Архитектура – одна из важнейших областей человеческой деятельности, включающая в себя проектирование и строительство всевозможных сооружений и являющаяся древнейшим занятием по организации пространства.
Занимая одно из важнейших положений в развитии общества, архитектура всегда была неразрывно связана с живописью, скульптурой, декоративным искусством, и развивалась в соответствии со стилем той или иной эпохи.
В современном мире различают следующие основные области архитектуры:

· Проектирование зданий и сооружений

· Градостроительная деятельность

· Ландшафтная архитектура

· Дизайн интерьера

Архитектура общественных зданий и сооружений призвана удовлетворять многообразные стороны жизнедеятель­ности человека, отражая в художе­ственно-образной форме проектов строительства социальные процессы развития общества. Отвечая определенным материальным и ду­ховным запросам, общественные* зда­ния должны вместе с тем соответство­вать мировоззрению и идеологии об­щества. .

Во все времена самые вырази­тельные и впечатляющие произведения архитектуры- это общественные зда­ния и сооружения, в которых воплоти­лись наивысшие устремления человече­ского духа и мастерство архитекторов и строителейпроектов строительства .

Значительные по своему архитек­турно-художественному образу, обще­ственные здания, особенно их ком­плексы, независимо от величины орга­низуют городские пространства, стано­вясь архитектурной доминантой.

Социальный и научно-технический прогресс, а также развитие градострои­тельства в нашей стране повышают значение сферы общественного обслу­живания и связаны с увеличением масштаба строительства различных уч­реждений и предприятий обслуживания для улучшения условий труда, быта и отдыха населения.

Среди других видов строительства общественные здания по объему зани­мают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитеб­ную территорию капитальные вложе­ния на строительство общественных зданий в среднем составляют 28-30%. Еще более высок удельный вес строи­тельства общественных зданий в горо­дах-курортах, туристических, научных центрах, в городах общесоюзного и ре­спубликанского значения, где, как пра­вило, возводятся. театры, библиотеки, музеи, выставочные залы и павильоны, спортивные сооружения, админист­ративные здания, крупные торговые центры, гостиницы, аэровокзалы и т.п.

Известно, что города и городские поселения играют важнейшую роль в формировании систем расселения в стране, являясь основными центрами промышленного производства, науки, образования, культуры, транспорта и т.д. Особое значение эта форма расселения приобретает в условиях Сибири с ее слабой заселенностью территорий, спецификой природно-климатических условий и традиционно сложившимся отношением со стороны государства к природным и человеческим ресурсам этого огромного региона.



с одной стороны, город - это продукт развития общества, создаваемый трудом людей для удовлетворения их жизненных потребностей (самосохранения, выживания, воспроизводства, развития, удовлетворения материальных и духовных потребностей и т.д.) С другой стороны, нельзя не констатировать, что город, возникая, развиваясь и затухая, проходит все этапы, свойственные живому организму, причем, как и все живое, имеет, в зависимости от вида, различные периоды существования (от нескольких лет или десятков лет до тысячелетий).

При рассмотрении такого сверхсложного явления в жизни общества как архитектура, в условиях, когда раздается подчас необоснованная, резкая её критика, как никогда необходим её сущностный анализ, точное рассмотрение проблем, стоящих перед ней. Складывается впечатление, что архитектура повинна за ошибки строительных концепций, за то административное или финансовое давление, которым она часто сопротивлялась. Конечно, следует признать, что архитектура подчас «снижала планку» своей социальной значимости, что недопустимо. Традиционное, но логичное рассмотрение сущности архитектуры проводят на основе рассмотрения социальной потребности в ней, специфики её деятельности. Появление потребности в архитектуре вряд ли можно считать одномоментным, быстро проявившимся актом. Как будто общество и люди в один прекрасный момент вдруг отчетливо осознали, что им чего-то явно не хватает. И они ясно поняли, что это нужда именно в архитектуре. Следует предположить, что процесс её формирования происходил достаточно долго, был соотносим с процессом развития человека, его чувственных и интеллектуальных способностей, с его творчеством, деятельностью, со способностью познания, что было неотделимо от процесса развития общества.

Несомненно, что эта потребность первоначально была растворена во множестве других потребностей: в сохранении жизни, в обеспечении своего здоровья и здоровья своих близких, в сохранении тепла, так необходимого в условиях сурового климата. Все эти потребности обязательно удовлетворялись с использованием того или иного максимума или минимума средств, которые мы сейчас относим к ресурсам строительства и архитектуры. Это же относилось и к ограниченности и разнообразию форм, используемых в то или иное время, и которые в той или иной мере мы можем отнести к строительным и архитектурным. Мы не зря объединяем в определении этой потребности строительство и архитектуру, так как достаточно обоснованно предполагаем, что она изначально носила характер необходимости делания, выстраивания, строительства чего-то, созидания. Но в то же время, потребность нельзя просто охарактеризовать как потребность в деятельности. Современный, деятельностный, подход часто смешивает понятия потребности в деятельности, активности и рассмотрение её как средства удовлетворения той или иной необходимости.

Понятие «деятельность» относится к предельным, абстрактным философским категориям, в содержании которых находятся все результаты исследования и осуществления человеческой активности, практики. Путь исследования любой проблемы, начинающийся с использования предельного понятия, каким является понятие «деятельность», мы должны идти от исследования специфики той или иной активности, того или иного делания, рассматриваемых в процессе их изменения и развития, к определению сущности, выраженной в том или ином понятии. Если же это возможность выражения отсутствует в явном виде, то тогда демонстрация пути проводимого анализа позволит воссоздать сущностные связи исследуемого объекта. Данное предложение отнюдь не означает отказа от выдвижения плодотворных гипотез по поводу определения основных подходов к рассмотрению сущности архитектуры как важного социального значимого явления. Сущность вещей определяется потребностями людей. Это не реальная, не номинальная, а телеологическая сущность. Телеология появляется там, где появляется степень свободы, превышающая степень связи, где появляется выбор. Не ясно как происходит дело там, где нет механизма выбора. Но все же, цель – это возможность выбора на основе сравнения явного и неявного существующего знания.

В теории архитектуры её сущность рассматривалась на основании различных подходов. Специфика исторического подхода в рамках истории архитектуры рассматривает её со стороны выявления закономерностей изменения и развития, выделения основных факторов, влияющих на них. Со стороны этого подхода удалось накопить значительный эмпирический материал, детально анализирующий те или иные особенности творчества выдающихся архитекторов, выявляя некоторые закономерности архитектуры, не давая законченного объяснения особенностям потребности в ней, специфике её формообразования, значимости в жизни человека и общества.

На основании культурологического подхода архитектура рассматривается с позиции культурной обусловленности своего возникновения и развития, а формы архитектуры – как культурные формы выражения идеального богатства общества. Архитектура рассматривается здесь как органичное включение в систему национальных культур, а также в систему общечеловеческой культуры.

Специфика эстетического подхода позволяет рассматривать архитектуру со стороны выявления её художественно-эстетической значимости. Формообразование в ней анализируется с точки зрения выявления совершенной формы, законов красоты. Архитектура рассматривается как разновидность искусства, подчас характеризуясь достаточно афористично («архитектура – застывшая музыка»). Сравнительно-архитектурный подход позволяет анализировать архитектуру, выявляя общее и особенное в её стилевом изменении, противопоставляя особенности и объединяя особенности творчества.

Семиотический подход рассматривает архитектуру со стороны её знаково-языковой специфики. Архитектура анализируется как определенная знаковая система.

Информационный подход, используя плодотворные разработки классической и неклассической теорий информации, пытается анализировать архитектуру как информационную систему.

Очень важно различать плодотворность различных подходов в рассмотрении архитектуры (а здесь ограничений просто нет: и психологический, и эстетический, и семиотический, и информационный, и модельный, и конструктивный и т. д.) от фундаментального выяснения: как она появляется, какую потребность или какие потребности она удовлетворяет и будет удовлетворять? То есть главная проблема – это описание феномена архитектуры, что само по себе интересно для исследования, а также познание её сущности.

В определении сущности архитектуры следует идти от её анализа к понятиям (терминам, словам, красивым оборотам, заимствованиям и т. д.), а не наоборот. Только когда точно определен объект исследования, его отличия от схожих объектов, когда найдено, проанализировано и зафиксировано соотношение между элементами данного объекта и определен процесс его становления, функционирования, строения, изменения и развития этих соотношений, только тогда он может получить идентификатор, определение и понятие.

Самая главная проблема – это определение объекта архитектуры в его отличии от объекта строительства. Мы считаем, что главное отличие заключается в различии потребности в архитектуре и потребности в строительной деятельности. Эти различия вытекают из внутреннего единства этих двух видов деятельности, на что обращает внимание формула Витрувия. Коротко можно сформулировать различие этих потребностей, как различие в архитектурном и строительном объектах.

Под объектом мы в данном случае понимаем то, на что направлена активность субъекта. Одновременно это объект и архитектурного, и строительного проектирования. Хотя сразу же оговоримся, что термин «архитектурный объект» мы употребляем с определенной долей условности. Традиционное разделение этих объектов по линиям «материальное-идеальное», «субъективное-объективное», «определенное-неопределенное», «явное-неявное», «утилитарное-надутилитарное», «формальное-неформальное» и др. даст нам особенности проявлений этих противоположностей в специфике объекта строительства. Так, специфика этого объекта проявляется в доминировании одной из противоположностей, подчиняющей собой другую: «идеальное – материальному», «неустойчивое – устойчивому», «эстетическое – утилитарному» и др. Было бы неправильным, в свою очередь, рассматривать появление этих объектов без участия архитектора. Хотя очень часто это носит также подчиненный характер финансовому или административному влияниям. Архитектурные объекты важны как условия нашей жизни, нашего выживания, констатации нашего бытия, его закрепления. Одновременно они необходимы как показатели связанности всего со всем: прошлого и настоящего, локального и многого, ограниченного и бесконечного. Причем, изменение архитектурного объекта, как по отношению к другим, так и по отношению к воспринимающим, является существенным, влияющим на сохранение, совершенствование и развитие мира человека. Свойства и отношения существуют в действительности. Отношения, объективируемые архитектурой, не менее реальны, чем материальные объекты, создаваемые в результате строительной деятельности. Причем, эти отношения выступают как реальное разрешение множества противоречий, в результате чего происходит преодоление определенности, единоформия, ограниченной информативности, ограниченной реальности материального субстрата объекта. Преодоление, но не разрыв с ним.

Многоформие архитектуры позволяет существовать человеку во множестве реальностей, как выход за традиционное их ограничение. Но этот «выход» также не беспределен, так как архитектура организует и направляет деятельность людей посредством влияния на их мир.

Организационная сторона архитектуры является одной из существенных. Но что специфически организует архитектура? Пространство, взятое в географическом смысле? Но это же делает и строительная деятельность. Пространство в архитектуре можно рассматривать как определенную форму, как взаимодействие между материальными и идеальными процессами и состояниями, их сосуществование, как событие, характеризующееся размерностью, объединением сознания и предметного мира с образованием устойчивых систем в различные виды реальности. Но архитектура – это устойчивость. Устойчивость же – это критерий выделения существенного, это устойчивость связей, взаимодействий и отношений, динамики, изменчивости. Отсюда повторяемость в архитектуре, воспроизводимость ее форм. Динамическая устойчивость выше статической. В архитектуре поэтому можно говорить о мере, степени, порядке устойчивости, измерять её.

Анализ устойчивости, её роли и факторов – это одно из направлений исследования архитектуры. Закономерность основана на устойчивости. Статика – это момент движения, саморефлексии архитектуры, стремящейся осознать «завоеванное». Архитектура – это всегда направленное в вечность, всегда актуальное, реализованное настоящее, моделирующее, совершенствующее и развивающее мир человека, общества, человечества. Устойчивость обеспечивается архитектурой, создающей устойчивые направления взаимодействий людей, которые не имеют случайного, стохастического характера. Хотя очень часто отмечается произвольность построения архитектурных объектов, без видимой причинно-следственной обусловленности. Но в любом случае построение должно подчиняться требованию оптимизации и целесообразности, как в целом, так и в частностях. Это всегда целевая направленность на создание социально-значимого нового, более совершенного, так как главнейший вектор архитектуры – это творчество.

Архитектура, как организация мира человека, универсальна, так как связывает воедино реальное и нереальное, явное и неявное, материальное и идеальное, простое и сложное, утилитарное и надутилитарное, устойчивое и неустойчивое, единоформие и многоформие, умопостигаемое и чувственноданное и т. д. Принадлежность архитектуры сразу многим, «всем», предполагает, что она сразу же охватывает многомирие людей, формирует сообщество как сверхсложную систему связей и взаимодействий, их многомирность. Реальная действительность может быть сведена к ограниченному числу традиционных форм реальности. И это закономерно предопределено логикой обыденной жизни. Эффективность архитектуры в её многоформности, в её формирующей способности. Это же и её логическая доказательность социальной эффективности.

Многоформие архитектуры, как впрочем, и дизайна, выступает поэтому как реализация важнейшей общественной потребности. Это общественная потребность неосознаваемая явно. Отсюда же неявность, многовариантность определений архитектуры, невозможность подчас выразить её сущность рационально понятийно. Только визуальная возможность выражения реальных связей людей, реальных взаимодействий в чувственной форме объекта означает его как определенное понятие, как определение. Этим и объясняется, почему, как в российской, так и в зарубежной теории архитектуры, преобладает эмпиричность исследований, изобилующих красочными эпитетами, оборотами, неологизмами, терминами, описывающими феномены собственного сознания.

Каждая архитектурная форма – это новый язык, новая вербальная система. Специфика языка заключается в его применимости многими, если не всеми, в конвенциональности. Язык, который не используется, это мертвый язык. Значительное преувеличение семиотической специфики архитектуры не только не помогает улучшению её понимания, а наоборот, сужает возможности использования иных подходов. Вербальная форма – это перевод, сервисные возможности для пользователя, объяснение сущности.

Архитектура выступает как моделирование мира, задавая целую систему связей, взаимодействий людей, новых форм. Архитектура влияет на организацию, моделирование, совершенствование и развитие мира человека и общества, познавая, чувствуя его, моделируя его, удваивая, заставляя в то же время определяться его предметностью в созидании своих взаимодействий и связей. Делание в архитектуре – это и понимание этого мира, его самоосуществление, его существование, её созидающая сущность. Несомненно, что для архитектуры важную роль играет творческая идея. Идея многолика и многогранна, она как схема, как теория, по отношению к которой реальность рассматривается как интерпретация. Идея как сущность, как целое, объединенное в связях, взаимодействиях, но не имеющая осязаемой, чувственно воспринимаемой формы существования.

Моделирование выступает как сущностная характеристика архитектуры. Причем, моделирование – средство не только формализации, но и понимания. Модель есть и технология познания, и способ доказательства, и средство понимания и объяснения. Поэтому результатом делания, строительства, созидания архитектурной и градостроительной деятельности является организация, совершенствование, моделирование и развитие мира человека посредством воздействие на него предметной среды, материально воплощенной и субъективно неявно выраженной в идеальности образа. Предметности, обладающей многообразными качествами и свойствами, как утилитарными, так и надутилитарными. Архитектура это деятельность по организации, моделированию, совершенствованию и развитию мира человека и общества посредством воздействия на него создаваемой архитектором предметности, обладающей разнообразными качествами и свойствами: утилитарными и эстетическими, чувственно-материальной определенностью и идеальной вариативностью.

Определенная сложность возникает, когда мы анализируем общее, особенное и единичное таких явлений как архитектура и градостроительство. Архитектура и градостроительство следует сравнивать в рамках специфики этих видов деятельности. Строительство в архитектуре и архитектурность градостроительства проявляются в созидании, «делании», архитектурного мира, его организации. Именно придание устойчивости предметному миру осуществляется посредством строительной специфики архитектуры. Одновременно архитектурность градостроительства, как организация, моделирование, совершенствование и развитие мира человека, является постоянным преодолением устойчивости, инертности, временной стагнации создаваемого предметного мира. Архитектура поэтому и существует как постоянно создаваемое и постоянно разрешаемое противоречие материального и идеального, устойчивого и изменчивого, нового и старого. В тоже время, это постоянное преодоление релятивизма путем придания архитектурным формам материальной устойчивости существующей в веках, либо быстротечно уничтожаемой объективно, либо по чьей-то прихоти.

Диалектический характер архитектуры подчас воспринимается как проявление её синтетической и синкретической природы. Она понимается как разрешенное противоречие, где различные противоположности переходят друг в друга, определяя развитие архитектуры. Значит ли это, что архитектура, например, города, может рассматриваться в предельной синкретичности и синтетичности «башни» и «красочного сада»? Можно согласиться с такой трактовкой, если выделяется какой-то определенный доминирующий принцип архитектуры, реализуемый в то или иное время. Если же рассматривать архитектуру в историческом ракурсе, то можно выделить и другие диалектические составляющие: «арка» и «пирамида», «квадрат» и «шар», «паутина» и «открытая площадь», «сеть» и «ячейка сети», «граф» и «ребро графа» и др.

Человек – удивительное создание! В нем присутствует и плотное, и тонкое, высокое и низкое, стремление упасть и взлететь, одновременно существует желание быть нужным и свободным, жить в комфорте и безопасности, и мучительные чувства: вины, обиды, страха, гордыня, стремление помочь ближнему и полный хаос в собственной жизни.

Как разобраться – что, зачем, в чем причины тех или иных желаний, событий, отношений?!

Реальную помощь в понимании происходящего оказывают (могут оказать) знания о строении человека, точнее о его архитектуре.

Информацией о плотной составляющей владеет медицина, ее разнообразные области и направления.

Часть знаний о тонких структурах человека известна различным эзотерическим учениям, часть – религиям.

Для появления на Земле, роста, взросления мы выбрали время перемен. Сложное, трудное, но невероятно интересное! За последние полгода пришло очень много информации об истории развития Вселенной, Земли, человечества, страны. Информация постоянно пополняется удивительными открытиями – о времени, вернее, – его отсутствии, о возможности печатать!!! различные органы, в том числе и человеческие, о методах и технологиях увеличения продолжительности жизни, о голографическом строении Вселенной и т.д. и т.п.

Но какое отношение имеет все выше сказанное к нашей обыденной жизни, к успехам или конфликтам на работе, взаимоотношениям в семье, ценам на бензин и продукты? Как ни странно, но, оказывается, имеет.

Все в мире есть энергия и информация, соответствующая этой энергии. С этих позиций рассмотрим архитектуру человека, его основные ипостаси и их взаимодействия.

Человек представляет собой совокупность трех основных составляющих: - Божественного Животворящего Духа, Души и Телесного Духа.

Телесный Дух (ТД) служит (является) носителем информации и источником энергии для всего плотного в материальном (физическом) теле человека.

Душа - носитель информации и энергии эмоционального (астрального) тела человека.

Божественный Животворящий Дух (БЖД) содержит информацию и концентрирует энергию для выполнения Предназначения. У Божественного Духа эмоции отсутствуют. Есть информация о содержании Предназначения, дается в огромных количествах энергия для его выполнения.

Тело – одноразовый инструмент, используемый для выполнения Предназначения.

Душа и Дух – субстанции, которые могут входить в Тела в различных временных, природных, социальных условиях многократно, в различных сочетаниях. Именно Душа, входя в Тело, выбирает условия, при которых она может очиститься с максимальной эффективностью. Тогда она станет светлой сущностью, субстанцией, и для нее исчезнет необходимость воплощаться, существовать и общаться в плотном материальном мире. Ее конечная цель – остановить Колесо Сансары, разорвать Кармический круг очищающих страданий.

Человек настолько сложно устроен, что диву даешься. Вроде бы все о нем уже известно: и химический состав, и как расположены органы, и сколько и какие гены в нем существуют. Ан нет! Наступает время, и все прежние знания пересматриваются. И то новое, что ты узнаешь о СЕБЕ, приводит нас в состояние шока, а потом - экстаза.
Оказывается, что кроме тела, есть еще и Душа, и даже доказательства ее существования находятся. А теперь выясняется, что кроме Души, в человеке находится еще и Божественный Животворящий Дух.
Есть ли на Земле место, где нет Бога? Нет!!! А в нас, в людях, он есть? По логике, если такого места нет, то и в нас он ДОЛЖЕН быть!? Т.е., Божественный Животворящий Дух есть внутри КАЖДОГО из нас!
Понимание этого приводит вначале в шок. Не благообразный старик с бородой, сидящий где-то на облаке, а здесь, внутри меня???!!! Но ведь это меняет, практически полностью, все понимание мироустройства.

Первое - так что получается, что Бог - это Я?

Второе - а что Он внутри меня делает?
Третье - если Бог внутри меня, то почему я живу так ужасно? Печально?
Если Бог НЕ старик на облаке, то кто сделал мою жизнь такой, какая она есть? Я?!!!?
У меня нет денег, и это сделал (а) Я?
Одолевают болезни, и что, это тоже сделал(а) Я?
Да это просто бред!!! Я что, враг сам (а) себе?
И еще один вопрос - З А Ч Е М? Если весь этот кошмар сотворен мной, то - зачем???
Итак, у меня есть Тело. Его я знаю. Хорошо, оно ест, ходит, работает, а что делают во мне остальные?
Человек проявлен одновременно в трех ипостасях; это - Божественный Животворящий Дух, Душа и Телесный Дух (Тело). Или: - в человеке проявляются одновременно Божественный Дух, Душа и Телесный Дух.
Божественный Животворящий Дух обуславливает выполнение ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ каждого человека. Одна из обязательных задач внутри ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ - это развитие. Для обеспечения моего развития и для выполнения своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ Божественный Животворящий Дух предпринимает ЛЮБЫЕ меры.
У него свои задачи - привести меня, мое Тело к выполнению моего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Тело представления не имеет, в чем оно заключается (лишь изредка в верхнюю часть Тела пробиваются какие-то странные мысли).
Душа занимается эмоциями, чувствами. Все, любые чувства относятся к сфере деятельности нашей Души.
Считается, что дети приходят в этот мир с чистой Душой. Только один улыбается с рождения, другой пытается всех укусить, даже не имея еще зубов. Дети одних родителей сильно отличаются между собой еще в младенческом возрасте. Это я хочу подвести вас к мысли, что мы приходим в этот мир с Душой, наполненной не всегда чистыми и светлыми чувствами, с определенными Душевными задачами.
Во время предыдущих воплощений мы своими поступками, мыслями и словами совершали грехи, нарабатывали себе Карму. В этом воплощении нам дается шанс уменьшить ее. Раньше очистить Душу можно было только страданиями, сейчас нам дается возможность очищать ее и знаниями.
А кто знает, чего достоин тот или иной человек? Только БОГ. А он где? Внутри нас. И искренняя Вера позволяет человеку принимать все, что с ним происходит, для развития. Телесный Дух отвечает за все материальное в жизни человека. За тело, партнеров, деньги и т.д. В мире есть все. И человек получает все, чего он достоин. С какими же загрязнениями Души приходится сталкиваться чаще всего? Это и страх быть свободным, и страх быть счастливым, страх денег, страх бедности, ревность и зависть, жадность и месть, но подавляющее большинство этих душевных качеств произрастает из гордыни. Недаром она стоит в библии раньше греха убийства.
Гордыня людей пытается бороться с Божественным Духом, устанавливая "новые" порядки. Но...рано или поздно человеку приходится пройти тот урок, что ему предназначен.
Поэтому, когда родители, ссылаясь на то, что они лучше знают, как должно быть, якобы помогают своим чадам, они только мешают своим детям получить свой урок вовремя, в достаточно комфортных условиях. Дети все равно будут усваивать материал, но позже, жестче и без родителей.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).

Наш сайт сайт о стилях архитектуры и об архитектуре разных времён и разных стран. В июле 2007 года проект пополнился информацией о скульптуре, архитектурных достопримечательностях мира, и об антиквариате. Особое внимание уделено архитектуре Древней Руси и современной России.

Внимание архитектурным компаниям! Пишите о себе (через Контакты) - информация о Вас и о Ваших проектах будет размещена на сайте.

Архитектура как часть жизни

Архитекторы привыкли счи­тать, что архитектура имеет огромное значение. Отнюдь не все думают так же. Для множества лишь сама пост­ройка обладает ценностью, так как важна лишь жизнь, что проходит внутри здания.

Часто можно услы­шать, что гораздо важнее иметь хорошего учителя (ремесленника, родителей, менеджеров) в безобразном сарае, бараке, крупнопанель­ном доме, чем скверного в самом красивом помещении. Но немногие среди нас равно безукоризненны или безнадежны.

Нравится вам это или нет, но это не архитектура. Это фо­тография здания. Что это, чисто семантическое различение? Отнюдь нет. Второе -статическая картина, кем-то выбранная, застывший момент жизни, света, сезона, погоды, отношения...

Архитектура же ЕСТЬ, воздействует или служит элементом всего нашего пред­метного окружения. В некотором роде отраженная фотографией, она проникает глубже чисто предметного фактора, вовлекая все наши чувства. Фотография может сфокусировать наше вни­мание на миг, но мы при этом можем едва замечать окруже­ние. От фотографии можно в любой момент отвернуться. Архитектура - пространственная "рама" всей нашей жизни, и по­тому, живя в архитектуре, мы не разглядываем ее.

Дети, даже те, кто еще слишком мал, чтобы про­являть какой-то художествен­ный интерес к окружающей среде, ведут себя совершен­но по-разному в разном ок­ружении. Да и вполне зрелые люди ощущают, мыслят, дей­ствуют различно в разном окружении.

Современная архитектура

Многие жалуются на современную архитектуру. Они могут быгть недовольны, тем как старые здания служат (сырость, к примеру), но в случае новых они недовольны их средовыми качествами (чаще всего безликостью). В отличие от архитектора, почти никто не думает об архитектуре, но очень многие ее чувствуют. Мне жаль в первую очередь тех, в ком это чувство мертво, потому что их художественный ин­стинкт ослаблен, искажен или вообще уничтожен - не без участия самой архитектуры.

Эти ловушки для во­ображения сформированы фабрикантами по строитель­ной части, настроенными на волну спекулятивной выгоды и в свою очередь продолжают формировать такой именно рынок, наряду с другими ма­нипуляторами желаний, вроде изготовителей кухонного обо­рудования. С другой стороны архитектурная мода направ­ляется тем, что является инди­видуально новым. Эта тенден­ция еще усиливается архи­тектурными журналами, ко­торые показывают здания как художественные объекты (как правило, незаселенные). Эти здания не воспринимаются таким именно образом теми людьми, кто их использует.

Журналы оказывают на сту­дентов-архитекторов большее воздействие, чем их учителя, хорошие или плохие. Похоже, что именно журналы дей­ствуют сильнее всего и на сознание по меньшей мере части практикующих архитек­торов. Однако сознание, ко­торое таким образом под­крепляется - установка на здание с мощной, если уда­ется, "образной" характерно­стью, не имеет ничего общего с установкой на то, чтобы создавать места для людей.

Стоит ли удивляться, что возникающая архитектура больна!

Она способна передавать свою болезненность людям, заставляя их скверно себя ощущать и даже действитель­но болеть, так что био­логические последствия в принципе могут быть измере­ны, хотя сегодняшнее знание в этом отношении еще нена­дежно. Дело обстоит тем ху­же, что не каждый заболе­вает от того, что вдыхает ра­дон, формальдегид или гриб­ковые споры: есть лишь об­щая тенденция. Тем больше возражений, когда мы пере­ходим к художественным качествам, которые как пра­вило трактуются как субъек­тивные, как роскошь, к кото­рой можно прибегнуть позже, когда решены практические вопросы, да еще если мы мо­жем себе ее позволить. Я придерживаюсь решительно противоположного взгляда.

Находясь в полном здравии перед тем, как от­правиться с сыном в поликли­нику, я выбирался из нее по­луживым после многочасового сидения в прямоугольного сечения туннеле коридора, расчерченного на квадраты, пахнущего пластиком, осве­щенного люминесцентными светильниками и перегретого. Тот же эффект бывает след­ствием грубого вандализма, с которым сооружения бывают буквально всажены в ни в чем неповинный ландшафт. Ар­хитектура может подавлять жизнь и даже раздавливать ее, если иметь в виду не одни только ощущения, но данное нам чувство тяготения к сво­боде. В одних местах человек ощущает себя не полноцен­ным гражданином, а одной лишь статистической едини­цей; в других - здания гро­моздятся над головой с выра­жением угрозы. Однако го­раздо чаще воздействие со стороны архитектуры куда бо­лее незаметно и лишь совсем недавно социальные и физио­логические эффекты опусто­шенной, резкой, неприязнен­ной архитектуры начали об­ращать на себя внимание.

Более полувека назад Рудольф Штайнер заметил, что "в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсут­ствующего искусства". Он продолжал, что если бы люди были окружены живыми архи­тектурными формами и про­странствами, эти негативные тенденции попросту исчезли бы со временем. Когда я ус­лышал об этом впервые, то подумал: что за буржуазный вздор! В конце концов, пре­ступность имеет сложную ос­нову, в которой социально-экономическое неравенство играет огромную роль. Од­нако если расширить пред­ставление о преступности и включить в нее эксплуататор­ское насилие над людьми и их окружением, если признать, что мы говорим при этом не о неизбежности, но только о тенденции, то, что Штайнер имел в виду, становится по­нятнее.

Животные всегда оди­наково реагируют на стиму­лы, создаваемые окружением, тогда как люди обладают способностью выходить за рамки ситуации. Чтобы одна­ко подняться над уровнем бе­зусловных рефлексов, нужно, чтобы мы сознательно стро­или свои жизни. Ни один из нас в этом отношении несо­вершенен и именно поэтому в любой статической выборке обнаружится несколько веду­щих себя обособленно, но большинство будет реагиро­вать на определенные сти­мулы вполне предсказуемым образом.

В этом столетии мир стал свидетелем быстрой ур­банизации, которую нередко ассоциируют с разрушением привычной социальной опоры для традиционного мораль­ного кодекса. Несть числа социальным аспектам среды, с которой встречается совре­менный человек, но если ог­раничиться свойствами соб­ственно архитектурного ок­ружения, то придется при­знать, что главная тенденция века состояла в том, чтобы порождать формы, простран­ства, линии, цвета и пропор­ции (не говоря уже о состоя­нии воздуха, шумах, элек­трических полях и пр.), кото­рые словно отсасывают жиз­ненную энергию, мертвы по природе своей.

При эстетическом голодании эмоциональная часть человеческого существа ищет удовлетворения в переизбытке желаний. Обманчивая внешность, особенно во всем, что касается отделки, стала нормой. Нормой стали и стерильные интерьеры, качество которых зависит от тех же обманок - косметика поверхности, освещение, манипулирующее психологической обстановкой, оборудование, с помощью которого эти пространства только и становятся обитаемыми. Со всех сторон окружаемые жесткостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность а в месте с ней и этическое равновесие оказываются притуплены. Не удивительно, что будучи окружены, как происходит с большинством из нас почти все время, безжизненными искусственными материалами, мы настолько стремимся огра­ничить свои стремления лишь тем, что реально можем при­обрести, что даже постара­лись закрепить это отношение в политических институтах.

Не приходится удивляться тому, что места подобные этому приобрели печальную извест­ность уровнем преступности. Де­ло не только и не столько в легкости условий для преступ­лений, но и в откровенно безликом, напрочь лишенном персональности, безжалостном и безлюбовном окружении.

Неотторжимые от дру­гих причинно-следственных цепочек, переплетенные с ними, таковые последствия строения мира, который мы создали вокруг себя. Однако же архитектура, хотя и возни­кающая из мертвого матери­ала, отнюдь не обязательно должна быть мертва: она мо­жет быть исполненной жизни. Создающие ее элементы и связи между ними могут "петь" и людское сердце может звучать в резонанс этой ме­лодии. Может быть иные ар­хитекторы могут считаться исключением, но большинство людей, не исключая меня са­мого, не смотрит обычно на окружение. Мы вдыхаем его. Мы разглядываем открытки или обозреваем виды с пред­назначенных для этого пло­щадок, и видимое может быть вполне занимательным.

Од­нако зрительный опыт трогает нам сердце только тогда, когда он входит в то, чем мы дышим; большую часть вре­мени мы вообще не замечаем наше окружение и тогда оно может тем сильнее воздей­ствовать на наше существо, не встречая осознанного со­противления. Фактически мы проводим так много времени внутриили рядом со здания­ми, что подавляющий объем нашего средового опыта ис­пытывает воздействие архи­тектуры.

Потенциально архи­тектура довольно опасное орудие. Среду можно исполь­зовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт и так редко осознаем его, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше по­ведение. Вовсе не обяза­тельно вспоминать нацистские стадионы с их мощно теат­рализованными приемами воздействия на настроение людских масс. Если мы входим в "бутик" с его настроением "вибрации", создаваемым му­зыкой, фактурами, цветом, уровнями и наклонными плос­костями, однако с концентра­цией светового потока на то­варе, которого модно кос­нуться, все желания обостря­ются, а их удовлетворение как бы само связывается с фактом покупки.

Усиление настроения превращается в манипуля­цию, если давление возрас­тает. Редко какой из супер­маркетов обладает хотя бы минимальными свойствами "приглашения", однако с по­мощью освещения, игры зна­ков и цвета, фоновой музыки в них деликатно усиливается возбужденность приобрете­ния. Достаточно сопоставить, сколько и каких полок с това­рами ярко освещены сияю­щим белым при теплых цветах выкладки и сколько погружены в голубоватые тона, чтобы увидеть признаки этого в лю­бом супермаркете в любом месте. Кое-что из этого явля­ется следствием ученой психо­техники, что-то рождено во­ображением декоратора, а что-то вообще свободно от сознательного намерения. Не только в магазине, не только ради денег или власти над другими людьми, но в любом аспекте средового проекти­рования мы должны признать, что все, что мы делаем, воз­действует на существо человека, на окружение, на дух места, на все мировос­приятие. За этим стоит целая система социальных, психо­логических, экологических по­следствий, и достаточно хотя бы короткое время пожить в резко ином окружении, чтобы признаться себе в том, на­сколько мы сами и наше об­щество сформированы своим окружением, идет ли речь о различении оттенков, о цен­ностях или о стиле жизни.

Архитектура столь сильный агент воздействия, что для всех важно, как она сделана. Очень важно. Сю­жетом этой книги служит именно этот вопрос: как ар­хитектура воздействует на человека и на облик Места, как подойти к проектирова­нию и строительству, чтобы нести в жизнь скорее здоро­вье, чем болезнь. Есть много способов работать с этой те­мой, но описывать вещи, ко­торые ты не пережил сам, чревато излишней абстра-гированностью, добрыми по­желаниями и пересказом из вторых рук. Хотя я пред­почитаю в связи с этим опи­сывать прежде всего то, что делаю сам, это отнюдь не отвергает иных способов, ко­торые более подойдут другим. Примеры, по необходимости, частные, локальные, тогда как сущности процессов, вызыва­ющих к жизни частный при­мер, имеют универсальный характер. Другим людям, в других местах, придется вы­рабатывать и иные решения.

Каждый из нас начинает жизнь по-своему и проходит через череду глу­боко персонального опыта. Уже поэтому чей-то личный стиль никогда не удовлетво­рит другого в полной мере. Стиль есть дело очень личное. Многие могут признавать и даже принимать чей-то стиль как своего рода символ вре­мени, однако если его не преодолеть в собственной работе, он не затрагивает ее существо.

Я всегда стремился обойтись без собственного стиля, но избежать его тенет довольно сложно. То, в чем я ищу вдохновения, это способ вглядывания в предметы, чтобы распознать, что они на самом деле суть и как они функционируют, и тогда соот­ветствующие им формы воз­никают словно сами собой. Это по-видимому справедливо для всех людей и в любом месте. Мой сюжет - соору­женное окружение, среда, мои примеры локализованы в месте и во времени, но сами предметы в равной степени справедливы для Англии или Новой Англии, городского пространства Токио или при­городов Сиднея, трущобных пригородов Южной Африки или лесов Скандинавии. Лю­бое здание, любое место, в любом природном или город­ском ландшафте, в любой культуре, любом климате, любой стране оказывает воз­действия, которые я описы­ваю. Где бы она ни возника­ла, как бы по-разному она ни выглядела, архитектуре не­обходимо иметь дело с этими сюжетами, чтобы стать архи­тектурой человеческого здо­ровья.

Люди редко задумываются о колоссальном влиянии архитектуры на подсознание и здоровье: плохо подобранный цвет стен способен вогнать в состояние стресса и отчаяния, а хорошо спроектированное здание может излечить, настроить на продуктивный рабочий лад и поднять настроение.

В этом материале мы выделили четыре основных аспекта, на которые стоит обращать внимание каждому.


Структура

Структура здания влияет на отношения человека как с другими людьми, так и с самим собой, и среди архитекторов немало тех, кто делает на этом основной акцент. Объекты Рема Колхаса как раз об этом — о том, как пространство помогает людям взаимодействовать друг с другом. Поэтому фотографы жалуются, что здания ОМА трудно снимать, ведь они редко спроектированы с расчетом на фотогеничность.

Однажды его заказчиком стал человек, парализованный ниже пояса. Он сказал, что вопреки своему состоянию не хочет дом для инвалида, так как здание со специальными подъемниками и пандусами постоянно напоминало бы о его состоянии здоровья. В результате появился знаменитый дом в Бордо, где хозяин передвигается между этажами на гидравлической платформе, а большая часть помещений находится на уровне второго этажа, откуда хорошо видно окрестные холмы.






Не все одобрили это решение — многие посчитали дом не слишком безопасным для человека с ограниченными возможностями. Но в конечном итоге именно то, что Колхас исходил из восприятия заказчика, освободило его из инвалидного кресла, пусть и не в буквальном смысле.


Свет

Не менее важно следить за светом в медицинских учреждениях. Особое внимание солнцу уделил японский архитектор Такахару Тезука, когда проектировал Репродуктивный центр Sora no Mori на острове Окинава. Архитектор уверен, что женщину нельзя излечить от бесплодия, если она постоянно находится «в темном кондиционированном ящике в плохом здании».

Вероятно, доля правды в этом есть: показатель успешных беременностей здесь намного выше, чем в обычных клиниках. Каждая палата занимает отдельный одноэтажный павильон. В нем всего одна глухая стена — остальное пространство открыто солнцу и поддерживается колоннами. Павильоны ненавязчиво соединены между собой системой внутренних двориков.







Цвет

Цветовое восприятие — одно из самых древних у человека. Наше настроение и ассоциации меняются не только в зависимости от цвета, но и от того, на какой из частей здания или комнаты он расположен — на полу, потолке или стенах. Вот почему архитектор должен внимательно относиться к цветам всех конструктивных элементов здания.

Одно из исследований, отраженных в книге «Человек, цвет, пространство», демонстрирует, как меняется восприятие в зависимости от контекста: подсознательно мы воспринимаем красный как цвет предупреждения, опасности, и в комнате с красными стенами будем ощущать себя в постоянном напряжении. Красный потолок приобретает дополнительное физическое качество — визуально он становится более тяжелым.

Также на наши представления влияет возраст и социальный статус: интроверты и пожилые люди любят более холодные и приглушенные оттенки, экстравертам и молодежи чаще нравятся теплые и яркие цвета.

Схема из статьи The Perception of Color in Architecture


Материалы

Материалы влияют как на тактильную, так и на эстетическую сторону архитектуры. От них зависит, станет ли здание визуальным символом: к примеру, преуспевающие компании не жалеют средств на отделку, так как их архитектура должна демонстрировать успехи бизнеса.

К таким материалам относятся фасадные декоративные панели . Эта линейка у подразделения группы компаний ROCKWOOL появилась в 2018 году. Панели не только придают зданию качество и «лоск» особо высокого уровня, но и повышают его пожаробезопасность: панели изготавливаются из прессованного базальтового волокна — материала вулканического происхождения. Rockpanel относится к классу пожарной опасности материала К0, то есть пригоден для использования даже на объектах социального назначения — детские сады, школы, больницы. Кроме того, облицовка Rockpanel включена в BRE Green Book («Пособие по экологичной продукции»), благодаря чему ее использование способно повысить экологический статус здания, повысить рейтинг экологичности даже по международным BREEAM и LEED.




Офисный центр Fahrenheit в Монпелье (арх. A+ Architecture) — один из примеров использования панелей