Государственное образовательное учреждение детский сад №326

г. Москва

Музыкально – образовательный проект

для детей средней группы

«В стране музыкальных инструментов»

Подготовила : воспитатель группы №2 Мельникова Ирина Олеговн

Вид проекта : Тематический, групповой, комплексный.

Участники : Дети средней группы

Возраст детей : 4-5 лет.

Области интеграции:

«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Продукт совместной деятельности: Творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление афиш, пригласительных билетов.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ;

2. Выставка детских рисунков;

3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.

Актуальность темы.

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Постановка проблемы.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему? Потому, что в детстве их не научили играть играючи.

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены дети средней группы, их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.

Цель проект:

· Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

· Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

4. Развитие познавательных и творческих способностей.

5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

6. Обогащение словаря.

7. Осваивать различные формы приобретения опыта.

8. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

9. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

10. Развивать у детей желание слушать народную и классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

11. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными, музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом: «Страна музыкальных инструментов»

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный

На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.

Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

2 этап – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Исследовательская деятельность.

Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.

Совместное с родителями изготовление детских инструментов.

3 этап – заключительный

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей и педагогами:

1. Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»

3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

Оборудование и оснащение педагогического процесса:

1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.

2. Подобрать иллюстрированный материал.

3. Игровая деятельность: Музыкально – дидактические игры.

4. Презентация: «Музыкальные инструменты»

5. Цикл игровых экскурсий, занятий по теме проекта.

Знакомство с музыкальными инструментами

(Паспорта музыкальных инструментов):

Музыкальный инструмент - обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

Металлофон - род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона - колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент - ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

Дудка - русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Свистулька – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Работа с родителями:

· Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

· Консультация для родителей на тему «Музыкальное воспитание в семье».

· Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

· Приглашение родителей на музыкальные праздники».

· Показ НОД с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия в музей музыкальных инструментов».

Работа с педагогами:

· Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников».

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Вывод:

Обобщая все выше сказанное необходимо отметить что к 5-6 годам, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Просмотр содержимого документа
«« Знакомство с ударными музыкальными инструментами» Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы»

Тема:« Знакомство с ударнымимузыкальными инструментами»

Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Мамоново

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. с использованием ИКТ, а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Ход занятия

Дети входят в зал танцевальным шагом, останавливаются в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее. Всем кто рядом «Здравствуй» говори. Здравствуй, здравствуй снова повтори.

Ребята, мы с вами сейчас попадем в новую страну. Этой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это страна «музыкальных инструментов». А попадем мы в эту страну со звоном колокольчиков.

«Упражнение с колокольчиками» Т.Вилькорейской.

После упражнения дети садятся на стулья, на Слайде 3 появляются ударные музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна.
А правит в этой стране Король-барабан.
- Внимательно посмотрите и скажите, что нужно сделать, чтобы эти инструменты зазвучали? (Ответы детей)
М.Р.-Правильно ударить.
-Послушайте и отгадайте загадку.

Слайд 4
Когда играю я на нем, когда я репетирую,
С испугом думает весь дом, что крышу ремонтирую.

Дети: барабан
-Да это сам Король-барабан.
-А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (подвести ребят к ответучто на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.)

Слайд 5
-Посмотрите, какие бывают барабаны. (при показе участвуют 2вида барабана: одностороннийи двусторонний)
-Барабан имеет одну, либо две перепонки, в зависимости от этого называются одностороннимии двусторонними.
-Как же играть на барабане? Кто может показать? (дети показывают, уточнить, как правильно держать палочки и руку при игре на барабане.)
-Барабаны занимали очень важное место в военной музыке. Раньше барабанами пользовались наполе битвы, для передачи войскам сигналов для поддержания боевого духа и для устрашения противника.
-А вот для чего еще нужны барабаны, послушайте и скажите.
Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц .
-Да барабаны служат для походов, для того чтобы солдаты шли ровным маршем.
-Помните, мы с вами говорили о характере. О характере человека, о характере музыки.
-А вот у каждого музыкального инструмента тоже есть свой характер, характер звучаниеили еще называют окраска звука.
-Какой характер звучания или звука у барабана?

Ответы детей: громкий, гремящий
-Сейчас и мы с вами попробуем маршировать как солдаты под бой барабана.

Ходьба под звук барабана.

На середине зала лежат на полу на каждого по 2 деревянные палочки. Дети маршем подходят к инструментам.
-А вот это палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы слушайте и мне помогайте.
Стихотворение «Палочка-стукалочка»
Для ритмического сопровождения текста.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скресно палочками
Деревянный молоточек о пол)
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками скресно
В дверь к нам кто-то постучался. по коленям)
Вот откуда этот стук тук-тук-тук-тук.
-А вот теперь скажите это простые палочки?
Дети: Нет,это музыкальные ударные инструменты.

М.Р. Давайте мы их отнесем к нашим ударным инструментам. (дети проходят на места и кладут палочки на стол)

Слайд 6
М.Р.-Посмотрите на следующий инструмент и скажите, как он называется? Дети: металлофон
-Вы знаете, почему его так назвали? Он состоит из металлических трубочек, которые при ударе молоточком звучат. Метал звучит-металлофон.
-Этот инструмент можно назвать ударным?
Дети: Да это ударный инструмент,

М.Р. На нем можно сыграть мелодию, значит это не просто ударный,а ударно-мелодический инструмент.

Распевка «Эй кузнец» - игра на металлофоне.
-Кто может сказать, какой характер звучания у металлофона?

Дети: Звонкий
-Можно на этом инструменте играть очень сильно ударяя молоточком?

Дети: Нет
М.Р. Ребята, что такое оркестр? Это когда звучат сразу или поочередно много разных инструментов. И чтобы нам создать свой оркестр музыкальных инструментов мы поиграем в «Колпачок».
У меня здесь спрятаны под колпачками инструменты, кто отгадает их по звучанию, на том инструменте и будет играть в нашем оркестре.

Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха
«Колпачок»
-Инструменты у всех? Наш оркестр готов! Тогда начнем, но не забывайте, что инструменты у нас играют в проигрыше между куплетами в песне.
Песня «Песенка-чудесенка»

Ну, вот мы с вами познакомились и поиграли на ударных инструментах. Король этой страныприслал нам задание. Вот кассета, на которой записаны отрывки разных музыкальных произведений. Мы должны прослушать музыку и узнать где звучит сам король ударных инструментов, (объяснить детям, что при звучании знакомого инструмента будем маршировать)

Определение на слух музыкального инструмента-барабана.
Выделить из многообразия звучания инструментов звучание барабана.

Игра песня с барабаномСлайд 7
М.Р. -Вы прекрасно поработали и заслужили призы (раздача памятных сувениров в форме барабана)
-Ребята я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну «Страну музыкальных инструментов», которая познакомила нас с ударными инструментами.Мы еще обязательно вернемся сюда.

А пока пропоем - До свидания!
Дети выходят из зала.

Ольга Шамонина
Конспект занятия в средней группе «Инструменты»

Конспект НОД в средней коррекционной группе .

Тема : «Инструменты »

Учить узнавать инструменты : молоток, Иголка, клещи, отвертка, напёрсток выделять их из множества других вещей.

Обозначать в речи трудовые действия соответствующими словами :

молотком забивают… (гвозди) ;

пилой пилят….;

топором рубят…;

отверткой заворачивают…

Учить имитировать трудовые действия с предметами-заменителями в ролевой игре, игре-драматизации, в конструктивных играх .

Знакомить в играх с правилами безопасности. Приучать хранить игрушечные инструменты в строго определенном месте.

Дети садятся вокруг стола

Хотите узнать, что лежит у меня в сундучке?

Тогда отгадайте загадку : Маленького роста я, тонкая и острая.

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

Иголка с ниткой

Для чего она нужна? Можно играть иголкой? Почему нельзя? Из чего сделана иголка? Когда – то - давно таких острых металлических иголок не было. И древним людям приходилось сшивать себе одежду с помощью толстых рыбьих костей или заострёнными костями животных (картинки) . Как вы думаете, легко ли было таким образом сшивать одежду? Конечно, нет. Потом человек придумал сначала большую иглу из бронзы, из серебра, а позже из железа. А какие ещё иголки вы знаете? (Иголки у шприца, у ежа, у ёлки) Молодци, а чем они похожи? Конечно, они острые, и этим могут быть опасны. Поэтому нужно с иголкой правильно обращаться как? (ответы детей) . Послушайте ещё одну загадку : Маленькая головка

на пальце сидит,

Сотнями глаз

во все стороны глядит.

Наперсток

Для чего нужен напёрсток? Можно ли с ним играть? Почему? Наперсток защищает пальцы во время работы с иглой.

Пальчиковая гимнастика

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Догадайтесь, что ещё лежит в моём сундучке? Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я, что есть мочи - День-деньской.

Как вы догадались? Зачем он нужен? Из чего сделан? Какие бывают молотки? (Игрушечные, деревянные, металлические, музыкальные, большие, маленькие) Хорошо, а сейчас путь ваши глазки немного отдохнут.

Зрительная гимнастика

Не простое это дело –

Топором махать умело Взор перемещаем вверх, вниз

Топором рублю я ловко, Зажмурить, открыть глаза

Здесь нужна своя сноровка Моргают глазами.

Кто видел топор? Для чего он нужен? (Рассматриваем картинку) . Топор помогает рубить дрова, ветки для костра (картинки) . Из каких частей состоит? Как с ним нужно обращаться? Встаньте, покажите, как нужно работать топором (физминутка) .

Послушайте ещё загадку. Вострушка-вертушка. Уперлась в винт ногой,

Потерял болтун покой. (отвёртка)

Для чего нужна отвёртка? Из каких частей состоит?

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (шило) Вопросы к детям.

Молодцы. Много загадок отгадали, скажите, что делают молотком? Иглой? Ножницами? Пилой? Веником? А как все эти предметы назвать одним словом? (Инструменты ) . Для чего нужны инструменты ? Почему ими нельзя играть? (Дети делают вывод)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.
2. Учить различать тембры музыкальных инструментов, внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах, продолжать учить играть на металлофоне, формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле,четко произносить слова песен.
3. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма.

Материал:

Детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Ведущий: (обращает внимание детей на птичку). Смотрите, ребята, к нам сегодня прилетела птичка. А что-то она нам принесла.
(Берет письмо,читает).

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите музыку. Приглашаю вас к себе в гости, в Страну Музыкальных инстументов.
Девочка Скрипочка».

Ну как, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте возьмем кастаньеты, они нам будут помогать в пути.
(За дверью слышен голос: «Постойте, погодите!». Вбегает Петрушка).

Петрушка:

Без меня не уходите! Здрасьте!
Вы меня с собой возьмите!
Я тоже музыку люблю.
Послушайте, как я пою.
(поет фальшиво)

Я Петрушка - молодец,
На макушке бубенец.
Выйду, выйду, попляшу,
Позабавлю, насмешу.

Ведущий:

Подожди, подожди, Петрушка, ты не правильно поешь. Давайте, ребята, возьмем с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас петь и играть на разных музыкальных инструментах. Все готовы? В путь!
(Дети двигаются под музыку и отстукивают ритм на кастаньетах).

1. ходьба - муз. Шульгина,
2. бег в рассыпную - муз.
3. поочередный притоп ногами - рус. нар. мел.
4. поочередное выставление ног на носок - рус нар. мел.

Ведущий:

Вот мы и пришли. Смотрите, какие красивые ворота.

Петрушка:

Давайте скорее зайдем!

Ведущий:

Прежде надо позвонить. (Звонит, выходит Скрипка).

Скрипка:

Здравствуйте, ребята! Получили мое письмо? Проходите, пожалуйста.
(Дети проходят в ворота под муз. Свиридова «Музыкальный ящик». Скрипка снимает покрывало со столов с инструментами).

Скрипка:

Посмотрите, ребята, сколько разных музыкальных инструментов живет в Музыкальной стране. А я вижу, вы не с пустыми руками ко мне пришли. Как называются ваши инструменты? (кастаньеты). А из чего они сделаны? (Из дерева). Значит они... (Деревянные). Правильно. Это ударные музыкальные инструменты, потому что при игре в них ударяют. Вот здесь у нас живут тоже деревянные ударные музыкальные инструменты, посмотрите - это ложки.

Ведущий:

Мы знакомы с этими инструментами. И даже знаем как на них играть. Ребята, как играют на ложках? (Пяточками). Мы можем тебе, Скрипочка, показать и даже спеть песенку про ложки.

Скрипка:

С удовольствием послушаю.

Петрушка:

А можно я тоже попробую?

Ведущий:

Конечно, Петрушка, смотри, как ребята будут играть и повторяй.
(Дети поют и играют на ложках. муз. Тиличеевой).

Думал, ложкой щи хлебают.
Ложками давно играют!
Эй, бегите все скорей!
Здесь ансамбль ложкарей.

Скрипка:

Молодцы. И у тебя, Петрушка, не плохо получается. А вот здесь у нас живут металлические музыкальные инструменты, посмотрите.

Ведущий:

Какие инструменты вы здесь видите? (колокольчики, бубенчики, металлофон). А почему они называются металлическими? (Сделаны из металла).

Скрипка:

Вы умеете на них играть?

Петрушка:

А вот я не умею. Ну на колокольчиках, бубенчиках можно звенеть, а на металлофоне как играть?
(Молоточкам по пластинкам, аккуратно).

Ведущий:

Покажи, пожалуйста, Аня, научи Петрушку. (Ребёнок играет). А теперь мы все инструменты возьмем и сыграем, и споем.
(Поют песню «Весной»- муз. Насауленко, на проигрыш играют).

Скрипка:

А в нашей стране есть еще вот какие колокольчики, хрустальные. Послушайте, как они звенят. (Играет).

Ведущий:

Ребята, на что похож звук этого колокольчика? (На капельки). Правильно. Наступила весна, капают с крыш сосульки. Давайте вспомним нашу песенку про шаловливые сосульки. (Поют песню «Шаловливые сосульки»- муз. Боровик, подыгрывают на хрустальных колокольчиках).

Ведущий:

Скрипочка, мы тебе показали, как умеем играть, а теперь бы нам хотелось тебя послушать.

Скрипка:

Ну что ж, присаживайтесь.

У каждой скрипки есть смычок
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведет,
И плачет скрипка, и поет.
(Играет на скрипке «Старинную французскую песню» - муз. Чайковского).

Ведущий:

Спасибо, Скрипочка. Ребята, вам понравилось? А какая была музыка? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Скрипка - это струнный музыкальный инструмент, потому что есть струны. Скрипочка, а можно тебя попросить сыграть еще раз? (Повторное слушание).

Скрипка: А вот пришли мои друзья.

(Входят дети подготовительной группы - «Барабан», «Бубен», «Трещотки»).

Барабан:

Бывает разный барабан,
Маленький и великан.
С маленьким легко шагать,
Весело в него стучать.
(играет)

Бубен:

Из стран древнего Востока
Бубен к нам пришел.
Итальянцам и испанцам
Полюбился он.
Как встряхнешь бубен руками,
Ноги в миг запляшут сами.
(играет)

Трещотки:

Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор.
Как сороки, затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка,
Называется трещотка.
(играет)

Скрипка:

Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Найди свой инструмент»

Воспроизводятся русские народные мелодии с характерными партиями музыкальных инструментов, дети должны правильно определить инструмент.

Скрипка:

Спасибо вам, друзья. («Инструменты» уходят). А у меня есть еще совсем маленькие колокольчики.

Ведущий:

Замечательно! Мы сейчас с ними потанцуем.
(«Пляска с колокольчиками» - муз. Бокач).

Скрипка:

Очень весело плясали.Молодцы. А еще у нас в стране живет вот какой инструмент.\показывает балалайку.\Может быть, вы знаете как он называется? \балалайка\. Правильно. А как вы думаете, балалайка-это какой музыкальный инструмент? \струнный\ Правильно.У нее, как и у скрипки, есть струны.

Петрушка:

Скрипочка, ребята, а можно я на ней сыграю?

Ведущий:

Петрушка, а ты разве умеешь?

Петрушка:

Мне кажется, я уже многому у вас научился. Правда, Скрипочка?

Скрипка:

Ты молодец, Петрушка. Ну попробуй. \играет на балалайке рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде»\

Ведущий:

И впавду научился! Но мы тоже многому научились в Стране Музыкальных инструментов. Давайте организуем оркестр. \Оркестр д.м.и. «Светит месяц» - рус. нар. мел.\

Ведущий:

Скрипочка, спасибо, что пригласила нас к себе в гости. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Скрипка:

На прощанье я хочу подарить вам книгу, она так и называется: «В Стране Музыкальных инструментов».

Ведущий: Спасибо. Мы обязательно ее прочтем. До свидания.
\под муз. Свиридова дети «возвращаются» в детский сад.\

Ведущий:

Путешествие наше закончилось. Вам понравилось? Какой инструмент мы сегодня слушали? \скрипку\. Вы сегодня были замечательными музыкантами. Даже Петрушку научили играть. На каком инструменте играл Петрушка?\балалайка\. В свободное время мы прочтем книгу, которую подарила Скрипочка, и узнаем какие еще инструменты живут в Стране Музыкальных инструментов. \прощаются\

Петрушка:

А можно я провожу вас в группу?

Ведущий:

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к музыке, формирование элементов творчества в пении, танце и игре на детских музыкальных инструментах, воспитание музыкального восприятия с использованием инновационных технологий.

1. Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке, развивать умение различать характер музыки, высказывать суждения о них.

2. Знакомство с творчеством Э. Грига и его произведением «В пещере горного короля».

3. Формировать умение передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать умение передавать характер музыки с помощью танцевальных движений.

5. Приучать детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, сопровождая пение импровизированными танцевальными движениями.

6. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческое творчество, умение играть на детских музыкальных инструментах.

Билингвальный компонент: дети называют диких животных: асыр-волк, тлке-лиса, аю-медведь, тышан-мышка, кбелек-бабочка, оян-заяц; приветствие и прощание: айырлы та-добрый день, сау болыыз-до свидания.

Оборудование: музыкальные инструменты по количеству детей; дидактические игры «Определи характер музыки по цвету», «Утром рано я встаю», «Прохлопай ритмический рисунок»; портрет Э. Грига: иллюстрация с изображением природы Норвегии, троллей, гномов; шапочки-наголовники диких животных и гномиков по колличеству детей.

Оформление: в центре зала расположены столики по кругу с музыкальными инструментами; зона импровизированного концертного зала, где полукругом стоят стульчики.

Дети входят в зал и становятся в круг, возле каждого приготовлен музыкальный инструмент. Дети берутся за руки.

Приветствие - психогимнастика.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро – солнцу и птицам.

Айырлы тан – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети кивают соседу слева, справа и ласково говорят: «Доброе утро, айырлы тан. »

Педагог.

В одном большом городе был маленький магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные инструменты. Каждый из них приехал сюда из какой-нибудь страны. Из Казахстана- асыки и асатаяки, из России-деревянные ложки и трещетки, а маракасы и всевозможные дудочки привезли со всего мира.

Музыкальные инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, инструменты устраивали дискотеку под названием»Тарарам-шурум-бурум». Они спрыгивали с полок и начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.

Дети разбирают инструменты, на каждого заготовленные заранее.

Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Игра на развитие творческой импровизации.

Роли инструментов исполняют дети, роль дирижера-педагог.

Каждый ребенок играет на своем инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями. Игра проходит без музыкального сопровождения.

Педагог.

Натанцевавшись, инструменты затевали игру «Замри и отомри! »

Игра-импрвизация «Замри-отомри! »

Это игра-импровизация, в которой дети учатся выражать бодрое и сонное настроение с помощью музыкальных инстпрументов. Один ребенок выходит со своим инструментом в центр и играет усыпляющую музыку, остальные дети замирают в сонных позах. Затем солист переходит на громкую и бодрую игру, дети танцуют. Заканчивается игра «сонной» частью.

Эта игра помогает детям быть увереннее в себе, не боятся быть лидером.

Педагог.

Однажды в магазин заглянул очень известный дирижер. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Каждый инструмент должен был сказать музыкальное приветствие. Например такое: «Здравствуйте! Я – Бубен! Я очень веселый! » или «Здравствуйте! Я – треугольник. Я звонкий, как колокольчик! Мои звуки похожи на капли дождя! »

Игра «Музыкальное приветствие»

Игра на развитие песенного творчества, т. е. ребенок самостоятельно придумывает мелодию и пропевает ее.

Педагог.

Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Карусель».

Игра «Карусель»

Дети стоят по кругу, у каждого инструмент. Педагог говорит слова вместе с детьми, дети ритмично играют. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно.

Игра на развитие чувства ритма, на ускорение и замедление темпа.

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом-потом-потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Педагог.

И все-таки дирижер не смог до конца изучить все инструменты: на этот раз он попросил их завести хоровод.

Игра «Хоровод»

На первую часть музыки дети идут друг за другом по кругу, хлопая в ладоши. На вторую часть музыки дети берут инструмент, возле которого он оказался. После чего все дети импровизированно играют.

Игра на определение двухчастной формы музыкального произведения.

Педагог.

Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру и решил пригласить в свой оркестр все инструменты.

И вот настал день первого настоящего концерта. И сейчас мы с вами приглашены на концерт классической музыки. Я раздам вам билетики, а вы усаживайтесь поудобнее.

Дети рассаживаются на стульчики.

Педагог раздает детям карточки разного цвета: теплого и холодного.

Педагог. Рассмотрите свои билетики. Какого они цвета? Розовые и красные, ызылт и ызыл. Правильно. Когда прослушаете музыку до конца, то покажите мне билетик такого цвета, который, по вашему мнению, отражает настроение, переданное музыкой.

Слушают музыкальное произведение «В пещере горного короля» Э. Грига.

Спросить у детей, как бы они назвали прослушанное произведение. Принять любые ответы детей. Сказать, как композитор назвал свое произведение.

Показать портрет композитора.

Педагог. Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – это герой произведения Э. Грига – красивый и смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он отправился на поиски счастья, несмотря на то, что у него была прекрасная невеста по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день он всего лишился. Через много лет он вернулся к себе на родину, в Норвегию. Но его никто не узнал, Пер Гюнта давно забыли в своих краях и никому он не нужен. И только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся: он понял, как бессмысленно он прожил жизнь.

Когда Пер Гюнт путешествовал, он попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать его в клочья. но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Пер Гюнт был спасен.

Показать иллюстрации с изображением троллей, природы Норвегии.

Педагог. Пьеса Э. Грига написана в жанре марша. Начинается тихо, как-будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает-гномы удаляются.

С тех пор прошло много лет, и злые тролли превратились в добрых гномиков, которые живут в лесу и никому не приносят зла. Они наоборот, любят гостей, шутки, игры. А вы, ребята, любите играть? Тогда повторяйте за мной.

Игровая песенка «Утром рано я встаю»

Утром рано выхожу, полной грудью я дышу. Активное дыхание.

Ладони кверху потяну, свою песенку пою. Ладони вверх, потянулись.

И со мною дружно в лад, подпевают сто ребят. Хлопают в ладоши.

Подпевают сто ежей, руки в замок, пальцы растопырены.

Подпевают сто ужей. Ладони вместе, волнообразные движения.

И поют ее зайчата. Ушки.

И поют ее лисята. Лапки.

Под землею старый крот эту песенку поет. Прищурив глаза.

А в берлоге медвежата. Руки в стороны.

А в болоте лягушата. Лапки лягушек.

Очень важный бегемот с удовольствием поет. Руки на животе.

Даже страшный крокодил эту песню разучил. Пасть крокодила.

Прмурлыкала нам кошка песню, сидя на окошке! Лапки под подбородок.

А о чем же в ней поется? Как нам весело живется!

У гномов в лесу не было музыкальных инструментов и они веселили себя своими веселыми, звонкими ладошками. А одной из любимых игр была игра «Эхо»

Игра «Эхо»

Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Можно опросить индивидуально какого-нибудь ребенка. Затем дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточках.

Игра на развитие чувства ритма.

Педагог. Ребята, давайте мы с вами побудем артистами. Одеваем колпачки и шапочки наголовники. Каждый выберет себе ту роль, которая ему понравится. Исполним песню «Пестрый колпачок». Сопровождаем наше пение с танцевальными движениями.

Дети надевают колпачки и шапочки наголовники, располагаются по залу.

Песня «Пестрый колпачек»

Пение сопровождается импровизированными движениями.

Педагог.

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? (В магазине музыкальных инструментов, на концерте классической музыки, сами пели и танцевали.) И все это мы с вами делали под музыку. Ребята, как вы думаете, откуда берется музыка? (Ее сочиняет композитор.) А кто ее исполняет? (Музыканты.) А на чем они ее исполняют? (На музыкальных инструментах.) А если бы на свете не было музыкальных инструментов, что бы было? (Было скучно, не интересно.) Правильно, мы бы не смогли играть на музыкальных инструментах, не смогли петь и танцевать.

Дивная музыка с нами всегда

Нас с красотой подружила она.

Будем же музыке верность хранить,

Будем беречь. Мы ее и любить!

Музыка помогает нам оставаться жизнерадостными, веселыми, никогда не унывать.

Рефлексия «Мы ребята лучше всех»

Мы ребята лучше всех,

Любим игры и смех.

Целый день поем и пляшем

В музыкальном зале нашем.

Был то низок, то высок.

Запищим мы как мышата,

А теперь, как медвежата.

Хи-хи-хи, ха-ха,

Вот такая чепуха.

Дети пропевают слова, повторяя за педагогом.

Педагог прощается с детьми.