Я не знаток кино. Поэтому не возьмусь писать рецензию, разбирать впечатления, эпизоды и смыслы. Тем более, что это сделали уже до меня. Ниже представлены цитаты из отзывов просмотревших фильм, под которыми я подписываюсь обеими руками.

Фильм смотреть надо и должно.

"Общее впечатление: "мощно", — как на первых кадрах вжало в кресло, так и отпустило только когда включили свет. (Михаил Владимирский)

Бывают фильмы о герое. Бывают - о коллективе. О ситуации.

А это - фильм о смысле. Он раскрывает и заново о-смысливает полузабытые события и сюжеты, не зацикливаясь на конкретике судеб. В кадре остаётся "мясо" смысла, чистая мифологема, голые характеры, ситуации, поступки, отдельно от декораций и дополнений вроде личной судьбы, амуров и пафоса.

Эстетика фильма делает понятными выражение и энергию скульптур, посвящённых войне. Вместо "ого, какие они" видишь: да, это так. (Дмитрий Куринский)

Нет и попытки "в очередной раз утереть нос" американскому кинематографу. Создатели фильма такой цели не ставили и очень правильно сделали. Они снимали НАШЕ кино, без особой оглядки на то, как ТАМ. Снимали то, что хотел увидеть наш зритель, и, надо сказать, у них получилось! (Роман Закурдаев)

Там нет крови. По-моему режиссер выдал на весь фильм один её стакан на всё, на всех. И её на вес золота наносили на раненых, одежду, даже капнули несколько раз на оружие. Это жутко, жутко реально. (Александр Лобач)

Там нет главных героев, режиссер гениально распределил экранное время и внимание к множеству людей, если лицо мелькает часто, то ситуации очень простые и бытовые, если ситуация сочная, ассоциативная, камера даст отдохнуть и расскажет о других ситуациях, которые гораздо важнее и своевременнее, чем чья-то конкретно личность. К концу фильма ты знаешь этих ребят, как коллег из соседнего отдела, хорошие парни, мужики, все разные, но ни одного близкого друга, но все свои, все наши, все люди. Живые люди, которые поднимают адеватный вес, двигаются с адекватной скоростью, если их оглушает, они теряют координацию, в зависимости от психологического и физического состояния, они разные, они очень понятные.

В фильме напрочь отсутствует весь тот шлак, которым столь обильно почует нас современный российский кинематограф на тему ВОВ. Тут нет злобных, брызгающих слюной, политруков, заградотрядов, черенков от лопат, одной винтовки на троих и божественного проведения, нет рефлексий, нет и дешевого неуместного пафоса. Победа добывается воинским умением, отвагой, самопожертвованием и доблестью. (Алексей Пименов)

Пусть другие, как тот же Бондарчук, снимают всевозможные ответы Голливуду - это их дело, лишь бы истории нашей не касались. У них там своя движуха: нужно перещеголять спецэффектами и технологиями, перекошенными лицами, эффектными ракурсами, модными актёрами и трендами. Он словно простая, но цельная личность: попадая в общество людей, где царит конкурентная борьба за право считаться самым креативным, актуальным и продвинутым, он одним своим присутствием расставляет всё по местам. И сразу даёт понять, где настоящее, а где фальшь.

Что ещё хотелось бы сказать, так это то, что фильм снят с уважением к умному зрителю... Тут с самого начала без лишних объяснений понятно, о чём фильм и почему в нём рассказывается именно эта история. Материальная часть на высоте: форма сшита, выглядит и сидит как надо, техника и вооружение соответствуют времени, бойцы двигаются именно как военные, а не как позёры с "пушками". Каждый персонаж действует сноровисто, разумно и осмысленно, у каждого своё место и задача. На что ни посмотри, всё правильно и здраво - настолько, что в определённый момент действие начинает восприниматься как документальное. Простые люди живут и воюют среди обстоятельств, они входят в подвиг естественным ходом событий. Такой банальный, казалось бы, приём делает нелепыми все стереотипы в современных фильмах о любой войне, где специально подготовленные герои вершат грандиозные подвиги, осуществляя главную сюжетную линию. И так из простоты, искренности и профессионализма получается отличное произведение большой художественной мощи. (Яромир Опричь)

Что еще поразило: бойцы действуют тактически грамотно, а не как тупое мясо из современных фильмов про войну. Они меняют позиции, готовят запасные перед боем, не трясутся от страха и не бегут. Бьют танки в бок, чтобы слетела гусеница, а том уже добивают. Никаких штрафбатов, заградотрядов, стреляющих в спину, злых НКВДшников и прочего псевдоисторического бреда. Динамика боя передана на 100%. Иногда казалось, что сам сидишь в окопе с бутылкой с горючей смесью и жжёшь танки. (

«Российское кино снимать не умеют», «ой, пошли лучше посмотрим «Фантастические твари» - такие и другие ответы прозвучали от моих знакомых на предложение сходить посмотреть фильм «28 панфиловцев». И я не собираюсь никого осуждать. Мы все вправе выбирать, что нам смотреть, на что тратить личное время и что любить. И, правда, - не нужно его смотреть ради галочки.

Возможно, именно мои обстоятельства и эмоциональное состояние более подходят для просмотра этого фильма. Реальная война в родном Донбассе , а не учебники истории, научили меня смотреть военные фильмы внимательнее и осознавать, что слова о патриотизме, Отечестве и героизме дедов – это не пустые книжные фразы. И парады 9 мая с реальным ревом танков – не показуха правительства, чтобы весь мир удивить или напугать. Это все намного ценнее, когда знаешь свою историю и уважаешь тех, кто позволил тебе жить под мирным небом и на своей земле.

Осознание этого приходит к каждому, но в разное время. Поэтому я уверена, что фильм «28 панфиловцев» - по собственному желанию или с помощью рекламы, постов в соцсетях, родителей - но все же посмотрят многие россияне. Он ценный.

Не хочется писать изысканными фразами, подбирать слова… Меня удивили самые банальные и простые вещи. В зале кинотеатра было много молодежи. И это не школьники, которых за руку привела учительница и сказала: «Надо, смотрите!» А фильм-то без голливудского шлейфа, без раскрученных актеров, и даже без любовных сцен. Там женщина всего-то один раз в кадре появляется. А молодежь пришла и не сбежала до последних титров.

28 Панфиловцев, трейлер.

История про 28 героев-панфиловцев, которые в неравном четырехчасовом бою уничтожили 18 вражеских танков и отбили наступление немцев на Москву в ноябре 1941 года, в учебниках многими воспринимается как выдумка. Миф, так сказать, для поднятия духа советского народа. Как и фраза, которую произнес перед смертью политрук Клочков : «Велика Россия , а отступать некуда - позади Москва!». Сомневаются, что она была на самом деле. Чтож, всегда найдутся сомневающиеся. Уже много критики обрушилось на это фильм. Но ведь подвиги всегда кажутся нереальными. Но в этом и сила – сделать невозможное... Гораздо легче просто сложить голову. Но панфиловцев готовили не к смерти.

Умереть в бою – оно легче всего. И вроде герой же. Но наша задача - выжить, чтобы жечь фашистские танки, убивать врага и не пустить его в дом, - такие фразы звучали из уст героев.

Кто-то может рассмотреть в этом фильме навязывание патриотизма. Запросто - если вырвать из контекста, например, сцену разговора русского и казаха.

Мы русские сейчас им покажем, - говорит один.

Я вообще-то казах, - говорит второй.

А казах – не русский что ли? Сегодня воюем за русских, если нужно будет - повоюем и за казахов.

Звучал в фильме и украинский суржик. Да, воевали тогда все за одну Родину. Это в реальности сейчас творится не пойми что – нет понимания. Может и не стоит проводить параллели с современностью. Но я их точно видела. Из разговора панфиловцев в окопе прозвучал ответ относительно новоиспеченных россиян таких, как защитник московского ЦСКА Марио Фернандес, американский боец смешанных единоборств Джеффри Уильям Монсон, еще один американец - боксер-профессионал Рой Джонс, французский актер Жерар Депардье, американский актер и продюсер Стивен Сигал и другие.

Если иностранец приехал жить к нам, то он сразу становится русским? – спрашивает один.

Нет, этого недостаточно. Вот, если тот же француз пойдет с нами против фашистов воевать, тогда он русский, - отвечает другой.

Когда пошли титры, то я впервые увидела, что напротив фамилий сценаристов, авторов текстов, осветителей, администраторов и даже поваров были указаны города, в которых они родились. Ижевск , Санкт-Петербург , Москва, Алматы (Казахстан )… Николаев (Украина ), Шахтерск и Торез (Донецкая область). Сдерживать слезы уже не было сил – кто знает, тот поймет.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Первые зрители о "28 панфиловцах": "Этот фильм надо показывать всем, кто хочет напасть на Россию"

Те, кто еще несколько месяцев назад развязал дискуссию о том, что подвиг 28 панфиловцев не соответствует исторической правде, сыграли только на руку создателям фильма и его зрителям. Благодаря этому обсуждению, героическая жертва красноармейцев, защищавших Москву в 1941 получила небывалую зрительскую поддержку

Начиная с двадцатых чисел ноября, когда фильм «28 панфиловцев» ещё не вышел в официальный прокат, моя лента новостей в фейсбуке заполнилась настойчивыми призывами обязательно посмотреть его. Восторженным отзывам тех, кто успел побывать на предпоказе, нельзя было не внять. «28 панфиловцев» называли лучшим фильмом о войне, снятым в последнее время. 24 ноября я сходил на премьеру. Это не лучший фильм о войне.

Фильм снимался на народные деньги. К слову сказать, российское Министерство культуры выделило на него 30 миллионов рублей, ещё около 10 миллионов выделило Министерство культуры Казахстана. Но раз наш минкульт не расщедрился на большее, значит, действительно фильм должен быть хорошим, подумал я. Посмотрел на одном дыхании, долго размышлял и тоже написал в твиттер, чтобы все шли и смотрели. Это не откровенная пошлятина. Но это фильм, который не оправдал ожидания.

Есть прекрасная повесть, написанная советским писателем Александром Беком ещё в 40-е годы о подвиге советских солдат и офицеров отдельного батальона из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, которые сражались с фашистскими захватчиками осенью 1941 года под Москвой. Повесть называется «Волоколамское шоссе». И повесть эта, в отличие от фильма «28 панфиловцев» — настоящая, живая. Че Гевара называл её своей настольной книгой и носил всегда с собой, а Константин Симонов считал повесть одной из лучших книг о войне в советской литературе. В ней чётко показан каждый герой со своими переживаниями, надеждами, мечтами, страхами, характером. Показан боевой путь батальона со дней его основания и до последних боёв в районе Волоколамска. Повесть, написанная, как беседа автора с командиром батальона, старшим лейтенантом Бауыржаном Момыш-Улы , рассказывает о личности генерала Панфилова , о солдатах батальона. Как сражался каждый из них, как их одолевал страх перед внезапно возникшим противником, и как охватывала радость от побед. В книге есть место и трусости, и юмору, и женщинам, и всему остальному, что было в реальной жизни.

А «28 панфиловцев» — про другое. В фильме отдельных героев нет. Выхолощенный, деидеологизированный и немного нереалистичный — это фильм об одном бое, об одном подвиге горстки советских солдат.

«Родина — это где люди живут, а Отечество — как они живут», — объясняет политрук в фильме солдатам. А вот как объясняет комбат в книге Бека, что такое Родина: — «Родина — это ты. Родина — это мы, наши семьи, наши матери, наши жёны и дети. Родина — это наш народ. Может быть, тебя всё-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его (я указывал пальцем на бойцов) — товарищей по окопу и винтовке!». Чувствуете разницу? В фильме Родина — это просто земля, где люди живут.

И уж как-то совсем странно в фильме воюют в одном окопе русский и казах за Россию, а не за Советский Союз. Это попытка избежать в фильме даже малейшего упоминания о советской Родине, о партии, которая вела народ к победе, выглядит странно. Ну, не мог политрук, выступая перед солдатами, не упомянуть в своей речи Коммунистическую партию и Верховного главнокомандующего И.В. Сталина .

Приведу вам отрывок из немецкого исследования о политучёбе в РККА. «Партийный аппарат пронизывал армию сверху вниз, до уровня роты. Партия посылала своих функционеров — комиссаров, политруков, агитаторов, парторгов и комсоргов — в окопы, где они проповедовали, подбадривали, принуждали, успокаивали, вели душеспасительные беседы, разъясняли, помогали увидеть смысл происходящего. …Политработники клеймили проявления слабости как „трусость“ и контрреволюционное „предательство“, проповедовали коммунистическое понимание того, что такое условный рефлекс страха, что такое самопреодоление и героизм, и показывали, как надо преодолевать себя».

А тут политрук произносит абстрактную речь. Вообще в фильме «28 панфиловцев», претендующем на правдивый показ войны, о партии ни слова. Получилась полуправда. А полуправда — это не что иное, как ложь. Очередная ложь о войне, замаскированная под патриотический фильм. Не такая гнусная, как у одного известного режиссера, но всё-таки ложь. Но те, кто выходят на День Победы с триколорами, и клеят на немецкие машины наклейки «На Берлин», тоже ведь называют себя патриотами.

И не могли солдаты разговаривать всё время только о войне, о тактике и стратегии боя. Смутно показанная коротким кадром со спины девушка, с которой прощается солдат — вот и вся любовная лирика. Нет, никто не призывает снимать ещё одну «Битву за Севастополь», где любовным отношениям между героями фильма посвящено неоправданно много времени. Но покажите жизнь и войну реалистичными — такими, какими они были на самом деле. Ведь и водку пили солдаты, и матом ругались, и к девушкам ходили, чего уж там.

Возможно, создатели фильма не хотели очернять этот подвиг советского народа водкой и бабами, не хотели «михалковщину». Не хотели отвлекать любовными линиями от главного, как они сами говорят. А что главное? Какие чувства должен пробудить в нас этот фильм? Патриотизм, мужество? Показали это? Нам показали людей, сделанных из железа, бесстрашных, рвущихся в бой. Этакие супергерои. А воевали-то ведь обычные люди, ещё не окрепшие в боях. Это, напомню, была осень 1941 года. Поэтому особая ценность книги «Волоколамское шоссе», что в ней как раз рассказывается об этих простых советских людях. О том, как им приходилось трудно подчиняться строгой дисциплине, проходить изнурительные тренировки, сталкиваться с предательством и трусостью. В книге нашлось место и расстрелу труса, и изгнанию из батальона одного из командиров за проявление трусости и его возвращение в роту, после искупления вины.

Но вернёмся к кино. Снимали же и до сих пор снимают хорошие фильмы о войне, без всякой «михалковщины». Совместный российско-белорусский фильм «Брестская крепость» — чем не образец? Прекрасное кино о подвиге советского солдата, реалистичное, трогающее за душу. А советские фильмы о войне? У Сергея Бондарчука в «Судьбе человека», снятой по повести Михаила Шолохова , главный герой напивается и приходит домой пьяным к жене и ребёнку. И разве это испортило фильм? Мне кажется наоборот, сделало его реалистичным. Нам показали обычного человека.

Вот реалистичности-то как раз и не хватило фильму «28 панфиловцев», как не хватило конкретности образов, как не хватило идеологии. Боец, читающий в окопе молитву — это ли идеология воина Красной Армии, поднимающегося в атаку за Родину, за Сталина? Вы можете хоть трижды ненавидеть Сталина, но факт остаётся фактом: с его именем солдаты поднимались в атаку, а не с именем бога. Этот, казалось бы, незначительный кадр из фильма, кадр молящегося солдата — плевок в советскую историю. Наряду с бывшей крымской прокуроршей Натальей Поклонской, которая в День Победы встала в колонны Бессмертного полка с иконой Николая Второго — это уже не просто плевок, а громкая пощёчина. Но Поклонскую простить можно. А вот создателей фильма нет. Как нельзя простить и либеральный телеканал «Дождь», который задаётся вопросом, надо ли было сдать Ленинград фашистам.

Мой вам совет — прочитайте «Волоколамское шоссе». Там война настоящая.

24 ноября в широкий прокат выходят «28 панфиловцев», сянтый на народные деньги фильм о боях с гитлеровскими войсками под Москвой.

Ноябрь 1941 года, гитлеровские войска на подступах к Москве — и их надо остановить. Не умирать, останавливая — а остановить и выжить, потому что страна-то большая, а отступать некуда.

Фильм незадолго до премьеры в прессе обсуждался не столько как кинематографический проект, сколько как повод для рассмотрения его как «исторически верного» или «мифологизированного». Было сказано много различных слов (часть из них, как и всякое проявление эмоций, была явно лишней), от «кощунство!» до «пропаганда!». Поэтому идею описывать фильм с точки зрения исторической достоверности или недостоверности мы сразу отмели — в конце концов, умный зритель ходит в кино на художественные картины как художественное высказывание, а не как на лекцию в дом культуры об исторической правде или неправде.

С точки зрения художественной ценности фильм вызвал в редакции достаточно ожесточенные споры; до драки дело не дошло, но было близко. Поэтому мы и от оценки единогласной устранимся: скажем просто, что части московской редакции фильм понравился, а части питерской — нет.

Мы такие разные, удивительно даже.

Итак, традиционно — мы собрали 11 фактов о фильме и делимся ими с вами.

1.

«И в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов» — строчка из песни «Моя Москва», отсылающая к 28 панфиловцам. Это первое упоминание их в популярном художественном произведении (текст был написан в 1941—1942 годах).

С 1995 года эта песня — официальный гимн Москвы.

2.

В интервью создатели говорят, что идея фильма появилась после того, как автор сценария, Андрей Шальопа, узнал, что фильма о 28 панфиловцах нет.

Ким Дружинин, режиссёр-постановщик: Идея написать сценарий о подвиге 28 панфиловцев родилась у Андрея после того, как выяснилось, что про такой яркий эпизод Великой Отечественной войны фильма просто нет. Написание сценария Андрей полностью взял на себя.

Это не совсем так. Да, шедшего широким прокатом (что во времена СССР, что в России) и посвященного отдельно панфиловцам — не было. Но в 1967 году на киностудии «Казахфильм» был снят фильм «За нами Москва», посвященный этому эпизоду обороны Москвы.

В 1984 году для телевидения был снят двухсерийных фильм «Волоколамское шоссе», постановка МХТ им. Горького — о том же.

В 1985 году вышел монументальный фильм Юрия Озерова «Битва за Москву», в котором нашлось место и 28 панфиловцам.

3.

Между написанием сценария и выходом фильма на экраны прошло долгих семь лет: сценарий был готов летом 2009 года, и изначально Андрей Шальопа хотел, чтобы фильм вышел к 70-летию Битвы за Москву, в 2011 году.

Андрей Шальопа : Я искал потенциальных инвесторов, писал письма, делал звонки и назначал встречи. У меня не было иллюзий, что это будет просто, но реальность оказалась бы ещё скучнее, если бы я ограничился только поиском денег. […] Тем не менее проект не только не умирал, наоборот, он обретал очертания. Очень медленно и очень понемногу, но это было движение. […] В какой-то момент наши эксперименты дошли до того, что мы смогли снять тизерный ролик.

4.

Дальнейшая работа стала возможна благодаря открытому в сети краудфандинговому проекту: сбор денег на фильм позволил начать съемочный процесс.

Андрей Шальопа : Осенью 2013 мы выложили в сеть снятую сцену. Это была сцена без единого спецэффекта. Три минуты сплошного диалога. Но, как мне кажется, мы угадали. Резонанс был очень впечатляющий.

5.

С таким долгим процессом запуска неудивительно, что и кастинг был долгим.

Андрей Шальопа : Самый первый актер, которого мы выбрали, был Яков Кучеревский. Он дал согласие сниматься за два года до съемок. А самым последним мы утвердили Алексея Морозова — за один день до начала съемочного периода.

6.

Место для съемок — тоже очень важный момент. Тем более для съемок фильма, который претендует на звание точной исторической рекоменструкции.

Ким Дружинин : По преданию, бой 28 панфиловцев произошел на поле возле разъезда Дубосеково. Конечно, мы неоднократно на этом поле побывали. Снимать там сейчас невозможно, нам нужно было найти похожую натуру. Казалось бы, чего проще, полно полей. Но в итоге нужное мы искали месяца два, бесконечно мотаясь по Ленинградской области. По этому полю шел танковый клин, значит оно было достаточно широкое, однако этот клин остановил всего один взвод. Это значит, что где-то была достаточно узкая горловина. Немцы шли с юга, следовательно, поле должно быть соответствующим образом ориентировано. К тому же, поле должно иметь рельеф и быть живописным. А ещё важно, чтобы к нему был удобный подъезд и место для «каравана». А ещё неплохо бы, чтобы такое поле нашлось поблизости от Петербурга и важно, чтобы на нем разрешили строить декорации, рыть траншеи и взрывать, жечь и стрелять. Мы потратили уйму времени на поиски такой локации и в какой-то момент были готовы уже найти её где угодно и отправиться в экспедицию. Но неожиданно нужное нам поле обнаружилось в 50 км от Питера. Оно не только подошло нам по всем критериям, но также оказалось уникальной климатической аномалией. Снег, который был так необходим нам для съемок, продержался там почти четыре месяца.

7.

Сами съемки тоже оказались куда сложнее, чем казалось поначалу.

Ким Дружинин: Использовать сложнейшие технологии комбинированных съемок, а по сути придумывать их заново, нас вынудили обстоятельства. Танков, которые участвуют в нашей истории, просто не найти. И мы с Андреем придумали использовать макетные съемки, но так как мы не ограничивали свою фантазию рамками возможного, а придумывали, как бы сделать хорошо, красиво и эффектно, то стало понятно, что без поддержки нам не обойтись. В этом вопросе нам на помощь пришли студия «SCANDINAVIA» и ее руководитель Михаил Лосев, и Олег Шмаков вместе с ЦНИИ РТК. Сообща нам удалось реализовать все наши задумки на высочайшем уровне.

Андрей Шальопа: В нашем фильме почти нет нарисованных объектов. Почти всё, что есть в кадре, — настоящее, снятое при помощи технологии комбинированных съемок. Мы выбрали этот способ съемки просто потому, что он показался нам простым и при этом изящным решением. Впоследствии оказалось, что это совсем не так дешево и невероятно сложно. Однако результат однозначно этого стоил.

8.

Музыка в фильме появилась не сразу — но появилась так же, как и большая часть помощи и сотрудничества на съемках.

Андрей Шальопа : Музыка нам впервые понадобилась в апреле 2014. Мы тогда делали небольшой тизер для того чтобы показать нашим жертвователям результат наших весенних съемок. Мне очень хотелось, чтобы в ролике звучал вальс. И я решил дать равные шансы написавшим мне музыкантам. Из всего многообразия сразу можно было выделить трех композиторов, которые прислали хорошие, крепкие работы. Но в конечном счете мы выбрали вальс, написанный Михаилом Костылевым. Это очень талантливый парень. Он, в конце концов, и стал нашим композитором, написавшим для фильма все треки. Под его же руководством мы позже записывали оркестр и хор.

9.

Деньги на съемки фильма дали 35 086 человек. Все эти люди упомянуты не только на сайте фильма — но и в титрах; стена имен в конце фильма, движущаяся по экрану несколько минут, производит очень сильное впечатление.

Андрей Шальопа : В общей сложности на съемки фильма было собрано 34 746 062 рубля. Это абсолютный рекорд для российского кинематографа, и настоящее чудо для всех членов команды.

10.

Осенью 2014 картина получила грант от Министерства культуры РФ, а летом 2015 финансовую помощь оказал Казахфильм.

Андрей Шальопа : Но хочется ещё раз отметить, что у нас бы ничего не получилось и вряд ли кто-нибудь пришел бы к нам на выручку, если бы нас не поддержало огромное количество людей. И не только деньгами, но и своей активностью и верой. За время создания фильма было множество удивительных историй поддержки картины. Кроме пожертвований, было и множество волонтеров, готовых помогать на съемках, с реквизитом, с информацией. Это — огромное доверие. Даже, я бы сказал, вера. Такие поступки не только сообщают ответственность, но и придают сил.

11.

Еще одна очень сильная сторона фильма — в титрах указано место рождения каждого из работавших над фильмом. Вся страна — от Москвы до самых до окраин; и Казахстан активно участвовал. Вот это — очень сильно. Когда страна-то большая, а отступать…