Список популярных и знаковых работ знаменитого испанского мастера.

Картины Веласкеса

Диего Веласкес (1599–1660) - испанский художник, считающийся одной из главных фигур испанского золотого века. Большинство работ Веласкес создал при дворе испанского короля Филиппа IV, а в 19-ом веке его известность распространилась за пределами Испании, а полотна художника стали образцом для подражания многим реалистам и импрессионистам. С того времени мастер считается влиятельной и значимой персоной для всего европейского искусства.

Триумф Вакха (1629)

Известная под названием «Пьяницы», картина изображает римского бога урожая, винограда и виноделия Вакха, в окружении нетрезвых мужчин. Композиционно работу можно разделить на две части. Слева расположена светящаяся фигура Вакха в расслабленной, но доминирующей позе. Справа, на испанский манер, изображена группа пьяниц.

Кузница Вулкана (1630)

Эта картина демонстрирует античный мифологический сюжет, в котором бог Аполлон посещает Вулкана, создающего оружие для бога войны. Аполлон сообщает Вулкану о неверности его жены. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.

Старуха, жарящая яйца (1618)

В период раннего творчества Веласкес был известен своими забавными жанровыми сценами. Среди лучших картин этого периода можно назвать изображение пожилой женщины, готовящей блюдо из яиц. Автор использовал сильные контрасты между светлыми и темными фрагментами наполненной рядом деталей композиции.

Христос на кресте (1632)

Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Самая известная религиозная работа мастера вдохновила множество литераторов, в том числе, Мигеля де Унамуно - на создание «Христа Веласкеса».

Портрет Инфанты Маргариты (1659)

Эта работа - один из нескольких портретов дочери Филиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Также художник создавал и другие картины с изображением королевских детей, но наиболее известной является именно эта работа.

Пряхи (1657)

Считается, что данная работа изображает греко-римский мифологический сюжет, согласно которому невероятно талантливая ткачиха Арахна оскорбила Афину своей красотой и самоуверенностью. Согласно мифу, что Зевс превратил девушку в паука.

Сдача Бреды (1634)

Работа демонстрирует обмен ключами, имевший место быть через три дня после сдачи голландского города Бреда. Картина входила в серию из двенадцати картин с батальными сценами, заказанную Филиппом для Зала Королевств в Буэн-Ретиро (Мадрид). Веласкес выбрал сюжет для иллюстрации, показывающий гуманные события на фоне последствий войны.

Венера с зеркалом (1649–1650)

Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Кокетливость героини достигается благодаря богатой цветовой палитре и теплым тонам, придающим картине оттенок эротичности.

Портрет Иннокентия X (1650)

Во время поездки в Италию Веласкес предложил папе создать его портрет. Но согласие было получено не сразу, так как папа хотел удостовериться в опытности и навыках мастера. Убедить его помог художник Хуан де Пареха, после чего Веласкес принялся за работу. Тем не менее, художник изобразил Иннокентия в беспощадно правдивой манере, что изначально многих пугало. Однако папа остался доволен и, согласно легенде, сказал: «Все слишком верно!».

Менины (1656)

Один из самых знаменитых портретов мастера изображает пятилетнюю Маргариту Терезу, ее служанок и фрейлин, телохранителей, карликов и собак. Слева можно видеть автопортрет художника с кистью. И по сей день «Менины» являются одной из самых анализируемых и популярных картин западного искусства.

Известные картины Диего Веласкеса обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался, и будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе. Звание мастера он получил в 1617 году. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня). В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры.

В 1618 году Диего Веласкес женится на дочери Ф.Пачеко Хуане Миранде.

В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Отсюда появилось большое количество завистников. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. В это период появляются такие работы как "Шут Калаба-Сильяс", "Граф Оливарес", "Вакх ", "Кузница Вулкана ". В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.

После отъезда Рубенса Веласкес попросил разрешения у короля посетить Италию. В 1629 году он отправился в путешествие, которе закончиось в январе 1931 года. После возвращения появляется очень сильная работа "Сдача Бреды ". Потом он пишет пейзажи виллы Медичи и Прадо, причем работает он в стиле плэнер, пишет портреты семьи короля.

Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью.
1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Примеры работ: "Эль Примо", "Менипп ", "Барбаросса". Картина "Венера с зеркалом " стала одним из величайших произведениий испанской живописи.
В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Она была очень успешна. Там его избрали членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. В Риме он создает шедевр - портрет римского папы Иннокентия X . Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность.
1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. Рисует он опять же портреты. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская, инфанта Маргарита , инфант Филипп Просперо). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.

В 1657 году появляются одни из самых главных творений Веласкеса - картины "Менины " и "Пряхи ". В "Мениных" отображен эпизод придворной жизни. Это достаточно многоплановая по смысловому значению работа. Обе картины написаны без эскизов, Веласкес работал сразу непоседственно на холсте. Богатство изображено во всех проявлениях.

В 1652 году произошло назначение Веласкеса королевским обер-гофмаршалом. Работа была достаточно трудозатратной: приходилось организовывать все празднования при дворце. Во время одного из таких праздников (бракосочетание инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV) Веласкес тяжело заболел. А 6 августа 1660 года, вернувшись в Мадрид, Диего Веласкес скончался.

Веласкес считался представителем барочной живописи . Он внес огромный вклад не только в ипанскую, но и в мировую историю живописи.


На этом свете ему было отпущено шесть десятилетий, почти две трети из которых он был придворным живописцем Филиппа IV. Должность, почетная и желанная, но все же губительная для таланта из-за строгого регламента, не помешала Веласкесу создавать картины в совершенно особой живописной манере. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди. Живописец нередко раскрывает тайны, которые изображаемые им люди предпочли бы скрыть, вовлекает в их переживания, показывает многогранность переживаний и сложность волнений души сильных мира сего.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо.

Должность придворного живописца короля Испании Филиппа IV принес Веласкесу портрет знаменитого поэта, соперника Лопе де Веги, Луиса де Гонгора-и-Арготе. Работа так понравилась монарху, что он заказал живописцу свой портрет - и снова настолько впечатлился получившейся картиной, что пообещал, что никто, кроме Веласкеса, больше писать его не будет. Так, с 1623 года художник получил почетное право писать все королевское семейство и прославлять в своих полотнах династию Габсбургов.

Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Диего Веласкеса.

«Менины» (1656 год)

Картина хранится в мадридском музее Прадо. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» - на картине изображен живописец, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.

Полотно названо “Менины” – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В сцене, изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи, имена которых известны. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. На живописном полотне нашлось место и придворным карликам – Марии Барболе и Николасу Петрусато. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением - Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. И в этом особенный трагизм.

Отдельного внимания заслуживает и автопортрет Веласкеса – себя художник изобразил за работой, с кистями и палитрой, в черном костюме. На груди его красуется крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» были написаны в 1656 году – а членом ордена Веласкес стал только в 1659 году. Крест был дописан позже – причем, по легенде, его дописал собственноручно король Филипп IV.

«Пряхи» (1655-1657 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

Портрет папы Иннокентия Х (1650 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво!» За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.

«Венера с зеркалом» (ок. 1647-1651 года)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной, играя на перспективу. Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.

«Сдача Бреды» (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. Художник верил – обе стороны в любой войне в равной степени достойны почтения, именно поэтому не воспевал своих соотечественников и не преуменьшал достоинства воинов Нидерландов. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.

Диего де Веласкес – знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, участвовал во многих исторических событиях своего времени и общался со многими государственными деятелями. Его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда были гордостью испанского искусства. Мировую известность они получили во времена французского импрессионизмаконец XIX – начало XX веков. Эдуард Мане называл Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.

Биографическая справка

Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье (Андалусия), в семье местной уроженки Жеронимы Веласкес и наследника португальских обедневших дворян (по другой версии – крещёных евреев) – Хуана де Сильва. О дате рождения художника можно судить лишь по записи в церковной книге о его крещении, датированной 6 июня 1599 года.

Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.

Следующим учителем будущего художника был Франциско Пачеко, который на долгие годы стал не только наставником, но и другом, а позднее родственником, выдав за него свою дочь Хуану Миранду. Пачеко был разносторонне образован, имел обширные связи, как в творческой среде, так и среди духовенства и знати Севильи. При его протекции в 1623 году Веласкес отправился в столицу, где, написав несколько портретов придворных, привлек внимание короля Филиппа IV.

Государь заказал талантливому живописцу свой портрет и остался так доволен результатом, что принял Веласкеса на должность придворного художника. Его обязанности заключались в создании портретов короля и его родственников, а также полотен для интерьеров королевских резиденций. В следующие годы, несмотря на козни завистливых коллег по ремеслу, его положение при дворе упрочилось, а жалование выросло.

В 1629-1630 годах Веласкес впервые поехал в Италию. Целью поездки сам он называл окончание своего обучения. Посланнику испанского короля открывались двери дворцов и галерей, давая возможность знакомиться с образцами античного искусства и работами итальянских мастеров.

30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ. Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов. Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.

Следующее десятилетие, напротив, характеризуется затишьем в творчестве Веласкеса, которое, возможно, объясняется сильной занятостью при дворе и чередой трагических событий в стране и личной жизни художника.

В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.

В Мадриде художника ждала новая должность главного администратора двора и новые придворным обязанностям, которые включали в себя теперь не только живопись, но и различные организационные мероприятия. Наиболее важным из них стала организация в 1660 году брака между испанской инфантой Марией Терезией и французским королем Людовиком XIV. Веласкес лично сопровождал кортеж принцессы во Францию, занимался организацией всех торжеств, посвященных этому событию. Однако эти хлопоты подорвали здоровье 61-летнего мастера, по возвращении он слёг с лихорадкой и умер 6 августа 1660 года, несмотря на все усилия придворных врачей.

Знаменитые картины

Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов. Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.

«Старая кухарка» (1618)

Один из ярких примеров раннего «севильского» периода в творчестве Диего де Веласкеса. 9 из 20 сохранившихся работ того времени относятся к жанру бодегонес (от исп. bodegon – трактир). Натюрморт в этом жанре сочетается с бытовой сценой с участием нескольких фигур. Обычно действие происходит в харчевне, на кухне, в лавке. Во всех таких работах чувствуется влияние стиля Караваджо – реалистичность в изображении людей и предметов, яркое освещение объектов переднего плана и тёмный плоский фон.

«Христос в доме Марии и Марфы» (1620)

Здесь бытовая сцена сочетается с религиозной. Художник использует свой любимый приём «картина в картине», который можно будет наблюдать и в более поздних его работах. Пожилая служанка призывает молодую оторваться от работы, возможно приводя в пример евангельский сюжет, на изображение которого она указывает: Иисус приходит в дом к двум благочестивым женщинам, и они слушают его проповедь оторвавшись от дел.

«Портрет герцога Оливареса» (1624)

Один из первых известных парадных портретов кисти Веласкеса, выполненный с соблюдением всех канонов того времени, но при этом точно отражающий индивидуальность, характер модели. По некоторым данным, именно этот портрет стал для молодого художника «пропуском» ко двору испанского короля. А изображённый на нём могущественный вельможа, длительное время был покровителем придворного живописца.

«Сдача Бреды» (1634-1635)

Единственное, сохранившееся до нашего времени историческое полотно мастера. На нём изображён момент триумфа испанского оружия – передача побежденными голландцами символического ключа от города Бреда испанскому полководцу. Обе стороны показаны мастером с симпатией и сочувствием. Как обычно, великолепно проработаны детали от лиц до тканей костюмов.

«Портрет карлика Эль Примо» (1644)

Серия портретов королевских карликов позволяет оценить мастерство Веласкеса в передаче психологизма, настроения через портрет. На этих картинах, в отличии от портретов царственных особ, художник мог позволить себе изображать людей без прикрас и в естественных позах. В лице Эль Примо читается неожиданная для шута мудрость и затаенная печаль. Известно, что этот человек имел благородное происхождение и был достаточно образован, что добавляет трагизма его образу.

«Венера перед зеркалом» (1648)

Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры – направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. До наших дней дошла только одна такая картина – загадочная «Венера». Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Однако отражение это темно и неясно. Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.

«Портрет папы Иннокентия X» (1650)

К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы, изображавшие образы предыдущих пап. И портрет удался. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа.

«Менины» (1656)

Последняя крупная работа великого мастера и одно из самых таинственных произведений мировой живописи. Исследователи спорят о том, что именно изображено на картине, ищут и находят сотни тайных смыслов и загадочных посланий. «Менины» действительно содержат несколько планов и обладает необычайной притягательностью. Юная инфанта – главная героиня картины стала своего рода «брэндом» испанского искусства, при упоминании имени Диего Веласкеса, большинству приходит в голову именно эта картина.

Маленькая принцесса Маргарита в окружении своей свиты то ли позирует художнику, который тоже изображён на холсте, то ли приостановилась, увидев своих родителей. Царственная чета, по замыслу Веласкеса, находится по эту сторону холста, их отражение можно увидеть в зеркале на заднем плане картины. По словам одного из исследователей, «Менины» изображают последний счастливый день в жизни Габсбургов. Действительно, не имея наследников, могущественная некогда королевская династия обречена на угасание, вместе с ней уходит и золотой век Испании, на смену могуществу и процветанию приходит упадок, потеря завоеванных ранее земель и политического влияния в мире.

Сохранились лишь 125 работ Диего де Веласкеса. Большая часть хранится в музее Прадо в Мадриде. В России в Государственном Эрмитаже можно увидеть две его картины: «Портрет графа-герцога Оливареса» и «Обед».

Diego Velazquez 1599-1660

Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"