Смартфоны стали неотъемлемой и незаменимой вещью в нашей жизни. Учитывая то, что все телефоны очень похожи, дизайнеры придумывают огромное количество аксессуаров, чтобы каждый человек смог сделать индивидуальный образ для своего смартфона. Представляем вашему вниманию самые необычные и немного безумные дизайнерские решения чехлов для смартфонов. Если же вам лично не подходит такое дизайнерское решение для вашего телефона, предлагаем более сдержанные,но не менее симпатичные чехлы для смартфонов .

1. Чехол-«ухо» Thumbs Up Ear Case


Первый «экспонат» в нашем рейтинге странных чехлов для iPhone «экспонат» - дурацкое огромное ухо. Обзавестись «третьим» ухом можно в любой момент, просто купив этот необычный чехол на Amazon по цене в 11 долларов. Правда, с учетом того, что создан он для iPhone 4, вряд ли владельцы новых, увеличенного размера телефонов iPhone 6 сумеют оценить аксессуар по достоинству.

2. Чехол для iPhone Hana


«Hana» по-японски означает «нос», по всей видимости – хотя изобретателей этого экстравагантного чехла для iPhone в форме гигантского носа это вряд ли оправдывает. Как утверждают создатели чехла, его владелец может вставлять пальцы в ноздри, чтобы держать телефон прямо. Конечно же, только этого владельцам iPhone и не хватало! Приобрести чехол-«нос» можно примерно за 10 долларов.

3. Чехол-«рука»


Некоторое время назад страшноватый чехол для iPhone в форме руки, который выглядел до жути реалистично, уже наделал немало шума – а недавно создатели оного выпустили уже вторую по счету модель. По всей видимости, искусственная человеческая кисть в качестве чехла для телефона оказалась очень популярной: теперь любители необычных аксессуаров смогут выбрать либо модель «Рука Нами» (Nami’s Hand), либо «Рука Ямато» (Yamato’s Hand) или даже обзавестись парочкой дополнительных конечностей.

4. Чехол «Яичница с беконом»


Раз уж с обсуждением всевозможных частей тела мы закончили, пора переходить к еде – да-да, для гурманов существует множество чехлов для iPhone в виде разнообразных блюд, включая и этот чехол в виде яичницы с беконом. Удивительно, но выглядит он настолько реалистично, что способен пробудить аппетит даже у сытого владельца iPhone. А вегетарианцам можно порекомендовать другие модели от той же японской компании – чехлы в виде лапши или онигири, традиционного японского блюда из риса.

5. Док-станция «Гамбургер»


Это, конечно, не чехол, но выглядит аксессуар настолько здорово, что вполне заслуживает места в рейтинге – и, кстати, отлично сочетается с чехлом в виде яичницы. Док-станция выполнена в форме гамбургера и может служить одновременно и подставкой – идеальный вариант офиса. Как и в случае с «чехлом-яичницей», владельцы iPhone смогут побаловать себя не только «гамбургерами», но и, например, «суши» или «блинчиками» - вариантов оригинальных док-станций очень много.

6. «iВилка»


«Идея, которая неизбежно должна была появиться» - так описывает создатель «iВилки» свое творение на сайте Etsy (это онлайн-магазин, где продаются всевозможные вещи, сделанные своими руками). iFork – это весьма оригинальная и к тому же удобная подставка для iPhone. О тех, кто отдает предпочтение иным столовым приборам, создатель необычной подставки тоже не забыл – помимо «iВилки», владельцы iPhone смогут пополнить свой арсенал еще и «iЛожкой».

7. Чехол в форме старинного телефона


Следующая большая категория нашего рейтинга самых необычных чехлов для iPhone – громадные и совершенно непрактичные (но такие забавные!) чехлы. И самый яркий «экспонат» - чехол в форме огромного телефона эпохи восьмидесятых, когда мобильные телефоны только появились и еще не помещались не только в карман, но даже в сумку.

8. Чехол для iPhone TableConnect


Перед вами, пожалуй, самый экстравагантный – в том числе и с точки зрения размеров – аксессуар, который только можно придумать для iPhone. TableConnect – это полноценный стол, верхняя поверхность которого – 60-дюймовый дисплей, а iPhone помещается внутри этого стола. Как утверждают создатели, TableConnect позволяет подключать телефон или планшет к огромному дисплею и наслаждаться совершенно новым уровнем графики и масштабом приложений. Работает этот «мобильный» стол не только с любыми устройствами на iOS, но и с планшетами/смартфонами на базе ОС Android. Приобрести его, к сожалению, нельзя, зато арендовать можно – при условии, что вы живете в Австрии, Германии или Швейцарии.

9. ToneFone


Этот чехол – не только большой, но и очень тяжелый. Пожалуй, его можно назвать самым тяжелым чехлом для iPhone в мире. Идея, на самом деле, замечательная: каждый раз, поднимая свой iPhone, вы качаете мышцы рук! Конечно, с собой такой чехольчик особо не поносишь, но, будучи дома, его вполне можно использовать как гантели для упражнений. А стоит ToneFone порядка 36 долларов.

10. Чехол для iPhone JoeyBra


Весьма оригинальный чехол JoeyBra – идеальный вариант для любительниц ночных клубов и вечеринок, которым приходится постоянно носить с собой сумочку для мелочей и телефона. В боковой части этого бюстгальтера предусмотрен миниатюрный карман, куда как раз умещается iPhone – надо только подобрать платье так, чтобы потом в случае необходимости телефон можно было достать.

11. Чехол-«шокер»


Следующая категория нашего рейтинга самых необычных чехлов для iPhone – это чехлы, которые одновременно можно использовать для самозащиты. Конечно, не во всех странах их использование будет законным, но, как минимум, такие чехлы заслуживают внимания. И в первую очередь это чехол-«шокер» The Yellow Jacket, с помощью которого можно с успехом защищаться даже от грабителей. Этот чехол превращает ваш iPhone в шокер, который можно использовать на ком угодно – от грабителей до назойливых коллег по работе.

12. Чехол – перцовый баллончик


Если идея постоянно носить с собой шокер вам не по душе, можно обзавестись еще одним замечательным средством самозащиты – чехлом для iPhone, который одновременно выполняет роль перцового баллончика. А самое замечательное, что он выпускается еще и в разных цветах – например, в «дамском» розовом варианте.

13. Чехол-«кастет» Knucklecase


В отличие от предыдущих аксессуаров для iPhone, этот чехол, пусть и выглядит как кастет, на самом деле в целях самозащиты абсолютно бесполезен. Впрочем, какая-то польза от Knucklecase все-таки есть – по крайней мере, можно быть уверенным, что телефон не выскользнет из руки.

14. Чехол с инструментами IN1


Что нужно большинству от чехла для iPhone? – чтобы защищал хрупкое устройство во время падения и, как максимум, выглядел стильно. Ну а те, кто покупают чехол IN1 – это, наверное, не обычные люди, а супергерои, которым в повседневной жизни обязательно должны пригодиться зубочистки, ножницы, пара отверток, две шариковые ручки и пассатижи. Все это компактно хранится прямо в чехле для iPhone, который, к тому же, изобилует разными вариантами расцветок и стоит не так уж и дорого для столь многофункционального аксессуара – всего 30 долларов.

15. Чехол-«жесткий диск»


С помощью такого оригинального чехла для iPhone можно не только сохранить устройство невредимым даже при самых неудачных падениях, но и, например, разыграть кого-нибудь из знакомых. Выглядит он точь в точь как старый жесткий диск и даже снабжен нужными штрих-кодами и символьными кодами.

16. Чехол-бумажник Eyn


Количество всевозможных мелочей, которые приходится ежедневно носить в карманах или сумке, может оказаться просто огромным – и оригинальный чехол-бумажник Eyn призван раз и навсегда решить эту проблему. В этом чехле достаточно места не только для самого iPhone, но еще и для мелких найденных по дороге монеток и трех пластиковых карт. Цена полезного аксессуара – 25 долларов.

17. Чехол-«джойстик»


Конечно, перечислять чехлы для телефонов в форме каких-то ретро-гаджетов – старинных фото камер, магнитофонных кассет или даже приставок Game Boy – можно очень долго, но этот чехол, выполненный в форме самого первого контроллера Nintendo, выделяется из любого списка. Особенность его заключается не только в дизайне, который в точности копирует дизайн оригинального джойстика, но и в том, что кнопочки на корпусе действительно можно нажимать! Конечно, кнопки, по сути, бесполезны, но удовольствие подержать в руках «почти настоящий» старый джойстик из детства – бесценно!

18. Чехол-сумочка Clutchie


Этот чехол для iPhone, выполненный в форме миниатюрной сумочки-клатча, выглядит в точности как настоящая женская сумка, но уменьшенных размеров. Воспользоваться им, как обычной сумочкой, не получится – так что тем, кто приобрел Clutchie, придется, фактически, носить одну сумку в другой, но оригинальный дизайн чехла для iPhone, безусловно, того стоит. А еще аксессуар предусматривает пару полезных функций – вшитый кармашек для мелочей и миниатюрное зеркальце.

19. Чехол со встроенной флэшкой Veho SAEM S7


Технологии «облачного» хранения данных – это, конечно, очень полезно, но ни один сервис типа Dropbox не в состоянии сравниться с обычной flash-картой памяти, и как раз такой встроенной флэшкой может похвастаться этот оригинальный чехол для iPhone. Конечно, объем памяти не так велик – в Veho SAEM S7 «вшита» флэш-карта всего на 8 Гб, и, кстати, подсоединить ее к самому iPhone никак не удастся.

20. Чехол-«открывалка»


Пусть любители спиртных напитков уже давно научились открывать бутылки практически чем угодно – зажигалкой, ложкой, дверной ручкой и даже коньками (!), никто не спорит, что обычной открывалкой делать это гораздо удобнее. Для таких случаев и предназначен чехол-открывалка, который, благодаря усиленной металлом конструкции корпуса, не испортится, даже если постоянно использовать его для откупоривания пивных бутылок. Те, кто купит необычный чехол, получают возможность бесплатно скачать специальное приложение для iPhone, которое отслеживает ваше мастерство в распитии спиртных напитков.

21. Чехол-«колонка»


Слушать музыку с телефона в душе – привычка рискованная: случайные брызги – и за наслаждение музыкой придется заплатить новеньким iPhone. Для любителей-меломанов как раз и предназначен этот оригинальный чехол для телефона, который одновременно может выполнять функции аудио колонки. «Питается» он от 3 батареек ААА, стоит порядка 25 долларов и надежно защищает iPhone от случайного попадания воды на корпус.

22. Чехол с ручкой для тех, кому трудно держать телефон обычным способом

Чехлы-аккумуляторы продлят автономную работу телефона, а чехлы с кармашками позволят хранить кредитки и визитные карточки - имейте только в виду, что магнитные полосы на картах могут размагнититься под влиянием электромагнитного излучения смартфона.

Силиконовый бампер убережет аппарат от деформаций при падениях, а боковые панели не будут царапаться. Металлический бампер имеет в основе жесткий каркас, который как правило дополнен пластичным слоем. Все вместе обеспечивает смартфону более надежную защиту. В основном бамперы выпускаются для телефонов с прямыми углами, но есть конструкции и с закругленными краями и гранями.

Обложка, флип или книжка защищают как корпус, так и экран телефона. Чехол имеет жесткую фиксацию в основании и закрывает заднюю и боковые панели. Экран защищен легкой крышкой. Флип открывается снизу, книжка распахивается сбоку. Для крупногабаритных смартфонов выпускаются книжки с подставкой-крышкой. Некоторые модели позволяют хранить в чехле деньги и кредитки. Существуют чехлы со специальными окнами для служебной информации и интегрированными магнитами. Если смартфон поддерживает такую функцию, в окошке книжки будет отображаться время, принятые сообщения, погода и другая информация, а блокировка/разблокировка будет осуществляться при закрытии или открытии чехла.

Чехол-кобура изготавливается из кожи или кожзаменителя и крепится на поясе. Приобретая такой чехол, следует помнить, что хорошая защита не может быть дешевой. Поначалу хорошо выглядящий бюджетный чехол очень быстро потеряет свой первоначальный внешний вид и вряд ли защитит телефон от механического воздействия.

«Карман» или футляр - простая конструкция, которая надежно защитит аппарат со всех сторон. Закрывается такой чехол магнитной застежкой. В зависимости от материала футляр может обладать разной степенью защиты от ударов и падений. Одно неудобство - телефон придется каждый раз полностью вынимать из чехла. Можно выбрать конструкцию с прорезями, которая оставляет открытым экран и отверстие камеры.

Спортивные чехлы позволяют закрепить гаджет в удобном положении и пользоваться им как плеером. Крепление фиксирует телефон на руке или поясе, не мешая движениям. Разные модели спортивных чехлов могут быть противоударными, защищать от влаги, перепадов температур и, конечно, иметь надежный замок, не позволяющий телефону выскользнуть во время движения.

Конструкция экстремального чехла представляет собой плотный, прочно закрывающийся кейс, куда помещается телефон. «Второй» корпус способен уберечь гаджет от воды, грязи, жестких ударов, падений с высоты, снега и мороза.

Материалы

Кожаные чехлы долговечны и надежны, приятны на ощупь, не выскальзывают из руки и отлично защищают телефон от пыли и влаги.

Гелевые и силиконовые чехлы хорошо защищают корпус смартфона, «гасят» удар при падении, но при этом легкие и компактные. К недостаткам можно отнести неплотное прилегание чехла к корпусу, потеря формы со временем, появление трещин и дыр.

Чехлы из пластика - гибкие, легкие и долговечные. Из этого материала создают самые разнообразные формы чехлов, которые стоят не слишком дорого.

Тканевые чехлы - легкие и недорогие. Они не защитят гаджет при падении, но царапин на экране и потертостей корпуса не будет. Выбор моделей очень разнообразный.

Чехлы из дерева - оригинальные, прочные, легкие. Отличный вариант для любителей натуральных материалов.

Металлические модели надежно защитят телефон от ударов. Служат долгие годы, но утяжеляют телефон.

Справочная статья, основанная на экспертизе автора.

iPhone X новинка от Apple - великолепный смартфон с элегантным дизайном и стеклянным корпусом, который нужно защитить. Использование Вашего iPhone без защиты может увеличить риск его повреждения, так как даже одно падение, может в итоге поцарапать или даже разбить экран. Вот почему Вам нужно инвестировать в лучший защитный чехол для iPhone X. Ознакомьтесь с некоторыми из текущих фаворитов на рынке аксессуаров на сегодняшний день.

Приобрести рассмотренные в обзоре чехлы для iPhone X можно в магазине Printofon.ru

1. Кожаная накладка Fasion Case

Клип кейс со стильной, долговечной, кожаной отделкой. Корпус выполнен из простой, тонкой оболочки с удобными вырезами для камеры вашего телефона, портов и бокового переключателя. Также есть хорошо определенные крышки кнопок. Однако, этот кожаный чехол на iPhone X больше добавит стиля, чем защиты.

Приобрести чехол можно на сайте магазина за ₽590 по этой ссылке . В настоящий момент в наличии только вариант в черном цвете.

2. IMAK Прозрачный кейс

Это защитный бампер IMAK демонстрирует минималистский дизайн Apple, позволяющий поддерживать внешний вид вашего смартфона. Это один из самых тонких корпусов для iPhone X, но он по-прежнему предлагает защиту от падения. Он изготовлен из прочного поликарбоната и имеет гибкую рамку из полиуретана. Кнопки чувствительны и имеются точные отверстия в чехле для вашего телефона, а также отверстие на задней панели, которое гарантируют, что вы сможете использовать камеру своего телефона и вспышку без каких-либо помех.

3. ColorCase Wallet Чехол кошелек

Этот стильный чехол для iPhone X выполнен из высококачественной кожи. Тонкая пластиковая оболочка держит ваш iPhone на месте, и он завернут в мягкую кожаную книжку, которая полностью покрывает ваш телефон, защищая его со всех сторон. Передняя крышка имеет магнитный язычок и пару удобных слотов для укладки кредитных карт. Существуют также вырезы для динамика телефона, камеры, кнопок и портов. Корпус в настоящее время доступен в различных вариантах цветов.

4. Чехол с отделение для карточки Fashion Case Cardmaker

Оставьте свой кошелек или кошелек дома с Cardmaker от Fashion Case. Этот чехол сочетает в себе множество умных функций. Прочная пластиковая оболочка идеально подойдет вашему iPhone X. Вы также найдете тактильные крышки кнопок, точные вырезы и текстурированные полосы по бокам для улучшения захвата. Задняя часть имеет карман, который может содержать пару кредитных карт и наличных денег. Также есть смарт-слот, который позволяет вам поддерживать телефон в альбомной ориентации. Он поставляется в черном, сером, золотом или розовом цвете.

5. DF чехол книжка для iPhone X

Кожаные футляры DF - это абсолютный шедевр. Кожа имеет мелкое зерно снаружи, которое приятно на ощупь и традиционную кожаная отделку с внутренней стороны для защиты и долговечности. Есть черная и темно-синяя цветовая схема, но он доступна и в других цветах. Ваш телефон идеально лежит внутри, и есть очень удобная магнитная застежка, чтобы закрыть крышку. Еще он складывается как подставка для вашего телефона.

6. IPAKY Кейс накладка с позолоченными краями

Вы никогда не догадались, что этот чехол стоит 500 рублей, по крайней мере, на первый взгляд. Две съемные металлические секции сверху и снизу корпуса закрывают его тонкую оболочку, каждая из которых бросается в глаза и облегчает установку корпуса. Есть также вырезы для камеры вашего телефона, портов и логотипа Apple. Это жесткий футляр из поликарбоната с мягкой отделкой, что делает его удобным для удержания. Нельзя сказать, что он предлагает много возможностей для реальной защиты от падения, но он выглядит фантастически и будет защищать от случайных царапин.

7. ColorCase Hybrid противоударный кейс на iPhone X

В этом чехле-кошельке сочетается в себе стиль и содержание. Оболочка изготовлена из ударопрочного TPU в черном цвете, и частично покрыта темно-серым материалом. Откиньте подставку и поставите телефон под удобным вам углом. В нем есть тактильные крышки для кнопок изменения громкости. Вы также найдете точные вырезы для камеры, порта зарядки и динамиков. Это красивый чехол, но это также практический выбор.

8. ColorCase Carbon чехол с карбоном для iPhone X

Карбон является признаком прочности и легкости. Обычно его можно найти в интерьере дорогих автомобилей и в корпусах самолетов, но ColorCase расширил этот список на iPhone X. Эти корпуса с твердой жесткой силиконовой оболочкой с карбоновыми вставками, инкрустированной сзади. Это приятно на ощупь и уникально. Твердый материал предотвратит разрушение, если вы его уронили, но это, конечно, не самый прочный чехол, так что не ожидайте большой защиты от падения. Это очень тонкий корпус с щедрыми вырезами для всех возможностей вашего iPhone X.

9. IPAKY Hybrid прозрачный с черным бампером для iPhone X

UAG действительно активизировала свой дизайн в новой серией Monarch, приведя настоящие силиконовые панели и пластиковые бампера в свою классическую индустриальную эстетику. Вы по-прежнему будете наслаждаться надежной защитой от падения, с защитной каёмкой по экрану и чрезмерно укрепленными кнопками. Текстурированный рисунок по сторонам добавляет сцепление и есть точные отверстия для камеры, портов и переключателя. Этот чехол удивительно легкий и имеет два цвета серебристая платина и темный графит.

10. Mercury Goospery Чехол книжка для iPhone X

Вы будете впечатлены мастерством изготовления этих чехлов. Книжка обеспечивает всестороннюю защиту, а обложка выглядят как симпатичная маленькая книга. Отделка из микрофибры, кожаная обложка и твердый кейс, чтобы телефон был надежно закрыт. Ваш iPhone X закрыт в тонкой оболочке, которая имеет нужные отверстия для легкого доступа к элементам управления и портам. На задней панели есть вырез, так что вы можете использовать камеру. Варианты цвета - черный, бордовый и коричневый.

11. Fashion Case Twist Противоударный чехол с подставкой

Если вы предпочитаете стройный корпус, то этот супертонкий поликарбонатный чехол подойдет вам. Для защиты экрана есть слегка усиленная рамка, но она не даст большой защиты от падения. На оборотной стороне есть также круговое открытие, чтобы показать логотип Apple и подставка, которая складывается, чтобы вы могли поставить свой iPhone X в горизонтальном положении. Это довольно тонкий кейс, и поликарбонат выглядит как матовый металл и поставляется в синем, золотом, розовом, светлом или темном серебре.

12. Противоударный гибридный кейс

Это один из самых надежных чехлов в нашем списке лучших противоударных чехлов на iPhone X. Он чрезвычайно усилен в углах и боковых гранях, чтобы защитить ваш iPhone X от повреждений при падении. Он очень громоздкий, и возможно затруднительное использование порта зарядки с неоригинальными кабелями и наушниками. Для полной защиты используйте защитное стекло и это сохранит ваш iPhone X в отличном состоянии.

13. ColorCase S-curve бампер для iPhone X

Эти полупрозрачные чехлы имеют необычный рисунок в виде волны на спине и поставляются в синим, черном или прозрачном оттенке. Каркас бампера выглядит достаточно прочным, но он имеет мягкий, текстурированный слой внутри, чтобы поглощать удары. Этот чехол замечательно тонкий и добавляет минимум к профилю телефона. Это замечательно учитывая, что он также предлагает серьезную защиту от падения.

14. Onyx защитный чехол для iPhone X

С сильно усиленными углами вы можете положиться на защиту от падения. Это двухслойный чехол с мягкой резиновой внутренней оболочкой и жесткой задней пластиной, которая защелкивается над ним. Основное внимание здесь уделяется предотвращению появления трещин на экране, и поэтому на передней части корпуса есть поднятая рамка. Вы также найдете щедрые вырезы для всего, в том числе логотип Apple на задней панели вашего iPhone X. Вы можете получить этот бампер в черном и сером цвете.

15. Onyx Tyre Противоударный чехол для iPhone X

Для iPhone X компания Speck обновила весь спектр корпусов, чтобы сделать их более тонкими и более защитными. В ассортименте имеются поликарбонатные экстерьеры с упругим внутренним материалом чтобы поглотить сильный удар. Этот чехол обладает ребристым рисунком, который привлекает внимание, а также добавляет сцепление на задней и боковых сторонах вашего iPhone X. Вы также найдете вырезы для камеры, портов и тактильные крышки кнопок для элементов управления. Он поставляется в шести разных цветах.

16. Olixar Противоударный гибридный футляр

Вот прочный корпус, который обеспечит достойную защиту от повреждений, царапин и сколов. Двухслойная конструкция включает в себя более мягкий, гибкий материал внутри, а жесткая оболочка контрастного цвета защищает внешний вид. Есть отверстия для камеры, переключателя и приподнятая губа вокруг экрана. Задняя часть текстурирована, а гексагональная конструкция привлекательна, но она также добавляет некоторую удобную хватку. Этот чехол представлен четырьмя различными комбинациями цветов, включая черный и синий, серый и черный, черный и серый, или красный и черный.

17. DF xCase тонкий прозрачный чехол

Если вы хотите сохранить стиль iPhone X, то этот чехол DF сделает это. Также не нужно жертвовать защитой, потому что этот бампер обеспечивает защиту царапин и небольших ударов. Это довольно тонкий чехол, но он плотно прилегает к телефону. Перфорированная внутренняя сторона предотвращает появление водянистых разводов.

18. Nillkin Frosted Shield

Мы всегда впечатлены изделиями Nillkin, и новый чехол Frosted Shield для iPhone X не является исключением. Это жесткий пластиковый корпус с шершавой задней пластиной. На экране также есть поднятая рамка, чтобы предотвратить царапины на любой поверхности и вырезы для клавиш громкости и питания. Этот случай поставляется в золоте, черном и цвете розовое золото.

19. Ультратонкий силиконовый бампер

Если вы хотите показать великолепный новый цвет вашего iPhone X, вам не нужно ходить без чехла и рисковать своим iPhone! Вы можете просто подобрать прозрачный чехол, как этот ультратонкий бампер из силикона от ColorCase. Вы будете защищать свой телефон от царапин и ударов, не изменяя его внешний вид и не делая его слишком тяжелым для использования.

20. KokoCat Чехол с ушками для iPhone X

Оригинальный дизайн чехла KokoCat несомненно привлечет взгляды. Милая форма в виде выпирающих ушей кота и рисунок носа и усов не оставят равнодушными. Если вы хотите разнообразить свою коллекцию аксессуаров чем-то необычны, то это хороший вариант.

За предоставленные чехлы выражаем благодарность интернет магазину аксессуаров и чехлов для телефонов Printofon.ru

Специально для наших читателей, в магазине действуйте особая скида по промокоду «Mega-iPhone-X »


Современное англоязычное название Китая «China», вероятнее всего, произошло от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Ши Хуан-ди (260-210 до н.э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 года. Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые из исторических достопримечательностей, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н.э.

Китайский язык – один из самых древних, до настоящего времени использующихся в мире. Китай – четвертая страна в мире по занимаемой территории (после России, Канады, США). Площадь страны составляет 3 179 275 км2 (эта цифра лишь немногим уступает аналогичному показателю США). Протяженность границ с другими государствами превышает 189 000 км. Вблизи китайского побережья расположено более 5000 островов.

Китай – одна из самых густонаселенных стран. Каждый пятый человек в мире – китаец. По состоянию на июль 2009 года, население страны составляло 338 612 968 человек. Это в 4 раза больше, чем количество людей, проживающих в США. Печенье с предсказаниями – не китайская традиция, вопреки сложившемуся мнению. Данная традиция была «изобретена» в 1920 году в Сан-Франциско, рабочим одной из фабрик по производству лапши.

Китай также известен миру как «Цветочное королевство». Множество фруктов и цветов, выведенных здесь, сегодня выращиваются по всему миру. Туалетная бумага была изобретена в Китае в 1300-х годах. «Новинкой» дозволялось пользоваться исключительно членам императорской семьи.

Кроме бумаги, китайские новаторы изобрели компас, бумагу, порох и печать. Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254 – 1324) в своих дневниках отмечал, что с помощью воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.

Бои сверчков – одно из самых популярных развлечений Китая. Многие дети содержат сверчков в качестве домашних питомцев.Несмотря на большую занимаемую территорию, Китай располагается в рамках одного часового пояса.

Многие историки утверждают, что Китай – родина футбола и китайцы «гоняли» мяч по полю еще в 1000-е годы до н.э. Пинг-понг – одна из самых популярных игр Китая. Но идея изобретения настольного тенниса принадлежит не китайцам, а жителям Великобритании.

Самое популярное хобби жителей «Поднебесной» – коллекционирование марок. Гигантские панды проживают на территории Китая около двух – трех миллионов лет. Первые китайские императоры держали панд, чтобы отогнать злых духов и стихийные бедствия. Так же черно-белые медведи считались символом мощи и храбрости. В отличие от европейских стран, цвет траура в Китае не черный, а белый.

Хотя изобретателем парашюта официально признан Леонардо да Винчи (1452 – 1519), сохранились исторические сведения об использовании китайцами воздушных змеев, привязываемых к спине человека. В Китае летали на воздушных змеях уже в 4-м веке нашей эры, а использование парашюта стало эффективным и безопасным лишь в конце 1700-х годов. Обычай связывания ног («золотые лилии») был популярен среди женщин-артисток и членов китайского суда во время династии Сун (960-1279 н.э.). Плотная повязка постепенно нарушала свод стопы, и пальцы с пятками росли параллельно друг к другу, мышцы ног атрофировались и они становились очень тонкими. «Ножки-лотосы» в те времена считались очень сексуальными.

Историки предполагают, что с увеличением китайского населения люди вынуждены были придумать способ «здорового» приготовления пищи, при котором в продуктах сохранялся бы максимум полезных веществ. Отсюда произошла «традиция» китайской кухни в измельчении пищи на маленькие кусочки, чтобы блюда готовились как можно быстрее. Маленькая нарезка продуктов привела к исчезновению необходимости в использовании ножей и к изобретению палочек для еды. В 130-м году н.э. Чжан Хэн, китайский астроном и литературовед, изобрел первый прибор для мониторинга землетрясений. Машина обнаруживала и указывала локацию землетрясения.

Китай – родина мороженого. В Европу рецепт «холодного» десерта попал вместе с рецептом лапши благодаря Марко Поло. Первое мороженое изготавливали из смеси молока и снега. Госслужащий по имени Су Сонг стал первым в мире создателем механических часов. В период с 1088 по 1092 год он создал прибор, способный определять текущее время суток, а также отслеживать фазы, в которых находились созвездия, что позволяло максимально точно составлять гороскопы.

27 сентября 2008 года китайский астронавт впервые побывал в открытом космосе. Им стал астронавт Чжай Чжиганг (Zhai Zhigang). Китайцы стали первыми в мире, кто изобрел железный плуг. В Европе металлические плуги стали использовать только с 17-го века.

В разные времена столица Китая носила разные названия. Раньше главный город Поднебесной был известен миру как Яньцзин, Даду и Бэйпин. Сегодня китайская столица именуется Пекином, что в переводе на русский означает «Северная столица». Пекин – второй по величине город страны после Шанхая. Длинные ногти считались в Китае признаком благородства и высокого статуса. Мужчины и женщины отращивали ногти, часто носили специальные золотые и серебряные накладки, визуально удлиняющие пальцы, и в то же время защищающие ногтевые пластины от обломов.

В четвертом веке до нашей эры жители Китая стали использовать для обогрева своих домов природный газ. Топливо добывали с помощью бурения скважин, обогнав европейские страны в этой сфере на 2300 лет. Ко 2-му веку н.э. китайцы обнаружили, что кровь распространяется по сосудам по всему телу и что ее движение происходит за счет биения сердца. В Европе такие познания в биологии стали доступными лишь в начале семнадцатого века, когда Уильям Гарвей (1578-1657) опубликовал свои научные труды.

Жители Китая использовали десятичную систему исчисления еще в четырнадцатом веке до н.э., за 2300 лет до первого известного случая применения системы европейскими математиками. Китайцы первые, кто стал использовать при счете ноль. В Китае впервые был изобретен и использован арбалет. Так же здесь впервые создали и опробовали химическое и газовое оружие. Последнее впервые было применено за 2000 лет до его применения в Европе во время Первой мировой войны.

В Китае находится самая большая плотина в мире. Так же данная часть ГЭС, расположенной на реке Янцзы, является самой спорной – во время ее строительства и эксплуатации часто вспыхивали скандалы, связанные с технологическими трудностями, нарушениями прав человека, негативными изменениями в окружающей среде. Согласно древней китайской легенде, чай был открыт в 2737 году до н.э. императором Шэнь-нунем (Shennong). Произошло это случайно, когда ароматные листья попали в царскую чашку с горячей водой. Современные жители Китая считают чай неотъемлемой, необходимой частью своей жизни.

Китайцами активно практикуются различные виды боевых искусств. Многие приемы разработаны на древнем сельском хозяйстве и способах охоты. Самый важный праздник в Китае – китайский Новый Год или Лунный Новый Год. Китайцы считают, что в этот день каждый житель планеты становится на один год старше, потому праздник считается днем рождения всех людей.

92% населения Китая в повседневной жизни для коммуникации использует китайский язык. Всего существует семь семейств китайского языка, в число которых входят: китайский, кантонский, Ву, хакка, Гане, Сян, Мин. Цвет счастья и праздника в Китае – красный. Красный текстиль и элементы декора часто используют при оформлении и проведении свадеб, дней рождения, национальных фестивалей.

Лотос – символ чистоты и непорочности в Китае. Это священный цветок, используемый даосами и буддистами. Жителями Китая широко используется цветочная символика – пион является символом весны, его называют «королем цветов», хризантема символизирует долгую жизнь, нарциссы, по верованиям китайцев, приносит удачу. Китайцы начали изготавливать шелк, как минимум, с 3000 года до н.э. Римляне именовали Китай «Землей пути» («Serica»). Тайна китайского шелка и по сей день тщательно охраняется производителями. Всех, кто был пойман за контрабанду коконов или бабочек шелкопряда, приговаривали к смерти.

Самый старый лист бумаги, обнаруженный в Китае, датируется вторым или первым веком до н.э. Бумага была настолько прочной, что могла использоваться в качестве одежды или легкого бронежилета. Китайцы стали первыми, кто использовал стремена. Произошло это событие в третьем веке н.э.

Программа «одного ребенка» в Китае стала причиной убийства новорожденных девочек, что привело к значительному дисбалансу полов. Сегодня девочек в Китае на 32 миллиона меньше, чем мальчиков. В будущем десятки миллионов мужчин не смогут найти себе жену. Некоторые ученые предполагают, что данное неравенство может нести в себе угрозу мировой безопасности.


Последний император Цин (Пу) любил кататься на велосипеде и часто совершал прогулки к запретному городу в Пекине. В 1981 году в Китае в массовое использование ввели велосипеды. Идея принадлежала двум американским путешественникам Аллену (Allen) и Захтбелену (Sachtleben). Для современных китайцев велосипед является основным транспортным средством. Страна долгое время остается ведущим мировым производителем велосипедов.

Пейзаж ярче всего определил лицо средневековой китайской культуры. В Китае значительно раньше, чем в других странах, было сделано своеобразное эстетическое открытие природы и появилась пейзажная живопись. Сложившаяся на заре Средневековья, она не только стала выражением духовного идеала времени, но и пронесла свои устойчивые традиции сквозь века, сохранив их до нашего времени, не утратив ни поэтичности, ни живой связи с миром. Несмотря на необычность художественного языка, она и сейчас волнует нас глубоким поэтическим проникновением в мир природы, тонкостью его понимания, искренностью чувства. Зоркость, безошибочная точность рисунка, стремление художников постичь мир в его многообразии составляют силу и обаяние китайской традиционной пейзажной живописи, заставляющей нас при знакомстве с ней пережить душевное волнение.

Р аннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе, сложившимся еще в древности. В Китае - стране высоких гор и больших рек, где жизнь земледельца целиком зависела от воли стихии, а сам человек рассматривался как часть природы, - природный мир очень рано стал предметом философских размышлений. Неизбежная повторяемость природных циклов, смена времен года и настроений природы, связанные с жизнью человека, уже в глубокой древности объяснялись взаимодействием двух важнейших полярных начал: пассивного темного и активного светлого, женского и мужского - инь и ян.

Ли Чжаодао. Путники в горах.
Фрагмент свитка на шелке.
Конец VII – начало VIII в. Собрание дворцового музея, Тайвань

Гармония Вселенной определялась творческим союзом этих двух великих сил мироздания, а круговорот природы представлялся следствием чередования пяти стихий (воды, дерева, огня, металла и земли), каждая из которых соответствовала стороне света, времени года.

Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Китайцы поклонялись им как святыням. Само понятие пейзажа «шань-шуй» и произошло от сочетания двух иероглифов: «шань» - гора, и «шуй» - вода. Так в самом термине «шань-шуй» закрепились главные мотивы китайского ландшафта и воплотились основные понятия древней натурфилософии.

Первоначально сложившаяся система символов и форм постепенно развивалась и усложнялась. Образы природы, сначала отвлеченно-символические, а затем все более живые и одухотворенные, заняли главное место в искусстве. На очень ранней стадии в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через которую люди пытались осмыслить законы бытия.

Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Значительное место принадлежало также бытописательной живописи, сосредоточенной на показе жизни и разнообразных занятий придворной знати. Между разными жанрами существовало известное разделение эмоциональных сфер. Полная интереса к повседневной жизни человека, нравоучительной тематике, беседам и прогулкам придворных жанровая живопись черпала сюжеты в повестях, романах, дидактической прозе, тогда как пейзажная живопись, затрагивающая сферы философии и высоких чувств, к которым не примешивалось ничто мелкое и случайное, искала созвучия в поэзии.

О громное влияние на формирование духовной жизни средневекового Китая оказали три сложившихся в середине I тысячелетия до н.э. философских учения - конфуцианство, буддизм и даосизм, сыгравшие важнейшую роль в развитии всего китайского средневекового искусства и особенно пейзажной живописи. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. Конфуцианство, возникшее в VI–V вв. до н.э. как этико-моральное учение, стремилось к обоснованию и укреплению установленных в государстве порядков. Опираясь на законы патриархальной древности, оно установило целую систему правил для разных видов искусства и разработало устойчивые традиции в области истории, музыки, поэзии и живописи.

В отличие от конфуцианства, даосизм, также возникший в VI–V вв. до н.э., основное внимание сосредоточил на законах, господствующих в природе. Главное место в этом учении занимала теория всеобщего закона природы - «дао». Понимаемая как путь Вселенной, вечное круговращение совершаемых на земле и небе процессов, категория «дао» заняла одно из главных мест в философии и искусстве Китая. Основатель учения Лао-цзы считал, что главнейшая цель человека - в постижении своего единства и гармонии с миром, то есть в следовании пути «дао». Призывы даосов к бегству от суеты, к неприхотливой жизни отшельника в лесной чаще среди гор способствовали пробуждению в человеке созерцательности, поэтического взгляда на мир.

Буддизм, получивший широкое распространение в Китае в IV–V вв., воспринял многие положения даосизма. И буддизм и даосизм проповедовали отрешение от мирской суеты, созерцательный образ жизни, дополнили друг друга и вместе с конфуцианством выступили на протяжении веков как неразрывные стороны единой китайской культуры.

П остоянное обращение к природе как к источнику обретения мудрости сформировало особое пантеистическое пространственное мышление китайского народа. Оно проявило себя как в архитектуре, так и в живописи. Зодчество и пейзажную живопись средневекового Китая связывало глубокое родство. И архитектура, основанная на решении широких пространственных задач, и живопись являлись как бы различными формами выражения единых представлений о мире, подчиненных общим законам. Подобно китайскому художнику-пейзажисту, китайские зодчие воспринимали свои дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого природного ансамбля.

Тонкое понимание особенностей национальной природы помогло живописцам выработать свои неповторимые приемы, обобщающие законы живописи. В процессе долгих поисков ими была найдена своеобразная форма длинных, лентообразных, горизонтально и вертикально ориентированных картин-свитков, помогающих им показать мир в его вселенской необъятности. Такие шелковые или бумажные, подчас многометровые полосы, наклеенные по окончании работы на плотную бумажную основу и свернутые вокруг деревянного валика в рулон, хранились в специальных изящных футлярах и вынимались только для рассматривания. Писание пейзажной картины считалось священнодействием.

Художник, пользующийся кистью, тушью и водяными минеральными красками, легко проникающими в бумагу и шелк, работал быстро, не внося поправок, применяя проверенные временем методы - каждое положение руки и кисти мастера соответствовало особенностям каллиграфической линии, то острой и ломкой, то гибкой и текучей. Между живописью и каллиграфией существовало близкое родство. Сочетание линии и пятна с поверхностью шелка или бумаги составляло один из секретов выразительности и ассоциативного богатства китайских пейзажных картин-свитков.

Мастерство нюансировки в соединении с остротой и силой штриха помогало передать ощущение трепетности растений, воздушности далей, состояние движения и покоя в природе. Горизонтальные свитки-повести и свитки-путешествия уподоблялись рассказу, они постепенно читались, развертываясь в руках, и требовали длительного вживания в сюжет. Вертикальные свитки вывешивались для обозрения на стену и помогали взгляду охватить разом изображенные на них просторы. И те и другие включали в себя каллиграфические текстовые вставки, дополняющие и углубляющие мысль, выраженную художником, вносящие новые декоративные акценты в картину.

И сполненный глубокого символического значения, китайский пейзаж «шань-шуй» никогда не писался непосредственно с натуры и не являлся точным изображением какой-либо местности. Это был скорее поэтический образ, обобщающий представление художника о природе в ее разнообразных состояниях, характерных приметах китайского ландшафта.

Язык живописи и язык поэзии в Китае были необычайно тесно взаимосвязаны. Мир, увиденный глазами китайского художника в его необъятности и гармоническом единстве, строился по особым, веками разработанным законам. Пейзаж, размещенный на длинном горизонтальном или вертикальном свитке, постигался мастером как бы с высоты птичьего полета и был зрительно отдален от человека. Он расчленялся по кулисному принципу на несколько планов, поднятых друг над другом, отчего дальние предметы оказывались самыми высокими, а горизонт поднимался на необыкновенную высоту.

Ближайший план с четко прорисованными деталями - деревьями, камнями и кустарниками - занимал нижнюю часть картины и отделялся от дальних планов пространством воды, облаками или пеленой тумана, создающими ощущение воздуха, простора, огромного расстояния между ними. Композиция свитка была как бы разомкнутой, не имела четко обозначенных границ, и зритель домысливал увиденное своей фантазией, завершая то, что намеком подсказал ему художник. Характерная для европейских пейзажей линейная перспектива здесь заменялась рассеянной. Художник вносил в живопись четвертое измерение - временное начало, заставляя зрителя странствовать вместе с ним по картине и приобщаться ко всем изменениям, совершаемым в природе. Ощущение необъятности мира усиливалось включением в композицию крошечных фигур путников с поклажей или отшельников, бредущих по извилистой горной тропе, рыбаков, замерших в своих утлых лодках.

В сконструированной средневековым китайским живописцем величавой картине мира каждый предмет возводился в степень символа, вызывал множество ассоциаций. Немногими живописными приемами в картине могли передаваться осенняя тишина, крики улетающих птиц, весеннее оживление природы.

Уже с VIII века китайские живописцы наряду с прозрачными минеральными красками стали использовать одну черную тушь, серебристо-серые нюансы которой помогали им передать с особой полнотой ощущение единства и цельности мира. Нажимы кисти, четкость линий и мягкость размывов позволяли им достичь в подобных монохромных картинах впечатления красочного многообразия, цветовой гармонии, воздушности и глубины. Белая матовая поверхность свитка могла восприниматься глазом и как водная гладь, и как небесная ширь, и как туманная дымка, обволакивающая горы.

Н е все китайские картины, где изображалась природа, можно назвать пейзажами. Рядом с классической монументальной формой изображения гор и вод складывались и другие, более камерные формы - небольшие и полные красочных деталей фрагменты природы или частные проявления ее жизни. К ним принадлежит весьма популярный и в наши дни жанр живописи - «цветы-птицы», куда включается огромный и многоликий мир растений, животных, птиц и насекомых.

Ли Кан. Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в. Художественная галерея, Канзас-Сити

Чжао Мэнфу. Овца и коза.
Тушь по бумаге. Конец XIII – начало XIV в. Смитсоновский институт, Вашингтон

В произведениях этого жанра нашла свое яркое отражение философская идея «великое в малом», раскрывающая буддийско-даосское представление о том, что в каждой даже ничтожной и неприметной части природы заключена душа Вселенной. Огромный мир символов и народных верований, пожеланий счастья, добра и богатства связывался в древности в Китае с образами растений, птиц и деревьев. Так, пион считался знаком богатства, слива мэйхуа, расцветающая в самом начале весны, была знаком жизнестойкости, бамбук символизировал мудрость ученого, сосна с ее вечнозеленой хвоей ассоциировалась с долголетием. Но каждое малое проявление природы, будь то травинка, по которой ползет букашка, или увядший стебель лотоса, воспринимались художниками не как нечто обособленное, а как часть великого единого мира.

Юань Шоупин. Пион.
XVII в. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

На основе этого сформировалось и общее с пейзажем понимание технических средств, и восприятие нейтрального фона картины как пространственной среды, в которой живет изображаемый предмет. Прозрачные водяные краски или черная тушь с ее тонкой градацией оттенков соответствовали легкости и свободе изображения. Мастерство линейного штриха в сочетании с пятнами туши заменяли собой светотень, создавая иллюзию объема. Выразительность самой линии являлась главным критерием художественной ценности произведения.

Ци Байши. Цыплята у пальмы.
Бумага, тушь. Конец XIX – начало XX в.
Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Эта особенность традиционной китайской живописи, развившейся на протяжении длительного этапа Средневековья, не утратила своей живой силы вплоть до настоящего времени. В многоликом, противоречивом и стремительном потоке современной жизни эти отстоявшиеся веками и ставшие классическими традиции во многом сохранили свою жизнестойкость. Секрет их силы заключается в гибкости и многообразии художественного языка, понятного и близкого народу, способного постоянно наполняться новым содержанием.

Вся история китайской пейзажной живописи, вплоть до начала XX века, - это цепь поисков и открытий средств художественной выразительности для широкого отражения в искусстве представлений человека о мире.

В древности природа являлась для жителей Китая чем-то грозным, властвующим над их жизнью. Вместе с тем она была и щедрой дарительницей жизненных благ, дающей людям тепло, кров и пищу. В ритуальной утвари и на стенах гробниц силы природы запечатлевались в условных знаках-символах. Ими были: птица, дракон, цикада, узоры грома, молнии и облаков. В период раннего Средневековья (IV–V вв.) поэты и художники Китая под влиянием даосских и буддийских идей стали воспринимать природу уже не только с утилитарной стороны, но и в ее эстетической значимости, способности волновать, быть созвучной душевным состояниям человека.

Уже самые ранние из дошедших до нас свитки, написанные художником Гу Кайчжи (344–406), показывают, что в китайскую повествовательную живопись, зародившуюся раньше пейзажной, проникали неведомые в прошлом лирические мотивы, связанные с природой. Об этом говорит картина мастера «Фея реки Ло», созданная как иллюстрация к поэме Цао Чжи (192–232) и повествующая о духе молодой девушки, обитающей в реке Ло и полюбившей земного человека. В длинном горизонтальном свитке, включающем ряд отдельных сцен, условный пейзаж, объединяющий композицию и введенный как фон, создает общую атмосферу, помогает раскрыть настроение поэмы. Неуловимая красота человеческих чувств впервые явлена живописцем через показ природы.

Гу Кайчжи. Фея реки Ло. IV в. Галерея искусства Фрир, Вашингтон

Новым для китайского искусства этой поры было и развитие эстетической мысли. При участии Гу Кайчжи начали разрабатываться первые теоретические правила написания картин, которые с V в. были обобщены и сформулированы художником и теоретиком искусства Се Хэ в «Шести законах живописи», где главные требования сводились к передаче не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, дыхания жизни. Выраженные краткими формулами, эти правила комментировались и использовались китайскими живописцами на всем протяжении Средневековья.

Х отя пейзажные мотивы в качестве фона встречались в произведениях художников IV–V вв., пейзаж как самостоятельный жанр оформился только к VII в. и получил широкое развитие лишь в VIII–X веках.

Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй - Тан (618–907) и Сун (960–1279), культурные достижения которых, при многих чертах различия, оставили в истории блестящий след. Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Активное в своей завоевательной политике Танское государство поддерживало связи со многими странами, вбирало в свою культуру множество явлений извне. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры. Огромным, многонаселенным, праздничным и цветущим предстает мир, показанный в настенных росписях буддийских храмов, в живописи на свитках.

Сунская культура сложилась в уже совсем иной исторической обстановке. Завоевания кочевников отсекли сначала северные области страны, а в XIII в. монголы подчинили и все остальное государство. В 1127 г. в связи с перемещением столицы на юг, в Ханчжоу, Сунский период распался на два разных этапа - Северосунский (960–1127) и Южносунский (1127–1279).

Для людей сунского времени характерно отличное от предыдущего драматическое мироощущение. Внутренние проблемы заняли в их жизни первое место, возрос интерес ко всему местному, своей природе, своим легендам. Чувство, воображение, философский взгляд на мир отличают художников и поэтов сунской поры. Они переосмысливают древнюю философию и создают новое учение - неоконфуцианство, в основе которого лежит идея о том, что мир един, человек и природа едины.

На протяжении периодов Тан и Сун установилась и канонизировалась форма вертикальных и горизонтальных свитков в соответствии с разными художественными задачами. В период Тан с его интересом к бытописательству предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун с его тягой к философским обобщениям - вертикальным,

Танские пейзажи исполнены жизнеутверждающего пафоса и восторженного преклонения перед красотой и величием мира. Они повествовательны, многословны, изобилуют архитектурными деталями. Летописи сохранили нам имена знаменитых танских пейзажистов. Наиболее выдающимися среди них считались Ли Сысюнь (651–716), его сын Ли Чжаодао (670–730) и Ван Вэй (699–775) - одновременно поэт и художник. Их творчество показывает, насколько многообразными были уже в это время задачи пейзажной живописи.

П ейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщенны по цвету, напоминая драгоценным сиянием своей красочной гаммы и четкими контурами восточную миниатюру. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, в композицию включено множество деталей. Реальная действительность служит живописцу материалом для тех гиперболических форм, в которые выливается его вдохновение. Огромным горам противопоставляются масштабы людей, вкрапленных яркими маленькими пятнами к их подножию.

Пейзажи Ван Вэя, художника, сложившегося уже в следующем столетии и испытавшего сильное влияние развившегося в это время учения буддистской секты Чань, отрицавшего внешнюю, парадную сторону буддизма и проповедовавшего созерцание природы как путь к постижению истины, мягки и воздушны. В них все гораздо более подчинено лирическому настроению. Ван Вэй смотрит на мир глазами созерцателя и поэта, и этим объясняется его новая живописная манера. Он отказывается от многоцветной палитры, пишет только черной тушью с размывами, добиваясь через тональное единство впечатления целостности мира.

Как живописец он первым нашел зримую форму тем эмоциям, которые воплотились в его стихах. Ван Вэй настолько сближает образы живописи и поэзии, что современники говорили: «Его стихи подобны картинам, а его картины подобны стихам». О том, насколько важное значение придавалось Ван Вэем пейзажной живописи в духовной жизни человека, говорят вдохновенные строки написанного им трактата «Тайны живописи»: «Далекие фигуры - все без ртов, далекие деревья - без ветвей. Далекие вершины - без камней. Они, как брови, тонки, тесны. Далекие течения - без волны; они - в высотах с тучами равны. Такое в этом откровенье!» Ван Вэй как бы предопределил пути новой эпохи в живописи, когда первый этап радостного познания природы сменился поисками глубоких философских обобщений о смысле бытия.

Многокрасочный четкий стиль Ли Сысюня и Ли Чжаодао положил начало направлению, названному «гунби» (тщательная кисть). Монохромный стиль Ван Вэя с его недосказанностью, подчеркнутой воздушностью пространства получил название «сеи» (дословно - писание идеи).

М анера Ван Вэя оказалась наиболее близкой живописцам последующего периода Сун, которые, стремясь главным образом к передаче единства и гармонии природы, пошли еще дальше в своих поисках. Именно в послетанское время в Китае были сделаны основные открытия в области пространственного построения картин, их конструкционного ритма, тональности, глубины чувств.

Изображение природы отделяется от всего частного. Пространство понимается художниками как символ бесконечности мира. Исчезла характерная для танских пейзажей многолюдность. Человеческие фигуры путников, рыбаков или отшельников так малы, что только подчеркивают природную мощь. Мир, изображенный в картинах Фан Куаня (X - начало XI в.), Го Си (XI в.) и Сюй Даонина суров и могуч. Он предстает необозримым и огромным, полным величавого покоя. Через красоту природы художники повествуют о гармонии Вселенной.

Фан Куань. Путники у горного потока.
Свиток на шелке. Конец X – начало XI в. Собрание дворцового музея, Тайвань

Картины сунских живописцев монохромны, то есть написаны одной черной тушью с размывами. Горы и реки, водопады и тихие озера, затерявшиеся среди горных вершин, - все запечатлено в картинах сунских живописцев с огромной выразительной силой. Так, словно воссоздавая в памяти свое длительное путешествие по реке Хуанхэ, Го Си фиксирует на протяжении своего горизонтального свитка, названного «Осень в долине Желтой реки», все, что прошло перед его взором, - горы, осенние деревья, хижины, утонувшие в волнах осеннего тумана. Бесконечно далек и многообразен этот как бы увиденный художником сверху грандиозный ландшафт.

Весь пейзаж построен на нюансах туши - то легкие и воздушные, то ложащиеся на шелк тяжелыми сильными штрихами. Они так продуманны в своем ритмическом многообразии, так богаты в своей тональности, что зритель воспринимает черный цвет туши как красочную гамму реального мира, подчиненную единому настроению. Незаполненное пространство свитка создает ощущение необъятного воздушного простора.

Художники Китая X–XI веков искали разные пути передачи жизни природы. Помимо больших пейзажных свитков, в это время возникли и маленькие пейзажные композиции, которые служили украшением вееров и ширм. Идея единства мира выражалась как через величественный пейзаж, так и через малые его фрагменты. Особой любовью такие миниатюры пользовались при дворе в столичной Академии живописи, где сам император выступал как художник и коллекционер. Из небольших картин, написанных на шелке и бумаге, создавались альбомы, где запечатлевалась жизнь цветов или животных, растений и насекомых. Для каждой маленькой сценки придумывались поэтические названия, зачастую ее дополняли стихи знаменитых поэтов.

В конце XI - начале XII века в китайской пейзажной живописи сложилось уже несколько направлений живописи, по-разному понимающих задачи отображения жизни природы, но в целом формирующих единый стиль эпохи. К этим направлениям принадлежали художники-ученые группы дилетантов «вэньчжэньхуа», поэтов и живописцев, не входивших в состав императорской Академии, художники-монахи секты чань (созерцание), уединившиеся от мирской суеты, а также члены императорской Академии, выполнявшие заказы двора. Художники-ученые Су Ши и Ми Фэй, проповедовавшие свободное творчество, и живописцы секты чань с их стремлением к интуитивному постижению тайного смысла вещей в значительной мере определили вкусы второй половины XI века.

Дух пейзажной живописи претерпел еще более значительные изменения в период Южной Сунской династии (1127–1279), когда после захвата чжурчжэнями севера страны императорский двор и Академия живописи переместились на юг, в Ханчжоу. На смену эпическим ландшафтам в это время пришел пейзаж значительно более интимный и приближенный к людям. Боль и страдания, горькие воспоминания о дорогих сердцу краях усилили любовное внимание художников к своей природе.

Ся Гуй. Чистые и далекие потоки и горы.
Фрагмент свитка на бумаге. Первая половина XIII в.

Настроения, передаваемые через пейзаж живописцами ханчжоуской Академии живописи Ли Ди (XII в.), Ли Таном (XI–XII вв.), Ма Юанем (XII–XIII вв.) и Ся Гуем (XII–XIII вв.), овеяны большим лиризмом, грустны и тревожны. Художники пишут небольшие картины, лишенные былой торжественности. Меняется строй композиции, все больше тяготеющей к асимметрии и воздушности. «Пастух с буйволами» - картина Ли Ди, изображающая заснеженные равнины севера, уже не включает в себя ни огромных скал, ни водных потоков. Глаз легко охватывает все ее небольшое пространство. Исчезают резкие масштабные соотношения, человеку - созерцателю и поэту отводится в природе большее место. Особенно это новое включение человека в природу ощутимо в картинах Ма Юаня и Ся Гуя. Зачастую в их немногословных, полных воздуха асимметричных лирических пейзажах жест, поза или вскинутая голова поэта-созерцателя еще больше усиливает эмоциональность зрительного образа.

Идея слитности человека и природы особенно остро проявляется в деятельности живописцев буддистской секты чань-му ци, картины которых, полные намеков, драматической напряженности, еще дальше отошли от декоративной звучности танских пейзажей и эпического пафоса северосунских ландшафтов. В живописи чаньские живописцы старались уловить то, что открывается взору внезапно и неповторимо в своей естественной свободе.

В искусстве Китая на протяжении всего сунского периода продолжали развиваться многочисленные жанры живописи. Но среди них всегда главенствовал пейзаж. Мышление живописцев этого времени можно назвать пейзажным, так как именно через пейзаж передавались важнейшие мысли и чувства эпохи.

В годы правления монгольской династии Юань (1279–1364), когда страна почти на столетие оказалась под чужеземной властью, пейзажная живопись опять наполнилась новыми чувствами, приобрела новую направленность. В ней возобладали настроения уныния, ностальгии, звучали ноты протеста. Найдя прибежище в далеких провинциях, живописцы стремились через образы природы в иносказательной форме донести до зрителя волнующие их проблемы.

Монохромная живопись XIV в. достигла необычайной изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, включенные в композицию, таящие в себе намек, скрытый подтекст, понятный посвященным. Сами изображения тоже были символичными. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под шквальным ветром, но не ломающийся и выпрямляющийся вновь. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать жестокие удары судьбы.

Ни Цзань. Пейзаж.
1362. Тушь по бумаге. Смитсоновский институт, Вашингтон

Самым лиричным и тонким живописцем юаньского времени был Ни Цзань (1301–1374), каллиграф и поэт, проведший жизнь вдали от двора, в провинции. Пейзажи его, написанные на мягкой белой бумаге черной тушью, просты и немногословны. В них обычно изображаются группы осенних деревьев и маленькие островки, затерявшиеся в водных просторах. Тонкой изящной линией воссоздает мастер хрупкую и прозрачную чистоту осенних далей, всегда овеянных настроением одиночества и печали.

Наиболее крупными среди придворных живописцев XIV в. были Чжао Мэнфу и Ван Чжэньпэн. Стиль их творчества определял вкусы монгольской знати с ее тяготением к ярким краскам, бытописательству. Чжао Мэнфу прославился пейзажными свитками, выполненными в стиле танских декоративных ландшафтов, включающими в себя изображение монгольских всадников на охоте.

В художественную жизнь Китая период Мин (1368–1644), начавшийся после освобождения страны от монгольского владычества, вошел как сложное и противоречивое время. В XV–XVI вв. Китай переживает период экономического и духовного подъема. Растут и возрождаются города, строятся новые архитектурные ансамбли, огромным разнообразием отличаются художественные ремесла. Но уже к XVII в. империя приходит в упадок. В 1644 г. страна оказывается во власти маньчжуров, правивших до 1911 года.

С воцарением маньчжурской династии Цин начался новый и далеко не однозначный этап развития китайской культуры. Маньчжуры хотя и стремились приумножить блеск и пышность китайских городов, в первую очередь опирались на основы консервативных феодальных традиций, стремились регламентировать жизнь человека. Живопись Китая времени позднего Средневековья отразила всю противоречивость путей развития культуры периодов Мин и Цин. Особенно остро эти противоречия проявились в пейзажной живописи, откликающейся на события времени.

Возрождение китайской государственности после векового господства монголов во многом определило ее направленность. Стремление возродить артистизм и духовные завоевания прошлого, сохранить исконные традиции привели к тому, что официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск танской и сунской живописи. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Непокорные подвергались суровым наказаниям. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу.

Дай Цзинь. Возвращение путников в грозу. XV в.

На протяжении почти шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали многие талантливые живописцы, как правило, оппозиционно настроенные к Академии живописи и принадлежавшие к группе вольных художников-ученых направления «вэньчжэньхуа». Вдали от столицы, на юге страны, складывались и различные художественные школы, более свободные от давления официальной власти. Основатели этих школ - Дай Цзинь (середина XV в.) - чжэцзянской, Шэнь Чжоу (1427–1507) и Вэнь Чжэнмин (1470–1559) - сучжоуской, оставаясь в пределах традиции, сумели создать ряд величественных пейзажей, выполненных в манере Ма Юаня и Ся Гуя, но отличавшихся большей дробностью и обилием деталей.

Шэнь Чжоу. Пейзаж с путником. 1485

В поисках обновления жанра пейзажа и жанра «цветы и птицы» выступили и другие художники. Среди них наиболее активно проявил себя Сюй Вэй (1521–1593), стремившийся преодолеть эклектизм и холодную виртуозность, культивируемые в Академии живописи. Созданные им эскизные дерзкие и неожиданные композиции в духе мастеров секты чань противопоставляли интуицию холодной заданности требований двора. Порывистые, резкие, подчас нарочито небрежные пейзажи, картины с изображением ветвей бамбука, сочных гроздей винограда таили в себе большую емкость образов. В кажущейся случайности фрагментов природы художник всегда умел уловить динамику жизни мира. За нарочитой небрежностью пятен туши ощутимо большое мастерство художника, воссоздающего ритмы, созвучные его темпераменту.

Н а стадии, завершающей развитие китайского феодализма (XVII–XVIII вв.), с наибольшей резкостью обозначилась глубина разрыва между рационализмом академических схем и новыми направлениями, отвечающими задачам времени.

Известный под прозвищем Бадашаньжэнь (Блаженный отшельник с гор) художник Чжу Да (1625–1705) и Ши Тао (1630–1717) - продолжатели традиций монахов секты чань, удалившиеся в монастырь после завоевания страны маньчжурами, в своих небольших, но смелых иносказательных альбомных зарисовках, где изображена либо нахохлившаяся птица на голой ветке дерева, либо сломанный стебель лотоса, еще дальше отошли от академических пейзажей.

Чжу Да. Две птицы на сухом дереве.
Середина XVII в. Бумага, тушь. Собрание Сумитомо, Оксо, Япония

В XVIII в. группа художников, получившая название «Янчжоуские чудаки» (ими были Ло Пинь, Чжэн Се, Ли Шань и другие) продолжили эту традицию. Их произведения, выполненные в духе «правила без правил», отмеченные простотой, свободой и свежестью, заметно отличались от сухости и перегруженности столичной придворной живописи.

В XIX–XX вв. эту линию продолжили живописцы Чэнь Шицзэн (1876–1924), У Чанши (1842–1927), Жэнь Бонянь (1840–1896), а затем Ци Байши (1860–1957), Хуан Биньхун (1864–1955) и Пань Тяньшоу (1897–1972), которые сумели перекинуть мост из прошлого в современность.

Зрительно и эмоционально приближая природу к человеку, они продолжили ту же линию экспрессивной и неожиданной ее интерпретации, которая была начата Сюй Вэем, Ши Тао и Чжу Да. Вместе с тем они отошли от свойственной последним мистической тревоги и напряженности чувств, стремясь к простоте и доступности образов.

При видимой близости средневековым образам картины этих художников, с их сочными земными плодами, яркими цветами и шумными стайками воробьев, знаменовали уже качественно новый этап в развитии китайского пейзажа и живописи цветов и птиц.

Любимые китайским народом жанры пейзажа, живописи цветов и птиц при всех изменениях жизни и стилистических направлений благодаря исключительной емкости и способности к усвоению новых идей сохранили свою жизнеспособность и в наши дни.