Древнеримская литература
Апулей
Биография
Апулей, римский поэт, родился около 124 г. в городе Мадавра, в Северной Африке, в богатой семье. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона. Будучи уже признанным писателем, добавлял к своему имени в заглавии произведений «платонин из Мадавра». Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос, в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом - главная черта его мировоззрения. Путешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда неудачно) адвокатской практикой. Огорченный, уехал в Африку и поселился в Карфагене, где и прожил до самой смерти.
Его мистической шедевр - роман в одиннадцати книгах «Метаморфозы» более известен под названием «Золотой осел». Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций, которые дошли до нас в отрывках.
Сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел» в России перелагали И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.
Апулей, древнеримский поэт, писатель. Родился в римской провинции, которая была расположена в Северной Африке, в г. Мадавра, около 124 г., в богатой семье. Образование получил в Карфагенском университете. После окончания университета, уехал в Афины. Там изучал математику и философию, увлекался музыкой и поэзией. Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском и греческом языках. В Греции его внимание привлекло творчество Платона. Будучи уже известным автором, взял себе псевдоним "платонин из Мадавра". Поэт исследовал оккультизм в Египте, Сирии, Малой Азии а также на острове Самос. Платонизм и мистицизм это были главными чертами мировоззрения писателя. Платонизм- это философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Мистицизм-это особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Апулей любил путешествовать по миру. Отправившись в Рим занялся адвокатурой. Однако эта практика не принесла никаких результатов. Разочаровавшись, он отправился в Карфаген, и прожил там остаток жизни.
Самый известный мистический роман, написанный Апулеем в одиннадцати книгах - «Метаморфозы». Также можно встретить его под названием «Золотой осел». Поэт написал сборник судебных речей и риторических декламаций, они сохранились до сего времени, но не в полном составе.
Многие русские писатели, а также И.Ф. Богданович, С. Т. Аксаков перелагали сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел». Многие сюжеты романа «Золотой осел» заимствованы известными европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. К сожалению, дата смерти Апулея не известна.
Биография
Основной источник биографических сведений об Апулее - его же собственная «Апология».
Родился в городе Мадавра (провинция Африка) в состоятельной семье видного африканского чиновника (неоднократно публично называл себя «полунумидийцем-полугетулом»). Учился сначала в Карфагене , затем в Афинах , где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона . «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши». Отсюда он переселился в Рим , где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии .
Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis Platonicus , так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.
Творчество
Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:
- «Метаморфозы » (Metamorphoseon libri, XI ), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus )
- «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I )
- «Флориды» (Floridorum libri, IV ), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
- диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis ) - популярное изложение учения Платона о даймонах
- трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate ) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика
Издания и переводы
Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786-1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе - Яном (Лейпц., 1856, 1873).
В серии «Loeb classical library » изданы только «Метаморфозы» в 2 томах (№ 44, 453).
В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 5 томах:
- Apulée . Les Métamorphoses. T. 1-3.
- Apulée . Apologie. Florides. Texte établi et traduit par P. Vallette. 4e tirage 2002. XLIII, 346 p.
- Apulée . Opuscules philosophiques. Fragments. (Du Dieu de Socrate. - Platon et sa doctrine. - Du monde.) Texte établi, traduit et commenté par J. Beaujeu. 2e tirage 2002. IX, 350 p.
На русский язык «Метаморфозы» переводили Ермил Костров (1780-1781), Н. Соколов () и Михаил Кузмин (). Перевод Кузмина публиковался с редакторскими изменениями Пиотровского в 1930-1933 годах, под редакцией Маркиша в 1956 году, в издании 1988 года восстановлен оригинальный текст.
- Луция Апулея платонической секты философа Превращение, или Золотой осел. / Перевел с латинского Имп. Московского университета бакалавр Ермил Костров. Ч. 1-2. М., 1780-1781. (переиздания: М., 1870; М., 1911)
- Люций Апулей . Золотой осёл. / Пер. Н. М. Соколова. СПб.: 1895. 276 стр.
- Апулей . Золотой осёл. (Превращения). В 11 кн. / Пер. М. Кузмина, статья и комм. Адр. Пиотровского. (Серия «Сокровища мировой литературы»). Л.: Academia. 1929. 343 стр. 5000 экз. (переиздавалась )
- Апулей . Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. / Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша . (Серия «Литературные памятники»). М.: Издательство АН СССР. 1956. 435 стр. 30000 экз. (переиздания )
- Апулей . «Метаморфозы» и другие сочинения. / Сост. М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. Н. Григорьевой. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). М.: Худож. лит. 1988. 400 стр. 100000 экз. (включает новые переводы: «Апология, или О магии» Е. Рабинович [с.27-108]; «Флориды» Р. Урбан [с.303-332] и «О божестве Сократа» А. Кузнецова [с.333-349])
- Апулей . Платон и его учение. / Пер. Ю. А. Шичалина. // Учебники платоновской философии. М.-Томск, 1995. С. 39-66.
- Псевдо-Апулей . Асклепий. / Пер. Л. Ю. Лукомского. // Высокий герметизм. Гермес Трисмегист. СПб, Азбука. 2001. С. 185-267.
Примечания
Литература
- Андерсон В. А. Роман Апулея и народная сказка. Т. 1. Казань, 1914.
- И. Х. Несколько слов о Кострове и о переведенной им книге Апулея: Золотой осел // Русский архив, 1870. - Изд. 2-е. - М., 1871. - Стб. 709-718. . Архивировано
- Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 150 с.
- Кузнецов А. Е. Художественные принципы и мировоззрение Апулея . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. . Авт. дисс… к.фил.н. М., 1989.
- Тоноян Л. Г. О логическом трактате Апулея. // Я.(А. Слинин) и Мы: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб., 2002. C. 519-527.
- Левинская О. Л. Античная Asinaria: история одного сюжета. («Orientalia». Вып.21). М.: РГГУ, 2008.
- Harrison, S. J. : Apuleius: A Latin Sophist (Oxford, Oxford University Press, 2000), 281 pp.
Ссылки
Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке.
Апулей Люций (II век) - древнеримский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс интеллигенции, эпоха застоя творческой мысли, мистики и суеверий, философско-литературного эклектизма и архаизма, т. е. романтического возвращения к языку древнейших литературных образцов.
Апулей родился в г. Мадавре в Северной Африке и принадлежал к аристократическому роду. Получив в Карфагене блестящее образование, он много путешествовал по Востоку, Греции и Италии.
Апулей был поэт, ритор-софист, философ и даже слыл (особенно после смерти) магом и волшебником. Он считал себя мастером всех литературных жанров: писал стихи, диалоги, речи и т. д.; частично сохранился сборник его риторических декламаций на разные темы («Florida» - «Цветы»).
Философ-идеалист и эклектик, он популяризировал в своих сочинениях греческих философов, особ. Платона и Аристотеля (сохранились три его философских трактата). Суеверия эпохи ярко отразились в его сохранившейся до нас «Апологии», - речи, произнесенной им в свою защиту по поводу обвинения его в волшебстве.
Имя в мировой литературе Апулей приобрел своим романом - «Метаморфозы» или «Золотой осел»; здесь оккультизм эпохи сочетался с восточной фантастикой. Содержание романа - всевозможные приключения осла, в к-рого в доме одной волшебницы был обращен герой романа Люций. Самая яркая часть этого романа - большая новелла - сказка о любви Амура и Психеи, - о том, как сам бог любви Амур (см.) влюбился в смертную красавицу Психею и как после долгих перипетий состоялось на небе их бракосочетание. В основе всего романа лежит ионийская новелла; его стиль - витиеватый, так наз. «азианский» (азиатский) модный стиль эпохи, получивший в обстановке восточной роскоши господствующего класса еще больше изнеженности и слащавости; яз. архаизован в духе времени. Впоследствии сделалась особенно популярной сказка об Амуре и Психее; она вдохновляла и позднейших художников (Рафаэля, Канову и др.) и писателей разных стран. В Германии в XVIII в. ее переработал Виланд (и у Гёте «Амур и Психея»; несомненно и влияние образа Психеи на его Гретхен).
Основной источник биографических сведений об Апулее - его же собственная «Апология».
Родился в городе Мадавра (провинция Африка) в состоятельной семье видного африканского чиновника (неоднократно публично называл себя «полунумидийцем-полугетулом»). Учился сначала в Карфагене, затем в Афинах , где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона . «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши». Отсюда он переселился в Рим , где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии.
На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в суде и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь.
После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Он был приверженцем исидической религии, нетерпимым к другим верованиям (саркастически изображал в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини и христиан). «Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине».
Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis Platonicus, так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.
Августин Блаженный не раз упоминает Апулея в своих сочинениях, называя его «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина он маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его «Метаморфозы» - повествование о действительно пережитом их автором превращении.
Творчество
Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:
- «Метаморфозы» (Metamorphoseon libri, XI), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus)
- «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I)
- «Флориды» (Floridorum libri, IV), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
- диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis) - популярное изложение учения Платона о даймонах
- трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика
Его роман - остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нём эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написаных романов. Согласно Кассиодору (Institutiones. 2.04), первым перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского.
Апулей (лат. Apuleius, родился в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка) - древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке.
Биография
Основной источник биографических сведений об Апулее - его же собственная «Апология». Несколько деталей биографии можно найти также в его «Флоридах».
Родился в городе Мадавре римской провинции Африка, расположенном на границе Нумидии и владений гетулов, отчего называл себя порой «полунумидийцем-полугетулом». Образование завершал в Афинах, где изучал греческий язык, литературу и философию. Как он сам говорит во «Флоридах»: «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши». Оттуда он переселился в Рим, где занимался некоторое время написанием речей для судебных процессов. Однако жизнь в имперской столице показалась ему слишком дорогой, и он вернулся на родину.
Где-то в 155-158 годах предпринял путешествие в Александрию, но по пути заболел и задержался в городе Эе (на территории современного Триполи). Воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого соученика, богатая вдова Пудентилла, до того отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти снова замуж, влюбилась в Апулея и неожиданно дала согласие на брак. Раздосадованные родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в занятиях магией и в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой. Апулей сам защищал себя в суде и был оправдан, его «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии» дошла до наших дней.
Из отдельных упоминаний в отрывках его речей следует, что позднее Апулей переселился в Карфаген, где был верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Вероятно, являлся приверженцем культа Исиды, крайне негативно и саркастически изобразил в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини. Из упоминания в его поздних речах некоторых имён следует, что в 170-х годах он был ещё жив. Время и место его смерти неизвестны.
Августин Блаженный, который сам обучался в Мадавре, не раз упоминает Апулея в труде «О граде Божьем» и отдельных письмах, называя его «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (лат. qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина это маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его «Метаморфозы» - повествование о действительно пережитом их автором превращении.
Творчество
Сохранились следующие сочинения Апулея (на латинском языке):
- «Метаморфозы в XI книгах» (Metamorphoseon libri XI). Со времён блаж. Августина это сочинение называется также «Золотой осёл» (Asinus aureus), где эпитет «золотой» относится к художественным достоинствам произведения.
- «Апология» (Apologia, заголовок неаутентичный; оригинальное название - Pro se de magia, чаще сокращённо - De magia). Традиционно считается речью, которую Апулей держал в свою защиту против обвинения в магии. Некоторые современные исследователи считают «Апологию» не столько реальной записью ораторского выступления Апулея, сколько литературной фикцией, сочинением «в жанре апологии».
- «Флориды» (Florida). Фрагментарное собрание 23 речей и лекций Апулея. Античная традиция делит «Флориды» на 4 книги. Дошедший до нас текст представляет собой анонимную (предполагаемый автор обработки - ритор Крисп Салюстий, конец IV в.) конспективную обработку некогда масштабной книги.
- «О божестве Сократа» (De deo Socratis). Рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми.
- «О Платоне и его учении» (De Platone et eius dogmate). Изложение натурфилософии и этики Платона.
- «О мире» (De mundo). Латинский пересказ трактата перипатетической школы (ранее приписывался Аристотелю).