Всем известно, что классика – это те произведения, которые, будучи созданы в разное время, преодолевают границы времени, и остаются значимыми навсегда. Лучшие произведения классической литературы с течением времени становятся еще более актуальными. Именно к таким произведениям можно отнести одну из ранних пьес А. Н. Островского «Бедность не порок». Внешне, казалось бы, это простая история о том, как отец-самодур захотел отдать свою дочь за богатого старика, но затем вовремя одумался и соединил жизнь Любови Гордеевны с любимым ею, но бедным приказчиком Митей. Однако серьезный анализ пьесы, а тем более просмотр спектакля наводят на более глубокие размышления.

Нам посчастливилось в Рождественский вечер 7 января посмотреть спектакль по этой пьесе в Государственном Академическом Малом театре в постановке замечательного режиссера Александра Коршунова. Следует сказать, что в этот прекрасный зимний вечер была особая атмосфера: начались святки, публика шла на этот традиционно святочный спектакль как на праздник. В зале был аншлаг. Малый театр остался одним из немногих коллективов подлинно реалистического искусства, оазисом русской культуры, русского духа. Островский всегда занимал в его репертуаре основное место. Недаром Малый театр также носит название Дом Островского.

Пьеса «Бедность не порок» имеет более чем 160-летнюю традицию в Малом театре. Роли в этом спектакле в разное время исполняли самые выдающиеся актеры: П. М. Садовский (друг Островского, которому он и посвятил эту пьесу), М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, О. О. Садовская, Е. Д. Турчанинова, Н. К. Яковлев, В. Н. Рыжова, Т. П. Панкова. Новая постановка осуществлена А. Коршуновым в 2006 году. В спектакле бережно сохраняется язык и стиль Островского, и в то же время он является очень современным. Главной идеей спектакля, на наш взгляд, является столкновение двух цивилизаций – Русской и Западной (англо-саксонской).

Эту идею можно найти как в тексте пьесы, так и в талантливой игре актеров. Олицетворением русского мира является Пелагея Егоровна, жена богатого купца Гордея Карпыча Торцова. Эта роль талантливо исполнена актрисой Татьяной Лебедевой. Вокруг нее собираются близкие по духу люди: дочь Любовь Гордеевна, нянька Арина, бедный приказчик Митя, племянник Яша Гуслин, молодая вдова Анна Ивановна и другие.

Ключевыми словами Пелагеи Егоровны является фраза: «Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были». Именно здесь выражен менталитет русского народа: приверженность коренным основам своей культуры, жизнь в русле Традиции. Своеобразным ренегатом, поправшим родную культуру, является Гордей Карпыч Торцов. Мощно и ярко эта роль представлена в исполнении Дмитрия Кознова. Островский вскрывает для нас и причину духовного падения Гордея Карпыча. Как это часто бывает у талантливого драматурга, она скрыта даже в его имени – это гордость. Пелагея Егоровна объясняет Мите: «Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит!» Вследствие этой гордыни Гордей Карпыч, связавшись с фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым, живущим по стандартам Западной цивилизации, попирает родные устои. «И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» — такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Гордость, как это известно из православного вероучения, является «матерью всех грехов».

Есть в пьесе и еще один герой, который на сцене не появляется, действует косвенно, но существование его очень важно для понимания сути конфликта – это англичанин, директор фабрики, принадлежащей Африкану Савичу. Та же Пелагея Егоровна говорит: «Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином все пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да!» Таким образом выстраивается вся «порочная цепочка»: англичанин, пьянствуя с Африканом Савичем, прививает ему свои «ценности», а тот «отравляет» ими впавшего в гордость Гордея Карпыча. Помутнение разума доходит до того, что Гордей Карпыч решил отдать свою дочь замуж за старика Африкана Савича. На пороге этого страшного, греховного события заканчивается второе действие пьесы. Однако у зрителя уже есть доброе предчувствие – святочный спектакль не может закончиться плохо, какие-то добрые силы должны вмешаться и восстановить справедливость. Одной из таких добрых сил в спектакле является брат Гордея Карпыча – Любим Карпыч Торцов. Опять же в имени зашифровано его ключевое свойство – любовь к людям. Это своеобразный юродивый: пьяница, опустившийся на дно жизни, однако не утративший совесть и чувство справедливости. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его очей. Он вдруг начинает видеть ситуацию совсем другими глазами, понимает, что чуть не совершил тяжкий грех: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия». Только смирившись, утратив гордыню, вернувшись к коренным понятиям своей культуры, веры, он смог трезво оценить ситуацию. Не случайно первоначальным названием пьесы было «Гордым Бог противится» — по известному библейскому выражению. Вот почему Любим Карпыч является ключевой фигурой, и неизменно любим публикой. Исполняет эту роль сам режиссер – Александр Коршунов. В его игре много эмоциональной окраски, жизненной мудрости и юмора. Ставшая за полтора столетия хрестоматийной фраза «шире дорогу — Любим Торцов идет», произносимая артистом вызывает бурные аплодисменты в зале.

Следует отметить и других исполнителей. Это, прежде всего, Любовь Ещенко, играющая роль Любови Гордеевны. В ее исполнении этот образ лирический, нежный, но с твердым характером. Когда Митя предлагает ей бежать с ним под венец, не дожидаясь отцовского благословения, даже Пелагея Егоровна на минуту колеблется – не отпустить ли их? Но Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение – одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации.

Сергей Тезов исполняет роль Африкана Савича сдержанно, аскетично. Только по отдельным чертам можно догадаться, что у него внутри. Свои истинные чувства он скрывает под маской деловитости и напускной веселости.

Роль молодой вдовы Анны Ивановны исполняет яркая и самобытная Ирина Жерякова. Может быть, это лучшая исполнительница данной роли за всю историю (по крайней мере, если сравнивать с прежними постановками, которые зафиксированы на видео – и аудиопленку). Это широкая натура, которая не прочь от души повеселиться, однако глубоко сочувствующая переживаниям Любови Гордеевны. Это понятно не только из ее слов, но из взглядов, жестов, тембра голоса, которым она запевает печальную свадебную песню.

Один из ярких образов – роль Лизы, подруги Любови Гордеевны, которую исполняет талантливая Ольга Жевакина. Роль по тексту невелика, состоит в основном из коротких фраз в нескольких сценах, однако молодая актриса вложила в нее весь свой комедийный талант, многие ее фразы вызывают смех и аплодисменты в зрительном зале.

Один из наиболее талантливых актеров молодого поколения – Сергей Потапов – играет Гришу Разлюляева, сына богатого купца. Фамилия героя говорит сама за себя. Он никогда не унывает, отличается безудержным весельем. Превосходные вокальные данные, необыкновенная пластика, мощный темперамент, искрометный юмор Сергея Потапова вывели эту второстепенную роль на первый план. Почти каждая сцена с Гришей Разлюляевым вызывала бурную реакцию публики. Но самое главное, что характеризует артиста – это глубокое русское национальное начало, которое так органично для Малого театра. Думается, что такого же духа был великий актер Николай Капитонович Яковлев, блиставший на подмостках Малого театра в первой половине 20-го века.

Отдельно следует сказать о пластическом рисунке спектакля. Взять хотя бы один пример: на протяжении всего действия Гордей Карпыч в исполнении Дмитрия Кознова высокий, крупный, в своей гордости как бы хочет стать еще больше – часто поднимает вверх руки. Но когда прозревает при помощи Любима Карпыча, то становится на колени рядом с ним, как бы умаляется, показывая этим свое смирение.

Можно было бы много говорить о прекрасном художественном и музыкальном оформлении, о святочных и свадебных песнях – не стилизованных, а воспроизведенных талантливыми артистами с этнографической точностью, о темпераментной пляске, о современном ритме спектакля, о реакции зрителей на каждую реплику, талантливую находку режиссера, актеров. Это создавало необыкновенно светлую, праздничную атмосферу спектакля. Но главное, чему учит нас Островский и авторы этого замечательного спектакля, что только тогда русский народ может выстоять и победить в битве цивилизаций, когда не отказывается от своих корней, придерживается Традиции, заветов отцов и дедов. В этом спектакле русские люди выстояли в столкновении с Западным миром, главный герой вернулся в лоно своей культуры при помощи юродивого брата через смирение и покаяние. После спектакля зрители выходили с просветленными лицами, у некоторых были слезы радости на глазах. Думается, что этот урок не должен пройти для нас даром.

Вадим Грачев для «Русской народной линии» и издания «Эксклюзив».

ПУБЛИКАЦИИ

Островский родился в семье бедного чиновника, происходившего из духовного звания, и, подобно большинству молодежи того времени, он с семнадцатилетнего возраста сделался восторженным посетителем московского театра. Уже в этом возрасте, по словам его биографов, он постоянно говорил с товарищами о сцене. Он поступил в университет, но уже на втором курсе должен был оставить его вследствие ссоры с одним из профессоров и определился канцелярским служителем в Московский совестный суд, где «по совести» разбирались гражданские и уголовные дела и где он мог наблюдать типы московского купечества - совершенно своеобразного класса, который в своей изолированности остался хранителем традиций старой России. Именно в этом классе Островский почерпнул почти все типы своих первых и лучших драматических произведений. Лишь позднее он расширил круг своих наблюдений и начал изображать различные классы образованного общества.

Первая его комедия, «Картина семейного счастья», была написана в 1847 году, а три года спустя появилась задуманная раньше четырехактная комедия «Свои люди - сочтемся», или «Банкрот», которая сразу создала ему репутацию великого драматического писателя. Она была напечатана в одном журнале и получила громадную популярность во всей России (актер Садовский и сам автор - превосходный чтец и актер - неоднократно читали ее в различных московских домах), но она не была дозволена к представлению на сцене. Московские купцы сочли себя обиженными этой пьесой, нажаловались на автора московскому генерал-губернатору, и Островского не только уволили со службы, но в качестве «неблагонадежного» в политическом отношении лица отдали под надзор полиции. Лишь много лет спустя, четыре года после вступления Александра II на престол, т. е. в 1860 году, разрешено было представление этой комедии на московской сцене, но даже и тогда цензура настояла на введении в конце пьесы квартального надзирателя.

В 1853 и 1854 годах Островским были созданы две замечательные комедии: «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Сюжет первой из них не отличался новизной: девушка из купеческой семьи убегает с дворянином, который бросает ее и оскорбляет, убедившись, что ей не удастся выпросить у отца ни прощения, ни денег. Но этот устаревший сюжет трактовался автором с такой свежестью и характеры были обрисованы в положениях так хорошо выбранных, что по литературным и сценическим достоинствам эта комедия относится к разряду лучших произведений Островского. Что же касается второй из вышеупомянутых пьес («Бедность не порок»), то она произвела громадное впечатление во всей России. Пред нами семья старого типа, глава которой - богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. Он, однако, склонен к внешней, трактирной «цивилизации»: он одевается по-модному и старается ввести в семейный обиход «цивилизованные» манеры - по крайней мере, в присутствии знакомцев из числа трактирных собутыльников. Несмотря на эту приверженность к «цивилизации», он обращается со своей женой как с рабой, и все домашние боятся звука его голоса. У него есть дочь, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им. Митя - чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него; но отец успел познакомиться с довольно богатым пожилым фабрикантом, Коршуновым, одевающимся по последней моде и пьющим вместо водки шампанское, вследствие чего он играет среди московских купцов роль известного авторитета в вопросах моды и «тонкого поведения». За этого-то человека Гордей Торцов собирается выдать свою дочь, но ее спасает вмешательство дяди, Любима Торцова. Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный филистерской обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее в лучшую общественную среду, он предается пьянству - бесшабашному пьянству, какое можно было наблюдать в прежнее время в Москве. Его богатый брат и Коршунов помогли ему освободиться от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по низшего разбора трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать. Действие комедии происходит во время рождественских праздников, и это обстоятельство дает Островскому возможность ввести ряженых и различного рода песни и игры в чисто русском стиле. В разгар всего этого веселья, происходящего во время отсутствия Торцова дома, он является вместе с женихом, Коршуновым. Все эти «вульгарные» удовольствия, конечно, прекращаются, и отец, полный уважения к своему «цивилизованному» другу, приказывает дочери выходить замуж за выбранного ей отцом жениха. Слезы девушки и ее матери не помогают: приказание отца должно быть исполнено. Но в это время является Любим Торцов, в лохмотьях и с обычным шутовством, - ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Можно себе представить ужас его брата. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… Коршунов, считая себя обиженным, в большом гневе уходит из дома, а Любим указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любушу за Митю - он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери, и в конце концов отец, оскорбленный наглостью Коршунова, соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».

Все, таким образом, заканчивается к общему благополучию, но зрители чувствуют, что могло случиться и нечто как раз противоположное. Вследствие каприза отца дочь могла быть несчастной на всю жизнь, как это и бывает в большинстве подобных случаев.

Подобно комедии Грибоедова, «Обломову» Гончарова и многим другим прекрасным произведениям русской литературы, эта комедия Островского имеет такую типически русскую оболочку, что легко проглядеть ее широкое общечеловеческое значение. Комедия кажется типически «московской», но измените имена и обычаи, измените некоторые детали, перенесите действие в высший или низший класс общества; поставьте вместо пьяницы Любима Торцова бедного родственника или честного друга, сохранившего здравый смысл, - и мораль комедии может быть приложена к любой нации и к любому классу общества. Она глубоко человечна. Этим и объясняется ее громадный успех: в течение пятидесяти лет она не сходит с русской сцены. Я не имею при этом в виду нелепого, преувеличенного энтузиазма, с которым комедия была встречена так называемыми народниками, в особенности славянофилами, видевшими в Любиме Торцове олицетворение чисто русской души, даже в глубоком падении сияющей добродетелями, до которых не дойти гнилому Западу! Люди более рассудительные не заходили так далеко; но они понимали, какую массу удивительных наблюдений, почерпнутых из действительной жизни, представляла эта комедия и другие драматические произведения Островского. Руководящим журналом того времени был «Современник», и критик этого журнала Добролюбов посвятил обширные статьи анализу произведений Островского, причем впечатление, получаемое от них, он выразил в самом заглавии статьи: «Темное царство». Обзор темных сторон русской жизни, изображенных Островским, сделанный Добролюбовым, послужил могучим толчком в последующем интеллектуальном развитии русской молодежи.

Cлайд 1

Презентацию подготовила Ученица 9 класса МБОУ «Лицей г. Отрадное» Смирнова Роксана 2012 год

Cлайд 2

А.Н.Островский Бедность не порок Содержание пьесы Анализ произведения Герои пьесы

Cлайд 3

Островский родился 31 марта 1823 года в семье воспитанника духовной академии. Отец выбился в чиновники, дед был священником. В 1831 году, когда ему не было еще 9 лет, умерла мама. В 1835 году отец пишет в московскую гимназию письмо-прошение о принятие молодого Островского в гимназию. Поступил он сразу в 3 класс и учился с умеренным успехом. Островский успешно занимался с учителем музыки, умел читать ноты, что помогло ему в дальнейшей жизни. В его семье все любили читать и ему это чувство прививалось с самого раннего детства. Получив доступ к отцовской библиотеке он стал заядлым читателем. Больше всего он люби читать Пушкина, Грибоедова. В 40-м году закончил гимназию и получил право поступать в университет без экзаменов.

Cлайд 4

Скрепя сердце, Островский написал прошение о поступлении в Императорский Московский университет на юридическое отделение. Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре. Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем. Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг».

Cлайд 5

И впервые в конце поставил дату. В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди - сочтемся!». Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество пьес, книг Островского. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из величайших его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В биографии Александра Николаевича Островского почетное место занимает театральное дело. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Cлайд 6

Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится») - комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского. Написана в 1853 году. Это гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном участии Островского.

Cлайд 7

Проблемы выбора жизненного пути, власть денег, зависимость от внешних обстоятельств Герои преодолевают препятствия, совершают поступки, приводят аргументы, отстаивая свою позицию, терпят временные неудачи, но надеются на лучшее. Слабый герой становится сильным, самодостаточным.

Cлайд 8

Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова. Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова. Арина, нянька Любови Гордеевны.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

Cлайд 12

Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

Cлайд 13

Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.

Cлайд 14

Новая комедия господина Островского "Бедность не порок" была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г. Островского, даже теми людьми, которые... ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями. В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. ...По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии "Бедная невеста", в драме "Не так живи, как хочется" и в "Воспитаннице".

Cлайд 15

Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения. Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в "Бедность не порок" у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа...

Cлайд 16

Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.

Cлайд 17

В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора "Бедной невесты" и комедии "Свои люди - сочтемся". Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться. Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый - у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей.

Cлайд 18

Гордей Карпыч Торцов Пелагея Егоровна Торцова Любовь Гордеевна Митя Любим Торцов Африкан Савич Коршунов Яша Гуслин Гриша Разлюляев

Cлайд 19

Значение фамилии Торцов: «Торец” в словаре Ефремовой 1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. 2) Поперечная - короткая - сторона, грань чего-л. 3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 4) разг. Мостовая из таких брусков. 5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг. Лицо Значение имени Гордей Толковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

Cлайд 20

Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

Новая комедия господина Островского "Бедность не порок" была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г. Островского, даже теми людьми, которые... ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями. В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. ...По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии "Бедная невеста", в драме "Не так живи, как хочется" и в "Воспитаннице". Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения. Она ска- зывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в "Бедность не порок" у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа... Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию!

С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 9 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовке к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление критический реализм и романтизм.

История создания

Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.

Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.

Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.

Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.

Тема

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Композиция

Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча, образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).

Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.

В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра” именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.

Главные герои

Жанр

В “Бедность не порок” анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были “говорящие” имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: не даром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.