«Жостово или секрет бархатного букета.(Экскурсия Жостово-Федоскино)»

… Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села Жостово. К ней ведёт красивый указатель на дороге в виде цветочного подноса.
…«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением. Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах.
… Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин…коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д.».


Подъезжаем к симпатичному селу Жостово , чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме. :) Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.

Фабрика в Жостово

Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и толпимся вокруг женщины-художницы , сидящей у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать. На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос? » - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции » - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей ! » - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти .

«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением . Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах. Начнём с того, что ещё на половине рассказа экскурсовода в Жостовском музее за окнами, выходящими на улицу, промелькнули шапки группы бегущих женщин из нашего автобуса. Бежали они в направлении магазина (вход - с улицы). Верховодила, очевидно, та самая, сильно нервничающая по поводу «медленно» работающей художницы, дама. Желание как можно скорее умчаться в заветный магазин вместе с подругами, зашкаливало у неё за все и так низко сниженные правила приличия.

После официального завершения экскурсии всех пригласили посетить фирменный магазин подносов при фабрике. Вход в него находился снаружи музея, в начале самого фабричного здания, и был украшен плакатом с жостовской росписью . Туда, сломя голову и забывая снять с сапог поэлителеновые мешки, понеслась практически вся оставшаяся автобусная масса.

Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Я уже писала про «издержки» автобусного тура в этом плане в рассказе про Гжель; едва сдерживаясь, обозначила «это» и в рассказе про Федоскино; но тут описать творимое нашим народом на волне покупательской горячки обычными словами очень затруднительно.

Магазин. Подносы

Знаете, в детстве у меня была любимая книжка «Приключения Незнайки» с замечательными рисунками Валька. Так вот смешные рисованные взаимоотношения потешных донельзя коротышек очень напомнили мне обстановку в магазине.
В одном углу две тёти в длинных шубах, пыхтя, тянули один поднос в разные стороны. Не верите? :) Он был один единственный - с рябинками. Вот его и делили. Победил естественно сильнейший. В другом углу, кто-то на плечах у кого-то снимал прикреплённые подносы со стены. Первая волна щастливчиков, зацементировала наглухо подход к прилавку. Вторая волна брала первую штурмом в виде тарана, т.е. с разбегу билась о мохнатые шубные спины, стоящие монолитной стеной. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин… коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д .». Продавщица за прилавком кричала на крик: «Люди, ну куда, куда вы потащили этот поднос…, зачем снимаете… ой, что вы делаете…ааа ».

Я, конечно, сначала хотела изобразить из себя гордую девушку с высоко поднятой головой и переждать весь этот колхоз на улице. Но потом быстро оценила суровые реалии, и поняла, что при таком раскладе я не привезу домой вообще ничего - народ там скупал подносы в немыслимых количествах, практически оптом. Поэтому, вспомнив любимые тренажёры, йогу и кубинские танцы в посещаемом некогда World Class-e, помчалась карабкаться по мохнатым шубам. Из того, что помню: вроде как, пробив оборону, схватила какой-то чёрный поднос, стоящий вдоль стен; вцепилась в один белый, на стене; и потащила к себе, уроненный кем-то небольшой салатовый. Прибило к кассе - оплатила. Дальше народной волной откинуло к стене. Но я с подносами! :) Чего роптать! :)

Очередь за подносами

Самое смешное, что в самый разгар позвонил муж. А как тут отвечать - я уже почти пролезла! :):) Слыша шум и звуки битвы, муж поинтересовался: «Ты где? » - «В музее », - загнанно дыша, пробивая себе щель, под чьим-то мохнатым рукавом, культурно сообщила я. «А чё, это вы там делаете? » - неподдельно удивился муж.

Но отвечать мне было уже некогда, моя всунутая в продолбленную микродырку рука, уже нашарила что-то невидимое и твёрдое на прилавке, и мне было не до разговоров.

В общем, теперь, как матёрый зубр, могу теперь бесплатно давать советы . Если вы приехали на автобусе, то надо выбирать товарищи - либо песни, либо пляски. То есть, либо полноценно наслаждаетесь экскурсией - остаётесь в музее и разговариваете с экскурсоводом, либо так же полноценно удовлетворяете естественные покупательские потребности - сразу по приезду чихаете на музей и заворачиваете в магазин. Есть ещё третий вариант: посещаете музей и пережидаете накал страстей в магазине на улице, но тогда вам остаётся лишь скупить остатки былой роскоши на прилавке и широкий ассортимент, оставшихся авторских подносов от 10 т.р. :). Есть и другой вариант - спокойно купить эти подносы в их салоне на ВВЦ - но это, согласитесь уже совсем не то! Трофей, добытый в рукопашной схватке сердцу гораздо милей, чем пресно купленный. :) И ещё есть один просто отличный (от других:)) вариант. Сесть на машину и приехать в Жостово. На фабрике договориться с экскурсией. Спокойно приехать, спокойно посмотреть и спокойно купить подносы (даже не верится, что такое бывает).

Да, - что купила. Только дома смогла рассмотреть. Художественный глаз меня не подвёл даже в такой «накалённой» обстановке. Чёрный прямоугольный - с ярко-рыжими розами, белый круглый - с букетом полевых цветов, и небольшой ярко-салатовый с колокольчиками и жёлтыми кувшинками. По подписи поняла, что один из них нарисован той самой художницей, которая показывала нам мастер-класс. Приятно.

Магазин. Подносы

Теперь надо освоить хитроумную конструкцию из 3-х петель для шуб, нанизанных на верёвочку, и повесить эту красоту на стену. А на зелёном буду подавать гостям яблочное варенье и тульские печатные пряники:).

Поднос Николая Антипова. «Цветы на золотом фоне». Фото из музея

Экскурсии в Жостово от частных гидов и турфирм.
Онлайн заказ на Pomogator.Travel: никаких посредников и предоплат!

Небольшая деревушка, которая находится в Московской области, в Мытищинском районе. Поблизости расположено Клязьменское водохранилище.

Славится на всю страну своим уникальным промыслом - изготовлением жестяных подносов с потрясающе красивой росписью. Фабрика работает здесь с 1825 года. Примечательно, что само здание фабрики Беляевых, а также мастерской Пыжова по изготовлению подносов и церковной школы сегодня входят в список культурного наследия нашей страны и являются историческими региональными памятниками.

Сегодня туристы могут прогуляться по территории фабрики с экскурсией и поближе познакомиться с этим замечательным промыслом. Кроме того, здесь также можно принять участие в увлекательном мастер-классе.

Поскольку гостиниц в Жостово нет, а расстояние от Москвы до Жостово составляет всего 39 км, туристы могут посетить это место в рамках однодневной экскурсии.

Видео из Жостово

Главная достопримечательность Жостово - конечно же, Жостовская подносная фабрика и открытый при ней музей. Здесь туристы увидят всевозможные подносы, расписанные вручную опытными мастерами, профессионалами декоративно-прикладного искусства. Промысел этот возник в далеком XVIII веке, а сама мастерская была основана в Жостово...

Жостово: экскурсии и мероприятия

Самая интересная - прогулка по залам музея при фабрике подносов. Экскурсовод интересно расскажет историю этого промысла, зародившегося еще в 1825 году, продемонстрирует разные образцы подносов, посоветует, что лучше всего приобрести на память.

Интересно, что в маникюрном салоне можно сделать…маникюр в жостовском стиле - многие мастера сейчас предлагают эту услугу!

Добавим, что среди туристов принято совмещать поездку в Жостово с посещением села Федоскино, расположенного неподалеку. Там можно посетить фабрику миниатюрной росписи.

История Жостово

История Жостово началась еще в XIX веке: именно в это время одновременно в нескольких селах ныне Мытищинского района крестьяне занялись изготовлением из папье-маше лакированных изделий в небольших мастерских. Считается, что самый первый расписной жостовский поднос появился благодаря братьям по фамилии...

Климат в Жостово

относится к умеренно-континентальному типу. Зимы здесь умеренно холодные, а лето - теплое и приятное. Снежный покров в Жостово зимой довольно устойчивый, снег выпадает в ноябре и может продержаться до начала апреля. Начало лето приходится на май-июнь, а вот уже в конце августа воздух в Жостово становится совсем осенним. Среднее количество осадков в году - 550 мм.

Жостово (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами, а точнее той великолепной росписью, которая эти самые подносы покрывает. Причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры - всё это непреложные элементы жостовской росписи. Эти цветочные орнаменты, на ряду с хохломой и гжелью, стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.

Промысел по росписи подносов появился в этих краях под влиянием уральской цветочной росписи. И так прижился здесь, что в начале 19 века сразу в нескольких окрестных деревнях - Осташкове, Троицком, Хлебникове и Сорокине, и в самом Жостове, возникли мастерские по производству расписных изделий из папье-маше.

Появление жостовских подносов связано с фамилией Братьев Вишняковых, в прейскуранте которых упоминались те самые «лакированные металические подносы».

Подносы начали пользоваться таким спросом и популярностью, что вскоре вытеснили все остальные изделия от табакерок до сухарниц, и стали настоящей местной достопримечательностью. Центром изготовления этих нарядных изделий становится деревенька Жостово, которая и дает имя всему стилю росписи.

После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос». 20-е и 30-е годы были тяжелым временем для жостовского мастерства росписи. Новая власть, кроме гремящих названий, пыталась поменять и искусство, принудительно внедряя в народный промысел элементы социалистического реализма, совершенно чужеродные для всего русского искусства, а особенно для жостовских орнаментов.

После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос».

Искусство росписи сохранилось до наших дней лишь благодаря художникам, сумевшим сохранить секреты мастерства предыдущих поколений.

В 1960 годах в Жостово наблюдается новый подъем искусства, который продолжается и по сей день. Подносы, созданные в здешних мастерских из обыкновенных бытовых предметов, превратились в настоящие произведения искусства. Более того, их до сих пор изготавливают по старинной технологии, которая не менялась с давних пор. Листам жести придают форму, затем грунтуют, после чего происходит процесс шлифовки и покрытия масляным лаком в несколько слоев. Работы по росписи подносов выполняются только вручную, как и в позапрошлом столетии.

Основной мотив жостовской росписи - это цветочный букет, в котором чередуются садовые и полевые цветы. Роспись, как правило, выполняется на черном фоне, хотя встречаются и красные, и зеленые, и белые, и серебряные. Подносы в основном бывают двух видов - непосредственно для подачи еды, и для украшения. Различаются они и по форме, некоторые имеют свои особые названия.

Экскурсии на жостовскую фабрику

Экскурсия на жостовскую фабрику занимает примерно 6 часов, за это время гости, кроме осмотра фабрики, смогут поучаствовать в мастер-классах. Особенно интересно посетить фабрику в предпраздничные или праздничные дни, когда желающим предоставляется возможность расписать что-нибудь и увезти с собой в качестве сувенира. Такая вот интересная альтернатива стандартным магнитикам на холодильник. При фабрике работает магазинчик, где продается все что душе угодно - обязательно подносы (всех возможных цветов и с разнообразными орнаментами), перед Рождеством и Новым годом здесь можно купить елочные игрушки, вазы и другие изделия. Кроме фабричного магазина, в деревне много художников, работающих на дому. Над каждой такой мастерской есть соответствующая вывеска, так что найти их не составит труда.

Координаты

Расстояние от Москвы до Жостово (Мытищинский район Московской области) составляет около 50 километров, время в пути, из-за петляющей дороги (Осташковское шоссе) может занять до 1,5 часов или больше, все зависит от вездесущих московских и подмосковных пробок.

Во избежание пробок, можно воспользоваться железнодорожным транспортом: c Ярославского вокзала поезда регулярно отправляются в сторону Мытищ, время в пути займет около 25 минут. От Мытищ на автобусе или маршрутке номер 26 или на такси (еще около получаса). Еще один вариант проезда: от метро Медведково на прямом автобусе номер 438 до Жостово, время в пути около получаса, но это без учета пробок.

История Жостово и

Жостовского промысла

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных мастерских, заводов и фабрик. Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, богатый орнамент и своеобразные натюрморты.

История

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.

История жостовской росписи

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов - букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла - А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г."

В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостово организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.


1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

Музей работает ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме воскресенья.
Тел. 588-87-47, 588-85-55.

Стоимость экскурсии по музею в составе группы от 15 человек - 150 рублей для взрослых и 75 рублей для детей.
Индивидуальная экскурсия стоит 500 рублей. Можно заказать еще индивидуальный мастер класс, стоит он 2000 руб на человека, НО ЭТО ТОГО СТОИТ!

Перед тем как ехать, обязательно позвоните и договоритесь об экскурсии!

Адрес:

Московская область, Мытищинский район, д.Жостово


Как добраться