«Тамань» - первая новелла из «Дневника Печорина», написанная якобы самим главным героем произведения - Григорием Александровичем Печориным. Она играет довольно важную роль в сюжете и судьбе персонажа, с одной стороны, дополняя героя, раскрывая многие важные его качества и черты характера, а с другой - помогая сопоставить Печорина с «естественными» людьми, живущими вдали от оков цивилизации и светских условностей - «честными» контрабандистами.

Итак, «Тамань», краткое содержание. Само название обращает нас к небольшому географическому пункту, названному Печориным (повторимся, от его лица пишет Лермонтов большинство «кавказских» глав романа) скверным городишко, где его ограбили и даже едва не утопили.

Отправляясь по предписанию в Пятигорск, Печорин вынужден задержаться в Тамани, ожидая транспорт. Поиск квартиры приводит его на городскую окраину, где герой встречает странного мальчика: тот слепой, что явно видно по белесым глазам, а двигается по крутым извилистым тропинкам ловко и смело, будто всё отлично видит. Говорит слепой достаточно бестолково, мешая русские слова с малороссийским наречием, и вообще, производит не очень приятное впечатление. Вся новелла «Тамань», краткое содержание её, во многом напоминают детективное произведение. Мастер интриги, Лермонтов с самого начала заинтересовывает читателя и держит его в напряжении на протяжении всего повествования.

А приключения Печорина продолжаются дальше. Изба, где ему пришлось квартироваться, без иконы в и, как пишет в дневнике сам герой, явно место «нечистое». Зато на крыше сарая он видит девушку которая напевает загадочную песенку. «Ундина» замечательно хороша собой, и потому Печорин пытается завязать с нею знакомство. А ещё герой подслушивает разговор слепого и девушки, скорее похожий на тайную беседу двоих сообщников.

Далее «Тамань», краткое содержание повести, становятся всё более интригующими. Печорин жаждет приключений, а тут сама судьба заботится, чтобы ему не было скучно. Герой выслеживает тайные тропы, по которым ночью мальчик и ундина пробираются на берег моря. Оказывается, они контрабандисты, и занимаются преступным промыслом. С одной стороны, любопытство Печорина удовлетворено, с другой, ему хочется до конца проникнуть в загадку. Он сам отважен не менее контрабандистов, авантюрная жилка есть и в характере героя. И потому он просто не может упустить шанс хоть несколько разнообразить своё скучное существование.

Конечно, лучше читать всю «Тамань» - краткое содержание не может предать сюжет полноценно. Однако, ясно, что новелла закончится не на мажорной ноте. Девушка-контрабандистка едва не утопила молодого офицера. Слепой мальчишка украл у него шкатулку с деньгами и шашку. Но и он нарушил покой этих людей, живущих по своим законам. В результате ундина и Янко покинули те места, оставив несчастного слепого нищенствовать и голодать, равно как и его бабку, одинокую древнюю старуху. Печорин слышал, с каким отчаянием говорил мальчик о своей судьбе, и как равнодушно и бессердечно отвечала ему красавица-ундина, бросив за услуги ему жалкие гроши. И на нас, на читателей этот эпизод производит тягостное впечатление. Да и Печорин уже не рад, что ввязался в мы понимаем, читая даже краткое содержание - «Тамань» заканчивается печальным выводом героя о том, что ему выпало играть роль топора в руках судьбы, разрушая судьбы тех, с кем сталкивает его жизнь. И очень точно сравнение Печорина себя с одиноким бригом, бороздящим морские просторы, - бригом, который пущен на волю ветра и волн и бесцельно блуждает на горизонте.

Для Лермонтова вообще роман «Герой нашего времени», «Тамань», краткое содержание которой мы вспомнили, в частности, - произведение важное, занимающее центральное место в творчестве. В нём автор постарался нарисовать портрет своего поколения - людей 30-х-40-х годов 19-го века, умных, образованных, талантливых, но так и не востребованных ни своей страной, ни эпохой.

Не имея никаких высоких устремлений и глубоких духовных помыслов, такие люди, как Печорин, зря на пустяки растрачивают свою жизнь и, в конце концов, становятся «лишними», «эгоистами поневоле», ненавистными самим себе.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч», далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине.

В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит - и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале».

Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

I. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.

Особенности сюжета и композиции

Хронология сюжета Композиция

1.«Тамань» 1. «Бэла»

2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

4. «Фаталист» 4. «Тамань»

5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»

«Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.

II. Роль главы «Тамань» в романе.

1840г. «Тамань» «Отечественные записки».

Сюжет главы, её построение.

Ø Печорин приезжает в Тамань

Ø Селится в «нечистой» лачужке у моря

Ø Встречается с загадочной девушкой, слепым мальчиком и хозяйкой

Ø «Околдованного» Печорина пытается утопить «прекрасная ундина»

Ø Печорин срывает планы «честных контрабандистов»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих».

М.Ю. Лермонтов

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в Тамани, имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть Тамань представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.

Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Читатель начинает это понимать, когда открывает дневник героя. Это трагическая исповедь человека, история его души.

«История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Главный вопрос: какой герой Печорин? Что движет им? Печорин – романтик?

Не случайно, вероятно, начинается дневник романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

Нужно отметить, что в Тамани романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет. Янко не боится бури, - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого везде дорога, где только ветер дует и море шумит. Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Судьба не сводит Печорина и этого честного контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть обжитые края. Герои повести занимаются опасным промыслом контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. Богатые товары, груз был велик - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где нечисто, Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он встал, накинул бешмет тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень. Зачем ему нужна эта чужая жизнь. Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все потрогать, наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице ее пламенное дыхание - и в ту же минуту русалка бросила в воду его пистолет. Уже нет ундины, есть противник, с которым надо бороться. В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. А какими последствиями обернулась фраза: А если бы я, например, вздумал донести коменданту. И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением донести коменданту. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь...

Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.

Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.

У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.

Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - страница №1/1

Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».


  1. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.
Особенности сюжета и композиции
Хронология сюжета Композиция

1.«Тамань» 1. «Бэла»

2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

4. «Фаталист» 4. «Тамань»

5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»
«Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.


  1. Роль главы «Тамань» в романе.
1840г. «Тамань» «Отечественные записки».

  1. Сюжет главы, её построение.

    • Печорин приезжает в Тамань

    • Селится в «нечистой» лачужке у моря

    • Встречается с загадочной девушкой, слепым мальчиком и хозяйкой

    • «Околдованного» Печорина пытается утопить «прекрасная ундина»

    • Печорин срывает планы «честных контрабандистов»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих».

М.Ю. Лермонтов

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в Тамани, имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть Тамань представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.


  1. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Читатель начинает это понимать, когда открывает дневник героя. Это трагическая исповедь человека, история его души.

«История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Главный вопрос: какой герой Печорин? Что движет им? Печорин – романтик?

Не случайно, вероятно, начинается дневник романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

Нужно отметить, что в Тамани романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет. Янко не боится бури, - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого везде дорога, где только ветер дует и море шумит. Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Судьба не сводит Печорина и этого честного контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть обжитые края. Герои повести занимаются опасным промыслом контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. Богатые товары, груз был велик - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где нечисто, Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он встал, накинул бешмет тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень. Зачем ему нужна эта чужая жизнь. Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все потрогать, наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице ее пламенное дыхание - и в ту же минуту русалка бросила в воду его пистолет. Уже нет ундины, есть противник, с которым надо бороться. В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. А какими последствиями обернулась фраза: А если бы я, например, вздумал донести коменданту. И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением донести коменданту. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь...


  • Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.

  • Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.

  • У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.

  • Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

  1. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

А. П. Чехов.

«Тамань» - вершина прозы Лермонтова.

Белинский высоко оценил «Тамань»: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом; она вся в форме; если выписывать, то должно бы выписать всю от слова до слова; пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели» (Белинский. Т. 4. С. 226).
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Основные достоинства повествования: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», - пишет в своих воспоминаниях

Д. В. Григорович, - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах». Черновая рукопись повести не дошла до нас; воспоминания Григоровича - единственное свидетельство о той колоссальной работе, которую проделал Лермонтов.


  1. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции.
«Тамань» - остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге - по-новому и в реалистической манере продолжает традиции романтических разбойничьих повестей; вместе с тем в эту маленькую повесть вплетается распространенный в романтической балладе мотив русалки, ундины, но и он переведен в реальный жизненный план: ундина превращается в обольстительную контрабандистку. Особую роль в повести играет пейзаж.

Роли пейзажа в романе:


  • описание места действия;

  • лирическая передача той или иной оценки жизненных явлений;

  • средство характеристики героев, их душевных настроений.
Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань». Этот пейзаж уже подбором деталей (луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль) создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревогу.

А вот описание прекрасной южной ночи - из «Тамани»: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона».

Здесь каждое слово необходимо.

«Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища...» - здесь все важно, все нужно. Полный месяц говорит о том, что ночь была светлая, - это сыграет свою роль потом, когда Печорин отправится вслед за слепым мальчиком к морю. Камышовая крыша и белые стены хаты - о ее убогости, бедности; и дальше о том же свидетельствует ограда из булыжника. «Другая лачужка стояла избочась» - это удивительно точно найденное слово показывает, какая дряхлая, покривившаяся была лачужка. Что «берег обрывом спускался к морю», тоже важно: скоро Печорин пройдет по обрывистому берегу и будет удивляться, что «не сломил себе шеи». «Внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны», - эти слова не просто передают красоту природы; они так точны, что позволяют нам ясно представить себе и звуки, и цвета, и даже не названные Лермонтовым запахи южной ночи.

Эта глава романа выделяется ярко выраженной романтической стилистикой и особой сюжетной динамикой.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» - первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.

Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».

Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» - с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.