При рисовании человека, особое внимание нужно уделять как лицу, так и рукам. Во-первых, помимо головы, руки являются наиболее открытыми участками тела. Во-вторых, они также выразительны и подвижны. Наряду с этим, из-за сложности соединительных суставов, выпуклых и плоских частей кисти, руки могут стать, и обычно являются, самой сложной частью при изучении строения человеческого тела.

Первая ошибка при рисовании - слишком маленькие руки. И тут на помощь приходит умение рисовать голову. Если вы знаете, как правильно выстроить пропорции головы, то можно считать, что у вас уже есть правильные пропорции для рисования руки. Если приложить руку к лицу, кончик среднего пальца будет находиться на линии роста волос, а кисть заканчивается на уровне подбородка. Вот ваш главный способ измерения параметров кисти.

Надеюсь, теперь вы понимаете всю важность умения рисовать человеческое тело. Если вы можете нарисовать тело человека, вы сможете нарисовать что угодно по двум причинам: 1) теперь вы уже достаточно знаете об объемности форм человеческого тела; и 2) если поместить это тело в комнату с различными предметами, можно легко определить габариты этих предметов по отношению к телу. И вы также уже будете знать, что все эти предметы имеют свой объем и форму.


Вернемся к теме – Построение руки.
Рука имеет две объемных выпуклости: одна – у основания большого пальца (В), вторая – ладонь (оставшаяся часть кисти) (А). Двойные ряды пальцевых костей, или костей запястья, соединены с рукой, создавая одно целое. Запястье не существует отдельно, и оно не крепится к кисти шаровидным суставом, как у деревянных кукол. Движение руки начинается с запястья. Оно немного сужается в месте соединения с предплечьем. Запястье также можно считать универсальным соединителем, потому что оно двигается во всех направлениях – вверх-вниз, из стороны в сторону и может вращаться.


Центр ладони находится чуть ниже, чем вся остальная рука. Например, если положить выпрямленную руку на стол ладонью вниз, можно заметить, что запястье не касается поверхности стола. Вы заметите, что запястье приподнимается в том месте, где оно соединяется с рукой.

Область большого пальца значительно больше, чем область у основания мизинца. Кисть шире у основания пальцев, чем в месте соединения с запястьем: однако, ближе к запястью она выше. Теперь обратите внимание на свою кисть: ладонь длиннее, чем ее оборотная сторона. Большой палец присоединяется к ладони самостоятельным и высокоподвижным шаровидным суставом, который позволяет ему активно двигаться независимо от остальной части кисти. Ладонь состоит из упругих и мягких областей – подушек. Поверхность пальцев, и вся ладонь покрыта множеством подушечек. Кончики пальцев заострены, средний палец - самый длинный - является самой высокой точкой кисти. Подушки на кончиках пальцев заострены так, что направляются в середину – к среднему пальцу. Если измерить длину большого пальца с верхней стороны, она будет равна длине среднего пальца. Большой палец мощнее, чем остальные. Составные части пальцев имеют более квадратную форму, чем может показаться на первый взгляд, на последнем квадрате располагается ноготь, почти треугольной формы, с выпуклостями по обе стороны, образующие место роста ногтя. Вы лучше запомните строение руки, если изучите строение скелета кисти, после чего проблем с рисованием руки больше никогда не возникнет.


Знание строения суставов, их движения и ограниченности в движении очень важны. Первый сустав большого пальца и два первых сустава остальных пальцев являются шарнирными. Они могут двигаться только вверх и вниз, но никак не в стороны и вращательно. Если раздвинуть пальцы, самые верхние суставы каждого пальца выгибаются назад. Нижние суставы пальцев будут склоняться вперед, тогда как верхние суставы или кончики пальцев не могут быть согнуты даже под прямым углом. Заметьте, верхние два шарнирных сустава могут сгибаться только под углом 90о. Нижние суставы пальцев, как и на запястье, являются шаровыми. Существует масса положений и строений рук, которые вам предстоит изучить. Даже когда вы рисуете, можете использовать свободную руку в качестве модели. Поставьте напротив себя зеркало, и это даст вам больше возможностей изучать положения своей свободной руки.


1. Первый шаг при рисовании руки в движении – положение пальцев и кисти. Нарисуйте руку в движении и определите примерное положение руки.

2. Затем выделите объемные места – разделите кисть на части, это поможет вам определить, где выпуклые, а где плоские зоны.

4. В конце добавьте тени.


Запомните этот урок, купите учебник по анатомии и изучайте его. Можно вечно изучать строение руки, и, возможно, вам никогда не удастся нарисовать руку в одном и том же положении дважды. Каждый раз, когда вы практикуетесь в рисовании руки, вы учитесь чему-то новому. Помните, руки также важны, как и лицо. И они требуют такого же внимания и пристального изучения.

Надеюсь, этот урок пойдет вам на пользу.
Удачных работ!

Тело человека имеет много частей. Как мы уже здесь на сайте обсуждали с вами, нарисовать правильно тело и отдельные его части не так уж и просто. Для этого надо учиться и знать азы анатомии и физиологии. Очень часто дети рисуют части тела и сами фигуры очень упрощенно, можно сказать, по-дилетантски. Мы же хотим здесь научить рисовать вас элементы человеческого тела правильно, прежде всего с анатомической точки зрения. Вооружайтесь карандашом и ластиком, берите альбом и приступайте к уроку. Следуя нашим подсказкам, вы постепенно научитесь азам этой премудрости.

Этап 1. Рисуем каракасные линии руки человека. Вначале мы будем учить вас, как рисовать руку человека от локтя до кончиков пальцев. Строим прямую лини.. На верхней части отмечаем точку, из которой проводим пять отрезков, от которых в свою очередь отводим еще пять отрезков, соединенных под углом с первыми. Это основа будущей кисти руки. Затем вдоль основной прямой начинаем очерчивать линию локтя и предплечье руки (это часть руки от кисти до локтя). Предплечье наинается от локтевого сгиба широко, затем утонщается и переходит в кисть (расширенная часть). После этого начинаем прорисовывать пальцы. Вначале мизинец, затем безымянный. Рисуем их вдоль тех линии из пункта 1 этого же этапа.


Этап 2. Теперь рисуем средний и указательный пальцы кисти. Вдоль вспомогательных линии придаем контуры фалангам пальцев. Кисть чуть согнута, будто человек хочет что-то взять или удержать. Потом дорисуем последний, большой палец руки. И еще. На пальцах и ладони покажем неровности на коже, впадинки и бугорки, кожные складочки.

Этап 4. Теперь попробуем нарисовать отдельно кисть руки человека. Дополнительные первоначальные каркасные линии строим так. Выбираем точку на листе бумаги. От нее отводим три черты в разные стороны. На конце третьей черты ставим точку, и из нее проводим отрезки, соединенные между собой. Это как бы скелет будущих пальцев. Обрисовываем саму руку плавными линиями вокруг этих прямых линий до пальцевой зоны. Кисть согнута вниз. Затем. Прорисуем большой палец руки. Вначале покажем его утолщенную часть, потом фаланги самого пальца и линии соединения с указательным пальцем. Потом рисуем указательный палец и средний палец руки, очерчивая скелетные линии начального пункта этого рисунка.

Этап 5. Дорисовываем безымянный палец и мизинец. Они едва видны из-за передних пальцев. Показываем складки на коже, бугорки, выпуклости и неровности на кисти. Потом удаляем все набросочные линии и оставляем только необходимые. Раскрашиваем руку, оттеняя некоторые участки (игра света и теней). Надеемся, вы хорошо усвоили этот урок и у вас получилось нарисовать руки человека.


Изображение рук, а точнее кистей рук довольно сложное занятие. Даже многие преуспевающие художники, с мастерством и пейзажи, избегают композиций, связанных с руками. Поэтому, поставив перед собой задачу – научится правильно рисовать руки, стоит понимать что это долгая и кропотливая работа. Прежде всего нужно изучить строение ладони, физиологическую основу – скелет. Самый лучший способ для этого – это рисование с натуры.

Многие отказываются от обучения рисованию. Страхи, что они не смогут преодолеть трудности, что они не достаточно талантливы, мешают даже попробовать освоить начальные навыки рисования. Они ищут причины и виновных, ведь легче отказаться от затеи, чем хорошенько попотеть. И это на самом деле печально. Ведь стоит понимать, что процесс обучения не будет лёгок. Некоторые уроки легче, и достаточно потренироваться в течение нескольких часов, чтобы получить удовлетворительные результаты. А некоторые моменты «с наскока» не изучить, нужно долго и упорно трудиться прежде чем появятся первые положительные результаты. Как в жизни, так и в рисовании, легче отказаться от препятствий, чем напрягаться и двигаться дальше.


Для того чтобы приступить к рисованию вам понадобятся: обычная бумага для черчения, карандаш HB и 2B, резинка. Первый эскиз лучше делать едва заметным карандашом HB, а для дальнейшего придания тона и добавления деталей используем маркировку 2B.

Поэтапная инструкция

Переверните бумагу в горизонтальное положение и разделите его пополам. На одну половину положите руку, а на другой начнем рисовать. Представьте себе, что ваши пальцы — цилиндры, руки и запястья – геометрические формы. Таким образом, мы можем представить объемы из которых состоит рука человека.

Сначала нарисуем несколько прямых линий, повторяющих оси пальцев. Затем установим верхнюю часть среднего пальца, мизинца и большого пальца. Между крайними точками осей большого пальца и мизинца проводим соединяющую линию, чтобы помочь вычислить расстояние и легче оценивать при дальнейших расчетах расстояния между суставами.

Сделанные наброски могут показаться бессмыслицей, и возможно у вас возникнет вопрос: « Как из этих линий и черточек выйдет рука?». Помните, что даже великое начинается с малого, и невозможно грамотно построить ладонь, не обращаясь к физиологическому строению.

Прорисуйте толщину пальцев по отмеченным эллипсам так, чтобы образовались тонкие цилиндры.

Вытрите стеркой темные линии построения и сгладьте изображение и добавить мелкие детали такие как ногти, складочки и морщинки.

Затем с помощью ластика выбирите светлые тона и оттенки, вытрите лишние линии, что остались от эскизов вокруг руки.

Помните, что настрой с которым вы приступаете к работе определяет успех или неудачу вашей затеи.

Изображение рук - это одна из самых тернистых задач, которые встают перед начинающим художником. Что такое руки? Да, мы видим их каждый день, они постоянно перед нами, потому что большинство действий мы производим с помощью них, но на начальном этапе рисования рук — этих, вроде бы наглядных частей тела, трудности возникают всегда. На этом онлайн уроке по рисованию, я постараюсь вас научить как, без особых затруднений, понять пластику руки и технику её исполнения.

1) Что бы научиться рисовать руки, для начала нужно просто попытаться срисовывать (хотя бы с рисунков ниже), со своих собственных рук, с фотографий, и после этого, когда вы столкнётесь с теми или иными трудностями, вы можете подробно изучить эту статью и здесь уже найдёте ответы на частые ошибки и некоторые тонкости и хитрости при рисовании рук.

2) Каждый рисунок, естественно, начинается с наброска или эскиза. Рисунок, который выполнен правильно и соразмерен, обязан в первую очередь наброску. Набросок же, особенно частей тела человека, может быть выполнен правильно только благодаря знаниям человеческих пропорций или анатомического строения. Итак, что мы знаем о пропорциях человеческой ладони. На рисунке ниже мы видим, что человеческую ладонь можно измерить относительно головы - от линии подбородка до линии волос.

3) Следующее, что нам необходимо знать о строении руки для рисования - это то, что косточки, или костяшки не расположены по прямой - это частая ошибка - они расположены по дуге (смотрите на примере). И вообще, что касается рук, тут почти никогда не бывает параллельных и ровных линий. Здесь всё движется, рука многофункциональна, руки - это отдельное существо, они живут своей жизнью.

4) Пальцы на руке разной длины. Самый длинный палец - средний, следующий по убыванию - безымянный, потом - указательный (два последних незначительно отличаются по длине), мизинец (достигает верхнего сустава безымянного пальца) и большой палец, хотя большой и равен по длине мизинцу, он оказывается ниже всех остальных и от этого кажется самым коротким. Также необходимо знать, что длина среднего пальца равна почти половине длины ладони. Большой палец чуть-чуть не достаёт второй костяшки указательного пальца и в основном, при работе и движении руки составляет 90 градусов по отношению к другим пальцам. Ширина ладони равна примерно 75% от длины ладони или чуть больше половины.

5) Несмотря на то, что рука самая гибкая и непредсказуемая, на первый взгляд, часть тела, есть и законы по которым живёт рука, ладонь и пальцы. Эти законы все мы знаем, но когда начинаем рисовать руки, то почему-то о них забываем. Механический принцип работы руки заключается в том, что ладонь может только закрываться и открываться, а пальцы сгибаются или сворачиваются вниз к середине ладони, сжимаясь пястью, как закрывающийся бутон цветка. Рука с внутренней стороны вогнута, а внешней стороны выпукла, пальцы растут плотно, при сложении пальцев они представляют собой сплошное продолжение ладони. Неправильным рисунок является тот, на котором пальцы широко расставлены друг от друга или при сложении которых (мысленно) получаются зазоры.

Что бы освоить это, нужно понаблюдать за рукой во время того, как она будет что-то держать, тянуться, хватать. Только зная как работает рука, какие фаланги участвуют в том или ином рефлекторном процессе, можно убедительно нарисовать руку в движении или в статичном состоянии. Вот ещё один совет, который я вам дам, что бы научиться рисовать руки: ладонь всегда делите на три части: первая часть - основание ладони, вторая - основание большого пальца, отхватывающий значительный кусок снизу, третье - верхние основания остальных четырёх пальцев. Мускул большого пальца (вторая часть ладони) самый мощный из всех, расположенных на ладони, он самый важный и самый наглядный, самый выпуклый и объёмный. Посередине ладони с внутренней стороны находиться характерная ямка с линиями судьбы. Мой совет вам: при рисовании руки, для начала набросайте линии руки, потом на основании линий выстройте блоки или те самые три части, так будет проще изобразить естественную руку.

6) Кости в ладони и пальцах видны только в виде костяшек тыльной стороны руки, в остальных же случаях они только формируют формы и при наброске их можно изобразить линиями, вдоль которых будет строиться рука. Пальцы состоят из нескольких костей, благодаря этому они имеют ритмичную форму - от каждой костяшки к другой сужаются и расширяются. В местах сочленений пальцы выглядят чуть толще, с внутренней стороны имеются складки, которые расположены чуть выше сочленения. Также нужно изучить шарнирную способность пальцев сгибаться, что бы потом не нарисовать неправдободобно согнутый палец. Первые два сустава могут сгибаться под прямым углом, а верхние не могут даже под острым. Посмотрите на неосознанную зависимость суставов, например: когда сгибается второй сустав, автоматически сгибается и верхний. Когда пальцы вытянуты - верхний сустав стремится отклониться назад.

Сухожилия на руке, видны на тыльной стороне ладони и выглядят как нити или линии, составляющие прямую линию с каждой из средней линии пальцев. Проявляются они, когда ладонь сильно напряжена, либо выгнута. Сухожилия тыльной стороны руки будет ошибкой изображать у детей, подростков и полных людей, так как в этих случаях они скрыты, не заметны или недоразвиты.

7) Ещё одна важная вещь, которую мы рассмотрим на онлайн уроке «как рисовать руки» - это расположение линий пальцев. Заметьте, что линия среднего пальца делит ладонь на две равные половины. Эта линия также находится под прямым углом ко всем остальным. Этот палец разжимается и сжимается ровно к ладони, тогда как остальные уже, при сжатии к ладони, стремятся к её центру, и принимают угол.

8) Как рисовать женские руки . Как и везде при изображении женщины и её частей надо помнить, что главными здесь являются плавность и округлость. Костяшки на пальцах и внешней стороны ладони у женщины мельче, пальцы в основном тонкие. При сжатых пальцах, стремятся к одной точке явственней, чем у мужчины, как бы если бы ещё несколько сантиметров и они слились бы в одну точку.

Рука - это такой предмет рисования, который всегда под рукой (извините за тавтологию). Даже когда вы рисуете одной рукой - у вас всегда есть вторая, для того что бы посмотреть как ведёт себя ладонь или палец, или фаланга в том или ином случае. Конечно, в технике рисования руки главным считается практика, изучить анатомию, поведение и структуру - это полдела, а дальше нужно тренироваться и тренироваться. Рука - это такая часть тела, которую вам не придётся рисовать дважды в одном и том же положении, так что каждый раз вы будете изучать её по новому, но благодаря тем базисным знаниям, которые вы получили - это будут мелочи, которые вы можете запросто выстроить вокруг основы наброска.

Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.

Хотите производить хорошее впечатление на окружающих людей? В интернет-магазине Duhi Original вы найдёте духи Montale купить которые можно по самым приемлемым расценкам. Большой ассортимент продукции с ароматами на любой вкус.

Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и "правильной" картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой "картинки", с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом "разбиваете" на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице .


Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться "ватными". Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.


Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.