Согласно ФЗ “Основы законодательства РФ о культуре” основными задачами законодательства в области культуры являются:

  • 1. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность.
  • 2. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.
  • 3. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
  • 4. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации.

Законодательство РФ о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре .

Областью применения Основ законодательства РФ о культуре являются:

  • 1. Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
  • 2. Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы.
  • 3. Художественная литература, сценическое, кинематография, пластическое, музыкальное искусство, дизайн и архитектура, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
  • 4. Музейное дело и коллекционирование.
  • 5. Самодеятельное художественное творчество.
  • 6. Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело.
  • 7. Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
  • 8. Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей.
  • 9. Научные исследования культуры.
  • 10. Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
  • 11. Международные культурные обмены.
  • 12. Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В соответствии со ст.27 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», основы регулирует отношения государства и положение творческих работников, а именно:

  • 1. Стимулирует деятельность творческих работников, направленную на сохранение и развитие культуры, повышение качества жизни народа.
  • 2. Обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности.
  • 3. Способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре.
  • 4. Способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу.
  • 5. Содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов.
  • 6. Расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности.
  • 7. Реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет доходов от собственной деятельности, за счет средств учредителей и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений .

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения:

  • 1. Осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
  • 2. Обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, архивных фондов, библиотечных, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

Право учреждения культуры на получение безвозмездных субсидий от российских и зарубежных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом организации культуры.

В соответствии с ФЗ №83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Финансирование в виде субсидий предполагает, что все операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в органах казначейского исполнения бюджета.

По мнению Набиуллина Н.Р., развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культура выступает основным образующим фактором в формировании человеческого капитала. Только в культурной среде, можно определить цели и нравственные ориентиры развития общества, возможно добиться современного уровня интеллектуального и культурного развития. В культурной среде в настоящее время отводится роль ключевого понятия современного общества, наиболее точно определяющего его нравственную и духовную составляющую. Культурная среда выступает как:

В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важнейшее условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства.

Начата реализация государственной программы «Культура России».

В рамках основных направлений Программы, требуется решение таких проблем и осуществление таких мероприятий, как:

  • 1. Сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
  • 2. Модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности.
  • 3. Информатизация отрасли.
  • 4. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры.
  • 5. Выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.
  • 6. Поддержка современного искусства и народного творчества.
  • 7. Создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
  • 8. Развитие образования в сфере культуры и искусства.
  • 9. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли.
  • 10. Расширение инвестиций в сферу культуры и развитие материально-технической базы.

В рамках Программы предусмотрено выделение следующих этапов выполнения работ:

I этап (2012 - 2014 годы) - предварительный этап, предусматривающий финансирование мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с социально - экономической ситуацией в стране. Предполагается стимулирование создания новых современных произведений, поддержка профессионального искусства, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, проведение культурных мероприятий, выполнение необходимых реставрационных работ, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе.

II этап (2015 - 2018 годы) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства; при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет; в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

В Программе предусматриваются мероприятия по поддержанию, развитию учреждений культуры и созданию необходимых условий для ведения образования в сфере культуры и искусства как базы развития культурного потенциала страны. Предполагается обеспечение учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке, разработанном в рамках Программы.

Комплекс мероприятий Программы формируется по направлениям расходов: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды в разрезе различных направлений. Поэтому государство поддерживает эти направления в виде различных форм финансирования.

С учетом поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения, который необходим для реализации Программы, оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом положения в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной значимости проблемы, а также возможностей ее реализации с применением инструментов государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Формы поддержки культуры и искусства из государственного бюджета могут быть следующими:

  • - прямое финансирование;
  • - общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам;
  • -совместное участие органов власти разного уровня в финансировании;
  • - посредством независимых посреднических структур;
  • -на основе механизмов партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования.

В общем виде доходы организаций культуры формируются из следующих элементов: прямого бюджетного финансирования; косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных фондов.

Прямое финансирование осуществляется на основе полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Финансирование организаций культуры, имеющих статус бюджетных учреждений, согласно вступившему в силу с 1 января 2011г. Федеральному Закону от 8 мая 2010г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения (муниципальных) учреждений», будет осуществляться в форме субсидий из бюджета на выполнение государственного задания.

Таким образом, современным бюджетным законодательством РФ в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям культуры определяется финансирование муниципального задания.

Кроме того, одной из наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки культуры являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Грантовая поддержка позволит, прежде всего, сделать так, чтобы талантливые люди не уходили из сферы культуры и искусства. Главное при этом - наладить систему контроля и эффективности использования грантов.

Косвенное финансирование включает в себя такие элементы, как льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. А также такие финансово-экономические льготы, как закрепление имущества на праве оперативного управления, в некоторых случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги.

Бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета недостаточно, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования.

Помимо бюджетного финансирования, учреждения культуры имеют внебюджетные источники финансирования, формируемые из собственных доходов организации, полученных от предоставления платных услуг и использования имущества, спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований, грантов благотворительных фондов и другие. Для решения проблемы недостаточности финансирования привлекательным является направление, связанное с механизмом партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования .

Однако в России пока не сложились условия, при которых взаимосвязь «государство-бизнес-культура» представляла бы собой равносторонний треугольник взаимодействий. Решением данной проблемы может послужить введение системы стимулирующего налогообложения.

Таким образом, расширенное финансирование учреждений культуры и искусства является ключевым элементом в рамках реализации задач и решения рассмотренных проблем.

Достижение экономического эффекта в сфере культуры и искусства планируется обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, формирования экономически благоприятных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры.

Привлечение дополнительных источников финансирования в сфере культуры может привести к следующему:

  • - появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов;
  • - создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;
  • - освоение новых форм и направлений культурного обмена.

Основной социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сфере культуры и искусства выражается в повышении ее роли в жизни граждан и, следовательно, в повышении качества жизни в целом.

По мнению Поляка Г.Б., для поддержания и развития культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 70 %, доля местных бюджетов составляет 30%, а региональных бюджетов 40%.

Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет средств местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры. За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения.

Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.

В первую очередь это относится к концертным залам, дворцам культуры, театрам, циркам и так далее. Поэтому в этой области бюджетное финансирование сочетается с хозрасчетной деятельностью.

Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают, если бюджетное финансирование музеев, дворцов культуры, библиотек осуществляются по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, организаций кинематографии, цирков бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.

В виде бюджетных субсидий оказывают также поддержки средствам массовой информации .

При составлении бюджетов расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография» рассчитывают исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе культуры, искусства и кинематографии с учетом повышения федерального уровня фонда, оплаты труда и применением индексов - дефляторов расходов на оплату коммунальных услуг, материальных затрат.

По мнению Кузнецовой И.Д. в 2010г. бюджетные учреждения имели сметное финансирование, которое не стимулировало руководителей учреждений к эффективному хозяйствованию и к контролю за качеством оказанных услуг. Поэтому появилась необходимость реформирования бюджетных учреждений .

Целью реформы является снижения бюджетных расходов при повышении качества оказанных услуг.

С момента вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января изменяется система финансового обеспечения муниципальных учреждений.

С 1 января 2011 и до 1 июля 2012г. был установлен переходной период для проведения бюджетной реформы.

Новая реформа бюджетной системы предусматривает:

  • 1. Мониторинг потребности в муниципальных услугах. Введение мониторинга позволит производить систематический сбор информации, оценку и прогнозирование потребности юридических и физических лиц в муниципальных услугах.
  • 2. Изменение подхода к планированию бюджетных ассигнований. Новшеством в новой системе финансирования муниципальных учреждений является переход на планирование расходов предоставления муниципальных услуг вместо расходов на содержание муниципальных учреждений.
  • 3. Формирование муниципальных заданий. Муниципальные задания включают показатели объема и качества услуг, а также плановые объемы бюджетных ассигнований на их предоставление.
  • 4. Создание новых типов бюджетных учреждений. После проведения реформы появились новые типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные .

Последствия бюджетной реформы:

  • 1. Снижение расходов бюджетов.
  • 2. Увеличение дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельностью.
  • 3. Открытость отчетности муниципальных учреждений.
  • 4. Повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения.

Отрицательные стороны реформы:

  • 1. Возникает риск недофинансирования муниципальных учреждений в малых и средних городах и в сельской местности.
  • 2. Платных услуг больше, чем бесплатных услуг.
  • 3. Сокращение бюджетной сферы и расширение сферы рыночной.

Существует два метода финансирования бюджетного учреждения: постатейный и комбинированный методы.

Согласно постатейному методу финансирования:

  • 1. Расходные потребности устанавливаются путем индексации величины расходов предыдущего года;
  • 2. Обоснование потребности в ресурсах выступает главным обстоятельством при планировании финансирования;
  • 3. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или затруднено;
  • 4. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года;
  • 5. В данном методе преобладает внешний контроль, который осуществляется вышестоящими или специализированными ведомствами. Особое внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджета.
  • 6. Низкий уровень делегирования ответственности, т.е. сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств .

Комбинированный метод финансирования предполагает:

  • 1. Бюджетные расходы устанавливаются исходя из количества занимаемых людей. Соотносятся с показателями результатов.
  • 2. Главное при планировании - обоснование приоритетов и ожидаемых результатов.
  • 3. Разрешается перераспределение средств между статьями расходов.
  • 4. Денежные средства, которые остались в конце года переносятся на другой год.
  • 5. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. Контролируется расходование бюджетных средств и достижение поставленных целей.
  • 6. Высокий уровень делегирование полномочий. Сотрудники имеют право самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств и могут самостоятельно определять методы достижения поставленной цели.

Комбинированный метод позволит, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в какой-то сфере, а, с другой стороны, стимулировать учреждения на повышение качества их работы и уровень подготовки людей.

Уровень подготовки людей и человеческий капитал является ориентиром для развития современной экономики .

В то же время, очевидно, что на сегодняшний день культура в России не является приоритетной сферой для инвестирования, несмотря на то, что государственные расходы на культуру выросли по сравнению с предыдущими годами.

Характеристика деятельности бюджетных учреждений

Статус бюджетного учреждения регулируется

федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 9.2 закона дает следующее определение бюджетного учреждения:

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Законом установлено, что бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственного задания, формируемого учредителем. При этом бюджетное учреждение уклониться от выполнения государственного задания не имеет право. Более подробно вопросы формирования государственного задания будут рассмотрены в следующей главе.

Изменение порядка финансирования для бюджетных учреждений создает некоторые гарантии сохранения заявленных объемов финансирования, поскольку в случае со сметными финансированием объем получаемых учреждением средств привязан к фактическим доходам бюджета.

Бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать платные услуги, выходящие за рамки государственного задания. Однако при этом закон устанавливает, что бюджетное учреждение имеет на это право только постольку, поскольку такая деятельность соответствует достижению уставных целей и задач . То есть услуги (работы) предоставляемые за плату, должны соответствовать основному виду деятельности учреждения. При этом порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений устанавливается учредителем, то есть полной свободы учреждения в этом вопросе не получают.

Также определенные особенности характерны для управления имуществом бюджетных учреждений. В частности, бюджетные учреждения не могут распоряжаться ни имуществом, переданным учредителем, ни имуществом, приобретенным за счет предпринимательских доходов. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет предпринимательских доходов. При этом если имущество передано учреждением в аренду, то государственное финансирование его содержания прекращается.

Бюджетное учреждение в соответствии с законом №83-ФЗ имеет право привлекать кредиты и заключать договора финансового лизинга и не имеет права на приобретение ценных бумаг и размещения средств на банковских депозитах. При этом закон №7-ФЗ устанавливает, что бюджетное учреждение вправе заключать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя.

Крупная сделка - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Бюджетное учреждение осуществляет свои денежные операции через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Операции со средствами, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением .

В учебной литературе нет единого определения бюджетного процесса, например, некоторые авторы, говоря о бюджетном процессе, включают в определение деятельность органов государственной власти по составлению проектов государственных внебюджетных фондов, по разработке и осуществлению бюджетной политики.

Таблица 1

Сущность бюджетного процесса

Определение сущности бюджетного процесса

Поляк Г.Б., Финансы. Денежное обращение. Кредит.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой

Боровкова В.А.,

Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита.

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением проектов бюджетов, проектов государственных внебюджетных фондов

Дробозина Л.А., Финансы.

Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,

утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов (в федеративных государствах также бюджетов членов федерации). Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

  • - составление проектов бюджетов;
  • - рассмотрение и утверждение бюджетов;
  • - исполнение бюджетов;
  • - составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются определенные действующим законодательством субъекты управления бюджетной сферой и получатели бюджетных средств, имеющие отношение к разработке проекта, рассмотрению, утверждению закона (решения) о бюджете на очередной год, а также к его исполнению и контролю за процессом исполнения с позиций норм действующего бюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: Президент обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием. Установлен порядок, в соответствии с которым названное послание должно быть направлено в соответствующие органы не позднее марта года, предшествующего бюджетному. Бюджетное послание Президента РФ определено как предусмотренный Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ официальный документ, направляемый в палаты парламента и Правительству РФ с изложением основных задач и приоритетов бюджетной политики государства на очередной бюджетный год. Президент как участник бюджетного процесса фактически определяет приоритеты бюджетной политики. При этом внимательно изучаются предложения других участников бюджетного процесса -- правительства, Счетной палаты РФ и других органов. Как участник бюджетного процесса Президент страны в последней инстанции подписывает законы о федеральном бюджете на очередной год, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также законы об исполнении бюджетов.

Федеральное Собрание РФ (парламент), т.е. его обе палаты - Государственная Дума и Совет Федерации, а также органы законодательной (представительной) власти на местах: Парламент страны и органы законодательной (представительной) власти на местах принимают (утверждают) бюджеты соответствующих уровней, а также законы (решения) об исполнении бюджетов. Именно в этой сфере реально проявляется публичный финансовый менеджмент, содержанием которого является открытое детальное обсуждение всех параметров бюджета с точки зрения их соответствия расходным обязательствам и основным приоритетам бюджетной политики, регулирование значительных потоков финансовых ресурсов, превышающих треть объема ВВП - путем утверждения бюджета по доходам и расходам.

Правительство РФ: Правительства субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах, ответственные за разработку и исполнение бюджетов. Правительство РФ, в частности, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» выступает как орган, ответственный за конкретизацию бюджетной политики в проекте закона о бюджете на очередной гол. Оно осуществляет руководство министерствами и ведомствами, отвечающими за составление бюджета и его исполнение. Аналогична роль органов исполнительной власти на местах.

Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах: Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению Правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство. Правительство является субъектом права законодательной инициативы.

Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам: В России такие органы определены Бюджетным кодексом РФ, согласно которому каждый вид дохода имеет закрепленного за ним администратора, отвечающего за своевременность и полноту поступлений доходов в бюджет, а также за возврат излишне перечисленных в бюджет доходов .

Федеральное Казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета: Это наиболее активные участники бюджетного процесса, не только занимающиеся исполнением бюджета, но и ответственные за составление отчетов об исполнении бюджетов и осуществляющие разработку рекомендаций, вытекающих из результатов исполнения бюджетов.

Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета - Центральный банк (Банк России) и его структуры на местах: В исключительных случаях допускается исполнение бюджета коммерческими банками, что было нормой в период, когда подобных ограничений не было. Но так называемые уполномоченные банки в 90-е годы активно использовали бюджетные средства в своих интересах, задерживая их поступление в бюджетный сектор. Эта негативная тенденция постепенно была преодолена.

Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы: Именно в их адреса поступают на счета в банках бюджетные средства. Поэтому они ответственны за законность, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета: Они осуществляют финансовый контроль законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы: В качестве примера можно назвать крупные коммерческие организации, поставляющие дня бюджетной сферы товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на основе госзаказов и заключенных контрактов и в связи с этим получающие в значительных объемах бюджетные средства.

Последовательное осуществление бюджетного процесса происходит поэтапно. Эти этапы принято называть стадиями. На федеральном уровне бюджетный процесс охватывает следующие стадии:

  • - Разработка проекта бюджета (Минфином) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
  • - Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
  • - Утверждение проекта бюджета.
  • - Исполнение бюджета по доходам и расходам.
  • - Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.

Очевидна определенная цикличность бюджетного процесса. Его полный цикл начинается с Бюджетного послания Президента РФ и завершается принятием закона об исполнении бюджета. С начала очередного года до его конца проект закона о бюджете разрабатывается, вносится на рассмотрение, рассматривается и утверждается. Весь следующий год бюджет исполняется. И еще один год практически уходит на подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета, который в форме закона принимается спустя некоторое время после принятия закона о бюджете на следующий год. Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Основные контуры этого процесса схематично представлены на рисунке 1.

После внесения проекта закона о федеральном бюджете на рассмотрение парламента и принятие его к рассмотрению в рамках первого чтения (длящегося 30 дней) принимается и одобряется (или не одобряется) концепция проекта закона о бюджете. Концепция бюджета -- принципиальная модель проекта бюджета на очередной год как отражение основных приоритетов бюджетной политики государства (соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее процесс и статистику финансирования сферы культуры в Российской Федерации.

Качество и объемы культурных благ непосредственно связаны с финансовой стороной деятельности организаций культуры, и именно эти процессы, обеспечивающие работу культурного сектора, являются объектом современных реформ.

Рисунок 1 Разработка проекта закона о федеральном бюджете

Ученые предлагают различные классификации моделей финансирования культурного сектора. Центральный критерий в основе данных классификаций - соотношение частного и государственного финансирования. До недавнего времени финансовая политика российского государства в отношении учреждений культуры строилась по принципу «полное государственное обеспечение и максимум контроля» .

Основная масса организаций, функционирующих в сфере культуры в современной России, относится к государственному и муниципальному сектору. Деятельность учреждений культуры финансируется, как правило, за счет государственного и местного бюджетов - это основной источник. Статистика финансирования сферы культуры представлена в таблице 2.

Таблица 2

Финансирование сферы культуры в рамках целевой программы «Культура России 2012 - 2018 гг.», млн. руб

Источники финансирования

в том числе:

федеральный бюджет

прочие источники - всего

бюджеты субъектов РФ

внебюджетные источники

Процесс развития культуры невозможен без привлечения средств внебюджетных источников, использования действующих рыночных механизмов, реальной поддержки и активного содействия участников государственно-частного партнерства. Предусмотрено эффективное взаимодействие всех органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных культурных проектов и программ, направленных на развитие отдельных подотраслей культуры, сохранение и использование культурного наследия, увеличение культурной привлекательности регионов и повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры.

На протяжении последних лет такое участие обеспечивалось на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере культуры.

В частности, в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития культуры, в которых предусматривается совместное финансирование и участие в реализации ряда мероприятий в рамках общей федеральной стратегии развития культуры. Разработка региональных концепций развития сферы культуры должна быть продолжена на среднесрочный перспективный период. К настоящему моменту также накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления отраслью культуры с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка услуг в сфере культуры на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, бизнеса и других заинтересованных сторон.

Привлечение внебюджетных инвестиций позитивно показало себя при создании и распространении художественного продукта в области театрального, музыкального и циркового искусства, а также при поддержке производства кинематографической продукции.

Внебюджетные источники предусматривается направить на поддержку творческих проектов молодых авторов в области современного искусства, организацию и проведение всероссийских исполнительских конкурсов, дебютных проектов молодых авторов и исполнителей, а также на обеспечение проектов в сфере народного творчества и искусства. Роль внебюджетных инвестиций будет высока в проведении акций, связанных с участием России в международном культурном процессе, мероприятий по поддержке гастрольной деятельности отечественных исполнителей за рубежом и участию ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях.

Планируется продолжить дальнейшее взаимодействие различных участников в рамках государственно-частного партнерства. Привлечение внебюджетных средств для этих целей будет способствовать наиболее благоприятному сценарию развития сферы культуры в России на перспективу.

В большинстве развитых европейских странах, как и в России, бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть -- от 0,2% до 2,5% .

Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий. Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам :

  • - в форме прямого финансирования;
  • - при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
  • - на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;
  • - через независимые посреднические структуры;
  • - с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания. Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются от страны к стране .

Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант.

Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном регионе .

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам .

С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам). Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности -- если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена .

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий.

Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

в форме прямого финансирования;

при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

через независимые посреднические структуры;

с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная "бюджетная линия" для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном. Во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 млн. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры - это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 млн. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 млн. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 млн. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции - культурную деятельность в местах заключения, министерство образования - преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции.

Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами". Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.

Особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику ее налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется "культуршиллинг" и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% - на культуру.

Во Франции и в странах Северной Европы существует такой специфический налог, как отчисление 1% от стоимости строительства государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги - там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых "доноров" культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Наиболее радикально поступили в Ирландии, где уже более 35 лет все творческие работники освобождены от подоходного обложения. Центральный бюджет ежегодно теряет на этом значительные суммы. Во Франции аналогичная льгота распространяется только на художников и скульпторов. В Финляндии не облагаются подоходным налогом государственные гранты, которые получают писатели и другие деятели культуры. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, - на пять лет, в Финляндии - на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность. В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на банковский "авторский счет", приносящий проценты; подоходный налог взимается только при снятии средств со счета. В Италии с 1985 года введены новые правила налогообложения творческих работников, которые получили право выбирать способ обложения. Они могут декларировать свои доходы либо как поступления от предпринимательской деятельности, либо как трудовые доходы. Во втором случае дополнительно к постатейному вычету расходов применяется единая скидка с налогооблагаемой базы для художников и скульпторов в размере 21% дохода, а для творческих работников, производственные издержки которых меньше, - 16%. Кроме того, художники и скульпторы пользуются единой скидкой в размере 16% для компенсации их расходов на выплату НДС по приобретаемым ими товарам и услугам, для остальных творческих работников аналогичная скидка составляет 6%.

Самой распространенной налоговой льготой для организаций и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. В 80-е годы в Ирландии был отменен НДС на книги, в Италии он был снижен до 2% (при этом периодические издания были полностью освобождены от налога), в Германии - до 7%, во Франции - до 5,5%, в Испании - до 6%. В Бельгии ставка НДС на предметы искусства снижена с 19% до 6%. В Италии более низкий уровень НДС был установлен для ремонтно-строительных работ, направленных на сохранение культурного наследия.

Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. Во Франции, например, юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические - 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода. В Италии эта мера распространяется на производителей не только кино-, но и телепродукции и позволяет выводить из-под налогообложения до 70% личных и корпоративных доходов.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. Киноиндустрия в Европе традиционно пользовалась государственными гарантиями по кредитам, предоставляемыми национальными фондами кино. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и частными банками, в Великобритании - Национальный фонд развития, кредитующий производство фильмов.

На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум "Культура как конфронтация" - документ, в котором конкретизировались основы культурной политики на 2001–2004 годы. В соответствии с меморандумом с 2000 года Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

В рамках реформы финансирования культуры министерство объявило приоритетом культурной политики стимулирование спроса на товары и услуги, производимые в сфере культуры, а не непосредственную поддержку организаций культуры (т. е. производителей). В меморандуме предложен комплексный план действий, осуществляемых под девизом: "Новый ассортимент для новой аудитории". План нацелен на увеличение объема рынка культурной продукции и расширение круга ее потребителей - привлечение в этот сектор рынка инвалидов, пенсионеров, представителей культурных меньшинств и др. Рост спроса и расширение аудитории - измеряемые показатели, которые позволяют контролировать социальную и экономическую эффективность инвестиций в культуру.

Чтобы содействовать инициативам, исходящим от культурных меньшинств, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание включить в свои советы и комитеты представителей названных групп. Эта мера должна способствовать, с одной стороны, появлению новых предложений на рынке культуры, а с другой - гармонизации межкультурных взаимодействий.

Для поощрения молодых талантов было принято решение о приоритетном субсидировании проектов, представленных талантливыми молодыми музыкантами и художниками, молодежными оркестрами и хорами, молодежным обществом истории Нидерландов и т. д. Социально значимой "инвестицией в мировоззрения" молодежи, а значит и в культуру нации, стало расширение программ по гуманитарным предметам в средних и профессиональных школах, а также в университетах.

С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам).

Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности - если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, -процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

Культура и искусство являются очень значимыми сферами для человека. В их развитии и финансировании заинтересовано как государство, так и частные компании или отдельные предприниматели. Пережив непростой постсоветский период, сейчас сфера культуры начала формироваться и стала привлекательной для вложений. Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача-определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Следя за последними тенденциями и изменениями интересов общества, можно смело предположить, что перспективы развития культуры и искусства весьма радужные. С одной стороны государство стремится создавать хорошие условия для развития этой области, ведь это напрямую влияет на статус страны в мире. С другой стороны спонсоры и меценаты проявляют все больший интерес к искусству, понимая все возможности, предоставляемые этой сферой.

Хотелось бы отметить, что экономика культуры-прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности. Культура же, в свою очередь является основой развития экономической отрасли, выпускающей культурные продукты.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим - приоритетом экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощного производителя культурных услуг. Успех деятельности организации в индустрии культуры (как и в любой другой индустрии) зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции - товаров или услуг. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве досуга становятся ключевыми приоритетами и конечными результатами деятельности организаций культуры .

Свою реальную сопричастность к культуре и искусству, заинтересованность в их сохранении и развитии должны почувствовать миллионы людей. Для этого необходимо вписать культуру в текущее потребление, в постоянные статьи расходов семейных бюджетов.

Характерной чертой постиндустриального общества является переход от реальной экономики к так называемой «экономике символов», основным продуктом которой становится бренд. В цивилизации досуга, бренд превращается в стратегический ресурс и капитал организаций культуры, который позволяет получать экономические выгоды от внеэкономических благ - символических атрибутов и преимуществ, осязаемых и неосязаемых элементов репутации, легенд и мифов, культурных традиций, грез и предрассудков, вкусов и симпатий публики.

Культура и творчество становятся абсолютно необходимы процессу потребления в цивилизации досуга, потому что только творческая энергия рождает и развивает желания.

Творческие индустрии способны придать процессу потребления дополнительную глубину и длительность, вызывать и поддерживать интерес и желания - через истории, легенды и мифы, реплики и сувениры, игру воображения, перевоплощения и грезы, погружения в историю или будущее. Культура по своему потенциалу способна вовлекать в переживания, заставлять смеяться и плакать, страдать и негодовать, восхищаться и «улетать», расширяя тем самым границы эмоционального мира.

Очевидно, что развитие досуговой инфраструктуры обусловлено уровнем доходов населения и объемом платежеспособного спроса, хотя сверх динамично происходят заимствование и трансляция образцов по модели диффузии инноваций: от столиц к региональным крупным центрам, из которых формируется опорный каркас сетевой инфраструктуры, а затем нововведения расходятся, как круги по воде, захватывая территории, прилегающие к узловым центрам сети .

Проанализируем теперь, куда направляется финансовый поток доходов от платных услуг, насколько он «освоен» бюджетными учреждениями культуры и искусства. В России приблизительно 122 с лишним тысячи зарегистрированных организаций культуры, из них около 108 тыс. - бюджетные учреждения. Таким образом, доля бюджетных учреждений в сфере культуры очень высока - 88%. Внутри бюджетных учреждений она также значительна, в среднем составляет около 80% и колеблется по видам деятельности: в театрах и концертных организациях - около 60%, в музеях - примерно 75, в клубах - около 90, в библиотеках - 95%. Конечно, внебюджетные ресурсы, которые втянуты в государственные и муниципальные учреждения культуры, сегодня весьма внушительны, тем не менее бюджетное финансирование все равно превалирует. По расчетам с учетом доли бюджетных учреждений и доли в них бюджетного финансирования, около 70% доходов от платных услуг не попадает в учреждения культуры, а аккумулируется в 12% негосударственных организаций культуры. Таким образом, учреждения культуры фактически находятся в стороне от основных внебюджетных финансовых потоков.

В настоящее время сложилась ситуация, когда общее количество государственных и муниципальных бюджетных учреждений составляет более 300 тыс. .

С одной стороны, это большой и плохо управляемый массив организаций, чрезвычайно запутанный с точки зрения разграничения ответственности. С другой - это больницы и дома престарелых, школы и вузы, театры и музеи, от функционирования которых зависит качество жизни населения.

Ключевой проблемой традиционно является ограниченность финансовых средств направляемых учреждениям культуры из местных бюджетов. Выделяемые этим бюджетным учреждениям денежные средства, которые хватает только на выплату заработной платы и частично возмещать расходы на коммунальные услуги .

В связи с этим одной из основных проблемных зон продолжает оставаться слабая материально-техническая база объектов культуры. Многие муниципальные учреждения культуры размещаются в зданиях с высокой степенью износа, используют морально и физически устаревшее оборудование. Следует отметить недостаточно высокий уровень квалификации кадров, в том числе управленческих.

Другой проблемой является - определение оптимальной цены билетов, так как бюджетное учреждение культуры самостоятельно производит расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредителем порядку.

То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее всего, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения определенной местности.

В бюджетном учреждении культуры нет специалистов, которые могли бы правильно рассчитать стоимость единицы услуги.

В нашей стране бюджетные учреждения культуры не смогут существовать без государства. Так как государство все равно финансирует культуру. Изначально государство создавала бюджетные учреждения культуры для того, чтобы они выполняли определенный набор государственных услуг .

Еще одной проблемой является формальный подход к государственному заданию. Так как государственное задание формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Муниципальное задание бюджетным учреждениям культуры выдается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем муниципальных услуг. Закон 83 - ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не предусматривает выдачи задания учреждению и предоставления субсидии на его выполнение кем-либо, кроме учредителя, что существенно осложняет межведомственную интеграцию.

Из-за распределения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления культура, спорт отнесены к полномочиям разных уровней публично-правовых образований. При этом бюджетное законодательство не позволяет свободно финансировать из бюджетов разных уровней или разных публично-правовых образований одного и того же уровня расходы на осуществление полномочий других публично правовых образований.

Другой проблемой является то, что многие бюджетные учреждения культуры не умеют планировать свою деятельность. Так как план финансово-хозяйственной деятельности более детальный и требует проработки, корректировки и анализ данных .

Еще одна проблема, присущая российской культуре - крайне низкая оплата труда работников данной сферы.

Дифференциация российских регионов по объемам финансирования культуры все так же остается крайне высокой. Более благополучное положение характерно для двух культурных столиц - в Москве и Санкт-Петербурге - в городах, где в силу исторических, политических и экономических обстоятельств развита и инфраструктура города, и транспортная сеть, а уровень жизни населения превышает уровень жизни жителей всех остальных регионов.

По мнению Яковлевой Ю. финансовые возможности бюджета страны и субъектов Федерации ограниченны. Однако нам представляется, что государство, объективно оценивая состояние современной российской культуры в регионах и осознавая необходимость поддерживать ее на достойном уровне, обязано разработать и ввести нормативы бюджетных ассигнований по численности учреждений культуры для каждого региона России.