Определение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Законы художественной композиции. Пропорции.

метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);

ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);

динамичность (прием создающий ощущение напряжения);

статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)

тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);

объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);

пропорциональность (соразмерность);

равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);

симметрия (соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);

асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);

контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);

фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)

пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);

единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).

Пропорции

Пропорция - отношения между частями объекта, между целым объектом и остальной композицией, между двумя объектами. Пропорцию можно определить с точки зрения величины (размера), количества или степени.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций .

Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8 .

Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет «срабатывать» автоматически.


Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота ваз2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести.

Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Размер объекта зависит от относительных размеров других объектов в окружающей среде и самой среды. Так, например, крошечная картинка на большой стене выглядит потерянной, в то время как одна большая или группа маленьких смотрятся пропорционально.

Математики разработали несколько методов для определения идеальной пропорции вещей. Наиболее известной системой дозирования является золотое сечение, изобретенное греками.

Золотое сечение - это деление на две неравные части, одна из которых меньше, а другая больше. Отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всей величины к ее большей части.

Ряд Фибоначчи - прогреcсирование целых чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 ...). Соотношение между двумя последовательными числами приближенно к золотому сечению. Можно создать привлекательный и гармоничный фрагмент из квадратов, чьи стороны по длине - последовательные числа Фибоначчи; если соединить противоположные края этих квадратов, получим спираль.

Начиная с эпохи Возрождения, несколько художников, архитекторов и дизайнеров использовали золотое сечение в качестве эталона. Это, например, Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье. Золотое сечение присутствует и в природе.

Система пропорции может быть полезным инструментом для гармоничной композиции, но интерьеры трехмерные, не плоские, как картины или фотографии. Также нужно иметь в виду, что наше восприятие вещей часто неточно: расстояние, ракурс и даже культурные традиции могут влиять на восприятие окружающей среды и повлиять на пропорцию.

При проектировании интерьера нужно смотреть на пропорциональное соотношение между:

  • частями элементов дизайна (предметы мебели)
  • несколькими элементами дизайна (расположение мебели)
  • элементами и их ограждением (мебель и пространство, в котором она находится)

В общем, если вы чувствуете, что элементы ни слишком малы, ни слишком велики и интерьер выглядит гармонично, то это значит, что вы достигли пропорции.

Цветочной композиции можно составлять из растений одинаковой высоты или сочетать виды, образующие несколько ярусов. В многоярусную композицию входят, как правило, высокорослые, средневысокие и низкорослые растения. Выбрать гармоничное соотношение высоты растений, входящих в композицию, можно с помощью классического закона «золотой пропорции», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве. Суть его заключается в том, что отношение между двумя частями одного отрезка должно быть таким же, как между всем отрезком и его большей частью (3:5=5:8, а:b=b:(а+b)), как показано на рисунке. Применяя этот принцип, легко определить правильные пропорции между высокими, средневысокими и низкими элементами создаваемой группы. По этoму же принципу определяется и расстояние между экземплярами.

Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются толькохолодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.

При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Цветовая гамма окраски листьев растений очень многообразна: от серебристо-зеленого до темно-коричневого. Поэтому обычно не составляет труда подобрать несколько видов или сортов растений с листьями различных оттенков одного цвета или близких цветов.
Возможности контрастных цветочной композиции значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основу композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями.
Выразительные цветочные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном декоративно-лиственных растений.
Эффект контрастности можно усилить, сочетая в цветочной композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры листьев и стеблей растений создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта. Так, листья могут быть гладкими глянцевитыми (фикус, монстера, аспидистра), бархатисто-опушенными (глоксинии, сенполии), складчато-гофрированными (куркулиго).

Контраст светлого и тёмного основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

Контраст между светлыми и тёмными цветами или тонами создаёт эффект усиления качеств обоих. Светлый цвет кажется ещё светлее рядом с тёмным или на фоне, а тёмный - ещё темнее.

Используя разделительную технику в светлотном контрасте, можно добиться различных впечатлений.

Впечатления: драматичности, формальности, динамики, движения, ритмичности, эффект пространства.

Контраст светлого и тёмного. Образ: Any Davray

Контраст светлого и тёмного, эффект резкости. Волосы: Юрий Демченко

Контраст светлого и тёмного основаный на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

Контраст насыщенности заключается в противопоставлении ярких и тусклых, насыщенных и блеклых, нейтральных цветов.

При контрасте насыщенности цветов одного тонального ряда менее насыщенный приобретает неповторимый индивидуальный оттенок. Наиболее сильный контраст достигается сопоставлением первичных и нейтральных цветов. Блеклые цвета кажутся более живыми в окружении ярких цветов.

Впечатления: спокойствия, изысканности, ощущения пространства.

Контраст по температуре. Наибольший эффект такого контраста достигается соединением тёплых и холодных цветов. Исключает контраст тёмного и светлого, все цветовые тона композиции должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными.

Контраст будет умеренным между «тёплыми» и «горячими», «прохладными» и «холодными» цветами.

Чем ближе цвет друг к другу в пределах одной цветовой группы, тем меньше будет контраст.

Впечатления: ощущения вибрации, столкновения, приближённости или отдалённости пространства.

Контраст по температуре. Образ: LOreal Professionnei

Контраст дополнительных цветов - это комбинация цветов находящихся друг против друга в цветовом круге.

Этот вид контраста наиболее впечатляющий, так как в каждом сочетании цветов содержится сильный контраст светлого и тёмного, а также холодного и тёплого. Когда цвет находится в окружении своего дополнительного цвета или рядом с ним и оба цвета насыщены, достигается максимальный контраст.

Впечатления: выразительность, вибрация, ощущения пространства. Используется для создания ощущения полного равновесия и гармония.

Пример контраста дополнительных цветов в моделировании образа:

Контраст комплиментарных (дополнительных) цветов. Образ от Matrix

Контраст комплиментарных цветов Образ: Александр Крашенинников для WELLA

Контраст комплиментарных цветов. Образ: Екатерина Гарус для WELLA

Контраст площадей. Цвета могут сочетаться друг с другом в различных пропорциях по площади. Контраст площадей характеризует размерное соотношение между двумя или несколькими цветными площадями.

Силу воздействия определяют два фактора: яркость и размер цветовой площади. Для гармонизации размеров цветовых площадей необходимо соблюдать следующие соотношения:

Исходя из максимально занимаемой фиолетовым цветом площади (9 квадратов из 9), гармоничные размеры площадей для первичных и вторичных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

Жёлтый - 3 из 9
Оранжевый - 4 из 9
Красный - 6 из 9
Фиолетовый - 9 из 9
Синий - 8 из 9
Зелёный - 6 из 9
Тогда соотношения между
Жёлто-красным - 3:6,
Жёлто-оранжевым - 3:4,
Жёлто-зелёным - 3:6,
Жёлто-синим -3:8,
Жёлто-фиолетовым -3:9.
\Различные контрасты цветовых площадей создают разные впечатления: от драматично-формального до мягко-деликатного.
Сильные контрасты цветовых площадей.

Мягкие контрасты цветовых площадей.

Пример контраста площадей в дизайне (здесь ещё контраст комплиментарных цветов)

Симультанный контраст основан на восприятии человеческим глазом дополнительных цветов. Каждый чистый цвет физиологически требует противоположенного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущении присутствия необходимого дополнительного цвета.

Серый цвет зрительно прио

бретает цвет, дополнительный фону: на красном - зелёный; на жёлтом - фиолетовый; на синем - жёлтый.

Любой цвет, расположенный рядом с другим цветом или на его фоне, также подвержен симультанному контрасту.
Жёлтый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом - серо-фиолетовый.
Синий цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом не меняется, на жёлтом приобретает фиолетовый оттенок.
Жёлтый цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на синем - оранжевый, на фиолетовом не меняется.
Синий цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на фиолетовом - жёлтый.
Впечатления: один и тот же цвет на разных фонах будет «вести себя» по-разному, в каждом случае приобретая свой оттенок и вызывая различные эмоции.
На белом фоне все цвета становятся более тёмными и менее яркими.
На сером фоне смягчается сила цвета, прибавляется сочность, но фон принимает оттенок дополнительного цвета.
На чёрном фоне все цвета становятся светлее и ярче.

Любой цвет, расположенный на заднем фоне, может обладать оптическими иллюзиями: увеличиваться, уменьшаться, отступать или выступать.

Белый квадрат на чёрном фоне кажется более крупным, чем чёрный квадрат на белом фоне (внутренние и внешние квадраты одинаковы).

Красный, оранжевый и жёлтый выступают; зелёный, синий и фиолетовый отступают.
Ахроматические цвета не создают движения, но в сочетаниях способны выявлять глубину, пространственность и движение.

Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.
В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:

— это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории , где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. (а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.

Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.

Основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

— это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.

Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.


А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
– его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.
Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.

Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет голубой оттенок;
на красном – зеленый;
на фиолетовом – желтоватый.

Называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.
Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.

Этот контраст можно отнести к акцентирующему. Он может быть очень ярким, а может быть умеренным. Его используют в создании и подборе различных аксессуаров.

7 Контраст по размеру цветовых пятен . Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного. Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.

Контраст яркости и бледности

Действие контраста «бледный-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким. Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блёклым красным. Иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холода и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить яркие цвета той же осветлённости, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными (см. рис.5).

Контраст холодного и тёплого

На первый взгляд может показаться странным отожествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 1 5°, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11 -1 2°. Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений.

В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов играют весьма важную роль.

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси "жёлтый - фиолетовый" расположены "красно-оранжевый" и "сине-зелёный", которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

холодный - тёплый;

теневой - солнечный;

прозрачный - непрозрачный;

успокаивающий - возбуждающий;

жидкий - густой;

воздушный - земной;

далёкий - близкий;

лёгкий - тяжёлый;

влажный - сухой;

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.

В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений (см. рис. 7).

Контраст величин (противопоставление размеров)

Размер. Один из лучших приемов достижения контраста -- разница в размерах между одинаковыми геометрическими фигурами. Но следует помнить: если эта разница недостаточно велика, зритель может воспринять ее не как решение дизайнера, а как его ошибку. Контраст в этом аспекте лучше всего воспринимается, когда разница размеров не слишком велика и не слишком мала. Разумеется, понятия "большого" и "малого" в каждом случае свои, определяемые масштабом композиции и составляющих ее частей (см. рис.3).

Контраст фактур и материалов

Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое. Такой контраст используют, когда нужно подчеркнуть форму предметов одинакового цвета. Чем сильнее отличаются предметы по фактуре, тем более подчеркивается их форма. Часто контраст фактур используется, когда нужно подчеркнуть определенную характеристику объекта. Взаимодействие фактур - контраст поверхностей (см.рис. 6). Фактура и материалы - мощнейшие средства выразительности. Их воздействие может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе. Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним - все это может магия фактур.

Контраст форм

В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.

При контрасте формы "жесткие", угловатые формы противопоставляются "мягким", скругленным.

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений способствует переключению внимания; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей; он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, отраженной в композиции. Можно создать единый образ, используя объекты контрастных форм; главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.