Сегодня во многих школах больше не изучают такой предмет, как зарубежная литература. О некоторых знаменитых английских писателях, их увлекательных произведениях подрастающее поколение, как правило, узнает из учебников на уроках английского языка и благодаря современному кинематографу. Однако всем, кто изучает английский необходимо знать, какие английские писатели являются классиками зарубежной литературы. Благодаря этим знаниям можно расширить общий кругозор и пополнить словарный запас, читая произведения в оригинале.

Даже тем, кто не особо увлекается чтением литературы, приходилось слышать имена английских писателей, которые приобрели мировую славу. Речь идет о Шекспире, Киплинге, Байроне, Конан Дойле и других. Расскажем вкратце об авторах, чьи произведения достойны внимания каждого.

Редьярд Киплинг (Sir Joseph Rudyard Kipling) английский поэт, писатель и новеллист, живший в период с 1865 по 1936 гг. В истории мировой литературы известен как создатель рассказов и сказок для детей, многие из каторых были экранизированы. Редьярд Киплинг стал не только самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе, но и первым англичанином, получившим эту награду. Самые известные работы: «Книга джунглей», «Рики-Тики-Тави», «Ким», «Охота Каа» и др. Детские рассказы: «Слонёнок», «Как было написано первое письмо», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Почему у носорога шкура в складках» и др.

Оскар Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde) — выдающийся ирландский поэт, драматург, писатель и эссеист. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода и ключевая фигура в развитии эстетизма и европейского модернизма. Известнейшим произведением считается роман «Портрет Дориана Грея» (1890). Годы жизни писателя — 1854−1900 гг.


Джордж Байрон (George Gordon Byron) — английский поэт-романтик, являвшийся в период с 1788 по 1824 год символом романтизма и политического либерализма в Европе 19 столетия. При жизни его обычно называли «лорд Байрон». Благодаря ему в литературе появились такие термины, как «байронический» герой и «байронизм». Творческое наследие, оставленное поэтом, представлено поэмой «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), романом «Дон Жуан», поэмами «Гяур» и «Корсар» и др.

Артур Конан Дойл (Sir Arthur Ignatius Conan Doyle) — английский писатель (хотя по образованию врач). Является автором несчетного числа повестей и рассказов, которые носят приключенческий, исторический, публицистический, фантастический и юмористический характер. Наиболее популярны детективные рассказы о Шерлоке Холмсе, научно-фантастические о профессоре Челленджере, а также ряд исторических романов. Перу Конан Дойля также принадлежат пьесы и стихи. Творческое наследие представлено такими произведениями, как «Белый отряд», «Затерянный мир», «Собака Баскервилей» и др. Годы жизни писателя — 1859−1930 гг.

Даниэль Дефо (Daniel Defoe) — английский писатель и публицист, написавший около 500 книг, журналов и памфлетов на различные темы. Является одним из основателей европейского реалистического романа. В 1719 году Даниэль Дефо увидел свет первый и лучший роман за всю творческую жизнь писателя под названием «Робинзона Крузо». К известным произведениям также относятся «Капитан Синглтон», «История полковника Джека», «Моль Фландерс», «Роксана» (1724) и др.


Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) британский писатель, драматург, сценарист и литературный критик. Один из успешнейших прозаиков ХХ века. За достижения в искусстве и литературе был награжден Орденом Кавалеров Почета. На счету Моэма 78 произведений, среди которых рассказы, очерки и путевые заметки. Главные произведения: «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Пироги и вино», «Острие бритвы».

Кто писал для детей

Не все известные английские писатели были увлечены исключительно серьезными жизненными темами. Некоторые великие авторы посвящали часть своего творчества подрастающему поколению, сочиняя сказки и рассказы для детей. Кто же не слышал об Алисе, побывавшей в стране Чудес или Маугли, мальчике, выросшем в джунглях?

Биография писателя Льюиса Кэррола (Lewis Carroll), настоящее имя которого Чарльз Лютвидж До́джсон, не менее интересна, чем его книга «Алиса в стране чудес». Рос он в большой семье, где было 11 детей. Мальчик очень любил рисовать и всегда мечтал стать художником. Этот писатель поведал нам историю о неусидчивой героине Алисе и ее бесконечных путешествиях в чудесный волшебный мир, где ей встречается множество интересных персонажей: чеширский кот, и безумный шляпник, и королева карт.

Рольд Даль (Roald Dahl) родом из Уэльса. Большую часть своего детства автор провел в пансионатах. Один из таких пансионатов располагался неподалеку от известной шоколадной фабрики Cadbury. Предполагается, что идея написать свой лучший детский рассказ под названием «Чарли и шоколадная фабрика» пришла к нему именно в этот период. Героем рассказа становится мальчик по имени Чарли, который получает один из пяти билетов, позволяющий ему попасть на закрытую шоколадную фабрику. Чарли вместе с 4-мя другими участниками проходит все задания на фабрике, и остается победителем.

Редьярд Киплинг известен своей «Книгой джунглей», в которой рассказано о мальчике Маугли, выросшего среди животных в диких лесах. Вероятнее всего эта история была написана под впечатлением от собственного детства. Дело в том, после рождения первые 5 лет своей жизни писатель прожил в Индии.

Джоан Роулинг (Joanne Rowling) — самая известная писательница-«сказочница» современности. Это она подарила нам такого персонажа, как Гарри Поттер. Историю о мальчике-волшебнике Гарри, который отправляется в школу Хогвартс, Джоан сочиняла для своих детей. Это позволяло им окунуться в мир волшебства и магии и забыть на время о бедности, в которой на тот момент жила семья. Книга полна занятных приключений.

Джоан Эйкен (Joan Delano Aiken) стала писательницей, потому что в ее семье писали все: от отца до сестры. Однако Джоан занималась детской литературой. Самым известным ее произведением стал рассказ «Кусочек неба в пироге».

Роберт Льюис Стивенсон (Robert Louis Balfour Stevenson) придумал пирата капитана Флинта в своей знаменитой истории «Остров сокровищ». Сотни мальчишек следили за приключениями этого героя. Сам Роберт родом из холодной Шотландии, инженер и юрист по образованию. Первая книга вышла, когда автору было всего 16 лет, деньги на издание он одолжил у отца. История про остров сокровищ была придумана им намного позже во время игр с сыном, в ходе которых они вместе рисовали карту сокровищ и придумывали сюжеты.

Джон Толкин (John Ronald Reuel Tolkien) — автор фантастических и захватывающих дух историй «Хоббит» и «Властелин колец». Джон по образованию преподаватель. В детстве писатель рано научился читать, и делал это часто на протяжении всей жизни. Как сам признается Джон, он люто ненавидел рассказ «Остров Сокровищ», но был без ума от «Алисы в стране чудес». Сам же писатель после своих историй стал основателем жанра фэнтэзи, неслучайно его прозвали «отцом фэнтэзи».



С большим удовольствием читаю книги английских писателей XVIII - XXI веков. Особенно люблю XIX век. Конечно, интересуюсь и литературоведческими работами.
1.Майя Тугушева "Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества" . - Москва, 1982.
Книга посвящена жизни и творчеству автора романов "Городок", "Джейн Эйр", "Учитель", "Шерли".
2.Борис Ремизов "Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества" . - Киев, 1974.
Книга рассказывает о жизни и творчестве автора романов "Север и Юг", "Жёны и дочери", "Мэри Бартон", "Крэнфорд".
3.Чарльз Перси Сноу "Троллоп" . - Москва, 1981.
Известный английский писатель XX века Сноу написал о своём любимом писателе XIX века Энтони Троллопе, авторе романа "Барчестерские башни" и многих других книг.
4."Мильтон. Свифт. В.Скотт. Теккерей. Дж.Элиот. Биографические повествования" . - Челябинск, 1999.
Биографии, сведенные в этом томе вместе, были изданы около ста лет назад отдельными книжками в серии "Жизнь замечательных людей", осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839 - 1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко - культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико - психологическую ценность. Писавшиеся "для простых людей", для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, носамой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы - профессия.
5."Эти загадочные англичанки... Элизабет Гаскелл. Вирджиния Вулф. Мюриел Спарк. Фэй Уэлдон" . - Москва, 1992.
Женщины-романистки - это особая, очень интересная, увлекательная страница в истории английской национальной культуры. Почему их так много во все времена, почему у них такой особый взгляд на мир? На эти и другие вопросы: женщина и свобода, женщина и творчество - постарается ответить книга, куда войдут эссе, мемуары, беллетризованные биографии, написанные женщинами-писательницами об их коллегах по перу: Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, Мюриел Спарк, Фэй Уэлдон пишут о сестрах Бронте, Мери Шелли, Джейн Остен.
6."Писатели Англии о литературе. XIX - XX века. Сборник статей" . - Москва, 1981.
Интересные и важные высказывания английских писателей о литературе и творчестве других писателей (английских и русских).
7.Михаил Урнов "Томас Гарди. Очерк творчества". - Москва, 1969.
Книга рассказывает о творчестве прекрасного английского писателя 19 века.
8.Проскурнин Б.М., Хьюитт К . "Роман Джордж Элиот "Мельница на Флоссе": контекст, эстетика, поэтика" . - Пермь, 2004.

9.Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. "История зарубежной литературы XIX века. Западноевропейская реалистическая проза". - Москва, 2008.

10."История зарубежной литературы XIX века". Под редакцией Соловьёвой Н.А. - Москва, 1991.
Ссылка
11.Андреева Ю . "Полузабытая страница истории английского романа". - Вопросы литературы, 1976, № 1 (О Гаскелл).

12.Леонид Гроссман "Достоевский и чартистский роман". - Вопросы литературы, 1959, № 4 (о Гаскелл).

13.Михальская Нина Павловна, Аникин Геннадий Викторович "История английской литературы. Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений". - М., 1998.

14.Проскурнин М.Б. "Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику". - Вопросы литературы, 2005, № 2.

15.Хьюитт К . "Джордж Элиот и ее роман "Миддлмарч". - Вопросы литературы, 2005, № 2.

16.Вирджиния Вулф "Джордж Элиот. Романы Томаса Гарди". - Вопросы литературы, 2010, № 4.

17. Наталья Рейнгольд «Обыкновенный читатель» Вирджинии Вулф, или «Знать, для кого пишешь...». - Вопросы литературы, 2010, № 4.

18.Валентина Ивашева "От Джордж Элиот к английскому роману 60-х годов". - Вопросы литературы, 1971, № 7.

19.Захаров В . "Линдсей о Мередите" . - Вопросы литературы, 1958, № 7 (о Джордже Мередите).
20."Проблемы английской литературы XIX и XX вв.". Под редакцией В. Ивашевой. - М., 1974.
21. Проскурнин Б.М . Английская литература 1900-1914 годов (Дж. Р. Киплинг, Дж. Конрад, Р.Л. Стивенсон). Текст лекций. - Пермь, 1993.
22. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф . Из истории зарубежной литературы. 1830-1870. Западноевропейский реализм после 1848 г. - Пермь, 1993,-Вып.З, 1996.
23."История английской литературы". - М., 1949-1953.

Действительно достойна восхищения. В ее основе лежат произведения целой плеяды выдающихся мастеров. Никакая страна в мире не родила столько выдающихся мастеров слова, как Британия. Многочисленны английские классики, список их можно продолжать долго: Уильям Шекспир, Томас Харди, Шарлотта Бронте, Джейн Остин, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Дафна Дюморье, Джордж Оруэлл, Джон Толкиен. Знакомы ли вы с их произведениями?

Уже в XVI веке британец Уильям Шекспир заслужил славу лучшего в мире драматурга. Любопытно, что до сих пор пьесы «сотрясающего копьем» англичанина (так дословно переводится его фамилия) ставятся в театрах чаще, чем произведения других авторов. Его трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» - общечеловеческие ценности. Знакомясь с его творческим наследием, рекомендуем ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитать философскую трагедию «Гамлет» - о смысле жизни и моральных устоях. Вот уже четыреста лет она возглавляет репертуары самых знаменитых театров. Существует мнение, что английские классики-писатели начались с Шекспира.

Стала знаменитой благодаря классическому любовному роману «Гордость и предубеждение», который знакомит нас с дочерью обедневшего дворянина Элизабет, обладающей богатым внутренним миром, гордостью и ироничным взглядом на окружение. Она находит свое счастье в любви к аристократу Дарси. Парадоксально, но эта книга с достаточно немудреным сюжетом и хэппи-эндом - одна из самых любимых в Британии. Она традиционно опережает по популярности произведения многих серьезных романистов. Хотя бы поэтому ее стоит прочесть. Как и эта писательница, многие английские классики пришли в литературу именно в начале XVIII века.

Прославил себя своими произведениями, как глубокий и подлинный знаток жизни простых британцев в XVIII веке. Его герои - неизменно проникновенны и убедительны. Роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» показывает трагическую судьбу простой порядочной женщины. Она совершает убийство дворянина-негодяя, ломающего ей жизнь, чтобы освободиться от его преследований и обрести счастье. На примере Томаса Харди читатель может увидеть, что английские классики обладали глубоким умом и системным взглядом на окружавший их социум, отчетливей других видели его изъяны, и, имея недоброжелателей, все же мужественно предъявляли свои творения для оценки всего общества.

Показала в своем во многом автобиографическом романе «Джен Эйр» возникающую новую мораль - принципы образованного деятельного порядочного человека, желающего служить обществу. Писательница создает удивительно целостный, глубокий образ гувернантки Джен Эйр, идущей навстречу своей любви к м-ру Рочестеру даже ценой жертвенного служения. За Бронте, вдохновясь ее примером, следовали другие английские классики, не из дворянского сословия, призывая общество к социальной справедливости, к прекращению всяческой дискриминации человека.

Обладал, по словам русского классика Ф.М. Достоевского, считавшего себя его учеником, «инстинктом общечеловечности». Огромный талант писателя сотворил, казалось бы, невозможное: он стал знаменитым еще в ранней молодости благодаря первому же своему роману «Посмертные записки Пиквикского клуба», за которым последовали следующие - «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд» и прочие, снискавшие писателю беспрецедентную славу, поставившие его в один ряд с Шекспиром.

Уильям Теккерей - новатор в стиле изложения романа. Никто из классиков до него не превращал в центральные образы своего произведения ярких, фактурно изображенных отрицательных персонажей. Причем, как в жизни, зачастую характерам их было присуще что-то индивидуально-положительное. Его выдающееся произведение - «Ярмарка тщеславия» - написано в неповторимом духе интеллектуального пессимизма, замешанного на тонком юморе.

Своей «Ребеккой» в 1938 г. сотворила невозможное: она написала роман в ключевой момент, когда казалось, что английская литература выдохлась, что было написано уже все, что только возможно, что английские классики «закончились». Давно не получавшая достойных произведений, английская читающая аудитория была заинтересована, восхищена неповторимым, непредсказуемым сюжетом ее романа. Вступительная фраза этой книги стала крылатой. Прочитайте обязательно эту книгу одного из лучших в мире мастеров создания психологических образов!

Джордж Оруэлл вас поразит беспощадной правдой. Он написал свой знаменитый роман «1984» как мощное общечеловеческое обличающее орудие против всех диктатур: настоящих и будущих. Его творческий метод заимствован у другого великого англичанина - Свифта.

Роман «1984» - пародия на общество диктатуры, окончательно растоптавшее общечеловеческие ценности. Он изобличал и призывал к ответу за античеловечность уродливую модель социализма, фактически становящегося диктатурой вождей. Человек предельно искренний и бескомпромиссный, он претерпевал бедность и лишения, уйдя из жизни рано - в 46 лет.

А разве можно не любить «Властелина колец» профессора Этот настоящий нерукотворный и удивительно гармоничный храм эпоса Англии? Произведение несет своим читателям глубокие гуманистические и Не случайно Фродо разрушает кольцо 25 марта - в день Вознесения. Творческий и компетентный писатель проявлял проницательность: всю свою жизнь безразличен к политике и партиям, горячо любил «старую добрую Англию», был классическим британским мещанином.

Этот список можно продолжать и продолжать. Прошу прощения уважаемых читателей, набравшихся мужества прочитать эту статью, что в нее не вошли, ввиду ограниченности объемов, достойнейший Вальтер Скотт, Этель Лилиан Войнич, Даниэль Дефо, Льюис Кэрролл, Джеймс Олдридж, Бернард Шоу и, поверьте, многие-многие другие. Английская классическая литература - огромный интереснейший пласт достижений человеческой культуры и духа. Не отказывайте себе в удовольствии познакомиться с ней.

Всем известен сюжет романа Даниеля Дефо. Однако в книге содержится много других интересных подробностей об организации жизни Робинзона на острове, его биографии, внутренних переживаниях. Если попросить не читавшего книгу человека описать характер Робинзона, вряд ли он справится с этой задачей.

В массовом сознании Крузо - смышлёный персонаж без характера, чувств и истории. В романе же раскрывается образ главного героя, что позволяет взглянуть на сюжет под другим углом.

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из самых известных приключенческих романов и узнать, кем был Робинзон Крузо на самом деле.

Свифт не бросает вызов обществу в открытую. Как истинный англичанин, он делает это корректно и остроумно. Его сатира настолько тонка, что «Путешествия Гулливера» можно читать и как обычную сказку.

Почему нужно читать

Для детей роман Свифта - весёлая и необычная приключенческая история. Взрослым же его необходимо читать, чтобы познакомиться с одной из самых известных художественных сатир.

Этот роман, пусть в художественном плане и не самый выдающийся, определённо знаковый в истории литературы. Ведь во многом он предопределил развитие жанра научной .

Но это не просто развлекательное чтиво. В нём подняты проблемы отношений между творцом и творением, богом и человеком. Кто несёт ответственность за создание существа, которому предначертано страдать?

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из главных произведений научной фантастики, а также прочувствовать непростую проблематику, которая в экранизациях зачастую теряется.

Сложно выделить лучшую пьесу Шекспира. Их как минимум пять: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Уникальный стиль и глубокое понимание жизненных противоречий сделали произведения Шекспира бессмертной классикой, актуальной во все времена.

Почему нужно читать

Чтобы начать разбираться в поэзии, литературе и жизни. А также найти ответ на вопрос, что же всё-таки лучше: быть или не быть?

Главной темой английской литературы начала 19 века была социальная критика. Теккерей в своём романе обличает современное ему общество с идеалами успеха и материального обогащения. Быть в социуме, значит, быть греховным - примерно таков вывод Теккерея относительно своего социального окружения.

Ведь успехи и радости вчерашнего дня теряют своё значение, когда впереди забрезжит хорошо известное (хотя и неведомое) завтра, над которым всем нам рано или поздно придётся задуматься.

Почему нужно читать

Чтобы научиться проще относиться к жизни и мнению окружающих. Ведь в обществе все заражены «ярмарочными амбициями», которые не обладают реальной ценностью.

Язык романа прекрасен, а диалоги представляют собой образец английского остроумия. Оскар Уайльд - тонкий психолог, поэтому его персонажи получились столь сложными и многогранными.

Эта книга о человеческом пороке, цинизме, различии между красотой души и тела. Если задуматься, то в какой-то степени каждый из нас - Дориан Грей. Только у нас нет зеркала, на котором бы запечатлевались грехи.

Почему нужно читать

Чтобы насладиться потрясающим языком самого остроумного писателя Великобритании, увидеть, насколько сильно нравственный облик может не соответствовать внешнему, а также стать немного лучше. Произведение Уайльда - духовный портрет не только его эпохи, но и всего человечества.

Древнегреческий миф о скульпторе, влюбившемся в своё творение, в пьесе Бернарда Шоу приобретает новое, социально значимое звучание. Что должно чувствовать произведение к своему автору, если это произведение - человек? Как оно может относиться к создателю - тому, кто сделал его в соответствии со своими идеалами?

Почему нужно читать

Это самая известная пьеса Бернарда Шоу. Её часто ставят в театрах. По мнению многих критиков, «Пигмалион» - знаковое произведение английской драматургии.

Общепризнанный шедевр английской литературы, знакомый многим по мультфильмам. У кого при упоминании Маугли в голове не прозвучит протяжное шипение Каа: «Человеческий детёныш…»?

Почему нужно читать

Во взрослом возрасте вряд ли кто-нибудь возьмётся за «Книгу джунглей». У человека есть только одно детство, чтобы насладиться творением Киплинга и оценить его по достоинству. Поэтому обязательно приобщите своих детей к классике! Они будут вам благодарны.

И вновь на ум приходит советский мультфильм. Он действительно хорош, а диалоги в нём почти полностью взяты из книги. Однако образы персонажей и общее настроение повествования в первоисточнике другие.

Роман Стивенсона реалистичен и местами довольно суров. Но это доброе приключенческое произведение, которое с удовольствием прочитает каждый ребёнок и взрослый. Абордажи, морские волки, деревянные ноги - морская тематика манит и привлекает.

Почему нужно читать

Потому что это весело и увлекательно. Кроме того, роман разобран на цитаты, знать которые обязан каждый.

Интерес к дедуктивным способностям великого сыщика и по сей день велик благодаря огромному количеству экранизаций. Немало людей только по фильмам и знакомы с классическим детективом. Но экранизаций много, а сборник рассказов всего один, зато какой!

Почему нужно читать

Герберт Уэллс во многом был первопроходцем в жанре фантастики. До него люди не враждовали с , он первым начал писать о путешествиях во времени. Без «Машины времени» мы бы не увидели ни фильма «Назад в будущее», ни культового сериала «Доктор Кто».

Говорят, вся жизнь - это сон, и к тому же скверный, жалкий, короткий сон, хотя ведь другой всё равно не приснится.

Почему нужно читать

Чтобы посмотреть на зарождение многих научно-фантастических идей, ставших популярными в современной культуре.