Занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование) в младшей группе.

Тема : Все сосульки плакали

Цели занятия:

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Материал для занятия:

    ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек;

    стаканчик с водой;

    кисть;

    2-3 ватные палочки;

    гуашевые краски голубого цвета и желтого;

    салфетка.

    Презентация.»Сосульки»

    Звукозапись «Музыка капели»

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке и из окна детского сада; сравнение снега и льда; лепка сосулек, чтение загадок, стихотворений о сосульках, создание коллективной композиции «Сосульки на крыше» .

Ход занятия

Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся и улыбнёмся им.

(здороваются и садятся на стульчики).

Основная часть

Солнце греет и печёт

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит к нам пришла … весна (Слайд №1)

Воспитатель : Вот и кончилась зима.Морозы всё слабее и слабее, а солнышко пригревает все сильнее.

Снег тает,и на крышах домов появляются много сосулек:больших и маленьких. (Слайд №2).-

На что похожа сосулька? (на нос, на морковку,карандаш.иголку) Давайте скажем красивые слова о сосульке. сосулька какая (прозрачная,длинная.мокрая, холодная.блестящая) Но вот солнце начинает припекать. (Слайд №3)

Сосульки тают. (Слайд №4)

Как можно сказать о них? … Сосульки плачут.

Опять весна пришла на дачу.

Ликует солнце,день подрос.

И лишь одни сосульки плачут,

Жалея зиму и мороз.

А что же, дети, останется от сосулек, когда они совсем растают? (Ответы детей). От сосулек останутся лужи.

Физкультминутка .

Солнце, солнце высоко! (на цыпочках,руки тянут вверх.)

Нам от солнышка тепло. (лёгкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей. (приседание)

Звонко побежал ручей. (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите, (ходьба по кругу с преодолением препятствий - луж)

Лужи все перешагните.

Вот веселый воробей (руки перекрещены за спиной, прыжки на двух ногах по кругу)

В лужице купается,

Чистит перышки (лёгкое поглаживание рук,потряхивание кистями рук)

И отряхается.

А теперь полетели

и на место тихо сели.

Практическая часть

Воспитатель : А теперь нарисуем капель.

Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите ее цвет. (ответы детей). Для капели у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем нам желтая? (ответы детей) Правильно солнышко будет пригревать и тогда сосульки начнут плакать.

Посмотрите на свой листочек. - Где будем рисовать солнышко? - Солнце какой формы? Покажите в воздухе. Для рисования солнышка мы возьмём краску желтого цвета. - А чем же мы буду рисовать? Конечно же кисточкой. Это же наша помощница.

Педагог начинает рисовать, комментируя свои действия: . Сначала я намочу кисточку в воде, затем обмакну ее в краску и начну рисовать. Я рисую солнышко, -поднимаю кисточку и рисуем лучики, ведем линию-раз лучик., еще и еще… Возьмите правильно кисточку тремя пальчиками.Сухой кисточкой на листочке покажем, как будем рисовать солнышко. А теперь рисуем краской. - Что сначала делаем? (ответы детей)

Дети рисуют солнце, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям. Во время рисования педагог активизирует деятельность детей

Воспитатель: Посмотрите как пригрело солнышко, теперь наши сосульки начнут таять.. - Как плачут сосульки7 Кап-кап. .кап-кап.. Постучать пальчиками по столу, говоря кап-кап… Посмотрите как сосульки тают (показывает приемы рисования методом тычка на листе, произнося вместе с детьми кап-кап, ритмично наносит мазки точно под сосульками.

А теперь попробуем нарисовать маленькие капельки –берем ватную палочку опускаем в краску голубого цвета и спокойно делаем тычок о бумагу точно под сосульками, вот они какие кап-кап. Звучит запись «Музыка капели»

Дети рисуют капель. Педагог помогает индивидуальным показом, приемов «рука в руке».

4 Итог занятия .

Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Рисунки детей выставляются на стенд.

« Сосульки плаксы»

Сосульки звенят и звенят

На солнце сверкают,блестят.

Грустят об ушедших морозах,

Пускают длинные слезы.

В лужах слезинки прячут,

Плачут сосульки,плачут!

(В.Шипунова)

Самоанализ НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в младшей группе.

Тема: «Все сосульки плакали»

Цели занятия:

Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели.

Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.

Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек

Закрепить умения в рисовании солнышка.

При построении и организации занятия были учтены индивидуальные особенности развития детей младшей группы. Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности: наблюдения за изменениями в природе, тение стихотворений и загадок о сосульках, лепка сосулек, провели дидактическую игру «Звонко капают капели».

Содержание занятия соответствовало поставленным целям. Все части занятия взаимосвязаны, объединены общей темой. Для достижения поставленных целей и задач были применены словесный, наглядно-демонстрационный, игровой методы; форма работы фронтальная.

Вводная часть: На организационном этапе был применён проблемно-ситуативный метод,загадана загадка. Цель занятия была поставлена совместно с детьми в ходе диалога.

Основная часть. Были даны задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира. Закрепление навыков рисования кистью и освоение нетрадиционного способа рисования методом тычка. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия.

Рефлексия. Итог занятия был подведён в виде беседы. Обсудиди с детьми результаты деятельности, сравнили их с замыслом. Обсудили так же правила поведения при образовании на крышах сосулек.

Я считаю, что выбранная мною форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Я сумела активизировать детей, дала им возможность применить на практике полученные ранее знания и освоить новые – нетрадиционное рисование ватными палочками.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Все сосульки плакали» 11. 04.2015г.

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество»(рисование), коммуникация

«Музыка». «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально- художественная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога : Учить детей передавать в рисовании образ сосульки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных).Продолжать учить детей пользоваться красками и кистью. Закреплять знания детей о временах года, уточнить у детей представление о весне через иллюстрации. Развивать связанную речь, чувственность к живой и не живой природе. Умение отвечать на вопросы.

Материалы и оборудование: иллюстрации на тему весна, схема сосульки, солнышко, кисти, гуашь белого цвета, стаканы с водой, листы бумаги голубого цвета, салфетки, образец рисунка.

В группе стоит стенд с иллюстрациями весеннего пейзажа. Дети входят. Ребята сегодня у нас гости. Давайте подарим им свои улыбки, и поприветствуют, и проходят на стульчики. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. Приходит с добром, веет теплом.

Светом солнечнымкрасна

А зовут ее (Весна).

Посмотрите,дети, какие иллюстрации я для вас приготовила. А какое сейчас время года? (весна) А что бывает весной? (Тает снег,бегут ручьи) Весной прилетают птицы. (грачи, соловьи, скворцы,) Просыпаются животные.(медведи, барсуки, ежи) Весной распускаются листочки, появляются первая трава, цветы (подснежник) Весной ярко светит солнце и с крыш домов свисают сосульки.

2. Пальчиковая игра «Капельки»

(Ребята представьте, что ваши пальчики это сосульки поиграем в игру)

Кап-кап, весенний день.

Кап-кап, звенит капель.

Кап-кап капельки

Кап-кап капают

3. Показ воспитателя приёмов рисования. А сейчас ребята попробуем нарисовать сосульки .

Сначала рассмотрим, из чего состоит сосулька? (из линий) Как мы рисуем линию?

(Дети рисуют вместе с воспитателем в воздухе прямую линию сверху в низ)

Каким цветом будем рисовать сосульку (белым) Рисовать мы будем красками поэтому нам нужна наша помощница –кисточка. Что мы должны сделать сначала? (намочить кисть) Что делаем потом?(обмакнуть кисть в краску). Вот теперь можно рисовать красивые сосульки. (Проводит по листу бумаги прямые линии).

Посмотрите, какая сосулька у меня получилась.4.Рисование.

Ну а теперь ребята я превращаю вас в маленьких художников и предлагаю вам самим нарисовать сосульки.

Для рисования у нас подготовлена краска. Назовите ее цвет (ответ детей белый)

Дети выполняют рисунок под музыку П.Чайковского. «Сладкая греза»

Воспитатель контролирует приёмы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

5. Рефлексия .

Воспитатель: Давайте полюбуемся, какие замечательные сосульки у нас получились.

Вы молодцы! Отлично справились с заданием.

Устали немного. (Да) Ой посмотрите,вы так красиво нарисовали, что солнце заглянуло к нам, и приглашает вас потанцевать. Давайте потанцуем. Дети выходят на середину ковра. Воспитатель показывает движения. Дети повторяют.

Танец «Смотрит солнышко в окошко»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Подводить детей к преднамеренной передаче изображения;Учить детей правильно держать карандаш, рисовать круговыми движениями кисти руки.Закреплять знания цветов (красный, синий, ...

Задачи:-Учить рисовать нетрадиционным методом - украшение тарелки;- Формировать умение рисовать ватной палочкой на круглой форме;- Развивать мелкую моторику; чувство симметрии, восприятия, наглядно-об...

Конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей группена тему: « Ветка рябины для снегирей»....

Конспект НОД по ИЗО деятельности в средней группе на тему: «Сосулька».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Цель: развитие творческой продуктивной деятельности;
Задачи:
- развивать умение узнавать и называть время года – весна;
- выделять признаки весны;
- учить составлять рассказ с опорой на картинку;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира;
- формировать навыки культуры слушания музыки;
- учить рисовать сосульку;
- формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи в одном направлении;
- закреплять умение ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
- закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании не горбиться, сидеть свободно, не напрягаясь;
- развивать фантазию детей;
- активизировать словарь детей;
- учить обращать внимание на результат работ других ребят, оценивать работы;
- воспитывать отзывчивость, желание ответить на письмо; поддерживать интерес к творческой деятельности.
Оборудование:
Конверт с письмом, диктофон или мобильный телефон (для записи рассказов детей), картинка с изображением негритят, схематические карточки весна, лето, осень, зима; нарисованное солнце с большими лучами, лист бумаги с нарисованным домиком, карандаши, проектор для просмотра презентации, музыка- песня Насауленко «Встречаем весну», песня группы «Волшебники двора» - «Весенняя ламбада», музыка Sri Chinmoy «Волшебная музыка-сказка сосульки», конфеты-леденцы для угощения.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Во – первых, потому, что веду его я. Я очень по вам соскучилась и хотела бы немного с вами пообщаться, вы не против? Во – вторых, проходить наша сегодняшняя встреча будет в музыкальном зале. И уж, поскольку мы с вами в МУЗЫКАЛЬНОМ зале, предлагаю вам послушать песню (звучит песня Насауленко «Встречаем весну»). Скажите, пожалуйста, о чем была эта песня (ответы детей). Совершенно верно, эта песня о весне, о том, что тает снег, появляются первые цветы, светит солнышко. И у меня есть для вас солнышко, только оно не совсем обычное, оно поможет нам понять знаете ли вы это время года, сможете отличить от других. Давайте проверим!
Подходим к ковру, на нем лежит солнце, на лучах которого расположены сюжетные картинки – по одной осень, зима, лето, шесть - про весну.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко, яркое, теплое. Рассмотрите внимательно его лучики, там находятся картинки о разных временах года. Давайте с вами выберем те картинки, которые относятся к времени года – весна.
Дети все вместе рассматривают и указывают на правильные картинки. Каждую картинку рассматриваем в отдельности (что изображено; как поняли, что это именно весна и т.д.).
Воспитатель: Вспомним слова, которые можно сказать про это время года. Какая она весна? Вспомните самые красивые слова (нежная, теплая, волнующая, трепетная, красивая,).
«Неожиданно» под одним из лучиков находим письмо.
Воспитатель: - Ой, посмотрите, письмо. От кого оно, интересно? Прочитаем? (Ответы детей)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из Африки. (показ картинки с изображением негритят) Мы тоже как и вы ходим в детский сад. Мы знаем, что у вас в России прошла зима и наступила весна. В Африке круглый год лето. И что такое весна мы не знаем. От этого нам очень грустно. Наши воспитатели говорят, что у вас весной на крышах растут сосульки. Как они выглядят? Из чего состоят? И как они могут расти? Пожалуйста, расскажите нам об этом, если можно, пришлите немного сосулек».
Воспитатель: Расскажем детям Африки о сосульках? Я запишу ваши рассказы на телефон и после того, как наше занятие закончится, я отправлю эту запись по Интернету в Африку. Посмотрите, я принесла вам сосульки (показ сосулек на блюдечке). Какие они? (холодные, длинные и короткие, прозрачные, красивые). Откуда и почему появляются сосульки

Как мы с вами выяснили, сосульки могут быть разными: маленькими

И очень большими

И все-таки откуда они берутся и почему иногда падают

Как вы думаете, откуда берется вода для построения ледышек? (ответы детей). Это, как не трудно догадаться, снег, лежащий на крышах домов. Не каждый знает, что он слегка нагревается снизу, со стороны чердака, в результате чего тонкие струйки воды стекают к краю отвеса. Тут они попадают под воздействие морозного воздуха и замерзают, превращаясь в вытянутые льдинки. Впрочем, причина подтаивания снега может быть и другой- известно, что он может таять при солнце в студеную пору, хотя на глаз этого не заметишь. Поскольку подпитка сосулек происходит постоянно, они потихоньку растут, иногда достигая огромнейших размеров. Стоит только температуре подняться выше ноля градусов, как все вокруг начинает таять. Наиболее сильное подтаивание происходит в том месте, где сосулька «цепляется» за крышу – дело в том, что к воздействию теплого воздуха прибавляется тепло от нагретой ярким солнышком крыши. Спустя некоторое время сосульки под тяжестью собственного веса обламываются и летят вниз

Находиться в таких местах очень опасно.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная сосулька (показываю детям сосульку), до кого я дотронусь, тот превратится в веселую льдинку (поочередно дотрагиваеюсь до каждого ребенка).
Дети по очереди выходят на ковер.
Физкультминутка. Движения под песню группы «Волшебники двора» - «Весенняя ламбада»
Воспитатель: Ой, какие замечательные капели, какие красивые сосульки! А как там наши сосульки? Ждут отправки в Африку? Ой, а что это с ними? (Растаяли, потому, что в помещении тепло)
Воспитатель: Что же мы отправим детям в Африку?
(ответы детей)
Воспитатель: Можно нарисовать сосульки в подарок для наших африканских друзей.
Подойдите, пожалуйста к столам. Выберите лист бумаги и приступайте к рисованию. На ваших листах нарисован домик. Яркое желтое солнце припекло снег на крыше и стали появляться сосульки. Покажите, какие красивые сосульки выросли на вашем домике. Садимся ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Посмотрите, как я нарисую сосульку. Возьму карандаш голубого цвета, и буду рисовать. Я могу рисовать как каждую сосульку отдельно, так и много сосулек вместе. Для этого я, не отрывая карандаш от листа, буду вести линию вниз, затем вверх, не доводя до края крыши, снова нарисую линию вниз, на этот раз более длинную, и снова вверх, так я могу изображать большие и маленькие сосульки. Затем я стану раскрашивать мои сосульки. Для этого карандашом, аккуратно, стараясь не выходить за пределы контура, я начну штриховать сосульку – делать я это буду проводя линии и штрихи в одном направлении. Дети приступают к работе. Звучит музыка (Sri Chinmoy «Волшебная музыка-сказка сосульки») По окончании рисования раскладывают рисунки на столе.
Анализ рисунков
Воспитатель: Какие красивые сосульки у вас получились! Все такие разные. Сейчас мы положим их в эту посылку и отправим её африканским детям.
Беру посылку, а там еще письмо и мешочек с леденцами.
«Ребята, у нас нет красивых ледяных весенних сосулек, поэтому мы вам отправляем свои леденцы, они тоже похожи на сосульки, только их, в отличие от ваших сосулек, можно есть». Дети уходят в группу.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 140 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

г. Пермь Пермский край

« КАПАЮТ СОСУЛЬКИ »

Занятие по рисованию для детей

младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

Разработала воспитатель: Шардакова Елена Юрьевна

Г. Пермь, 2015

ЗАДАЧИ:

  • Учить детей рисовать предметы в форме треугольника, разной длины и передавать капель разными способами: методом «тычка» и «примакивания». Продолжать учить правильно держать кисть.
  • Вызывать интерес к работе с гуашью, учить смешивать гуашь двух цветов, для получения желаемого цвета (голубого).
  • Развивать чувство формы, цвета, и ритма.
  • Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в рисовании.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Беседа о весенних изменениях в природе.
  • Наблюдение за сосульками на прогулке и из окна детского сада.
  • Рассматривание весенних иллюстраций.
  • Экспериментальная деятельность с детьми (таяние сосульки в теплом помещении, сравнение с ветками – хрупкие, прозрачные)
  • Разучивание стихотворения В. Шипуновой «Сосулька-плакса».
  • Д/и: «теплые и холодные цвета»
  • Лепка на тему: «Сосульки на нашей крыше»

МАТЕРИАЛЫ:

Кукла (Би-Ба-Бо) Незнайка, ведёрко с сосульками, картинки с изображениями сосулек, альбомные листы, палитра, гуашь двух цветов: белого и синего, кисти, баночки с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель предлагает ребятам встретить гостя и присесть с ним на стульчики, которые стоят полукругом в группе.

Воспитатель заносит Незнайку, у которого в руках ведёрко с сосулькой.

Незнайка : Ребята, я сегодня пошёл к вам в гости и услышал вот такой звук: кап – кап - кап.

(имитируется звук капели), постоял, послушал и увидел, что на крыше висят прозрачные палочки и с них капает вода…. Я даже принёс такие палочки с собой, чтобы вам показать.

Воспитатель: Незнайка, ты увидел совсем не палочки.

Незнайка: (обращаясь к ребятам) А что же это тогда?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно, ребята, это сосульки. А когда бывают сосульки? А от чего они получаются?

Ответы детей. Рассматривают сосульки: форма, цвет, длина…

Воспитатель: Мы, Незнайка, даже знаем стихотворение о сосульках.

Соня и Никита сейчас тебе его прочитают.

Ребята читают стихотворение В. Шипуновой «Сосулька-плакса»

Плачет хрупкая сосулька Лужа из холодных слёз.

От весеннего тепла. Грянул к вечеру мороз.

Капли барабанят гулко. Он поколдовал чуток-

У крылечка натекла Лужу превратил в каток.

Незнайка: Какое красивое стихотворение вы знаете, я тоже обязательно разучу какое-нибудь стихотворение о весне и вам расскажу. ОЙ, смотрите - мои сосульки превратились в воду… (Незнайка расстраивается) . Почему же так случилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, мы с ребятами сейчас тебе нарисуем сосульки, и ты сможешь любоваться ими в любое время года.

Воспитатель приглашает ребят и Незнайку пройти и сесть за столы. На столах разложены салфетки, палитры, альбомные листы, кисти и гуашь белого цвета.

Незнайка : Ой, а как же мы будем рисовать белые сосульки на белой бумаге? Их же не будет видно!

Воспитатель: Очень просто! Мы нарисуем другим цветом. Сосулька холодная? Значит, каким цветом ещё её можно нарисовать? Какие холодные цвета вы знаете?

Ответы детей (подвести к тому, что сосульки можно нарисовать голубым)

Незнайка: А как же мы нарисуем сосульки голубым цветом, если у нас есть только белый?

Игра с красками и водой.

Воспитатель предлагает ребенку взять кисточку, опустить её в белую гуашь, а затем промыть её в баночке с водой, а затем достаёт синюю краску и просит Незнайку кончик кисточки опустить в неё и затем ополоснуть в баночке.

Воспитатель: Видишь, Незнайка, получилась голубая водичка, точно так же мы получим и краску голубого цвета.

Обращаясь к детям: Ребята, что мы с вами сделаем, чтобы получить краску голубого цвета?

Ответы детей .

Воспитатель: Правильно, чтобы получить голубой цвет, мы с вами в краску белого цвета добавим немного краски синего цвета.

Воспитатель предлагает сделать это на палитре.

Воспитатель: Вот у нас и получился голубой цвет. А сейчас мы с вами нарисуем сосульки! (по методике И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в Д/саду, младшая группа»)

  • Берём краску голубого цвета и рисуем одну сосульку: сосулька длинная, а внизу тоненькая – приложите кисточку к листу и ведите её кисточку и в конце приподнимаем, чтобы получился тоненький уголок;
  • Теперь её закрашиваем;
  • Рядом рисуем еще одну сосульку, пусть она бет короче первой;
  • А теперь рисуем много сосулек, как будто это острый заборчик; сосульки бывают разные - длинные и короткие, узкие и широкие;
  • Красивые получились у нас сосульки;
  • Незнайка предлагает нарисовать, как сосульки капают: нарисуем кисточкой капельки, либо кончиком кисточки – кап-кап-кап, либо прикладывать кисточку к листу бумаги – кап-кап-кап.

Дети рисуют. В конце занятия Незнайка хвалит ребят за красивые работы и предлагает поиграть.