности в передаче натуры. Следует помнить, что не следует все делать все время одинаково, привычно, в одной манере, повторяться только из-за того, что что-то у Вас получается лучше, а что-то хуже.



Натурщица, 1890 год. и Предупреждающий. Этюд первоначального замысла картины «Не ждали» 1883 год. Наброски И. Е. Репина (карандашом).

Рисуйте иногда большие эскизы , плакаты, панно. На разные наброски уходит разное количество времени: в среднем от 10-ти минут до 1 – 2 часов.

Удачи Вам в ваших творческих начинаниях!!!