Завтра великий праздник для всей русской земли. Завтра празднуется восшествие на престол ныне царствующего Государя Императора, полагающее новую эпоху славы в русской истории; завтра с тем вместе годовщина одного из величайших событий русской истории, которым ознаменовано нынешнее царствование. Девять лет тому назад, 19 февраля 1861 года, Государь Император подписал достопамятный манифест, положивший конец крепостному праву в России.

Теперь, в девятую годовщину этого события, когда оно совершило столь успешно и благополучно полный цикл свой, особую цену приобретают те слова Высочайшего манифеста, в которых выразилось столь оправданное доверие к патриотизму и разуму обеих заинтересованных сторон.

"Полагаемся, - было сказано в манифесте, - на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению Наших начертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, возбуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовью к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно так же благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положением в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных постановлений".

Не блистательно ли оправдались эти надежды? Кто не отдаст справедливость русскому дворянству? Кто не оценит совершенный им действительно "великий гражданский подвиг"? Из среды самого дворянства, большею частью по его собственному указанию, вышли мировые посредники первой чреды, которые на плечах своих вынесли всю тяжесть исполнения великого дела, олицетворив собою гражданское самоотвержение целого сословия. Их упрекали, и иногда небезосновательно, за пристрастие в пользу не дворян, а крестьян. Образ действий русского поместного сословия всего лучше может быть оценен при сравнении с теми интригами, которых крестьянская реформа была предметом в западном крае, где землевладение отрекается от русского характера. Во внутренних губерниях не было ничего похожего на систематическое противодействие Положениям 19 февраля; помещики во внутренних губерниях не составляли, как это было на окраинах, заговора в видах обойти требования закона. Напротив, русское дворянство устояло от искушений, исходивших от малой, но влиятельной клики, - "горсти людей", как выразилось в своем прошлогоднем собрании московское дворянство, - которая старалась, и теперь еще старается, подогреть своекорыстные страсти, сама служа слепым орудием враждебных государству партий. Русское дворянство не далось в обман и предохранило от бедствий наше будущее; оно спасло основу и условия правильного и плодотворного прогресса нашей гражданственности. Честь и слава ему! Доблесть его еще более будет оценена впоследствии, когда история раскроет тайные пружины махинаций, которыми так обильно наше время.

Не худо припомнить ход крестьянского дела в других государствах. Это лучше всего даст нам почувствовать наше народное достоинство. В Пруссии толки о выкупе тянутся уже более двадцати лет, а между тем окончательное устройство крестьян подвинулось там гораздо меньше, чем у нас за девятилетний срок. Обязательный выкуп в Пруссии, установленный конституцией 1850 года, заторможен в 1851 и приостановлен в 1858 году впредь до издания особого положения, которое и по сие время еще не выходило. Известно также, что благодаря чрезмерным притязаниям землевладельцев в Германии и отчасти в Австрии ни разверстание, ни раздел общих угодий не пришли еще к концу.

Нет сомнения, что русское дворянство удержит за собою свою благотворную роль в созидании нашей гражданственности. Не в мелком, а в великом должно оно видеть свои истинные интересы; таков смысл его преданий. Что касается до дальнейшего хода крестьянского дела, то он не представляет ни опасностей, ни трудностей.

Можно насчитать сотни тысяч крестьян, получивших четверть надела в дар и уже давно имеющих полную свободу передвижения. Ввиду этого всем известного факта можно ли думать, что переселение примет тревожные размеры в среде крестьян временнообязанных, для которых оно сопряжено с исполнением стольких разнородных условий?

"Полагаемся также и на здравый смысл народа нашего, - сказано в Манифесте 19 февраля 1861 года. - Получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они (крепостные люди) становятся обязанными пред обществом и пред самими собой благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона".

Никогда "здравый смысл народа" не высказывался так блистательно, как в крестьянской реформе, совершившейся в России. В первое время по освобождении, тотчас после крутого перелома, который совершился в русской деревне, когда крепостное право уже пало, но ни мировые посредники, ни сельские власти не были еще введены в действие, когда крестьяне не успели еще ознакомиться с своими новыми правами, - и тогда не произошло никаких серьёзных замешательств в народе, несмотря на все усилия злонамеренных партий. Особенные меры, принятые на всякий случай, оказались совершенно излишними. Русский народ удивил своим здравым смыслом не только врагов, но и друзей своих, которые все-таки не чаяли, чтобы массы могли обнаружить такое полное самообладание на первых порах свободы.

Известно, что злонамеренные люди старались возбудить в крестьянстве преувеличенные ожидания. Распускались слухи о даровом наделе, о новой воле, об освобождении от всех повинностей. Но в народе постоянно сохранялся здравый инстинкт истины. Замечателен факт, что весьма многие помещики северных губерний не потребовали обязательного выкупа крестьянского надела; не свидетельствует ли это самым убедительным образом, что уплата оброков производилась исправно и что на крестьян не оказывали никакого действия "золотые грамоты"?

Злонамеренные попытки встревожить общество мнимыми опасностями девятилетней годовщины освобождения крестьян продолжались в течение всего прошлого года. Махинация была главным образом направлена на нашу учащуюся молодежь. Думайте что хотите об этих злонамеренных попытках, но было бы жалкою ошибкой видеть в основании их что-либо искреннее. Будем надеяться, что мало-помалу дела наши освободятся от недоразумений и неясностей, и тем самым у обмана будет отнята почва вместе с надеждою на успех. Благоразумием дворянства и здравым смыслом народа, Бог даст, снова будут посрамлены злонамеренные происки, к каким бы изворотам они ни прибегали и какими бы личинами ни прикрывались.

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барским крестьянам». Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со знаменитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в «Современнике» и «Отечественных записках». Всем было известно о его революционных симпатиях, о близости с Герценом и другими крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского была тщательно законспирирована. На виду была лишь его литературная деятельность. С поразительной и дерзновенной ловкостью Чернышевский умел высказываться в своих статьях «между строк». Когда в печатавшихся в «Современнике» статьях о Гарибальди и в комментариях к итальянским событиям он со странным упорством чуть ли не в каждой фразе повторял: «в Италии», «я говорю об Италии», даже самый бестолковый читатель в конце концов начинал понимать, что речь шла о России и о текущих политических событиях. Тем не менее формально придраться было не к чему.

7 июля 1862 года власти, опасавшиеся открытого восстания, арестовали Чернышевского и бросили его в Петропавловскую крепость. Формальным поводом послужило письмо Герцена, в котором говорилось о том, что он вместе с Чернышевским собирается печатать «Колокол» за границей, поскольку в России журнал был запрещен. Но этого было мало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское обвинение. Но в чем? И власти пошли на прямой подлог. Отставной уланский корнет В. К. Костомаров, разжалованный в рядовые за тайное печатание «возмутительных изданий», человек с психическими отклонениями и бездарный поэт-графоман, чтобы избежать наказания, согласился сотрудничать с III отделением. Подделав почерк Чернышевского, Костомаров написал записку, будто бы от Чернышевского, с просьбой изменить одно слово в прокламации. Кроме того, Костомаров сфабриковал еще письмо, в котором якобы содержались неопровержимые доказательства прямого участия Чернышевского в революционной деятельности. На основании этих фальшивых улик в начале 1864 года сенат вынес Чернышевскому приговор - 14 лет каторги и вечное поселение в Сибири. Александр II утвердил приговор, сократив срок пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Чернышевский провел в заключении более 18 лет.

При аресте Чернышевского были конфискованы все его записи, в том числе дневник. Самые «опасные» заметки были зашифрованы (довольно примитивным способом), однако в целом дневниковые записи носили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль производил довольно сумбурное впечатление. Когда Чернышевскому, который решительно отверг фальшивку Костомарова, стали предъявлять обвинения уже на основании дневниковых записей, он придумал смелый и интересный ход: он решил выдать дневник за черновик литературного произведения, а все свои рассуждения - за вымысел беллетриста. Более того, существует мнение (яростно оспаривавшееся официальным советским литературоведением), что Чернышевский стал писать «Что делать?» лишь для того, чтобы оправдать содержание своего «крамольного» дневника, который он таким образом превращал в черновик романа. Едва ли причина его написания только в этом, однако эта версия проливает свет на загадку романа, явно плохо продуманного и написанного в спешке. Действительно, тон повествования то становится небрежным и развязным, то оно приобретает надуманные, фантастические черты.

В советском литературоведении было принято утверждать, что царская цензура просто-напросто «проглядела» революционный характер произведения и поэтому допустила его к печати. Но есть и иная точка зрения: цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы «любовном» романе шито белыми нитками, однако, принимая во внимание полное отсутствие каких-либо художественных достоинств рукописи (об этом на первых страницах заявляет и сам автор), они надеялись, что прославленный публицист и революционер скомпрометирует себя в глазах просвещенной общественности столь бездарной поделкой. Но вышло все наоборот! И дело тут не в литературных дарованиях автора, но в том, что он своей книгой сумел задеть за живое не одно поколение молодых людей, которые смеялись над рассуждениями о Прекрасном и самой безупречной форме предпочитали «полезное» содержание. Они презирали «бесполезное» искусство, зато преклонялись перед точными науками и естествознанием, они отшатывались от религии, но с религиозным пылом отстаивали веру в человека, точнее, в «новых людей», то есть - в себя самих. Сын священника и поклонник Фейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в светлое будущее человечества, открыл дорогу тем, кто подменил религию Богочеловека религией человекобога...

Так случилось, что предсмертный бред Чернышевского записал секретарь. Его последние слова удивительным образом перекликаются с фразой, сказанной несколько десятилетий спустя Зигмундом

Фрейдом по поводу своей научной деятельности: «В этой книге Бога нет». Чернышевский в своих предсмертных грезах упоминал о каком-то сочинении (кто знает, быть может, о своем романе?): «Странное дело: в этой книге ни разу не упоминается о Боге».

Это когда в мирное время совершается поступок на благо общества, не считаясь с собственными потерями.
Например, спасение из огня ребенка, спасение утопающего и т. д.
Вот несколько примеров героев среди нас.

Артем Егоров

Во Владимирской области местный житель спас три семьи от пожара

18 января в 5 часов вечера Артем Егоров находился около своего дома в поселке Мелехово. В один момент он заметил еле заметный дымок, который шел из деревянного дома напротив, в котором жили четыре семьи. Дым шел из квартиры пожилого мужчины, перенесшего два инсульта.

Артем решил проверить, откуда появился дым, и не случилась ли беда. На стук никто не открыл, тогда Артем решил выбить дверь. Внутри дом был наполнен густым черным дымом. Мужчина выбежал на улицу, попросил соседей, чтобы те вызвали пожарных, а сам, схватив ведра с водой и обмотавшись мокрым шарфом, вернулся обратно в горящее помещение.

На ощупь он преодолел несколько метров и слева от себя заметил небольшой очаг возгорания, потушить который смог с помощью двух ведер воды. После этого Егоров разбил окна в комнате, чтобы выпустить из комнаты накопившийся дым, и стал искать хозяина квартиры. Молодой человек ползком добрался до кровати пенсионера и вытащил пожилого человека на улицу.

В итоге Артем Егоров, по сути, спас четыре семьи, которые могли остаться без крыши над головой. К сожалению, хозяин квартиры, в которой начался пожар, погиб. Сейчас судмедэксперты выясняют, умер ли он от инсульта или задохнулся в дыму.

Валерий Жашков

Работник цеха централизованного ремонта Балаковской АЭС Валерий Жашков, находясь в командировке, совершил подвиг - спас двух утопающих, сообщает пресс-служба атомной станции.

Атомщик был командирован на Нововоронежскую АЭС. В воскресенье, 20 июля, отдыхая на берегу Дона, он услышал крики о помощи. Молодой человек не мог выбраться из воды, потому что ему свело ноги судорогой, и течение затягивало его на глубину. Валерий Жашков сумел вытащить его на сушу. Буквально через несколько часов на том же самом месте балаковец увидел тонущего шестилетнего ребенка и бросился ему на помощь.

«Плыву, а у самого одна мысль: только бы не ушел под воду - течение очень быстрое и в мутной воде мальчишку очень трудно будет найти. Но я успел нырнуть по течению и подхватить его снизу. Мальчишка сильно испугался, но, слава Богу, не успел нахлебаться воды. Подплыли к берегу – плачет: к маме хочу. Отнес его к маме, папа в это время за дровами для костра ходил. Маму я, конечно, пожурил», - рассказал сам Валерий Жашков.

Сотрудник балаковской атомной станции кандидат в мастера спорта по боксу, неоднократно занимал первые места по гиревому спорту, штанге и перетягиванию каната. Плаванием он занимается как любитель.

Михаил Васечкин

Житель Брянской области спас троих детей из горящего дома

Вечером в пожарную часть №42 по охране города Карачева Брянской области поступила информация о том, что в деревне Куприно горит жилой дом. В горевшем доме проживала многодетная семья, в которой трое малышей. В доме, во время пожара, находились 30-летняя мать и трое ее маленьких детей. Супруг женщины был на работе. Очаг возгорания находился в тесовой пристройке к жилому дому.

До прибытия сотрудников пожарной охраны, сосед – 41-летний Михаил Петрович Васечкин, заметив пожар, не растерялся и, проявив гражданское мужество, проник через задымленный коридор в дом и вынес двух детей на улицу, после чего начал искать третьего ребенка, малыша он обнаружил под крыльцом дома.

В результате быстро распространяющегося огня, отрезанной от пути спасения осталась мать детей, которая искала в доме третьего ребенка и не знала о том, что его уже обнаружили. Открыв окно, Михаил Васечкин помог многодетной матери выбраться из горящего дома.

Благодаря смелым и правильным действиям Михаила Петровича удалось избежать жертв пожара. Подоспевшие соседи подручными средствами не допустили возгорания находящихся рядом сооружений и еще одного жилого дома.

Дом полностью выгорел во время пожара. По имеющимся сведениям, причиной пожара стала шалость с огнем одного из старших детей.

Александр Киричков

Житель Смоленской области спас девушку из затонувшего автомобиля.

23-летняя автомобилистка попала в аварию в поселке Борисовка, Белгородской области, в результате чего ее машина съехала в реку Ворскла. Местный житель Александр Киричков вместе со своим 15-летним сыном проезжал мимо моста через реку Ворскла. Внимание водителя привлек свет, исходящий из-под моста. Остановив машину, Александр увидел, что это был автомобиль Nissan, который уже почти ушел под воду. Находившаяся за рулем тонущего автомобиля девушка тщетно пыталась покинуть салон, но замки дверей были заблокированы. Александр бросился в ледяную воду и помог автомобилистке выбраться на сушу.

Евгений Спорин

Когда 36-летний охранник ООО «Союз» Евгений СПОРИН летел вниз с 25-метрового обрыва в Китой, чтобы спасти трехлетнюю Дашу КОРЕШКОВУ, он совсем не чувствовал себя героем или суперменом. Просто понимал: ребенок в беде. И если он не прыгнет, то кто?

Напомним, что 10 июля на улице Норильской в поселке Старица случилась трагедия. Машина, в которой сидела семья из пяти человек (папа, мама и три маленькие девочки) и друг семьи, упала в реку. Утонули мать и средняя дочь. Спаслись мужчины и два ребенка.
Если бы не Евгений Спорин, спасшихся было бы меньше…

Мы снимаем дом на Норильской улице, - рассказывает Евгений. – В тот момент с женой работали в огороде. Вдруг услышали гул, посыпалась щебенка, раздался хлопок. Я подумал, что машина врезалась в дерево, выскочил на улицу, успел крикнуть жене, чтобы вызывала «скорую помощь». Увидел, что в реке тонет машина. На поверхность всплыли мужчина и маленький ребенок. И тут я увидел еще одну девочку, которая плыла спиной кверху. Я понял: всё, нахлебалась…

Каким образом он добрался до воды, летел или катился, Евгений не помнит. Помнит лишь, что нырнул за ребенком в воду, вытащил на берег, увидел, что девочка без сознания, оказал первую медицинскую помощь. Девочка очнулась, схватила спасителя за руки, закричала… Через 5 минут приехала «скорая».

Сергей Шараухов

Трехлетний Максим и двухлетний Димка жили в одном из сел Алтайского края. Папы они никогда не видели. Впрочем, и мать тоже видели нечасто - женщина оставляла сыновей одних, убегая на «свиданку» к очередному кавалеру. Как-то раз соседка заметила, что уж больно долго не видно возле дома мамаши, и позвонила в полицию.

На вызов приехала группа, в составе которой, помимо сотрудника по делам несовершеннолетних, был и прапорщик полиции Сергей Шараухов, бывший омоновец, четырежды побывавший в горячих точках.

Когда мы зашли в дом, сердце сжалось, - вспоминает Сергей. - Я повидал многое, но чтобы такое и в наши дни! В выстывшем домишке выбито окно, которое трехлетний Максим затыкал вещами, чтобы не дуло. А ведь на дворе март! Ни подушек, ни штор, ни продуктов. Старший из мальчиков, Максимка, экономил единственную булку, которая у них с братом была: давал Диме чуть-чуть погрызть хлебушка, а потом прятал буханку - не знал, сколько им придется еще сидеть одним. Чтобы согреть братишку, завернул его в матрасы. У меня в голове сразу пронеслось - «заберу их», а вслух спросил: «Поедете ко мне?» Но они тогда испугались. И тут Максимка, услышав рассказ, как закричит: «Папа, и как я тебя сразу не узнал-то?!!»
- У меня по рукам бегут мурашки, и слезы наворачиваются… тут невозможно остаться равнодушным… - до сих пор волнуясь, запинается о слова Сергей.

Оказалось, что братья просидели в холодном доме шесть дней. Если бы не бдительность соседки, неизвестно, спасли бы их. Мальчишек сразу отвезли в больницу: подлечить, отмыть и, конечно, накормить.

Сергей же позвонил жене Елене и взахлеб рассказал о найденышах. Наутро они уже вместе поехали навестить мальчишек в больницу, набрав фруктов и игрушек..

Я сразу поняла, что это серьезно, как только Сережа позвонил, - говорит Елена. - Нашему маленькому сыну тогда только годик исполнился. (А еще у Лены было три дочки от предыдущего брака). И, придя домой, муж просто места себе не находил. Сидит, молчит, сам в своих мыслях. «Давай их заберем, Лен!» - это уже и не обсуждалось. Супруги сразу накупили ребятишкам одежды, так как у них совсем ничего не было. Лена с годовалым ребенком на руках обошла все кабинеты и отстояла не одну очередь, чтобы собрать все бумажки на усыновление. Мамой и папой Сергея и Лену ребятишки стали называть еще в больнице.

Сейчас Максиму 5 лет, Диме - 4. Макс рассуждает как взрослый. Во всем копирует папу Сережу.

Увидит цветочек, тут же сорвет и несет его мне, - смеется Лена. - Стульчик принесет и поставит рядышком, чтобы села и отдохнула, заботится, чтобы пообедала вовремя. Говорит: «Знаешь, мама, я буду как наш папа. У меня будет большая семья, дом и я никогда не брошу своих детей!»

Евгений Яковлев

Он спешил на работу. Запах дыма почувствовал на лестничной клетке. Бросился назад, в свою квартиру, где оставались беременная жена и сын. По пути барабанил в двери соседей и кричал, чтобы те проснулись и не выходили в задымлённый подъезд.

Он спас и жену, и сына, и соседей. Но сам так и не смог добраться до выхода. С ожогами 40% и отравлением парня нашли на лестничной клетке прибывшие пожарные. Через несколько дней Евгений скончался в реанимации.
В памяти соседей,москвич Евгений Яковлев навсегда останется молодым и энергичным. Отзывчивым и веселым. Ему было всего 23. Казалось, вся жизнь впереди.

Она родилась в Крапивенском уезде в многодетной работящей деревенской семье. В 20-30-е годы миллионы людей, впервые получив право и возможность учиться, потянулись к знаниям. Маша Краснова получила среднее образование в щекинской школе №1, а в 1938 г. стала студенткой первого набора исторического факультета Тульского пединститута. Завершать учебу пришлось в ноябре сурового 1941-го.
В 1942 г., когда немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы и Тулы, Краснову избрали секретарем райкома комсомола, а с 1943 г. она почти шесть лет была секретарем Тульского обкома комсомола по школам. Ее самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, умелая организация молодых туляков на участие в восстановлении разрушенного врагом народного хозяйства отмечены орденом «Знак Почета».
В 1949 г. Мария Ивановна начала работать в тульском педучилище №1, затем в тульской школе №1. И уже зрелым специалистом вернулась в родной институт, начав с самой первой преподавательской ступеньки - ассистента кафедры педагогики. В студенческую аудиторию пришел сложившийся педагог-практик с большим жизненным и профессиональным опытом.
Кстати, все восемь сестер и братьев Марии Ивановны получили высшее образование, и большинство из них избрали педагогическую стезю. Им посвящена отдельная экспозиция в Щекинском музее образования.
Краснову, коммуниста со времен войны, дважды избирали секретарем партийной организации вуза.
В 1971 г. Мария Ивановна возглавила педагогический факультет, где получали профессиональную подготовку будущие «самые главные учителя» - педагоги начальной школы.
В Туле состоялась встреча Красновой с академиком Занковым, во многом определившая ее дальнейшую педагогическую судьбу. «Возмутитель спокойствия» в педагогике, Леонид Владимирович стал научным наставником Марии Ивановны. Убедившись в продуктивности его теории для общего развития детей, прежде всего младших школьников, она активно включилась в массовый эксперимент по проблеме «Обучение и развитие», защитила кандидатскую диссертацию.
Когда возникла мощная волна критики идей развивающего обучения и делалось все для забвения научных открытий ученого-гуманиста, Краснова, одна из немногих в тогдашнем Советском Союзе, больше двадцати лет словом и делом мужественно боролась за признание дидактической системы своего учителя. Есть частица ее гражданского подвига в том, что в 1993 г. Минобразование России определило статус данной системы как одной из государственных систем начального образования в стране.
В 90-е годы Краснова добилась открытия в тогдашнем областном Институте развития образования проблемной научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.В.Занкова». После ликвидации лаборатории ей пришлось изменить формы работы, опираться на общественную активность подвижников системы, но дело не остановилось.
Краснова всегда гордилась тем, что система ее учителя жива и выдерживает конкуренцию. Что учителя-занковцы обладают опытом реализации современных образовательных задач, а студенты нашего педуниверситета выбирают в качестве тем курсовых, выпускных квалификационных работ и занковскую проблематику.
Имя Марии Ивановны Красновой связано с целой эпохой в народном образовании. И хотя ее нет в престижных современных энциклопедиях и словарях, она в сердцах и памяти нескольких поколений учителей начальной школы, в результатах общего развития, качественном образовании тысяч и тысяч детей, которые учились и учатся по системе ее наставника.
Так случилось, что на нынешний год выпали и 115-летие со дня рождения Л.В.Занкова, и 95-летие одной из самых последовательных его учениц, тульского педагога Красновой. Здоровья вам, дорогой Учитель!

Имя Антона Павловича Чехова известно в нашей стране каждому, но сахалинцам оно особенно дорого и близко. Писатель совершил гражданский подвиг - посетил каторжный остров Сахалин и написал о нем «книгу гнева и печали».

Мысль о таком путешествии созрела у Чехова давно. 21 апреля 1890 года он отправился в свой длительный и трудный путь. По железной дороге, пароходом, на лошадях проехал Чехов от Москвы до Николаевска-на-Амуре. 10 июля на пароходе «Байкал» он переплыл Татарский пролив и вечером 11 июля сошел на берег в Александровском посту, где располагались управление и канцелярия Сахалинской каторги и главная тюрьма. За 80 дней добраться от Москвы до Сахалина - это был рекордный для того времени срок. На Сахалине А.П. Чехов пробыл 3 месяца и два дня и в течение этого времени вел напряженную работу ученого, врача, писателя, общественного деятеля. Он исходил и изъездил не одну сотню верст и сделал подробную перепись почти всего сахалинского населения, заполнил сам на основе личных бесед около 10 тысяч карточек.

Он исходил и изъездил не одну сотню верст и сделал подробную перепись почти всего сахалинского населения, заполнил сам на основе личных бесед около 10 тысяч карточек. Заходил во все избы, обследовал тюрьмы, говорил с каждым, так что, по словам Чехова, на острове не осталось «ни одного каторжного или поселенца, который бы не разговаривал» с ним. Это был колоссальный труд. В письме с Сахалина он сообщал: «Я вставал каждый день в пять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое мною еще не сделано».

Чехова потрясло положение сахалинских детей и подростков, которых, замечает писатель, воспитывает «только каторжная обстановка», так как «школа существует только на бумаге...». Вернувшись на материк, он выслал на Сахалин учебники для школ, программу земских училищ. По инициативе Антона Павловича многие писатели стали собирать книги для Сахалина, которые он сам отправил на остров.
Встречался Антон Павлович также с нивхами, эвенками, ороками и был глубоко озабочен судьбой коренного населения Сахалина.
13 октября 1890 года из Корсакова писатель отправился в обратный путь через Японское море, Индийский океан, Суэцкий канал, Черное море, Одессу и 9 декабря вернулся в Москву после восьмимесячного путешествия.

Сахалин оказался важной школой для писателя. Встречи со многими сахалинцами оставили в душе Чехова неизгладимый след. «Знаю я теперь очень многое, - писал он после возвращения в Москву, - чувство же привез я с собой нехорошее. Пока я жил на Сахалине, моя утроба испытывала только некоторую горечь, как от прогорклого масла, теперь же, по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом.»
Материалы, собранные Чеховым во время поездки на «край земли», легли в основу книги «Остров Сахалин» (1891-1894).
Несколько лет работал Чехов над книгой о каторжном острове. Главы этой книги первоначально печатались на страницах журнала «Русская мысль» в 1893-1894 годах, отдельное издание «Острова Сахалин» опубликовано в 1895 году.

Что же происходило на Сахалине на самом деле? Выяснению этого вопроса и посвящена книга Чехова.
Книга «Остров Сахалин» и сегодня дорога нам, потому что в ней А.П. Чехов описал все ужасы тогдашней сахалинской каторги «с предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти». Именно из этой книги читатели впервые узнали о злодеяниях царского самодержавия и на далекой окраине России.

Несмотря на тяжелые впечатления, вынесенные Чеховым из посещения Сахалина, будущее острова представлялось ему свободным и счастливым: «...Быть может, в будущем здесь, на этом берегу будут жить люди и кто знает? - счастливее чем мы, в самом деле наслаждаться свободой и покоем».

Старого Сахалина, острова каторги, давно не. Навсегда в прошлое ушли те времена, которые описаны в книге Чехова. Но Чехов не забыт. Не забыть его сахалинское путешествие и книг «Остров Сахалин».

Сахалинцы свято чтут память о великом русском писателе - патриоте.
Именем Чехова на Сахалине названы: с. Чехов в Холмском районе, пик Чехова в окрестностях Южно-Сахалинска, улицы Чехова во многих городах области, Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова, музей Чехова в Александровск-Сахалинске, Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин».


О. А. Литвинцева, гл. библиотекарь СахОДБ