Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал - в литературе это принято считать композиционными компонентами произведения. Известно, что композиция в литературном тексте - это расположение частей произведения в определенной последовательности. Это своего рода система, благодаря которой автору удается выразить свою идею.

Основные «кирпичики» композиции

Завязкой повествования называют ту точку в любой литературной форме, где зарождается сюжетная линия и конфликт, на котором строится сюжет. Кульминация - это часть, в которой конфликт достигает наивысшей точки. Сразу за ним следует развязка. В литературе это тот блок композиционного построения, в котором конфликт разрешается, а сюжетная линия завершается.

Значимая роль развязки

Если бы мы представили развитие сюжета в виде графика, то от начального пункта - завязки прямая двигалась бы вверх, к пику произведения - кульминации, а затем пошла бы на спад, где ее ждет развязка. В литературе это схематичное изображение, напоминающее каркас, превращается в полнокровное, насыщенное и интересное действие, призванное пробудить у читателя определенные мысли и чувства, побудить его к какому-то нравственному решению.

В этой связи развязку можно воспринимать не просто как заключительные «аккорды» сюжетной гармонии, но в качестве авторского художественного инструмента, при помощи которого он акцентирует свою позицию по отношению к героям и конфликту.

Чем развязка отличается от финала

Развязка в литературе - это не финал произведения. Также неправильно называть финалом конец, последние строки и слова. Автор в книге подает свой замысел в виде хитросплетенных узелков. Интрига нарастает, постепенно действие движется к финалу, где произойдет кульминация и развязка. Условно эти два и составляют финал, ради которого велось повествование.

Иногда окончательной развязки не происходит, и тогда литературоведы говорят об открытом финале. Такой художественный прием характерен для произведений, в которых автор побуждает читателя к размышлениям. Открытый финал мы наблюдаем в пьесе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», в романе А. Пушкина «Евгений Онегин», в рассказе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Бывает и так, что развязка в литературе - это одновременно и кульминация. В комедии Н. Гоголя «Ревизор» знаменитая немая сцена является высшей точкой нарастающего конфликта между ложью Хлестакова о том, что он важный чиновник из Петербурга, и истинным положением вещей.

Одновременно это и развязка, в которой зачитываются строки перехваченного у Хлестакова письма, провинциальное начальство узнает правду, и на фоне этого звучат слова о том, что из столицы прибыл проверяющий и требует городничего «сей же час» к себе.

Развязка

Развязка

РАЗВЯЗКА - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.
Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.
Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.
Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.
Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».
Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.
Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.
Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.
Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны.Библиография:
Драма .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Развя́зка

Элемент сюжета , в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображённые в произведении. Как правило, развязка даётся в конце произведения, но в тех случаях, когда внешнее действие играет второстепенную роль, она переносится в середину и даже в начало повествования: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова , «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого , «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина , «Смерть героя» Р. Олдингтона . Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира , «Гроза» А. Н. Островского , «Анна Каренина» Л. Н. Толстого ) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина , «Лес» А. Н. Островского , «Собачье сердце» М. А. Булгакова ). Она может быть неожиданной или мотивированной всем ходом развития действия, правдоподобной или нарочито искусственной и условной: «Тартюф» Мольера , «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта , «Роковые яйца» М. А. Булгакова. В соответствии с авторским замыслом многие произведения лишены развязки и имеют так называемый открытый финал: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина , «Дар» В. В. Набокова .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Развязка" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (иноск.) конецъ, окончательное рѣшеніе. Завязка (въ событіи, въ романѣ) основаніе дѣйствій; развязка конецъ дѣйствій. Ср. Потомъ... но вамъ самимъ не трудно угадать Всѣхъ этихъ ужасовъ счастливую развязку... Надсонъ. Страничка прошлаго. Ср. Пока… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РАЗВЯЗКА, развязки, жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 знач. развязывать (разг.). 2. В драме конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. ||… … Толковый словарь Ушакова

    Компонент фабулы, завершение действия литературно художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале Гадюка А. Н. Толстого, или… … Большой Энциклопедический словарь

    РАЗВЯЗКА, и, жен. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая,… … Толковый словарь Ожегова

    - «РАЗВЯЗКА», СССР, Ленфильм, 1969, ч/б, 76 мин. Детектив. Без внешних эффектных приемов (драк, погонь и прочих атрибутов приключенческого жанра) фильм рассказывает о молодых чекистах, которые ведут сложное дело. Разоблачив шпионскую деятельность… … Энциклопедия кино

    развязка - наступила существование / создание, субъект, начало, факт … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    развязка - — Тематики электросвязь, основные понятия EN isolation … Справочник технического переводчика

    РАЗВЯЗКА - веревка, ремень или цепь, предназначенные для фиксации л. в проходе конюшни для чистки, ковки и т. п., а также во время уборки денника. Длина Р. равна половине ширины прохода. Один ее конец закреплен на стене прохода, на др. имеется кольцо, в к … Справочник по коневодству

    развязка - 3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которому передатчик не подключен, при согласованных нагрузках на остальных входах и выходах.

Развязка в литературе - это термин, который обычно трактуется как событие, разрешающее конфликт, и рассматривается вкупе с финалом (от лат. finis — конец) эпического или драматического произведения. Чаще всего они совпадают, особенно в драме, но в случае открытого финала развязка может и отсутствовать ("Преступление и наказание" Достоевского, «Воскресение» Л. Толстого).

Важность заключительного финального аккорда сознают все писатели. «Сила удара (художественного) приходится на конец», — утверждал Д. Фурманов. "Конец — труднейшая из задач, — солидаризировался с ним А.Н. Толстой. — Почти столь же трудно назвать книгу".

Развязка в литературе - это элемент, который обычно сополагается с завязкой, вторит ей образным параллелизмом, завершая таким образом некий композиционный круг. Если в общей завязке "Муму" Герасим не по своей воле вырван из естественной для него деревенской среды, что подчеркнуто целой системой природных сравнений («как дерево», «как молодой и здоровый бык», «пойманный зверь», «степенный гусак»), и оказывается в городе, то в общей развязке, которая, как уже было сказано, совпадает с кульминационным моментом, он совершает тот же путь, но в прямо противоположном направлении и, что самое главное — своевольно, протестуя, бросая вызов несправедливому порядку вещей.

Гармоничное сочетание начального и конечного элементов сюжета во многом зависит от четкости идейного замысла и «прописанности» первоначального плана. Одни писатели, в основном те, которых И. Гончаров относил к группе «сознательного творчества», твердо знают финал заранее. Пожалуй, самый разительный пример в этом роде — "Фауст", над которым Гёте работал практически всю свою более чем 60-летнюю творческую жизнь. Однако с первых набросков собственной интерпретации традиционного сюжета писатель ни на минуту не сомневался, что Фауст будет спасен (у Кристофера Марло полную победу одерживает Мефистофель). Тщательная работа Толстого над завязкой «Анны Карениной» также красноречиво свидетельствует о том, что гибель Анны под колесами поезда не была для него неожиданностью. Тем более обходятся без непредусмотренных сюрпризов авторы произведений детективного жанра, обычно с развязки свое повествование и начинающие. Блистательный пример использования детективной схемы в серьезнейшем художественном исследовании являют собой «Братья Карамазовы», в которых криминальная интрига в сопровождении неожиданных психологических перипетий закручена столь лихо, что, читая роман не в первый раз, теряешься в догадках, кто же на самом деле был убийцей.

Другие писатели долго и мучительно ищут художественно мотивированную, полную, смелую и в то же время типичную, не противоречащую логике жизни развязку произведения не до творческого акта, а на всем его протяжении. Весьма показательна в этом смысле развязка «Евгения Онегина». Пушкин проявил настоящую художественную дерзость, оборвав поэтическое повествование самым что ни на есть прозаическим образом: героя, стоящего на коленях после любовного объяснения с чужой женой, застает ее муж! Мог ли Пушкин, последовательно и уже вполне осознанно утверждавший принципы нового реалистического художественного мышления, найти аргументы более убедительные!

Впрочем, иной раз в поисках оптимальной, жизненно и художественно достоверной развязки в литературе писатель может попасть в идеологическую или конъюнктурную западню. Тогда ему волей-неволей приходится прибегать к экстраординарным мерам, чаще всего к помощи пресловутого "бога с машины". Так поступил Лопе де Вега в "Овечьем источнике" ("Фуэнте Овехуна"), разрубив гордиев узел неразрешимых противоречий явлением королевского посланника, огласившего «соломоново решение» в пользу жителей, восставших против алькальда, точно так же поступил Мольер в "Тартюфе", наказав королевской волей бессовестного лицемера.

Конечно, далеко не всегда писательские мучения приводят к равноприемлемому, всех удовлетворяющему результату. Развязки в литературе, полученные компромиссным путем, в большинстве случаев не удовлетворяют всех, в том числе и самого автора. "Мне тоже не нравится конец, — заявил автор «Двенадцати» Александр Блок. — Но, к сожалению... Христос".

История литературы знает немало случаев полной писательской беспринципности по отношению к судьбам героев (Илья Ильф и Евгений Петров, прежде чем "умертвить" Остапа Бендера, бросили жребий: выпала бумажка с черепом) и настоящего писательского деспотизма, а иной раз и небезопасной стойкости в отстаивании своего абсолютного непререкаемого права на окончательное и бесповоротное решение. Когда во второй части "Поднятой целины" почти все главные герои романа — коммунисты — погибли, критика предъявила Шолохову тяжкие обвинения в пессимизме, в неких далеко идущих намеках на нежизнеспособность самой коммунистической идеи, писатель мужественно остался верен каноническому тексту.

Как правило, финал и развязка совпадают, и тем знаменательнее случаи их раздельного существования. Финал, завершающий произведение после уже состоявшейся развязки или заменяющий ее, если она значимо отсутствует, можно сравнить с ударом молотка после того, как гвоздь уже заколочен (так сказать, для пущего эффекта). В чеховском «Вишнёвом саде» развязкой служат продажа и вырубка вишневого сада, тогда как финальный аккорд приходится на символическую сцену смерти всеми забытого и покинутого Фирса. Трагическая развязка «Тихого Дона» — эпизод смерти и похорон Аксиньи уравновешивается дающим проблеск надежды финалом, отмеченным фигурой Григория, стоящего у порога родного дома с сыном на руках.

Произведения с открытым финалом обходятся без развязки. Но ее отсутствие не абсолютно и не бесцельно — оно активно работает на идею, дополняя и уточняя ее. Русская литература, сравнительно с западной, отличается приверженностью к открытым финалам. Нет ярко выраженной развязки в таких великих творениях, как «Война и мир», «Воскресение» Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (и не потому, кстати, что произведение осталось неоконченным), «Преступлении и наказании» Достоевского. Тем более продуманным и эффектным финалом завершается каждое из них.

РАЗВЯЗКА


РАЗВЯЗКА - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.
Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.
Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.
Р.античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.
Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».
Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.
Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.
Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.
Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография:
Драма.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Развя́зка

элемент сюжета , в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображённые в произведении. Как правило, развязка даётся в конце произведения, но в тех случаях, когда внешнее действие играет второстепенную роль, она переносится в середину и даже в начало повествования: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова , «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого , «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина , «Смерть героя» Р. Олдингтона . Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира , «Гроза» А. Н. Островского , «Анна Каренина» Л. Н. Толстого ) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина , «Лес» А. Н. Островского , «Собачье сердце» М. А. Булгакова ). Она может быть неожиданной или мотивированной всем ходом развития действия, правдоподобной или нарочито искусственной и условной: «Тартюф» Мольера , «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта , «Роковые яйца» М. А. Булгакова. В соответствии с авторским замыслом многие произведения лишены развязки и имеют так называемый открытый финал: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина , «Дар» В. В. Набокова .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯ́ЗКА, -и, ж.

2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких-н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая, неожиданная, трагическая р.

3. Дорожное сооружение разветвление для распределения потоков транспорта (спец. ). Транспортная р.

Что такое РАЗВЯЗКА , РАЗВЯЗКА это, значение слова РАЗВЯЗКА , происхождение (этимология) РАЗВЯЗКА , синонимы к РАЗВЯЗКА , парадигма (формы слова) РАЗВЯЗКА в других словарях

Парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА

развязка

развя́зка,

развя́зки,

развя́зки,

развя́зок,

развя́зке,

развя́зкам,

развя́зку,

развя́зки,

развя́зкой,

развя́зкою,

развя́зками,

развя́зке,

развя́зках

+ РАЗВЯЗКА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое РАЗВЯЗКА

развязка

развя ́зка

1. ж.

1) Действие по знач. глаг.: развязать , развязаться.

2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства.

2. ж.

1) Конец драматического действия в драме.

2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.

+ РАЗВЯЗКА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА

компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале - «Гадюка» А. Н. Толстого, или отсутствует вовсе - «Дама с собачкой» А. П. Чехова).

Синонимы к РАЗВЯЗКА - Словарь русских синонимов

РАЗВЯЗКА синонимы

развязка

Синонимы:

конец, заключение, окончание, результат, следствие, завершение, финал; эпилог, концовка, расчленение, финиш, заключительный аккорд, исход, развязывание. Ant. начало

+ РАЗВЯЗКА - Малый академический словарь русского языка

что такое РАЗВЯЗКА

развязка

И, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж.

Действие по глаг. развязать -развязывать (в 1 знач. ).

Развязка мешков. Развязка узлов.

Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л.; противоп. завязка.

Неожиданная развязка. Трагическая развязка.

{Дефорж} выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Пушкин, Дубровский.

Нам все надоело и скорее хотелось той или иной развязки. Новиков-Прибой, Цусима.

|| Лит.

Эпизод, заключающий, завершающий развитие сюжета художественного произведения.

Развязка романа.

{Четвертый любитель искусств:} Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь, Театральный разъезд.

3. Прост. устар.

Непринужденное, свободное поведение, обращение.

{Гаврило:} Об чем, милый друг, разговаривать? {Вася:} Об чем хочешь, только чтоб вольность в тебе была, развязка. А. Островский, Горячее сердце.

- Вы и командуйте всем. Чтобы было весело, чтобы ходуном ходило все… Выпьем еще по одной для развязки! М. Горький, Тоска.

4. Спец.

Беспрепятственное движение транспорта на магистрали, а также сооружение на дорогах для такого движения.

Обеспечить транспортную развязку.

Немцы усиленно бомбили железнодорожные перегоны ---. Особенно доставалось железнодорожной развязке в районе Кириши. А. Л. Новиков, В небе Ленинграда.