Наш детский сад посещают дети с 3-х до 7 лет, входят в одну разновозрастную группу.

Задачи для младше-средней подгруппы: Дать детям понятие о птицах, обитающих в родном крае. Упражнять детей в аккуратном раскрашивании рисунка, не выходя за контуры. Закреплять умение пользоваться кисточкой, разбавлять краски водой. Развивать усидчивость детей, эстетическое восприятие живой природы. Воспитывать внимательность, любовь к родному краю.

Задачи для старше-подготовительной подгруппы: Дать детям понятие о птицах, обитающих в родном крае, а также о признаках лебедя, как птицы занесенной в Красную книгу РБ. Учить детей изображать лебедя с помощью большого и маленького овалов. Закрепить знания детей о геометрической фигуре овал. Развивать у детей усидчивость, внимательность, умение выделять главное, эстетическое восприятие живой природы. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, а также животным и птицам, обитающим в ней.

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, вопросы поискового характера, применение наглядного материала, показ воспитателем приемов изображения.

Предварительная работа:

Наблюдение во время экскурсии на озеро за лебедями. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». Рассматривание иллюстраций зимующих и перелётных птиц. Дидактические игры «Дикие и домашние птицы», «Четвертый лишний», «Летает - не летает».

Материалы: бумага А4 голубого цвета, акварельные краски, кисти, баночка с водой, карандаши простые, иллюстрации птиц, салфетки, подставки для кисточек.

Ход занятия.

1. Беседа о родном крае.

Восп. - Ребята, скажите мне пожалуйста ответ на такой вопрос: как называется деревня, в которой мы живем?

Дети. - Кандрыкуль.

Восп. - А рядом с нашей деревней что находится? Большое, красивое, голубое?

Дети - Озеро!

2. Беседа о лебедях.

Восп. - Правильно, дети. А каких вы птиц видели на нашем озере?

Дети. - Утки, гуси, лебеди, чайки.

Восп. - Правильно. А еще можно увидеть таких птиц, как: озерная чайка, береговая ласточка. На озере гнездится редкая утка - пеганка, а еще к нам прилетают лебеди шипуны, которые занесены в Красную книгу РБ(показ иллюстраций). Красная книга - это такая книга, куда записывают птиц, животных, насекомых, растений, которых надо беречь, их нельзя убивать.

3. Практическая работа.

Рассмотреть вместе с детьми картинку лебедя.

Восп. - Сегодня и мы на занятии будем рисовать лебедя. Посмотрите, это красивая, гордая и величественная птица. У лебедя тело покрыто перьями, под перьями пух. Длинная красивая шея, красный яркий клюв. Лебедь может летать и плавать. Лебеди крупнее, чем гуси и утки.

Положите перед собой лист бумаги. Младшие и средние, посмотрите у вас уже красивый лебедь нарисован, вам нужно его аккуратно раскрасить. Какого цвета лебеди плавают у нас в озере?

Дети. - Белые.

Восп. - Правильно, теперь берите кисточки, обмакните в воде и возьмите белую краску. Покажите мне белую краску. А теперь начинайте разукрашивать лебедя. Будьте очень аккуратными. (Дети с помощью помощника воспитателя раскрашивают лебедя)

А старшим надо побольше потрудиться. У вас на столе лежат фигуры. Какие это фигуры?

Дети. - Овалы. Маленький и большой.

Восп. - Правильно. Из большого овала мы сделаем туловище, а из маленького - голову лебедя. (Показ на доске) Теперь берите большой овал, положите на середину бумаги, можно пониже, и обведите овал простым карандашом. Затем возьмите маленький овал, оставьте место для шеи, а у лебедя она длинная, и также обведите простым карандашом. Вам осталось нарисовать шею, похожую на вопросительный знак, хвост и крылья волнистым движением. Потом нарисуете внизу волны.

Далее дети работают самостоятельно, раскрашивают лебедей. В это время проверяю осанку детей, правильно ли они держат кисточки, особенно младше-средняя группа, правильно ли сидят, помогаю тем, кто затрудняется.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Лебеди летят.

Лебеди летят, крыльями машут, (подняться на носки, плавные движения рук)

Прогнулись над водой, (прогнуться назад, нога на носок руки на пояс)

Качают головой. (покачивание головой)

Прямо и гордо умеют держаться, (полуприседание, руки на пояс)

Очень бесшумно на воду садятся. (присесть на корточки, руки в стороны)

Белые лебеди летели, летели, (подняться, руки вверх, взмах руками)

И на воду сели. (присесть на корточки, руки в стороны)

Сели посидели, (присесть встать)

Снова полетели. (руки вверх, через стороны вниз)

Восп. - Младшие, покажите-ка мне свои работы. Какие у вас красивые получились лебеди. Молодцы! А теперь идите поиграйте.

После физминутки младшие и средние по окончании своей работы встают, моют руки, вытираются и уходят играть.

Старшие продолжают рисовать.

5. Рефлексия:

Восп. - Посмотрите, какие у нас красивые получились лебеди.

Беседа с детьми.

Какие птицы прилетают в наше озеро?

Какая птица, прилетающая на озеро Кандрыкуль, занесена в Красную книгу?

Что такое Красная книга?

Молодцы ребята! Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.

Использованные материалы:

http://tuimpriroda.narod.ru/p30.htm

http://kandrykul.ru/ozero/kandrykul/

http://www.detskiysad.ru/izo/teoria07.html

Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
(ознакомление с окружающим миром)
в разновозрастной группе (4-6 лет)
Тема: «Воздух».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:
Образовательные:
— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивающие:
— развивать навыки проведения опытов;
— расширять и активизировать словарь детей;
— развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитательная
— воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материалы : миски, пластиковые стаканчики, свечки, стеклянный стакан, литровая банка, камешки, кирпичики, картинки для рассказа детей.


1.Организационный момент
.
Разминка под музыку С. и Е. Железновых (трек № 18 «Червячки»)
Круг приветствий и хорошего настроения.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь мы поздороваемся друг, с другом передавая свечку.

2. Ход занятия:

Воспитатель : — Сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится внутри этого шарика. — Подставляйте ладошки (из шарика выпускается воздух), что же это за сюрприз? Как вы думаете, что это?
Дети: Воздух.

Воспитатель : Да это воздух. Только мы не смогли его удержать. А почему?
Дети: Он не уловим.

Воспитатель : Удержать его руками нельзя, но зато можно поймать с помощью целлофанового пакета.

Эксперимент:
Воспитатель : Дети, возьмите по пакету и наберите в него воздух, затем закрутите пакет, чтобы он не выходил. (Дети дуют в пакет и закручивают его)
Что находится внутри пакета?
Дети : Воздух

Воспит . Какого он цвета?
Дети: Он прозрачный у него нет цвета.
Воспит. Какой он по весу?
Дети : Лёгкий.

Воспит . А как вы думаете, у воздуха есть запах?
Дети: Нет запаха
Воспит. А давайте проверим. Выпустите из пакетов воздух и понюхайте пахнет он или нет.
Дети: Воздух ничем не пахнет.

Появляется из-за ширмы петрушка.

Петрушка : Привет ребята! А что это вы такое интересное делаете?
Дети. Мы эксперименты с воздухом делаем.
Петрушка: А я тоже люблю разные эксперименты делать. А что вы узнали
Дети: Мы узнали, что воздух прозрачный, лёгкий и у него нет запаха.
Петрушка : А я ещё люблю загадки отгадывать, я в этом мастер, что не загадают, всё отгадаю. Загадайте мне загадки про воздух.

Дети:
1. Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,
А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.

Воспитатель: Петрушка, а хочешь с нами ещё узнать о воздухе?
Петрушка: Да конечно, очень хочу.
Воспитатель: Но для начала мы поиграем. Повторяйте за мной движения.

Ветер тихо всех качает.
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Нас крутил юлою он.
Ветер стих и тишина
Успокоится пора.
Руки к верху поднимаем.
Мы вдыхаем выдыхаем.
Тихо руки опускаем.

Воспитатель: Ребята давайте Петрушке расскажем, что ещё мы знаем о воздухе.
Маша Н Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода.
Денис Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.
Настя Ос. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли.

Ваня М Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить.
Маша М. Мы вдыхаем воздух с кислородом, а выдыхаем – углекислый газ. А растения – наоборот, вдыхают листьями углекислый газ, а выдыхают кислород, которым мы с вами дышим. Они очищают воздух.
Настя К. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Демонстрируются рисунки)

Воспитатель: Предлагаю теперь провести эксперимент для того, что бы убедится на самом ли деле:
-можно ли увидеть воздух,
-если в камнях воздух,
-в каких сосудах дольше будет гореть свечка.
Для начала вспомним правила о безопасном проведении опытов.
— Не дотрагиваемся до рассматриваемых предметов, не брать в рот,
не получив разрешения взрослого.
— Соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте.
— Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого объекта.

Подойдите к своим столам и приступайте к эксперименту, по окончании работы мы будем подходить к каждому столу и выслушивать ваши выводы. А ты Петрушка можешь выбрать любой экспериментальный стол.

Проведение опытов по подгруппам.

1подгруппа: «Можно ли увидеть воздух» Перед каждым ребёнком на столе стоит по одной мисочке с питьевой водой и пластиковому стаканчику. Дети опускают в миску с водой пластиковый стаканчик и медленно его наклоняют, что бы пошли пузыри. Производят наблюдения. Что появляется в воде? Откуда взялись пузыри?

2Подгруппа: «В кирпичах и камнях есть воздух» На столе стоит большая миска с водой и камушки с кирпичиками по количеству детей. Дети берут камушки и кирпичики, и опускают их в воду. Производят наблюдения. Что выходит из камней и кирпичиков? Что это означает?

3Подгруппа: «В каких сосудах дольше будет гореть свечка» На столе лежат две свечи, стакан и литровая банка. Воспитатель зажигает свечи, а двое из детей накрывают свечи сосудами. Производят наблюдения. Что происходит с пламенем свечи? Почему одна свеча горела дольше, чем другая?

После проведения опытов
Воспитатель: А теперь предлагаю подойти по очереди к экспериментальным столикам. Начнём с первого стола. Что вы узнали?
Дети: В воде можно увидеть пузыри воздуха.
Дети: Из камней и кирпичиков выходят пузырьки, значит, в них есть воздух
Дети: Под банкой свечка прогорела дольше, чем под стаканом, потому что в банке воздуха больше.

Воспитатель: Ребята наше экспериментирование подошло к концу. Хочу спросить у нашего гостя, Петрушка, что тебе понравилось?
Петрушка: Мне понравились эксперименты и как вы рассказывали о воздухе. Я узнал много интересного. А сейчас мне пора идти к своим друзьям и рассказать им, о чем я сегодня у вас узнал.
А вам ребята, что понравилось? (ответы детей)
Спасибо всем за работу! До свидания!

Название: Конспект НОД «Воздух»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Разновозрастная (4-6 лет) группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад №83 «Подсолнушки»
Месторасположение: город Одинцово, Московская область

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Чудесное дерево"

Воспитатель Емельянова Т.В

МБДОУ № 67

13.04.2018

Цель: формирование умения рисовать пейзажи.

Задачи:

закреплять использование нетрадиционных техник рисования (рисование по- сырому, пальцеграфия, печать с помощью трафаретов);

воспитывать умение доводить свой замысел до конца;

способствовать созданию положительной эмоциональной обстановке.

Предварительная работа: рассматривание на прогулках деревьев и кустарников, наблюдать за перелетными птицами, рассматривание неба, картин с изображение цветущих деревьев.

Материал: листы бумаги, стаканы с водой, кисти, гуашь, акварель, салфетки, трафареты «Цветы», губки, восковые мелки, (музыка «Времена года» Чайковского).

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: самостоятельно находят в окружающей жизни и природе простые сюжеты для изображения, используют нетрадиционные техники рисования, воспринимают средства выразительности, с помощью которых создается образ, эмоционально откликаются на произведения изобразительного искусства.

Ход занятия.

Звучит музыка Чайковского «Времена года», «Весна».

Дети проходят и садятся на ковер.

Воспитатель под музыку:

Дети, сейчас мы с вами полетим на ковре- самолете над своим родным краем, и каждый увидит свой уголок родного края, который он хотел бы нарисовать. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и мы полетим. Что же мы видим? Видим деревья, на них набухают почки, а некоторые деревья покрыты нежными цветами.

А мы летим на ковре- самолете и чувствуется, что стало теплее - ведь наступила весна!

А сейчас, мы возвращаемся обратно, и слышим крик прилетевших из теплых краев птиц.

Мы рядом с детским садом – прилетели уже.

Сейчас я посчитаю до десяти, и все откроем глаза.

Я считаю до десяти медленным спокойным голосом.

Дети на счет десять открыли глаза.

Вот и мы и совершили путешествие на ковре-самолете.

Что вы видели во время путешествия?

Какие деревья встречались по пути?

Какого цвета на них листва?

Какого цвета цветы? (Опросить 2 – 3 детей).

Дети сейчас мы пройдем за столы, и каждый из вас нарисует свой уголок, что он видел в своем краю. Но перед тем, как мы будем рисовать, листы бумаги надо намочить водой, будем рисовать мокрому слою. Дети смачивают лист.

Сначала я предлагаю рисовать солнце, небо, траву.

Самостоятельная работа детей.

Наши рисунки должны немного подсохнуть. Пока предлагаю вам поиграть в игру «Дотронься до...»: по команде ведущего «Дотронься до...» играющие должны быстро сориентироваться и дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно называть цвет, формы, размеры, игрушки, инвентарь, свойства предметов (гладкий, горячий, мягкий, колючий...), сочетания формы и цвета и т.д.

Дети, предлагаю вам нарисовать деревья восковыми мелками. Обратите внимание на то, что у настоящих деревьев красиво изогнуты ветви. Листья на деревьях, имеют неоднородную окраску (одни светлее, другие темнее).

Как можно нарисовать листья на деревьях? (пальчиками, кистью). Дети самостоятельно выбирают способ изображения листьев.

Если нужна кому помощь, воспитатель помогает.

Проводится пальчиковая гимнастика «Наши пальчики устали».

Ребята, как вы считаете, чего не хватает нашим деревьям? (Цветов)

Нарисуйте цветы с помощью трафаретов и губок.

Рефлексия: дети со своими работами садятся на ковер. Все смотрят на работы и выбирают, у кого работа самая интересная получилась. Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и прощается с детьми.


Конспект НОД в разновозрастной группе по изобразительной деятельности на тему

«Русская матрёшка»

Программные задачи:

ормировать интерес деревянным и самодельным (прорезные силуэты) игрушкам-матрешкам, их красочному наряду.

* Развивать желание создавать в технике рисования образы предметов простейшими узорами (цветными пятнами, яркими мазками, кругами, чередующимися линиями)

* Развивать чувство цвета при выборе гуашевых красок. Стимулировать желание создать свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляя творчество.

* Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ.

* Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам и желание помогать им.

* Обогащать активный словарь (сарафан, русские матрешки)

Материалы: тонированные альбомные листы бумаги разных видов, прорезанные силуэты матрешек, краска акварель 5-6 цветов, кисти, тряпки, влажная салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель: Расскажу я вам сегодня об игрушках, издавна известных в нашей стране, которые стали подлинным русским сувениром.

А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрёшка)

Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

Посмотрите, сколько их здесь.

Какая она, матрешка? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Посмотрите.

Сколько кукол?

Кукол ПЯТЬ .

Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, сама маленькая).

- Какие матрешки красивые, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется. Они очень нарядные, расписные, добрые русские матрешки.

В России существует несколько видов матрешек.

1) Сергиевская матрёшка(красный, оранжевый, желтый, зелёный и синий цвет)

2) Семёновская матрёшка (желтый и красный цвет. Букет занимает весь фартук, платок)

3) Вятская матрешка (яркая, красочная с большими цветами в центре сарафана)

4) Полховско-Майдановская(Многолепестковыйцветок розы)

5) Гжельская матрешка (Они украшены сине-голубыми цветами)

6) Хохломская матрешка (В их костюмах много разных ягод)

Физкультминутка для глаз: А теперь необходимо, чтоб ваши глазки отдохнули (Педагог раздает каждому ребенку маленькую матрешку) Эти матрешки нам помогут. Сначала выполняем движения правой рукой, возьмите в нее матрешку

вверх-вниз (3р) опускаем и поднимаем руку, следим только глазками, голову не наклоняем

теперь машем рукой перед собой вправо-влево (3р). Следим только глазками за матрешкой

А теперь водим рукой по кругу (3р)

Теперь возьмите матрешку в левую руку и те же самые движения делаем левой рукой.

Дети легко и непринужденно выполняют движения (вверх-вниз; вправо-влево, по диагонали, по кругу), то левой, то правой рукой и зрительно прослеживают их. Взгляд фокусируется на матрешке. Глаза напрягать не надо, можно моргать

Матрешки любят разноцветную красивую одежду и любят танцевать.

Наши матрёшки ждут своих подружек, чтобы вместе повеселиться на празднике. Но что-то задерживаются. Не случилось ли что? А, вот они.(Воспитатель обращает внимание детей на бумажные прорезные силуэты матрёшек, которые стоят на столах). Только кажется они еще не готовы к празднику, грустные, потому что их сарафаны не нарядные.Но им так хочется быть снова красивыми. Любят русские матрёшки разноцветные одёжки. Что же делать?

Давайте оденем матрешек в нарядные одежды.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами и узорами.

Какими узорами можно украсить наряд для матрешек?

Полоски, кружочки, пятна, мазки, цветочки.

(Показ детям приемов создания узора. Воспитатель демонстрирует способы рисования. При этом обращает внимание на порядок смены красок с промыванием кисточки чистой водой и протирать тряпкой)

(Непроливайка и акварель ставим справа, тряпочку слева)

Обмакиваем кисточку воду, возьмите краску любого цвета и начинаем разукрашивать.

Тонкая линия кончиком кисточки, широкая линия полным ворстом кисточки, пятна кончиком кисточки, кружок кончиком кисточки, волнистая линия кончиком кисточки, цветок кончиком кисточки.

Самостоятельная работа детей под музыку. В процессе рисования воспитатель напоминает о правилах пользования красками акварель, поощряет тех, кто использует разные цвета.

После окончания рисования дети накрывают силуэты матрёшек своими листами. Воспитатель помогает собрать их в хоровод: «Какими красивыми и веселыми стали матрешки. Какие все матрёшки нарядные! Они довольны своими нарядами. Вы их помогли приехать на праздник такими красивыми. Весело им будет».

Анализ работ.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа.

Теперь повеселитесь с матрешками. Песня «Матрёшки»

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.