Ефим Давидович Зозуля родился в семье мелкого служащего. Детство и юность (главной мечтой этого жизненного периода была поездка в Америку) прошли в Лодзи, где он обучился малярно-вывесочному ремеслу. Зозуля недолго проработал по специальности, но сохранил любовь к живописи на всю жизнь. В 1905 был близок к революционным кругам и трижды оказывался в тюрьме за посещение нелегальных собраний.

В 1911 переехал в Одессу и стал писать короткие сатирические произведения. Первые фельетоны, сатирические очерки и юморески были напечатаны в 1911 в одесских газетах «Южная мысль» и «Одесские новости».

Переехав в 1914 в Петербург, Зозуля занялся профессиональной литературной и редакторской деятельностью, работал в редакции журнала «Новый сатирикон», сотрудничал с журналом «Солнце России». В этот период часто встречался с молодым Маяковским . Произведения тех лет, посвященные обличению мещанства и духовного убожества, отличались сатирической заостренностью. Их важной художественной особенностью стали концентрированность сюжета и обобщенность содержания. Пристальное внимание писатель уделял воспроизведению бытовых деталей.

С началом Первой мировой войны Зозуля был мобилизован.

Первая книга Зозули - сборник «Гибель Главного Города» - была издана в 1918 году. Обращение к жанру антиутопии позволило писателю в аллегоричной форме отразить абсолютную ценность свободы. Конфликт рассказа, давшего название сборнику, строится как противостояние «верхнего» и «нижнего» городов, результатом которого становится полное моральное и физическое рабство в обмен на сытость, бытовую благоустроенность и относительное спокойствие. Этот конфликт, заявленный в одной из ранних антиутопий, проходит в дальнейшем через всю историю этого жанра в литературе XX в.

В 1919 Зозуля переехал в Москву.

С 1919 работал редактором Жургазобъединения, сотрудничал с редакцией журнала «Красноармеец», заведовал отделом в «Прожекторе». Принимал активное участие в общественной деятельности - был участником ЛОКАФа (Литературного объединения Красной Армии и Флота), работал в Федерации советских писателей, много занимался с литературной молодежью

Зозуля был одним из инициаторов создания журнала «Огонек». В 1923 вместе с М. Кольцовым он начал издание журнала, стал создателем его «Библиотеки».

По словам К. Паустовского , писал Зозуля «легко и быстро», а литературу он воспринимал как учительство, проповедь. Он любил работать в малых жанрах. Часто писал короткие рассказы, «короче воробьиного носа», в которых заключалась жизненная мораль.

Зозуля - мастер сжатой новеллы. Важным этапом его творчества являются символические и философско-сатирические сказки («Студия любви к человеку», 1919; «Рассказ об Аке и человечестве», 1919; «Живая мебель», 1919, «Каин и Авель», 1919; «Граммофон веков», 1919 и др.), где социальные темы (в т.ч. и тема советского быта) воплощаются в аллегорических образах и ситуациях. Как отметила критика, в это время «Зозуля теряет свой обычный объект наблюдения и переходит к романам-фантазиям, романам-утопиям». Эти рассказы подверглись критике современников, поскольку в них не было «ничего о революции и грандиозных событиях Гражданской войны». Они были оценены как «ряд страниц, в которых фантазия повисшего в воздухе наблюдателя обливается кислотой интеллигентского скептицизма». Однако классовый подход современной критики не помешал отдать должное тому вкладу, который внес писатель в развитие сатирического и фантастического литературных направлений.

Рассказ «Исход» стал поворотным в творчестве писателя - от фантазий он возвратился в реальность.

В 1922 был опубликован рассказ «Мелочь», посвященный событиям Гражданской войны. Возвращение писателя к социальной проблематике активно приветствовалось критикой. «Кажется, что Зозуля нащупал, наконец, свой творческий путь - путь живых, тревожных, но не фантастических, не выдуманных будней, в которых больше драматизма, чем во всех фантазиях».

Сатирическое и юмористическое изображение действительности - одна из особенностей прозы Зозули. Основной творческий метод писателя и в выборе героев, и в анализе человеческих взаимоотношений - это психологический реализм, соединяющийся с юмором. Большое значение в его прозе уделяется сюжету. Художественным своеобразием произведений Зозули является отсутствие конкретных деталей, условность места и времени действия. В большинстве рассказов и новелл Зозули вскрывал многоликие проявления буржуазной пошлости и издевательского попирания человеческого достоинства. Эта тема часто освещалась в обобщенном виде, без четко выраженных классовых мотивов. Автор приводил «осязаемые» примеры из механизированной жизни капиталистического города (устойчивый образ его прозы), психологию жителей которого и исследовал.

В 1923 началось издание собрания сочинений писателя, однако был опубликован лишь 1 -й том, в который вошли рассказы.

В 1928-29 вышло трехтомное собрание произведений Зозули. Рассказы, выходившие в 1920-30, в основном были опубликованы в библиотеке журнала «Огонек».

В 1930 писатель пробовал себя в крупных прозаических жанрах. В незаконченных романах «Мастерская человеков» (1930) и «Собственность» (1932) Зозуля пытался показать, как под воздействием идеи революции меняется психология человека. Сатирический роман «Мастерская человеков» - наиболее яркое произведение Зозули.

В 1930 в журнале «Молодая гвардия» были опубликованы 32 главы 1-й книги. Самостоятельное издание романа готовилось в издательстве «Московское товарищество писателей». Однако из-за реорганизации издательской деятельности и ликвидации кооперативных издательств роман полностью опубликован не был. Небольшой отрывок из 2-й книги вышел в журнале «Огонек». Поиск «нового человека», художественно реализованный в судьбах центральных героев - воскрешенного Капелова и получившего слишком большую долю «эликсира интеллекта» Мураля, сопровождается в произведении сатирическим изображением современной действительности, что, по-видимому, и привело к неполной публикации романа.

Проблемы, поднятые в незаконченных романах, продолжает ряд новелл художественного цикла «Тысяча», над которыми писатель работал в середине 1930-х.

С началом Великой Отечественной войны, 4 июля 1941, Зозуля вступил рядовым в народное ополчение, участвовал в боях под Ельней. После появления приказа о переводе писателей на работу по специальности в начале августа 1941 вместе с поэтом С. Островым Зозуля был направлен в редакцию газеты 31-й армии «На врага». Он выполнял обязанности секретаря редакции. Зозуля прошел с армией боевой путь от Калинина до Ржева. Тяжело заболел и умер в госпитале. Похоронен в г. Рыбинске.

В 2012 году в серии «Одесская библиотека», благодаря огромной работе журналиста и краеведа, вице-президента Всемирного клуба одесситов Евгения Голубовского по разысканию и систематизации произведений Ефима Зозули, вышла книга «Мастерская человеков и другие гротескные, фантастические и сатирические произведения».

Современный прозаик. Сын мелкого служащего. В 1911 З. работает в одесских газетах, с 1914 занимается лит-ым и редакционным трудом в Петербурге. В 1919 З. переселяется в Москву: основное место его работы как редактора - в изд-ве "Огонек" и в ред. "Прожектора", как писателя-общественника - в Федерации советских писателей.

Интеллигент, логикой вещей вплотную подведенный к революции, сказывается во всех произведениях З. В них можно выделить два основных цикла тем, особенно остро волнующих писателя. В большинстве рассказов и новелл З. вскрывает многоликие проявления буржуазной пошлости и издевательского попирания человеческого достоинства, причем эта тема дается иногда в обобщенном виде, без выделения мотивов классовой эксплуатации, чаще - на осязательных примерах из механизированной жизни капиталистического города. Отсюда и основной "типаж" "Недоношенных рассказов", "Фрески", "Эпохи" и др. Второй цикл тем З. разработан в его символических и социально-философских произведениях, в которых автор ставит основные социальные и этические вопросы, выдвинутые Октябрем. З. наиболее интересуют взаимоотношения ведущего революционного начала и инертной массы. Рассказы из советского быта надо отнести также ко второму циклу. Основной творческий метод З. и в выборе героев и в анализе человеческих взаимоотношений - это психологический реализм, соединяющийся с юмором. Являясь писателем фабульным, З. обычно тщательно избегает всякого местного фона действия, локальных признаков героев; отсюда присущая большинству рассказов З. некоторая, по-видимому сознательно вводимая, схематичность рисунка.

Библиография: I. Собр. сочин. Зозули в 4 тт., изд. "ЗИФ", М., 1928-1929 (т. I. Об Аке и человечестве; т. II. Гибель главного города; т. III. Эпоха); отд. изд.: Гибель главного города, изд. "Новый Сатирикон", П., 1918; Рассказы, т. I, "Круг", М., 1923; Лимонада, изд. биб-ки "Прожектора", М., 1925; Ив Москвы на Корсику и обратно, изд. "Прибой", Л., 1928; книжки в биб-ке "Огонек": Рассказы, 1925; Рассказ об Аке и человечестве, 1925; Весенние рассказы, 1926; Встречи, о пред. А. Луначарского, 1927; "По Европе" и "Интересная девушка", 1928. Автобиография - в сб. "Писатели", М., 1926, ред. В. Лидипа.

II. "Ефим Зозуля", сб. статей и материалов. Статьи Mих. Кольцова, Л. Гроссмана, А. Луначарского, А. Палея, Ю. Соболева, изд. "Academia"; Л., 1928 (здесь же и библиография о З.). Самая подробная ст. о З. - Мих. Кольцова в этом сб. и в I т. изд. ""ЗИФ"" сокр. - Главное о Е. Зозуле, "На литературном посту", 1926, № 7-8.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928.

М. Лучанский.

{Лит. энц.}

Зозуля, Ефим Давидович

Рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров. Род. в Москве, детство и юность провел в Лодзи; рано занялся революционной деятельностью (в 1905 г. трижды арестовывался). Жил в Одессе, СПБ, Москве, активно сотрудничал в газетах, СПБ журн. - "Солнце России" и "Нов. Сатирикон", первую мировую войну провел на фронте. После Окт. революции занялся лит. деятельностью - работал во мн. газетах и изд-вах; вместе с Михаилом Кольцовым создал ж-л "Огонек" (инициатор создания "Б-ки "Огонька"). С нач. Великой Отечественной войны больной и уже немолодой З. вступил рядовым в нар. ополчение, участвовал в боях под Ельней, был секретарем ред. армейской газ. "На врага"; погиб под Ржевом.

Наиб. яркое произв. З. - НФ роман "Мастерская человеков" (фрагм. 1922; фрагм. 1930 ; доп. 1990), оставшийся незаконченным ввиду острой сатирической направленности: результат поисков "нов. человека", похоже, пришелся не по вкусу идеологам нарождавшегося "соцреализма" (см. Сатирическая НФ, Социализм ); из 2-й книги романа был напечатан только фрагм. - "Письмо Муреля" (1932). Из др. НФ произв. З. представляет интерес р-з "Граммофон веков" (1919), в к-ром описан прибор, позволяющий считывать "осевшие" на предметах когда-либо прозвучавшие вблизи них звуки (см. Изобретения и открытия ), а также филос.-сатирические сказки - "Студия любви к человеку" (1918 ), "Рассказ об Аке и человечестве" (1919) и др. Ряд НФ р-зов З. включен в сб. - "Гибель Главного города" (1918 ) и "Я - дома" (1962 ).

Лит.:

"Ефим Зозуля. Статьи и материалы" (1928).

Зозу ля, Ефим Давидович

"Зозуля, Ефим Давидович" в книгах

Наш дед Ефим

Из книги Полоса автора Рощин Михаил Михайлович

Наш дед Ефим Сижу на корточках над самой водой, где песочек, над речкой, и грежу: как это было, когда? В памяти вы остались иными: и речка, и тот берег, и излука, что справа, и остров, что слева, и небо, и воздух: многократно повторяя природу, память изменила ее за многие годы, или

ГЛАВА 21 1976 год. Ефим Давидович. Петр Кунин. Григорий Подъяпольский. Константин Богатырев. Игорь Алиханов

Из книги Воспоминания автора Сахаров Андрей Дмитриевич

ГЛАВА 21 1976 год. Ефим Давидович. Петр Кунин. Григорий Подъяпольский. Константин Богатырев. Игорь Алиханов Последние дни 1975 года и первые два месяца 1976 года мы жили с Люсей в Новогиреево, на той кооперативной квартире, которую Люся построила для Тани и Ремы.Там я написал

Ефим

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ефим Значение и происхождение имени: происходит от греческого имени Евфимий - благодушный.Энергетика и Карма имени: Ефим - не самое простое имя и часто наделяет своего владельца весьма противоречивым характером. С одной стороны, оно недостаточно звучное, с другой же -

Ефим

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Ефим От «Ефимий» - «благославный» (греч.). Внутренне устойчив. Прилежен. Человек слова, настойчив при решении заранее поставленных задач. В делах любовных не очень удачлив. Ефим - не самое простое имя и часто наделяет своего владельца весьма противоречивым характером. С

Байка 21. Зозуля та Дрізд

Из книги Байки Харківські автора Сковорода Григорий Саввич

Зозуля Федор Владимирович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Юрий Зозуля Windows Vista. Трюки и эффекты

Из книги Windows Vista. Трюки и эффекты автора Зозуля Юрий

Юрий Зозуля Windows Vista. Трюки и эффекты

ЗОЗУЛЯ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Каспийской флотилией

Из книги Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 автора Скрицкий Николай Владимирович

ЗОЗУЛЯ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Каспийской флотилией Ф.В. Зозуля был штабным работником и дослужился до начальника Главного штаба ВМФ. Но в военное время ему довелось командовать отрядами, обеспечивавшими войска на плацдарме у Невской Дубровки под Ленинградом, и

1. Командир РКР «Адмирал Зозуля» В.И.Казаков

Из книги Атлантическая эскадра. 1968–2005 автора Белов Геннадий Петрович
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения одного из моих самых любимых писателей. Интересно, хоть кто-нибудь вспомнит? Выдающийся писатель. Да, все мы знаем Оруэлла, Замятина, но почему-то творчество Ефима Давидовича всегда оставалось в тени, что ещё больше привлекает моё внимание. Вполне возможно, что прямая подача его произведений воспринималась (точнее не воспринималась) критиками и обществом как удар сапогом в лицо! Или даже как плевок в общество. Поэтому на его произведения внимания не обращали. Подумать только, единственное издание – трёхтомник – был издан один раз ещё до Войны и больше ни разу не переиздавался!!!
Критику его я почти не читал, да и нет её вовсе. Только последнее время в Интернете можно было найти отрывки из его биографии.
Стилистически его произведения нельзя назвать ни фантастикой, ни антиутопиями, ни уж тем более утопиями. Это скорее притчи, с чёрным юмором и грубоватой сатирой. И опять же, меня удивила прямая и жёсткая, срывающая шаблон, подача материала. Вычитал, что Зозуля разделял идеи Революции и придерживался социалистических взглядов. В повести "Мастерская человеков" (да, именно так) это очень хорошо видно. Очень многоплановое произведение, хотя некая социальная ориентированность мне не очень понравилась. Идея построения нового человека. Человека будущего. Сверхчеловека. Построения практически в буквальном смысле - из кусков правильных людей, строящих после Революции новую страну - СССР. Создание нового сверхчеловека-Франкенштейна! Не понимаю, почему это в школе не преподавали и не преподают?
В рассказе "Гибель Главного Города" практически идеальным образом описана захватническая политика так называемого "западного мира" (читай - США). В этом рассказе захват Главного Города пришлыми врагами происходит в этаком издевательски-раздражающем стиле, со смехуёчками и «плюшками», но тем не менее, война остаётся войной... Захватчики вынуждают переделать правительство Главного Города по своим «демократическим» правилам.

Особым декретом победителей правительство Главного Города было смещено, а парламент распущен.
Вместо того и другого победители предложили Главному Городу выбрать «Правительство Покорности» из шести человек.
1. Министр Тишины. Его задача - сведение шума Главного Города к минимуму, чтобы не тревожить обитателей будущего Верхнего Города.
2. Министр Вежливости. На его обязанности - оградить кадры рабочих и инструкторов, строящих Верхний Город, от агитации, эксплуатации чувства жалости, а также от оскорблений, насмешек и причинения всяческих неприятностей.
3. Министр Ответственности. Он отвечает за благонадежность жителей Главного Города, гарантирует путем создания строго научной системы абсолютную физическую и психологическую невозможность покушений снизу на благополучие и спокойствие Верхнего Города.
4. Министр Количества. Обязанность - нормировка и, если нужно, сокращение прироста населения, чтобы перегруженность Главного Города не отразилась как-нибудь на благополучии Верхнего Города.
5. Министр Иллюзий. Обязанности - грандиозными декорациями создавать иллюзию неба, где это представится возможным.
6. Министр Надежд.
Последний должен развивать в жителях Главного Города дух мудрой надежды на улучшение обстоятельств в будущем.

Очень много чего напоминает, правда? "Правительство покорности", как вам?! А ведь это 1918 год! Хотя, вполне возможно, что Зозуля показывал не совсем то, что увидел я. Но ведь это и есть искусство! Каждый видит в произведении что-то своё; то, что может или хочет увидеть...
"Живая мебель" – с помощью античеловеческой сатиры в достаточно гротескном стиле показано капиталистическое общество. А на самом деле - любая современная модель мира, практически любой страны. Обычные люди, низы, пролетариат, в конечном счёте для правительства и власть имущих ничто, пыль, быдло, пролы, нумера, "живая мебель"...
В ультрамизантропском «Рассказе об Аке и человечестве» рассматривается идея выбраковки человеков по критерию нужности/ненужности.
Ещё идея пришла, что было бы здорово экранизировать какой-нибудь рассказ Зозули в стиле старых депрессивных кукольных мультиков! Это была бы бомба! Вот только кишка тонка у наших режиссёров и продюсеров поднять такой проект.
...Под катом читайте заметку о забытом писателе от Бориса Ефимова.


Ефим Зозуля? - может спросить иной читатель нового поколения. - Что-то не знаю такого.
Охотно этому верю. И потому позволю себе сразу же привести коротенький рассказ-новеллу несправедливо забытого писателя.

"Был один медник, очень недовольный жизнью. Ему ничего не нравилось. Лицо у него было косое, злое и испуганное. В будни он работал, а в праздники бродил по городу, изливался желчью и все критиковал. Но никому о критике своей не говорил. Боялся.
Так прошло тридцать лет.
К косому и испуганному лицу его прибавилась седая, косая, ехидная борода. А он все злился и все критиковал.
Наконец решил излить злобу. Придумал пакость.
Сам изобрел и выстроил огромную медную трубу, которая, если завести в ней особую пружинку, могла прорычать на весь город самое неприличное ругательство.
Десять лет он строил эту трубу. И вот ночью собрал трубу, высунул в окно, завел пружину на семь часов утра, затем быстро уложил свои вещи, побежал на вокзал и - уехал.
В заведенный час труба прорычала свое ругательство. Но был уже рассвет. Пели петухи. Звенел трамвай. Грохотали телеги. Оглушительно свистели поезда.
И рёв медниковой трубы потерялся в звуках жизни. При синем небе и восходящем солнце, в свежей радости утра неприличное слово прозвучало, как благословение.
А отсутствия старого медника никто не заметил".

Эта, на первый взгляд, простенькая, несколько забавная притча пронизана тем светлым жизнеутверждающим мировоззрением, лежащим в основе всего творчества Зозули.
Нелегкими были молодые годы писателя. Он познал и изнурительный труд чернорабочего, и издевательскую муштру царской казармы, и неволю тюремной камеры за участие в революционном движении. Но это не мешает ему получить серьезное самообразование, изучать философию, увлекаться учением Спинозы, увлекаться искусством, писать о нем статьи, которые, впрочем, никто не печатал.

Но никакие жизненные испытания не лишают его оптимизма, тяги к творчеству. И он добивается своего - его рассказы, новеллы, очерки появляются в печати.

Я познакомился с Зозулей в бурном восемнадцатом году в Киеве и как-то сразу с ним подружился. Уже тогда он мне понравился своим добродушным лукавым юмором, какой-то мудрой рассудительностью. Остросюжетные события, и это естественно, происходили не только в политической и общественной, но и личной жизни людей. Под гром и тревоги гражданской войны люди жили своей жизнью: влюблялись, ревновали, сходились, расходились. Как-то Зозуля познакомил меня и моего брата Михаила со своими друзьями из Москвы - поэтом Александром Вознесенским и его женой актрисой Верой Юреневой. И так случилось, что между Михаилом и Юреневой начался роман. Зозуля был этим крайне недоволен.

Зачем это? - говорил он мне, слегка потряхивая головой (у него был легкий тик). - Не будет из этого ничего хорошего.
И, как положено писателю, мыслящего образами, продолжал:
- Застанет их Вознесенский, ударит Кольцова палкой, выбьет глаз. Что тут хорошего?
- Зозулечка, - засомневался я. - Ну, почему обязательно выбьет глаз? Может быть, обойдется серьезным разговором?
- Не знаю, не знаю, Боречка, мне представляется именно такая картина. Палкой в глаз.
Это предположение, не скрою, весьма меня напугало, и я даже решился заговорить на эту тему с братом, но он только от меня отмахнулся. Действительно, никаких трагедий не произошло - Вознесенский примирился с фактом и скоро нашел утешение в лице одной из слушательниц созданной им Студии экранного искусства, а Кольцов и Юренева вступили в добрые супружеские отношения.
- Ну вот, Зозулечка, все и обошлось, - сказал я.
- Жизнь - это сложная штука, Боречка, - наставительно и с легкой улыбкой ответил он. - Одна семья распалась, другая образовалась. Глаз остался, но осталась и палка.

Начавшаяся в Киеве дружба с Зозулей, крепкая, искренняя, душевная, продолжалась и в Москве.
Зозуля был в числе маленькой группы писателей и журналистов, по инициативе которых в 1923 году возник журнал "Огонек". Он с увлечением и жаром окунулся с первого же номера в работу по редактированию и выпуску журнала, с радостью вдыхая в себя, как он сам выражался, "воздух типографии - нежную и суровую смесь краски, скипидара, свинца и пыли". Пятнадцать лет Зозуля проработал в руководстве "Огонька". С его именем связано также создание популярной Библиотечки "Огонька".

Редакционная работа сочеталась у него с писательской. Из-под пера Зозули выходит ряд рассказов и новелл. Его литературная манера отличается какой-то особой, присущей ему острой наблюдательностью, вдумчивым и зорким интересом ко всем бесконечно большим и бесконечно малым явлениям окружающего мира. С неиссякаемой писательской любознательностью Зозуля подходит к сложной путанице человеческого общества. Он смотрит на жизнь не через натуралистические очки, а прибегает к социальной фантастике, образно говоря, чередуя в своих руках микроскоп и телескоп, рассматривая то обобщенные социально-философские схемы ("Гибель главного города", "Рассказ об Аке и человечестве", "Студия любви к человеку"), то ничтожные происшествия серенькой жизни маленьких людей ("Прислуга", "Хлеб", "Тиф").

Много и плодотворно трудясь как писатель и редактор, Зозуля одновременно вел большую общественную работу как воспитатель литературной молодежи. Он организовал при "Огоньке" известные литературные декадники, на которых для чтения и обсуждения новых стихов собирались за "круглым столом" молодые поэты. При отеческой помощи и внимании Зозули многие из них именно на страницах Библиотечки "Огонька" увидели свои произведения впервые напечатанными. Среди них ставшие впоследствии широко известными, С. Михалков, К. Симонов, Е. Долматовский, М. Алигер, С. Васильев, Я. Смеляков и другие. Вот как вспоминает об этом поэт Сергей Васильев:

Был такой Ефим Зозуля,
друг поэтов молодых,
как по компасу, бывало,
выводил он в люди их.
...Все там были - ели-пили,
начинали путь с азов -
Михалков, Ошанин, Кедрин,
Коваленков, Железнов.
Все нетвердо танцевали
от заглавной буквы "А" -
Алигер и Долматовский,
и покорный ваш слуга.

В середине 20-х годов после долгого перерыва стали возможными для советских граждан зарубежные поездки, и мы задумали с Зозулей поехать в Берлин. То была нелегкая затея - получить французскую визу на советский паспорт представлялось невозможным. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы устранить все препятствия. В то же время при пересечении нами германско-французской границы никто не поинтересовался ни нашими паспортами, ни нашими визами. Мы просто перешли с одной вокзальной платформы на другую и сели в поезд, который через несколько часов доставил нас на Гардю Нор (Северный вокзал) Парижа. Не зная усталости бродим по улицам, площадям и бульварам знаменитого города, поднимаемся на Эйфелеву башню, не без волнения стоим у импозантного мемориала Наполеона, гуляем вдоль бурлящих Елисейских полей, по узкой каменной лестнице поднимаемся на вершину Собора Парижской Богоматери, почтительно стоим у стены Коммунаров на кладбище Пер-Лашез. Короче говоря, совершаем классическое, элементарное знакомство с достопримечательностями Парижа.
...Промчались годы. И все они были отмечены неизменной, "нержавеющей" дружбой с Кольцовым и со мной. Но пришли тяжелые времена. Безвременная гибель Кольцова была тяжелым ударом не только для меня, его родного брата, но и для Зозули, его ближайшего друга. Само собой, он был не только отстранен от работы в "Огоньке" - перед ним закрылись двери издательств, произведения его больше не печатали.
...Писатель Ефим Давыдович Зозуля погиб на фронте суровой военной осенью 1941 года. Четвертого июля пятидесятилетний писатель ушел в ряды московского ополчения. Ушел, чтобы драться за свою страну, за свою Москву, в которой он родился, за все, что он любил и чем дорожил в жизни.
Ушел, чтобы больше не вернуться в свою маленькую семью, к своим незаконченным рукописям...

Лет тридцать назад, тихим весенним вечером, после напряженного рабочего дня, три товарища шли вдоль берега Москвы-реки. Вокруг раскинулась панорама большого строительства: зияли глубокие котлованы, вздымались груды кирпича, в беспорядке валялись гранитные глыбы - набережная одевалась в камень.

Шли три товарища (один из них был Ефим Давидович Зозуля, другой - журналист А. К. Розовский, с новенькой фотокамерой «Лейка» через плечо, третий - автор этих строк), не спеша пробирались сквозь хаос кирпича и гранита и невольно говорили о будущем, о том, какой станет Москва лет через тридцать.

Зозуля вдруг прервал разговор, стал на высокую гранитную глыбу и застыл, смотря куда-то вдаль на простор строящейся Москвы, постаравшись придать своей плотной, коренастой фигуре комически-величественный вид.

Я опустился на гранитный постамент, наш товарищ щёлкнул затвором, мы рассмеялись и пошли дальше…

Помнится, Зозуля вдруг стал серьёзен и сказал, что ему хотелось бы прожить как можно дольше и увидеть Москву двухтысячного года…

И вот сейчас на моем столе лежит шутливая фотография, напоминающая эти далекие, но незабываемые дни. Увы, мечта о долголетии оказалась для Ефима Зозули несбыточной. Едва прожив пятьдесят лет, он погиб в начале Великой Отечественной войны в ополчении, куда пошел добровольцем. На мраморной доске Центрального Дома литераторов имя Зозули значится среди писателей, отдавших свою жизнь за честь и свободу родины.

Ефим Зозуля вступил в литературу ещё в канун Октября, а в двадцатых - тридцатых годах был хорошо известен как автор своеобразных маленьких рассказов. Он печатал их и журналах и газетах, выпускал отдельными книгами. До войны начало выходить собрание его сочинений. О нём писали А. Луначарский и М. Кольцов, Л. Гроссман, Ю. Соболев а многие другие. Книги К. Зозули переведены на французский, английский, немецкий, итальянский, чешский языки.

Ефим Зозуля родился 10 декабря 1891 года в Москве, но детство его прошло в Лодзи, большом фабричном городе. Узкие переулки, заставленные кирпичными корпусами суконных фабрик, унылые хибарки рабочих окраин, люди, похожие на автоматы, хмурые, согбенные, пропитанные пыльным запахом свалявшейся шерсти… Камень узких тротуаров, отсутствие зелени, жалкая роскошь зажиточных мещанских квартир - таковы ранние впечатления Зозули, врезавшиеся в его память.

В первых рассказах Зозули фигурируют мещане, прячущие лицемерие, низость души, внутреннее убожество за ширмочками, за ситцевыми занавесками и плюшевыми портьерами насиженного жилья. Это всё Зозуля знал и перечувствовал с детства. Рано понял он, как трудно даётся рабочему человеку насущный хлеб. Он стал маляром. Расписывая фасады мрачных домов, вися в люльке на крепких канатах, будущий писатель вглядывался в нависшее над городом бледно-свинцовое, а иногда и лазурное небо. Только отсюда и можно было увидеть это небо. Внизу, на тротуарах и мостовых, его заслоняли громады кирпичных строений, застилал фабричный дым.

Трудно сказать, о чём мечтал будущий писатель, юный лодзинский маляр, но присущая ему любовь к жизни согревала его, не давала прийти в уныние от всепоглощающей скуки размеренного мещанского быта. В сером мире пошлости, лицемерия, корысти, душевной низости, среди подавленных нуждой людей Зозуля ловил каждый проблеск благородства и гуманности, каждую крупицу радости. Пусть эта радость мимолетна, как видение женщины, скользнувшей на киноэкране («Душа полотна»), но и этой радостью надо жить.

Зозуля не определяет города, где происходит действие рассказа «Душа полотна» (1915). Он вообще скуп на географические названия. Если в данном случае легко предположить, что это Лодзь, то обычно писатель даёт такие-то обобщённые портреты городов, как и портреты отдельных людей со сгущенными синтетическими чертами их характеров.

Герой, от имени которою ведется повествование в «Душе полотна», - самый обыкновенный человек, мелкий служащий какой-то конторы. Он остро чувствует своё одиночество в этом городе, охваченном скукой и равнодушием. Ему скучно жить, скучно любить… Он приходит к девушке и от скуки объясняется в любви, а она равнодушно выслушивает его признания. И вдруг странная мечта озаряет эту серую жизнь. Герой влюбляется в актрису, играющую нелепую роль в бессмысленной кинокартине «Стеклянный гроб». Отныне появляется цель жизни - найти безвестную актрису, мелькающую перед ним на полотне. Влюбленный тщетно хочет найти иною мечту, идёт ради неё на преступление, доходит до полного отчаяния. При всём печальном развитии этой маленькой, но философски значительной истории Зозуля вкладывает и сердце читателя веру в красоту мечты, пусть дерзкой и недостижимой, но приносящей хотя бы кратковременное торжество над пошлой, однообразной жизнью.

Рассказ «Душа полотна» был написан уже после того, как Зозуля оставил Лодзь. Маляром он работал недолго, но навсегда сохранил любовь к краске, колориту, тонам и полутонам. Стены небольшой московской квартиры Зозули были увешаны его картинами, и этот вечно занятой, деятельный человек в немногие часы досуга со страстью занимался живописью. Как-то стоя со мной на площадке лестницы тогда ещё нового здания газеты «Известия» на Страстной (ныне Пушкинской) площади, он пристально посмотрел в огромное окно, откуда виднелись розовеющий Страстной монастырь, панорама Тверской улицы с пешеходами, трамваями, извозчиками, автомобилями, и сказал:

Я когда-нибудь приду сюда с мольбертом и напишу, непременно напишу этот московский пейзаж, но так, чтобы было видно и стекло окна, сквозь которое буду писать. Трудно, чертовски трудно передать на картине стекло.

Зозуля-писатель всегда хотел осуществить такую трудновыполнимую задачу: как бы сквозь видимое ему одному стекло преломить психологические переживания своего героя, не навязывая читателю себя, но отстаивая свою точку зрения, своё видение и внешнего и внутреннего мира.

В рассказах Зозули мало чисто живописных деталей и почти нет пейзажей. Но сколько красок и различных тонов мы находим в его описаниях человеческих характеров, в показе еле заметных душевных движений его героев!

Во многих своих рассказах писатель сталкивает нас с маленькими трагедиями маленьких людей, встретившихся в омуте капиталистического города и вновь затерявшихся в нем.

Такие рассказы, как «Душа полотна», как «Репортёр и пророчица», написанный уже позже, в Петрограде, посвящены встречам мимолетным, но имевшим большое значение в жизни их героев. Девушки с истерическими глазами, объявившая себя пророчицей, встречается с юрким, болтливым репортёром «серьезной газеты». Каждый по-своему одинок и как песчинка затерян в огромной пустыне столичного города. Оба ищут дружбы, задушевности, и оба хвастают своими способностями, знакомствами, оба хотят «выбиться в люди». Рассказ «Репортер и пророчица» почти бессюжетен, но тема его - значительна. Это осуждение корыстного, себялюбивого мирка, в основе которого лежит мелкое стремление карьериста, желание завоевать себе хоть небольшое местечко в жизни, где властвуют крупные и мелкие хищники. Зозуля никогда не прибегает к голой публицистике, он надеется, что читатель, чутко воспринимающий авторские мысли, сам сделает все необходимые выводы.

В рассказах Зозули много деталей, и каждая из них красноречива. «Она повернулась зачем-то, и репортер заметил, что юбка у неё сзади приколота английской булавкой. Почему-то эта мелочь и еще то, что каблуки были стоптаны, вызвало у него жалость к ней». В немногих подробностях дан портрет «пророчицы» - наивной провинциалки, которой больше всего хочется познакомиться с Шаляпиным. Так же немногословно охарактеризованы профессиональная ловкость и хвастовство репортера.

Наблюдательность у писателей бывает разная. Иногда она сводится к воспроизведению маленьких подробностей, создающих впечатление правдоподобности, - и только. Такая наблюдательность не даёт писателю возможности сделать сколько-нибудь значительные обобщения; он обычно остается в пределах бытовых зарисовок. Но есть наблюдательность и иного характера, когда из незначительных деталей создаётся целая психологическая картина, словно сложившаяся из мозаичных камешков, воспринимаемых не раздельно, а в сочетании, в синтезе. Несомненно, что такой, более глубокой психологической наблюдательности Зозуля учился у Чехова. Это был один из любимейших авторов Зозули, и художественное мастерство Чехова всегда приводило его в восторг. Из автобиографии Зозули мы знаем, что он вникал во все детали чеховского письма.

Зозуля пробовал писать еще в Лодзи, но печататься начал в Одессе. Шумный портовый город в многонациональным населением, с резкими контрастами нищеты и богатства ошеломил молодого Зозулю остротой и новизной впечатлении. Не одно поколение писателей питалось соками этого города. Здесь черпали свои темы А. Куприн и Л. Андреев, И. Бунин и С. Юшкевич. Здесь развивалось молодое поколение советских писателей - Эдуард Багрицкий. Исаак Бабель, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Вера Инбер… Многие из них, почти все, начинали как очеркисты, фельетонисты, поэты, авторы коротких рассказов. Так и Зозуля печатал на страницах газет очерки, рассказы и заметки. Одесса моряков и портовых грузчиков, с жестокими правами прославленной Молдаванки, предоставила молодому писателю богатый материал для наблюдений и зарисовок. Обилие впечатлений словно заряжало Зозулю неиссякаемым запасом оптимизма и страстным желанием всё познать и обо всем рассказать. «И я смотрю на других людей с изумительным интересом, точно вижу их впервые. Они идут куда-то - разные, странные, непохожие…»

Пребывание но военной службе в царской казарме, непосредственнее знакомство с бездушной машиной солдатской муштры принесло Зозуле новые наблюдения и породило ряд рассказов-очерков («В царской казарме», «Пленный» и др.). Бессмысленное, жестокое попирание человеческого достоинства стало одной из обличительных тем творчества писателя и неизменно приводило его к мыслям о необходимости перестройки мира. Однако тогда у Зозули не было ясных перспектив грядущих революционных преобразований. Писатель был скорее разрушителем старого общества, чем созидателем нового. Он обличал его старое общество с иронией, едкой насмешкой, гневным сарказмом.

После Одессы Зозуля переехал в Петроград военных лет и незабываемых дней Октября. Столичная жизнь, богатая впечатлениями, содержательная, вводящая в круг исключительно ярких и глубоких людей, дающая каждый день новые интеллектуальные радости, неизмеримо обогатили творчество Зозули.

Работая секретарем редакции популярнейшего юмористического журнала «Сатирикон», Зозуля полюбил сложное и по-своему творческое дело рождения каждого нового номера журнала. Здесь, в «Сатириконе», пригодились Зозуле и его «малярские» навыки, и художественный вкус, а сближение с группой талантливых «сатирнконцев» подбодрило его и внушило веру в собственные творческие возможности. Журнальному делу он остался предан почти до конца своих дней.

К этому времени относится серия набросков, которую писатель озаглавил «Недоношенные рассказы», Но это насмешливое название не обманет читателя. Ясно, что «недоношенные» рассказы хорошо выношены и продуманы автором, что это лишь литературный приём - отрубить всё, что затягивает действие рассказа, мешает сосредоточиться на основной идее. Очень часто Зозуля нарочито обобщает образы своих героев: для него не важны ни их имена, ни их биографии. Два три штриха, раскрывающие внешний облик персонажа, дают ясное представление и о его «внутренней сути».

Проститутка в кафе нечаянно сбрасывает на пол тарелку с жареным судаком у одного из незнакомых посетителей («Что-то такое»). Посетитель, от лица которого ведётся рассказ, был голоден и заказал это блюдо на последние деньги, по он не рассердился. Почему же? «В лице смущённой проститутки, в этих вытянутых смущённых губах было что-то такое необычное, до того не похожее на её обычные ужимки, улыбки и гримасы, и это что-то было такое милое и хорошее, что я охотно позволил бы ей над любым моим блюдом произвести разрушительную операцию, подобную той, какую протерпел жареный судак, лишь бы опять увидеть на её лице тогдашнее выражение…

Мне кажется, что за два раза это выражение не успело бы ещё стать профессиональным…»

В этой психологической миниатюре как бы сконцентрирована целая жизнь. Автор сумел разглядеть и показать читателю «что-то такое» человечное, что трагически осветило горький житейский путь несчастной женщины.

В другой миниатюре, «Лакей», дан лёгкий, остро вырисованный портрет лакея в кафе. Он «угрюм, морщинист и сед. На затылке у него торчит кончик галстука. Почему-то этот кончик галстука часто торчит на шеях неудачников, как маленький черный флаг на траурном судне».

Персонаж уже перед нами. И когда грубый посетитель неизвестно зачем вырывает из рук лакея газету, которую тот с увлечением читал, лакей инстинктивно протягивает руку, но тут же профессионально суёт под мышку салфетку и низко кланяется… Зозуля уже о ранних своих рассказах искал точного, прочного слова, избегая литературщины и надуманности. Выдумка Зозули не вольная игра фантазии, а рассчитанные ходы, ведущие к художественным обобщениям. Таким, уже определившимся в своей творческой манере художником пришел Зозуля к Октябрю. Однако мировоззрение его ещё не отличалось чёткостью, что иной раз выражалось в путаной философии, которую исповедовали его герои, а иной раз приводило к подмене социальной темы чисто психологическими изысканиями.

В сложных условиях ломки старого быта, привычных норм жизни возникали новые отношения между людьми. Это составляет основу рассказов Зозули, написанных в первые годы революции. Обыкновенные люди, казалось бы буднично-серые, в исключительные моменты жизни совершают героические поступки («Мелочь», «Подвиг гражданина Колсуцкого»). Председатель райисполкома Бриллиант, московский агитатор Беляков, случайно попавший в захолустный городок, балтийский матрос Степанов - все они, когда в город вступает вооружённый отряд но то анархистов, не то полубандитов, проявляют большую выдержку, силу воли и, по существу, совершают подвиг во имя революции. Им всё это кажется «мелочью», будничным делом («Мелочь»). Точно так же, не думая о подвиге, мужественно ведет себя Колсуцкий, защищая вместе с красноармейцами склад от нападения бандитов. Зозуля придаёт большое значение психологии Колсуцкого и воссоздаёт ход мысли скромного, маленького человека, который только через несколько лет понимает по настоящему, что он вёл себя героически.

Писатель внимательно следит за душевными коллизиями своих героев. Интеллигент Григорий Петрович Горлов и его прислуга Таня разделены как бы глубокой психологической пропастью («Прислуга»). Несмотря на то, чго Горлов обращается с прислугой по-человечески, заботливо и старается ничем не унизить её достоинства, она, одержимая жаждой наживы, кулацким отношением к жизни, на каждой шагу лжёт своему хозяину и в конце концов уходит на более выгодное место. Вокруг этого маленького эпизода так или иначе концентрируется группа жильцов коммунальной квартиры, каждый из которых - живое воплощение борьбы между старым и новым.

В рассказе «Прислуга», как и в некоторых других, на первый план выдвинута не столько социальная, сколько морально-этическая проблема. Но при всём том в большинство послереволюционных рассказов Зозули его любимые герои - маленькие люди, - хотя и остаются на первый взгляд такими же незаметными, всё же приобретают новые внутренние качества. Припомним дореволюционный рассказ «Репортер и пророчица» и сравним его с послереволюционным - «Интересная девушка». И здесь и там речь идёт о встрече двух, в сущности, одиноких людей. Но советская эпоха уже создаёт между ними совершенно другие, несравненно более чистые и благородные отношения.

Реалистические, психологически-бытовые новеллы Зозули но исчерпывают его творчества.

Целый ряд произведений Зозули условно можно назвать философско-фантастическими. Сюда относится рассказ «Живая мебель», написанный в острой манере гротеска. Человек-кресло, человск-стол, человек-этажерка, человек-спица в колесе экипажа - всё это аллегории, язвительно разоблачающие наглую жестокость эксплуататоров. Рассказ заканчивается описанием бунта «живой мебели».

Ненависть к старому миру придает фантастике Зозули определенный социальный колорит, хотя как раз политическая сторона фантастических рассказов писателя не самая сильная в его творчестве. Он занимается больше «общечеловеческими» пороками и слабостями людей, он их развенчивает как сатирик, имеющий свои, пусть глубоко гуманные, но ещё политически нечёткие идеалы.

Прежде всего Зозулю интересуют внутренние процессы, которые происходят и будут происходить в сердцах людей, выдавливающих из себя капля по капле презренные пережитки прошлого. С тех пор как, по библейской легенде, Каин убил Авеля («Каин и Авель»), тысячи и тысячи обитателей земного шара гибли из-за страшного, непреодолимого влечения к собственности. Грабежи, завоевательные войны, погромы, племенная и национальная вражда, расовая дискриминация из века в век служили подлому делу стяжательства и наживы.

В рассказе «Граммофон веков» изобретатель Кукс годами работает над созданием аппарата, могущего воспроизводить многообразие звуков прошлых времён. Дело происходит в век полней победы социализма на земле. Это ассоциируется у Зозули с царством солнечного света, свободы и внутренней гармонии.

И вдруг граммофон Кукса изрыгает стоны убиваемых, крики о помощи, проклятья, вопли насилуемых и добиваемых. Всё это голоса проклятого прошлого, восстановленные искусством изобретателя. Но такое напоминание о мраке и несчастьях былых времён звучит кощунственно-ненужным в обновленном мире труда и радости. И сам изобретатель топчет свою машину, говоря; «Пусть сгинет старое! Не надо… не надо…»

Ненависть к старому миру владеет писателем с такой силой, что он не видит в прошлом ничего, кроме страданий и ужасов. Позже он поймёт, что новый мир в своих созидательных трудах воспользуется лучшим из того, что осталось ему в наследство от прошлого, но сейчас он одержим страстным пафосом отрицания и разрушения…

В своих социально-философских рассказах Зозуля намеренно отходит от бытового изображения действительности, прибегает к преувеличениям, игре несообразностями, но вместе с тем не перестаёт быть реалистом. И хотя действие многих его рассказов развертывается в фантастической обстановке, поступки персонажей, весь образ их мышления, их чувства и поведение вполне правдоподобны. Больше того - фантастическое обрамление рассказа лишь помогает полнее выявить идею писателя.

У Зозули был свой почерк и свой круг тем, он черпал материалы из самой жизни и умело комбинировал, сочетал, казалось бы, самые несочетаемые явления и образы.

Последний период жизни, около двух десятилетий, писатель провёл в Москве. Его давнишняя любовь к журналистике развернулась здесь с новой силой. Надо было видеть, с каким воодушевлением Ефим Зозуля искал материал для широко известных в стране журналов «Огонёк» и «Прожектор», как собирал вокруг них одаренную молодежь, как терпеливо вёл он кружок молодых литераторов, среди которых были и Маргарита Алагер, и Ярослав Смеляков, и Сергей Михалков, и многие другие, прочно вошедшие в советскую литературу.

Как сейчас, вижу Зозулю в небольшом редакционном кабинете «Огонька» на Страстном бульваре. Жаркий летний день, окно раскрыто настежь, но этому несколько грузному человеку душно. Он повесил пиджак на спинку кресла и наклонился над столом, где навалены рукописи, груды фотографий, корректуры книжек библиотеки «Огонька», иностранные журналы в пестрых обложках. Зозуля «священнодействует»: орудует ножницами, размахивает кисточкой с клеем, решительно отрезает край снимка, не влезающий в рамки страницы. На срезанной полоске некое подобие икры: скопление множества голов, уменьшенных фотографом до величины булавочных головок. Протягивает срезанную полоску секретарше, говорит почти серьезно:

Напишите извинительные письма этим людям… Никак не вмещаются в номер.

Работать с Зозулей было всегда интересно и весело. Он заражал всех своей энергией. Кончая работу в «Огоньке», немедленно шёл в «Прожектор». Опять авторы, опять фотографии и то же неистовое усердие, которое заставляло Зозулю вкладывать душу в каждую страничку журнала…

Одновременно Зозуля продолжал писать. Искал новые пути для своего творчества. Терпел неудачи, мучился оттого, что богатое содержание наших дней трудно вместить в привычные формы. Зозуля не мог жить без общения с людьми разных профессий, много путешествовал по стране, побывал на огромных стройках, одним из первых проехал по железной дороге Турксиба, несколько раз был в Западней Европе. Всегда возвращался домой наполненный новыми творческими замыслами.

Зозуля ненавидел нытиков и ворчунов, добровольных отшельников, уходивших в глубь себя или державшиеся в стороне от бурного потока жизни. Таких он ядовито высмеивал в своих рассказах и повестях. Припомните его сердитого медника с косой сердитой бородкой, ненавидевшего весь мир за свою неудачливость. Этот медник потратил много труда, чтобы построить большую трубу, которая должна была изрыгнуть громкое ругательство на весь город. Медник завёл пружину своей трубы, а сам убежал из города. «В заведенный час труба прорычала ругательство. Но был уже рассвет. Пели петухи. Звенел трамвай. Грохотали телеги. Оглушительно свистели поезда. И рёв медниковой трубы потерялся в звуках жизни». Эта отповедь «сердитым медникам» была дана Зозулей в 1918 году, и с тех пор писатель неустанно славил победоносное шествие новой жизни, сметавшее на своем пути «человеческий хлам».

«А не устарело ли написанное тридцать сорок лет назад?» - этот вопрос может, естественно, возникнуть у некоторых читателей настоящей книги. Но можно заранее заверить, что многие мысли и образы, рождённые творчеством Ефима Зозули, живут и сейчас. Это объясняется тем, что, резко выступая против фальши и гнили старого мира, буржуазного общества, Зозуля всегда устремлялся в будущее и напряжённо думал о нём.

Хочется, чтобы и молодое поколение советских читателей ознакомилось с лучшим в литературном наследии Ефима Зозули.

Место смерти
  • Рыбинск , Ярославская область , РСФСР , СССР

Ефи́м Дави́дович Зозу́ля (1891-1941) - русский советский прозаик и журналист.

Биография

Сын мелкого служащего. Детство прошло в Лодзи и Одессе . С 1911 он работал журналистом в Одессе, а в 1914-1918 - в Петрограде .

В 1919 переехал в Москву; в 1923 вместе с М. Кольцовым основал журнал «Огонёк» (был составителем номеров, постоянным автором, позднее организовал книжную серию «Библиотека „Огонька“»). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары », публиковавшемся в журнале.

В 1927-1929 было издано его собрание сочинений в трёх томах (запланированный 4-й том так и не вышел). Два романа 3озули, писавшиеся около 1930, остались незавершёнными. В 1930-е годы печатался мало и только в журналах.

С началом войны пошёл в ополчение рядовым, два месяца служил в артиллерии, затем получил назначение во фронтовую газету. Военный корреспондент газеты 31-й армии "Иду на врага" Зозуля Е.Д. умер от ран 3.11.1941 года . Причиной стала гангрена пальцев ног и пневмония . Похоронен в г. Рыбинске, на Старо-Георгиевском прицерковном кладбище.

Творчество 3озули было забыто, его произведения не издавались. Единственное посмертное издание выходило в 1962.

Творчество

3озуля - большой мастер психологического рассказа, его творчество вначале развивалось в традиции А. Чехова . Его внимание привлекают отношения между людьми и события повседневной городской жизни, которые писатель как бы рассматривает в микроскоп, увеличивая некоторые частности, а иногда делая сатирические обобщения. 3озуля обладал удивительной наблюдательностью, помогавшей ему открывать типичные черты и явления в случайностях жизни.

Книги

Собрания

  • Сочинения. Т. 1. М.-Пб.: Круг, 1923. - 270 с.
  • Собрание сочинений / С критико-биогр. очерком Мих. Кольцова и портр. автора. М.-Л.: Земля и фабрика.
    • Т. 1: Рассказ об Аке и человечестве. 1927. - 261, с., л. портр.
    • Т. 2: Гибель Главного города. 1928. - 248, с., л. объявл.
    • Т. 3: Эпоха. 1929. - 278 с., л. объявл.
  • Собрание новелл. М.: Федерация, 1930. - 218, с., л. объявл.

Рассказы

  • Гибель Главного города. Пг.: Новый Сатирикон, 1918. - 128 с.
  • Граммофон веков : Рассказ. М.: Аврора, 1923. - 28, с. (Избр. произв. худ. лит-ры. № 1).
  • Гибель Главного города: Рассказы. [М.]: Рабочая Москва, 1925. - 74 с. (Всеобщая б-ка. № 3).
  • Лимонада: Рассказы. М.: [Правда], 1925. - 63 с. (Б-ка «Прожектор». № 9).
  • Рассказ об Аке и человечестве. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 70).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 8).
    • То же. Изд. 2-е.
  • Весенние рассказы. М.: Огонёк, 1926. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 127).
  • Интересная девушка и другие рассказы. М.: Огонёк, 1927. - 35 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 303).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 51 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 453).
  • Маленькие рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 489).
  • Слава. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 490).
  • Поэмы. М.: Огонёк, 1930. - 38 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 565).
  • Рассказы. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 36, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 20 (674)). На обл. загл.: Маленькие рассказы.
  • 52 новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 44-45 (815-816)).
  • Пятьдесят новелл из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 25-26 (868-869)).
  • Новеллы [из цикла «Тысяча»]. М.: Радио-издат., 1936. - 16 с. (Микрофонные материалы Упр-ния местного вещания Всес. радиоком-та. Лит.-худ. ред. № 9). На правах рукописи.
  • Разные новеллы. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 61 (976)).
  • Новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1937. - 60, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 51-52 (1038-1039)).
  • Я дома: Рассказы / [Вступ. ст. А. Дейча]. М.: Сов. писатель, 1962. - 250 с.

Очерки

  • Что запомнилось: Революционные дни в Петрограде. [Пг.]: Скобелевск. ком., 1917. - 16 с. (Дешёвая нар. б-ка).
  • Встречи / Предисл. А. Луначарского. М.: Огонёк, 1927. - 49, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 288).
  • Из Москвы на Корсику и обратно. Л.: Прибой, 1928. - 149 с., с. объявл.
  • По Европе. М.: Огонёк, 1928. - 43 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 339).
  • Два портрета: [Блюхер, Гугель]. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 35 с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонек». № 53).
  • Будет ли «Максим Горький» летать 1-го мая. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Громов осваивает машину. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Моя Москва. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 45, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 7 (922)).