Беларусь по праву считается многонациональной и многоконфессиональной страной. Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» сегодня расскажет о Ветковском музе старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова. Только там можно познакомиться с жизнью и традициями одного из самых необычных белорусских городов. Город Ветка был основан в 1685 (по другим данным в 1682 году) бежавшими из России из-за преследования со стороны властей старообрядцами. Старообрядчество – движение, появившееся в связи с реформами 1650-1660-х годов в Русской православной церкви. В быту у старообрядцев сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Именно старообрядцы оказали решающую роль на формирование облика города Ветки. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций своеобразен тем, что в нем раскрывается история и самобытность как Гомельского Полесья, так и регионального старообрядчества. Здание, где находится экспозиция музея, построено в 1897 году. Это был особняк местного купца-судовладельца Грошикова.
Экспозиции размещены в 11 залах на трёх этажах основного корпуса в Ветке и в четырёх залах филиала в г. Гомеле. Комплексы построены как образные модели пространства культуры и вписаны в исторический контекст. У музея очень богатая коллекция. Среди художественных произведений, которые хранятся в музее – книги, резьба, чеканка, кузнечное дело, ткачество. Все они представлены как в готовом виде, так и “в процессе создания”, сопровождаясь уникальными местными предметами: старинными инструментами и станками, красками, рисунками и образцами, документами. Сотрудники музея стремятся восстановить не только обрядовый или фольклорный, но и духовный контекст. Экспозиция музея в первую очередь примечательна большим количеством в ней икон. Этнограф начала XX в. писал о Ветке: «Зачастую в старообрядческих домах можно видеть целые стены, уставленные иконами в золочёных киотах – от пола до потолка…». Это попытка перенести в свои дома атмосферу храма, райского сада, залитого неземным золотым Невечерним светом.
Одной, не самой значительной, отличительной чертой икон ветковской школы являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью (сырьё для получение ртути) междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией. Уникальны коллекции местных художественных ремёсел и промыслов XVII – начала XX веков: золотное шитьё и шитьё бисером, золочёная резьба по дереву (киоты); кузнечный металл (местную специфику имеют строительный кованый инструмент и якоря); чеканные оклады на иконы и книги. Представлена живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом.


Традиция ткачества рушников у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни, первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек собрание тканых рушников возросло до трех тысяч единиц, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. Представлены образцы ткачества разных традиций юго-востока Беларуси. Как вы видите, преобладает в орнаменте красный цвет. Этот цвет у радимичей отождествлялся с цветом крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента – древние геометрические знаки. Когда-то отличать один элемент от другого учили сотрудников музея сами мастерицы: для каждого знака существует специальное местное название. Сегодня таких названий зафиксировано около 700.

В коллекциях народных тканей (костюм, декоративные ткани, рушники) находится более 1800 предметов. Ткачество из деревни Неглюбка существенно отличается от остальных традиций ткачества. Особенной его чертой является импровизация и необыкновенное разнообразие узоров. Сегодня этнографы насчитывают 120 разновидностей орнаментов в Ветковском регионе.
Семантика народного костюма представлена на примере уникальной по сохранности древних элементов традиции села Неглюбки. Переход из одного возраста и семейного статуса в другой каждый раз сопровождался переменами в костюме, что имеет в основе архаичную практику инициаций. И каждый костюм-«строй» восстанавливается в значениях как модель всего мира. Для каждого возраста – свой мир. Там где заканчивается ткань, где открываются голые участки тела: горло, шея, руки, ноги - пробегают красные, огненные, солнечные ручейки знаков-оберегов.
В музее можно увидеть ткацкий станок – «кросны». Европейцы заимствовали этот тип у арабов еще в X веке. До этого были вертикальные станки, но у ткачихи быстро уставали руки. Ткали в основном в зимнее время, когда не было никаких земледельческих работ. Старинные технологии уделяли внимание мифологии, и здесь мы видим модель сотворения мира на языке ткачества. У деревянных «ставов» обозначены ноги – они хранят мифологему о паре небесных коней и солнечной колеснице.
В каждой витрине с рушниками представлен в экспозиции ритуальный объект обряда «Свеча». Свечи так же разные по традициям. Раз в год общинную икону и свечу переносили из одного дома в следующий, где «жила свеча» целый год, до следующего переноса. Древние корни культа родового огня слились здесь с христианством.
Пять витрин вышитых тканей вздымаются до потолка. В этих чудесных мирах – живут райские птицы, древние и новые люди, неведомые существа. Геометрические символы сопровождаются изобразительными «переводами». Уникальность книжной культуры Ветки не столько в том, что она сохранила и донесла до нас редчайшие старопечатные и рукописные книги, сколько в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX столетия. Образ райского древа в райском саду в ветковских рукописях оставался долгое время актуальным.
В витрине "Сотворение книги" книга как бы разложена на составные части: бумага разных веков, фрагменты переплетов (доски, кожа), образцы застежек, литых накладок с изображением евангелистов. В центре - Евангелие, изданное в Вильно в 1600 г. Внизу Евангелие XVIII в. К сожалению, до нас редко доходят богатые одежды, в которые одевалась книга. Но об этом можно узнать из записей, оставленных на страницах книг ветковскими купцами - сколько золота и серебра вкладывали они для изготовления книжных окладов. Фрагмент экспозиции, где представлены инструменты мастера-переплетчика: переплетный станок, круглый нож для обрезки блока книги, каток для тиснения орнамента на коже переплета. С помощью таких инструментов еще в 30-е годы XX столетия переплетались книги в ветковских слободах. Они брались в новые одежды, чтобы продолжить свой путь к следующим поколениям, нуждающимся в духовной пище. Бережно сохранялся каждый уцелевший фрагмент печатного текста, что было крайне важным для старообрядцев, сохранивших удивительную культуру общения с книгой, отношения к ней.
В экспозиции "Чайной" можно увидеть приспособления от крошечного походного самовара до огромного роскошного в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара. Как хозяин собирал он всех на утренний и вечерний чай, во время которого обсуждался предстоящий и прожитый день. Особое место в экспозиции занимают самовары, переданные музею его основателем Федором Григорьевичем Шкляровым. Культура чаепития, собраний семьи и родни вокруг самовара заслуживала бы целого вечера бесед. Особенно, если бы этот красавец сиял и посвечивал угольками, шумел и посвистывал. Особенно, если бы в нём кипела вода, принесенная из реки – а до Чернобыльских событий Сож был самой чистой рекой Европы. Впрочем, и сейчас самая чистая река Европы находится на территории Ветковского района – это приток Сожа река Беседь.

Ещё в начале ХХ в. этнограф Иван Абрамов писал, что дома Ветки украшены резьбой, часто очень красивой. Строители-ветковчане, возвращаясь с отхожих промыслов на зиму, стремились превратить в архитектурное чудо и свой собственный дом. В свою очередь, известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, «коих у старообрядцев всегда довольно было». Это своеобразие старообрядческого жилища повлияло на складывание «межконфессионального» стиля резного искусства Гомельской области, процветавшего почти до конца XX века.

Народное жилище наиболее долго сохраняло символическое наполнение каждого конструктивного элемента. Дом воспринимался как космос, отражая всю его полноту в разных своих элементах. Сейчас такие замысловатые узоры воспринимаются как манифестация красоты, но не будем забывать, что слово «космос», в переводе с греческого, значит «красота». Старые ветковские ставни – свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна смотрят на нас молодые предки. Перед нами фотографии ветковчан конца ХIХ – начала ХХ в. На них видно, как эти люди одевались, чем они занимались и даже то, где они бывали. На фотографиях названия фотостудий самых разных городов: Херсон, Новороссийск, Гомель. Сотрудники музея занимаются исследовательской деятельностью. Одним из лучших проектов музея является «Выратаванне старажытных знакаў» – спасение движимых материальных и нематериальных культурных памятников региона. У проекта есть несколько направлений. Одно из них – археологические исследования и мероприятия по сохранению археологических памятников района. Помимо этого проекта музей исследует традиции ткачества Ветковского района, систематизирует сведения о старообрядческой книжной культуре (делает выставки «Гісторыя беларускай кніжнасці» в Музее редкой книги в Гомельской областной библиотеке им. Ленина), о ветковской школе иконописи, о домовой архитектурной резьбе, собирает и популяризирует устное народное творчество.
Адрес музея: г. Ветка, Красная площадь, 5 Время работы: вторник-воскресение 9:00-18:00, выходной – воскресение E-mail: [email protected] Телефон: 8 02330 4 03 30 Входные билеты в 2018 году: - для школьников – 1 руб. - для учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений – 1,50 руб. - для остальных категорий посетителей – 2 руб. Экскурсионное обслуживание: - для школьников, учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений – 4 руб. - для остальных категорий посетителей – 8 руб. - Фотографирование (1 этаж) – 50 коп. - Видеосъёмка (1 этаж) – 2 руб. - Лекции – 6 руб. - Аудиогид на русском, английском, немецком и итальянском языках – 2 руб. Текст: Ксения Тарасевич, фото: автора, архив музея

18 марта губернатор Гомельской области Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова ». Генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова поставила сотрудников музея перед фактом, что филиал, размещенный в здании на территории дворцово-паркового ансамбля, переедет в Ветку.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко . Основная цель работы филиала — выставочная деятельность, однако за эти годы музей стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин с изделиями из дерева, глины, соломы, а знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. За год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента » и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске. Заведующий филиалом «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова» Петр Цалко рассказал:

«В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. Я дозвонился по «горячей линии» председателю облисполкома Владимиру Дворнику , и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда — город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал — это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен ».

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту:

«На данный момент, филиал — это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьезно, для людей, а не «для галочки». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится — вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал ».


Новые экспозиции филиала Ветковского музея народного творчества открылись в Гомеле, по адресу: площадь Ленина, 4, в помещении бывшего шахматно-шашечного клуба. Его любезно предоставил дворцово-парковый ансамбль.

Концепция оригинальна. Четыре зала представляют разные стороны традиционной культуры. Разделы имеют постоянные названия, при том, что экспозиции в них будут периодически меняться. Разным традициям как бы задаются одни и те же вопросы.
Вот они:
1. Шедевр (выставка одного экспоната).
2. Человек Традиции.
3. Вещь как текст духовной культуры.
4. Живое ремесло.

Сегодня представлены:

1. Евангелие XVI в. из слободы Косицкой

В конце 2005 г. музеем был приобретён великолепный манускрипт начала 16 в. – орнаментированное многоцветными заставками, украшенное плетёными буквицами Евангелие. Тогда-то и была рассказана нам история о спасении святынь одной из первых ветковских слобод. Два дня лежала гора книг из старообрядческой моленной – в 1934-м году всё «не могли найти коня», чтобы увезти и закопать их. Тётушка теперешнего владельца уникальной рукописи спасла из груды обречённых памятников многовековой культуры эту книгу. Всё в этой книге говорит о том, что место её создания – крупный монастырь… Именно там существовали многовековые традиции книжного искусства. Писали и украшали манускрипт великолепные мастера. Это обычно происходило в скрипториях, где каждый выполнял свою часть «художества».

Труд писца и на этих страницах впечатляет мастерством. Стиль несколько архаизирующий – слова сливаются в одну строку неразрывно. Но каждая буква здесь – воин Слова.

Буквицы-инициалы многоцветны. Они сплетены из «ремешков», но каждый из них прорастает побегами – вот один из источников позднейшего ветковского стиля! Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение!
Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение.

2. Человек Традиции:

«Дам тебе я на дорогу образок святой…»

Защитная сила древних амулетов, носимых на теле, передалась литым христианским иконкам-оберегам. В XVIII в. это старинное художественное ремесло было запрещено, и традицию лить образки из меди и серебра продолжали только старообрядцы.

Основанная в 1680-х гг. Ветка, крупнейший центр раскола, приняла в свой «космос» староверов разных толков Литые иконки в старину называли «путные». Их действительно брали с собой в путь паломники, «водники» (моряки и речники), купцы, строители… Покидая дом ради отхожих промыслов, мастера, которыми славились старообрядческие слободы, несли и везли литые походные церкви-складни, иконки с любимыми народными святыми – целителями и покровителями ремёсел.

3. Вещь как текст Традиции

Узорные народные ткани и «подсознание» культуры

Уже более четверти века коллектив Ветковского музея занимается изучением ткацких традиций региона. Среди множества вопросов – происхождение и семантика орнамента рушников. Ткачество, угасающее сегодня, представляло когда-то целое пространство перетекающих друг в друга традиций с особыми фондами орнаментальных знаков, техник, композиций узора.

Памятники, собранные во время музейных экспедиций (а это более тысячи рушников), хранят уникальную и во многом не расшифрованную информацию. Порой история здесь погружается в археологию. Рушники предстают как тексты духовной культуры – в многочисленных вариантах отдельных традиций.

В красно-белых узорах старых льняных тканей сохранился геометрический чин орнамента (основанный на ромбо-крестовой системе знаков) – теперь угасший язык, которым когда-то наши предки передавали небу свои заветные чаяния. Как предполагают, система сложилась во II – I тысячелетиях до н. э.

Центр старообрядчества с Красной площадью и один из лучших музеев в стране - сегодня едет в Ветку.

…В середине 17 в. вследствие проведения патриархом Никоном церковной реформы, произошел раскол Русской православной церкви. Не принявших реформу назвали старообрядцами и подвергли гонениям и прочим наказаниям. Преследуемые царским режимом старообрядцы нашли себе пристанище на острове Ветка на р. Сож. Впрочем, нигде не расскажут об истории Ветки лучше, чем в Ветковском музее.

Ветковский музей народного творчества создан в 1978 г. на основе личной коллекции Ф.Г. Шклярова - местного художника и коллекционера старины. С 2012 г. переименован в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Р. Шклярова.

В_музее представлены сплошь уникальные образцы самобытной ветковской культуры;) .

Возможно, только эта коллекция самоваров 18-20 в. не имеет уникальных ветковский особенностей.

Одно из первых, с чем столкнётся посетитель музея, это коллекция Ветковской архитектурной резьбы сложившейся под влиянием киотной резьбы.

Изготовление резных киот («ящиков» для икон) связано с ветковским центром иконописания. Здесь сформировались свои традиции, повлиявшие как на архитектурную резьбу, так и на восприятие Ветковской иконы.

Так выглядят самые простые золочёные киоты.

Кузнечное дело также имело свои особенности: местные умельцы славились изготовлением якорей (до 90 за зиму). Воплощением мастерства местных златокузнецов (чеканщиков) стали кованые ризы (оклад иконы). Ветковская чеканка поражает детализацией и целостностью иконных образов.

Жемчужиной музея является коллекция из 500 икон, большинство из которых старообрядческие.

Отличительными особенностями Ветковской иконописной школы, сложившейся в конце 17 в., было высветление лика вокруг рта, выделение губ и их характерная форма и др.

Иконами из Ветки пользовался весь старообрядческий мир. Секрет изготовления икон передавался из поколения в поколение и делались они только на заказ. Нанимаемый иконописец жил у заказчика до завершения работы над иконой.

Старобрядческая икона в окладе из Ветковского бисера и жемчуга .

Классический пример старообрядческой иконы во всём ветковском.