Профессия

Археолог

Археолог – ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам. Археология (от архео (archáios) - древний и от греч. lygos - слово, учение) - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

История профессии

В др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, которую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый – железным. Слово "археология" впервые употоблено Платоном в значении "история прошедших времён". После Платона термин <<археология>> употребляет знаменитый древний историк Дионисий Геликарнасский в заглавии одного из своих соченений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: <<Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобицах, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и предостовляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь>>. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием -. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах исторического знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисленные раскопки, единственной целью которых было добывание античных скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с научными целями. После Великой французской революции (конец 18 в.), с развитием исторической науки, быстро стала развиваться и археология. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться современное понимание археологии. Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово <> (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Терентий Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение <>. Из христианских авторов <> употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. ljvin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимаютболее определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времен в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого. Греки называют археологию наукой о древности. Но ведь изучением древности занимаются и другие науки: история физиология, палеография, палеонтология и многие другие. Чем же отличается от них археология и что она изучает? Прежде всего, археология занимается расколками и изучает те предметы или осколки предметов, остатки одежды, развалины древних городов и еще многое другое, что они находят в земле, в разных ее слоях. Все это называют вещественными источниками древних культур. Археологи изучают обнаруженные вещественные источники и по ним узнают, какие люди жили в древние времена, какие они себе строили дома, какуюодежду носили, что ели и многое - многое другое. В разных слоях земли сохранились и останки животных, птиц, рыб и даже насекомых. Ученые изучая их тоже узнают очень много интересного. Откуда бы современники узнали, что когда то на земле жили динозавры и мамонты. Любопытно, что археология - наука о древности - и сама возникла в глубокой древности. Тогда ее называли наукой о прошлом. Древние ученые интересовались жизнью и культурой еще более древних поколений.Археология оформилась как наука к началу 20 века(до этого археология, изучающая АНТИЧНОСТЬ, имела искувсствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам(каменный век, бронзовый век и т.д.), иногда - по странам и культурно историческим областям, по этническим признакам(славяно - руссская археология и др.). При обработке материалов применяют типологические, трассеологические, картографические и др. методы. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2000 лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения подчерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Принципы археологии

Основополагающим для всей археологии является утверждение, что археологические источники – материальные объекты, созданные древними людьми или как-то с ними связанные, – могут что-то рассказать нам об этих людях. В самом деле, археологические исследования были бы невозможны, если бы основные источники информации не имели никакой ценности. При том, что все археологи признают возможность извлечения из археологических материалов сведений о прошлых эпохах, они по-разному оценивают объем содержащейся в них информации.

Оптимисты полагают, что огромную ценность может иметь и единичный артефакт; так, найденное в могиле золотое распятие способно рассказать о религиозных представлениях умершего (о том, что он был христианином), о его социально-экономическом статусе (достаточно высоком, чтобы обеспечить ему возможность приобрести столь дорогой предмет), о примерной дате погребения (если распятье имеет специфическую форму) и – потенциально – о многих других характеристиках человека и общества, к которому этот человек принадлежал. Пессимисты, напротив, считают, что существование многих неизвестных нам обстоятельств попросту не позволяет делать столь широкие выводы. Крест, утверждают они, мог восприниматься всего лишь как украшение, не имеющее религиозного значения, его могли найти на дороге и в таком случае он никак не связан с богатством усопшего и т.д.

Человеческая деятельность часто сосредоточивалась в определенных местах, и там, где она велась особенно активно, зачастую остаются многочисленные материальные следы этой деятельности. Эти места условно именуют археологическими памятниками. В это понятие входят объекты разного масштаба – от места, где охотник затачивал отдельное орудие и бросил несколько кремневых сколов, до поселения, на котором на протяжении века жили 200 человек, оставивших после себя тысячи артефактов, или до города с многотонными культурными отложениями.

Любой памятник, функционировавший на протяжении какого-то времени, содержит разновременные остатки, и находки каждого периода составляют самостоятельный компонент в массе найденных на нем материалов. Многокомпонентные (многослойные) памятники демонстрируют изменения во времени, но принадлежащие к разным слоям находки могут оказаться перемешанными, что затрудняет определение их хронологии. Однослойные памятники не столь сложны для понимания, поскольку дают картину лишь одного периода. Оба типа памятников могут оказаться одинаково ценными с археологической точки зрения...

Объяснение археологических данных на основе их сопоставления с явлениями из жизни какого-то современного народа называют этнографической аналогией. Если при этом используются этнографические сведения о народе, в культурном отношении являющемся преемником тех, кому принадлежит исследуемый археологический материал, это называют прямой исторической аналогией; в противном случае говорят об общеэтнографических аналогиях. Многие археологи полагают, что прямые исторические аналогии более надежны, поскольку культурные преемники могли унаследовать традиции своих предшественников.

Экспериментальная археология и этноархеология опираются непосредственно на аналогии, и археолог, работающий в одном из этих направлений, должен попытаться объяснить, почему данные определенного эксперимента или сведения о том или ином виде человеческой деятельности сопоставимы с археологическими материалами, являющимися непосредственным объектом его исследования. Чем серьезнее такое объяснение, тем надежнее его выводы.

Археолог стремится охватить широкий круг проблем, связанных с существованием древних людей, их культурой и образом жизни. В число таких проблем входят изучение окружавшей человека природной среды, способов ее использования и изменения, средств существования (чем люди питались и как добывали пропитание), технологии (способы изготовления и применения орудий и приспособлений), обмена (механизмы перехода имущества от одного человека или коллектива к другому), искусства, идеологии (в том числе религии), социальной организации (каковы были система родства и иные общественные структуры), демографии (численность населения и его состав)

Выдающиеся люди данной профессии

Кемал Акишев: основатель казахстанской археологии. Талант в сочетании с необходимым набором профессиональных данных археолога, образованностью и ответственностью встречается нечасто, тем более в гармоничном единстве. Кемал Акишевич Акишев, кроме обладания общепрофессиональными качествами археолога ценился также за уникальные, только ему присущие особенности. Профессиональную подготовку он прошел у известных востоковедов Н.А. Бернштама, А.Х. Маргулана, М.П. Грязнова.

Кемал Акишевич Акишев родился в 1924 году в зимовье Керегетас Баян-Аульского района Павлодарской области. Детство прошло в многодетной семье, кроме него были две старшие и две младшие сестры, а также два брата. Семья пережила нелегкое время 30-х годов, переезд в Караганду, Омскую область в надежде на лучшее, потерю близких. Археологическое служение началось для него еще в студенчестве в 1947 году, когда он впервые после второго курса поехал в Центрально-Казахстанскую археологическую экмпедицию А.Х. Маргулана. В студенческие и аспирантские годы работал начальником раскопа, отряда, принимал участие в раскопках всемирно известных сегодня археологических объектов Бегазы, Аксу-Аюлы, Былкылдак, Атасу. Научный архив К.А. Акишева включает свыше 200 научных работ. Это монографии, учебные пособия, брошюры и научные статьи. Многие из них переведены на иностранные языки. В его трудах научно разработаны такие проблемы как периодизация истории и культуры, социально-экономические отношения ву эпоху бронхы (II тыс. до н.э.); происхождение земледелия и кочевого скотоводства (I тыс. до н.э.); социально-политическое положение номадов; возникновение и развитие раннеклассовых обществ и государства (V век до н.э. - V век н.э.); искусство и мифология саков (V-VI века до н.э.); средневековая городская цивилизация.

Борис Ильич Маршак - историк искусства, археолог, востоковед Родился в г. Луга Ленинградской области, детство провел в Ленинграде, без которого не мог жить. Он вернулся в свой город в 1957 году. Еще ребенком в эвакуации заинтересовался древностями Средней Азии. Поступил учиться на кафедру археологии Истфака МГУ, закончил учебу в 1956 году. В 1954 году впервые поехал на раскопки городища Древнего Пенджикета (Таджикистан), и с тех пор пропустил только один сезон - 1956г., когда у МГУ должны были проходить военные сборы. После окончания МГУ работал в Институте истории, археологии и энтографии АН Таджикской ССР. Вся его научная жизнь была, в основном связана, с Таджикистаном. С 1978 г., начальник Пенджикентской археологической экспедиции(сменил на этом посту Александра Марковича Беленицкого). С 1958 г. непрерывно работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, с 1978 г. - глава сектора Средней Азии и Кавказа. Кандидат исторических наук(1965 г.), доктор(1982); почетный член Американского Археологического Института(http://www/archaeological.org/), Королевского Азиатского Общества Соединенного Королевства(http://www.royalasiaticsociety.org/), член - корреспондент Итальянского Института Африки и Востока(http://www.isiao.it/), иностранный член французскойАкадемии Надписей и Изящной Словестности(http://www.aidl.fr).

Основная сфера научных интересов Маршака - археология Согдианы и восточное серебро, однако он оставил важный вклад и в таких различных дисциплинах, как политическая история Востока, история религий, метрология, издание и интерпретация восточных текстов, метология археологических исследований и др. Региональные рамки исследований М. простирались от Византии до Китая, хронологические - от античности до монголов. В последнии годы жизни занимался искусством и историей Тибета. Им исследована тема "Согдийцы на чужбине" на основе находок так называемых согдиатских погребальных памятников в Китае.

В своей книге <<Согдийское серебро>> (М.,1971 г.) Маршак на основе анализа формальных, иконографическихи других особенностей ряда серебрянных сосудов, найденных, в первую очередь, на Каме и в Северо - Западной Сибири пришел к выводу о существовании особого, ранее неизвестного центра производства серебрянной утвари, который надежно отождествил с Согдианой.

Как участник, а с 1978 г. и руководитель Пенджикентской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, Борис Ильич продолжал и развивал раскопки эталонного памятника согдийской археологии. Раскопанная территория(по верхнему периоду, VIII в.н.э.) в настоящее время превышает половину площади городища, хронология керамики дает точность до четверти века, знаменитая настенная живопись найдена в большинстве частных домов. С 1996 г. Пенджикентская экспедиция публикует ежегодные отчеты в форме монографий.

Специфика и особенности профессии

Сущность археологии - ее гуманизм. Она помогает видеть в зеркале прошлого нас самих с нашими волнениями, радостью и горем и с какой-то особой остротой осознавать свое место в этом мире, осозновать свою ответственность за настоящее и будущее. Любая профессия требует большого профессионализма. Особенно это важно для археолога. Одна из главных составляющих его работы - раскопки во время экспедиции. Любая профессия требует знаний, широкой эрудиции. Для археолога важно не только хорошо освоить предмет своего исследования, но и приобрести знания в области энтографии, антропологии, истории и т.д. - этого требуют его полевые и лабораторные работы. Изучение первобытной археологии невозможно без четвертичной геологии и геоморфологии, палеоботаники и палеогеографии, палеонтологиии других наук, которые помогут реконструировать ландшарты, экологическую обстановку в тот или иной период. Археологи широко используют для повышения информативности археологического материала физику, химию, статистику, кибернетику. Одна за другой выходят книги с такими названиями,как! <<Физика и археология>>, <<Геофизика в археологии>>, <<Химия в археологии>>, <<Археология и естественные науки>>. Все это свидетельствует о тесной связи археологии с другими науками, о невозможности вм настоящее время вести исследования, не привлекая данных других наук, не используя достижений и возможностей коллег в самых различных областях научного знания. Для археологов смысл жизни состоит в постоянном поиске памятников прошлого, а после открытий - в глубоком изучении и осмыслении фактов. История и археология увлекательны своей романтикой, красочностью сюжетов, тайными неизведанного. Археология в какойт-то мересродни охоте.А настоящий охотник не тот, кто думает только об убитой дичи, а тот, для кого главное - поиск, новые места, ожидание удачи; и вечером у костра он не будет похваляться охотничими трафеями, а расскажет о прелести осеннего или весеннего утра, о пробуждающийся природе, о красотах земли.

Выдающиеся представители этой профессии:

Дж. Фиорелли (участник итальянского национально-освободительного движения), чешский археолог Л. Нидерле, английский учёный Г. Чайлд, Петр I, историк В. Н. Татищев, генерал П. Мельгунов, П. И. Сумароков, И. Стемпковский, И. Е. Забелин.

Получить профессию археолога:

СПбГУ,МПГУ, на историческом факультете МГУ.

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Борис Мельников, председатель археологической комиссии Омского Отдела РГО, член правления Омского Союза профессиональных археологов, кандидат исторических наук

Чем занимается археолог?

В основном – составлением отчётов и обработкой материалов. Отчёты большие и очень формализованные, полученные материалы – однотипные и не похожи на сокровища. В летнее время, если удаётся найти деньги – выезд в экспедиции. Пару раз в год удаётся написать, а иногда даже издать небольшие статьи, пообщаться с коллегами на конференциях.

Где работает археолог?

Археолог может работать в вузе преподавателем на историческом факультете, на тематической кафедре. Археологов также ждут : здесь они будут следить за сохранностью найденных при раскопках предметов, помогать в организации выставок и экскурсий, проводить лекции для посетителей. Еще бывают вакансии в частных фирмах.

Если повезет, то можно совмещать всё вышеперечисленное.

Можно ли стать археологом без исторического образования?

Нет, высшее академическое образование необходимо. Исторические факультеты есть в каждом городе, а где-то и не по одному, так что при желании поступить можно всегда. Во время обязательных археологических практик студенты получают представление о профессии, позволяющее им понять: действительно ли они хотят заниматься этим всю жизнь?

Плюс к историческим знаниям, археолог должен разбираться в этнографии, геологии и геодезии, владеть «вспомогательными историческими дисциплинами»: геральдика, нумизматика, сфрагистика… Быть в курсе происходящего в научном мире, изучать статьи и монографии, ездить на конференции, вступать в дискуссии. Хороший археолог учится всю жизнь.

Какие навыки необходимы археологу?

Кроме умения копать землю (а это не так просто, как может показаться, вы же не яму на огороде роете), нужно уметь фотографировать, чертить и рисовать. Профессиональный археолог должен также хорошо владеть компьютером, уметь пользоваться теодолитом, нивелиром и тахеометром, владеть основами консервации и реставрации различных предметов. Уметь самостоятельно искать информацию, анализировать ее, создавать картину по единичным фактам: это пригодится не только в «кабинетной», но и в «полевой» археологии.

Какие особенности характера нужны археологу?

Во-первых, очень важна неприхотливость: условия жизни и работы в экспедиции далеко не курортные.

Во-вторых, терпение: нередко приходится целые дни потратить на мелкую кропотливую работу кисточкой и щеткой.

В-третьих, терпимость: экспедиции бывают длительными, люди туда подбираются разные, поэтому необходимо быть эмоционально готовым к этому, уметь находить общий язык, даже идти на компромиссы, быть спокойным и уравновешенным.

В-четвертых, хоть это и не особенность характера, нужно быть физически подготовленным и выносливым: приходится много копать, переносить тяжести.

И, конечно, увлеченность археологией – иначе и сами будете страдать, и других своим унынием можете утянуть.

Какие плюсы у этой профессии?

Возможность каждый день делать маленькие открытия.

Шанс войти в историю, хоть и невеликий, потому что известность в профессиональном сообществе не гарантирует всемирную славу.

Можно своими глазами увидеть древние курганы, прикоснуться к вещам, которые хоть и неказисты на вид, но насчитывают тысячи лет…


А минусы?

Отсутствие в экспедиции привычных комфортных условий (полевое питание, ночевка в палатке, походные душ и туалет, комары и гнус, высокие и низкие температуры и прочее), тяжелый труд, частые и продолжительные , итогом которых могут стать проблемы в семье. Кроме того, не каждая экспедиция заканчивается удачей – может статься, что вы получите подорванное здоровье без морального удовлетворения.

Кому не стоит становиться археологом?

Не советую заниматься этим женщинам, которые хотят иметь нормальную семью; мужчинам, мечтающим о карьере, известности и больших заработках.

Сложно придется в экспедициях диабетикам, сердечникам, аллергикам, каждый такой случай нужно рассматривать отдельно с лечащим врачом.

На какую зарплату может рассчитывать археолог?

Кандидат наук, без подработок – в пределах 30 тысяч рублей. А доходность подработки бывает разная и зависит от специализации человека и его веса в научном сообществе: известного археолога с нужной темой, например, могут попросить быть консультантом на съемках фильма или рецензентом научно-популярной книги.

Может ли российский археолог раскапывать, например, Древний Египет?

Может. В качестве землекопа или лаборанта. За границей тоже выпускают археологов больше, чем требуется, поэтому с базовым российским образованием вам не удастся стать, например, руководителем экспедиции. Некоторые экспедиции находятся на самофинансировании и предлагают поучаствовать всем желающим (тем, кто проходит по здоровью, умениям и навыкам), но за деньги. Поэтому если позволяют финансы и есть желание поработать в интернациональной команде, можно последить за такими предложениями.

Можно ли устроиться на работу за границей?

Небольшие шансы даёт только ученая степень: хотя бы кандидат наук, а лучше – доктор. За границей своих археологов избытке, поэтому попасть туда можно лишь в случае хороших академических связей и личных контактов с зарубежными коллегами, а также при наличии публикаций в зарубежных журналах и владении иностранным языком. Вот и считайте: 4 года бакалавриат, 2 года магистратуры, 3 года аспирантуры, лет пять работы – и только тогда вы получаете малюсенький шанс. Кроме того, тема вашей специализации должна быть интересна за рубежом, а у вас должен быть определенный научный вес среди тех, кто ею занимается.

Есть ли какие-то мифы о работе археолога?

Самый популярный миф, из-за которого многие ребята идут учиться именно на археолога, а потом разочаровываются – что это не работа, а захватывающее приключение. Индиана Джонс – это кино. И только в кино большинство археологов видит золотые и серебряные вещи.

Некоторые путают разные специальности и думают, что археологи раскапывают динозавров или ищут погибших в Великой Отечественной войне. Да, археологи могут работать и там, и там, но в таком случае они будут именоваться или палеонтологами, или поисковиками. Специфика, технология и цели будут несколько иными.

Кто-то, из совсем молодых и наивных, считает, что экспедиции – это отпуск, совмещенный с раскопками. Нет, день расписан очень четко – ранний общий подъем (а дежурные встают еще раньше), работа с перерывом на обед, общий отбой. Не соблюдающие график бездельники никому не нужны.

Перспективна ли профессия археолога, стоит ли получать сейчас эту специальность?

Количество научных экспедиций – с раскопками, изучением материала – постоянно сокращается. Но федеральное законодательство требует обязательного проведения археологической экспертизы при проведении строительных и прочих работ. Так что профессия сохраняется, но на уровне выполнения набора рутинных процедур.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Для археологов не существует более интересной профессии, чем выбранная ими. Неудивительно, ведь тяжелая работа в пустынях, посреди крутых скал, вдали от цивилизации целиком вознаграждается удивительными находками, которые становятся настоящей сенсацией и позволяют погрузиться в далекую историю человечества.

Кто же такие археологи? И чем они занимаются?

Кто такой археолог?

Археолог – это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К таковым относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком.

Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, помогающими сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества.

Что означает слово «археология»?

В основе работы археологов лежит древняя наука археология, тесно связанная с множеством других дисциплин – историей, антропологией, палеографией, генеалогией.

Термин «археология» представляет собой соединение двух древнегреческих слов – ἀρχαῖος (древний) и λόγος (учение). Первым ученым, который начал систематически изучать эту науку, принято считать Геродота.


Его труды «История», повествующие о греческо-персидских войнах и обычаях многих народов, являются самым ранним полномасштабным историческим трактатом и играют важную роль в понимании античной культуры.

Чем занимается археолог?

Археологи изучают культуру исчезнувших цивилизаций, ведут раскопки старинных городов, восстанавливают историю по пластам земли и останкам . В отличие от письменных свидетельств, вещественные источники не рассказывают напрямую о прошлом, поэтому специалистам в области археологии приходится проводить лабораторные анализы и заниматься научной реконструкцией событий.

Часто археологи трудятся в музеях, где отвечают за сохранность находок и знакомят людей с результатами своей деятельности. Нередко, чтобы воссоздать картину прошлого и раскрыть тайны истории, им приходится работать над каким-нибудь археологическим памятником многие годы, иногда – в тяжелых погодных условиях, поэтому основными качествами археологов являются терпение, выносливость и отличная физическая подготовка.


Археология – это достаточно широкое понятие, включающее в себя немало более узких дисциплин. Большинство археологов специализируется на каких-то отдельных ее направлениях, что позволяет им усовершенствовать своих знания и более глубоко проникнуть в отдельные этапы истории.

Так, специалист в области исторической археологии изучает прошлое на основании письменных источников, египтолог занимается исследованием Древнего Египта, а археоастроном изучает астрономические представления людей в древности.

Какие знания требуются археологам?

Для того чтобы проводить всестороннее исследование находок, археолог должен владеть знаниями во многих науках, в том числе в точных. Геология, этнография, топография, текстология, геодезия – это лишь часть того, что специалисту необходимо знать для успешного изучения истории.

Многие полагают, что археологи занимаются только раскопками, но на самом деле сфера их деятельности включает в себя немало других работ. В частности, чтобы понять, где именно нужно копать, им приходится работать с письменными источниками, часами , изучая древние книги, географические карты. Иногда для обнаружения старинных объектов археологи занимаются аэрофотосъемкой или геологической разведкой.

Какие значимые открытия сделали археологи?

За время существования археологии специалисты в этой области сделали немало потрясающих открытий. В 1824 году именно археологам удалось расшифровать египетские иероглифы, а в 1748 году раскопать древний город Помпеи, уничтоженный во время извержения Везувия.


В 1871 году археологом Генрихом Шлиманом был обнаружен гомеровский город Троя, в 1900 году благодаря Артуру Эвансу человечество узнало о минойской цивилизации. Кроме того, археологам принадлежат такие величайшие открытия, как город инков Мачу-Пикчу, гробница Тутанхамона, храмовый комплекс Ангкор-Ват, кумранские свитки.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет