вокал: В.Пенькова
гитара: О.Фол


Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»
http://pishi-stihi.ru/ona-sidela-na-polu-tyutchev....

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.
Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.
Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.
Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.

Читать стих “Она сидела на полу…” Тютчева Фёдора Ивановича крайне грустно, зная историю его написания. Произведение было создано в 1958 году. Тогда уже взрослый поэт закрутил роман с молодой девушкой. Несмотря на то, что мужчина был женат, их роман имел невероятную и бурную историю. Однако вскоре юная Елена забеременела, в связи с чем возник скандал огромных масштабов. Супруга поэта Элеонора Тютчева была в отчаянии от этой новости. Это даже побудило её к уничтожению большой части переписки с мужем. Именно этому событию посвящено данное стихотворение.

Автор – словно сторонний наблюдатель в этой истории. Он смотрит на женщину, которая перебирает старые письма, бросает их и рассматривает вновь. Она будто не замечает его, полностью сосредоточившись на том, что теперь уже не имеет никакого значения. Несмотря на то, что поэт чувствует готовность “пасть на колени”, он понимает, что уже ничего не изменить. Для своей избранницы он становится лишь тенью, постепенно теряя свою значимость. Так же, как и эти письма, которые обречены на исчезновение. А она постепенно теряет связь с реальностью, демонстрируя полную отстраненность от происходящего.

Текст стихотворения Тютчева “Она сидела на полу…” полон грусти и скорби по тому, что вернуть уже нельзя. Каждая строка – словно реквием по потерянному доверию и сломанном союзе. Поэт понимает неотвратимость ситуации, но сделать уже ничего не может, и это осознание убивает. Эта печаль автора передается и читателю. Несмотря на неоднозначность ситуации, она вызывает грусть и тоску о происходящем. Невозможно не проникнуться чувствами человека, чья жизнь словно рушится на глазах. Произведение учат на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте бесплатно.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Одно из самых моих любимых стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» было написано в 1858 году.
1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью Тютчева к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. Их роман, о котором знало общество, продолжался 14 лет и закончился смертью девушки.
Однако поэт посвятил это стихотворение не юной Денисьевой, а своей второй жене – Эрнестине фон Дёрнберг. Женщина знала о романе мужа и, разумеется, испытывала от этого непередаваемую горечь.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала…

Я считаю, что главным образом стихотворения является образ этой груды писем. Эти письма как пожелтевшие осенние листья, которые только разбередили душу воспоминаниями о прошлом. Они не более чем «остывшая зола», оставшаяся от пламени прежнего чувства.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела…

Лирическая героиня с удивлением перечитывает эти письма. Она помнит, но уже не понимает тех ярких чувств, которые испытывала ранее. Эти письма ее прошлое. Даже не ее, а той молодой женщины, которая смотрит «с высоты» на себя нынешнюю.
Однако отбросить воспоминания героиня не в силах. Да и как? Она любила, страдала. Разве можно оставить это позади? Ведь «сколько жизни было тут,… сколько горестных минут, любви и радости убитой…»
Но, как правильно замечает поэт, все чувства между этими людьми уже невозвратимо пережиты. Лирический герой понимает это. Но он, стоя «молча, в стороне» и наблюдая за этой женщиной, «пасть готов был на колени». Зачем? Для чего? Чтобы попросить прощения? Или чтобы разделить горечь воспоминаний о минувшем? Он готов быть рядом в это мгновение, ей нужно только дать ему знак. Но знака нет, и герой оставляет женщину в одиночестве, позволяя прожить в одиночестве эти минуты.
Для меня стихотворение «Она сидела на полу…» - вершина творческого гения Ф.И. Тютчева. Наверное, кто-то со мной не согласится, но искренность этих строк никого не оставит равнодушным.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман. Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.

Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.