Рубеж XVIII-XIX веков - небывалый в европейской истории социально-политический перелом. Новое мировосприятие, рожденное под знаком французской революции, впервые воплощено было в художественной системе романтизма.

Необходимо уяснить специфику романтического видения мира как потока одухотворенной жизни, осознать беспредельность человека и мира в их постоянном преображении. Следует понять природу романтического дуализма, универсализм романтического художественного мышления, особенности романтического историзма.

Изучив произведения Э.Т.Гофмана, Дж. Байрона, В.Гюго, А.Мицкевича, Э.По, оцените романтизм как существенный этап в развитии духовной культуры человечества.

Обратившись к изучению реализма, важно понять социально-исторические причины, обусловившие особенности критического мировосприятия и объективного повествования.

Обратите особое внимание на расцвет социально-психологического романа в творчестве Стендаля, Бальзака, Флобера, Диккенса, Теккерея.

Среди ряда различных течений и школ последней четверти ХIХ века целесообразно выделить концепции натурализма: общество как организм, биологическая модель мира, характер как результат взаимодействия наследственности и среды. Обратите внимание на сложное взаимодействие социокультурных и художественных принципов натурализма и традиций классического реализма в творчестве Э.Золя.

XX век осмысливается как эпоха социально-политической и научно-технической революций, как эпоха формирования «потребительского общества». Необходимо уяснить динамизм, противоречивость, многообразие и сложность общей картины литературного развития XX века, борьбу направлений и единство историко-литературного процесса; изучить концепцию мира и человека в литературе модернизма, понимать особенности эстетики модерна на примере произведений О. Уайльда, иметь представление об экзистенциализме в философии и литературе. Особое внимание следует уделить изучению семейных хроник Т.Манна и Д. Голсуорси, проблемам литературы «потерянного поколения» Э.М.Ремарка и Э.Хемингуэя.

    История зарубежной литературы Под ред. Н. А.Соловьевой, -М., 2000.

    Зарубежная литература XX века. Учебник / Под ред. Л.Г. Андреева.-М., 1999.

Тема № 1. Гротеск и двоемирие в повести Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес»

Текст: Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес по прозванию Циннобер (любое издание)

Библиографический список

    Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.

    Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман / Гофман Э.Т.А. Собр. Соч.: В 6 тт., т 1. - М., 1991.

    Сафрански Р. Гофман (ЖЗЛ). - М., 2005.

    Пронин В.А. Эрнст Теодор Амадей Гофман / Пронин В.А. История немецкой литературы. - М., 2007. с. 189-203.

    Фёдоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика. - М., 2004.

Ирония и гротеск в творчестве немецких романтиков занимали важное место при изображении противостояния реального и символического мира. Контрасты реального мира укрупняются, невероятное обнаруживает смехотворность, порой, уродливость реальности. Проанализируйте сказку Гофмана в этом направлении, найдите в ней черты романтического гротеска. Почему ничтожный и уродливый Циннобер достигает чина министра, в чём «гениальность» его поведения? Известно, что А.А. Ахматова сравнивала Цахеса со Сталиным, почему героя романа П. Зюскинда «Парфюмер» можно сопоставить с этим литературным персонажем? На примере каких героев сказки особенно ярко ощутимо романтическое двоемирие? Почему счастье Бальтазара и Кандиды утопично? По каким причинам пародия Гофмана прозвучала столь злободневно в современной ему Германии и не теряет актуальности и сегодня?

Тема № 2. Сравнительный анализ романтических баллад «Видение Валтасара» Байрона и «Валтасар» Гейне

Текст: Байрон Дж. Видение Валтасара (Пер. В. Бетаки). Гейне Г. Валтасар (Пер. М.Михайлова)

Библиографический список

    Гиджеу С. Лирика Генриха Гейне. - М., 1963. .

    Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. - М., 1963.

    Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. - М., 1975.

    Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - М., 1978.

    Пронин В.А «Видение Валтасара» Байрона и «Валтасар» Гейне. / В кн.: Анализ литературного произведения: Учебное пособие.-М., 1995.

    Эолова арфа. Антология баллады. - М., 1989.

Баллада-излюбленный жанр романтической лирики. Нередки случаи, когда к одному и тому же сюжету обращались разные поэты, создавая баллады, близкие по проблематике, но отличающиеся различным способом ее разрешения. Осуждая самовластье тирана, Байрон и вслед за ним Гейне создали баллады, воспользовавшись библейским сюжетом. Внимательно прочитав обе баллады, а также комментарии к ним и фрагмент из Библии (пятую главу Книги Пророка Даниила), ответьте не следующие вопросы. Чем диктовалось обращение поэтов-романтиков к библейским легендам? В чем сходство и в чем различие интерпретации библейского предания двумя поэтами? Подумайте над тем: было ли обращение Гейне к образу Валтасара продиктовано воздействием байроновской баллады или произошло независимо от Байрона? Анализируя текст двух баллад, раскройте их жанровые признаки. Покажите на примерах из обоих произведений, какими приемами передается нарастание драматизма. В заключение следует раскрыть смысл осуществленного пророчества.

Тема № 3. Почему Ф.Стендаль назвал свой роман «Красное и черное»?

Текст: Стендаль Ф. Красное и чёрное (любое издание).

Библиографический список

    Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. - М., 1985.

    Бальзак О. Этюд о Бейле (любое издание).

    Виноградов А.К. Три цвета времени (любое издание).

    Золя Э. Стендаль//Собр. Соч.: В 25-тит. Т. 25. - М., 1966.

    Моруа А Литературные портреты. - М, 1970. (раздел о Стендале).

    ЭренбургИ. Уроки Стендаля (любое издание).

    Реизов Б.Г. Стендаль / Реизов Б.Г. Французский роман ХIХв. М., 1997.

Название романа Стендаля, несомненно, символично. Обозначив заглавие контрастным сочетанием цветов, автор тем самым заявил о противоречиях в общественной жизни Франции, о различных возможностях реализации героем заложенных в него природой талантов и способностей. Вероятно, в заглавии отразилась рискованная игра, которую вынужден вести герой; можно увидеть в заглавии и отражение полярно противоположных черт, свойственных натуре героя. О символике названия давно ведут споры литературоведы и читатели. А каково ваше мнение о смысле названия этого романа? Подробно аргументируйте вашу точку зрения примерами из текста.

Тема № 4 Функция портретной характеристики в повести Бальзака «Гобсек»

Текст: Бальзак Оноре. Гобсек (любое издание).

Библиографический список

    Бальзак в воспоминаниях современников. - М., 1986.

    Грифцов БЛ. Бальзак/Грифцов Б.А. Психология писателя. - М., 1988. С. 129-156.

    МоруаА. Прометей, или Жизнь Бальзака (любое издание).

    Оноре де Бальзак: денди и творец. Исследования и материалы.- М., 1997.

    Цвейг Стефан, Бальзак (любое издание).

    Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии».- М., 1982.

    ЭпштейнМ. Поэтика дисгармонии (Стендаль и Бальзак)/М.Эп-штейн. Парадоксы новизны. - М., 1988. С. 12 - 41.

Повесть Бальзака «Гобсек» дает яркое представление о специфике бальзаковского реализма, о его позиции «секретаря общества» и провидца. Изучение функции портретной характеристики Гобсека помогает постичь своеобразие художественной манеры Бальзака.

Анализируя портретные зарисовки, обратите внимание на функцию многочисленных сравнений, принцип их нагнетания, гиперболизации, заострения. Какова роль сравнения образа Гобсека с неживыми предметами? Проанализируйте, как ростовщик становится фантастическим образом, не переставая быть реальной фигурой. Какими художественными средствами создается типический характер ростовщика последних лет Реставрации? Какие закономерности общественного развития прозревает Бальзак в образе Гобсека?

Обобщая все изученное, раскройте особенности бальзаковского реализма.

Тема № 5. Сюжет и композиция романа Постава Флобера «Госпожа Бовари»

Текст: Флобер Г. Госпожи Бовари (любое издание).

Библиографический список

    Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

    Мережковский Д. Ибсен. Флобер/Мережковский Д. Вечные спутники. - М, 1995.

    Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. - М, 1998.

    Моэм С. Флобер и «Майате Воуагу» /Моэм С. Искусство слова. - М., 1989.

Почему Г.Флобер мечтал написать книгу «ни о чем»? Как в выборе сюжета отразилась антиромантическая позиция автора? В чем вы видите занимательность и естественность сюжетного повествования? Обратите внимание, когда впервые читатель знакомится с госпожой Бовари и когда узнает о том, как происходило формирование личности Эммы. Выделите узловые моменты действия. Каково отношение автора к героине? Отметьте в композиционном построении чередование лирических эпизодов и массовых сцен. Почему роман не заканчивается смертью героини, а продолжается рассказ о персонажах, с которыми была связана госпожа Бовари? Охарактеризуйте в заключение новаторские, приемы повествования в романе.

Тема № 6. Театр одного актёра О. Уайльда в его романе «Портрет Дориана Грея»

Текст: Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание)

Библиографический список

    Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. - М., 1993.

    Лангланд Ж.де Оскар Уайльд, или Правда Масок (ЖЗЛ). - М., 1999.

    Урнов М.В. На рубеже веков: очерки английской литературы. - М., 1970.

    Холланд В. Сын Оскара Уайльда. - М., 2006.

    Холланд М. Ирландский павлин и багровый маркиз. Подлинные материалы суда над Оскаром Уайльдом. - М., 2006.

Написанный на пари за несколько дней, роман О. Уайльда стал центральным произведением английского эстетизма, где Парадокс и двойничество были важнейшими смыслообразующими элементами. Какие основные символы использует автор для отражения жизни Дориана Грея и мотивировки собственной эстетической программы? Почему К. Бальмонт сравнивал жизнь Уайльда и его творчество с красивой, но ядовитой орхидеей? В чём состоит нравственный кризис героя? Как и в чём, согласно Уайльду, проявляется истинная ценность искусства? В каких сравнениях и реминисценциях проявляется экстравагантность авторского стиля в романе?

Тема №7. Образы детей и тема детства в творчестве Чарльза Диккенса

Тексты: Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста, Жизнь и приключения Николаса Никльби,Домби и сын, Холодный дом, Крошка Доррит, Лавка древностей (любой роман или несколько романов по Вашему выбору)

Библиографический список

    Катарский И.М. Диккенс и его время. М.,1966.

    Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Биография писателя, М.,1987.

    Набоков В. Чарльз Диккенс / Набоков В.Лекции по зарубежной литературе. М., 1988.

    Пирсон Х. Диккенс. М., 1973.

    Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. Л.,1970.

    Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975.

    Урнов М.В. Неподражаемый Диккенс. М., 1990.

    Честертон Г. Чарльз Диккенс. М., 2002.

Прочитав выбранные Вами романы Ч.Диккенса, постарайтесь понять и объяснить, почему тема детства столь характерна для творчества писателя? Почему различные вариации этой темы постоянно присутствуют в известнейших романах писателя? Знакомство с биографией Ч.Диккенса поможет Вам увидеть автобиографические мотивы в изображении теми детства, детского труда, детского страдания. Только ли автобиографическими мотивами определяется столь органичная для всего творчества писателя тема многострадального детства? Подумайте, как связана эта тема с общей концепцией человека в творчестве Диккенса (тип "чудака","ребенка","маленького человека", противостоящих социальному злу);с удивительной способностью писателя видеть идеальное и прекрасное в страшных условиях реальной жизни, в простых людях?

Обратившись к тексту конкретного романа, проанализируйте художественные средства воплощения детских образов; как создаются психологические характеристики, какова роль контрастов, символики, функция лейтмотивов и т.д. Обратите внимание на то, что чистота и невинность детей подчеркнута мрачной атмосферой притонов,"работных домов","холодных домов",в которых они страдают (В романе "Холодный дом" около 30 образов детей!), а жестокость и бездушие дельцов и разного рода нравственных уродов в романах Диккенса ярче всего выявляется в их отношении к детям.

Объясните, анализируя любой роман, как тема детства связана с нравственно-этическим идеалом писателя,"карателя лжи и лицемерия" (Н.Г.Чернышевский), человека, который "в совершенстве постиг трудное искусство любви к людям" (М.Горький),с диккенсовской верой в неизбежность торжества добра, в реальную силу союза "маленьких людей".Какова функция обязательных счастливых концовок в романах писателя? Побеждает правда жизни? Логика сказки? Гуманизм Диккенса?

Тема № 8. Новелла Франца Кафки «Превращение» как метафора одиночества и отверженности

Текст: Кафка Ф. Превращение (любое издание).

Библиографический список

    АдорноТ. Заметки о Кафке//3везда, 1996.№2.С. 120-139.

    Брод Макс. О Франце Кафке.- СПб., 2000.

    Долгих Е. Искушение Кафки, - СПб., 1998.

    Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. - Нижний Новгород, 1996.

    Карельский А В. Лекция о творчестве Франца Кафки / Иностранная литература. 1995. №8.

    Набоков В. Франц Кафка/Владимир Набоков. Лекции по зарубежной литературе. - М, 1998.

    Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь)//Вопросы литературы. 1999. Вып. 2. С. 162-185.

    Парфенов А.Т. «Превращение» Франца Кафки/В кн.: Анализ литературного произведения. - М, 1995.

Прежде чем приступить к анализу новеллы Ф.Кафки «Превращение», познакомьтесь с биографией писателя, особенностями его личности, своеобразием его мировосприятия. Для этого можно воспользоваться учебником или прочитать вступительную статью к изданию произведений Ф.Кафки. Было бы полезно прочитать «Письмо к отцу», в котором писатель раскрыл суть семейной драмы. Далее целесообразно поразмышлять над тем, как личные обстоятельства жизни писателя отразились в сюжете новеллы «Превращение». Подумайте, существует ли близость между Центральным персонажем и автором. Однако пафос и смысл новеллы в ее общечеловеческом содержании. Попробуйте подобрать несколько реалистических мотивировок произошедшей фантастической метаморфозы, то есть дайте внутреннее объяснение внешним ирреальным событиям.

Новелла «Превращение» - притча. Что же хотел вызвать у своих читателей австрийский писатель: страх или сострадание? Наконец, попробуйте дать ответ на вопрос: «Почему умирающий Франц Кафка просил уничтожить и никогда не издавать его произведения?».

В зарубежной литературе 19 века выделяются два основных течения: романтизм и реализм. Так как эти течения развивались почти одновременно, они наложили друг на друга заметный отпечаток. Особенно это относится к литературе 1-й половины 19 века : творчество многих писателей-романтиков ( , Гюго, Жорж Санд) имеет целый ряд реалистических особенностей, тогда как творчество писателей-реалистов (Стендаль, Бальзак, Мериме) нередко окрашено романтизмом. Не всегда бывает легко определить, куда следует отнести творчество того или иного писателя — к романтизму или реализму. Только во 2-й половине 19 века романтизм окончательно уступает место реализму.

Романтизм связан французской буржуазной революцией 1789 года, с идеями этой революции. На первых порах романтики приняли революцию восторженно и возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Отсюда характерная для произведений романтиков мечтательность, восторженность. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала надежд, возлагавшихся на нее. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Огромную роль в судьбах людей стали играть деньги, которые, в сущности, поработили их. Для того, кто был богат, открылись все пути, удел бедняков по-прежнему оставался печальным. Началась страшная борьба за деньги, жажда наживы. Все это вызвало у романтиков жестокие разочарования. Они стали искать новых идеалов — одни из них обратились к прошлому, начали идеализировать его, другие, наиболее прогрессивные, устремились в будущее, которое им рисовалось чаще всего туманно и неопределенно. Неудовлетворенность настоящим, ожидание чего-то нового, стремление показать идеальные отношения между людьми, сильные характеры — вот что характерно для писателей-романтиков. Не зная путей, которыми человечество может построить лучшее общество, романтики часто обращались к сказке (Андерсон), горячо интересовались народным творчеством и нередко подражали ему (Лонгфелло, Мицкевич). Лучшие представители романтизма, такие как Байрон, например, призывали к продолжению борьбы, и новой революции.

Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь возможно более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились отразить в своих произведениях характерные для эпохи события. Если романтики изображали героев, наделенных какими-то остро индивидуальными чертами, героев, резко отличавшихся от окружающих людей, то реалисты, наоборот, стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или другой социальной группе. «Реализм предполагает ,- писал Ф.Энгельс, — кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах «

Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм 19 века принято называть критическим реализмом.

Таков короткий обзор зарубежной литературы 19 века

Полезного Вам чтения!

Реферат по предмету «стория зарубежной литературы» подготовила Анохина М.В., судентка 5 курса СКС

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра культурологии

Екатеринбург 2005

Введение

Научные и художественные ценности, накопленные человечеством за 2000 лет, огромны. Культура Древней Греции – создание ее мыслителей, поэтов, ваятелей и зодчих – необходимая часть великого наследия, на которое опираемся мы, строители нового общества. Немало дали нам и Средневековье и Возрождение, эпохи великих географических открытий, времена трансформации и расцвета искусства с чередой удивительных жанров и имен – Леонардо, Данте, Шекспир…Стоит ли говорить о последующих столетиях, сформировавших базу современного образования и всего социального устройства.

Литература испокон веку играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Главенствующее место в своей истории, разумеется, занимает литература Европы: в древние времена – литература Греции и Рима, во все последующие – Германии, Англии и Франции. Именно эти страны явились лоном классицизма с его героичностью, гуманизма со вспыхнувшей внезапно любовью к человеку, созерцательностью неореализма, переливающегося в кислотно-неоновых цветах... Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось констатировать цикличность истории.

Целью моего реферата явилось проследить историю развития зарубежной литературы на наиболее значительных ее рубежах путем рассмотрения важнейших литературных имен. В увлекательном процессе исследования мировой литературы мне довелось в который раз понять, как все же велико ее значение.

1. Античная литература

Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература исполненная героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами - они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут… Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов», где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красота и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея и «Илиада», входящие в Троянскиц мифологический цикл,которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила, уроженца Афин, участника Греко-персидских войн - это время греческого театра. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила "Персы", «Скованный Прометей», большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы").

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе; но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

2.1. Литература Средневековья

Средние века охватывают огромный отрезок времени с момента падения Римской империи (5 в н.э.) до начала мировых революций (17 в). В истории литературы Западной Европы различают собственно средневековую эпоху (5-15 вв.) – зарождение, развитие и расцвет феодального строя и его культуры – и эпоху Возрождения (15-17 вв.) , связанную с формированием буржуазных отношений, развитием городов, созданием новой культуры.

Самым значительным и ценным наследием средневековой литературы составляет эпос – поэмы о героях-воинах, созданные народом и выражавшие его идеалы. Героикой проникнута знаменитая французская поэма «Песнь о Роланде» (1170), отражающая религиозную идеологию и политическое перипетии, наполнявшие феодальное общество. Патриотический пафос звучит и в испанском эпосе, содержание которого связано главным образом с реконкистой – борьбой испанского народа за освобождение своей страны от захвативших ее арабов. Так, большая поэма 12 в. «Песнь о Сиде» воспевает подвиги легендарного героя этой войны, Руй Диаса, которого побежденные им арабы прозвали Сидом, т.е.господином.

Яркая картина нравов начала второго тысячелетия с кровавыми распрями из-за любви, богатства и воинского соперничества изображена в немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах», рукопись которого относится примерно к 1200 г.

Период 12-15 вв. является периодом рыцарской и куртуазной литературы, отличающейся искусственностью, надуманностью. Однако в нее проникают и темы из народной поэзии – пример тому поэтический роман о Тристане и Изольде. В Англии примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин-Гуду – любимому герою английского народа.

В конце 13-начале 14 вв. в Италии выступает великий поэт – Данте Алигьери, ставшего известным благодаря величайшему произведению «Божественная комедия», изображающую переход в загробном мире сквозь круги ада. Произведение Данте называют истинной Илиадой средних веков.

Борьба за переход литературы с непонятной народу латыни на вновь формировавшиеся национальные языки широко развернулись в эпоху Возрождения.

2.2. Литература Возрождения

Литература Возрождения характеризуется укреплением идей гуманизма, где главным содержанием становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье. Выдающимися литераторами Возрождения выступают Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес Сааведра.

Культура возрождения впервые зародилась в Италии, которая раньше других встала на путь буржуазного развития. Здесь уже в 15 веке создаются великие произведения гуманистической литературы. Итальянский гуманизм отличается особенной жизнерадостностью. Сборник стихотворений Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, - первый образец гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюбленного.

Джованни Боккаччо создает реалистическую прозу гуманизма, запечатленную в самом известном его произведении – сборнике новелл «Декамероне», составляющем реалистическую картину эпохи. «Декамерон» или «Десятидневник» начинается с описания чумной эпидемии во Флоренции и включает сто новелл, которые рассказывают в течение десяти дней десять юношей и девушек, ушедших из зачумленного города.

Вершиной гуманистической литературы во Франции стал наполненный педагогическими идеями роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пентагрюэль», состоящий из пяти книг. Сюжетная основа романа – сказка о королях-великанах – тесно связана с французским народным творчеством.

Величайшим драматургом- гуманистом Англии был Шекспир. Творчество драматурга – вершина литературы эпохи Возрождения. Творческий путь Шекспира подразделяется на три периода, отличающихся друг от друга по содержанию и стилю произведений. В первый период - в 90-е годы 16 века и до 1612 г. Он подразделяется на три периода, отличающихся друг от друга по содержанию и стилю произведений в связи с развитием общественной жизни. В первый период – 90-е годы 16 в. – Шекспир создает самые жизнерадостные комедии, «исторические хроники» (пьесы из английской истории), а также трагедию «Ромео и Джульетта». В то же время былин написаны поэмы, и, по-видимому, сонеты, изданные позднее. Ко второму периоду – 1601-1608 гг. – относятся наиболее прославленные трагедии Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Макбет»). В третий период – с 1608 по 1612 г. – Шекспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыкновенную, иногда сказочную обстановку («Буря»); сам Шекспир и его современники называли их комедиями. Язык Шекспира чрезвычайно выразителен. Речь его героев насыщена образностью – олицетворениями и метафорами. Особенность художественного метода заключается в том, что Шекспир все жизненные явления и человеческие характеры изображает со всех сторон, и притом не застывшими, а изменяющимися. Шекспир изображает жизнь в контрастах, смело чередуя изображение трагических и возвышенных моментов с чисто бытовыми, даже комическими сценами, порой грубоватыми.

2.3. Литература 17 века

В западноевропейский литературе 17 века наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей; крупнейшие из них примыкали к направлению, называемому «классицизм», которое сложилось в эпоху расцвета абсолютной монархии во Франции. Великие драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен не были певцами абсолютизма. В гениальных трагедиях Корнеля и Расина рационализм – это торжество мысли, высокий нравственный пафос - в их творчестве классицизм отразил свое развитие, проходившее в два этапа. Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид», трагикомедия. Под впечатлением критики «Сида», Корнель пишет несколько последовательных пьес. Пьеса «Гораций» превыше всего ставит патриотическую доблесть.

Творчество Расина относится к другому периоду – французский абсолютизм окончательно утвердился и всецело стал оплотом реакции. Необузданные страсти властьпридержащих Жан Расин изображает в своей ранней трагедии «Андромаха». С большим психологическим актерством, тонко и душевно писатель раскрывает борьбу страстей, противоречия изуродованной любви в обстановке придворных интриг в ряде образов трагедии «Федра». В трагедии «Анталия» (или «Гофолия») Расин выступает с резким осуждением деспотизма, предвосхищая позднейшие тираноборческие идеи просветителей 18 в.

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма смелее других был Мольер (Жан-Батист Поклен), создатель французской комедии, один из основоположников французского театра. Три величайшие комедии, созданные им в середине 60-х - «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп» - освещают идеалы материалистической философии. В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер дал саамы сатирический образ богатого буржуа Журдена, преклоняющегося перед дворянством, мечтающего проникнуть в аристократическую среду. Мольер проявил себя мастером комедийной интриги, предоставив богатые возможности для создания живописного спектакля.

2.4. Литература Просвещения

Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов 18 в, философов и писателей, выступавших со смелой критикой политических порядков, что стало возможным в условиях нарастающего кризиса феодальной формации. В Англии еще в 17 в произошла революция, навстречу революции 1789-94 гг. стремилась и Франция. В других странах ощущалась не меньшая необходимость общественных перемен. Светское искусство было аналогично манерно-изысканному стилю в искусстве рококо и барокко, черты которых особенно заметны были в лирике. (большая откровенность любовных приключений). Не утратил своего значения и классицизм – здесь большая заслуга принадлежит Гете («Фауст») и Вольтеру («Заира», «Задиг», «Простак»), отстаивающих сил гуманизма над варварством цивилизации. Выдающимся достижением 18 в. является формирование просветительского реализма – где новаторским стал роман 18 в. Особенно велика роль английских писателей Дефо («Робинзон Крузо»), Ричардсона, Фильдинга, Смоллетта.

Наряду с романом складывается и новый реалистический жанр в драматургии – мещанская драма, изображающий события в среде третьего сословия. В мещанской драме можно отметить черты сентиментализма – художественного направления второй половины 18 в. При этом грани между сентиментализмом и реализмом не всегда отчетливы.

Раньше, чем в других странах, просвещение развивается в Англии, здесь выступает Дж. Свифт («Путешествия Гулливера») – выдающийся сатирик мировой литературы. Во Франции значительна деятельность Вольтера. В Герани литература Просвещения только делает первые шаги.

К середине века просветительское движение в странах Западной Европы приобретает огромный размах. Исторической датой становится 1751 год, когда во Франции выходит первый то «Энциклопедии». Издание было поистине подвигом, которому выдающийся мыслитель и писатель Дени Дидро отдал 20 лет жизни. Таким образом просветительское движение перестало быть делом одиночек – создается единый фронт приверженцев прогресса. Дидро во Франции, Лессинг в Германии вступают с критикой классицизма, к прежним направления добавляется новое – сентиментализм, зачинателем которого является английский писатель Лоренц Стерн. Сентиментализмы в отличие от просветителей объявляют главным критерием не разум, а чувство.

Популярнее гуманистические идеи развивались в контексте «Бури и натиска», литературного движения в Германии 70-80-х гг. 18 в., главным теоретиком которого был И. Гердер. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители Бури и натиска отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Приверженцы - драматурги и поэты: И. В. Гете и Ф. Шиллер, Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер

Жан-Жак Руссо создает свои знаменитее произведения «Исповедь», «Общественный договор», «Новая Элоиза», Пьер Огюстен Бомарше (Карон) прославляется «Севильским цирюльником», «Женитьбой Фигаро» , в которых исповедует принцип социальной остроты в сочетании с комедийностью – «забавлять поучая». Роберт Бернс, английский поэт, в доступных любому человеку образах выражает глубокие чувства, исполненные философского смысла.

Особое место занимают в литературе этого времени Фридрих Шиллер («Коварство и любовь», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева») и Иоганн Вольфганг Гете, раскрывающие идеи долга и нравственного совершенства в свете новых исторических перемен.

Эпоха просвещения завершается французской революцией (1789-1794 гг.), повлиявшей на расцвет жанрами песен и баллад. В последние годы 18 века в странах Западной Европы формируется романтизм – взволнованный, полный противоречий отклик на всю идеологию просвещения.

3. Литература Нового времени

У романтиков существовали разные разнее философские убеждения и политические кусы – страстно любя и страстно ненавидя, они создавали разные образы, выразительно контрастировавшие с миром – это могла быть легендарная фигура (Каин у Байрона, Прометей у Шелли, Гражина у Мицкевича, Гайавата Лонгфелло), или одинокий страдалец, бросающий вызов обществу (герой восточных Ом Байрона0, или художник-энтузиаст, отстаивающий свое высокое призвание (у Гофмана). Сочувственно изображали прошлое Арни, Брентано, Эйхендорф – немецкие писатели, занимавшие консервативные позиции.

Выдающимися для своего времени учеными были немецкие сказочники Братья Якоб и Вильгельм Гримм (Детские и семейные сказки» - «Золотой гусь», «Кот в сапогах»), которым принадлежали труды по истории немецкого языка, труды о культуре и преданиях древних германцев.

Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик; член палаты лордов, в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах - мистериях «Манфред и Каин», цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» выражает острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби - космического пессимизма). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую окраску (поэма «Бронзовый век»). Так же сочетал причудливую фантазию, тонкую философскую иронию, доходящую до мистического гротеска с критическим восприятием реальности немецкий писатель-романтик, композитор, художник - Теодор Амадей Гофман («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», « Крошка Цахес», «Повелитель блох»).

Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской (в т.ч. шотландской) истории в ее переломные моменты - «Песни шотландской границы», «Песнь последнего менестреля», «Дева озера Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

Еще один английский писатель Чарльз Диккенс сзнательно отказывается от изображения социального зла в воссоздании человеческой жизки. Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» посвящены обитателям различных слоев лондонского общества, в сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (с наивным и трогательным эксцентричным героем) идиллическая Катрина английского общества обусловлена верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», «Мартин Чезлвит». Социальный оптимизм Диккенса (романы «Лавка древностей», «Рождественские повести») вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания «Домби и сын» и «Дэвид Копперфилд», с автобиографическими чертами, роман «Холодный дом», детективный роман «Тайна Эдвина Друда».

Виктор Гюго, французский писатель-романтик создал в 1827 году предисловие к драме Кромвель, ставший манифестом французских романтиков. Пьесы «Эрнани», «Марион Делорм», «Рюи Блаз» являются у Гюго воплощением бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота великий писатель выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» и сборник сатирических стихов «Возмездия», романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Французский поэт Пьер Жан Беранже разделял идеи утопического социализма («Безумцы») и завоевал известность похожей сатирой на наполеоновский режим («Король Ивето»). Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором, оптимизмом, плебейской прямотой, приобрели широкую популярность. («Наваррский принц», «Белая кокарда»).

Французский писатель Фредерик Стендаль, в своей книге «Расин и Шекспир» (1823-25) созадал первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены романы: «Красное и черное» о трагической карьере плебея, переживающего конфликт честолюбия и чести; «Пармская обитель», полная поэтизации свободного чувства, обличения политической реакции после наполеоновских войн. Не менее всесторонне отражена политическая жизнь французского общества в произведениях Оноре де Бальзак а, французского писателя. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Биротто», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бета», что говорит о том, то эпопея - грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

Богатой многовековой традицией отличалась и польская литература. Во второй половине 18 века она вдвинула крупных мастеров просветительского классицизма, однако мировой славы удостоен польский романизм. С романизмом связано творчеством композиторов Шопена и Монюшко, поэта и драматурга Юрия Словацкого и самого замечательного в этой плеяде - великого польского поэта Адама Мицкеича («Поэзия», «Гражина», «Дзяды», «Конрад Валленрод»). Последний кроме всего прочего выступал как деятель национально-освободительного движения.

Джеймс Фенимор Купер, американский писатель, сочетал элементы просветительства и романтизма. Его исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт», «Лоцман»), социально-политическая сатира (« Моникины») и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ»), в которых полная опасностей борьба за жизнь, живописность изображения пейзажей, тревога за судьбу страны принесли писателю мировую славу. Еще один американский писатель и поэт-романик Генри Лонгфелло, в эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к героическому прошлому США, средневековым легендам, христианской тематике. («Псалом жизни», «Песнь о Гайавате»).

Весьма заметный вклад в мировую литературу внесла Дания в лице Ганса Христиана Андерсона, сказочника и философа. Мировую славу принесли ему произведения в древнейшем литературном жанре - сказках, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре («Огниво»), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева»), сказки осуждают общественное неравенство

Отражением большого исторического периода выступает творчество немецкого поэта и публициста Генриха Гейне. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в Книге песен (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник Ромасеро (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т. ч. поэмы «Атта Тролль», и «Германия. Зимняя сказка»), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию.

Новое время – это период сложных процессов в социальной жизни Европы и неоднозначный отрезок времени в истории всего мира, увлеченного революциями, переворотами и реформами. А потому 20 век не только в литературе, но и во всех жанрах искусства и социальных формированиях явился совершенно новой, передовой и более жесткой эпохой.

4. Литература 20 века

Литература 20 века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой начала 19 века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература 20 века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски 20 века: английский романист Джон Голсуорси, создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн, написавший философские романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль, сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс, давший сатирическое обозрение Франции конца 19 века, Ромен Роллан, отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар и Л. Арагон были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.

Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины 20 века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.

Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, - писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей 20 века.

Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс, опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов 20 века.

Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков 20 века. В романах «Процесс», «Замок» и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке, создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий 20 века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

Среди литераторов, сыгравших роль в истории литературы прошлого века можно выделить несколько выдающихся имен. А именно: Эмиля Золя, Марка Твена, Джека Лондона, Ромена Роллана, Томаса анна и других. Основное произведение французского писателя Эмилья Золя - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» - история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа», Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя - сторонник принципов натурализма («Экспериментальный роман»). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет «Я обвиняю»).

В романах французского писателя, лауреата Нобелевской премии Анатоля Франса («Преступление Сильвестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра») выражена скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» - сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» и «Восстание ангелов» - антирелигиозная и политическая сатира.

Ромен Роллан, в романе-эпопее «Жан Кристоф» отражает духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. В центре повести Кола Брюньон - образ вольнолюбивого, никогда не унывающего народного умельца эпохи французского Ренессанса. В антивоенной публицистике французского писателя испытывается сочувствие социалистическим идеям, выступление в защиту СССР (при том, что Роллан отвергал все формы революционного насилия), в котором длительное время видел оплот социальной справедливости.

Среди французской поэзии наиболее интересен Поль Элюар, участник Движения Сопротивления, примыкавший в 20-30 е гг. к сюрреализму. В его поэзии господствует смелая образность, нетрадиционная метрика и строфика в интимной и философской лирике (сборники «Град скорби», «Любовь –поэзия», «Сама жизнь», «Роза для всех»).

Марк Твен, американский писатель. Рассказы 60-70-х гг. - комическое, подчас гротескное описание провинциальной Америки (сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», сатирический роман «Позолоченный век» о финансово-политической коррупции, лирико-биографическая книга «Жизнь на Миссисипи»). Роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» знаменует зрелый социальный критицизм, открытие той Америки, в которой поэтическое (жизненная крепость, дерзкий юмор, душевная отзывчивость) соседствует с бесчеловечной утилитарностью и жестокостью. Мир социальной иерархии отвергается в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Поздние произведения проникнуты сарказмом и скепсисом, а произведения о мальчишках (в т. ч. «Приключения Тома Сойера») стали классикой детской литературы.

Джек Лондон, - один из крупнейших писателей американских писателей 20 века, книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой Неоромантические повести («Зов предков») и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», «Дети мороза», «Любовь к жизни»), о жизни на море (роман «Морской волк») сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. В романе-утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма.

Среди художников 20 века выделается Антуан де Сент-Экзюпери, как наиболее непосредственный и безыскусственный, и в первую очередь философской сказкой «Маленький принц» - наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький принц олицетворяет в сказке все те человеческие качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, несмотря на то, что носит абстрактный характер.

Внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст отличает прозу американского писателя Эрнеста Хемингуэя, отразившего умонастроения потерянного поколения («Фиеста», «Прощай, оружие!») и обогатившего жанр новеллы (сборник «В наше время»). В романе «По ком звонит колокол» гражданская война в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» посвящена заветной авторской идее - трагическому стоицизму: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство.

Томас Манн, немецкий писатель, брат Генриха Манна. В семейной хронике буржуазной семьи романе «Будденброки», философском романе «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья», многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., отразил нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем).

Большое место в литературе после Второй мировой войны заняли дневники и мемуары, подлинные документы, бесхитростные свидетельства тех, кто перенес многие испытания. Эхо войны коснулось большей части немецкой литературы в большей или меньшей степени - немецкий писатель и государственный деятель Иоганнес Бехер, Министр культуры Германской Демократической Республики, основатель и президент Культурбунда, президент Академии искусств Германской Демократической Республики явился одним из организаторов немецкого антифашистского литературного движения. Антивоенный роман «Люизит», поэтические сборники «Искатель счастья», «Шаг середины века», роман «Прощание» (на автобиографической основе), тетралогия «Опыты о проблемах культуры» писатель подчеркивает происходящие перемены и чувство вины германского социума за ошибки и деяния политических правителей.

Немецкий писатель, драматург, режиссер Бехтольд Брехт вошел в историю как острый полемист и теоретик искусства. В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана», «Кавказский меловой круг» демонстрирует яркие принципы верности реализму и приверженство к социализму, за что получил большое признание в свете социалистических настроений ряда стран.

Равно как и Анна Зегерс,немецкая писательница, которая утверждает нравственную победу борцов-антифашистов, веру в будущее немецкого народа («Седьмой крест»). цикл социально-психологических романов «Мертвые остаются молодыми», «Решение», «Доверие», новеллы (сборник «Сила слабых»), рассказы («Странные встречи»), а также литературно-критическими работами.

Примечателен Пабло Неруда,чилийский поэт - его лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния», антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце», две «Песни любви Сталинграду», эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь», лирико-философские «Оды изначальным вещам», автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова», книга воспоминаний «Признаюсь: я жил открывают» с новых сторон литературные жанры 20 века - реализм, экспрессионизм, так называемый «поток сознания».

В общем и целом литература 20 века стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса, иныне продолжает открывать новых выдающихся авторов.

Заключение

Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня все чаще выступают телеведущие и музыкальные звезды в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности.

Тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, положенные на стихи Бернса и отличать изречения Бальзака от изречений Ромена Роллана, литературе ничего не угрожает. Только развитие.

Список литературы

Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий ст. классов ср. школы. Изд. 2-е., испр. – М.: Просвещение, 1975. – 320 с., ил.

Шестаков С. О происхождении поэм Гомера. – Казань. – 1982.

Бахтин М. Время и пространство в литературе//Вопросы литературы. - М., 1974. - №3.

Список литературы по всеобщей истории

  1. Адамчик В.В. Всемирная история: от Древнего Вавилона до наших дней / В.В. Адамчик. - М.: Харвест, 2007. -960 с.
  2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2012. - 319 c.
  3. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало ХХI века. 9 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Л.Н. Алексашкина. - М.: Экзамен, 2014. - 79 c.
  4. Боярский М.Н. Всемирная история / М.Н. Боярский. - М.: АСТ, 2010. - 352 с.
  5. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 2. Восток и Запад в Середине века: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 538 c.
  6. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 3. От средних веков к новому времени (XVI - XVIII вв.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 606 c.
  7. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 4. Новое время (XIX в.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2012. - 680 c.
  8. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 5. От нового времени к современности: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 680 c.
  9. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 6. Современность и глобальные проблемы человечества: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 714 c.
  10. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т.Т. 1. Древний Восток и античность: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 518 c.
  11. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 816 c.
  12. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. / К.С. Гаджиев, Т.А Закаурцева., - М.: Владос, 2010. - 336 с.
  13. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
  14. Загладин, Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: Рус. слово - учебник, 2013. - 432 c.
  15. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI в. Учебник для 11 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. - М.: Рус. слово-РС, 2013. - 416 c.
  16. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c.
  17. Красняк О.А. Всемирная история. - М.: Либроком, 2009. - 280 с.
  18. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012. - 640 c.
  19. Орлова Л. Всемирная история в таблицах и аннотациях: Полное руководство / Л. Орлова. - М.: Харвест, 2010. -320 с.
  20. Понтинг К. Всемирная история. Новый взгляд/ К. Понтинг. - М.: АСТ, 2010. - 958 с.
  21. Родари Дж. Про всемирную историю / Дж. Родари. - М.: Эксмо, 2014. - 32 с.
  22. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Мир в ХХ - начале XXI века. / О.С. Сороко-Цюпа- М.: Дрофа, 2008. - 351 с.
  23. Твист К. Всемирная история. Хроника важнейших событий / К. Твист. - М.: АСТ, 2004. - 320 с.
  24. Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2010. - 608 c.
  25. Штайнер, Р. Праздник Пасхи и всеобщая история мистерий: Четыре лекции, прочитанные в Дорнахе с 19 по 22 апреля 1924 года: Курс лекций / Р. Штайнер; Пер. с нем. С. Шнитцер. - М.: Лонгин, 2013. - 144 c.
  26. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази; Пер. с фр. Н.С. Курдюков, Е.Г. Денисова. - М.: Эксмо, 2012. - 704 c.
Самые свежие и популярные источники литературы по всеобщей и всемирной истории. Данная подборка литературы пригодится при написании рефератов и докладов.

Реферат по предмету «стория зарубежной литературы» подготовила Анохина М.В., судентка 5 курса СКС

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра культурологии

Екатеринбург 2005

Введение

Научные и художественные ценности, накопленные человечеством за 2000 лет, огромны. Культура Древней Греции – создание ее мыслителей, поэтов, ваятелей и зодчих – необходимая часть великого наследия, на которое опираемся мы, строители нового общества. Немало дали нам и Средневековье и Возрождение, эпохи великих географических открытий, времена трансформации и расцвета искусства с чередой удивительных жанров и имен – Леонардо, Данте, Шекспир…Стоит ли говорить о последующих столетиях, сформировавших базу современного образования и всего социального устройства.

Литература испокон веку играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Главенствующее место в своей истории, разумеется, занимает литература Европы: в древние времена – литература Греции и Рима, во все последующие – Германии, Англии и Франции. Именно эти страны явились лоном классицизма с его героичностью, гуманизма со вспыхнувшей внезапно любовью к человеку, созерцательностью неореализма, переливающегося в кислотно-неоновых цветах... Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось констатировать цикличность истории.

Целью моего реферата явилось проследить историю развития зарубежной литературы на наиболее значительных ее рубежах путем рассмотрения важнейших литературных имен. В увлекательном процессе исследования мировой литературы мне довелось в который раз понять, как все же велико ее значение.

1. Античная литература

Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература исполненная героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами - они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут… Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов», где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красота и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея и «Илиада», входящие в Троянскиц мифологический цикл,которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила, уроженца Афин, участника Греко-персидских войн - это время греческого театра. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила "Персы", «Скованный Прометей», большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы").

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе; но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

2.1. Литература Средневековья

Средние века охватывают огромный отрезок времени с момента падения Римской империи (5 в н.э.) до начала мировых революций (17 в). В истории литературы Западной Европы различают собственно средневековую эпоху (5-15 вв.) – зарождение, развитие и расцвет феодального строя и его культуры – и эпоху Возрождения (15-17 вв.) , связанную с формированием буржуазных отношений, развитием городов, созданием новой культуры.