Неменская
Л.А.

зам.
директора Центра НХО,

кандидат
философских наук, доцент,

Лауреат
премии Президента РФ


КАК ОЦЕНИВАТЬ
ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Множество
детских работ перед собравшимися членами
жюри, надо выбирать победителей. Участники
конкурса — это дети, которые обнаружили
свои способности к художественной
деятельности, они более, чем другие
проявляют свою потребность рисовать,
им нравится этим заниматься — и это
важнейший показатель одаренности.

Оценивая
выполненные в конкурсных условиях
работы детей, надо помнить, что
главной целью и ценностью является сам
ребенок, его развивающаяся душа и
взрослеющая личность. Поэтому выбор и
оценка детских работ требует от нас
особой ответственности, и должна быть
понята как диалог, форма общения с
ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно,
мы попадаем в ситуацию наставления и
указания пути. Надо сказать, что за
период проведения конкурса уровень
качества детских работ повышается с
каждым годом. Это особенно заметно не
только по лучшим произведениям, но по
количеству работ высокого уровня и по
возрастающей художественности большинства
представляемых работ. Потому теперь
мы не стали выбирать «самых первых», а
выделили более широкий круг произведений
по разным номинациям.

К
детскому рисунку можно подойти с разных
сторон, оценивая его с совершенно разных
позиций. Появление аналитического
интереса к детскому рисованию принято
относить к началу ХХ века, когда детский
рисунок стал объектом исследований,
более всего психологических, направленных
на соотношение графических качеств
детского рисунка с интеллектуальным
развитием их авторов. Процесс рисования
использовался, впрочем, как и теперь, в
качестве вида психодиагностики и
психотерапии. Наш подход имеет другое
содержание, но нельзя не учитывать
степень выявленности внутреннего мира
детей в их рисунках.

Иной
подход — когда критерием анализа детского
рисунка определяется «мастерство
изображения» — то есть умение иллюзорно
изображать предметный мир в
соответствии с профессиональными
правилами обучения. Эта позиция долго
служила распространенным основанием
для суждения о художественной
неполноценности детского творчества.
Определенные правила и приемы, конечно,
необходимая составляющая обучения, но
у каждого правила должен быть понятный
и востребованный, актуальный смысл.
Тогда правило выступает средством
высказывания и средством художественного
познания, а не как навязанный образец
для подражания, не как прием. Исполнение
заученного приема не должно являться
конечной целью в процессе художественного
развития ребенка.

Художественный
подход к детскому творчеству направлен
на выявление художественной природы
детской изобразительной деятельности.
Сущность детского изображения подобна
сути творчества профессиональных
художников, она заключается в выраженности
личных переживаний автора, его видения
и отношения к миру. Поэтому основой
оценки детского произведения выступают
такие качества как активность авторской
позиции по отношению к изображаемому,
выразительность образного содержания
и изобразительных средств, изобретательность
в их поиске, чуткость к характеру
художественных материалов.

Выявлять
и оценивать в рисунке можно композиционное
решение, общее настроение, выбор сюжета
через смысловую и эмоциональную его
трактовку. На выборе сюжета отражаются
интересы ребенка, его актуальные
впечатления и знания. Задачи изображения
у детей, как и во «взрослом» изобразительном
искусстве, определяются не стремлением
более или менее точно передать вид
предмета, а стремлением выразить свое
понимание и эмоциональное отношение к
нему. Внимательный взгляд юного художника
высвечивает личностно значимые для
него и сущностные аспекты окружающего
мира, и если ему удается выразить их в
рисунке, то это становится настоящим
открытием и откровением для зрителя.
Детские произведения уникальны тем,
что в них воплощаются многообразные
переживания детской души, открывающей
для себя окружающий мир.

Успех
воспитания и обучения в огромной степени
зависит от мастерства учителя, от
творческого подхода к обучению, и конечно
от знания возрастной психологии. Педагог
должен добиваться в своей деятельности,
чтобы, даже учебная, урочная, определенная
темой задания, изобразительная
деятельность ребенка выступала для
него как собственная потребность, как
желание его души, что и соответствует
реальному назначению творческого
изображения. Это не должна быть работа
«на показ», ориентированная лишь на
успешный результат, подменяя творчество
исполнением. Специфика детского рисунка
состоит как раз в значимости самого
процесса рисования, во время которого
развивается и видоизменяется, выращивается
его содержание. Этот процесс, включающий
в себя игру как форму переживания и
моделирования реальности, и он отражается
на результате и придает рисунку качество
особой эмоциональной насыщенности.
Моделируя и воспроизводя в изображении
впечатления действительности,
ребенок-автор осознает свой индивидуальный
опыт в формах изобразительного языка,
в котором происходит освоение культуры
и самопознание. А как следствие, — и само
преобразование.

Искренняя
художественная выразительность детского
произведения вызывает эмоциональный
отклик и эстетическое сопереживание у
зрителя. Конкурсы и выставки детского
творчества это среда общения, которую
ищут и юные художники, и их учителя.
Экспозиция выставки как результат
конкурсного отбора рисунков, строится
с целью выявить характерные особенности
детского творчества, организовать
взаимодействие художника и зрителя,
дать возможность наглядно продемонстрировать
произведения юных авторов широкой
публике. Это важное событие в жизни
каждого рисующего ребенка. В рамках
выставки проводятся семинары и
консультации преподавателей, открытые
методические мастерские, которые
позволяют на примерах детских работ
обсуждать вопросы художественного
развития и обучения детей атмосфере
обмена педагогическим опытом и
радости профессионального общения.

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;


Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия - постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах - использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал - натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.

Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:

По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.

По участию – индивидуальный, групповой анализ.

Дать ответы на вопросы:

1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.

2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.

3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?

4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?

Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.

Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:

Оценка детских рисунков учителем (монолог);

Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);

Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.

При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.

2. Определить методы оценки детского рисунка.

3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.

4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.

5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.

1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.

Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.

2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).

Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.

Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).

В методических разработках должны быть представлены:

1. Упражнения и наглядные пособия.

2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.

Методические разработки выполняются на формате А-3.

Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.

Вопросы для самоконтроля:

1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.

2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.

IV курс, 7-й семестр

1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”

Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.

Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.

Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.

Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.

Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.

Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).

На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.


Похожая информация.