Цель: Участие в общем веселье, быть активными исполнителями, развитие творческих способностей детей.

Из комнаты выбегает Мишка за ним Маша. Она дергает его за лапы и кричит: «Мишка, Мишка, мне скучно!, Вот же скука скучная..» Мишка обегает зал, рычит и убегает обратно в комнату. Маша за ним.

Вед: Мы хотим вас в этот праздник

от души поздравить всех,

Пусть стихи и много песен

принесут улыбки, смех!

Праздник свой мы начинаем,

И ребят своих встречаем!

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» заходят мальчики, выстраиваются полукругом ближе к центральной стене, читают стихи.

    Мы здесь сегодня собрались,

Чтобы поздравить наших мам,

Большого счастья и здоровья

мы от души желаем вам.

    И девчонки все в обновках.

Как украшен светлый зал.

    Говорил же вам, ребята,

к сроку можем не успеть.

Все девчонки виноваты,

Им бы только песни петь.

ВЕДУЩАЯ: Тише, тише не ругайтесь вот они уж тут как тут

Веселее улыбайтесь, наши девочки идут.

(Мальчики слегка расступаются, девочки встаю рядом с каждым мальчиком)

Дев Праздник радостный весенний

двери солнцу распахнул.

Пригласил сюда веселье,

сколько шариков надул

Дев. Еле с вечера уснули,

так боялись мы проспать

Все готово, все на месте,

значит, можно начинать.

Песня: «Солнышко»

(Муз: Н. Лукониной, сл. Л.Чадовой)

МАША: Мишка! Куда же ты подевался? (смущенно) Ой, здрасте. А чего это вы тут делаете?

ВЕДУЩАЯ : Здравствуй, Маша! Мы сегодня отмечаем праздник девочек, мам и бабушек.

Маша: О, праздники я люблю! И у меня сегодня тоже праздник? Ну, давайте подарки скорее.

ВЕД: Подожди, Маша, дети на праздник пригласили своих мам, бабушек. А ты никого позвать не хочешь?

МАША: Эээээ Это чего, за Мишкой идти? Ну ладно. Мишка! Мишка! Ты чего, уснул опять уже что ли? Нас ребята на праздник ждут. Весна уже пришла! Ну, так он все праздники проспит женские. Мишка, я на праздник хочу! Ребята, он меня не слышит!?

ВЕДУЩАЯ : Мы тебе поможем. Надо спеть весеннюю песенку, мишка ее обязательно услышит и прибежит к нам.

Весна шагает по дворам в лучах тепла и света,

Сегодня праздник наших мам и нам приятно это.

    Не зря, не зря капели

так радостно звенят

в честь мам они запели

Поздравить их хотят

    Ручьи звенят сверкая,

шумят и тут и там

Настал весенний праздник

у наших милых мам.

Песня: «Мы по лугу пойдем»

Муз. Н. Лукониной. Сл. Л. Чадовой

После песни выходит сонный медведь, потягивается, и укладывается снова спать.

МАША: (тормошит медведя) Неее, так не пойдет! Я на праздник хочу! Может ты заболел? Ну что, голубчик, давай лечиться. (одевает шапочку врача, достает большой шприц ) Я такая скорая на помощь! Давай, давай лечиться! Давай, давай лечиться! Давай, давай лечиться! (Медведь резко просыпается, с ужасом смотрит на Машу )

МАША: Привет! А чего, ты не спишь? (Медведь снова укладывается )

Э нет, нас на празднике ждут. Наряжайся скорее! Пошли уже. Я подарков хочу!

( Берет шляпку с цветами, шарфик завязывает бантиком и надевает на мишку, дает ему посмотреться в зеркало. Медведь смотрит и подпрыгивает от ужаса. Пытается убежать).

МАША: Чего это он? Мишка, Мишка, ну пойдем уже, нас ребята ждут. (Задумывается ) Только меня сначала накормить надо. А чего у тебя вкусненького есть. Я кушать хочу.

( Медведь выносит стол, кастрюлю, ставит перед Машей и уходит )

МАША: Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят. Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят. Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят. (открывает кастрюлю, смотрит туда, а там ничего нет.) Ребята, но там ничего нет. Чего, же я буду кушать?

ВЕДУЩАЯ: Маша, а кашу ты любишь?

МАША: Даааа, но я больше всех конфеты люблю, но и на кашу согласна!

ВЕДУЩАЯ : Хорошо Маша, ребята сейчас нам помогут, нашу кашку приготовить. (На столике чашка с горохом, у 5 ребят деревянные ложки. Ребята бегут к «повару», он кладет одну горошину в ложку, а дети несут ее в кастрюлю Маше.)

МАША: Мммм Нет. Я все же не люблю кашу. А сладенького ничего нет? (осматривается, находит коробку конфет .) О, вот это, то что надо! (отворачивается от детей и делает вид, что ест конфеты. Потом поворачивается к детям)

Вкусновато, но маловато… (складывает фантики в коробку и ставит на место)

Медведь выходит из домика, прячет руку за спиной, подходит к Маше. Протягивает веник.

МАША: Чего это? Это у тебя букет такой? Мне кажется тете, которой ты его подаришь, он не понравиться (Медведь протягивает его Маше .) Мне не нравится такой букет (Медведь предлагает подмести пол .) Мы что ли уборку делать будем? А когда мы на праздник пойдем? Маленькие дети не делают уборку.

ВЕДУЩАЯ: Маша, ты не права. Наши ребята всегда помогают маме по хозяйству и уборку делать тоже.

Игра с детьми. Уборка. Веник и большой мяч

МАША: ( Машенька будто подмела ) Мишка, Мишка, ну пойдем уже на праздник. Сейчас все подарки разберут.

Медведь выходит с тазиком, в котором лежит грязная посуда. Ставит перед Машей.

МАША: Это чего такое? Еще и посуду мыть? Ну нет! Мы же на праздник собираемся! (Начинает хныкать. Мишка настойчиво подвигает к ней тазик. Маша балуется с крышками и ложками, какие лежат в тазу. Медведь злится.)

МАША: Ну ладно, иди наряжайся. Мы тут сами разберемся.

( Медведь уходит в домик. Маша по очереди достает крышки от кастрюль ложки и давай шуметь)… Вот какой концерт сейчас устроим.

ВЕДУЩАЯ: Маша, это не концерт- это шум! Вот посмотри, Маша, какой музыкальный номер наши ребятки- лягушатки приготовили на праздник.

Танец: «Пять веселых лягушат»

МАША: Ох и правда! Молодцы! (Кричит ) Мишка, ну пойдем уже. Мы всю посуду помыли. (Мишка не откликается и не выходит )

Вед: Эх, Маша. Задерживается Мишка. А нам нужно наш праздник продолжать, и пока мы Мишку ждем, песенку мамам свою мы споем

Песня: «Мамочка, милая, мама моя!»

ВЕДУЩАЯ: А еще у нас на празднике бравые матросы, которые хотят подарить веселый танец нашим девочкам.

Танец «Яблочко»

МАША: ааааааааааааааа Мишка, ну пойдем уже на праздник!

Выходит мишка, в жилетке и бабочке, с букетом цветов. Берет коробку с конфетами, которые съела Маша. Берет Машу за руку. Они идут по кругу, здороваясь с детьми, родителями. Выходят на середину зала. Мишка дает Маше открытку. Маша читает поздравление для гостей. Мишка дарит цветы воспитателю, а коробку конфет другому воспитателю. Воспитатель открывает коробку, а там вместо конфет фантики.

МАША: Ой, что сейчас будет… (Прячется за второго воспитателя. Мишка возмущенно надвигается на Машу.)

МАША: Ну чего ругаешься-то? Там все равно всем не хватило бы. Даже мне мало… Ну, не ругайся, сейчас я все исправлю… Так, где моя большая кастрюля? Будем варить варенье! Только я одна не справлюсь, я же еще ребенок же. Надо собрать все для этого варенья. Ребятки, вы поможете мне может уже?!)

Ведущий: Мы тебе обязательно поможем. Варенье наше будет волшебное, цветочное. Готовь кастрюльку.

(Дети складывают в кастрюльку разные цветочки).

МАША: Воооот сколько цветов, ну теперь можно варить. Маша помешивает, содержимое кастрюльки.

Танец: «Вальс цветов».

МАША: Пока вы играли, я такое варенье сварила! Ух, ты! Конфетное! Сейчас всех угощу!

Маша и Мишка раздают детям угощение. Они прощаются и уходят.

ВЕДУЩАЯ : Дорогие наши мамы,

праздник наш мы завершаем.

Счастья, радости, здоровья

вам от всей души желаем.

Пусть вам солнце ярче светит,

пусть сады для вас цветут.

Пусть не знают горя дети

и счастливыми растут.

Актуальность

Русский народный фольклор - это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, деликатностью по отношению к человеку.

Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. Одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: обычаями, традициями, праздниками, народными художественными промыслами, русским фольклором.

Задачи проекта:

1.Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.

2. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)

3. Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.

4. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.

5. Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви.

6. Развитие связной речи детей посредством диалогов, составлении описательных рассказов о народных игрушках, различных сюжетов.

7. Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.

8. Ознакомление с народной декоративной росписью.

9. Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

10. Развивать творческую самостоятельность. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Для проведения образовательной деятельности оборудовано помещение в виде русской избы, в которой собраны предметы старины: крестьянская одежда, предметы мебели, посуды, орудия труда. Это помогает детям лучше почувствовать культуру русского народа и больше узнать о ней.

Описание планируемых результатов.

Ребенок знает или имеет представление:

Фольклорных жанрах: потешки, песенки, считалки, сказки, присказки. Уметь исполнять их;

Предметах русской избы, их назначении;

Традициях русского народа;

Русских народных праздниках;

Народных игрушках.

Ребенок умеет:

Исполнять народные песенки, потешки;

Принимать участие в праздновании русских народных праздников, которые проводятся в детском саду;

Изготавливать простейшие народные игрушки.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Тема занятий

Цель занятий

Сентябрь

«Милости просим гости дорогие»

« Хлеб всему голова»

Первое посещение детьми избы и знакомство с ее хозяйкой

Расширять знания детей л изготовлении хлеба, познакомить со старинными орудиями труда - серп; знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.

«Октябрь пахнет капустой»

«Страх силу отнимает»

Повторить характерные признаки осени, познакомить с народными праздниками Покров, Сергиев день.

Познакомить со сказкой «Бабушка, внучка да курочка»; объяснить слово «страх»; познакомить с пословицами на данную тему.

«Гончарные мастеровые»

«Дикие животные»

Знакомство с глиняной посудой: кувшин, плошка, миска; с помощью иллюстраций познакомить с особенностью гончарного промысла.

Рассказывание сказки «Лиса и рак»; разучивание песенки-потешки о лисе.

«Здравствуй зимушка - зима!».

« С Новым годом со всем родом!»

«Хороший город Городец»

«Коляда - отворяй ворота».

Беседа о характерных особенностях зимы с использованием народных примет, пословиц, разучивание заклички «Ты мороз…»

Знакомство с традициями празднования Нового года.

Знакомство с Городецкой росписью

Знакомство в рождественскими праздниками и колядками.

«Гуляй, да присматривайся»

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с характерными признаками февраля, рассказывание сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

Знакомство с русским народным праздником, обрядовыми песнями.

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

«Весна, весна, поди сюда!».

Беседа о маме, изготовление подарков; знакомство с пословицами и поговорками

Пение закличек о весне; закрепить приметы этого времени года.

«Шутку шутить - людей смешить».

«Красная горка»

Знакомство с потешным фольклором; отгадывание загадок о весне

Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор ».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор . Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы) . Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах :

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении : от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время , когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору ».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.) .

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ :

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору , обогащать словарный запас детей .

ЗАДАЧИ :

Для достижения этой цели были поставлены задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора , его самобытность.

Дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

Воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

Воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору , развивать образную речь детей , делать ее богаче;

фольклора

Бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом .

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором , мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков;

Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора , его самобытность через игровую деятельность;

Научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора , чтобы они сопровождали его всю жизнь;

Воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом .

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей : провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему , индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором , а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки : он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар : танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора . В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи :

Выявить уровень знаний детей .

Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

Создание фольклорного уголка в группе .

Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка» .

Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов и результатов проделанной работы.

Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара» .

Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам» .

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору .

Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

Максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал ;

Постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

Поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

Результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Развитие творческих способностей детей ;

Обогащение и формирование речи детей ;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами , через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей , а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору , дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа , которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору . Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей , формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

Умей говорить языком доброты;

Будь красив делом;

Умей веселиться, но помни : «Дружба и братство - дороже богатства» ;

Люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад» ;

- цени Отчизну свою : «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями» .

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже :

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро» .

Предметы русского, оформление русской гостиницы , вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро» .

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение : «Ой, коляда, коляда» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица» .

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам : «В мире сказок» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод» . Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя» . Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями) .

Конкурс «Мамина сказка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка» . Задача : выявить знание о жанрах детского фольклора . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча» .

Вторник – «Заигрыш» .

Среда – «Лакомка» .

Четверг – «Широкий четверг» , «Разгуляй четвертак» .

Пятница – «Тещины вечерки» .

Суббота – «Золовкины посиделки» .

Воскресенье – «Прощеный день» , «Целовальник» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение :

«Месяц апрель – всему году ключ» .

«Если март с водой, то апрель с травой» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей : «Путешествие по сказкам» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Аникин «Русский фольклор » . Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры» .

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки» .Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор » . Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» . Москва, «Просвещение» ,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки» . Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия» . Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб» . Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды» .

10. «Игры» , журнал «Народное творчество» ,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа» .№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников» . Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор ; №10 потешки.

16. «Педсовет» .№5,2001;№7.2000.


Проблемные вопросы

1. Как назывались праздники?

2. Какими обрядами сопровождались?

3. Для чего эти обряды совершались?

4. Какую роль при этом играла песня?


Цель проекта

Создать электронный сборник «Календарно-обрядовая поэзия нашей местности»


Фольклорная

шкатулка


Задачи проекта:

1. Узнать, как связана жизнь народа с обрядовыми песнями;

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией;

3. Изучить календарно-обрядовый русский народный цикл;

4. Собрать теоретический материал по данной теме в различных источниках.


Актуальность работы

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников – это актуальная проблема современности.








Обрядовая поэзия зимнего цикла

  • Колядки;
  • Овсеневые песни,
  • Подблюдные песни,
  • Песни-илии

Обрядовая поэзия весеннего цикла

  • Масленичные песни;
  • Песни-величания;
  • Корильные песни;
  • Веснянки;
  • «Средокрестные» песни;
  • Егорьевские колядки;
  • Вьюнишные песни;
  • Хороводные песни.

Обрядовая поэзия летнего цикла

  • Песни Троицы;
  • Песни «русальной недели»;
  • Величальные песни Костроме;
  • Хороводные песни.

Обрядовая поэзия осеннего цикла

  • Жатвенные песни


Зимний цикл календарного фольклора

Приставала Коляда Нашли Коляду

Накануне Рождества. У Михайла во дому.

Мы ходили, мы искали Михайлов дом

Коляду святую Золотом обведен.

По всем дворам, Дети-звездочки,

По проулочкам Жена-солнышко.

Грибановский район


Кто дары дарит,

Тому сына родить,

Красивого да большого.

Кто дары не дарил,

Тому дочь родить,

Паршивую, да вшивую.

На дощечку посадить

И под печку запулить.

пгт Грибановский


Овсень, коляда!

Растворяй ворота

Ворота крючком,

С золотым пятачком.

Голубушки в печи сидят,

На нас глядят.

Они есть хотят.

с. Воронцовка


Весенний календарный фольклор

А мы Масленицу провожали

Ой лю-ли, лю-ли провожали!

В землю черную мы закопали,

Ой лю-ли, лю-ли закопали!

Принесли воду да ножками притоптали.

Ой лю-ли, лю-ли притоптали!

пгт Грибановский


Верба, верба! Верба красна

Верба хлест, Бьет напрасно.

Верба хлест, Верба бела

Бьет до слез! Бьет за дело.

Верба синя Верба хлест -

Бьет несильно. Бьет до слез.

с. Тульновка


Ты вставай-ка, молодец, Тебе песню поем,

Ты вставай-ка, наш вьюнец! Тебе честь воздаем!

Ты расчесывай кудри Награди-ка нас

Костяным гребешком, подарком –

Уж ты взгляни, молодец, Сладким пряником,

В окошко косящатое! Белым, сахарным!

с. Никитовка


Летний календарный фольклор

Не радуйтесь, дубы, Радуйтесь, березы,

Не радуйтесь, зеленые! Радуйтесь, зеленые!

Не к вам девушки идут, К вам девушки идут,

Не к вам красные; К вам красные;

Не к вам пироги несут, К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы. Лепешки, яичницы.

Ио, ио Семик да Троица Ио, ио Семик да Троица.


Красны девицы Судьбу отгадала…

Веночки завили, Коим девушкам

Люшечки-люли, Замуж идти…,

Веночки завили. Коим девушкам

В речку бросали, Век вековать…,

Судьбу загадали… А коим несчастным

Быстрая речка Во сырой земле лежать.

с. Тульновка


На Ивана на Купалу

Расцвело цветов немало.

На Ивана на Купалу

Нам бояться не пристало.

Это праздник наш русальный,

Самый чудный, беспечальный.

Чем длиннее хороводы –

Тем в реке целебней воды.


Жатвенные песни

В поле копнами,

На гумне стогами!

В клети закромами!

В печи пирогами!


Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов




Фольклор НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.


Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.


Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Платье потерялось – Пуговки остались. Пуговки остались. (рябина) (рябина)






Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.


Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе. Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.


Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Будет травка зеленей, Вырастут цветочки Вырастут цветочки На зелененьком лужочке! На зелененьком лужочке!


Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Уродился он густой, Мы помчимся, Мы помчимся, ты постой! ты постой!


Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки. Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.






Частушки Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!


Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок




Колядки Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Воробушек летит, Хвостиком вертит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Рождество встречайте! Воробушек летит,


Веснянки Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными


Масленичные песни Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы. Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр, и творог – Всё летело под порог! Как на масленой неделе Со стола блины летели. Весело было нам, весело было нам! весело было нам!


Летние песни Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Ах, люли, люли, стояла, Алыми цветами расцветала… 25 Заключение Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Использованная литература: Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Сайты Интернета Сайты Интернета