Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом, с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам? Во-первых, Василий Теркин — настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В нем нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсене мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем. Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе; он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее — он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия солдат прогоняет ее: Прогоните эту бабу, Я солдат еще живой. На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора. Хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине: Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку. И такую знал печаль!… Мать-земля моя родная, Ради радостного дня Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня! А в самые ответственные минуты жизни Теркина, Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов: Кто одной боится смерти — Кто плевал на сто смертей. Пусть ты черт. Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей. Теркин — образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, — это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — простой человек, которому может быть страшной больно. Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал -тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он — тот, кто войну выигрывает. Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне. Когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского. Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек…

Образ русского солдата в поэме Л. Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Васи­ лий Теркин» стала по праву наиболее значитель­ным поэтическим произведением военных лет. Ее можно назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны, художественным памят­ником той великой и трагической эпохи. Она вы­деляется среди других поэм особой полнотой, всесторонностью охвата, эпической масштабно­стью и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и окопного быта, достовер­ным изображением сложной внутренней жизни, помыслов и раздумий, чувств и переживаний русского труженика-солдата.

Герой поэмы Твардовского - Василий Тер­ кин - олицетворяет собой весь народ. В нем на­ шли художественное воплощение русский наци­ ональный характер, его существенные черты и

качества. Но этот результат был достигнут не сразу. Замысел поэмы и истоки образа ее главно­ го героя относятся еще к периоду финской кам­пании 1940 года, когда на страницах газеты «На страже Родины» появилась условная, лубочная фигура веселого, удачливого бойца- Васи Тер­ кина, созданная коллективными усилиями. Твардовский написал стихотворное вступление к этому * Теркину». В нем герой предстал перед читателем условной, гиперболической фигурой. Он был необыкновенным человеком, богатырем с саженью в плечах, и брал врагов на штык, «как снопы на вилы».

Впоследствии Твардовский по-новому осмыс­ ливает образ Теркина, чувствуя, что этот герой должен существенно измениться. С середины 1942 года начинается новый этап работы над про­ изведением. 4 сентября 1942 года состоялась пер­ вая публикация «Василия Теркина» в газете За­ падного фронта «Красноармейская правда*, где были напечатаны вступительная главка «От ав­ тора» и глава «На привале». С этого момента по­ эма стала главной работой Твардовского на фронте.

В результате долгой и напряженной работы по вынашиванию и воплощению замысла *изме нился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма- композиция, жанр, сюжет*. Изменился характер поэтическо­ го повествования о войне - родина и народ, на­ род на войне стали главными темами. Образ главного героя произведения перестал быть ус­ловной и тем более лубочной фигурой «необык­ новенного*, «богатыря», стал проще, конкретнее и вместе с тем обобщеннее, типичнее, олицетво­ ряя собой весь сражающийся народ.

Знакомя с ним читателей своей поэмы уже в первой главе «На привале», Твардовский пишет:

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно:

Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Подчеркнув обычность своего нового Теркина, его неотделимость от массы бойцов, поэт в самой, казалось бы, непритязательной внешности выяв­ ляет его незаурядность: «Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой - героем*.

На протяжении всей поэмы в образе Василия Теркина последовательно и многогранно раскры­ вается живой и убедительный народный харак­ тер русского человека. В герое Твардовского жи­ вет естественная, как дыхание, любовь к родине, верность своему гражданскому и воинскому дол­ гу. Образ Теркина несет в себе большое художест­ венное обобщение, он глубоко типичен и вбирает то» что характерно для многих людей.

Однако в нем эти присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, само­ бытнее. Народная мудрость и оптимизм, стой­ кость, выносливость, терпение и самоотвержен­ность, житейская смекалка, умение и мастерови тость русского человека-труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, все это сплавляется в живой и целостный человече­ский характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народ­ но поэтические традиции:

То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.

Являясь обобщенным и глубоко индивидуали­зированным художественным воплощением рус­ ского национального характера, Теркин неотде­ лим от воюющего народа - солдатской массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат вре­ мен Первой мировой войны и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеско­ го плена, и др.К он неотделим и от матери-ро­ дины,

И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства, жизнестойкос­ ти, оптимизма, веры в торжество правого де­ ла, воплощенное прежде всего в образе главного героя.

Средняя оценка: 4.3

Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Поэма доставлялась солдатам на передовую, приносилась к ним в окопы наравне с патронами и провиантом. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, что самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее. Для солдат это было очень удобно, ведь не каждый раз можно было достать новую главу произведения, к тому же не всегда у них было время для чтения литературы.

Образ главного героя военной поэмы - Василия Теркина, простого русского солдата, - является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к родине, честности и бескорыстия. Образ этого простого солдата был собирательным. Он объединял в себе качества всех солдат вместе и каждого из них в отдельности. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения, но, конечно, полное представление о характере героя, всех его достоинствах могут дать только изучение и анализ всей поэмы в целом. Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

В главе «Переправа» Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить... Взвод на правом берегу жив-здоров на зло врагу!

В главе «Кто стрелял?» главный герой, вместо того чтобы, как все остальные, прятаться в окоп, отважно сбивает из винтовки вражеский самолет, рискуя при этом своей жизнью. Таким образом автор дает понять солдатам, что очень часто в бою решающим является не численное преимущество противника и не его техническое оснащение, а вера в победу и любовь к Родине, которую защищает солдат. Эти моральные преимущества и позволяют солдату победить несокрушимого врага.

Образ Василия Теркина многогранен: он не только мужественный солдат, но и прекрасный труженник-умелец. А подтверждение этому мы находим в главе «Два солдата».

Теркин встал: - А может, дед, у нее развода нет? Сам пилу берет - А ну-ка... - И в руках его пила, точно поднятая щука, Острой спинкой повела.

То же самое происходит и с часами, которые стояли много лет, а в руках Василия снова пошли. К старикам, в доме которых герой проявляет себя как «мастер на все руки», он испытывает глубокое уважение и почтение.

Василий вызывает к себе огромную симпатию окружающих людей еще и тем, что у него добрый, веселый нрав, его шутки остроумны, они разряжают напряженную атмосферу, поднимают боевой дух сослуживцев, его забавные истории отвлекают бойцов от мрачных мыслей. У Теркина потрясающие артистические способности, он играет, поет, танцует.

Еще одни важные черты героя - это его душевный такт, чуткость и деликатность. Когда после ранения Василий догонял свой отряд, он встретил в пути танкистов. У них была гармонь, принадлежавшая недавно убитому командиру. Герой проникся сочувствием к солдатам и сразу же отказался от желания поиграть на ней, но бойцы разрешили ему это сделать и были очарованы его игрой.

На протяжении всего произведения Твардовский дает характеристики своему герою, показывает личное отношение к его поступкам. Наиболее открыто он делает это в последней главе, и именно эту фразу можно считать одной из главных характеристик Василия Теркина:

На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе - хоть куда.

Но самая главная и емкая характеристика заключена в следующих словах:

То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег - В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет святой и грешный, Русский чудо-человек...

Образ русского солдата. Василий Иванович Теркин - главный герой поэ­мы А. Т. Твардовского, рядовой пехотинец (затем офи­цер) из смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Теркин воплощает лучшие черты русского солда­та и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892).

Герой по имени Василий Теркин фигурирует в сти­хотворных фельетонах Твардовского периода совет­ско-финской войны (1939-1940). Об этом свидетель­ствуют и слова героя:

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Духу времени, его насущным потребностям отве­чает характер героя книги. Это солдат, который счи­тает войну той работой, которую ему необходимо вы­полнить. Он живет этой войной, он не принимает никаких забот мирного времени. Даже отдохнуть так, как отдыхается вне войны, Теркин не смог: дан­ный ему недельный отдых в тылу, с четырехразовым питанием и белыми простынями на кровати, солдат не выдержал.

Не имеет права он отдыхать, когда вокруг гибнут люди. Свои люди. Когда коверкают землю. Его зем­лю. Отдохнуть можно будет потом, когда прогонят фа­шистов. А сейчас война - это его жизнь, а фронт - это его дом.

Так ли, сяк ли, Теркин дома,

То есть - снова на войне…

Интересно восприятие Твардовским той войны, на которой он сам воевал, на которой жил его литера­турный герой, его понимание военной службы:

Есть закон - служить до срока,

Служба - труд, солдат - не гость.

Есть отбой - уснул глубоко,

Есть подъем - вскочил как гвоздь.

Есть война - солдат воюет,

Лют противник - сам лютует.

Есть сигнал: вперед!.. - Вперед.

Есть приказ: умри!.. - Умрет.

Это понимает и Василий Теркин. Он воспринимает нашествие немцев не как личную трагедию, а как трагедию всего русского народа. Поэтому во всей по­эме нет сюжета, касающегося исключительно только личных переживаний героя. Все его мысли - это мысли каждого в той войне, его стремления - стрем­ления всего русского народа.

Теркин - исключительно емкий образ. С одной стороны, это человек труда со всеми присущими ему качествами: с верностью приметливого глаза, сно­ровкой опытных рук, не любящих безделья, с житей­ским оптимизмом. Это хорошо видно в главе «Два солдата», когда легко, словно шутя, Теркин чинит пи­лу, а затем часы.

Посмотреть - и то отрадно:

Завалящая пила

Так-то ладно, так-то складно

У него в руках пошла.

Обернулась - и готово.

С другой стороны, Теркин - исключительно рус­ский человек. Он наделен добродушием, терпением, скромностью, способностью «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойным мужеством.

Вглядываясь в образ Теркина, замечаешь, что в нем соединились те национальные и общечеловече­ские черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.

В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персона­жей своей эпохи, а ее главный герой, наиболее глубо­кий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего «ради жизни на земле».

С. С. Смирнов по этому поводу писал: «По моему глубокому убеждению, произведение, наиболее полно отразившее самый дух и характер Великой Отече­ственной войны, - это поэма А. Твардовского “Васи­лий Теркин”. И в этом плане - плане постижения ха­рактера народа на войне - к поэме не приближается ни одно произведение прозы».

Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близ­ким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного челове­ческого существования. Это проявляется между про­чим в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре воен­ных года не раз побывал почти каждый фронтовик. Это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, не развернутая в виде какого-либо связного индиви­дуального сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский сюжет войны.

Теркин и все остальные солдаты, включенные в произведение А. Твардовского, являются обычными людьми, и показаны они чаще всего в самых что ни на есть будничных, отнюдь не героических обстоя­тельствах: на ночлеге («Дремлет, скорчившись, пехо­та, сунув руки в рукава»), в многодневном и малоус­пешном бою за крошечную деревушку («Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клоч­ка родной газетки - козью ножку завернуть»), в раз­говорах на темы совсем не «высокие» - например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчи­вают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, - в бане.

После хорошей, трудной работы, наработавшись «всласть», где бы отдохнуть, как не здесь? А работал

Теркин на совесть, «не для славы, ради жизни на земле».

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Смотрит грустно, дышит тяжко, -

Поработал человек.

Символом народа-победителя стал в поэме Твардо­вского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сде­лал поэт понятными и близкими для нас, его скром­ный подвиг прославил, пробудил к нему живое чув­ство уважения, благодарности и любви.

"Василий Теркин" - это "книга про бойца". Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе "На привале", тогда Теркин, участник финской войны, "из запаса рядовой" - прибывает на фронт ("В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне"). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, "свой". Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Но, однако,
Жив вояка...

Третья глава - "Переправа" - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.

Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни ("На привале", "Перед боем", "Переправа" и др.), что дает ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот "святой и грешный русский чудо-человек", который выстоял и победил в величайшей из войн.
"Читая "Василия Теркина" с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих" близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике", - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он "не иной какой, не энский, безымянный корешок". В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава "Два солдата"). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.
Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:


Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы.

Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность "За Россию, за народ // И за все на свете". Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это "Русский чудо-человек", национальный тип.