«Цыгане шумною толпой / По Бессарабии кочуют / Они сегодня над рекой / В шатрах изодранных ночуют…» Так начинается знаменитая южная поэма Пушкина, почти 200 лет назад прославившая бессарабский край и посеявшая в обществе огромный интерес к экзотическому народу, описанному в ней. Романтическое тем и отличалось, что противопоставляло пресыщенному, развращенному цивилизацией европейскому сознанию иное - «чистое», природное, естественное отношение к жизни. Поэтому героями таких произведений становились то независимые, гордые горцы, то свободолюбивые дети дорог цыгане, то отважные, рисковые пираты-контрабандисты без роду-племени. Конечно, художественный вымысел многое приукрашивал, многое выставлял в особом свете. А как живут рома на самом деле? Проведём небольшое исследование, опираясь на этнографические материалы бывшей Бессарабии, а нынешней Молдовы.

Три столицы

На территории государства насчитывается 3 признанных центра цыганского племени. Все они находятся в северной части Молдавии, в городах Сороки, Атаки и Единцы. Это не значит, что больше нигде по территории бывшей союзной республики не встретишь этих смуглолицых черноволосых людей с быстрым цепким взглядом и своеобразным гортанным говором. Длинные цветастые юбки ромских женщин метут мостовые и кишинёвских, и бельцких, и унгенских улиц. Но именно на севере Молдовы сконцентрированы наиболее крупные, многочисленные общины этого некогда кочевого народа. И у каждой диаспоры есть свои цыганские бароны!

Значение титула

У людей культурных, музыкально образованных данное словосочетание будет ассоциироваться со знаменитой опереттой австрийского композитора Иоганна Штрауса. Однако интересует нас иное значение выражения. Цыганские бароны - это авторитетные представители племени (табора) или целого клана.

Народ рома, хоть и считался европейцами диким, неуправляемым, на самом деле не чужд некой организованности и подчинения своим законам, «свычаям и обычаям». Поэтому рядовые цыгане позволяли, чтобы над ними «стоял» достаточно солидный, уважаемый человек, умеющий говорить цветисто и ярко, знающий несколько основных языков той местности, по которой табор обычно кочует или где клан осел. Он должен был решать спорные вопросы между «своими» и местным населением, администрацией и органами правопорядка. Ещё цыганские бароны регулировали внутритаборные или внутриобщинные отношения.

Игра слов

Кстати, о «баронетстве». У народа рома нет на самом деле никаких высоких титулов, тем более дворянских, аристократических. Зато есть звучное слово «баро», которое означает «важный». А ром баро переводится как «важный цыган». Что напоминает это сочетание людям, чей язык далёк от наречия «романтиков с большой дороги»? Правильно, того самого «барона». Так и возник миф, что вожаки табора - это аристократы из аборигенов. То есть цыганские бароны! Однако те, кто напрямую соприкасался с жизнью табора, знает её нюансы изнутри, скажут обратное: власть там сосредотачивается в руках не одного человека, а группы наиболее уважаемых людей. Они-то и руководят обществом на основе достаточно строгих местных цыганских законов. Кстати, неписаных!

От сказки к реальности

Также огромное количество слухов, легенд, сказок окутывает быт этого некогда кочевого племени. Да, давно прошли те времена, когда жизнь цыган проходила на колёсах, под бодрый цокот лошадиных копыт и скрип кибиток. Большинство представителей народности стало вести оседлый образ во второй половине ХХ века. Многие родители даже отдавали своих детей в школы - правда, ненадолго, класса на 3-4, чтобы научились читать-писать. В советскую эпоху тотального дефицита цыганки продавали джинсы и резиновые вьетнамки, книги и косметику, сигареты, кошельки-«хамелеоны» и ещё множество самых разных атрибутов «красивой» жизни. А также знаменитые леденцы на палочках, конфеты-«тянучки», жвачку. Естественно, попутно они предлагали погадать, «рассказать всю правду», приворожить, снять порчу и даже излечить от внезапно приключившегося недуга. Конокрадством, воровством в советское время промышлял бедовый народ рома редко. Дети, правда, попрошайничали, но не явно, в меру.

Положение дел резко изменилось за последние 20 с лишком лет. Цыгане, с одной стороны, явно «окультурились», несколько цивилизовались. С другой - произошло сильнейшее их социальное расслоение. Криминал, маргинализация - ныне вполне привычные явления среди рома. Зато они всё так же обожают золото, яркие, цветастые наряды, замечательно танцуют и поют, сохраняя свою самобытность. Даже у маленького чумазого цыганёнка есть крутой мобильник, чаще всего «экспроприированный». Работают в семьях в основном женщины. Сфера применения их труда - всё те же рынки, торговля. Мужчины промышляют доставкой товаров и «проворачиванием» дел. Девушкам запрещена интимная близость до свадьбы. И даже обычай показывать простынь после первой брачной ночи цыгане чтят и исполняют. Старших в роду обязательно чтят, супружеская неверность карается жестоко, разводы берутся редко, аборты запрещаются, детей любят и родят много - таковы основные реалии бытия цыган.

К вопросу о замках

Как уже говорилось, социальное расслоение народности бросается в глаза сразу, стоит только пройти по тем улицам небольшого посёлка Единцы или городам покрупнее - Атакам и Сорокам, где сконцентрировано цыганское население. Последний населённый пункт - действительно молдавская столица этого народа. Старые дома с облупленными оконными рамами, трещинами по фасаду, осыпающейся штукатуркой, стоящие в захламленных, неухоженных дворах, являют вид печальный и вопят о глубокой бедности. Картину завершают полуголые грязные малыши с явно голодными, но очень даже хитренькими личиками.

Иное дело дома цыганских баронов и просто очень богатых представителей диаспоры! В тех же Сороках под их пышные застройки отведён целый холм! А сами жилища по прихотливости архитектурных решений, богатству оформления могут соперничать с дворцами звёзд шоу-бизнеса. И ещё вопрос - кто победит в споре!

Архитектурные фантазии

Как живут цыганские бароны, можно представить хотя бы по внешним параметрам их домов. Одноэтажных нет. Редки в два этажа. Обычно - в три и четыре. Красные черепичные крыши, колонны и балюстрады, арки, фронтоны, лепнина, статуи, флюгеры... Башенки, средневековые шпили, купола как на соборах - это тоже приметы «бароновских» дворцов. Многие украшены гербами, как уверяют хозяева, древними. Правда, почему-то с изображениями самого главы семьи, который, собственно, об истории рода и повествует. Дворы выложены плиткой и напоминают итальянские дворики. В них есть фонтаны, беседки или просто скамейки, уютно расставленные под сенью деревьев, среди цветущих клумб. и богини, квадрига Большого театра, шпиль Адмиралтейства, чудные звери, павлины - обычные атрибуты дворцов, в которых обитает клан цыганского барона. Но великолепие это часто напоминает название романа «Блеск и нищета куртизанок». Большинство строений не завершены, работы идут из года в год, и конца им не видно.

Внутреннее убранство

Иконы, картины, позолота, мрамор, натуральное дерево, старинные ковры и новомодные обои, мягкая мебель составляют внутренний антураж жилищ. Бьющая в глаза роскошь, иногда явно со вкусом, но чаще пёстрая и аляповатая, является главным элементом в отделке интерьера. Множество комнат, в числе которых отдельные спальни, гостиные, столовые, даже кабинеты для приёма гостей и просителей. Цыганские бароны, фото которых вы можете увидеть в данной статье, своё звание передают по наследству, а вместе с ними и множество серьёзных обязанностей и обязательств перед соплеменниками. Ведь в настоящее время именно у этих людей сосредоточилась полнота власти в диаспоре. Юридические даже семейно-бытовые разборки у цыган принято решать через барона. Потому в их домах и отведены отдельные комнаты под приёмные.

Вместо заключения

Сказать, что знать рома богата - значит ничего не сказать. Как указывали СМИ, в 2012 году, по подсчётам, у барона Артура Чераря из Сорок и его клана годовой доход насчитывает до 40 миллионов евро. И это ещё не потолок! Особенно впечатляют, как ни странно, похороны. Склепы из итальянского мрамора, могилы, куда вместе с телом опускаются автомобили, компьютеры, предметы быта, мебель и многое другое, что, как считают рома, может понадобиться их сородичам и на том свете, лишний раз подтверждают справедливость известной песенки: «Цыгане любят кольца, / А кольца золотые…» Да, они любят блеск, шум, движение, всё яркое, экзотическое - такое, какие они сами.

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.



Евросоюз так и не может разрешить цыганскую проблему: год назад их массово депортировали из Франции и Италии, однако, кочевники являются гражданами ЕС (в основном Болгарии и Румынии), и ничто не мешает им вновь возвратиться обратно. Правозащитники оправдывают высокую преступность среди цыган их якобы бедностью и неграмотностью. Но сотни цыган-миллионеров в Восточной Европе ведут настолько вызывающе роскошный образ жизни, что закрадывается сомнение в бедности этой нации. Блог «Толкователя» уже писал о том, что в прошлом году Европу потряс скандал во Франции.

Оттуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.


Дом богатых цыган

По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах – Чехии, Италии, Испании и так далее. В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии – рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.

Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика. «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цыгане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений - кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цыгане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских цыган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.

Похожая картина наблюдается и в Италии. Недавно МВД Италии опубликовало статистику: на долю румынских граждан, в основном цыган, приходится 15% преднамеренных убийств, 16% изнасилований, 15% вымогательств и почти 20% разбойных нападений на квартиры и виллы в стране. И это при том, что и румыны, и румынские цыгане составляют не более 1,5% от населения Италии.


Она чего-то ждет. Под присмотром…

Правозащитники оправдывают цыганский криминалитет якобы их нищетой и неграмотностью. Отчасти это верно: среди цыган Восточной и Центральной Европы (в первую очередь Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии) высшее образование имеют 1%, среднее специальное 10%. На адаптацию цыган Евросоюз ежегодно выделяет 70-100 млн. евро, еще около 60 млн. – частные благотворительные организации. Но, вздыхают еврочиновники, минимум половина этих средств до бедняков не доходит – они разворовываются как восточноевропейскими чиновниками, так и цыганским «истеблишментом».

Европейская пресса с завидной регулярностью описывает трудные будни цыган. Как вот этот сюжет из Болгарии: «Сюда уже пришла помощь Евросоюза – на деньги ЕС построено нескольких красивых зданий. Но, как поясняет Ангел Рашков, местный цыганский барон, на деле все обстоит не так благополучно. «Снаружи эти дома действительно хороши, но не советую заходить внутрь, – говорит он. – Там свирепствует гепатит, и мы не можем с ним справиться».


Еще один богатый цыганский дом

Барон, которому принадлежат пивоварня и маленький винокуренный завод, осторожно ступает между осколками стекла и экскрементами. «Все эту помойку надо убрать, иначе все заболеем, – говорит он, пробираясь к своему блестящему Rover 75 популярного в Британии бутылочно-зеленого цвета. – На европейский город не похоже».

К Евросоюзу и раньше присоединялись бедные страны бывшего коммунистического лагеря, и в некоторых из них – например, в Словакии – тоже приходилось решать цыганский вопрос. Но в гетто наподобие кварталов Шекер и Столипиново на окраинах Пловдива чиновникам ЕС придется столкнуться с исключительным обнищанием цыган и практически полной их изолированностью от общества.

По официальным данным, в Болгарии проживает 400 тысяч цыган. На деле их может быть в два раза больше – те, кто получил образование, нередко приписывают себя к болгарам или туркам. Барон рассказал о среднем уровне доходов в гетто: «Как правило, семья – женщина, мужчина и двое-семеро детей – живет на 200-300 левов в месяц. Это примерно 100 фунтов».


Какой важный! Ему не надо ничего прятать…

Правда, этот барон забыл рассказать, какой доход имеет лично он, и выделяет ли он что-то на поддержку своих нищих соотечественников. О доходах цыганской «элиты», представленной местными «баронами», королями и их окружением, до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они таковы. «Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как вам такой интерьерчик!

Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчиненного им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 года фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии. Мы лишь приводим в этом материале несколько из них.


Флориан Чиоба не будствует


Это сам «король» Румынии Флориан Чиоаба. В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его «законам» будут рассматриваться административные дела его подданных.




Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)



Это дом в «столице» молдаванских цыган городке Сорока, где «заседает» «барон»Черарь

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».




Похороны цыганской знати

В России мир цыганской «элиты» закрыт от посторонних глаз. Но кое-что Блогу Толкователя удалось обнаружить на одном цыганском сайте.


Цыганский дом в Самаре изнутри

На улицах квартала Шекер Махала, одного из беднейших цыганских гетто в Болгарии, замусоренный тротуар потрескался от старости. Низкие домишки из плохого кирпича и листов металла окружают площадь - всю в выбоинах, кое-где пророс кустарник. И опять мусор и пыль. Мужчины роются в куче отбросов, а тощая лошадь нашла что-то съестное в металлической урне для мусора. Немного оживляют мрачную сцену лишь мальчишки, прыгающие на обломанном конце заржавевшей водопроводной трубы. Западная Европа кажется недостижимо далекой.

Однако 1 января следующего года этот квартал также станет частью Европейского cоюза. Резиденты получат право безвизового проезда в любую из стран ЕС, хотя их право на работу будет юридически ограничено правительствами государств ЕС, включая Великобританию.


Еще один несчастный, но богатенький «буратинка»


В прошлом цыгане были полукочевым народом. В конце 50-х годов, при коммунистическом режиме, их заставили жить в гетто или трудиться в колхозах. Многие из них были чернорабочими на фабриках, но после распада плановой экономики они остались без работы.

По информации болгарского активиста движения за права человека Крассимира Канева, полиция очень редко заглядывает в крупные гетто вроде Столипиново, позволяя криминальным бандам устанавливать там свои законы. «Полицейские отказываются расследовать преступления в цыганских сообществах», - говорит Канев, возглавляющий Хельсинкский комитет в Болгарии.

Стражи правопорядка видят свою задачу в том, чтобы оградить других жителей страны от цыган. В гетто процветают вымогательство, продажа женщин в публичные дома, ростовщичество. Цыгане занимаются попрошайничеством, торговлей наркотиками, продажей детей, что вызывает подозрительное отношение к ним со стороны этнических болгар.

Канев считает, что цыгане вряд ли будут в массовом порядке эмигрировать в Великобританию. По его словам, многие уже работают в Европе, по большей части в Греции, Италии и Испании. «Они работают на полулегальных условиях, в 90% случаев заняты в сельском хозяйстве. Но в Великобритании аграрный сектор хорошо оснащен технически, и рабочие должны иметь определенное образование», - поясняет он.


И тут, как видим, не бедствуют…


Рашков также убежден, что его соплеменники не смогут поехать в Великобританию. «Коммунистическая система не дала нам образования. Цыгане будут искать работу в странах, где не требуется особая квалификация. Там, где строгие законы, трудно жить без образования», - вздыхает он…

…Барон провел импровизированный опрос среди мужчин, которые нас окружили. Примерно половина из них заявила, что у них есть паспорта, но статус жителей ЕС не дает им никаких надежд.


Какое будущее у этого малыша?


Один из них весело воскликнул: «Тот, у кого есть определенная подготовка, сможет поехать в Испанию, Францию или Португалию. Мы любим тепло, а в Англии плохая погода». Крупный мужчина средних лет Здравко Ильев высказался более мрачно: «Нам нужна помощь, и мы хотели бы поехать в Европу. Но у нас нет образования, и Европа нас вряд ли примет»…

Огромный цыганский табор отгородили стеной. Люди боятся даже ходить мимо. Здесь свои порядки и законы. Город в городе, государство в государстве.

Это самое грязное место Украины. И можно ли называть его Украиной?

Я не мог пропустить такое увлекательное место и пошёл знакомиться с украинско-венгерскими цыганами.

Чем ближе к табору, тем больше похоже на Зону отчуждения. Люди словно бегут отсюда. Некоторые дома стоят заброшенными.

2 Про асфальтовые дороги здесь, кажется, ещё не слышали. А это цыганская школа.

3 Закарпатский город Берегово - совершенно уникальный. Мало того, что здесь большинство жителей - этнические венгры с венгерскими паспортами, так для живущих здесь цыган возле табора открыли специальную школу. С одной стороны это украинская общеобразовательная школа, с другой, здесь изучают венгерский и ромский языки.

Когда я заглянул в школу, уроков не было, из-за гриппа объявили карантин. Но директор, милая женщина по имени Агнес всё показала.

4 Школа, конечно, специфическая. Даже восемь классов заканчивает в лучшем случае треть тех, кто когда-то пришёл в первый. Причины бывают самые разные, но чаще всего нежелание самих учеников или позиция их родителей.

5 Поэтому, классы очень маленькие.

6 До недавнего времени здесь не делали выпускные фотографии. Цыганские семьи были категорически против, особенно родители жёстко запрещали. Но потом традиция прижилась, и теперь к мероприятию подходят очень ответственно. Для многих это первая, а то и единственная в жизни фотография.

7 А на вид - классы как классы.

8 Школьная столовая.

9 Детское творчество. На башнях замка украинский и венгерский флаги, внутри церковь. А на соседнем рисунке уже ромская кибитка. Если спросить цыгана о национальной принадлежности, как вы думаете, какой будет ответ?

10 Если они даже на уроках ИЗО Тараса Шевченко рисуют с характерной цыганской внешностью.

11 Сразу за школой начинается Седьмой район, так в Берегово называют место компактного обитания цыган.

12 Ещё есть шанс повернуть назад. Страшно ли мне? Нет. Во-первых, в этот раз нас пятеро, собралась целая делегация в составе моих друзей из Львова, блогера из Мукачево и даже местного ЖЖиста pan_baklazhan . К тому же, после прогулки в цыганском районе я отчего-то поверил, что ничего со мной не случится.

13 Этот белый забор не просто отделяет табор от остального Берегово. Он разделяет два времени, две цивилизации, два мира.

14 Вы и сами видите. Картинка сильно отличается от любого места в “обычной” Украине (или России). Это главная улица. И здесь хоть как-то можно пройти.

15 Тогда как боковые проходимы только в болотных сапогах.

16 В отличие от весёлых цыган Болгарии, украино-венгерские сородичи дружелюбием не отличались. Лишь завидев чужаков, они тут же отворачивались, не давая себя снимать.

17 Табор галдел, как будто на него напали. Женщины верещали, мужики ухали, некоторые хватались за мобильники и начинали куда-то звонить. От входа мы прошли метров сто. Закончилось тем, что нам очень настойчиво указали на выход.

Что делать в таком случае? Уходить ни с чем не хотелось. Самый верный способ - заручиться поддержкой барона. Но как его найти? Тут и паренёк подвернулся. Согласился отвести.

Нас завели в здание медсанчасти, расположенный неподалёку от входа в табор. В комнате были три мужчины, похожие по типажу и манерам на чеченцев из первой серии фильма “Брат”: те, которые крышевали рынок. Говорил, как я понял, барон. Он рассказал о тяжестях цыганской доли, и что ходят-снимают, пишут потом всякое, что они детей на органы рожают и собак едят. А мы же не корейцы .

Рассказал цыганскому авторитету, что в Корее я был, и собак там тоже почти не едят, ну и пообещал, что глупости писать не стану. Ведь мне не впервой, бывал я и , в и ещё кое-где . Не знаю почему, но барон мне поверил. И разрешил погулять по табору и поснимать цыган. И выдал своего племянника в помощники, да в качестве охраны.

18 Победоносно вернулись в табор. Теперь никто не мог выгнать, барон разрешил!

19 А это, кажется, сама дочка барона. Больше здесь некому так одеваться, и бесстрашно рассекать по лужам.

20 Жители табора выглядят настолько колоритно, что ни в какие индии ездить не надо. Впрочем, не стоит забывать, откуда в Европе появились цыгане.

21 Считается, что все они один народ, и здесь, и в Болгарии, и в Бессарабии. Но украинские цыгане отличаются от болгарских так же, как сами украинцы от болгар. И внешне, и по характеру.

22 Неизменен только стиль жизни.

23 Тоже подумали, что здесь слегка грязновато? Да здесь настолько всё п***ц засрано, что я мечтал только о противогазе.

24 Вот вы смотрите картинки и не знаете, с чем приходится сталкиваться в путешествиях. Гулять по кучам мусора не очень приятно. Но зато интересно. Так что не жалуюсь.

25 Дома собраны из того, что нашлось на помойке. Целых стёкол нет, утеплили, как смогли. А зимой здесь бывает снег и минус десять легко.

26 Тогда жижа хотя бы замерзает, и по улицам можно ходить.

27 Что цыгане нигде не работают, это миф. В Берегово их можно встретить, как правило, подметающими улицы или вывозящими мусор.

28 А дети - везде дети.

29 Многие из них как раз ходят в ту школу, про которую я показывал. Пока маленькие - ходят. Подрастают и понимают, что “им это не надо”. Родители солидарны.

30 Всего два поколения поголовной прилежной учёбы в течение десяти лет, и этот район было бы не узнать. С другой стороны, цыгане бы просто перестали существовать, как класс.

31 Это, например, типичное жилище в таборе. Здесь может жить как один человек, так и вся семья.

32 Снаружи домик выглядит так.

33 Нужно ли их жалеть, что так живут?

34 Думаю, они даже по-своему счастливы.

35 Быть цыганом - настоящая свобода. В том же, кстати, смысле, в котором воспринимают её большинство сограждан. Не какие-то надуманные правила и ограничения, а лихая, разудалая свобода делать то, что хочется, плевав на всех.

36 В России такого не бывает?

37 Мажорный парень.

38 Разрешили бы играть своим детям с этими ребятами?

39 В таборе есть магазин.На первый взгляд он кажется совершенно пустым.

40 А потом понимаешь: магазин устроен с другой, городской стороны. Цыгане могут покупать товары со стороны своего, особого прилавка, не подходя вплотную. Так, на всякий случай.

41 Цыгане перестали путешествовать. Кибитки поменяли на дома, но оседлыми так и не стали. Индия в Европе.

Томные романсы и пляски с медведями на потеху публике, отсутствие нормального жилья и даже начального образования, шикарные дворцы и масштабные фестивали - весь блеск и вся нищета повседневной жизни самого известного кочевого народа в нашем рассказе.

Цыгане - это явление воистину глобальное, интернациональное. Они живут на каждом континенте, где-то вбирая культуру местного населения, но всегда сохраняя свою. Непонятные широким слоям населения, что часто относится к цыганам предосудительно, они продолжают кочевать по миру со своим «цыганским духом», будто сами по себе. И эта проблема социализации в современном, сжимающемся под действием глобализации мире у них определяется тем же, чем и у израильских бедуинов . Цыгане не признают государственные границы, а государства не признают тех, кто не признает их границы.

Фото: borda, deviantart

И уж кому, как не нам, обитателям территорий бывших Российской Империи и Советского Союза, замечать метаморфозы, произошедшие с цыганским народом. Ещё столетие назад без цыган с их маленькими оркестрами и танцевальными труппами невозможно было представить ни одно более-менее крупное застолье, артисты цыганского рода отличали своим присутствием хороший кабак от плохого, на каждой ярмарке были они с обязательным дрессированным медведем. Сегодня же российские цыгане ассоциируются у большей части населения с полунищенским существованием в незаконно занятых хлипких хибарах, преступной деятельностью и прочими не слишком приятными вещами. Произошла эта трансформация, понятное дело, не сама по себе - ассимиляция и перевод на оседлый образ жизни цыган были важными пунктами социальной программы советской власти, чему сами цыгане зачастую не были рады. Во многих таборах запрещалось получение даже начального образования (это, в общем-то, считается в цыганской среде правилом хорошего тона), плоды чего в виде массовой необразованности российские цыгане пожинают до сих пор (не без исключений, конечно, например, сэрвы считаются одной из наиболее образованных цыганских этногрупп в мире).

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

И случай с Советской Россией отнюдь не уникален - цыгане в Европе всегда делили звание гонимого народа с евреями. Вместе с ними они оказались и в числе народов, ставшими жертвами Холокоста. В более демократичной форме это продолжается и сегодня (массовые выселения цыган с территории Франции в 2010 году, например). Так что же заставляет цыганский народ веками под чудовищным давлением жить так, как жили их предки, заниматься привычными (пусть зачастую и предосудительными с точки зрения закона) делами, сопротивляться совершенству современного мира до последнего? Ответ прост - романипэ. Это неписаная философия цыган, бытовая эзотерика (не религия, по вероисповеданию большинство цыган - христиане, немного - мусульмане), свод законов, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение. То, что принято назвать «цыганским духом» - образ жизни, выбранные профессии, культурные традиции.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Но под давлением современного мира и нашей реальности, не терпящей альтернатив от свободолюбивых людей, «цыганскому духу» остаётся всё меньше и меньше свободного пространства. Например, большая часть цыган, которых издревле принято считать исключительно кочевым народом, давно перешла на оседлый образ жизни. Многие таборы расселились по свободным домам в деревнях и на окраинах городов, пережив уже несколько поколений оседлости. Цыганский дом - небольшая хижина, часто, покосившаяся от старости, преимущественно одноэтажная. Последний факт связан с тем, что женское тело ниже пояса у цыган считается чем-то сакрально грязным, а, следовательно, им нельзя находиться этажом ниже того, по которому ходит дама. Хотя, не без исключений, например, жители цыганского гетто Столипиново в болгарском Пловдиве давно от этого правила отказались, иначе они просто не могли бы жить в престарелых пятиэтажных «хрущёвках». Из дизайнерских особенностей дома - обязательное наличие большого зала (часто в ущерб жилому пространству), в котором цыганская семья принимает гостей и проводит массовые праздники. У тех цыган, что по заветам предков продолжают вести кочевой образ жизни, роль зала выполняет свежий воздух. Вместить всех гостей в дома на колёсах, в наше время заменивших цыганам кибитки, понятное дело, представляется задачей невыполнимой.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Как и всем народам мира, цыганам не чуждо социальное расслоение - разница между благосостоянием простых людей и так называемых цыганских баронов может достигать невероятных размеров. Дома же баронов, глав таборов, в руки к которым зачастую стекаются незаконные финансовые потоки, могли бы остро контрастировать с покосившимися хибарами и замызганными грязью жилыми прицепами, если бы располагались среди них. Но, как правило, бароны ставят свои поражающие роскошью (и, часто бывает, полным безвкусием) особняки в весьма фешенебельных районах. Величина прибылей некоторых из цыганских лидеров иногда обусловлена тем, что приворовывать в цыганском обществе не считается чем-то зазорным. По одной из легенд, табор, проходивший мимо распятия Христа, прихватил с собой один из гвоздей - в следствии Бог разрешил народу немного присваивать чужое.

Фото: gdtlive.com

Но не воровством лошадей и попрошайничеством единым живут цыгане. Своих доходы многие из них предпочитают извлекать честным трудом. Не трудом на фабриках, который у этого народа считается «нецыганской» профессией, за которую могут даже изгнать из этнического общества, но талантами первоклассных артистов. Цыгане могут навсегда осесть на одном месте, они могут перестать разговаривать на родном языке, но при этом собственную культуру цыгане не забывают никогда. И даже гадания, с которыми у нас часто ассоциируются цыгане, воспринимаются в их среде как эзотерическое артистическое искусство. Но куда большего успеха цыганский народ добился в музыке и танцах. В России они до сих пор распевают романсы и отплясывают цыганочку, в Испании играют и танцуют фламенко не хуже самих испанцев, но со своим колоритом, в Турции исполняют свой особенный танец живота, в котором не прочь показать своё мастерство и цыганские мужчины. Всё это культурное разнообразие сегодня уже сложнее встретить на улице (тем более, в приличной концентрации, которая осталась если только на Балканах), зато буйным цветом оно расцветает на фестивалях цыганской культуры - майском «Кхаморо» в Праге, осеннем «Романи Яг» в Монреале, сентябрьском «Амала» в Киеве. И каждый день - в любом месте, где сегодня живут цыгане, ведь их образ жизни, «цыганский дух», романипэ - это и есть настоящее искусство.

Фото: Angelita70, panoramio