Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.


Когда человек уходит в мир иной его бренное тело, как правило, хоронят в могиле или кремируют. Но оказывается, в истории с трупами так поступали далеко не всегда. В нашем обзоре 10-ка невероятных примеров того, как люди поступали с телами умерших.

1. Трупы из камня


Человечество в течение многих тысяч лет пытает сохранить трупы выдающихся личностей на века. Старейшей известной мумией является ребенок народности чинчорро - доисторической рыбацкой культуры, представители который жили вдоль побережья современных Чили и Перу. Она датируется примерно 5050 г. до н.э., что намного раньше египетских мумий.

Итальянский анатом Джироламо Сегато, который родился в 1792 году, был просто одержим египетскими погребальными практиками. Он принимал участие в нескольких археологических экспедициях в Египет, где досконально изучил процесс мумификации. По возвращении в Италию, Сегато начал разрабатывать новые методы мумификации, вскоре создав уникальный способ сохранения человеческих останков при помощи минерализации, которая превращала ткани в подобие мрамора.

Сегато умер в 1836 году, уничтожив все свои заметки. Сейчас сохранились такие примеры его работ, как отрубленная женская голова и женская грудь, которые превратились в камень. Несмотря на обширные исследования, метод окаменения Сегато остается загадкой по сей день.

2. Заспиртованные трупы


За полвека до строительства Панамского канала была построена железная дорога, которая связывала Атлантический и Тихий океаны. Главным стимулом для этого проекта стала Калифорнийская Золотая лихорадка 1849 года и толпы обезумевших людей, желающих разбогатеть. Люди приезжали со всего мира, чтобы принять участие в строительстве железной дороги, многие из них были без документов и даже не сообщали о своих ближайших родственниках.

При строительстве желтая лихорадка, малярия и холера привели к гибели тысяч людей. Также запрет на опиум стал причиной самоубийства множества китайских рабочих, которые пристрастились к наркотикам у себя на родине. Хотя официальных записей не велось, число погибших превышает 10 000 человек. Вместо того, чтобы просто хоронить мертвых, люди их Панамской железнодорожной компании часто заспиртовывали многие из неопознанных трупов и продавали их в медицинские колледжи для экспериментов.

3. Курильницы из трупов


Курильщики марихуаны бывают очень изобретательными, используя в качестве сосуда для курения такие вещи, как яблоки и банки с газировкой. В 2008 году три подростка из Хамбла, Техас придумали совершенно омерзительный метод курения. Они разрыли могилу ребенка по имени Вилли Симмс, который умер в 1921 году, отрубили от скелета череп и использовали его в качестве курильницы.

4. Невостребованные трупы


Похороны могут стоить чрезвычайно дорого. По данным Национальной ассоциации похоронных директоров, стоимость отпевания и погребения в США сейчас составляет около $ 10 000. Даже сравнительно недорогая кремация стоит $ 3 000. В 2009 году, когда экономика находилась в отчаянном положении, в моргах городов по всей Америке начали накапливаться тысячи невостребованных тел, за погребение которых никто не хотел или не мог платить.

Одним из городов, наиболее пострадавших от этого явления, стал Детройт, самый разрушенный мегаполис США, который обанкротился в 2013 году. В прошлом году в холодильниках моргов Детройта накопились тысячи невостребованных никем трупов.

5. Брошенная невеста Одри Маунтфорд


Встречаются необычные истории о брошенных невестах, в том числе о австралийке Одри Маунтфорд. Одри влюбилась в канадца, и они планировали пожениться. Тем не менее, обстоятельства помешали их бракосочетанию. Убитая горем Одри ушла из дома в 1969 году. Учитывая, что Маунтфорд часто путешествовала, ее не искали, поскольку сочли, что девушка уехала за границу, чтобы оправиться от неудавшихся отношений. Но в 1981 году в пещере в австралийских Голубых горах были обнаружены её останки. Тело было опознано по обручальному кольцу ее матери, которое носила девушка, а также по ее личной посуде и зубной щетке.

6. Роботы-трупоеды

Летом 2009 года заголовки газет изобиловали сказками о военных роботах, которые используют в качестве источника питания человеческие трупы. Подобные жуткие создания были названы EATR emoji-8482 (Энергетически автономный тактический робот). Считалось, что подобный механизм может работать вечно без дозаправки, потребляя любую доступную биомассу. Компании Cyclone Power Technologies Inc. и Robotic Technology Inc., которые разрабатывали таких роботов, заявили, что "биомасса" не обязательно означает плоть, а скорее растительность.

7. Поцелуй Сэмюэля Пипса


Сэмюэл Пипс был членом парламента и чиновником военно-морского ведомства. Он стал известен благодаря его исчерпывающим дневникам, которые рассказывают о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации.

Пожалуй, самая причудливая запись датируется 23 февраля 1669 года, когда Пипс и его семья посетили Вестминстерское аббатство по случаю его 36-й дня рождения. Пипс рассказывает, как в гробницах Вестминстерского аббатства он поцеловал в губы труп Екатерины Валуа - английской королевы, которая умерла в 1437 году в возрасте 35 лет.

8. Трупы для краш-тестов


Хотя по телевизору обычно показывают, что во время краш-тестов автомобилей за рулем сидят манекены, настоящие замеры потенциальных травм во время ДТП можно получить только используя человеческую плоть. Трупы используются в краш-тестах новых моделей авто на протяжении десятилетий, хотя автопроизводители обычно не афишируют частоту их использования. Национальная администрация безопасности дорожного движения и крупные автопроизводители, такие как Ford, проводит тесты с трупами каждый год. Все, начиная от ремней до безопасных стекол, было опробовано именно на трупах, которых затем просвечивали рентгеновскими лучами и вскрывали, чтобы определить, каким образом повреждения повлияют на тело.

9. Лишняя нога


В 1995 году после теракта в федеральном здании имени Альфреда Марра погибли по меньшей мере 168 человек. Среди погибших была 21-летний Лакиша Леви, служащая ВВС США, которая приехала, чтобы забрать карточку социального страхования. После того, как тело Леви был похоронено, в развалинах здания была найдена оторванная нога. Тесты ФБР обнаружили, что разлагающаяся нога принадлежала Леви, хотя та была похоронена с двумя ногами. В итоге тело было эксгумировано, а нога заменена. Кому принадлежит "лишняя" нога, которая была забальзамирована, не удалось установить до сих пор.

10. Самый старый человек в Японии


Японский феномен "кодокуши" или одинокой смерти - силуэт тела человека, который образуется, если тело не было обнаружено в течение длительного периода времени. Это часто происходит в Японии, в которой зарегистрирован наибольший процент пожилого населения в мире. Возможно, старейшее тело, образовавшее кодокуши, принадлежало Согену Като, который родился 22 июля 1899 года.

В 2010 году чиновники попытались связаться с Като, чтобы поздравить его с долголетием. Его семья заявила, что Като переживает буддийский процесс "sokushinbutsu" или само-мумификации и голодает, пытаясь достичь просветления. В конце-концов полиция взломала дверь в его дом, где был найден мумифицированный труп Като, лежащий в постели. Умер Като в ноябре 1978 года, что означает, что его тело пролежало в постели в течение 32 лет. В отличие от самого кодокуши, его семья не забывала забирать пенсию Като все эти годы.

В коллекциях музеев по всему миру хранятся удивительные экспонаты, обладающие эстетической ценностью. Современные учреждения, являющиеся неотъемлемой частью города, знакомят посетителей с прекрасным, однако существуют уникальные уголки, в которых отсутствуют старинные реликвии и бесценные произведения искусства. В них находятся необычные вещи, раскрывающие тайны человеческого тела. Такие экспонаты шокируют посетителей и даже вызывают отвращение, однако интерес к ним только растет.

Не развлечение, а познание

Сейчас в каждом медицинском университете находится свой анатомический музей, где студенты изучают строение человеческого тела, сравнивая реальное расположение органов с изображениями в атласах. Постоянно увеличивающиеся коллекции важны для науки и будущих врачей, но не для обывателей, которым вход в залы запрещен. Такие музеи - не развлечение, они закрепляют полученные знания о строении тела. Как говорят медики, это лучший тест на профессиональную пригодность, а работа с биологическим материалом не всегда дается легко, ведь для этого нужна определенная психологическая подготовка.

Путешествие в необычный и страшный мир

Она же необходима тем, у кого привычные музеи не вызывают особого интереса. Когда хочется узнать что-то новое и необычное, на помощь приходит открытый для широкой публики анатомический музей, который посещают не только из чистого любопытства. Это уникальная возможность познакомиться с натуральными наглядными пособиями, находящимися в заспиртованном состоянии и позволяющими изучить расположение внутренних органов. Отправляясь в путешествие, нужно заранее подготовиться морально, поскольку вид некоторых экспонатов может нагнать страху на обывателя и вызвать настоящий шок.

Две технологии

Экспонаты в таком музее называются препаратами, поскольку они изготовлены путем препарирования по специальной методике. Их или высушивают и пропитывают химическими составами, или погружают в формалин, который убивает все бактерии.

Существует еще одна технология, позволяющая препаратам выглядеть естественно, - пластинация. Жир и вода, присутствующие в тканях тела, заменяются синтетическими смолами и полимерами, однако нашим ученым такая методика не по карману, а вот в Германии ее освоили еще в 1977 году, а десять лет назад открылся музей «Пластинариум», который назвали «самым отвратительным в мире».

Plastinarium

Доктор Гюнтер фон Хагенс покупает трупы людей, а перед тем как они становятся экспонатами шокирующего музея, удаляет жир, воду и замещает их особой субстанцией, которая похожа на пластик. На выставке представлены не только внешние оболочки людей, но и лимфатические, кровяные системы, человеческие органы, которые можно потрогать.

Сейчас «доктор Смерть» получает трупы от преданных поклонников, живущих в других странах, и даже из Новосибирска были отправлены ему невостребованные родственниками умершие. Анатомический музей приводит в ужас впечатлительных посетителей, наблюдающих скульптурные композиции из мертвых тел. Многие теряют сознание от вида расчлененных экспонатов, но есть и те, кто открыто восхищается мастерством немецкого гения. В свое оправдание основатель выставки заявляет, что он преследует образовательную цель и показывает, насколько прекрасно человеческое тело, замороженное в вечности.

В отдельном зале находится кунсткамера, где представлена коллекция различных человеческих аномалий. С огромным любопытством уникальные экспонаты, собранные со всего мира, рассматривают взрослые люди. Мутанты, заспиртованные уродцы, двуглавые младенцы приводят в ужас обывателей, пришедших лицезреть смерть. Об этом музее пишут не самые приятные отзывы, обвиняя организаторов в злоупотреблении человеческим любопытством, а очередь на выставку только удлиняется.

Музей, где можно посмотреть работу организма изнутри

Когда речь заходит про знаменитые знакомящие посетителей с человеческим телом, нельзя не упомянуть открывшийся в Нидерландах Corpus, который позволяет увидеть наш организм изнутри. Увлекательную экскурсию ежегодно совершают сотни тысяч посетителей, узнающих, как работают внутренние органы.

По человеческому телу занимает не более часа, и за это время люди, поднимающиеся по эскалаторам от ног к мозгу, видят в увеличенном размере кости, сердце, легкие, глаза, уши и в специальных очках рассматривают различные процессы, происходящие с нашим телом. Это единственный анатомический музей, который можно посетить с малышами, не напугав их экспонатами.

Museum Vrolik

В Нидерландах, где ученые преуспели в анатомической дисциплине, находится впечатляющая коллекция всевозможных уродств, состоящая из нескольких тысяч экземпляров. Ее собрали патологоанатомы, долгое время занимавшиеся изучением мутаций у человека. «Вролик» удивляет и ужасает, а среди экспонатов представлены люди-мутанты: дети-циклопы, сиамские близнецы, двухголовые уродцы и тому подобное.

Огромная коллекция черепов и костей с дефектами, которую начали собирать еще в XVIII веке, постоянно пополняется и производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Анатомический музей в Москве

Столица нашей родины может похвастать удивительным музеем, появившимся в 1978 году стараниями медиков, работающих на кафедре анатомии человека МГМСУ. Более чем за 30 лет коллекция увеличилась в несколько раз, и сейчас она состоит из 1500 препаратов, которые могут испугать неподготовленного зрителя. В 2005 году была проведена масштабная реконструкция музея, оснащенного компьютерным оборудованием.

Здесь применен интересный подход к демонстрации экспозиции - при помощи цветной индикации, отражающей содержание препаратов по названиям органов и номерам витрин, где они размещены. Посетители рассматривают заспиртованные внутренние органы человека и узнают много нового о возможностях современной медицины.

Ценность коллекций анатомических музеев

Знаменитые музеи мира уверенно заявляют о себе как о значимых культурных центрах, в которых сосредоточено наследие человечества. Они давно стали частью общественной жизни, а их коллекции имеют историческую ценность.

Уникальные экспонаты анатомических музеев вряд ли доставят эстетическое удовольствие посетителям, однако они являются фундаментом в освоении знаний и базой для научных исследований в медицине. Собранные коллекции служат образованию врачей и просвещению людей.

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Башня сумасшедших в Вене – это одно из самых страшных и завораживающих мест в мире. И это не просто слова. Все, кто когда-нибудь побывал в этом мрачном месте, не забудут его никогда. Дело в том, что Башня сумасшедших содержит в своих стенах музей патологоанатомии.

В здании можно увидеть разные части и органы человеческого тела. Их заспиртовали в специальных растворах и поместили в разные сосуды. Практически все органы подвергались генной мутации. Башня олицетворяет собой все человеческие страхи. Для любителей повышенной дозы адреналина в крови это самое подходящее место. Жуткие впечатления будут вам обеспечены.

Здание музея расположено в башне. Издалека помещение выглядит очень устрашающе. Если присмотреться к зловещему архитектурному виду башни, то ощущения будут, как от просмотра некоего фильма ужасов, типа «Сайлент Хилл». Причем надо сказать, что создатели одноименной игры задействовали визуальный вид башни в одном из ее уровней.

В столице Австрии есть кампус Университета. Именно в нем расположена эта таинственная башня. Построена она в XVIII веке. Ее первое предназначение было приютом для сумасшедших. При внимательном осмотре плана застройки четко прослеживается ее изначальное предназначение.

Помещение имеет пять этажей и два двора внутри. На всех этажах расположены одинаковые по размеру комнаты для больных людей. Кроме комнат, каждый этаж оборудован кольцеобразным коридором. Дом сумасшедших в Вене просуществовал недолго, а именно с 1784 по 1786 годы.


Музей человеческих пороков


После того, как помещение перестало выполнять предназначенную изначально функцию, оно было отдано под музей патологоанатомии . На сегодняшний день там размещено большое количество загадочных экспонатов. Все они, тем или иным образом, связаны с отклонениями человеческого тела в области гинекологии или подвержены венерическим заболеваниям.

В этом страшном музее находится множество органов человеческого тела в заспиртованном виде. Из них особое внимание у посетителей вызывают людские черепа и гениталии, подвергшиеся мутации. Конечно же, экспонаты Башни сумасшедших будет интересно рассматривать не всем. Но, для любителей всего экстремального и жуткого, это, то самое место, которое следует посетить в австрийской столице.

Также Башня сумасшедших оказывает поучительное влияние на людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. А в наш век СПИДа и других болезней, передающихся половым путем, это очень актуально. Венский музей патологий является настоящим напоминанием человечеству о его пороках. Он уникален в своем роде.


Загадки Башни сумасшедших


В ходе Второй Мировой войны помещение нынешнего музея неоднократно подвергалось бомбардировкам. Во время одной из них уничтожили один из самых ценных экспонатов музея – известнейшую скульптурную группу Лаокоона. Ее изготовили из костей животных. Но, по легендам, связанным с Башней сумасшедших, в скульптурной группе присутствуют и кости человека.

На сегодняшний день доказать этого практически невозможно. Скульптурная группа представляет собой борьбу Лаокоона со змеями. В Ватикане, в музее Пия-Климента, находится точный аналог этой знаменитой скульптуры, но и она является копией бронзовой статуи, изготовленной в двухсотом году до нашей эры. Оригинал скульптуры Лаокоона не сохранился.