Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.

Охарактеризуем черты культурного человека .

    Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.

    Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.

    Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.

    Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.

    Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

    вежливость,

    воспитанность,

    тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживатьсязолотого правила нравственности , сформулированного И.Христом:Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания –всестороннее, гармоничное развитие личности , в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал , тоже несет он.

Культура - основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы. Образование - это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Всё это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?

Самая основная культура - это культура речи, поведения. Поэтому культурным называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение. Поведение - важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.

Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведёт себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру. Культурный человек своим поведением должен подавать примером остальным. Конечно, не каждого человека можно назвать культурным. Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе. Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком - это должно быть желанно и престижно.

Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.

Краткое сочинение

Быть культурным человеком - очень хорошо. Культурный человек никогда не говорит грубых и плохих слов, не обижает и не оскорбляет окружающих. Такой человек всегда ведёт себя прилично и скромно, не выходит за рамки положенного. Именно поэтому у культурных людей много приятелей, ведь рядом с ними приятно находиться.

Культура - это всё, что создал человек: книги, картины, памятники. И культурный человек обязан охранять всё это, ведь это - памятки истории нашей Родины, которые рассказывают о её прошлом и определяют будущее. Быть культурным и воспитанным человеком - честь, нужно стремиться им стать.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Кутузова и Наполеона в романе Война и мир Толстого сочинение

    Кутузов и Наполеон – два великих полководца, талантливейшие люди своего времени, сыгравшие огромную роль в истории человечества

  • Анализ рассказа Бунина Холодная осень 11 класс

    Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости

  • Сочинение по картине Новая планета Юона 8 класс

    В 1921 году Юоном была написана картина «Новая планета». Характер этой картины очень сильно отличается от его других работ. Родилось это полотно в переломный момент для России, во времена Великой Октябрьской революции.

  • Сочинение Пантелей Прокофьевич в романе Тихий Дон Шолохова образ и характеристика

    В сочинении мы поговорим о Пантелее Прокофьевиче из романа Шолохова «Тихий Дон». Семья, в которой он был настоящим хозяином.

  • Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали.

Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь — не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» — это быть самим собой, таким, каким подсказывают собственные убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.

Казаться — это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.

По-настоящему культурный человек живет по принципу «быть», как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается «казаться», в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный «авторитет», образ «умного и самого хорошего». Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу «быть», труднее в жизни, более того, с ними труднее жить и работать, ибо честность, объективность, смелые суждения, невзирая на … далеко не всем по вкусу. Куда проще соседствовать (в том числе и на работе) с недалеким подхалимом, двуличным трусом, имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует.

Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.

Воспитанный человек — это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в самом лучшем понимании этого слова.

Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс, и вот первая красавица или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью — и что же?

Вся прелесть пропадает — ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю — вот и все. Поэтому главное в красоте человека — обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты.

Обаятельный человек — обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет по принципу «быть», а не «казаться», его красота — в красоте его души.

Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются в наглом, бесстыдном поведении, откровенном презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом.

Придти к цинизму не так сложно: сначала — самовлюбленность, потом — самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее — просто безнравственность и ее апофеоз — цинизм.

Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека — это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку.

На чем же основывается поведение воспитанного человека?

Во-первых, на уважительном отношении к людям. воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства.

Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке — для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки.

В-третьих, воспитанный человек всегда постарается своим поведением, своими действиями обеспечить добрые взаимоотношения между коллегами. Однако по-настоящему честный человек не должен терпеть хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека.

Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.

Тактичность — одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто-либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости.

Очевидной бестактностью будет демонстративное проявление своей неприязни, но и бестактно будет на людях чрезмерно изливать свою симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно проявляется в подглядывании и подслушивании. Тактичный человек сделает вид, что он не заметил неловкость, поможет другому в трудном положении, никогда не будет злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь.

Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним.

Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость. Вежливый — значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого. Грубость — характеристика хама, грубость — проявление низменной самовлюбленности, желание унизить собеседника, несдержанности. Когда нечего сказать, нет разумных доводов, в дело вступают оскорбления, ругательства и неприличные выражения.

Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости, в собственной недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.

Культурный человек, будучи скромным и проявляя тактичность, обладает чувством собственного достоинства, высшим проявлением которого является понятие чести. «Честь имею» — так высшим образом оценивали в России уважающие себя люди. Для такого человека не приемлемы подлость и низкие поступки. собственная честь, честь любимой женщины, честь и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных условиях — выше и дороже самой жизни.

Воспитание в себе положительных качеств (а значит, сильной и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства.

Следует заметить, что религия закладывает в сознание людей чувство греха, обязанность творить добро и не допускать зла. Истинно верующий человек не может быть аморален во всех проявлениях жизни: в быту, на работе, среди других людей.

Перед высококультурным и воспитанным человеком всегда стоит проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него — нравственная проблема.

Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста — они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать себя и свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще больше, личность его разрушается не в меньшей мере, чем у опустившегося человека. Недаром многие гиганты человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств внизу социальной лестницы человек может сохранить свою личность и достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.

Древние римляне называли культурными тех, кто окружал себя достойными попутчиками среди вещей, людей и мыслей. Немецкий философ Гегель наделял культурного человека универсальными способностями, характерными для всех остальных. Что сегодня значит быть культурным человеком – в этой статье.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Такого человека нередко называют воспитанным и интеллигентным, ведь только такой может идеально вести себя в обществе с точки зрения общепринятых норм морали. Если он соблюдает этакий обывательский кодекс чести, то для общества в любой ситуации будет оставаться культурным человеком, а вот наедине с собой, то есть за «закрытыми дверями» может быть кем угодно – тираном, деспотом, маргиналом и пр. Выйдя за пределы своего жилища, у культурного человека должен автоматически включаться тумблер самоконтроля по соблюдению общепринятых ритуалов и правил . Если к данным характеристикам культурного человека прилагалось еще и хорошее образование, то в глазах окружающих он поднимался до уровня интеллигента. В принципе, другие требования к «культурному человеку» общество не предъявляло.

Как менялось понятие о культуре?

Однако, само понятие «культура» в ходе развития человечества претерпевало различные изменения. Сначала оно больше относилось к сельскохозяйственной науке, что находит отражение в трактовке толкового словаря Ушакова: «культурный человек» – человек «возделанный». С развитием мировой урбанизации и появлением «городской культуры» термин стали рассматривать в контексте передаваемой из поколения в поколение информации. Это и традиции, и обычаи, и социальные нормы, и правила, которые регулируют поведение живущих ныне и тех, кто придет после них. То есть к качествам культурного человека стали относить способность усваивать и анализировать большой объем информации, умение ее трактовать и выстраивать причинно-следственные связи.

История показывает, что многие выдающиеся личности были культурными людьми. Они обладали энциклопедическими знаниями, а их мастерство отличалось исключительным совершенством. К таковым несомненно можно отнести Леонардо да Винчи – великого художника, инженера и ученого. Возможно, именно в связи с этим появилось выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Сегодня возможности культурного человека необычайно выросли. Но основные характеристики базируются на тех же постулатах: знаниях, их объеме и глубине, умениях, их высокой квалификации и мастерстве, а также нравственном и эстетическом воспитании и самоконтроле.

Признаки культурного человека

  1. В первую очередь это внешние признаки. Культурный человек всегда следит за своим внешним видом. Он хорошо и по ситуации одет, грамотно говорит, соблюдает правила этикета и нормы поведения в обществе.
  2. К чертам характера такого человека относят вежливость, доброту, ответственность, искренность и великодушие, уверенность в себе и умение владеть своими эмоциями. Его отличает чувство меры и такта, толерантность, отсутствие хамства, сострадание и готовность прийти на помощь.
  3. Тем, кто интересуется, каким должен быть культурный человек, стоит ответить, что высокоразвитым, образованным и эрудированным. Он открыт ко всему новому и готов учиться и расти. Он умеет созидать и ценить прекрасное.
  4. Такой человек умеет работать в команде и готов сотрудничать с другими людьми. Он умеет жертвовать собой ради высоких целей.
  5. Предан Родине и ее культуре, чтит ее историю, народ и национальные традиции.

Таким образом, культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы поведения в цивилизованном обществе, но при этом остается

Измайлова Ксения (9а класс)

Сочинение "Что значит быть культурным человеком?" было представлено на Городском конкурсе сочинений, посвященном Дню культуры в 2014 году, и было отмечено дипломом 2-й степени.

В работе отражаются важные аспекты данной темы.Работу отличают самостоятельность мышления, образность,критичность.Чувчтвуется, что автор переживает за нынешнее состояние культуры в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что значит быть культурным человеком?

2014 год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом Культуры в России.

Культура является важнейшим фактором существования государственности, формирования общественного самосознания и гражданской идентичности.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, в соответствии с основополагающими моральными принципами.

А какова роль культуры в создании этого «образа»?

Для начала заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова.

КУЛЬТУРА - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК – находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.

Культура всегда была и остается показателем развития человечества, общества, отдельного лица. Человек, который принимает и использует во благо себе все достижения предыдущих поколений, все нормы поведения и наставления и является культурным. Такой человек не просто интересуется всем, что досталось ему в наследство от предков, он также берет на себя ответственность за свои поступки, которые должны соответствовать правилам, установленным в обществе. Кроме того, он и сам должен вносить вклад в развитие общества.

Понятие «культурный человек» для всех разное.

Для многих культурный человек-это образованный и воспитанный, всесторонне развитый человек, соблюдающий правила этикета, обладающий культурой речи, тактичный, вежливый, ответственный, имеющий богатый внутренний мир.

Для культурного человека, по-моему, нравственные, духовные ценности должны стоять на первом месте. К сожалению, несмотря на то, что сегодня человечество достигло значительных успехов, например, в техническом плане, мы живем в такое время, когда культурных и интеллигентных людей становится все меньше и меньше. С бескультурьем мы встречаемся почти каждый день. Автомобилист не пропустил пешехода на пешеходном перекрестке. Владелец собаки привел ее на детскую площадку, и та оставила свои экскременты. Пожилому человеку не уступили место в транспорте. Соседи по подъезду не здороваются. Кто-то оставил после себя, около мусоропровода, лужу. В общественных местах нередко слышишь ненормативную лексику.

Особенно удручает то, что ее все чаще используют в общении между собой школьники.

Не всегда уважительно относятся к женщине.

Поэтому проблема воспитания культуры поведения на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Для некоторых людей добиться материального благополучия стало главным смыслом жизни. Для них важен статус и то, какое впечатление они произведут на окружающих своим богатством. Только они забывают, что «не хлебом единым жив человек».

Культура - не привычка, это навык. Если у человека есть, например, навык читать (он закладывается еще в школе), то у него большие шансы стать культурным человеком.

Мне кажется, родители с раннего детства должны формировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу.

Культурный человек всегда уважает себя и окружающих, имеет чувство собственного достоинства.

Лично для меня культурный человек, в первую очередь,- это воспитанный, честный и порядочный человек. Можно иметь высшее образование, а в отношениях с людьми проявлять хамство, бескультурье. И наоборот, человек, не имеющий высшего образования, может обладать внутренней культурой, тактом, чуткостью, добротой. Такой, например, для меня являлась моя бабушка - Татьяна Алексеевна. Получить высшее образование ей помешали жизненные обстоятельства: послевоенная разруха, неустроенный быт, потери в семье. Несмотря на невзгоды, она всегда была внимательна к людям, помогала и словом, и делом. Она никогда не повышала голос. Была терпеливой и терпимой к чужим недостаткам. Если в ее присутствии человек допускал какую-нибудь оплошность, она и виду не подавала, что заметила ее, уважала человека, старалась поддержать его в трудную минуту, посочувствовать.

В ее доме всегда было чисто, уютно и скромно. На видном месте стояли книги. Она любила говорить: «Интеллигентным человека могут сделать только хорошие книги». Для нее «интеллигентность» и «культурность» были слова - синонимы.

Культурный человек должен постоянно стремиться к совершенству и заниматься самообразованием. Выставки и музеи, театры и библиотеки - это главные атрибуты культурного человека

Быть культурным и цивилизованным человеком, на мой взгляд, не так уж сложно. Нужно как можно чаще обращать внимание на своё поведение, непрерывно работать над собой, постоянно проверять себя судом своей совести, стремиться становится лучше, не пасовать перед трудностями и неудачами. Понимать, что воспитанный человек – это личность, которая способна вести диалог, слушать и слышать своего собеседника, а это самое главное. Интеллигентные люди всегда находят компромиссы, общие точки соприкосновения, но никогда не позволят себе грубости по отношению к оппоненту.

Критерии культуры личности – гуманность, добросовестность во всем, что делаешь, уважение старших, любовь к Родине и природе, профессиональное мастерство, презрение к праздности, не расхождение слова и дела, умение видеть окружающую красоту, сохранять и преумножать ее, стремление жить и «творить по законам красоты».

Культура – это радость и искусство общения, требующие постоянного доброжелательного внимания к людям, доверия и терпения по отношению к ним, справедливости и сердечности, бережности и щепетильности, уступчивости в мелочах.

Надо помнить: ничто не проходит бесследно, а сохраняется в памяти человека и людей, его окружающих. И благородные поступки, и плохие не исчезают, они шлейфом тянутся за нами по жизни.

Быть культурным для меня - это значит ежедневно своим поведением, поступками и делами доказывать окружающим, что жизнь человека может быть прекрасной.