Легенда, предание, сказка?

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) - в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом (Легенда чудесный рассказ о прошлом ).

ПРЕДАНИЕ - устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах , событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации (Предание устный рассказ, передающийся из поколения в поколение ).

МИФ (от греч. mythos - предание, сказание) - повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках , возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства (Мифы рассказы о богах и героях ).

СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Сказка выдумка, вымысел ).

Следует различать миф и мифологию .

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, учение), совокупность мифов какого-либо народа, а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение ).

Какие же бывают мифы?

Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы ) и о происхождении человека (антропогонические мифы ); о солнце (солярные мифы ), луны (селенарные мифы ), звезд (астральные мифы ); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня , изобретение ремесел , земледелия ), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Часть мифов, преданий с течением времени была изложена в стихотворной форме и исполнялась под музыку. Эти историко-героические песни называются эпос . На Руси их еще называли былины .

БЫЛИНЫ (старины) - русские народные эпические песни-сказания . Возникли в 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные былины (Новгородские) исполняются одноголосно , южные былины (Киевские) хоровые.

Легенды, предания, былины народов Поволжья.

Устное народное творчество – одно из составных частей фольклора народов марийского края. Ещё в глубокой древности возникли чудесные легенды, предания и былины о богатырях. Память народа накапливала бесценные творения и бережно передавала их из уст в уста. Предания и легеды – это многовековое хранилище памяти народа (мар.- «тоштымарий шомак» «тоштымары шая» - «слово предков», тат.- «дастан» - «рассказ», удм.- «выжыкыл» - «сказания предков рода»). Предания освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке-богатыре, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Богатыри. Слово «богатырь» впервые встречается в рассказе о татарских воеводах. Богатырь – татат. - «батыр», удмурт. - «батыр», марий. - «патыр», чуваш. - «паттар». В древнерусском языке понятию богатырь соответствовали слова - «хоробр», «храбр», «резвец», «удалец».



Алпамша

Великаны. Для обозначения великана в языке всех народов издавна имелись специальные слова. У русского народа это «полоник», близкое к сегодняшнему «исполин». Могучих и справедливых великанов татары называли «алыпами». Могучие и справедливые великаны у чувашского народа – «улып». Удмуртские великаны назывались «алангасары». В марийских преданиях воины-исполины, великаны называются «онар».

Алып - сказочный великан , герой татарского фольклора. Образы алыпов в татарских дастанах – Алпамша (Алпамыш), Ак Кубек. По преданиям Алпамша рос крепким и могучим. По всей округе снискал он себе славу истинного батыра: ступит на землю – вода пробьется, на камень присядет– камень под ним крошится, а в гору упрется – гора рушится под его рукой. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамша воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.



Улып

Улып - могучий и справедливый великан чувашского народа. Из рода в род , из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. Земля Улыпа - так называли чуваши свой древний край. Улып - это сказочный богатырь, обладавший недюжинной силой, добрый и трудолюбивый. Предания о богатыре Улыпе воспитывали любовь к родной земле. Удмуртские великаны назывались «алангасары». Были они очень высокого роста, силы непомерной и характера независимого. Свои подвиги алангасары совершали в борьбе между собой. Герои преданий - могучие люди, обладающие сверхъестественной силой: шаг их – в несколько саженей, из лука они стреляли на много вёрст, могли превращаться в животных. Они вели воинственный образ жизни и жили в укреплённых поселениях (удм. «кар»- «гнездо», «город»). Если не находилось подходящего места для возведения крепости , герои преданий брались рукой за землю и вытягивали её вверх, создавая холм. В мирное время они судили народ, а на войне возглавляли войско. Обычные люди подчинялись богатырям, платили им дань, преклонялись перед их силой и мудростью, а после смерти устанавливали обычай приносить им систематические жертвы.

Онар. Согласно народным преданиям, Онар был вождём марийцев, обладал большой силой и огромным нечеловеческим ростом. Был он так огромен , что чуть-чуть не доставал головой радугу. Радугу в старинных легендах называют воротами Онара. У богатыря Онара и шаг был богатырский - в семь верст. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа. Там, где Онар садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами. Там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Про многие холмы и озера в марийском крае народ говорит , что это следы древнего великана. Марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом.



Последний Онар. С.Чавайн

Нам повествуют старые былины,


Что в каждом уголке родной земли

Отважные Онары -исполины


Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя ,
Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае

Никто и при желании не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.

Онар дубы повыдергал руками


И к матери охапкою принес:
- Смотри-ка, мама, коноплю какую
Я в поле для тебя натеребил,

Как роща частую, как тень густую,


Вот только посконь отделить забыл.

Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,


Не коноплю ты вырвал, а леса! -
И затуманились слезой горючей
Ее большие ясные глаза.
Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца ,
Что землю для посева поднимал.
- Какой жучок ползет передо мною! -
Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.
Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.
Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
- Вот, мама, я жучков тебе потешных
Принес нарочно, чтобы показать!
Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.
- Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
Или уже о них ты позабыл...
Они теперь всегда такими будут,
Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!
…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит волнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи ,
Лучами заливает небосвод.

Задание1:

1. Запишите в тетрадях (кратко): что такое легенда, предание, миф, сказка, былина, мифология?

2. Что такое астральные, солярные, селенарные, космогонические и антропогонические мифы?
Задание 2:

1. Как называются богатыри у разных народов Поволжья: татар, удмуртов , марийцев, чуваш, русских?

2. Как называются великаны у разных народов Поволжья: татар, удмуртов, марийцев, чуваш, русских?

3. Прочитайте стихотворение С.Чавайна «Последний Онар» и выпишите несколько строк , показывающих рост и силу Онара.

На ранних этапах развития общественного сознания представления о мироздании и природе человека складывались в мифы, предания и легенды. На основе мифотворчества культивировались языческие обряды, формировались основы религий и философских учений. Миф как форма устного коллективного творчества имел более широкую, по сравнению с другими фольклорными видами искусства, трактовку. Мифические мотивы прослеживаются и в легендах, с которыми в древности связывали реальные исторические факты или выдающиеся события.

Определение

Миф – отражение в коллективном сознании древних людей представлений об устройстве мира, зафиксированное в произведениях устного народного творчества и письменных источниках. Мифическое повествование утверждало власть бессмертных богов над судьбой человека и объясняло все жизненные явления как проявление божественной воли.

Легенда – один из фольклорных жанров, в котором реальные исторические события, природные катаклизмы и явления общественной жизни предстают в форме символического обобщения, близкого к мифотворчеству. Персонажи легенд – герои и сверхчеловеческие сущности, олицетворяющие силы природы.

Сравнение

События, отраженные в мифах, охватывали значительный хронологический период и не могли быть связаны с конкретными личностями, влиявшими на ход истории. В центре внимания мифов – жизнь, соперничество, борьба и праздность всемогущих богов, обитавших отдельно от людей: чаще всего, в священных горах или на небе. Происходящее на земле в античном мифологизированном сознании – только проекция судьбоносных действий властителей неба, тверди и водной стихии.

Мифические боги покровительствовали земледелию, скотоводству, торговле, мореплаванию – основным и вполне реальным видам деятельности, с которыми были связаны. Бессмертие богов противопоставлялось бренности жизни простых смертных.

Легенды описывают отдельный эпизод исторического прошлого этнической группы или народности, в то время как в мифах изображаются практически все стороны жизни.

Боги, населяющие мифические вершины, глубины океанов и подземный мир, бессмертны. Герои легенд наделены невероятной силой, умом, способностями, но не могут жить вечно. Они совершают подвиги с помощью богов и умирают, как обычные люди.

Выводы сайт

  1. Миф относится к эпическим жанрам устного народного творчества; характеризуется широким обобщением символических образов, отражающих определенный уровень коллективного сознания.
  2. Легенда – один из жанров народного эпоса, в основе которого лежат реальные исторические события.
  3. В мифах повествуется о жизни бессмертных богов. Персонажи легенды – смертные герои, которым покровительствуют высшие силы.
  4. В мифах охват событий значительно шире, чем в легендах.
  5. Один из основных приемов построения сюжета в легенде – гипербола. В мифах фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.

Сказка, миф, легенда... Между ними много общего. Но есть и отличия.

Сначала об общем.

Общее в сказках и мифах

Мифы и сказки – это произведения, созданные народом (об авторской сказке поговорим чуть позже). В устной форме передавались рассказы о событиях, реальность которых невозможно доказать. Информация, заключённая в мифах, сказках и легендах, передаётся из поколения в поколение. Частично из этих произведений мы узнаём о жизни наших предков, но понимаем, что знания эти не истинны или не всегда истинны.

Отличия между сказкой, мифом и легендой

Сказка

Отличие между сказкой и мифом состоит в том, что сказки обычно рассчитаны на детей. В любой национальной сказке выражается народное мироощущение, присутствуют наставления для детей, передаётся (часто в наивной форме) глубокая жизненная мудрость, которая помогала во все времена и сейчас помогает разрешать жизненные, нравственные, семейные, бытовые и даже государственные вопросы. Сказка содержит вечные, непреходящие нравственные ценности.

Миф

Мифология рассказывает о действительности в формах образного повествования, этим она близка к литературе и по существу оказала на её развитие определённое влияние. Миф – более серьёзное повествование. Очень долго мифы являлись важнейшим источником сведений о прошлом, составляя большую часть известных исторических трудов античности (Геродот, Тит Ливий).
Но в мифе главное – содержание, а не соответствие историческим событиям. Считается, что миф выражал детский век человечества, это «философский опыт человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснётся» (И.Г. Гердер).
Греческая мифология явилась основой и главным содержанием всего древнегреческого искусства. Например, гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») весь построен на греческой мифологии. В других странах было так же: индуистские «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна»; иранская «Авеста»; германо-скандинавская «Эдда» и др.
Главными героями мифов в основном являются боги, титаны и другие вымышленные персонажи.
Позже греческие поэты ранней античности подвергают мифы переработке: вносят в них новейшее сознание, облагораживают по законам существующей на то время морали, философски переосмысливают.

Легенда

Легенда отличается и от сказки, и от мифа тем, что это одна из разновидностей НЕ сказочного прозаического фольклора. Легенда имеет письменную основу предания о каких-то исторических событиях или личностях. В широком смысле легенду следует понимать как недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
События в легендах обычно преувеличиваются, добавляется много вымысла. И тогда легенда сближается со сказкой. Поэтому невозможно считать легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, хотя легенды в основном основаны на реальных событиях.
Таким образом, легенду только условно можно считать синонимом мифа. Легенды, как и сказки, передавались из уст в уста бродячими сказителями, но множество легенд всё-таки было записано.
Существует мнение, что если о каком-то человеке слагаются легенды, то это означает общественное признание его деятельности. Слово «легенда» приобрело и дополнительный смысл. Например, часто употребляются выражения «этот человек – легенда нашего кинематографа», «легенда нашего футбола», «легенда нашей эстрады» и т.д.
В переносном смысле легенда относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Обычно легенда содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Примеры легенд

Существует, например, легенда о философском камне. Средневековые алхимики описывали его как некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Д. Райт «Алхимик в поисках философского камня» (1771)
Философский камень ищут уже несколько веков. Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX в. золото нередко получали из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Это ничтожные концентрации, дорогие для извлечения, отрицательно влияющие на работу самого реактора. Универсальным лекарством (эликсиром жизни) тем более не служит.
Не менее известна легенда о Робин Гуде. Ро́бин Гуд – популярный герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель лесных разбойников. По легенде, Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема: он грабил богатых и отдавал добытое беднякам.
Личность прототипа этих баллад и легенд не установлена. Предполагают, что он жил в начале XIV в., во время правления короля Эдуарда II.

Иллюстрация Л. Рида «Робин состязается в стрельбе с сэром Гаем» (1912)
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII в. (то есть был современником Ричарда Львиное Сердце). Против версии Скотта говорит такая историческая деталь: соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII в.
Баллады о Робине Гуде были записаны ещё в XIV в.
Создаются ли в наше время сказки, мифы и легенды?
Конечно, создаются.

Современные мифы, сказки и легенды

В наше время часто сказки, мифы и легенды, которым уже много сотен или даже тысяч лет, модернизируются. Классический сюжет переносится на современные условия. Раньше девушки ожидали рыцаря на белом коне, а сейчас рыцаря заменяет успешный бизнесмен на престижном автомобиле. Современная Золушка – бедная, но симпатичная медсестра, которая выходит замуж за «сказочного принца» (богатого человека).
Существуют мифы о секретных технологиях. Например, миф о существовании технологий, с помощью которых возможно менять гравитационное поле в планетарных масштабах или влиять на процессы в земной коре.
Существует легенда о том, что Третий рейх (Германия) достиг серьёзных успехов в разработке «летающих тарелок» или о психотропном оружии, которое способно с помощью излучения заставлять людей совершать те или иные поступки или внушать им какую-либо идеологию.
Существует миф о технологиях, позволяющих изменять погодные условия или даже вызывать землетрясения.
Существуют мифы о тайных правительственных заговорах, социальных экспериментах, заговорах крупных корпораций, инопланетянах. Часто мифы эти абсурдны и ничем не подтверждаются, но вызывают большой интерес у части людей.
Не менее популярны мифы о похищениях людей. В качестве похитителей называют инопланетян, преступников или тайные организации. Один из популярных мифических сюжетов – похищение «на органы». На самом деле использовать чужие органы можно только при наличии полной информации о физическом здоровье того, кого якобы похищают.

Довольно часто можно наблюдать следующее: многие люди путают понятия "миф" и "легенда". Так в чем же их принципиальное отличие? Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире.

Легенда -это эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена, как правило, большинство легенд основано на реальных событиях, хотя они и наделяются порой, вымыслом,а события в них преувеличиваются, но все это нисколько не умаляет достоинства и преимущества легенд.

Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.

Ранние этапы развития человеческой цивилизации ознаменованы замечательным для всей последующей литературы процессом: человек научился выражать свои представления об окружающем мире, сочиняя мифы, легенды и предания. Мифотворчество послужило основой не только для различных языческих обрядов, из него «выросли» философские концепции и основы религиозных доктрин. Такая форма устного народного творчества, как мифология, отличалась от других видов фольклора более широкой трактовкой. Мифологические мотивы легко проследить и в легендах, с которыми в древности связывались реальные исторические факты и события.

Миф и легенда: определение терминов

Миф – зафиксированное в форме устного народного творчества и письменных документах отражение коллективных представлений народа об устройстве объективной действительности. В основе мифических повествований лежит представление о непоколебимой власти бессмертного пантеона богов над судьбами людей и ходом истории. Все события и явления жизни в мифических рассказах объясняются проявлением божественной воли .

В древности мифология выполняла те же функции, которые в 21 веке взяла на себя наука. Изучая мифы, представители античных цивилизаций понимали, как устроена Вселенная, откуда взялась жизнь на планете, как возникли и функционируют те или иные предметы либо явления. Сегодня мифы воспринимаются либо как прекрасная по своей поэтичности аллегория механизмов космических процессов, либо как слегка наивное представление древних людей об этиологии различных вещей и явлений. Много веков назад мифы были средоточием истин, формирующих мировоззрение и противопоставленных обыденному гиперреалистическому пониманию объективной действительности.

Легенда – жанр фольклора, который представляет реальные события, природные катаклизмы или выдающиеся явления жизни общества в форме символического обобщения, по масштабу почти идентичного мифологическому. В основу легенд чаще всего положены реальные исторические факты .

Персонажами легенд обыкновенно выступают героические личности и сверхъестественные существа, олицетворяющие силы матери – природы. Олицетворяющие «костяк» сюжета легенды исторические события часто приукрашивали произвольно подбираемыми фантастическими допущениями, эффектными деталями и мистическими элементами.

Чем миф отличается от легенды? Сравнение понятий

Нашедшие отражение в мифологических повествованиях события обыкновенно охватывают значительный по длительности хронологический период, что затрудняет их объективную связь с реальными историческими событиями. Центральная тематика большинства мифов – жизнь всемогущих богов , протекающая в праздности или борьбе, соперничестве или творчестве.

Боги живут отдельно от мира людей. Чаще всего они обитают в священном или почти физически недоступном месте, к примеру, на небесах или вершине высокой горы. Все события, все катаклизмы, сотрясающие землю, мир простых людей в мифологизированном фольклоре античности – не что иное, как проекция решений и действий повелителей неба, воды и земной тверди.

Боги, живущие в мифологической реальности, покровительствуют торговле, земледелию, скотоводству и другим полезным видам человеческой деятельности. Более того, практически каждый представитель античных пантеонов связан с одним или несколькими человеческими занятиями или сферами жизни.

Основное противопоставление мифологических повествований – бессмертие богов и бренность короткого человеческого существования . Легенда описывает лишь краткий эпизод истории народа или этнической группы. Миф, напротив, охватывает практически все сферы жизни.

Боги, живущие в таинственных океанических безднах, мрачном подземном мире и на недоступных холодных вершинах гор мифологической реальности древнего человека, не подвержены старению и умиранию. Они бессмертны. Персонажи легенд – личности героические, они обладают невероятными способностями, могут быть очень сильными, ловкими и умелыми. Только вот бессмертие и неуязвимость не входят в число из «талантов». Поэтому легендарные герои совершают свои подвиги (нередко с божественной помощью), а потом старятся и уходят в лучший мир так же, как самые обыкновенные представители человечества.

Отличия мифа от легенды: обобщение

  1. Миф – не просто один из эпических жанров фольклора. Миф – первооснова всего устного народного творчества. Основная характерная черта мифологических повествований – широкая степень обобщения образов и символов, в которых находит отражение уровень коллективного сознания народа – создателя данного конкретного мифа.
  2. Легенда – жанр народного эпоса, непосредственно «выросший» из мифа. В основе легенд лежат конкретные исторические события.
  3. Центральные персонажи мифологических повествований в частности и мифологической реальности в общем – бессмертные и часто неуязвимые боги. Герои легенд, напротив, вполне смертны и уязвимы. На подвиги их вдохновляют жизненные трудности и дары одного или нескольких представителей вышеупомянутых пантеонов бессмертных богов.
  4. Мифы охватывают гораздо больше событий, чем легенды.
  5. Фантастическое преувеличение в мифологическом повествовании воспринимается и рассказчиком, и слушателями как объективная реальность. В легендах, напротив, чаще всего основным приемом, на котором строится весь сюжет, является гипербола.