Когда Я приду, найду ли Я веру на земле?
(Лк. 18:8)

Как часто в нашей с вами жизни нам приходиться делать выбор: сказать ближнему правду или соврать, помочь или пройти мимо, перекреститься, идя около храма Божиего, или отвернуться, сотворить добро или зло... Вся наша жизнь – это и есть выбор. Чем же мы должны руководствоваться, совершая те или иные действия? Конечно же Словом Божиим.

Если наш выбор основывается на вере в Господа нашего Иисуса Христа, то и дела наши будут благоприятны пред Ним. Выбор зависит от духовных ориентиров, прежде всего в самом человеке. Это как некий компас, указывающий правильный путь. Если стрелка компаса указывает не туда, куда нам нужно, то совершенно неизвестно куда мы с вами придём.

За последние 100 лет духовные ориентиры в нашей стране менялись несколько раз. От православной монархии к убийствам верующих и разграблению храмов, от атеизма к свободе совести и вероисповедания. Всего лишь за век мы с вами научились обходиться без священников и церквей. Подумать только, мы с вами даже стали стыдиться упоминать существование Бога. Поверили в происхождение человека от обезьяны и уже успели смириться с мыслью, что с физической смертью человек вот так просто исчезает, как будто его и не было. А как же Тот, Кто создавал всё, что мы видим, в том числе и нас? Кто продумал нашу вселенную со всеми законами и правилами? Кто же тогда пострадал на Кресте и спас всех нас? Как будто и не было этого. Кажется это всего лишь сказка, которую мы в лучшем случае слышали от бабушки.

Тем не менее, апостол Павел нам говорит: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). А есть ли у нас эта вера? А верим ли мы, что всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит? (Кол. 1:16-17) А может, мы просто не хотим верить? Ведь у нас же всё есть: работа, приносящая пускай не такой как нам хотелось бы, но всё-таки доход, дом, машина, родители, любящая жена (муж), дети, друзья и т.д. Но иногда нам кажется, что именно сейчас чего-то не хватает, чего-то или Кого-то. И мы, помня как молилась бабушка, тихонечко произносим: «Господи, помоги». И Господь не оставляет. Он как любящий Отец, готов принять каждого и помочь.

Зная это, мы должны молиться и не забывать благодарить Бога за ВСЁ. А молимся мы и вправду редко. Считаем, что нам просто не хватает времени. Неужели за весь день у нас не найдётся и трех секунд, чтобы произнести Иисусову молитву? Для монахов эта молитва является оружием духовным. Если ты не будешь молиться, то как сможешь противиться злу, будучи обезоруженным? На Афоне монахи даже дышат особенно: вдыхают с мыслью «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий », а выдыхают - «помилуй мя грешного ».

А что же наши дети? Мы сами так редко уделяем время общению с Богом, так ещё и детям не даём возможности быть со Христом. Господь ещё за 2000 лет нас просил: не препятствуйте детям приходить ко Мне (Мф. 19:14). У наших детей ведь занято всё свободное время: школа, факультативы, различные кружки и спортивные секции, а ещё ребенок хочет в интернете с друзьями списаться и на завтра домашнее задание выполнить, а в выходные хорошо бы за город поехать. Дорогие родители, а где же место Богу? Святитель Тихон Задонский говорит, что, конечно, полезно учить наукам и художествам, но необходимо родителям учить жить своих детей по-христиански . Ну, скажем мы, ребенок в школу пошёл, там его и научат, а нас он и не особо слушает. Так вот помните слова Иоанна Златоуста: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей» . А школа сейчас особо и не стремится дать нравственные основы, лишь бы ЕГЭ сдали успешно.

Даже в законе в статье 63 Семейного кодекса РФ сказано, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Обратите внимание, что не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание – говорит Иоанн Златоуст. Но не всякому образованию должны внимать дети, а лишь тому, что не противоречит Слову Божиему, ибо по мнению святителя Тихона Задонского более надо почитать Божие повеление, чем родительское . Потому и родителям необходимо учить детей Евангелию, прочитывать вслух, разбирать трудные места, и конечно же всей семьёй стараться приходить в воскресные и праздничные дни в храм, исповедуясь и причащаясь Тела и Крови Христа.

Не бойтесь и не стыдитесь, если вас попросят о помощи в храме. Я был в одном селе на юге России, где люди считали зазорным, постыдным не то что бы помочь в храме, но и просто придти в церковь на службу. Вы же сами и детей своих приучайте любить церковь и по возможности трудиться при храме, ибо это дом Божий, где слышны ваши молитвы и где, через приобщение Святых Таин, возможно обрести спасение.

Трудитесь о Господе, ибо всякий трудящийся достоин награды своей! (Тим. 3:15)

Художественная культура XVII века

Смена духовных ориентиров







«Бунташный век»

  • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
  • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

Авраамий Палицын

  • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

Хворостинин И.А

  • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

Реформа Никона

  • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
  • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

Повесть о Савве Грудцыне

  • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
  • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
  • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

Симеон Полоцкий

  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
  • Стихотворный перевод Псалтири

Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


Протопоп Аввакум

  • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

Николай Павлович Дилецкий

  • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



Воздвижение Креста

Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Воздвижение Креста

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


В 2009 году в США вышло пособие «Белое пятно: почему журналисты не пишут о религии». Книга написана под редакцией авторов религиозных колонок знаменитых американских изданий. Основной посыл этого труда – «мы не можем не писать о религиозных проблемах после событий 11 сентября 2001 года, поскольку религиозные контексты определяют другие ориентиры: политические, социальные, культурные». Когда мы наблюдаем за болезненной для нас ситуацией на Востоке Украины, то понимаем, что проблема имеет значительно более глубокие корни. И здесь дело не только в геополитических и властных амбициях, а в духовном кризисе, на который мы, как общество, часто закрывали глаза. Об этом – в размышлениях на основе недавних событий.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В начале недели украинцы праздновали 1026-летие Крещения Руси. Конечно, нынешнее празднование не было таким скандальным, как в прошлом году. Украинцы вышли на крестный ход по улицам Киева с просьбой мира и прекращения войны. Зато в Москве, в то же время собралось около сотни тысяч мусульман для празднования завершения Рамадана. В СМИ даже раздавались разнообразные комментарии по поводу сравнения этих событий. Для меня лично нет ничего плохого в том, что мусульмане имеют свое законное право, как и христиане для проведения религиозных обрядов. Однако это событие разрушило миф об истоках христианства, который лелеяла Москва, присваивая себе чужую историю. Мы наглядно убедились в том, кто является ментально ближе к христианскому мировоззрению, и кто прямой потомок Владимирского крещения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА

Хотя украинцы – это по-настоящему христианская нация, о чем свидетельствует история на всех этапах развития государства, однако есть также и скрытые духовные проблемы, которые для многих кажутся неважными, однако в действительности они имеют большое значение. После ужасной катастрофы малазийского «Боинга 777» на территории Донецкой области буквально всё внимание мировых медиа сконцентрировано на этом событии. После трагедии все передовые европейские и американские печатные издания изобиловали карикатурами-шаржами-коллажами на Владимира Путина, но на более действенные шаги, имея в виду очередной круг жёстких экономических санкций, Европа не отважилась. Однако в истории этой катастрофы, по-видимому, многих взволновало не только это. В социальных сетях, а позже - в мировых и украинских медиа, всё больше распространяли видео о мародёрствах террористов по отношению к телам погибших. Именно эти кадры выглядели самыми страшными, поскольку засвидетельствовали духовный кризис наивысшей степени. Собственно в этом контексте, по-моему, и стоит говорить об отсутствии ценностно-моральных ориентиров, ведь любая религия мира отрицает, во-первых, такое обращение с человеческой жизнью (вспомним расшифровки диалога террористов перед сбиванием самолёта, обращение с членами экспертной комиссии – Авт.), во-вторых, учит с уважением относиться к человеческим останкам. Поэтому через сюжеты СМИ об издевательстве над телами, по-моему, должны сделать для себя соответствующие выводы как украинцы, так и мировое сообщество. Для нашего общества должно быть очевидным то, что на Востоке да и не только, хотя сегодня именно в этой части страны больше всего заметно, медленно развивался духовный кризис. Это явление не только включает в себя постсоветский атеистический синдром, но также популяризацию жизни без ценностных ориентиров: собственной гражданской позиции, крепкой семьи, вкуса жизни. Пророссийская пропаганда именно в этом регионе в течение десятка лет готовила свое ополчение. Моя бывшая однокурсница, которая была наблюдателем на президентских выборах 2010 года в Енакиевом, родном городе Виктора Януковича, рассказывала, насколько бедно живут местные жители: мужчины – в шахтах, женщины борются за кусок хлеба для собственных семей, продавая выращенное на огороде. Эти люди были доведены не только до материального, но морального обнищания, из них изо дня в день формировали рабов. Безусловно, сегодня мы гордимся нашими военными, которые героически защищают Украину, воюют на передовых без надлежащего продовольствия и обмундирования. Однако мы забываем, что среди нас есть и часть тех, кто до сих пор поддерживает ДНР и ЛНР, коммунистическую партию, даже несмотря на её запрещение; тех, которые готовы заниматься мародерством прямо (среди террористов есть часть людей с украинским гражданством) и опосредствовано (через коррупцию и продажность). Во-вторых, кадры с действиями террористов по отношению к человеческим останкам возмутили мир. Однако, не направляется ли мировое сообщество к духовному кризису? В предыдущих колонках мы писали о секулярном отношении к человеческой жизни – легализация абортов, опытов над эмбрионами, эвтаназии («Культура жизни vs культура смерти» от 30.09.13 и «Смерть «не страдает» от 07.10.13). Конечно, эти действия не сравняются с видимыми действиями террористов, но шаг за шагом приближают к руине.

Сегодня Украина имеет шанс наглядно доказать миру и исправить исторические пропагандистские стереотипы России, в частности, что касается мифа о «русском мире» и христианском первенстве. К реализации этой возможности может и должно приобщиться медиа-сообщество. Кроме этого, пережитые трагические события засвидетельствовали, что для развития нового украинского гражданского общества нужно обратить внимание на проблему духовной руины, пытаясь ликвидировать её всеми возможными путями вместе с институтами Церкви, медиа, власти. Одних лишь инициатив общественности – недостаточно, должен быть выработан единый механизм формирования здорового мышления в государстве. Во-вторых, находясь в сообществе европейских государств, Украина должна быть государством-личностью с собственным характером и без комплекса второсортности. Нужно понять, что как нация мы владеем чрезвычайным духовным потенциалом, потому нужно «продвигать» эти смыслы и не бояться развивать их, ведь государство без «сердца» - обречено на гибель!

Культ «положительных знаний». Обществу, переживавшему процесс индустриализации, требовались люди, обладающие не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. Без умений считать, читать и писать невозможно было обходиться тем, кто по роду деятельности связан с машинным производством. Процесс производства постоянно усовершенствовался и обновлялся. Чтобы пользоваться новыми механизмами, а тем более, чтобы создавать их, требовались специальные знания. Другие, не менее сложные и разнообразные знания нужны были для организации производства и торговли. Без этих знаний, получаемых из книг, связанных с осмыслением различных сторон жизни окружающего мира, трудно было достичь успехов в новых условиях. Знания стали цениться не просто как нечто, украшающее человека, они стали жизненной необходимостью. Поэтому в обществе сложилось прежде неведомое уважительное отношение к знаниям. Стремление к знаниям, к учению приносило материальный достаток, позволяло добиться более высокого положения в обществе. При этом особенно ценились те знания, которые имели непосредственное практическое применение в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Это время называют «эпохой положительных ценностей». Даже философия, наиболее абстрактная из наук, в эту эпоху стала позитивной (положительной) философией. И очень важно, что считалось желательным максимально широкое распространение знаний, их популяризация. Не случайно применительно к этому времени отмечалось, что влияние Гомера было потеснено влиянием Гекели, известнейшего уче- ного-популяризатора научных знаний.

Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Ученые подсчитали, что на протяжении XIX в. было сделано более 8500 крупных открытий и изобретений. Многие научные исследования были направлены на то, чтобы установить закономерность в тех или иных явлениях. Например, астрономы сделали столь основательное описание Солнечной системы, что оно позволило предположить наличие планеты, которую обнаружили позднее в ходе целенаправленных поисков.

Особое значение для формирования нового взгляда на жизнь природы и общества оказали два важнейших научных открытия, обнародованные в середине столетия: открытия теории эволюции Ч. Дарвином (1859) и периодической системы химических элементов Д. Менделеевым (1869) давали объяснение, а главное показали упорядоченность существующего многообразия природных форм. Общество отнеслось к открытию Менделеева спокойнее, потому что оно не затрагивало привычных представлений о том, что для человека казалось неприкосновенным,-роли человека в природе. А вот теория Дарвина многим показалась оскорбительной, да еще ставящей под сомнение привычные религиозные представления. Можно долго перечислять открытия, сделанные в разных научных отраслях в этот период, можно вспомнить о многочисленных теориях, разработанных в подтверждение или опровержение дарвиновской теории эволюции, но важнее отметить, что понятия «эволюция» и «прогресс» становятся ключевыми и основополагающими, а наука обретает никогда не виданное прежде значение.

Преклонение перед наукой, научными знаниями превращается в своего рода культ. Создалось впечатление, что эволюция, развитие, совершенствование составляет главную отличительную черту всего существующего мира. В переложении на жизнь общества это понималось так: человеческое общество постепенно и неуклонно совершенствуется, движется по пути прогресса, который облегчит людям жизнь, сделает ее счастливее и справедливее. Исходя из того, что обновление присуще всему, прогресс определяет все стороны существования общества, все изменяется, а изменение равнозначно улучшению, совершенствованию, следовало признать действенность прогресса в сфере культуры, искусства. А ведь в этой сфере сохранялась традиция преклонения перед авторитетом «старых мастеров».

Наука и религия. Возникла проблема нового соотношения науки и религии. Если в течение предшествующих столетий происходила секуляризация общественного сознания: мирская, светская мысль завоевывала себе место в сознании общества, менялись по своей сути место и роль веры и религии в жизни человеческой личности и общества, - то происшедшие изменения требовали внутреннего осмысления. Проблемы религиозной жизни XIX в. невозможно свести лишь к противоборству «знания» и «заблуждения», прогресса и того, что его тормозит. Все это было, но за этими внешними процессами нельзя не заметить другого - внутреннего обновления религии, поисков форм, приемлемых для нового общества, осуществляемых различными конфессиями. Пожалуй, лаконичнее всего эту потребность общества сформулировал английский поэт Теннисон: «Пусть мысль с душой один язык найдет» . Примирить или противопоставить науку и религию -эта проблема проходит красной нитью через всю историю духовной жизни рассматриваемого периода.

Начавшийся со времен Возрождения процесс секуляризации сознания западного (в данном случае это определение включает практически все страны Европы и Америки) общества завершается в XIX в. Религия утратила свою роль регулятора всех сторон умственной и эмоциональной жизни. Это вовсе не означает, что люди стали в большинстве неверующими - изменилось место религии в жизни общества. Для каждого отдельного человека религия в большей степени превратилась в личное чувство. Для общества она стала важной составной частью государственной идеологии.

Образование. Потребность общества в образованных людях и массовое стремление к образованности заставили практически все страны Запада заняться созданием системы образования. Это проявилось в увеличении количества школ. Характерной чертой второй половины XIX в. стало появление специализированных учебных заведений. Их отличие от старых университетов заключалось в том, что они готовили профессионалов, специалистов в определенной сфере деятельности. В ряде стран начальное образование стало обязательным. Например, в Великобритании оно было введено с 1870 г. На службу в государственный аппарат стали принимать по результатам специальных экзаменов. Тяга к приобретению знаний проявилась, в частности, в широком распространении различных курсов и студий. Широко практиковалось чтение публичных лекций, посвященных самым разным проблемам. Престиж знаний был настолько высок, что многие учились читать и писать самостоятельно-ведь грамотный, обладающий разнообразными знаниями человек получал шанс достичь успехов в любой сфере деятельности.

Музеи. По всему западному миру возникали музеи. Выполняя роль хранилищ памятников прошлого и произведений искусства, они вместе с тем, стали своеобразными образовательными учреждениями. Музей - многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных или природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и сохраняемая для передачи потомкам. Наряду с традиционно существовавшими частными музейными коллекциями появились музеи как общественные учреждения. Примечательно, что если первые музеи, предназначенные для публики, такие как петровская Кунсткамера или Британский музей, имели по преимуществу естественнонаучный характер, то в XIX в. создаются во множестве художественные галереи. Для художников теперь стало престижным, чтобы их работы попали в общественный музей.

«Читающая цивилизация». О том, какова была роль книги в жизни людей этого периода, свидетельствуют цифры: в 1848 г. в Европе было около 400 библиотек, а спустя тридцать лет их стало в 12 раз больше . Все большее значение в жизни людей приобретают книги самого разного характера, как познавательно-научного, так и развлекательного.

После усовершенствования в первой четверти XIX в. системы книгопечатания издание книг стремительно увеличилось. В моду вошло издание романов «с продолжением», которые публиковались по мере того, как автор заканчивал очередную часть своей работы. Именно в качестве «романов с продолжением» увидели свет все сочинения Ч. Диккенса, О. Бальзака, В. Гюго, А. Дюма, Э. Сю, Л. Толстого, Ф. Достоевского, позднее Л. Буссенара, Р.-Л. Стивенсона и многих других авторов. Уровень таланта мог быть различен, а путь к читателю - один и тот же: малыми порциями по мере написания очередного куска произведения.

Процесс размывания старых социальных структур большинством его жертв воспринимался трагически-дети, вынужденные покинуть семью в поисках пропитания и заработка, в поисках места в жизни - одна из наиболее распространенных тем в литературе этого времени. Вырваться, чтобы преуспеть или погибнуть, или прозябать, оставаясь на земле предков, - этот вопрос стоял перед многими героями и героинями эпохи расцвета классического реалистического романа. Тесный уют дома и опасная притягательность большого мира -этот мотив постоянно присутствует в литературе.

Различным был и уровень образованности читателей, но тяга к чтению была огромной и охватывала практически все слои общества. Достаточно отметить, что в числе самых ярких воспоминаний детства обязательно упоминается о первых прочитанных книгах и первом посещении театра. При этом чаще всего речь идет о литературе приключенческой (о неведомых землях и их обитателях, о путешественниках, это открывающих и изучающих). Именно в эту пору оформляются новые литературные жанры: научно-фантастический, выросший на почве утопических романов (родословная восходит к «Утопии» Т. Мора), и детективный, истоки которого можно усмотреть в популярности брошюрок о знаменитых преступниках, во множестве издававшихся в Англии на рубеже XVII и XVIII вв.

Самым прославленным автором первого направления был, несомненно, француз Жюль Верн (1828-1905 ), а второго - американец Эдгар По (1809-1849 ) и англичанин Артур Конан Дойль (1859-1930 ). Примечательна та эволюция, которую претерпели возникшие литературные жанры: описания идеально организованных обществ превратились в рассказы о том, как отважные путешественники с помощью смекалки и знаний преодолевают трудности и созидают. А жизнеописания преступников трансформируются в истории о том, как доблестные и хитроумные сыщики восстанавливают справедливость и порядок. Тяга к чтению была проявлением одной из граней охватившего общество той поры стремления приобщиться к знанию (не важно какому, лучше всего легко достижимому и интересному), выдвинуться, утвердить себя. Конечно, между увлечением приключенческой литературой и жаждой утвердить себя в этом мире-дистанция огромного размера (многие мальчишки, зачитывавшиеся «Островом сокровищ», спокойно просидели всю взрослую жизнь в какой-нибудь конторе), но такое чтение способствовало формированию определенной системы ценностей, идеалов и добродетелей. Одновременно расцвет книжной культуры сделал не просто популярным, но практически обязательным подход, согласно которому любое произведение искусства, будь то роман, поэма, живописное полотно, рисунок или симфония, должно иметь сюжет, о чем-то рассказывать, нести информацию, которую можно пересказать.

Необходимо отметить общий созидательный пафос и оптимизм, свойственный массовой литературе этого времени. Книга должна была кончаться «хорошо» или «почти хорошо», так чтобы читатель чувствовал, что справедливость восторжествовала. Если нельзя было спасти кого-то, то необходимо было хоть как-то вознаградить его посмертно: восстановить доброе имя, продолжить начатое им дело и т.д. Соответственно герои (и в некоторой степени героини) должны были обладать качествами, необходимыми для решения задач на преодоление и созидание. Они должны быть смелыми, честными, бескорыстными, инициативными и предприимчивыми, преданными тому, что они считали своим долгом, и тем, перед кем считали себя ответственными. Созидательный пафос и настрой на преодоление, свойственный литературе, был отражением общей духовной атмосферы времени, общей оптимистической убежденности в необходимости и возможности преодоления внешних трудностей.

Многочисленные технические усовершенствования в печатном деле сделали книгу, журнал, газету доступными огромному количеству людей. Примечательной чертой этого времени стало распространение различных периодических изданий - газет и журналов. В них содержались разнообразная информация, печатались художественные произведения. Пресса не только информировала читателей, но формировала их взгляды на происходящее, воспитывала в них определенное отношение ко всем явлениям жизни, в значительной мере формировала систему оценок этих явлений. Более того, через призму литературности, повествовательности стали рассматривать и оценивать произведения других искусств.

Фотография. Расцвет наук привел к изменению отношения общества к другим сферам духовной жизни, в том числе к искусству. Теперь наука казалась той силой, которая может дать ответы на главные вопросы жизни людей, а искусство при этом утратило ряд функций. Самый простой пример: прежде только глаз и рука художника обладали способностью передать видимую информацию о том или ином предмете, человеке, явлении. Не случайно в любую дальнюю экспедицию старались взять художника -только его воображение могло создать видимый образ того, чего никто не видел. Поэтому столь велико было и значение религиозного искусства. Искусство объясняло мир. Теперь гораздо больше ценилось то, что можно воссоздать, опираясь на научные опыты и точное знание. А передать видимую информацию надежнее стало с помощью фотографии.

В первые десятилетия XIX в. серия опытов завершилась открытием, сделанным Луи Жаком Дагерром (1787-1851 ), который с помощью обработанных йодистыми парами серебряных пластинок сумел сделать первые изображения. Спустя несколько десятилетий фотография вошла в широкий обиход европейского общества, а с 50-х гг.

уже стала особым бизнесом. В каждом городе открывались фотоателье, в столичных городах их было несколько десятков. Занимались этим неудачливые художники, любители-экспериментаторы, предприимчивые мелкие дельцы.

Фотография была дешевле любого заказного живописного портрета, и потому была доступна большей части городского и сельского населения. Запечатлеть свой облик с помощью фотопластинок спешили все. На фотографиях можно видеть изображения знаменитостей и безвестных людей, уличные сценки, групповые снимки семей, членов кабинетов министров, спортивных студенческих команд, художественных кружков.

Стоит сопоставить два взгляда на это явление. Одно мнение было высказано поэтом Ш. Бодлером в статье «Современная публика и фотография», появившейся в 1859 г.: «Техническая уловка, способная точно воспроизвести природу, станет наивысшим искусством. Некий мстительный бог выполнил пожелание толпы. Ее мессией стал изобретатель Дагерр. И тут все скопище мерзких обывателей кинулось, подобно Нарциссу, разглядывать свои заурядные физиономии, запечатленные на металле» .

Другое мнение высказано в одном из английских журналов 70-х гг.: «Кто видел собранные под одной рамкой, висящей над очагом рабочего, маленькие фотографии тех, кого жизнь уже разбросала... может быть, согласиться... что, противодействуя тенденциям социальным и промышленным, которые... подрывают наиболее сильные семейные привязанности, шестипенсовая фотография сделала для бедноты больше, чем все филантропы мира» .

Интересно отметить, что английская журналистка Э. Истлейк в статье 1857 г. по поводу фотографии высказала мнение, что вряд ли она станет искусством, но ее появление позволит освободить изобразительное искусство от прикладных задач.

Вот эпизод, характерный для общества, живущего по законам «юридического мировоззрения». В результате судебного процесса 1862 г. между двумя фотографами, один из которых скопировал сделанные другим снимки политических знаменитостей (Пальмерстона и Кавура), фотография была признана искусством . Что касается людей искусства -их мнения разделились: одни, подобно Ш. Бодлеру, видели в фотографии вмешательство технического прогресса в чуждую сферу; другие же, например, Э. Золя, полагали, что фотография открывает новые возможности для развития искусства. Некоторые художники стали использовать фотографии при работе над картинами.

Художественная жизнь в условиях диктатуры «усредненного вкуса».

Положение художника в индустриализирующемся обществе было таковым: он, безусловно, принадлежал к частным предпринимателям (преимущественно мелким), но одновременно воспринимался окружающими как существо незаурядное, необыкновенное, причастное тайнам и чудесам прекрасного и вечного. Говоря словами одного из историков, «в буржуазном обществе художник стал “гением”, что было равнозначно безденежной разновидности предпринимателя» . Спокойно заниматься своим делом, действуя так, как считает правильным, художник мог, если был материально обеспечен. В противном случае он должен был подчиниться требованиям, диктуемым обществом. Так было всегда. Ведь художник творит (работает) среди людей и для людей. Но к середине XIX в. сложилась ситуация, при которой внутренние потребности сферы искусства и запросы, предъявляемые к искусству обществом, не совпадали.

Утвердившаяся в науке теория прогресса в приложении к сфере прекрасного требовала постоянного обновления, наводила на мысль, что искусство, подобно наукам, должно постоянно меняться, тем более, что технические усовершенствования (фотография) лишали изобразительное искусство монополии в решении традиционных проблем: наглядно показать изображение объектов, которые невозможно увидеть «вживую». И многие художники готовы были обратиться к поискам нового. Но вставал вопрос об отношении к этому потребителей, зрителей, заказчиков, покупателей. И вот тут возник конфликт.

Стоит вспомнить, что наибольшее влияние в индустриализирующемся обществе приобретает средний класс, особенно та часть его, которая составляет буржуазию. Эта категория населения не просто растет численно, но определяет общественные вкусы, формирует нравы и образ жизни. Скромные буржуа среднего достатка, средних способностей и средней образованности, хорошо осведомленные в бизнесе, но слабо ориентирующиеся во всем, что с точки зрения бизнеса является прекрасным и бесполезным, определяли культурный облик эпохи. Французский поэт П. Верлен дал выразительный словесный портрет хозяина новой жизни: «Порядок любит он и слог высокопарный, /Делец и семьянин, весьма он трезв умом» Тревельян Д.М. Указ. соч. С. 568.

  • См.: Хобсбаум Э. Век капитала. С. 408.
  • Там же. С. 396.
  • Верлен П. Господин Прюдом // Европейская поэзия XIX века. М., 1977. С. 683.
  • Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
    Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
    В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

    Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
    Современники нарекли XVII в. «бунташным временем». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, сменой правящей царской династии, борьбой с внешними врагами, и, наконец, церковным расколом, который один из ученых назвал «первой русской гражданской войной». Искусство, конечно, не могло остаться в стороне от общественных борений и отразило всю разноголосицу российской жизни. Но все же не в этом заключается главная суть тех перемен, что явственно сказались во всех видах художественного творчества. Прежде всего произошла смена духовных ориентиров общества, что ярко запечатлели литература, живопись, архитектура, музыка. Приоритеты и ценности старого, средневекового храмового искусства постепенно оттеснялись новыми светскими идеалами. И в этом процессе были свои борения, не менее страстные, нежели в политике. Результат известен: XVII в. стал завершающим этапом в развитии древнерусской художественной культуры.

    В искусстве XVII в. сплелись разные, порой взаимоисключающие тенденции. «Старина и новизна перемешалися», - так говорили люди, характеризуя культурную ситуацию своей эпохи, когда средневековый художественный канон еще был достаточно устойчив, но новое светское уже вторглось в творчество иконописцев, распевщиков, писателей и зодчих. А еще следует подчеркнуть: именно в XVII в. начинается процесс сближения русской и европейской культур, что в итоге привело к коренным преобразованиям «Святой Руси», осуществленным позднее Петром Великим. Но первые результаты зарождающегося диалога «русского» и «европейского» уже хороню видны в произведениях искусства «бунташного времени».

    Оглавление
    Введение 5
    Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 11
    Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
    Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
    Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
    Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
    Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
    Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
    Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
    Тема 9. Худо ж ест венная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
    Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
    Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
    Тема 12. Художественная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
    Тема 13. Художественная культур а Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
    Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
    Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждении общерусского художественного стиля
    Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
    Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
    Литература 375.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 1, Рапацкая, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.