Она зародилась еще среди доисторических людей, изображавших на стенах пещер сцены охоты и Со временем, разумеется, в ней появлялись все новые и новые сюжеты. Но различать различные жанры живописи начали сравнительно недавно. Это началось в 17 веке.

Традиционно выделяют следующие жанры в живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, анималистика, фантастическая живопись, религиозная живопись.

Портрет предполагает, что центральным объектом в картине является человек. Причем, вопреки распространенному мнению, это не обязательно должно быть изображение лица во весь холст. Бывают картины, на которых центральное лицо стоит в стороне, или даже такие, где человек вообще с трудом угадывается. Но основной задачей портрета, в любом случае, остается изображение индивидуальности и передача характера.

Изначально, при включении пейзажа в жанры живописи, предполагалось, что он должен изображать природу. В наше время это понятие стало шире, и теперь различают городской пейзаж, индустриальный пейзаж, морской пейзаж (марина), пейзаж неба и так далее. Но большинство художников все же предпочитают изображать классические просторы полей, лесов, лугов и озер, утверждая красоту и величие окружающего мира.

Натюрморт - это изображение постановочной композиции из элементов Как и пейзаж, натюрморт иногда подразделяют на поджанры в зависимости от тематики, но, как правило, это не принято.

Исторический жанр живописи, как и следует из его названия, изображает знаковые сцены из истории: коронации, битвы (батальный жанр) и т.д. или важных деятелей.

В бытовом жанре центральное место занимают из повседневной жизни людей. Прием пищи, встреча на улице, порванная рубашка - все это может стать объектом для такой картины.

Художники-анималисты создают изображения животных. Причем к последним относят абсолютно всех представителей живой природы от клопов до китов. Они, как правило, изображаются естественно, без каких-либо метаморфоз.

Фантастическая живопись - это изображение каких-либо сверхъестественных существ или событий. К этому жанру также относят фэнтези и сюрреализм. Сцены фантастической живописи могут происходить в космосе, мире будущего, альтернативных вселенных и прочих неестественных местах. А персонажи могут быть как обычными людьми, так и выдуманными существами.

К религиозной живописи относят иконы, фрески и картины, изображающие религиозные сюжеты. Наиболее широкое распространение этот жанр получил в эпоху Возрождения, когда в Европе господствовала христианская идеология, вдохновляя таких мастеров, как Рафаэль, Ботичелли, да Винчи.

Несмотря на свое разнообразие, все жанры живописи служат одной цели - воспеванию красоты, внешней или внутренней, и демонстрации взгляда художника на мир. Ведь раз уж человек берется за кисть, значит, ему есть что рассказать людям. А жанры живописи - лишь различные языки, из которых он может выбрать любой, наиболее подходящий для выражения своих мыслей.

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид монументальной живописи - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный образец монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой искусство оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные буквы, обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были дерево, кость, камень и металлические пластинки.

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в XV-XV вв. и завершилось в основном в XVII веке, когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие "высоких" и "низких" жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.

К "высокому" жанру относили исторический и мифологический жанры, к "низким" -- портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до XIX века. Так, в XVII веке в Голландии в живописи ведущими стали именно "низкие" жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к "низкому" жанру портрета, к таковому не относился.

Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом . Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, -- передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В особую группу выделяется автопортрет -- изображение художником самого себя.

Портрет -- один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах -- файюмских портретах I - III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение -- это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром . Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до XIX в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.

Исторический жанр переплетается с другими -- бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев, в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов.

В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XVII - XVIII вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты).

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos -- предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В XVII в. -- нач. XIX века в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С XIX -XX вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille -- битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром . Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV - XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был Иероним Босх.

На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество Питера Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты. XVII век можно назвать веком бытового жанра во всех живописных школах Европы.

В XVIII в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, "пасторалей", становится изысканной и грациозной, ироничной. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр, ориентированный на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи XIX в.: например, в произведениях А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения. С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte -- мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т. н. "обманкой", которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари «Куропатка со стрелой и перчатками». Уже в XVI веке натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, "ванитас" с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Живопись - едва ли не самый древний вид искусства. Еще в первобытную эпоху на стенах пещер наши предки делали изображения людей и животных. Это первые примеры живописи. С тех пор данный вид искусства неизменно оставался спутником человеческой жизни. Примеры живописи на сегодняшний день многочисленны и разнообразны. Мы попытаемся максимально охватить этот вид искусства, рассказать об основных жанрах, стилях, направлениях и техниках в нем.

Техники живописи

Рассмотрим для начала основные техники живописи. Одной из самых распространенных является масло . Это техника, в которой применяются краски, созданные на масляной основе. Эти краски наносятся мазками. С помощью них можно создать многообразие различных оттенков, а также передать с максимальным реализмом необходимые образы.

Темпера - еще одна популярная техника. О ней идет речь, когда применяются краски-эмульсии. Связующим веществом в этих красках является яйцо или вода.

Гуашь - техника, широко используемая в графике. Краска гуашь делается на клеевой основе. Ее можно использовать для работы на картоне, бумаге, кости или шелке. Изображение долговечно, а линии получаются четкими. Пастель - это техника рисования сухими карандашами, при этом поверхность должна быть шероховатой. И, конечно, стоит сказать и об акварели. Эту краску обычно разводят водой. Мягкий и тонкий красочный слой получается при использовании этой техники. Особенно популярны Конечно, мы перечислили лишь основные техники, которые используются в живописи чаще всего. Есть и другие.

На чем обычно пишутся картины? Наиболее популярна живопись на холсте. Его натягивают на раму или клеят на картон. Отметим, что в прошлом довольно часто использовались деревянные доски. Сегодня популярна не только живопись на холсте, могут применяться для создания изображения и любые другие плоские материалы.

Типы живописи

Можно выделить 2 основных ее типа: станковая и монументальная живопись. Последняя связана с архитектурой. К этому типу относятся росписи потолков и стен зданий, украшение их выполненными из мозаики или других материалов изображениями, витражи и прочее. Станковая живопись с конкретным зданием не связана. Ее можно перенести с места на место. В станковой живописи выделяется множество разновидностей (иначе их называют жанрами). Остановимся на них подробнее.

Жанры живописи

Слово "жанр" по происхождению французское. Оно переводится как "род", "вид". То есть под именем жанра выступает содержание некоторого рода, и, произнося его название, мы понимаем, о чем же картина, что мы найдем в ней: человека, природу, животное, предметы и т.д.

Портрет

Наиболее древним жанром живописи является портрет. Это изображение человека, который похож лишь на самого себя и больше ни на кого. Другими словами, портрет - изображение в живописи индивидуального облика, так как индивидуальным лицом обладает каждый из нас. Этот жанр живописи имеет свои разновидности. Портрет может быть в рост, погрудный или же пишут только одно лицо. Отметим, что не любое изображение человека является портретом, так как художник может создать, например, "человека вообще", не списывая его ни с кого. Однако когда он изображает конкретного представителя человеческого рода, то работает именно над портретом. Стоит ли говорить о том, что примеры живописи этого жанра многочисленны. Но представленный ниже портрет знает практически каждый житель нашей страны. Речь идет об изображении А. С. Пушкина, созданном в 1827 году Кипренским.

К этому жанру можно добавить также автопортрет. В этом случае художник изображает самого себя. Существует парный портрет, когда на картине - люди в паре; и групповой портрет, когда изображается группа лиц. Можно отметить также парадный портрет, разновидность которого - конный, один из наиболее торжественных. Он был очень популярен в прошлом, но сейчас редко встречаются такие работы. Однако следующий жанр, о котором мы поговорим, актуален в любое время. О чем же идет речь? Об этом можно догадаться, перебрав жанры, которые мы еще не назвали, характеризуя живопись. Натюрморт - один из них. Именно о нем мы сейчас поговорим, продолжая рассматривать живопись.

Натюрморт

Это слово также имеет французское происхождение, означает оно "мертвая натура", хотя по смыслу точнее будет "неживая натура". Натюрморт - изображение неодушевленных предметов. Они отличаются большим разнообразием. Отметим, что натюрморты могут изображать также и "живую натуру": затихших на лепестках бабочек, прекрасные цветы, птиц, а иногда среди даров природы можно заметить и человека. Однако это все-таки будет натюрморт, поскольку изображение живого - не самое важное для художника в этом случае.

Пейзаж

Пейзаж - еще одно французское слово, означающее в переводе "вид страны". Оно аналогично немецкому понятию "ландшафт". Пейзаж - это изображение природы в ее разнообразии. К этому жанру присоединяются следующие разновидности: архитектурный пейзаж и весьма популярный морской пейзаж, который называют чаще одним словом "марина", а работающие в нем художники именуются маринистами. Многочисленные примеры живописи в жанре морского пейзажа можно найти в творчестве И. К. Айвазовского. Один из них - "Радуга" 1873 года.

Эта картина написана маслом и сложна в исполнении. А вот пейзажи акварелью создавать совсем несложно, поэтому в школе на уроках рисования это задание давалось каждому из нас.

Анималистический жанр

Следующий жанр - анималистический. Здесь все просто - это изображение птиц и животных в природе, в естественной среде.

Бытовой жанр

Бытовой жанр представляет собой изображение сцен из жизни, быта, забавных "происшествий", домашней жизни и историй обыкновенных людей в обыкновенной среде. А можно обойтись и без историй - просто запечатлевать будничные занятия и дела. Такие картины иногда именуют жанровой живописью. В качестве примера приведем представленную выше работу Ван Гога (1885 год).

Исторический жанр

Темы живописи разнообразны, однако отдельно выделяется исторический жанр. Это изображение исторических героев и событий. Батальный жанр примыкает к нему, в нем представлены эпизоды войны, битвы.

Религиозный и мифологический жанр

В мифологическом жанре написаны произведения живописи на темы старинных и древних сказаний о богах и героях. Нужно отметить, что изображение носит светский характер, и этим оно отличается от изображений божеств, представленных на иконе. К слову сказать, религиозная живопись - это не только иконы. Она объединяет различные работы, написанные на религиозные сюжеты.

Столкновение жанров

Чем богаче содержание жанра, тем больше возникает его "спутников". Жанры могут сливаться, поэтому существует живопись, которую вообще нельзя уложить в рамки какого-либо из них. В искусстве есть как общее (техники, жанры, стили), так и индивидуальное (взятое в отдельности конкретное произведение). Отдельная картина несет в себе и нечто общее. Поэтому у многих художников может быть один жанр, но написанные в нем картины никогда не похожи. Такие особенности имеет культура живописи.

Стиль

Стиль в является аспектом визуального восприятия картин. В него можно объединять работы одного художника либо работы художников определенного периода, направления, школы, местности.

Академическая живопись и реализм

Живопись академическая - это особое направление, формирование которого связано с деятельностью академий художеств Европы. Оно появилось в 16 веке в Болонской академии, выходцы из которой стремились подражать мастерам Возрождения. С 16 века методы обучения живописи стали основываться на строгом соблюдении правил и норм, следовании формальным образцам. художеств в Париже считалась одной из наиболее влиятельных в Европе. Она пропагандировала эстетику классицизма, господствовавшего во Франции в 17 веке. Парижская академия? способствовав систематизации образования, постепенно превратила правила классического направления в догму. Так академическая живопись стала особым направлением. В 19 веке одними из самых видных проявлений академизма стали работы Ж. Л. Жерома, Александра Кабаннеля, Ж. Энгра. Классические каноны только на рубеже 19-20 веков были заменены реалистическими. Именно реализм становится в начале 20 века базовым методом обучения в академиях, превращается в догматическую систему.

Барокко

Барокко - стиль и эпоха искусства, для которых характерна аристократичность, контрастность, динамичность образов, простые детали при изображении изобилия, напряжения, драмы, роскошь, слияние реальности и иллюзии. Этот стиль появился в Италии в 1600 году и распространился по всей Европе. Караваджо и Рубенс являются самыми яркими его представителями. Барокко нередко сравнивают с экспрессионизмом, однако, в отличие от последнего, ему не присущи слишком отталкивающие эффекты. Произведения живописи этого стиля сегодня характеризуются сложностью линий и изобилием орнаментов.

Кубизм

Кубизм - это зародившееся в 20 веке авангардное направление искусства. Создателем его является Пабло Пикассо. Кубизм произвел настоящую революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив на создание похожих направлений в архитектуре, литературе, музыке. Художественная живопись в этом стиле характеризуется перекомбинированными, ломанными предметами, имеющими абстрактную форму. При их изображении используется множество точек зрения.

Экспрессионизм

Экспрессионизм - еще одно важное направление современного искусства, появившееся в Германии в первой половине 20 в. Сначала оно охватывало только поэзию и живопись, а затем распространилось и на другие области искусства.

Экспрессионисты изображают мир субъективно, искажая реальность для создания большего эмоционального эффекта. Их цель - заставить задуматься зрителя. Выражение в экспрессионизме преобладает над изображением. Можно отметить, что для многих работ характерны мотивы мучений, боли, страданий, крика (работа Эдварда Мунка, представленная выше, так и называется - "Крик"). Художников-экспрессионистов совсем не интересует материальная реальность, их картины наполнены глубоким смыслом и эмоциональными переживаниями.

Импрессионизм

Импрессионизм - направление живописи, нацеленное в основном на работу на пленэре (открытом воздухе), а не в студии. Оно обязано своим названием картине "Впечатление, Восход солнца" Клода Моне, которая представлена на фото ниже.

Слово "впечатление" на английском языке - impression. Импрессионистические картины передают в первую очередь световое ощущение художника. Основные особенности живописи в этом стиле следующие: еле видимые, тонкие мазки; изменение освещения, точно переданное (внимание зачастую акцентировано на эффекте течения времени); открытая композиция; простая общая цель; движение как ключевой элемент опыта и восприятия человека. Самыми яркими представителями такого направления, как импрессионизм, являются Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар.

Модернизм

Следующее направление - модернизм, зародившийся как совокупность тенденций в различных сферах искусства в конце 19 и начале 20 в. Парижский "Салон отверженных" был открыт в 1863 году. Здесь выставлялись художники, картины которых не допускались в официальный салон. Эту дату можно считать датой возникновения модернизма как отдельного направления в искусстве. Иначе модернизм называют иногда "иным искусством". Его цель - создание уникальных картин, не похожих на другие. Главная черта работ - особенное видение мира автором.

Художники в своем творчестве восстали против ценностей реализма. Самосознание является яркой характеристикой данного направления. Это часто приводит к экспериментам с формой, а также к склонности к абстракции. Используемым материалам и процессу работы представители модернизма уделяют особое внимание. Одними из самых ярких его представителей считаются Генри Матисс (его работа "Красная комната" 1908 года представлена выше) и Пабло Пикассо.

Неоклассицизм

Неоклассицизм - главное направление живописи в Северной Европе с середины 18 века и до конца 19-го. Для него характерно возвращение к особенностям античного Возрождения и даже времен классицизма. В архитектурном, артистическом и культурном смыслах неоклассицизм появился как ответ рококо, воспринимавшемуся как неглубокий и вычурный стиль искусства. Художники-неоклассицисты, благодаря хорошим знаниям церковных законов, старались вводить каноны в свои работы. Однако они избегали простого воспроизведения классических мотивов и тем. Художники-неоклассицисты пытались поместить свою картину в рамки традиции и продемонстрировать таким образом мастерство владения жанром. Неоклассицизм в этом отношении прямо противопоставлен модернизму, где достоинствами считаются импровизация и самовыражение. К самым известным его представителям относятся Николя Пуссен, Рафаэль.

Поп-арт

Последнее направление, которое мы рассмотрим, - поп-арт. Он появился в Британии в середине 50-х годов прошлого века, а в конце 50-х - и в Америке. Поп-арт, как считается, зародился как реакция на идеи абстрактного экспрессионизма, доминировавшие в то время. Говоря об этом направлении, невозможно не упомянуть В 2009 году "Восемь Элвисов", одна из его картин, была продана за 100 млн долларов.

Портрет – жанр изобразит.искусства, отличающийся изображение одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать хар-р чел-ка,его духовный мир.

К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст(в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По хар-ру изображения выделяют две основные группы: парадные(изображение чел-ка в полный рост(на коне, стоящим или сидящим) и камерные портреты(поясное,погрудное,поплечное изображение). В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, в камерном – чаще на нейтральном фоне. По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи. Портрет, в котором чел-к представлен в виде мифологического, исторического, театрального, литературного или аллегорического персонажа, называют костюмированным. Портреты различают и по размеру, например, миниатюрный. Можно выделить автопортрет-изображение художником самого себя. Портрет не только передаёт индивидуальные черты портретируемого, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый чел-к. В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. Замечательными русскими портретистами были Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Серов и др.

Исторический жанр посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками.Историч.жанр часто переплетается с др.жанрами:бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. В 17-18 вв, историч.жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем как о высоком жанре,включающем религиозно-мифологические и исторические сюжеты.Многофигурные композиции представляли античных героев и отражали конфликты противоборствующих сил (Пуссен, Веласкес, Рубенс, Рембрандт). В образе античных полководцев на картинах историч.жанра могли быть изображены властвующие монархи. Скульптурные портреты и памятники, посвящённые событиям Отечеств.войны 1812г,создавались в рамках исторического жанра. Выдающимся мастером русской историч.живописи был В.Суриков,отразивший в своих полотнах яркие историч.события,героические национальные характеры,полну. Внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» 1881г., «Боярыня Морозова» 1887г., «Покорение Сибири Ермаком» 1895, «Переход Суворова через Альпы» 1899.

Батальный жанр посвящён темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и скульптуры. Может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Млжет включать элементы др.жанров: бытового, портретного, пейзажного, анималистического(при изображении конницы), натюрморта(при изображении оружия или др.атрибутов воинской жизни).

Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения(Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто); его расцвет приходится на 17-18века (Д.Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, А.Ватто).

Пейзаж – жанр изобразит.искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем также называют произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской(в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую власть составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в 18 в. Его создали голландские живописцы.

Натюрморт- жанр изобразит.искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения,тоже называется натюрморт . Он может состоять не только из неодушевлёных предметов,но включать и природные формы. Поэтому более точное название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая жизнь». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале 17 в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых. С начала 20 в к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством. Натюрморты выполняют и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Бытовой жанр – изображения быта на полотне. Иногда их(картины) называют полотнами жанровой живописи. В основном эти сцены изображаются на живописных полотнах, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в 16-17вв. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персоажей, а образное мышление создаётся во многом с помощью цвета.

Анималистический жанр – изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают его редко, а графики и скульпторы любят рисовать и лепить различныз зверей и их детёнышей. Художника называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам. В книжной графике, илюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одеваю в костюмы. Например, рисунки, Рачева и Васнецова. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства(резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка)особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

Мифологический жанр – картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С.Боттичелли, А.Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В 17-начале 19 в значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высого художественного идеала (Пуссен, Рубенс), сближает с жизнью (Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Буше, Тьеполо). Наряду с темами античной мифологии в 19-20 вв в искусстве стали популярны темы индийских мифов.


Похожая информация.