Когда человек оказывается в какой-либо опасной ситуации, именно тогда можно лучше понять характер данного человека. Так и война раскрывает в человеке самые положительные и отрицательные черты. Так какие качества человек проявляет на войне?

Война – это очень тяжелое испытание для каждого солдата. Кто-то справляется с этим давлением, а кто-то ломается. Положительные черты, которые может проявлять человек на войне – это решительность, ответственность за свою жизнь и за жизнь своих товарищей, смелость.

Но иногда люди не могут выстоять под натиском опасности, и они показывают самые отрицательные черты, такие как предательство, безответственность, нерешительность, слабость и трусость.

Давайте рассмотрим пример из литературы. Андрей Болконский из произведения “Война и мир” проявил себя, как смелый человек. Когда все уже пали духом, он набрался смелости и зарядил ее всех своих окружающих. Он мог бы тоже сдаться, как и они, но он устоял. Это достойно уважения.

Почему люди проявляют трусость на войне? Я думаю, трусость – это то, что сидит внутри человека, но раскрывается только в момент опасности. А смелость – это, когда ты не боишься взглянуть опасности в глаза.

Война – это очень страшное время. Но именно она помогает лучше узнать человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.

В наше время нередко можно слышать про мужество. При том иногда таким качеством наделяют даже представительниц прекрасного пола. У каждого из нас будет свое мнение относительно того, правильно это или нет. Что такое мужество, как выглядит мужественный мужчина предлагаем узнать сейчас.

Мужество - что это?

Принято считать, что обладающий таким качеством характера человек действительно сильный и волевой. Мужество – это одна из положительных черт каждого , проявляющаяся в готовности прийти на помощь не только себе и своим близким, а и даже посторонним людям. Такое благородное качество характера может проявляться в любой сфере жизни:

  • в коллективе;
  • на работе;
  • в общественной жизни;
  • на войне.

В чем проявляется мужество? У каждого из нас свое понимание того, какой поступок можно считать мужским. Однако большинство мужчин и женщин склоняются к тому, что мужественный поступок проявляется в смелости и готовности пожертвовать собственной жизнью для блага других людей. Примером такого поступка может быть спасение человека во время пожара или же какого-либо стихийного бедствия. Хотя для кого-то такое проявление храбрости может показаться нормальным человеческим шагом, то для других это действительно достойный уважения подвиг.

Для чего нужно мужество?

Кто-то хорошо живет без этого , а для кого-то это уже стало жизненным принципом. Такие мужественные люди встречаются везде:

  1. Во время стихийного бедствия. Иногда можно наблюдать, когда не очень физически сильные, но действительно храбрые люди спасают тех, кто оказался в беде.
  2. На войне. Даже здесь можно различить сильных смелых людей и трусов, которые готовы предать друга в трудную минуту.
  3. В повседневной жизни. Порой случается так, что человеку угрожает опасность, но только единицы могут прийти на помощь и помочь пострадавшему. Таких смелых людей вполне заслуженно можно назвать мужественными.

Какое бывает мужество?

Выделяют такие виды мужества:

  1. Психологическое – способность человека увидеть себя не таким каким он есть на самом деле, признавая свои достоинства и недостатки. Такое мужество человека позволяет очертить стратегию своего развития и жизни.
  2. Гражданское – способность защитить себя, а также собственные права в обществе, на работе, в коллективе. Такие люди не боятся казаться не такими как все и отстаивать собственные права.
  3. Боевое или инстинктивное – готовность человека вступить в драку. Это, прежде всего, психологическая способность. Такое мужество может быть врожденным, но часто корректируется при воспитании. Здесь многое зависит от родителей и всех тех людей, которые принимают участие в .

Как стать мужественным?

Бывает и так, что человек не обладает такими качествами характера, но у него есть желание узнать что такое мужество, став храбрее и смелее. Можно развить в себе такие черты и стать действительно сильной и волевой личностью. Для этого необходимо:

  1. Повысить самооценку. Понятно, что неуверенный в себе человек вряд ли сможет кого-то защитить и доказать окружающим, что он мужественный человек.
  2. Обучиться боевым искусствам. Особенно это будет актуально для мальчиков. Так если ребенок с ранних лет будет расти сильным и сумеет постоять за себя, то для него не будет проблемой защитить других.
  3. Научиться быть неравнодушным к окружающим и происходящему вокруг. Такие люди не могут оставаться позади, если кто-то оказался в беде.

Мужество в наше время

Встретить человека, который действительно готов прийти на помощь тому, кто в беде, можно и сейчас. Проявляется мужество в наши дни не только во время военных действий, а и в повседневной жизни. Мужественный человек никто не откажет, если его попросят про помощь. При том порой такие люди помогают окружающим без просьбы, а просто видя такую необходимость.

Каждый из нас может назвать массу примеров того, как не обладающий особой физической силой человек спасает ребенка во время пожара или же защищает пострадавшего на улице. Помимо того, мужественные поступки очень часто можно наблюдать на войне, когда человек способен доказать, что он готов ценой собственной жизни защитить другого. Мужество – это качество характера человека, который ежедневно преодолевает сложности в жизни для блага своих близких.

Что такое мужество в православии?

Положительно говорит про такие качества как мужество и благородство православие. Под такими качествами религия понимает жертвенность, способность человека прийти на помощь в трудную минуту. При этом под данными терминами понимают не дерзость и не лихость. Так мужественным можно назвать человека, готового жертвовать многим для своей семьи. Когда человек готов прийти на помощь тем, кто оказался в беде, его тоже можно назвать мужественным и даже героем. Под мужеством православие понимает благодетель, которая заключается в проявлении любви к окружающим.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности. И. Панин

Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как "Сотников", "Дожить до рассвета", "Волчья стая" и другие. События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному. Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности. В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова. Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы "вторым оборотом" ключа, открывающего дверь в произведение. "Первый же его оборот" позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни. Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: "Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других - другая. Поэтому у каждого времени свои герои". Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны. В своей повести "Сотников" писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников - духовно сильным и честным человеком. Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова "Обелиск", в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом. Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора. В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. "Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи". Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили". В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам. Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя. Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой. В. Быков обращается к вечным, "нетленным" темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях. Как и многие другие произведения писателя, повесть "Обелиск" производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных. Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль "Обелиска" выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы - поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков и многие другие. Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле. Для меня они - символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих. Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в "детях войны", которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.