Кладбище «Марьина Роща» в Нижнем Новгороде похоже на сотни других провинциальных кладбищ. От нескольких широких аллей вглубь разбегаются тропинки, по половине которых до конца не пройти - они упираются или в нагромождения старых могил, или просто в крапивные заросли. Первое захоронение здесь появилось в 1938 году, и с тех пор кладбище разрослось до 258 га, став частью одноимённого лесного массива. У главного входа стоит храм, по всему кладбищу разбросаны монументы: мемориал воинской славы, памятный знак жертвам политических репрессий, памятник подводникам, погибшим на подлодке «Курск».

На многих памятниках - пятиконечные звёзды (здесь много военных захоронений), на некоторых - шестиконечные (на кладбище есть еврейские участки), как на надгробии Ревеки Натановны Бимбат, умершей в 1949 году. Эту могилу бабушка сооснователя стартапа Pomnim.pro Михаила Свердлова пошла искать весной 2007 года и вернулась к внуку расстроенная, потому что место, где обрела покой её тётя, обнаружить не получилось. Внук отправился на кладбище сам, но и он не справился. Местные работники не помогли - найти такие старые записи в пыльных амбарных книгах, в которых они ведут учёт, почти невозможно.

20-летний студент нижегородского Политеха Свердлов задался целью решить проблему поиска старых захоронений и уже десять лет занимается каталогизацией кладбищ. Поначалу это была волонтёрская работа, но со временем Свердлов научился зарабатывать: проект «Ле дор ва дор» (в переводе с иврита - «Из поколения в поколение», - прим. «Секрета») переродился в онлайн-сервис по уборке могил Pomnim.pro . К 2015 году проект собрал базу из 1,5 млн захоронений и получил инвестиции ФРИИ (800 000 рублей плюс услуги акселерации на 600 000 рублей). Сейчас, по словам Свердлова, готовится сделка с «группой частных инвесторов». «Секрет» рассказывает, как устроен этот бизнес.

Еврейские участки

Опыт работы с кладбищами у Свердлова в 2007 году уже был - он ездил в экспедицию в Крым, где помогал историкам каталогизировать караимские захоронения (караимы - народ, проживающий в Крыму, Литве, на Украине и в других странах; его происхождение часть исследователей связывает с отделением от евреев. - Прим. «Секрета»). «Все звёзды сошлись - у меня был багаж знаний, как это сделать, а в городе существовала проблема с поиском могил», - говорит Михаил о решении каталогизировать еврейские участки кладбищ Нижнего Новгорода. На четыре участка потребовалось около года работы десятков волонтёров - знакомых из еврейской общины.

В разработку сайта Свердлов вложил 20 000 рублей, и, когда работа по каталогизации в городе закончилась, в базе было 7500 захоронений с фотографиями и информацией о расположении на кладбище. Впрочем, найти захоронение и с этой базой не так просто: когда я прошу Михаила указать путь к могиле, с которой началась история «Ле дор ва дор», он отвечает, что на кладбище нет рядов и номеров, поэтому он может только провести от входа в кладбище по фамилиям на надгробиях.

Вопрос о монетизации проекта встал в 2008 году. Развивать его дальше на личные деньги Свердлову было уже тяжело, и он решил попробовать заработать на уходе за нижегородскими могилами: клиент заходит на сайт, находит в базе нужное захоронение, безналичным платежом оплачивает услугу и в течение двух недель получает фотоотчёт о проделанной работе. Услуги предлагались разные: от простого мытья надгробия и уборки мусора до ремонта и покраски ограды, восстановления букв на памятнике. Первые заказы Свердлов выполнял сам - потом начал делиться ими со знакомыми.

С продвижением помогли русскоязычные еврейские ресурсы, которые устанавливали у себя фрейм нового сервиса и получали за это 10–20% стоимости заказа. Также, по словам Свердлова, сайт хорошо индексировался поисковиками по запросу имён погибших. Помогало и сарафанное радио. Всего приходило 10–15 заказов в месяц со средним чеком $180.

Михаил Свердлов

Запуская бизнес, Свердлов предполагал, что большая часть заказов придёт из других городов и из-за рубежа, но сервисом пользовались почти исключительно местные жители. За пару месяцев Михаил вернул все деньги, которые он успел потратить на проект, но возможности для масштабирования не просматривались. Предприниматель решил выйти за пределы родного города и отправился в столицу.

С Москвы начался бурный рост проекта - приступив к каталогизации еврейских участков кладбищ Москвы, Свердлов отправился в экспедиции в Казань, Ульяновск, Екатеринбург, Уфу, Самару, Челябинск, Екатеринбург. По его словам, он лично сфотографировал около 80 000 могил. В Казани каталогизацию одного из местных кладбищ получилось сделать за счёт местной еврейской общины. Появились и новые постоянные партнёры: один из крупнейших русскоязычных ресурсов о еврействе и иудаизме Toldot.ru до сих пор помогает генерировать значительную часть выручки. В 2011 году сервис вышел в Украину и Белоруссию, но потом развитие замедлилось.

Параллельно Михаил работал программистом, дизайнером, аналитиком в IT, потом уехал учиться в венскую бизнес-школу. «На заказ мне требовалось 15 минут - найти исполнителя и дать ему рекомендации», - объясняет Свердлов. В каждом городе у него сформировался пул постоянных работников, которых он координировал в чате Facebook, да и вообще говорит, что 5000 друзей в социальной сети решили все проблемы с поиском исполнителей.

В 2013 году Свердлов переехал по работе в Екатеринбург, по-прежнему занимаясь проектом в свободное время. «Ле дор ва дор» мог остаться небольшим бизнесом с несколькими сотнями заказов в год. Финансовые показатели Свердлов не раскрывает, но, по самым оптимистичным подсчётам, годовой оборот составлял несколько миллионов рублей.

«Выход из гетто»

Тем временем в Москве будущий сооснователь Pomnim.pro, рекламщик Алексей Володеев работал над агрегатором ритуальных товаров и услуг Rip24. Как и у Свердлова с его «Ле дор ва дор», идея этого проекта возникла благодаря личной истории.

В 2011 году Володеев потерял друга. Через несколько лет он проезжал мимо кладбища и решил навестить могилу. «Зная примерно, где должно быть захоронение, я потратил два или три часа, но так и не смог его найти, - вспоминает он. - Даже смотритель не дал мне внятного ответа: то ли он денег хотел, то ли правда не знал». Увидев в непрозрачности системы нишу для бизнеса, Володеев, как он сейчас рассказывает, пошёл в мэрию Москвы, чтобы пообщаться с чиновниками о проблемах отрасли.

Оказалось, вся система - одна большая проблема. «Объектов в стране много, и никто не знает, кто где захоронен, неизвестно и общее число захоронений, - говорит Володеев. - Если вы обратитесь в профильный департамент в любом городе, вам назовут очень большую дельту: например, в Москве - 10–30 млн. Для всей России даже примерную цифру нереально прикинуть - думаю, должно быть более 700 млн». В первое время Володеев вынашивал идею рекомендательного сервиса, который мог бы продвигать товары и услуги для рынка ритуальных услуг. Но в 2014 году он познакомился со Свердловым.

Основатели Pomnim.pro точно помнят, что связались по интернету, но каждый уверен, что инициатором общения был партнёр. Так или иначе, они заговорили о слиянии проектов, и Свердлов убедил Володеева отложить Rip24, чтобы объединить усилия над модернизацией его сервиса и вырваться за пределы «еврейской ниши» - этот процесс Свердлов называет «выходом из гетто».

«Мне нужен был партнёр, чтобы выйти на московских чиновников - я сам никогда не планировал жить в столице, а делать бизнес в городе без надёжных людей невозможно», - рассказывает Свердлов. В 2015 году объединённая команда подала заявку в ФРИИ, и проект «Открытое кладбище» (название Pomnim.pro он получил только несколько месяцев назад) стал резидентом шестой программы акселерации фонда.

По данным базы СПАРК, у ООО «Светлая память» сейчас два владельца: Алексей Володеев (93%) и ФРИИ (7%), но Свердлов говорит, что тоже «имеет долю в компании». В результате сделки с частными инвесторами, которая, по словам основателей, близка к завершению, пакеты участников всё равно будут перераспределены.

Даже скромные инвестиции ФРИИ помогли сервису выйти на новый уровень. В 2016 году были каталогизированы три крупных московских кладбища (Востряковское, Люблинское и Кузьминское), началась оцифровка ещё четырёх. Параллельно каталогизация идёт в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Киеве, Минске, Одессе и ещё 40 городах.

Точное число заказов на уход за могилами основатели не раскрывают, но говорят, что бывает «от 100 до 500 в месяц». При этом число новых заявок, по словам Володеева, с апреля этого года растёт на десятки процентов каждый месяц. Только 10% клиентов, воспользовавшихся сервисом, утверждает Свердлов, не делают после этого новых заказов.

Сервис оказывает единоразовые услуги (от 2900 рублей за базовую уборку) и продаёт абонементы (до 9900 рублей за три уборки в течение года). Самые популярные услуги - покраска ограды, абонемент на несколько уборок, восстановление букв на памятнике, поминальная молитва и возложение цветов. Искать захоронения можно бесплатно.

Исполнители, по словам Свердлова, - в основном студенты, пенсионеры и «фрилансеры». В Москве в базе сервиса более 100 человек, в Санкт-Петербурге - 30, в провинциальных городах - от двух до десяти. Новых сотрудников ищут на биржах труда или на сервисах бытовых услуг вроде YouDo.

По оценке «Секрета», выручка компании в 2016 году может достичь 30 млн рублей. Впрочем, основатели не раскрывают публично финансовые показатели. Говорят лишь, что средний чек - около 8000 рублей, маржа - 70–85%. Собеседники «Секрета» на рынке ритуальных услуг (подробные комментарии см. ниже, под текстом) считают эти цифры завышенными - по их мнению, Pomnim.pro «много и красиво говорит о себе, но в реальности делает меньше и не слишком ответственно подходит к заказам». В базе СПАРК финансовые показатели компании пока не представлены.

Фото: © Роман Савенко / «Секрет Фирмы»

Курс в сторону кладбищ

«Клиенты в последнее время звонят часто, среди них много бабушек, - рассказывают сотрудники Pomnim.pro, которые занимаются продажами. - Никто не жалуется, что у нас дорого. Только спрашивают, нельзя ли наличными заплатить - с интернетом и карточками у пожилых людей не очень».

По крайней мере отчасти рост числа заказов, о котором говорят основатели, обусловлен тем, что бизнес Pomnim.pro - сезонный. Зимой могилы чаще всего просят очистить от снега. Просьба не очень рациональная, потому что на следующий день опять наметёт, но Володеев объясняет, что это рынок «душевных благ», а не материальных, - рацио здесь не всегда работает.

«Душевные блага» приносят всем игрокам российской ритуальной сферы до 300 млрд рублей в год - в такую сумму оценивают объём рынка похоронных услуг. 200–250 млрд рублей - теневые доходы. По оценке Pomnim.pro, уход за могилами даёт лишь около 10% этого объёма. Едва вырвавшись за пределы каталогизации еврейских захоронений и только начав осваиваться в кладбищенском сегменте B2C, Свердлов и Володеев уже целятся в B2B, где крутятся основные деньги.

«История, произошедшая весной на Хованском кладбище, показывает, что управляющие организации не очень хорошо справляются, потому что у них нет систем учёта и практически отсутствует коммуникация с клиентами», - говорит Володеев. Он хочет, чтобы кладбища использовали информационные системы вроде той, что лежит в основе Pomnim.pro. Продукт, по его словам, уже готов и состоит из двух компонентов: база захоронений плюс блок взаимодействия с клиентами.

Называть примерную стоимость такой информационной системы в Pomnim.pro не хотят - говорят, что с каждым партнёром будут договариваться. Кто-то заплатит один раз, кто-то будет перечислять компании комиссию за каждый полученный с помощью системы заказ. Свердлов и Володеев рассказывают, что прямо сейчас ведут переговоры с кладбищами, и надеются, что первые подключения случатся в этом году.

Ещё одно перспективное направление - цифровая инвентаризация кладбищ по заказу властей. Основатели Pomnim.pro намекают, что уже договорились о создании электронных баз в нескольких городах, но подробности не раскрывают.

Дата запуска 2015 год

Бюджет 2,8 млн рублей

Команда 6 человек

Сайт pomnim.pro

Как запускался проект

История pomnim.pro началась в 2007 году, когда к Михаилу Свердлову, студенту из Нижнего Новгорода, пришла его бабушка и сказала, что не смогла найти могилу своей тети. Михаил попытался отыскать захоронение сам, но у него не получилось. Он обратился за помощью к сотрудникам кладбища, но выяснилось, что записи, которые они вели, с трудом соотносятся с реальным планом местности. Тогда у Михаила возникла идея создать каталог захоронений и дать пользователям свободный доступ к нему.

Вместе с группой единомышленников он обошел еврейские кладбища Нижнего Новгорода, и через год в базе числилось 7,5 тысячи захоронений. Михаил запустил сайт, с помощью которого можно было бесплатно узнать, где похоронен тот или иной человек. Проект получил название «Ле Дор Ва Дор», что с иврита переводится как «из поколения в поколение».

Чтобы развивать сервис, требовались средства, но привлекать спонсоров Михаил не хотел, так что начал предлагать пользователям сайта услуги по уходу за могилами. Оказалось, что это работает: посетитель бесплатно находил нужное захоронение, а потом за деньги мог заказать уборку, покраску ограды или ремонт памятника. Уже спустя два месяца проект, в который было вложено 20 тысяч рублей, вышел на самоокупаемость и отбил все стартовые затраты.

К 2014 году в базе «Ле Дор Ва Дор» были сотни тысяч записей о еврейских захоронениях на территории 44 кладбищ СНГ, а Михаил ежемесячно получал несколько сотен заказов. Основатель сервиса решил, что пора охватывать все кладбища без конфессиональной принадлежности. Как раз тогда он познакомился с Алексеем Володеевым, который в то время вынашивал идею сайта Rip 24 - агрегатора отзывов о ритуальных товарах и услугах. Два предпринимателя объединились и в 2015 году запустили сервис pomnim.pro - «Убер» для кладбищ, как они его сами называют.

© Роман Савенко

Как это устроено

Основу проекта составляет база захоронений, которая открыта для всех посетителей сайта. За зиму 2015/2016 команда Михаила каталогизировала три крупных столичных кладбища: Востряковское, Кузьминское и Люблинское. (Еще 10 кладбищ Москвы будут доступны на сайте до конца 2016 года.) В базу частично внесены могилы в городах-миллионниках России, а также кладбища Белоруссии и Украины. Кроме того, проект сейчас начинает работать в Венгрии и Латвии.

Основатели pomnim.pro утверждают, что публикуют сведения на сайте легально, поскольку надписи на могильных памятниках являются общедоступной информацией. Что касается этической стороны вопроса, то Михаил уверен: его сайт только помогает людям лучше узнать свои корни.

Найдя в базе нужную могилу, пользователь может заказать уход за ней. Впрочем, если захоронение не числится в каталоге, но вы все равно знаете, где похоронен ваш родственник, сотрудники сервиса смогут отыскать могилу. По словам Михаила, они работают на всей территории России, где есть доступ к интернету.

Сервис предлагает несколько пакетов услуг. Разовая уборка в Москве стоит 2 900 рублей: за эти деньги работники pomnim.pro польют цветы, помоют ограду, очистят территорию от мусора и листьев и дадут вам рекомендации по дальнейшему уходу. В самом дорогом наборе (9 900 рублей) ко всему этому добавляется посадка цветов и покраска или полировка ограды.
Кроме того, некоторые услуги можно заказать отдельно. Как показывает практика, наибольшим спросом пользуются абонемент на несколько уборок, восстановление букв на памятнике, покраска ограды, заказ поминальной молитвы и возложение цветов. В случае, если клиента интересует не уход за могилой, а установка памятника или ограды, сотрудники pomnim.pro обращаются за помощью к партнерам сервиса.

Компания обещает, что заказ будет выполнен за 14 дней, хотя обычно на работу уходит меньше недели. Чтобы клиент мог проконтролировать процесс, ему на почту приходит письмо с фотографиями и отчет с комментариями и советами по дальнейшему уходу.

Сейчас создатели проекта получают несколько сотен заказов в месяц. К ним часто обращаются те, кто живет в других городах или странах и не может приезжать ухаживать за могилами. Около 30% пользователей составляют люди, которым не хватает времени следить за захоронениями родственников. Помимо этого, в компанию поступают заказы от пожилых клиентов, которым трудно приходить на кладбище.

Команда pomnim.pro нанимает исполнителей на сдельных условиях. Как правило, уборкой занимаются студенты, пенсионеры и фрилансеры. У проекта уже сформировался костяк работников в городах, где всегда есть большой поток заказов. В других уголках России за могилами ухаживают партнерские службы или люди, которых находят через доски объявлений, YouDo и объявления в социальных сетях.

Основатели сервиса позиционируют его как проект, который в первую очередь помогает сохранить память о близких и родных. Кроме того, часть прибыли тратится на уход за заброшенными могилами и социально значимые инициативы. В этом году pomnim.pro запустил акцию по уборке захоронений ветеранов и тружеников тыла. На сайте можно было выбрать могилу, которая требует ухода, и после опубликовать отчет. Михаил надеется, что таким образом волонтеры проекта смогут спасти заброшенные захоронения от разрушения.
Что касается сектора b2b, то команда pomnim.pro разработала систему «Открытое кладбище», которая позволяет ритуальным организациям автоматизировать свои бизнес-процессы. Помимо этого, команда сервиса занимается инвентаризацией кладбищ для муниципалитетов.


© Роман Савенко

Доходы и расходы

В проект было вложено 2 миллиона рублей собственных средств и 800 тысяч, полученных от Фонда развития интернет-инициатив. Сейчас Михаил и его партнер завершают сделку по привлечению инвестиций, однако подробности пока не раскрывают.

Как правило, компания получает около 70% прибыли от суммы чека. Оставшиеся 30% уходят на привлечение клиента, оплату офиса и непосредственно оплату уборки. Если клиент обращается в pomnim.pro не первый раз, то прибыль составляет 85–90% от суммы чека. Сервис пока не вышел на самоокупаемость: по оценке основателя проекта, это должно произойти в начале следующего года.

Планы

Создатели сервиса надеются, что к 2018 году база пополнится данными обо всех кладбищах в пределах МКАД, а к 2020-му проект охватит всю Московскую область. Что касается оказания услуг по уходу за могилами, то к концу года компания планирует получать 3000 заказов в месяц.
Помимо этого, команда pomnim.pro собирается открывать офисы на Украине, в Молдове, Казахстане и Белоруссии и расширяться за счет франшизы.

Правила бизнеса Михаила Свердлова

Деньги портят

«Для того чтобы проверить идею, сделать минимальный продукт, который можно продавать, и настроить каналы, деньги не нужны. Вам не надо нанимать толпу разработчиков, штат продажников, платить себе сотни тысяч зарплаты. Достаточно выйти на улицу и поговорить с тем, кого вы считаете своим клиентом. Если вы продадите идею, поймете, кто ваш покупатель, то и продукт пойдет, когда вы его сделаете».

Уборка и уход за могилками, как бизнес , занимает свою нишу на рынке. необходимы обществу не меньше других видов предпринимательства. Данные услуги оказываются в момент, когда люди должны проститься (без суеты) с умершими близкими и перенести тяжесть утраты. Рыночные структуры плотно охвачены похоронными бюро, которые занимаются изготовлением гробов, венков, памятников, прочно занимают свои ниши в этом сегменте бизнеса. В этой области на данный момент наиболее не занятой нишей являются услуги по уходу за могилами .

Насколько актуальна сегодня помощь в данном направлении?


Кто является заказчиком данных услуг? Данные вопросы важны для ответа от перспективах бизнеса уборки могил. Актуальность данного направления в том, что современный человек по роду своей работы или отдалённости от места захоронения близких людей подвергается стрессу, длительным депрессиям из-за того, что не может выполнить свой долг перед усопшими. Поэтому услуга уборки могил сможет снять напряжение. Таким образом, неординарные идеи и есть залог успеха. Таким образом, те люди, которые по разным причинам не могут навестить могилки своих близких являются заказчиками услуг по работе на кладбищах.

Что входит в перечень услуг ухода за могилами?


Комплекс услуг - необходимый инструмент для работы ритуальной кампании. Он позволяет:

Оптимизировать работу менеджеров с клиентами;
Отрегулировать систему учета платежей;
Распечатать полный комплект документов для заказчика;
Учитывать заявки с полной детализацией услуг.

Прежде всего, уборки могил предполагает содержание в аккуратном виде могилы. Это означает:

Не должно быть мусора, травы и сорняков, грязи на могиле;
содержание в чистоте памятника;
уход за оградкой;
уход за могилами;
полив озеленения, цветов.

Цена одноразовой услуги от 1000 до 1500 рублей. Клиент может заключить договор по круглогодичному уходу за захоронением. Стоимость абонемента за три визита в год заказчик услуг оплачивает 2,5 тысячи рублей. В перечень работ на кладбище входит проведение дополнительных более широких работ: замена или рыхление земли на самой могилке, покраска, ремонт, посадка цветов, возложение венков, зажжение лампадки, уход за могилами в непогоду, оценка изношенности ритуальных элементов могилки. Данный комплекс услуг стоит от 15 до 20 тысяч в год.

Новации в ритуальном бизнесе


Заказ услуги в современных ритуальных агентствах может осуществляться через интернет. В режиме реального времени заказчик может выбрать перечень услуг, рассчитав стоимость и сформировав заказ уборки могил. Он получает комплекс документов. Задокументированные с фотографиями отчёты о проделанной работе высылаются заказчику по почте. По фото можно оценить качество работы до выполнения услуги ухода за могилами и после . Оплату можно осуществлять посредством электронных кошельков. Дистанционные заказы являются востребованными и расширяют возможности ритуального бизнеса.

Проблемы в секторе похоронного бизнеса


Главная проблема этого бизнеса – конкуренты и отношение к нему. Как нигде, в этом бизнесе чувствуется борьба за клиентов. С другой стороны, действительно нужны кампании, которые бы предоставили услуги, достойные памяти покойного близкого человека. А с другой стороны, борьба за каждого клиента со стороны похоронных агентств выглядит не по-человечески.

Рассматривая интересы клиента, можно заключить, что сфера услуг всегда была востребованной. Уборка и уход за могилками как бизнес , приносит достаточный доход, поэтому те, кто занялся этим бизнесом, стараются предоставлять качественные услуги.







Как осуществляется уход за захоронениями

Работники некрополя готовы взять на себя заботу по облагораживанию территории захоронения. Уход за могилами в Москве - это платная услуга, которая оказывается крупными кладбищами. В обязанность работников, следящих за могилками, входит:

  • посадка цветов и уход за имеющимися благородными растениями;
  • удаление сорняков, которые портят внешний вид захоронения;
  • окрашивание ограды;
  • слежение за состоянием надгробья и плитки. Когда эти предметы теряют свой эстетичный вид, то работник связывается с родственниками, чей телефон был оставлен в специальном журнале.

Осенью и весной проводится тщательный уход за могилами. Цена на услугу зависит от проделанной работы. Эти пункты подробно оговариваются, оплата вносится частями или полностью через кассу некрополя.

Что делать, если нет времени на уборку могил

Уборка могил на кладбище занимает определенное время и силы. Не у всех есть возможность приезжать каждый год к захоронению родственников и близких людей. Чтобы могилка не потерялась на участке и выглядела аккуратно и ухоженно, нужно следить за состоянием растений на территории.

Уборка могил может осуществляться специальными работниками кладбища. Для этого необходимо заключить договор. После внесения оплаты производится регулярная уборка могил. Цены на эти услуги могут меняться в зависимости от количества захоронений и сложности их обустройства. Эта услуга позволит не думать о том, что могилка родственника выглядит недостойно, ведь это омрачает память умершего.

Услуга «уборка могил» популярна на больших кладбищах. Некрополь Николо-Архангельский тоже ее предлагает. Услуга будет удобна занятым жителям Москвы и приезжим из других регионов.

Мы готовы ответить на вопросы и помочь оформить заказ, заполните форму ниже или позвоните c 09—21 :

(Внимание! Если вы не смогли дозвониться, оставьте заявку через форму или на мессенжер Whatsapp, Viber, Telegram )

Разовый уход за могилой (зимой):

  • Уборка снега и мусора, упавших веток внутри захоронения и вокруг цоколя
  • Влажная протирка надгробия и цветников (стандартного памятника с цветником высотой до 1200 мм); при наличии на участке мемориального комплекса, мраморной или гранитной плитки, а так же сильно заросшего сорняками участка (цена договорная)
  • Вывоз мусора
  • Съемка видео и фотоотчета

Цена: от 2900 руб.

Разовый уход за могилой (осенью):

  • Уборка мусора, листвы, упавших веток и удаление сорняков внутри захоронения и вокруг цоколя
  • Мытье ограды, надгробия и цветников (стандартного памятника с цветником высотой до 1200 мм); при наличии на участке мемориального комплекса, мраморной или гранитной плитки, а так же сильно заросшего сорняками участка (цена договорная)
  • Вывоз мусора
  • Съемка видео и фотоотчета
  • Экспертиза и рекомендации по благоустройству могилы

Цена: от 2500 руб.

Укрытие памятника пленкой на зимний период

  • консервация памятника на зимний период (укрытие пленкой)

Цена: от 1500 руб

Уход за могилой на год (посещение один раз в месяц в течении 12-ти месяцев):

  • Уборка мусора, листвы, упавших веток и удаление сорняков
  • Мытье ограды и надгробия (стандартного памятника); при наличии на участке мемориального комплекса, мраморной или гранитной плитки (цена договорная)
  • Поливка цветов и других растений на месте захоронения
  • Вывоз мусора
  • Зажжение свечи, возложение венка или цветов (опционально)
  • Съемка видео и фотоотчета

Цена: 2200 руб./мес.

Очистка памятника и бетонного цоколя от зеленого мха и лишайника:

  • Удаление мха и лишайника механическими способом
  • Обработка антигрибковым щелочным раствором
  • Мытье очищенных поверхностей моющим средством с нейтральным PH

Цена: от 1900 руб.

Покраска ограды:

  • Зачистка от ржавчины, обезжиривание и покраска грунт-эмалью стандартной ограды из прямого профиля 2х2 м. высота до 50 см. (фигурная ограда - цена договорная )
  • Съемка видео и фотоотчета
  • Экспертиза и рекомендации по благоустройству могилы

Цена: от 6000 руб.

Заказать доставку цветов на могилу:

  • Утилизация старых цветов
  • Возложение свежих букета или венка
  • Экспертиза и рекомендации по уборке и благоустройству могилы

Цена: от 990 руб. + стоимость цветов или венка на выбор