Стедика́м , Стэдика́м (англ. Steadicam ;) - носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора . Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen ), полное торговое название системы - Tiffen Steadicam . Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры .

Оператор «Steadicam» с ассистентом во время телетрансляции футбольного матча

История

Партия «Стедикамов» всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект . Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система - «Иди и смотри » Элема Климова . В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм «Русский ковчег », изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем . При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова «Человек войны» использовалась система «Стедикам», изготовленная российской фирмой «Пультекс» . Из российских фильмов, снятых с применением «Стедикам», можно также назвать картины «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников », «9 рота », «Трудно быть богом » . Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов «Старые песни о главном 2» и «Старые песни о главном 3 » .

Видео по теме

Конструкция

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на «Стедикам»

Конструкция оригинального «Стедикам», так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы (англ. Spring Arm ) называемой «пантографом» или «рукой», и вертикальной штанги (англ. Post ), крепящейся к стреле через карданный шарнир . Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой . Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами , удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены . Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце - внизу - противовес (англ. Sled Module ), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра , являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стедикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром . Самые первые системы «Стедикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля , закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения .

Главный стабилизирующий эффект «Стедикам» заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора . При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком , избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора . Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой .

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов . Некоторые производители «Стедикамов» специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2-5 кг.

Облегчённые версии «Стедикам»

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии . Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего - ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam , Flycam , Stabicam , PR-Line ST-2 , "Merlin", "Hague" и другие. Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные «настоящим» . Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов . Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства «Tiffen Smoothie» для камерафонов и экшен-камер .

Принцип действия всех этих устройств - изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса - основан, как и у настоящего «Стедикама» на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. «Рука» в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её «обвеса» индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5-3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь.

Альтернативные способы стабилизации

Параллельно с системой «Стедикам» разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором , позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств . Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении . Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам , использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы , поскольку необходим их существенный «запас», зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний . По этому параметру система «Стедикам» не имеет конкурентов.

Использование

Облегчённый ручной «Стедикам» для лёгких видеокамер

В современном кинематографе «Стедикам» хотя бы однократно применяется практически во всех фильмах. В телевизионном производстве эта система также стала неотъемлемой частью, особенно при организации трансляций спортивных соревнований или музыкальных шоу. Система используется в кино-, видеосъёмках и телетрансляциях, так как это наиболее простой способ получить изображение с подвижной камеры без тряски. В отличие от операторской тележки и крана, «Стедикам» более мобилен, однако не вытеснил их полностью и часто используется совместно при многокамерной съёмке . Иногда «Стедикам» используется с лёгкой операторской тележкой, не требующей прокладки рельсов, а в последнее время при съёмке спортивных мероприятий оператор «Стедикам» перемещается при помощи сегвея . В этом случае неизбежные колебания при езде демпфируются системой.

«Стедикам» наиболее удобен, когда любая другая техника для перемещения камеры неприменима по причинам недостаточной жёсткости или грузоподъёмности опоры, и в случаях, когда диапазон перемещения камеры невозможно определить заранее. Наилучшим образом система подходит для следующих ситуаций :

  • съёмка объектов, перемещающихся непредсказуемым образом;
  • сложные пространственные перемещения камеры по коридорам, лестницам, вокруг персонажей, через проходы и т. п.;
  • съёмка на пересечённой местности;
  • пересечение порога или движение по ступеням лестницы;
  • съёмка сцен, в которых движение камеры несёт эмоциональную нагрузку;
  • в случае необходимости изоляции камеры от вибраций, например, транспортного средства;
  • съёмка с вертолёта, в том числе длиннофокусным объективом, эффектные сцены в фильмах о природе;
  • для имитации «неустойчивости» окружающего пространства;
  • съёмка движения персонажа «субъективной камерой»;
  • съёмка коротких статичных планов, когда основной организационный фактор - быстрота перестановки камеры с точки на точку;

«Стедикам» практически неприемлем в следующих случаях:

  • съёмка длиннофокусным объективом долгих статичных планов (исключение - устройства оснащённые гироскопной платформой);
  • съёмка очень резких движений из-за угрозы падения оператора;
  • перемещение по скользким поверхностям;
  • при сильном порывистом ветре на натурной площадке;

Оператор «Стедикам»

См. также

  • Steadyshot - система, обеспечивающая стабилизацию части объектива фото- или видеокамеры

Примечания

  1. , с. 143.
  2. , с. 10.
  3. Garrett Brown (англ.) . Персональный сайт Гарретта Брауна. Проверено 22 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  4. Ariston Anderson. Тестовые ролики прототипа «Стедикам» (англ.) . Steadicam Inventor Reveals the "Impossible Shots" That Changed Filmmaking Forever . The Hollywood reporter (14 August 2014). Проверено 26 августа 2014.
  5. , с. 9.
  6. В танце со штативом (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2011. - № 1 . Архивировано 2 января 2012 года.
  7. , с. 11.
  8. Р. Келли. Стабилизирующая система Игоря Черныха (рус.) // «Мир техники кино»: журнал. - 2006. - № 1 . - С. 35 . - ISSN 1991-3400 .
  9. Dmitry Silyanov. Sovscope 70 - 70mm Films in USSR (англ.) . Widescreen . In70mm (23 December 2014). Проверено 26 июня 2015.
  10. , с. 145.
  11. Елена Ермакова. Стедикам как образ мышления (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2006. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  12. Павел Орлов. Как это снято: «Иди и смотри» (рус.) . «Tvkinoradio» (28 июня 2015). Проверено 10 января 2018.
  13. Сергей Афандеев, Андрей Мигачев, Александр Раевский, Роберт Филатов. 35 килограммов удовольствия (рус.) // «625»: журнал. - 2004. - № 9 . - ISSN 0869-7914 . Архивировано 15 марта 2014 года.
  14. , с. 144.
  15. Тимур Мусаев. Системы стабилизации движения и радиоконтроль параметров объектива (рус.) . Каталог «Техника кино» . Broadcasting.Ru (2006). Проверено 9 декабря 2012.

Мы все пробовали снимать видео на смартфон: изображение прыгает и трясется, стоит немного пошевелиться. А вот путешественники с YouTube выкладывают видео из походов, снятые обычным телефоном, и у них все выглядит плавно и ровно — как так? Секрет прост: скорее всего они используют для съемки видео ручной стабилизатор.

О чем речь?

Речь идет об устройстве, которое называется электронным ручным стабилизатором для смартфона, или коротко — стедикамом (по аналогии со Steadycam, знаменитой профессиональной системой стабилизиции положения видеокамер, которая с 70-х годов используется в кино и на телевидении).

На Западе это же устройство называют карданным подвесом для смартфона (smartphone gimbal). Выглядит оно, собственно, вот так, чем-то напоминая известную всем селфи-палку:

Но, разумеется, стедикам куда сложнее селфи-палки — и конструкционно, и по возможностям, которые он дает.

Как устроен стабилизатор для смартфона?

Стедикам для смартфона состоит из ручки и прикрепленной к ней подвижной рамки на нескольких шарнирах, которые приводятся в движение электромоторами. В рамку вставляется смартфон и закрепляется в горизонтальном положении. Его положение фиксируется несколькими датчиками-гироскопами.

За счет взаимодействия всех деталей конструкции рамка со смартфоном может вращаться в разные стороны без передачи вращения всей системе. Таким образом, движение смартфона зависит не от вашей руки, а от вращения рамки. Направление вращения может быть запрограммированным или динамическим, в зависимости от перемещений оператора.

Это позволяет снимать видео, поворачивая камеру в разные стороны, но при этом поворот будет ровным, без тряски и резких изменений изображения. Готовое видео будет выглядеть примерно так — что называется, почувствуйте разницу:

Это видео снято при помощи смартфона Asus ZenFone 5 на стедикаме.

Что умеет стедикам?

Основная функция устройства, как уже сказано, удерживать смартфон от тряски при видеосъемке. Полный список возможностей стандартного электронного стедикама гораздо шире, к примеру:

  • Автоматический поворот смартфона при съемке из горизонтального положения в вертикальное и обратно;
  • Подключение к смартфону по Bluetooth: благодаря этому можно удобно управлять съемкой видео и фото при помощи кнопок на ручке стедикама (пуск, пауза, стоп), а также калибровать сам стабилизатор;
  • Возможность разпознавания лиц : некоторые стедикамы умеют следить за движениями человека и поворачивать смартфон так, чтобы лицо снимаемого всегда попадало в кадр;
  • Спецэффекты и разные виды съемки , например, эффект вертиго, или орбитальная съемка с видом от первого лица (POV);
  • Функция панорамной съемки и motion timelapse : камера смартфона делает серию снимков, при каждом из которых стабилизатор поворачивает устройство на небольшой угол, а затем эти снимки объединяются в панорамное фото или видеоролик. Посмотрите, как симпатично выглядит итоговый результат:

Кому пригодится стедикам для смартфона?

Разумеется, профессиональному оператору вряд ли придет в голову снимать видео на смартфон. Но это устройство отлично дополняет арсенал видеооператоров-любителей. К примеру, оно будет по-своему полезно:

  • Журналистам, чтобы давать хороший обзор с места событий;
  • Любителям активного отдыха и путешествий — чтобы снимать красивые пейзажи;
  • Видеоблоггерам, которые ведут съемку в поле, а не на студии;
  • Владельцам дронов. Многие стедикамы специально конструируются для съемки с воздуха.

Что можно купить в России?

На российский рынок стедикамы для телефонов активнее всего поставляет Китай. Это фирмы Feiyu, DJI, Zhiyun, MOZA, TILTA. Китайские стабилизаторы видео для смартфонов просты по конструкции и относительно недорого стоят.

Вот несколько классных моделей, которые стоят рекомендации:

Feiyu Vimble 2

Простейший стедикам с 18-сантиметровым встроенным моноподом, который будет удобен тем, кто привык обращаться с селфи-палкой. К нему прилагается тренога, с помощью которой его можно поставить на любую поверхность и оставить вращаться, снимая все, что его окружает. Хорошо подойдет для любителей пейзажной съемки на природе. Стоит около 8 тыс. рублей.

DJI Osmo Mobile 2

Умеет все, что мы написали выше, включая распознавание лиц и motion timelapse. Кроме, собственно, смартфона, в его рамке также можно закреплять фотокамеру и экшн-камеру GoPro, так что он пригодится и любителям экстрима, и фотографам, и спортсменам. Он подороже: около 12-13 тысяч, но зато очень надежен и многофункционален.

Zhiyun Smooth 4

Стедикам Smooth позволяет создавать настоящие кинематографические спецэффекты при помощи обычного телефона: таймлапс, ускоренная съемка, эффект движущегося заднего плана, вертиго и так далее. У него большое количество настроек фокуса и углов обзора, так что он придется по душе видеооператорам-любителям. При этом он относительно недорог: его можно найти за 9-10 тысяч рублей.

В последние годы из сферы кинопроизводства в любительское видео перешли системы стабилизации Steadicam, которые стали пользоваться немалой популярностью. Стабилизаторы, используемые в любительском кино, не оснащаются жилетами, поскольку работают с камерами весом до трех килограмм, благодаря чему видеографы могут использовать упрощенные и облегченные конструкции или прибегать к созданию стедикама для камеры своими руками. Системы типа Glidecam не только получили наибольшее распространение, но и чаще всего используются в качестве образца для создания самодельных стедикамов.

Для чего нужен стедикам

Плавное передвижение камеры в разных плоскостях обеспечивается системами стабилизации камеры - теми самыми стедикамами. Такое оборудование часто применяется при видео- и киносъемках. Особенно при съемках сериалов, поскольку данный способ позволяет без лишних затрат получить высококачественное изображение без тряски. Стедикамы, в отличие от операторских рельс, характеризуются большей мобильностью. Использование такой системы позволяет значительно сэкономить транспортные расходы и выплаты ассистентам и рабочим, сократив при этом время подготовки к съемкам и сам съемочный процесс.

Конструкция стедикама

Создание стедикама своими руками во многом возможно за счет простой конструкции оборудования: профессиональные модели систем состоят из надеваемого на оператора жилета, вертикальной стойки и пантографа. Нередко система оснащается дополнительным оборудованием: аккумуляторными батареями, просмотровым монитором, креплениями для вертолета и автомобиля, входящими в комплект стабилизатора.

Принцип работы системы стабилизации камеры

Стедикам функционирует на основе физического закона о сохранении энергии.

Во время движения оператора рычагу сообщаются резкие короткие толчки, которые полностью гасятся специальными пружинами-амортизаторами. Одновременно происходит полная компенсация вибраций, передаваемых от тела оператора к системе. Получается, что так называемая рука стабилизатора соединяет две движущиеся массы и колеблется между ними. По аналогии можно рассмотреть автомобиль, движущийся по неровной трассе на высокой скорости: благодаря силе инерции, кузов остается неподвижным, несмотря на то, что колеса ходят вверх и вниз. Амортизаторы машины в данном примере выполняют ту же роль, что и пружины руки стедикама.

Система стабилизации камеры соединена с пружиной руки, причем данное соединение оптимизируется посредством трехосевого гимбл-шарнира, который позволяет вращать стедикам вокруг двух осей и переворачивать его вверх ногами. Такие конструктивные возможности позволяют осуществлять в движении панорамирование съемки. Проще говоря, при использовании даже сделанного своими руками стедикама камера может одновременно вращаться, наклоняться и выполнять панорамирование. Дополнительный способ балансировки основывается на том же принципе, согласно которому эквилибристы удерживают равновесие. Если на поставленный строго вертикально шест закрепить камеру и противовес в нижней его части, то образуется конструкция с двумя силами и расположенным посередине между противовесом и камерой центром тяжести.

Практически в центре несущей стойки стедикама находятся три оси гимбл-шарнира. Силы тяжести противовеса (монитора, электронной части и аккумуляторной батареи) и камеры уравновешивают друг друга в точке крепления камеры.

При создании электронного стедикама своими руками гимбл, как и в заводских моделях систем стабилизации, желательно размещать несколько выше нейтральной точки между противовесом и камеры для утяжеления основания в сравнении с ее площадкой. Это позволяет системе сохранять равновесие по оси вертикали.

Эффект амортизации и стабилизации камеры создается не только пружиной руки, но и самим механизмом. При сдвижении центра тяжести камеры на стедикам можно добавить практически идентичный по весу противовес, поскольку под его действием начинает работать закон момента инерции массы. При этом не требуется, чтобы противовес и камера обладали аналогичным весом.

Больший вес камеры компенсируется по принципу рычага гимбл-шарниром, который может двигаться по несущей стойке вверх и вниз.

При создании чертежей стедикама своим руками и сборке всей конструкции необходимо иметь четкое представление о физических основах и принципах работы оборудования, дабы избежать ошибок при его настройке.

Комплектующие для сборки стедикама

  • Сантехнические трубы диаметром 20 мм в количестве трех штук, причем одна должна быть длиннее двух других.
  • Фитинг с диаметром отверстия 20 мм, выполненный в форме буквы Т.
  • Две гайки.
  • Винт.
  • Заглушки для труб аналогичного диаметра - 20 мм.
  • Фланец с отверстиями диаметром б20 мм.
  • Для фланца саморезы по древесине.
  • Скотч.
  • ПВХ-труба длиной 15 см и диаметром 25 мм.
  • Лакокрасочный материал черного цвета.

Создать своими руками стедикам для смартфона и тем более камеры без специального оборудования не получится. Можно арендовать необходимую технику либо обратиться к знакомым, располагающим необходимым инструментарием.

Необходимые инструменты и приборы

  • Ленточная пила.
  • Торцовочная пила.
  • Станок для шлифовки.

Как сделать стедикам своими руками: шаг первый

Основа системы стабилизации собирается их трех труб, прикручиваемых к фитилю. На расположенную перпендикулярно остальным трубу устанавливается заглушка, после чего к основанию стабилизатора крепится фланец.

Создание разъема для штатива: шаг второй

В оставшейся заглушке для труб высверливается отверстие диаметром 20 мм, в которое в дальнейшем будет закручен винт шляпкой внутрь. С обратной стороны винт крепится двумя гайками, одна из которых фиксирует сам винт, а вторая остается незакрепленной, поскольку будет фиксировать камеру. Заглушка закрепляется на трубе.

Держатель стабилизатора: шаг третий

От ПВХ-трубы отрезается кусок длиной 10-15 см, на котором ленточной пилой выполняется продольный разрез ровно посередине. С оставшимися обрезками трубы повторяется аналогичный процесс. В итоге на руках останутся четыре слегка загнутые пластины, три из которых понадобятся для дальнейшего создания стедикама своими руками. ПВХ-пластины обкатываются на шлифовальном станке для избавления от заусениц и стачивания углов.

Обрезки ПВХ-труб размещаются на полотне из скотча. Края скотча аккуратно обрезаются с трех сторон, в то время как четвертая полоса пригодится для крепления держателя к корпусу стабилизатора.

Четвертый шаг

Выполненному своими руками стедикаму из сантехнических труб необходимо придать привлекательный внешний вид. С этой целью самодельную систему стабилизации покрывают лакокрасочными материалами, к примеру, черной краской. Перед окрашиванием обязательно снимаются винт для штатива и держать стедикама. Фланец прикручивается к деревянному брусу, что позволяет закрепить у основания стабилизатора груз.

Подготовка к съемке: пятый шаг

Самодельный стедикам позволяет компенсировать перепады высоты в горизонтальной плоскости, однако абсолютно бессилен при направлении камеры вверх-вниз. Для устранения такого нюанса к деревянному основанию крепится груз с целью балансировки веса.

Особенности стедикама

Оператор при использовании системы стабилизации практически не притрагивается к камере, поскольку она находится на большом расстоянии от центра тяжести. Стедикам позволяет сократить передвижения видеографа в пространстве.

Рука выполненного своими руками стедикама для телефона сгибается и идеально повторяет движения руки оператора. Нежелательные колебания со стороны видеографа полностью гасятся шарнирами. Механическое соединение с рукой осуществляется посредством жилета оператора, помимо этого, вес консоли равномерно распределяется и направляется на ноги.

Корректная балансировка всех осей - продольной и поперечной - обеспечивает надежную и качественную работу со стедикамом. Специалисты с многолетним опытом съемок рекомендуют для ускорения процесса балансировки размещать одну руку на узле, а саму систему держать строго вертикально.

Распределение веса между низом и верхом стедикама не играет особой роли: видеографы и операторы, как правило, пробуют сразу несколько настроек для определения наиболее подходящего параметра. Зачастую настройки распределения веса на систему стабилизации приходится менять во время съемок для получения качественных кадров.

Система стабилизации камеры (стедикам) - незаменимое для видеографа и оператора оборудование, позволяющее снимать качественное видео без тряски кадра.

Steadicam (Стедикам) - это система стабилизации, функция которой заключается в том, чтобы изолировать камеру от резких движений оператора (вибрация при ходьбе или беге). При этом система повторяет все движения оператора. Поэтому оператор должен контролировать свои движения, придавая плавность движениям камеры и сохраняя необходимую траекторию предполагаемой съемки. Только после освоения необходимых навыков можно добиться хороших результатов съемки со Стедикамом (Steadicam).

Основные типы движения камеры — пространственное и вращательное. Стедикам (Steadicam) создан для того, чтобы устранить их или сократить до минимума. Пространственное движение камеры — это перемещение камеры в пространстве. Вращательное движение — это наклоны и повороты камеры.

Начнем с того, что любое движение оператора с камерой - намеренное или случайное - делается вне центра тяжести (или сопротивления) самой камеры. И если вектор силы не проходит через этот центр (а чтобы направить его туда, оператор должен обладать невероятным талантом), камера будет совершать нежелательные пространственные или вращательные движения.

Добавляем к камере жесткую штангу и противовес на другом конце штанги. Теперь конструкция обладает большей массой и значительно большей инерцией по оси противовеса камеры. Кроме того, центр тяжести объекта теперь вне камеры, и оператор может до него дотронуться. Такая конструкция более устойчива к вращательным движениям в двух измерениях: наклонам и поворотам. Помимо этого, оператор, прикасаясь к объекту или поднимая его, взявшись за новый центр тяжести, не вызывает такого вращения объекта, как раньше. Более тяжелое устройство более устойчиво к пространственным колебаниям.
Если к камере добавить два противовеса, разнесенные в разные стороны, то конструкция будет более устойчива к колебаниям во всех трех измерениях. Третье измерение — это поворот по горизонтали. Второй компонент, который используется в устройстве Стедикам — это трехосный шарнирный узел около центра тяжести, необходимый, чтобы изолировать угол силы подъема от объекта. Обычно, чтобы направить камеру, требуется легкое прикосновение, а чтобы ее поднять — нужно приложить немалое усилие. Благодаря шарнирному узлу это усилие никак не сказывается на угле поворота камеры.
В-третьих, оператор больше не касается камеры — в такой конструкции она находится на значительном расстоянии от центра тяжести.В-четвертых, система, которая состоит из механической «руки» и жилета, сокращает нежелательные пространственные движения оператора, например, движения вверх и вниз при ходьбе или даже дыхании. Пружины, входящие в конструкцию «руки», с одной стороны, несут нагрузку, а с другой, изолируют консоль от вертикальных движений оператора. Помимо этого, с ее помощью вес проще нести. В отличие от других способов переносить груз, при работе со Стедикамом (Steadicam) оператору не приходится все время приподнимать всю эту конструкцию и ловить ее на каждом шагу, когда она начинает падать.
Благодаря шарнирам «рука» может сгибаться и повторять движения руки и плеча оператора. Шарниры помогают изолировать кадр от нежелательных колебаний оператора. Жилет оператора обеспечивает механическое соединение с «рукой», кроме того, он распределяет вес консоли и направляет его на ноги.
Благодаря распределенной массе, шарнирному узлу, жилету и механической «руке» камера остается неподвижной или двигается плавно, без нежелательных вращательных и пространственных движений. Однако, система не автоматическая, и искусство оператора играет очень большую роль в съемке с помощью Стедикама
(Steadicam) .

Несколько правил по работе со Стедикамом (Steadicam) :

1) Полезно знать принципы работы системы Стедикам (Steadicam) .
2) Вы должны научиться правильно ходить и стоять.
3) Подрегулировать жилет по фигуре оператора и настроить «руку» натяжением пружины, чтобы она могла нести определенную нагрузку.
4) Оператор с системой Стедикам (Steadicam) должен находиться в равновесии.
5) С каждым разом вы будете находить для себя что-то новое.
Вот несколько проблем, с которыми часто сталкиваются начинающие:
1) Для того чтобы отстраниться от консоли, оператор прогибается в талии вместо того, чтобы просто отодвинуть консоль от себя. Стойте прямо!
2) Оператор двигается, как утка. А должен - как танцор. Оператор идет, как будто в руке у него переносная камера. Танцуйте! Точность. Ритм. Цель. Осанка. Равновесие.
3) Оператор принимает позу борца сумо (стоит на широко расставленных ногах), когда камера не двигается. Когда останавливаетесь, постарайтесь перенести вес тела на одну ногу, тогда вы сможете сразу начать двигаться в любом направлении.
4) Еще хуже, если оператор переносит вес тела, пытаясь получить в этот момент неподвижную картинку. Не получится. Вы двигаетесь, и двигается камера, Правильная последовательность движений такова: камера двигается — оператор двигается, оператор останавливается — камера останавливается.
5) Левая рука (управляющая) задевает штангу, из-за чего консоль дрожит и дергается. Кроме того, левая рука может приподнимать и опускать консоль, уменьшая ее изоляцию и усиливая неустойчивость.
6) Правая рука (опорная) бессознательно поднимает камеру, особенно при начале и при остановке съемки. Помимо «ныряющих» кадров, теряются изоляция и плавность, которые обеспечивает «рука».
7) Часто пальцы правой руки (опять же бессознательно) пересекают шарнирный узел, дотрагиваясь до вилки. Из-за этого консоль дергается и отклоняется.
8) Оператор наклоняется и со всех сторон пытается посмотреть на кадр. Расслабьтесь. Нет никакой необходимости видеть экран все время, а Стедикам (Steadicam) остается в том положении, в котором вы ее оставили, прежде чем отвернуться.

После всех этих предупреждений, удивительно, как кто-нибудь вообще не боится начинать. Нужно время, чтобы разобраться со всеми проблемами и ответить на все вопросы. Вас никто не заставляет делать все и сразу.

Оператор Стедикам (Steadicam) должен не только выбирать кадр и удерживать оборудование в равновесии, он должен также ориентироваться на местности.

1) Запомните траекторию съемки, пройдя по ней.
2) Отрепетируйте свое перемещение без консоли, но по тому же пути, который вы прошли бы, снимая.
3) Потом пройдите этот путь с одетой консолью.
4) Отрепетируйте все малейшие движения. Например, встаньте в узкий дверной проход и оглянитесь. Вы должны понять, где вам надо быть, чтобы пройти через дверь.
5) Отойдите на два шага назад и вернитесь к двери.
6) Повторяйте это, пока вы это твердо не запомните.
7) Переходите к следующему сложному элементу и отрепетируйте его в мельчайших деталях.

Не секрет, что на ноги оператора Cтедикама (Steadicam) приходится двойная нагрузка, и от выбора обуви зависит здоровье.

1) Обувь должна быть удобной. Звучит банально, но у каждого человека своя форма ноги, и выбрать подходящую «колодку» порой непросто. Надев ботинок, попробуйте прыгнуть на пятку. Кроссовки, предназначенные для бега, имеют внутри пяточной части эластичные вставки, что хорошо. Однако это увеличивает высоту подошвы.
2) Подошва должна быть максимально низкой. Это уменьшает эластичность, но предохраняет вас от серьезных травм при подвороте ступни. Отсюда следующее правило.
3) Желательна фиксация голеностопа. Высокая обувь менее травмоопасна. Поэтому у солдат и альпинистов высокие ботинки. Но нельзя переусердствовать. При медленных и точных движениях вам будет неудобно.
4) Обувь не должна скользить. На относительно гладкой подошве вам тяжело придется на земле после дождя и при гололеде. Зимой всегда возите с собой бытовые «кошки», очень помогают, но создают проблемы для чистого звука - цокают!
5) Подошва не должна оставлять «следов». В музейных интерьерах вас заставят надеть неприемлемые бахилы. Идеально иметь пару ботинок «на манной каше», т.е. со светлой подошвой. Требуйте главного хранителя музея и докажите ей, что их трёхсотлетнему паркету ничего не будет!
6) После обеда поменяйте обувь! Звучит странно, однако, попробовав однажды, вы возьмете это за правило. Надев на уставшие ноги другие ботинки, вы почувствуете «второе дыхание». И брать их с собой будет не лень!
P.S. Становится ясно, что обуви, причем хорошей, должно быть немало. Что ж, придется потратиться.

Настройка Стедикама (Steadicam) (консоль) .

Необходимо сбалансировать консоль по трем осям: поперечной, продольной и сбалансированность верхней и нижней части. Сбалансируйте одну ось максимально точно, а потом займитесь другими осями. Возможно вам придется несколько раз возвращаться к одной и той же оси и уточнять настройки. Для равновесия верхней и нижней части, наклоните консоль так, чтобы она располагалась горизонтально. Возьмитесь крепко за консоль и ослабьте зажим шарнирного узла. Передвигайте узел, пока консоль не будут висеть горизонтально, — но не позволяйте консоли двигаться в горизонтальном положении при открытом зажиме. Подвиньте узел вверх к камере на расстояние приблизительно на 0,5 дюйма (1,2 см) и закрепите его. Отпустите консоль, пусть она качаются по вертикальной оси по инерции. Засеките время. Хорошее время — 2 секунды. Слегка поднимите или опустите узел, чтобы уменьшить или увеличить время. Очень важно: Закрепив камеру так, чтобы ее центр тяжести был на расстоянии 0,75 дюйма (1,9 см) позади центральной штанги, передвигайте аккумулятор либо балансирующие кольца ближе или дальше от штанги, чтобы сбалансировать консоль по продольной оси. Для более точной балансировки по продольной оси меняйте с помощью рычажков положение камеры на площадке для ее крепления. Для балансировки по поперечной оси, используйте рычаги на площадке для крепления камеры.

Полезные советы:

Проводя балансировку по продольной и по поперечной оси, передвиньте любой вес вверх, чтобы консоль висела вертикально. Для того чтобы быстро сбалансировать консоль для съемки с нижней точки, для начала делайте все как для съемки с верхней точки (камера в перевернутом положении), потом подвиньте шарнирный узел так, чтобы положение консоли было подходящим для съемки с нижней точки (камера в правильном положении).
Еще один очень полезный совет, который сэкономит вам много времени: Чтобы ускорить процесс балансировки по продольной и поперечной осям, всегда держите консоль вертикально и положите вашу управляющую руку на узел. Держите узел так, как вы бы держали его при съемке. Проводя балансировку по продольной и поперечной осям, держите консоль абсолютно вертикально.
Если консоль теряет равновесие, когда вы ее отпускаете, это значит, что она не сбалансирована, Если она сильно раскачивается, необходима большая корректировка. Если медленно — небольшая. Но всегда держите консоль управляющей рукой вертикально. Запомнили?

Поворачивайте регулирующие рычаги другой рукой, или же используйте передатчик. По мере того как вы будете приближаться к положению полного равновесия, корректировка будет все меньше и меньше, и усилия, которые вы прикладываете, чтобы удерживать консоль в вертикальном положении, будут сокращаться. Если ваша управляющая рука уже не испытывает никакого давления, консоль статически сбалансирована. Не слишком удачный вариант — дождаться, пока консоль перестанет качаться и остановится в каком-либо положении, которое, как вам теперь уже понятно, будет неправильным. Когда камера установлена, вы должны будете научиться настраивать статическое равновесие менее, чем за минуту.
Если нижняя часть Стедикама (Steadicam) тяжелее, чем верхняя (консоль быстро прекращает качаться), то консоль будет очень устойчива в вертикальном положении, если двигаться медленно и плавно. Это хорошо, если вы отдыхаете, но если вы двигаете камеру, то она начинает раскачиваться, как маятник, особенно если вы снимаете с транспортного средства, когда ускорение сильное или же длительное. Сложно также и наклонять камеру назад или вперед, если низ консоли значительно тяжелее верха.
Консоль с легкой нижней частью (консоль долго качается) упрощает наклоны камеры вперед и назад и при движении не раскачивается, как маятник, но получившиеся кадры могут оказаться кривыми из-за того, что оператор плохо чувствует «вертикальность» консоли. Правильное распределение веса между верхом и низом — это, пожалуй, дело вкуса. Экспериментируйте, чтобы понять, насколько вам подходит тот вариант, на котором вы пока остановились. В разных ситуациях вам могут потребоваться разные варианты распределения веса.
могут потребоваться разные варианты распределения веса.

Если у возникли вопросы, попробуйте воспользоваться поиском по интернету, либо

С самого начала кинопроизводства операторы искали и экспериментировали со способами перемещения камеры, увеличивали эмоциональное воздействие, передавали новую информацию аудитории, не прибегая к редактированию и, в общем, создавая более захватывающие и интересные кадры, привлекающие внимание аудитории. Еще в 1970-х годах использовались рельсы, по которым ездили тяжелые тележки и краны. В них перевозились два человека, управляющие массивной установкой весом не мене 20кг, по сравнению с которой современный цифровой зеркальный фотоаппарат или экшн камера размером со спичечный коробок выглядят, как космический корабль по сравнению с конной упряжкой.

Но все изменилось в 1970-х с изобретением стедикама (Steadicam). Он был изобретен Гарретом Брауном, оператором, который искал способы работать с тяжелой техникой без проблем. Стедикам включал жилет и руку, которая поддерживала бы камеру на карданной установке. Жилет удерживал бы руку, а она, в свою очередь, поддерживала устройство, передавая большую часть нагрузки от рук и плеч оператора на его корпус. Рука также изолировала технику от вибраций, позволяя оператору ходить, пока камера «плавала».

Еще одна грань успеха заключалась в том, что освободил камеру от плотного прикосновения к глазу оператора для кадрирования. Это позволяет увеличить диапазон движений, а используя внешний накамерный большого размера, можно более точно и тонко настроить фокусировку.

Возможность отвести взгляд от фотоаппарата позволяет использовать более продуманные, плавные движения. Это не значит, что смотреть в видоискатель не нужно вовсе. Существует много случаев, когда вы работаете с легкими зеркалками, тогда действительно полезно удерживать ее напротив вашей головы. А удобный использовать как опорную точку, как в случае с .

Тем не менее, в этой статье мы хотим охватить постоянно растущее множество стабилизирующих установок, которые вы можете использовать с чем угодно: как стабилизатор для телефона, смартфона, фотоаппарата, GoPro. К слову, вопросу выбора стабилизатора для телефона посвящен материал:

Выбираем систему: стедикам электронный или механический

Механический стабилизатор для камеры

При выборе стедикама возможность регулировки фотоаппарата на площадке «вперед-назад и «вправо-влево» становится очень важной для получения плавной съемки и возможности управления устройством.

Достигается это исключительно за счет добавления и настройки противовеса.Настройка вертикального баланса также чрезвычайно важна, и именно здесь на первое место выходят настройка вертикальной штанги и контрбаланса. Вообще говоря, с карданными установками утяжеляется снизу, поэтому зеркалка «хочет» оставаться в вертикальном положении. У каждого производителя есть свои рекомендации по настройке, видеообзоры, которым мы рекомендуем следовать, по крайней мере, до тех пор, пока вы не приобретете достаточно опыта, чтобы знать, когда следует отклоняться от рекомендуемой процедуры, в зависимости от поставленных задач. Помните, что независимо от того, какую систему вы выберете, чем больше времени вы проводите с ней и узнаете, как максимизировать ее производительность, тем лучше будут ваши результаты.

Что еще нужно учитывать, так это то, что чем тяжелее , тем больше и быстрее вы будете уставать от нее, но более легкие камеры по-прежнему имеют присущие проблемы. По крайней мере, у более тяжелой камеры, есть масса и инерция, которые помогают сохранять видео плавным, когда вы ее перемещаете. С более легкими моделями с течением времени становится все труднее стабилизировать или удерживать их, а управление дыханием становится невероятно важным, потому что даже малейший вдох при попытке сменить ракурс может привести к рывку, что непременно отобразится на готовом видео.

Самое большое преимущество механических систем стабилизации от моторизированных, это, помимо цены, полный контроль над процессом съемки. У вас гораздо больше контроля над тонкими движениями камеры. Если вы отслеживаете движущийся объект с помощью, и вы хотите, чтобы фотоаппарат слегка наклонялся на поворотах, чтобы подчеркнуть действие, вы можете сделать это очень легко. Попытка получить тот же эффект на электронном стабилизаторе будет очень сложной в реализации, если вообще реальной.

Недостатком такого типа управления является то, что немоторизованные системы несколько сложны в настройке и работе. Конечно, производителями предусмотрены многочисленные фото и видеоинструкции. Однако, настройка займет больше времени, также необходимо время для получения начальных навыков. Механический стабилизатор для камеры , как правило, требует большего взаимодействия с операторами, чем его электронные аналоги. Зато со временем вы сможете получать кадры, о которых даже не мечтали. В какой-то момент вы обнаружите, что стедикам стал вашей второй натурой.

Электронный стедикам

Его еще называют гироскопический стедикам , поскольку в конструкции используются 2 или три гироскопических датчика. Поэтому бывают 2-х и 3-х осевые гироскопические стабилизаторы.

Большим преимуществом электронного стабилизатора является то, что это достаточно сложное устройство изначально настроено и сбалансировано. Вы просто берете его и начинаете съемку. Чтобы привыкнуть к эксплуатации камеры на электронном стедикаме, не нужно много времени. Электронный стедикам все сделает за вас, вам просто нужно ходить и наводить камеру на объекты. Большинство моделей позволят настроить фотоаппарат с наклоном вверх или вниз, если вы хотите получить ракурс с высокой или нижней точки. Гироскопический стабилизатор будет поддерживать этот угол для вас. Единственным недостатком является то, что вы порой не можете отклоняться от этого угла во время съемки.

Еще одно преимущество электронного стабилизатора заключается в том, что вы не всегда должны присутствовать рядом с ним. Просто установите его на тележку или и пишите видео удаленно.

Самые большие недостатки гироскопических стабилизаторов, - это вес и стоимость. Некоторые из более крупных моделей, таких, как , могут быть очень тяжелыми после установки техники, поэтому проведение длительной съемки в день может быть сложной задачей. Что касается именно этой модели, то весит 2,3кг, прибавьте вес фотоаппарата 1-1,5кг, в сумме получится почти 4кг в руках. Данная модель предназначена для съемки кино и имеет потрясающий функционал. Цена соответствует уровню стедикама и ее сложно назвать доступной.

Другая модель, достойная внимания, это электронный стедикам . Предназначен для широкого круга любителей, владеющих системными камерами Sony A7, A7 II, Sony NEX , Panasonic GH5, Canon EOS M и другими. Впрочем, если ваша зеркалка «вложится» в вес 1600грамм, можете смело приобретать это устройство - оно точно подойдет. Цена на стедикам меньше в 2 раза, чем у DJI, но в 3 раза выше, чем у . Пока сохраняется такая ситуация, механические стедикамы будут востребованны. Однако тенденция такова, что будущее за автоматикой. Электронные стабилизаторы с каждым годом становятся все дешевле и дешевле, делать качественное видео по силам каждому, ведь для этого не требуется специальная подготовка.

Update: январь 2018г.

Представляем новинку, которая привлекла внимание специалистов на выставке CES 2018. Это гироскопический стабилизатор с потрясающим функционалом. В нем реализован режим POV с наклоном до 45 градусов, режим отслеживания объектов, режим ночной съемки и тайм-лэпс. Полный обзор читайте тут:

Помните, независимо от того, какой стедикам для фотоаппарата вы выбираете, следуйте инструкциям от производителя для достижения оптимального баланса и предотвращения износа вашего оборудования. Надеемся, вы нашли это руководство полезным, и теперь вам будет проще определиться с моделью стабилизатора из огромного множества, представленных в магазине Вточку. Следите за новинками в разделе , где найдете только актуальные продукты.