Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. “На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная

Закатом, встает покинутая усадьба”. Осень – “тихая вдова” необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами.
“Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье”. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”: “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…”
И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: “Но по вечерам, – пишет Бунин, – я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, – средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.
Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня” он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” – и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни”. Бунин пишет: “Лежит старик, помирает. Он еще жив – а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
– А не знаешь, зачем суд приехал?
– Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
– Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
– А чума их знает…
Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, – царство голода и смерти…” Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрушительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).
Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех понял Александр Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, – перед ними все равны. Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы:
Безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что, собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога”.
Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть. “До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги. Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято – называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю – это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли. Этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку”.
И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти. Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, – писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится не узнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека – но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Природа любовь смерть в творчестве Ивана Бунина

Другие сочинения:

  1. Всякая любовь есть счастье, Даже если она не разделена. И. Бунин Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюда­тельную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика. В лучших своих вещах, написанных как на Read More ......
  2. Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась Read More ......
  3. После Пушкина в России был еще один “радостный” поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии Read More ......
  4. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. И. Тютчев Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и Read More ......
  5. Книга “Темные аллеи” стала важнейшим событием в творчестве Бунина последних лет. Первые одиннадцать рассказов были изданы в Нью-Йорке в 1943-м, а полностью книга вышла в Париже в 1946 году. “Темные аллеи” – уникальное произведение не только потому, что в ней Read More ......
  6. Любовь к человеку, к родным местам – основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить общество к лучшему можно лишь через сближение с природой, которая Read More ......
  7. Человеческое общество изменяется вместе с ходом истории. Под шорох календарных страниц происходят смены политического и социального строя, научные и технические революции, непрерывно развивается общество и человек. Однако существуют в мире вечные ценности, которые остаются важными и актуальными независимо от исторической Read More ......
  8. Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина – это мир зрительных И звуковых впечатлений. А. А. Блок Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на Read More ......
Природа любовь смерть в творчестве Ивана Бунина

Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша жизни” и “Господин из Сан-Франциско”), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков “вечного счастья”. Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой контрастности характеров и противопоставлениях основных начал бытия. “Его болезненно занимали

Текучесть времени, старость, смерть… ” – подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бунина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгляды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творчестве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда покинуть родную русскую землю, к которой он был привязан “любовью до боли сердечной”. Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти.
Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами (“На край света”), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: “И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги… ” И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед лицом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без сомнения, может только человек, который сам всей душой предан родине, жизнь которого может полноценно протекать только в окружении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и потому разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью.
“Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, – пишет Бунин в “Жизни Арсеньева”. – Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подобным людям принадлежу и я”. Писатель говорит от лица своего героя, но на самом деле – это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно “Жизнь Арсеньева” часто относят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это “обостренное чувство смерти”, основанное на таком же “обостренном чувстве жизни”, было характерно для самого автора. Постоянно наблюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пытается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с “вечностью” и “бесконечностью”. Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в историческом развитии, признаки ее бесконечности.
Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы “продолжиться” в веках. Именно поэтому некое “продление” жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. “Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти… ” – отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.
Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни – основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. “Все проходит. Все забывается”, – говорит герой рассказа “Темные аллеи” Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: “Все проходит, да не все забывается”.
Нельзя допустить, чтобы все было забыто, – такова твердая позиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята критиками при жизни писателя.
Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истолкования его произведений как “упаднических”, “пессимистических”, “безрадостных”. Он не был согласен с тем, что его творчество – это творчество “увядания”, не было в нем той “грусти запустения”, о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повестях. Именно как о произведении, “овеянном легкой грустью и лирикой увядания и запустения”, писали о повести “Деревня”. Бунин был с этим категорически не согласен: “Это совершено неверная характеристика. В действительности в “Деревне” ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения”. В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальность – действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным родины, – не так радостна, как ему хотелось бы.
Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно связана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Советскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: “Очень хочу домой”, через несколько дней А. Н. Толстому – о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война… Бунин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечатление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бытия, философские углубления в проблемы жизни и смерти.
При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор сознает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человечества. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведениях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России – грустный: от элегии до крайней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному – тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда “Слепой”, обиженного жизнью и все же славящего ее: “Я иду, дышу, вижу, чувствую, – я несу в себе жизнь, ее полноту и радость… Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброе, та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть”.

Тема любви и смерти становятся одними из основных, главных тем всего творчества Бунина . В прозе они начинают звучать с 10-ого года, достигают своей кульминации в поздних произведениях писателя.

В 1910-е годы в поэзии Бунина основное место заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить некие «вечные» законы развития нации, народов, человечества.. Основа бунинской философии жизни в 10-е годы – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. Но свой главный сборник рассказов посвящённый любви Бунин создал позднее. Он начал в эти годы работу над «Тёмными аллеями», до войны были написаны 6 рассказов, а в 1943-ем году в Нью-Йорке вышло 11 рассказов (около трети рассказов), а в 46-ом году вышел полный сборник (36 рассказов) в Париже. Всего в книге – которую Бунин считал наиболее совершенной и защищал от любых нападок критики – 40 рассказов. Тёмные аллеи», «Митя» и даже дореволюционные произведения описывают любовь в понимании Бунина – очень широкое понятие. Степун: любовь у Бунина – две правды, любовь духовная, идеальная, и любовь плотская, страстная.

Чувство любви становится для Бунина выражением несмывающихся надежд, общей трагедии жизни, в которой он видит, однако, единственное оправдание бытия. Любовь для бунинских героев – «последнее, всеобъемлющее, это – жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-нибудь» («Братья»). Счастья вечного, «максимального» быть не может, у Бунина оно всегда сопря­жено с ощущением катастрофы, смерти («Грамматика любви», «Братья», «Легкое дыхание»). Бунинское ощущение катастрофичности мира обострялось растущей неприязнью писателя к безнравственности и античеловечности буржуазного миропорядка.

«Митина любовь» 1925 - одно из самых значительных произведений Бунина. Сюжет прост. Юноша Митя любит девушку Катю, собирается на ней жениться. Но девушка Катя любит театр и хочет учиться у директора театрального кружка. Митя ревнует, уезжает в деревню, чтобы прояснить отношения. Мучается, скучает. Писем от кати нет. Решает ее забыть. Сходится с деревенскими девками. Спит с Сонькой. Отвращение, неприязнь к себе. Письмо приходит. Катя уезжает с директором. Митя застрелился. Конфликт – любовь-смерть налицо. На самом деле, все значительно глубже. Бунин показывает тонкие душевные переживания. Катя была его идеалом, который разрушила. Он любил абстрактную девушку, мечтал просто об идеальной любви. Не может пережить крах чувства. Столкновение любви и страсти – Митя не понимает, любит он душу кати, ее тело, все вместе. Физическая любовь с Сонькой не удается. Это слишком пошло, грубо для утонченной Митиной души.

«Солнечный удар» 1927 - Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он - поручик, Она - прелестная женщина. Между ними пробегает искра. Она замужем. Он зовет ее сойти на берег, они проводят ночь в гостинице. Подробно описывается сцена. На утро он просит ее остаться с ним, она смеется, говорит, как же, я такого в жизни никогда не делала и больше не буду. Он сажает ее на пароход, она уезжает. Он возвращается в гостиницу, но все уже не то. Все изменилось, без нее все не так. Он ходил, бродил, обедал, пил. Не помогало. Пришел – на столе ее шпилька. Он лег на кровать и плакал. Утром уезжает на пароходе. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

Именно в любви видел Бунин «возвышенную цену» жизни, в любви, дающей сознание «приобретения» счастья, хотя всегда неустойчивого, теряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Наиболее показательны в этом отношении рассказы «Холодная осень», «Генрих».

«Холодная осень» - женщина любящая молодого человека провожает его на войну. Холодный вечер, очень. Если тебя убьют, я тоже умру. Он говорит, не расстраивайся, ты тогда поживешь и придешь ко мне. Его убили через месяц. Она это пережила. У нее дочь – она всю жизнь работала, чтобы ее воспитать. Говорит, что уже не долго – скоро она придет к нему. А в жизни ее был только тот вечер холодной осенью.

«Генрих» - главный герой Глебов едет на вокзал, собирается уезжать. Прощается с любовницей. Говорит, нет, тебе нельзя провожать. На вокзале встречает Генрих – это женщина, красивая, неприступная. Это творческий псевдоним, она журналистка. Говорит, что ревнует, но его любовница опасности не представляет. Они едут вместе. Генрих надо заехать в Австрию к своему писателю-любовнику. Она обещает с ним порвать. Глебов любит ее и уговаривает уйти к нему окончательно. Сначала поехать вместе, Генрих не соглашается, потом соглашается приехать. Она сходит. Глебов едет до Ниццы. Ждет телеграммы от нее, когда она выедет из Вены. Телеграммы нет несколько дней. Он играет, пьет, злится. В конце ему на стол кладут газету – там заметка. В Вене была застреляна в кафе писателем известная журналистка Генрих.

Герои Бунина обычно выведены из сферы общественной в сферу психологических отношений. Возможные социальные основы конфликта сведены к мысли о роке, судьбе, тяготеющей над любовью(«Три рубля»). Герой рассказа приезжает в город. Отдыхает в гостинице. Ему предлагают хорошо провести время с девочкой. Он соглашается. Думает, поговорю, чаю попью. Приходит стеснительная девочка, гимназистка. Она быстро требует три рубля, собирается раздеваться. Раздевается, как в тумане все происходит. Оказывается, она продала свою девственность за три рубля. Признается, что сирота, что есть у нее только гимназистское платье, и она так боялась, что только и думала про три рубля. Они проговорили до утра. Он предложил ей руку и сердце. Вскоре уезжают в минеральные воды, так как она стала часто болеть. Через три месяца умирает.

«Чистый понедельник». Герой рассказа влюбился в нее, водил ее по ресторанам, гулянкам. Однажды она надевает черное платье накануне чистого понедельника и едет с ним в Новодевичий. После этого зовет к себе на квартиру и отдается ему. Больше он ее не видел. Но в 14 году в чистый понедельник ездит по Москве и плачет и едет в марфо-мариинскую обитель. Там служба. И когда он идет на нее, одна из монахинь поднимает голову. Рассказ завершает целый период раздумий писателя о России, ее судьбах, а с точки зрения эстетической был итогом его художественных исканий.Тайна характера героини, необъяснимость поведения связаны с ее изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия и мир «сорвались» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Ведя ее по пути обуздания чувственной стихии к патриархальности.

«Руся» - муж с женой едут на поезде и оказываются в местечке, где муж был репетитором в дачной усадьбе. Он вспоминает историю любви. Была там девушка Руся, то есть Маруся. Красивая, с родинкой. Она была скромная, почти художница. У была у нее сумасшедшая мать. Они подружились, катались по ночам на лодке. И она его полюбила и отдалась ему. Договорились быть мужем и женой. Мать это узнала, и сказала – либо я, либо он. И он уехал. Едет и понимает, что сильнее чувства в его жизни не было. Грубо разговаривает с женой, с которой по-видимому, имеет мало чего общего.

Можно в дневниках Бунина найти следующие строки, которые характеризуют его отношение к любви: в 1941 году он с удивлением и даже ужасом вспоминает о своём прежнем отношении к женщинам; он говорит о том, что ни разу тело женское не было описано правильно, и надо искать правильные слова – а то получается как-то пошло. В других записях он ставит вопрос значения коитуса, приводя со знаками вопроса разные категории. В любви, в любовном акте есть нечто божественное; и надо дожить до моих лет, чтобы понять это, непередаваемое, что не получается никак ухватить словами, нацепить на крючок; да этого не один он, ещё никто толком не передал – говорил Бунин.

26.Роман И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева": образ автобиографического героя, жанровое новаторство.

В 1927-29 годах Б. пишет первые 4 книги романа, в 1933 - пятую, «Лику»; но окончательно работа сложилась только в 1952 году, когда и вышла в Нью-Йорке. Ему потом за «Ж.А.» дали Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он создал типический русский характер».

Про жанр : эта книга автобиографична, но не является автобиографией , о чем сам Б. говорил. Он не хотел, чтобы в читательском восприятии установка на воспоминание превратила роман в произведение чисто мемуарного плана. Как нельзя «Ж.А.» назвать автобиографией, так нельзя назвать и романом - неслучайно на папке с рукописями сам Б. поставил слово «роман» в кавычки. К. Паустовский очень круто написал: «Это вещь нового, еще не названного жанра. Это слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей». Формально относясь к жанру романа, произведение практически не имеет важнейшего элемента эпического произведения - сюжета. «Ж. А.» - поток воспоминаний автора (очень похоже на Пруста), не всегда хронологически упорядоченных, всплывающих как будто случайно. Рукопись как бы отражает «ход памяти» автора, и именно процесс воспоминания составлял важнейшую компоненту работы Б. над «Ж.А.». В целом, Б. рассказывает о своей жизни, но поэтически преображает все, воплощая в вещество искусства. Вообще, Б. мечтал написать книгу «ни о чем», где просто рассказывал бы о своей жизни, о том, что его волновало, вот и написал.

Про героя: автобиографично , на самом деле, многое : все детство, включая поезду в Елец за сапожками, то, как мальчик увидел тюрьму и заключенного на обратном пути, вся его семья (Георгий - Юлий и тд), учитель Баскаков перед школой, эпизод, когда он мочит грача, поступление в гимназию, жизнь у мещанина Бякина (Ростовцев в книге), влюбленность в Эмилию Фехнер (Анхен в книге) и прочее. Работа в Орле также биографична. Но вот влюбленность в Лику , которую часто сравнивают с Пащенко, не вполне автобиографична . Так, жена Бунина Муромцев-Бунина приводит слова писателя, что «Лика вся выдумана»; в ней воплощено «общеженское молодое». Пащенко была стервой и в итоге ушла к другу Бунина Бибикова, а Лика была вся такая понимающая и умерла в конце.

Что касается духовного мира Арсеньева, у него страсть к накоплению впечатлений и путешествиям , «он осознает в себе мучительное, «корыстное» стремление не дать исчезнуть ни одному, даже малейшему впечатлению». У него обострена чуткость ко всему : «...зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Мельчайшие детали, мимолетные видения - все озаряется редкой поэзией именно благодаря своеобразно и глубоко воспринимающему их субъекту . На протяжении всей книги Арсеньев открыт миру, постоянно стремится увидеть что-то новое, объять все окружающее - о Бунине писали, что он «человек, беспокойный по натуре, в молодости вечный странник, всегда куда-то ехавший, иногда без какой-либо причины…». И вся книга строится именно на воспоминаниях, причем значимым оказывается для памяти не содержательность эпизода, но интенсивность связанного с ним чувственного переживания мира.

БУНИН И.А.

Жизнь Арсеньева

Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы. Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обостренное чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь. Часами он мог наблюдать за движени­ем облаков в высоком небе, за работой жука, запутавшегося в хлебных колосьях, за игрой солнечных лучей на паркете гостиной. Аюди вошли в круг его внимания постепенно. Особое место среди них за­нимала мать: он чувствовал свою «нераздельность» с нею. Отец привлекал жизнелюбием, веселым нравом, широтой натуры и еще своим славным прошлым (он участвовал в Крымской войне). Братья были старше, и в детских забавах подругой мальчика стала младшая сестра Оля. Вместе они обследовали тайные уголки сада, огород, усадебные постройки - всюду была своя прелесть.

Потом в доме появился человек по фамилии Баскаков, ставший первым учителем Алеши. Никакого педагогического опыта у него не было, и, быстро выучив мальчика писать, читать и даже французскому языку, к наукам по-настоящему он ученика не приобщил. Его воздействие было в другом - в романтическом отношении к истории и литературе, в поклонении Пушкину и Лермонтову, завладевшим навсегда душой Алеши. Все приобретенное в общении с Баскаковым дало толчок вооб­ражению и поэтическому восприятию жизни. Эти беспечные дни кон­чились, когда настало время поступать в гимназию. Родители отвезли сына в город и поселили у мещанина Ростовцева. Обстановка была убо­гой, среда совершенно чужой. Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Все гим­назические годы Алеша жил только мечтой о каникулах, о поездке к родным - теперь уже в Батурино, имение умершей бабушки, посколь­ку Каменку отец, стесненный в средствах, продал.

Когда Алеша перешел в 4-й класс, случилось несчастье: был аресто­ван за причастность к «социалистам» брат Георгий. Он долго жил под чужим именем, скрывался, а потом приехал в Батурине, где его по доносу приказчика одного из соседей и взяли жандармы. Это событие стало большим потрясением для Алеши. Через год он бросил гимна­зию и возвратился под родительский кров. Отец сначала бранился, но потом решил, что призвание сына не служба и не хозяйство (темболее что хозяйство приходило в полный упадок), а «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лер­монтов. Сам Алеша мечтал посвятить себя «словесному творчеству». Развитию его очень способствовали долгие разговоры с Георгием, ко­торого освободили из тюрьмы и выслали в Батурине под надзор поли­ции. Из подростка Алексей превращался в юношу, он возмужал телесно и духовно, ощущал в себе крепнущие силы и радость бытия, много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям, бывал в соседних усадьбах.

Вскоре он пережил первую влюбленность, встретив в доме одного из родственников гостившую там молоденькую девушку Анхен, разлуку с которой пережил как истинное горе, из-за чего даже полученный в день ее отъезда петербургский журнал с публикацией его стихов не принес настоящей радости.

Вскоре он пережил первую влюбленность, встретив в доме одного из родственников гостившую там молоденькую девушку Анхен, разлуку с которой пережил как истинное горе, из-за чего даже полученный в день ее отъезда петербургский журнал с публикацией его стихов не принес настоящей радости. Но потом последовали легкие увлечения барышнями, приезжавшими в соседние имения, а затем и связь с за­мужней женщиной, которая служила горничной в усадьбе брата Ни­колая. Это «помешательство», как называл свою страсть Алексей, кончилось благодаря тому, что Николай в конце концов рассчитал виновницу неблаговидной истории.

В Алексее все более ощутимо созревало желание покинуть почти разоренное родное гнездо и начать самостоятельную жизнь. Георгий к этому времени перебрался в ларьков, и младший брат решил по­ехать туда же. С первого дня на него обрушилось множество новых знакомств и впечатлений. Окружение Георгия резко отличалось от де­ревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студен­ческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках. При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, по­рицался образ правления и сами правители, провозглашалась необхо­димость борьбы за конституцию и республику, обсуждались полити­ческие позиции литературных кумиров - Короленко, Чехова, Толсто­го. Эти застольные беседы и споры подогревали в Алексее желание писать, но вместе с тем мучила неспособность к его практическому воплощению.

Смутное душевное неустройство побуждало к каким-нибудь пере­менам. Он решил повидать новые места, отправился в Крым, был в Севастополе, на берегах Донца и, решив уже вернуться в Батурино, по пути заехал в Орел, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Там он разыскал редакцию «Голоса», где еще раньше задумывал найти работу, познакомился с редактором Надеждой Авиловой и по­лучил предложение сотрудничать в издании. Поговорив о делах, Ави­лова пригласила его в столовую, принимала по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику. Все было неожиданно и приятно, однако он даже предположить не мог, какую важную роль пред­назначила судьба этому случайному знакомству.

Сначала были просто веселые разговоры и прогулки, доставлявшие удовольствие, но постепенно симпатия к Лике превращалась в более сильное чувство. Захваченный им, Алексей постоянно метался между Батурином и Орлом, забросил занятия и жил только встречами с де­вушкой, она то приближала его к себе, то отталкивала, то снова вы­зывала на свидание. Отношения их не могли остаться незаме­ченными. В один прекрасный день отец Лики пригласил Алексея к себе и довольно дружелюбную беседу завершил решительным несо­гласием на брак с дочерью, объяснив, что не желает видеть их обоих прозябающими в нужде, ибо понял, сколь неопределенно положение молодого человека.

Узнав об этом, Лика сказала, что никогда не пойдет против отцов­ской воли. Тем не менее ничего не изменилось. Напротив, произошло окончательное сближение. Алексей переехал в Орел под предлогом работы в «Голосе» и жил в гостинице, Лика поселилась у Авиловой под предлогом занятий музыкой. Но понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо.

Но понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо. Он ревновал ее к кавалерам на городских балах, к партнерам в любительских спектаклях. Возни­кало непонимание друг друга.

Однажды отец Лики приехал в Орел в сопровождении богатого молодого кожевника Богомолова, которого представил как претенден­та на руку и сердце дочери. Лика проводила все время с ними. Алек­сей перестал с ней разговаривать. Кончилось тем, что она отказала Богомолову, но все-таки покинула Орел вместе с отцом. Алексей тер­зался разлукой, не зная, как и зачем теперь жить. Он продолжал ра­ботать в «Голосе», опять стал писать и печатать написанное, но томился убожеством орловской жизни и вновь решил пуститься в странствия. Сменив несколько городов, нигде не оставаясь надолго, он наконец не выдержал и послал Лике телеграмму: «Буду послеза­втра». Они снова встретились. Существование порознь для обоих ока­залось невыносимым.

Началась совместная жизнь в небольшом городке, куда переселил­ся Георгий. Оба работали в управе по земской статистике, постоянно были вместе, посетили Батурине. Родные отнеслись к Лике с сердеч­ной теплотой. Все как будто наладилось. Но постепенно сменились роли: теперь Лика жила только своим чувством к Алексею, а он уже не мог жить только ею. Он уезжал в командировки, встречался с разными людьми, упивался ощущением свободы, вступал даже в случай­ные связи с женщинами, хотя все так же не мыслил себя без Лики. Она видела перемены, изнывала в одиночестве, ревновала, была ос­корблена его равнодушием к ее мечте о венчании и нормальной семье, а в ответ на уверения Алексея в неизменности его чувств как-то сказала, что, по-видимому, она для него нечто вроде воздуха, без которого жизни нет, но которого не замечаешь. Совсем отрешиться от себя и жить лишь тем, чем живет он, Лика не смогла и, в отчая­нии написав прощальную записку, уехала из Орла.

Письма и телеграммы Алексея оставались без ответа, пока отец Лики не сообщил, что она запретила открывать кому-либо свое убе­жище. Алексей едва не застрелился, бросил службу, нигде не показы­вался. Попытка увидеться с ее отцом успеха не имела: его просто не приняли. Он вернулся в Батурине, а через несколько месяцев узнал, что Аика приехала домой с воспалением легких и очень скоро умерла. Это по ее желанию Алексею не сообщали о ее смерти.

Ему было всего двадцать лет. Еще многое предстояло пережить, но время не стерло из памяти эту любовь - она так и осталась для него самым значительным событием жизни.

Рассказы и повести: см. текст вопросов №№23-25.

Деревня (1909-1910)

Часть I : жил-был прадед Красовых, которого прозвали Цыганом. Господин его затравил борзыми, за то, что отбил любовницу. Дед Красовых получил вольную, ушел с семьей в город и стал вором. Родитель Красовых был мелким шибаем, завел лавочку в Дурновке, прогорел, запил и помер. Его сыновья – Тихон и Кузьма – тоже какое-то время торговали, но однажды чуть не порезали друг друга ножами и решили расстаться.

О Тихоне: Открыл кабак и лавочку недалеко от Дурновки, жил с кухаркой которая во сне задавила их ребенка, а затем женился на горничной. Разбогател, выкупил именье Дурновых. Жена Настасья Петровна не могла родить, Тихон страшно расстраивался. Одним неурожайным летом, возвращаясь с ярмарки, Тихон ехал через Черную слободу, где прошло его детство. Зашел на старое кладбище, надписи на могилах показались ему лживыми. Едет он дальше, встречает разных людей, и злится все больше и больше. Когда свернул с главной дороги, то он подумал, что главное – это «дело» – везде нищета, все разорились, и нужен хозяин. Все рабочие дни у Тихона слились в один, крупными событиями стали Японская война и революция. Когда стали говорить, что будут забирать земли у тех, у кого больше пятисот десятин, отношение к революции изменилось. В один день вышло некое «распоряжение», прошел слух, что в Дурновке готовится бунт. Поехал туда Тихон, прижали его к своей усадьбе и сказали, что вышел указ согнать посторонних батраков и заступить на их работу местным. Но бунт закончился тем, что поорали мужики, разгромили несколько усадеб. Ходили еще слухи, что Тихона хотят убить дурновцы. Тихону уже исполнилось 50, а его мечта о ребенке все не покидала его. И вот он столкнулся с Родькой, у которого была красивая молодая жена. У этой молодой были ресницы, которые волновали Тихона, и была она хороша даже с «рогами» на голове – уложенные косы на голове. И вот как-то Тихон подходит к молодой и говорит, что будешь ты ходить в шелковых платках. Молодая ничего не ответила. После нанял Тихон молодую и Родьку к себе в дом. Ну и Тихон не расстерялся в своем доме и «овладел» Молодой. Были уже мысли у Тихона, чтобы Родьку задавило где-нибудь, но прошло несколько месяцев и Молодая не забеременела. И решил он прогнать Родьку. Тут как раз он неожиданно померился со своим братом Кузьмой и уговорил его взять на себя управление Дурновкой. Кузьма вроде как выпустил свою книжку стихов. Далее разговор по душам с братом о русском народе, о церкви. Далее идет бред-бред-бред. Вот Тихон сидит и думает о том, что и жену свою хорошо не знает, что он за человек. И жизнь его описывать не надо – нечего сказать. Не спасли бы его жизнь и дети – был бы чужой он им, как и всем близким.

Часть II О Кузьме. Как всю жизнь он мечтал учиться и писать. Ему хотелось рассказать о своей нищете. Его история – история всех самоучек. Он родился в стране, имеющей более 100 миллионов безграмотных. Грамоте его и брата выучил сосед, заливщик калош, и то только потому, что работы у него никогда не было. Начал писать – сначала рассказ о купце, которого убили разбойники, о его предсмертных думах и мольбах. Базар его высмеял и сказал, откуда ему знать, что думал купец. Тогда написал он песню и витязя, который завещал своему сыну коня. Баар снова его высмеял и сказал, что лучше бы написал о войне. И кузьма, подделываясь под базарный вкус, начал писать о войне. После смерти матери, продал лавку, занимался торгашеством и слонялся, слонялся. И томился, что пропадает его жизнь. Кузьма все думал, что про народ, про деревню нужно написать. Из его головы не выходила история о слободском старике Сухоносове, который жил с одним тюфяком, загаженном клопами, и салопе – наследство после жены. Он побирался, болел, голодал, дорожил своим наследством, хотел его продать, потому что думал, что оно дорого стоит, но заламывал такую цену, что отпугивал всех покупателей. Ездил то в Воронеж, то в Киев. В итоге когда пережил пару сердечных ударов, то решил бросить пьянство и вести трудовую жизнь. Бредет Кузьма, смотрит на бедные земли, вспомнил детство и отца и приходит ему восклицание Гоголя «Русь, русь! Куда мчишься ты?». Бродил дотех пор, пока ему не принесли записку от Кузьмы и он не переехал в Дурновку.

Часть III. Кузьме становится плохо, заболевает, а потом приезжает к Тихону, и начинает говорить о лентяях, лгунах, коими являются все дурновцы. Тихон рассказывает, что читает требник. Говорит, что пропала его жизнь, что была у него стрепуха, которой он подарил платок, надевала она его наизнанку, берегла на праздник, а как пришел праздник, то и увидела, что истаскала его до лохмотьев – так же и Тихон прожил жизнь. Свадьба Молодой и Дениски. Кузьма очень расстроился, потому что считал, что их женитьба – бред. Заканчивается рассказ венчанием их в церкви, как все чувствуют себя неловко.

Одиночество.

Стихотворения о несчастливой любви. Образы природы соответствуют настроению главного героя от которого ушла любимая, разлюбив его. Ветер, дождь, жизнь умерла до весны (поры возрождения чувств, любви). След ушедшей женщины налился водой, будто слезами героя. Видя, как любовь его покидает, сердце героя полно боли и стона:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

Ночь.

Стихотворение посвящено чувству любви, как вечному чувству, проходящему сквозь время. Любовь никогда не изменится и не умрёт, она всегда будет жить в сердцах людей. Пусть будут меняться поколения, но любовь будет возрождаться в новых людях всё с той же силой. Лирический герой радуется вечности и неизменности чувства, ему приятно, что оно объединяет всех людей. «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного.» Звёздное ночное небо,берег моря объединяет героя и его любимую с влюблёнными, которые жили до них и также любовались этим небом

«Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жен,

Ночей и звезд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!»

Он любит, и счастлив, что чувство это объединяет его с далёкими временами и ранее любившими людьми. Любовь воспевается как чувство объединяющее и примиряющее всех людей.

«Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!»

Сапсан 1905

Стихотворение о том, как одинокий герой застрелил сапсана, а потом ему начало казаться, что кто-то ему в комнату яду подсыпает и пытается отравить, да ещё вещи пропадать стали

«И вот ко мне

Стал гость ходить. Он до рассвета

Вкруг дома бродит при луне.

Я не видал его. Я слышал

Лишь хруст шагов. Но спать невмочь.»

Испугавшись он вышел в поле, выяснить кажется ему или нет. Печальная ночь, холодная луна, следы на снегу, пустынные поля, мертвая тишина. Герой одинок и только молчаливая его собственная тень следует за ним.

«Кто был он, этот полуночный

Незримый гость? Откуда он

Ко мне приходит в час урочный

Через сугробы на балкон?

Иль он узнал, что я тоскую,

Что я один? что в дом ко мне

Лишь снег да небо в ночь немую

Глядят из сада при луне?»

Слоняясь по полям герой видит Сапсана. Он одинок и ему также чуждо чувство любви. Он одинок, седой, зобастый, покинутый. Страшен и Непонятен.

Как воплотившаяся сила

Той Воли, что в полночный час

Нас страхом всех соединила –

И сделала врагами нас.

Вечер

Стихотворение посвящено неуловимости счастья. «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду.» Оно длится лишь миг, и часто человек, думает, что счастье ушло и не ценит того, что имеет, а это быть может и есть счастье.

«Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.» Но герой старается ценить каждый миг жизни, он любуется природой, радуется жизни и её течению

«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.»

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Стихотворение посвящено быстротечности времени. Герой задумывается о быстротечности времени, мгновенности счастья. Уходит лето, как теплое чувство единения с природой, герой тоскует, он знает, что всё рано или поздно проходит и немного завидует беспечности шмеля, радостно летающего в тёплые дни.

«Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!»

СЛОВО

Но это стихотворение просто издевательство сокращать:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Листопад 1900

Чудесный пример того, что Бунин действительно был виртуозом в изображении природы. Прочитав «Листопад» вспоминаются невольно строки из стихотворения «Осень»Пушкина, бывшего для Бунина идеалом в поэзии, к которому нужно стремиться.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

Приятна мне твоя прощальная краса…» и т.д.

У Бунина так:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.»

Бунин передаёт запахи осеннего леса (дуб, сосна), за лето лес от солнца высох, осень вступает в свои права. Лето ещё не ушло: паутины блестят росой, летает последний мотылек.

«Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Затишье это не случайно, как перед бедой, ненастьем.

«Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой -

Предвестник долгого ненастья.»

Постепенно холодает, чаща мертвеет Тишина теперь другая, растущая, пугающая. Солнце светит меньше, тени короче. Сырой туман, мертвенная осенняя ночь, даже сова молчит.

Лес оцепенел, волчьи глаза светятся страшным зелёным огнём.

«Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял…»

Листва облетает, выпал и растаял первый снег. Дождь. Птицы улетают на зимовку. Вот уже и Осень проходит, земля в морозном серебре. Осень улетает вслед за птицами.

«Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.»

Скоро придёт зима и всё покроется инеем и сугробами. Автор в стихотворении рассказывает о вечном цикле природы, торжественно совершающемся во все времена.

ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто от­мечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы граждан­ской войны (два сборника - «Чаша жизни» и «Господин из Сан- Франциско»), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков «вечного счастья». Проти­воречия социальной жизни в этих произведениях отражены в рез­кой контрастности характеров и противопоставлениях основных на­чал бытия. «Его болезненно занимали текучесть времени, старость, смерть…» - подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бу­нина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгля­ды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творче­стве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда по­кинуть родную русскую землю, к которой он был привязан «любо­вью до боли сердечной». Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти.

Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами («На край света»), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: «И только звезды и курганы слу­шали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги…» И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед ли­цом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без со­мнения, может только человек, который сам всей душой предан ро­дине, жизнь которого может полноценно протекать только в окру­жении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и пото­му разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью.

«Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, - пишет Бунин в «Жизни Арсеньева». - Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подоб­ным людям принадлежу и я». Писатель говорит от лица своего ге­роя, но на самом Деле - это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно «Жизнь Арсеньева» часто отно­сят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это «обо­стренное чувство смерти», основанное на таком же «обостренном чувстве жизни», было характерно для самого автора. Постоянно на­блюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пы­тается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с «вечностью» и «бесконечностью». Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в ис­торическом развитии, признаки ее бесконечности.

Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писате­ля всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необхо­димо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в деках. Именно поэтому некое «продление» жиз­ни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выст­раивании прочных мостиков между одним и многими, между про­шлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. «Блажен­ные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…» - отме­чал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его про­изведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни ста­новится для Бунина чувство любви, в которой он видит единствен­ное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценно­сти жизни - основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. «Все проходит. Все забывается», - говорит герой расска­за «Темные аллеи» Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: «Все проходит, да не все забывается».

Нельзя допустить, чтобы все было забыто, - такова твердая по­зиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята крити­ками при жизни писателя.

Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истол­кования его произведений как «упаднических», «пессимистичес­ких», «безрадостных». Он не был согласен с тем, что его творчество это творчество «увядания», не было в нем той «грусти запусте­ния», о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повес­тях. Именно как о произведении, «овеянном легкой грустью и ли­рикой увядания и запустения», писали о повести «Деревня». Бу­нин был с этим категорически не согласен: «Это совершено невер­ная характеристика. В действительности в «Деревне» ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения». В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальности действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным ро­дины, - не так радостна, как ему хотелось бы.

Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно свя­зана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произ­ведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучитель­ный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Со­ветскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: «Очень хочу домой», через несколько дней А. Н. Толстому - о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война… Бу­нин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечат­ление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бы­тия, философские углубления в проблемы жизни и смерти.

При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор со­знает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человече­ства. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведе­ниях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России - грустный: от элегии до край­ней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному - тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда «Слепой», обиженного жизнью и все же сла­вящего ее: «Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость… Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызы­вает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, добро­та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть».

УДК 821.161.1

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.

Россия, г. Воронеж, тел. + 79202262368 e-mail: [email protected]

Voronezh State Architecture and Construction university

The chair of Russian Language and Cross-cultural communication, аssistant Popova Y.S.

Russia, Voronezh, + 79202262368 e-mail: [email protected]

Ю.С. Попова

«ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ СМЫСЛ, НЕ УНИЧТОЖАЕМЫЙ СМЕРТЬЮ?»

(ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА)

Онтологическая проблематика - одна из важнейших для И.А. Бунина, интерес к ней прослеживается на всем протяжении его творческого пути. С этой точки зрения рассказ «Чаша жизни» является ключевым. В нем И.А. Бунин подводит итог своим размышлениям. В статье рассматривается представление писателя о смысле существования человека на земле. Выявляются пространственные и временные доминанты, которые раскрывают основную тематику произведения.

Ключевые слова: жизнь, смерть, проза, Бунин.

«IS THERE IN THE LIFE A SENSE WHICH IS NOT DESTROYED BY DEATH?»

(THE LIFE AND DEATH IN I.A. BUNIN"S PROSE)

The ontologic problematics - one of the major for I.A. Bunin, interest to it is traced on all extent of its creative way. From this point of view the story «The Bowl of a life» is key. In it I.A. Bunin sums up to the reflections. In clause representation of the writer about sense of existence of the person on the ground is considered. Spatial and time dominants which open the basic subjects of product come to light.

Keywords: life, death, prose, Bunin.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина пользуется всемирным признанием, не угасает интерес к его самобытной личности и его произведениям. Феномен его творчества обладает одной особенностью. Он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой; продолжая творить и во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова. Суждения о И.А. Бунине полярны. Для одних - он прошел мимо исканий своего времени, для других был остросовременен; но для всех - писатель, идущий своим путем. Для одних - страстен, для других - аристократически холоден. Любое из толкований легко находит подтверждение в его художественном наследии. Все оттого, что его интересуют крайние точки: жизнь и смерть, счастье и страдание, прошлое и настоящее. Он их то сопоставляет, то разводит. Иван Бунин был недоволен теми критиками, которые торопились причислить его в число «идилликов каких-то и созерцателей» . Он всегда отрицательно относился к стремлению отнести его к тому или иному литературному направлению.

Особенности творчества И.А. Бунина точно отметила Л.В. Крутикова: «Разобраться в.. .личности и творчестве Ивана Бунина, большого русского художника, - дело нелегкое.

© Попова Ю.С., 2014

И не только потому, что его яркая личность, редкий талант и долгая жизнь вызывают зачастую противоположные суждения и оценки... В судьбе и книгах Бунина преломились острейшие противоречия и конфликты России конца XIX - начала XX века. И преломились резко индивидуально, неповторимо» .

И.А. Бунина непрестанно тянет заглянуть за горизонт жизни. Он стремится решить для себя «вечные», «первородные» проблемы, которые неотступно тревожат его. Произведения его глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям о смысле бытия, жизни и смерти, непрекращающегося ни на секунду течении времени. Подобные вопросы возникают в произведениях писателя постоянно, и он отвечает на них по-разному, не предлагая какого-либо однозначного их решения.

Интерес к «вечным вопросам» прослеживается уже на раннем этапе творчества писателя. «Сосны» - рассказ о смерти и похоронах охотника Митрофана, «Мелитон» - рассказ о древнем старце Мелитоне, стоящем на пороге смерти и готовом к ней в любую минуту. Смерть здесь предстает во всей своей грозной, страшной и великой тайне. Умерший Мит-рофан, который теперь «называется покойником, существом иного, нам чуждого мира» , становится важным и серьезным. А сама смерть «прошла по лесам чем-то большим и темным» . И.А. Бунин с благоговением говорит о христианском погребальном обряде. Мелитон - таинственен, строг и суров, почти иконописен. Обоих героев объединяет спокойное отношение к смерти. К этой мучавшей всю жизнь И.А. Бунина проблеме: как освободиться от страха смерти, как найти в смерти смысл и как оправдать ее, - он будет много раз возвращаться в своих рассказах. Но в дальнейшем творчестве меняется основной тон рассказов с задумчиво-меланхоличного на трагический. Трагизм можно объяснить внешними причинами, которые, несомненно, повлияли на И.А. Бунина. Это события общественной (1905 год) и личной жизни (смерть сына). В осмыслении этой темы появляются новые интонации и новые акценты: ярко выраженная философская проблематика, ощущение трагичности существования, но в тоже время умение в полной мере чувствовать жизнь.

Готовностью спокойно встретить смерть, примириться с неизбежностью - этой мерой И.А. Бунин оценивает человеческую личность. Он измеряет ценность человека его способностью радоваться жизни, мерой «удивления» перед ней, умением воспринять красоту и полноту бытия.

Итоговым для творчества И.А. Бунина является рассказ «Чаша жизни» (1913), где писатель раскрывает перед нами свое представление о смысле существования человека на земле, о его быстротечности.

Исследователь Л.А. Смирнова отмечает три главных периода в жизни человека: трепетное свечение мечты, однообразное исполнение уготованных судьбою обязанностей, подведение итогов уже пройденного пути. Четыре главных героя: Александра Васильевна, Селихов, Иорданский, Горизонтов именно так и провели свою жизнь. И.А. Бунин пишет об их молодости, затем - о периоде, когда основная часть жизненного пути уже пройдена и герои оказываются на пороге смерти. Изображению времени юности, освещенной ожиданием счастья, любви, автор отводит лишь одну главу. В основной части произведения показано, как исчезают надежды героев.

Александра Васильевна - персонаж, который сюжетно связывает героев, именно вокруг ее воспоминаний разворачивается авторское повествование. Будто от случайной ошибки Саня выходит замуж за нелюбимого и не любящего ее Селихова. И потом на протяжении всей жизни вспоминает то счастливое лето, которое бывает в жизни каждой девушки. А когда умирает муж, Александра Васильевна неожиданно испытывает «весеннюю нежность» к усопшему. К концу жизни она ощущает, что жизнь прошла буднично и монотонно: «И шли дни за днями, годы за годами» .

Остальные герои не вспоминают своего прошлого, не думают о будущем. Время проходит как будто мимо них. Не задумываются они и о смерти. Селихов, словно в шутку, составляет завещание. Это привычное для него времяпрепровождение. Отец Кир, как и Селихов, не размышляет о своей жизни и на вопрос Горизонтова: «.зачем вы живете?» не дает ответа. Единственный спор между бывшими соперниками, коснувшийся именно смерти, показал, что и Селихов, и священник видят в смерти конец всякого существования. Отец Кир хочет приобрести самое важное превосходство над своим врагом - проводить его в последний путь. Цель жизни Горизонтова - долголетие. Заботясь только о своём теле, он не думает ни о смерти, ни о душе.

Четыре героя, внешне разобщенные враждой, ревностью, презрением, на самом деле слиты в одну жизнь. Существование каждого героя имеет смысл для них, пока живы другие. Смерть одного приводит к обесцениванию жизни остальных. Умирает Селехов - и отцу Киру становится незачем жить, не с кем состязаться. Александра Васильевна после смерти мужа понимает, что потеряла «вкус к жизни». Она острее других ощущает исчерпанность прожитых лет, осознает их бесполезность: «С тоской чувствовала она, что не о чем стало ей молиться. Только о царстве небесном? Да, но какие права были у нее на него? Чего она такого сделала? За что было награждать ее?» . Горизонтов - последний, кто думает, что хранит чашу жизни. В понимании этого героя чаша жизни - это собственное тело. Его рационализм, самодовольство, самоуверенность и мания долголетия, полностью исключают всякую одухотворенность. После всех смертей Горизонтов чувствует себя победителем, так как дольше всех продлил свое существование. Но смерть тех, с кем связала его судьба, показала бесцельность и его собственной жизни.

И.А. Бунин доказательно определяет причины душевного краха своих героев. «Все силы свои потребили они на состязание в достижении известности, достатка и почета» , на взаимное презрение и оскорбительное равнодушие к своим женам; Александра Васильевна - на бесплодное сожаление о прошедшей без любви молодости, Горизонтов - на «питание и освежение водой» своего тела. Ущербность судьбы героев предстает результатом неспособности любого из них реализовать свои возможности.

В «Чаше жизни» широко представлен мотив зависимости персонажей от атмосферы города Стрелецка, где «каждым чиновником, каждым мещанином, каждым сапожником» владело «заветнейшее желание» иметь свой дом, где попадались мещанские дети - «лодыри дерзкие», старухи - поклонницы юродивого Яши . Все в Стрелецке ничтожно - от «философа» Горизонтова до «святого Яши». Жизнь в городе, текущая по определенным законам, оказывается не подверженной изменениям.

Интересную концепцию выдвигает исследователь И. Ничипоров. Он отмечает, что существование героев основано на полуосознанном стремлении укрепиться в бытии (социальное положение для Селихова и отца Кира, мечта о доме у Александры Васильевны, «философия жизни» Горизонтова). Символическую значимость приобретают «хронотопи-ческие образы-лейтмотивы: «Песчаная улица, на которой живут герои, знаменует непрочность и неукорененность их жизненного пространства; данная семантика важна и при их уподоблении «щепочкам», утерявшим свою целостность в потоке времени» . В этом ряду - и сквозной образ пыли-забвения, который разворачивается до обобщающего видения недугов национального бытия; и всеобщая замкнутость Стрелецка, который раньше «был. проще и просторней, а также селиховского дома» . Это и ощущение безжалостно уходящего времени вопреки «остонавливанию» Селиховым часов.

Писатель хотел назвать произведение «Дом», поскольку именно его пространство имеет большое значение. Для Селихова и отца Кира дом становится средством доказать свое превосходство над другими. Оба дома были особенные, хранящие отпечаток своих

хозяев. Селиховский дом - комфортный, удобный, но у него никогда не вынимались зимние рамы, а мебель стояла в чехлах. Таков и хозяин - богатый ростовщик, «аккуратный, спокойный и бескровный» . Дом отца Кира «...был далеко виден по широкой улице», только за его крышей «... зеленели верхушки молодых тополей» , ворота были всегда заперты, подворотня заложена тяжелой тесиной, словно подчеркивая дородность, грубость и суровость священника. Для Aлексaндры Васильевны иметь свой собственный дом было единственным желанием, с ним были связаны надежды на спокойную жизнь. Дом явился целью и смыслом существования. Когда он перешел в ее владение, героиня поняла, что жизнь завершена. Дом же, как и город, существуют вне времени: меняются хозяева, живут в нем и умирают, а он остается неизменен. Мотив безысходного постоянства подтверждается и мотивом бездетности. У героев нет продолжения жизни (детей), что свидетельствует о неправильности выбранного пути.

Нельзя не согласиться с мнением Ю. Мальцева , который утверждает, что главное действующее лицо рассказа - невидимое время с его универсальными и беспощадными законами. Незримость времени подчеркивается самой структурой рассказа - бег времени не прослеживается в хронологической эволюции, жизнь представлена в рассказе как неподвижность отделенных годами равноположенных отрезков существования, следы прошлого времени, лежащие в одной плоскости.

Смерть, таким образом, для ИА. Бунина не менее значительна и таинственна, чем жизнь. Она обнаруживает смысл существования не только того человека, который умирает, но и других, чьи судьбы оказались слиты с ним в единую «чашу жизни».

«Повышенное чувство жизни» - это первичное начало всего мира ИА. Бунина, ядро, его концепция жизни. Образ повышенной жизни - с ее, не разрешающимся напряжением, не тускнеющей яркостью, высокой самоценностью любого мига, отсутствием пустот господствует над всем миром писателя.

Библиографический список

1. Бунин: pro et contra: личность и творчество ИА. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Aнтология / [сост. и ред. Б.В. Aверин, Д. Риникер, К.В. Степанов]. СПб.: РХГИ, 2001. 1061с.

2. Бунин ИА. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература,

3. Крутикова Л.В. Проза Ивана Бунина ХХ века // Филологические науки. 1971. Вып. 76. С. 96-118.

4. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.

5. Ничипоров И. Поэзия темна, в словах невыразима. М.: Метафора, 2003. 255 с.

6. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С.64-78.

7. Смирнова ЛА. Реализм Ивана Бунина. М.: РГГУ, 1984. 93 с.

1. Bunin: pro et contra: Bunin"s person and creativity in an estimation of Russian and foreign thinkers and researchers: the Anthology / . Spb.: RGHI, 2001. 1061 p.

2. Bunin I.A. ^llected works in nine volumes. M.: Fiction, 1966.

3. Krutikova L.V. Ivan Bunin"s Prose of XX century // Philological sciences. 1971. V. 76. Pp. 96-118.

4. Maltsev Y.V. Ivan Bunin. М.: Crop, 1994. 432 p.

5. Nichiporov I. Poetry is dark, in words is inexpressible ... М.: Metaphor, 2003. 255 p.

6. Slivitskaya O.V. Feeling of death in Bunin"s world // The Russian literature. 2002. №1. Pp. 64-78.

7. Smirnova L A. Realism of Ivan Bunin . М.: RGGU, 1984. 93 p.