«Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес-кую тему. Тема романа — крестьянское вос-стание 1773—1775 годов — так же законо-мерна и важна в идейной и творческой эволю-ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была за-кончена: интерес Пушкина к проблеме крес-тьянства оказался более устойчивым.

Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в осно-ву которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвар-дейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитан-ской дочки», сочетавший историческое со-бытие — восстание Пугачева — с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугаче-ва». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Несмотря на небольшой объем, «Капитан-ская дочка» — произведение широкого тема-тического охвата. В нем нашли яркое отраже-ние жизнь народа, образы крестьян и каза-ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич-ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч-ка» дает широкую историческую картину, ох-ватывающую русскую действительность эпо-хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео-бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го-сударственной внутренней политики, кре-постное право и морально-бытовые сторо-ны жизни дворянства, обязанности дворян-ства перед народом, государством и своим сословием — таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством — крестьянское восста-ние — дано в «Капитанской дочке» в наибо-лее развернутом виде. Противоречия внут-ри самого дворянства привлекают внима-ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово-купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио-нальный состав участников движения, ря-довая масса восставших и ее вожди, рас-права с помещиками и отношение восстав-ших к мирным жителям, психология кресть-янских масс, политика дворянской монар-хии и дворянская расправа с крестьянст-вом — все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не-смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения — присущую участникам восстания гуманность по отно-шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета-ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про-пущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугаче-вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть-янского восстания, показывая чисто фео-дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен-но «пьянели» от ненависти к помещикам, по-казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен-ным ему художественным лаконизмом Пуш-кин индивидуализировано показывал кре-постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть-янства, их быта. На первом плане стояли те-мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду-ализировал в аспекте их политического со-знания, их отношения к помещикам и к Пуга-чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре-стьянства Пушкин характеризует как сти-хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по-нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине-ва в Бердскую слободу. Караульные кресть-яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при-езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни-на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки — зем-ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ — стихий-ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково-дителям, было дано, например, в историче-ском романе современника Пушкина, лите-ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока-зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ-ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от-ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа-ции, реалистичность в изображении Пугаче-ва, художественную и историческую вер-ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич-ности, совмещающей в себе качества выда-ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва-лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче-ва — его глубокая связь с народом. Подлин-ный реализм проявляется во всей силе в ти-пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен-но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ-ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про-тивопоставлены жестокости и эгоизму «про-свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени-ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады-вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об-ратное — гуманизм Пугачева, его способ-ность к проявлению милосердия и справед-ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та-лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен-бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от-сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно-го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус-ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла-бость движения, его политическая незре-лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу-гачеву свойственно недоверие и недобро-желательство ко всякому «барину». Добро-душие и простосердечие Пугачева — также черты характера народного. Ведущее в этом образе — величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи-ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы-вает и трагизм судьбы Пугачева.

Некоторыми характерными для части кре-постного крестьянства чертами и особеннос-тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо-стнической действительности, которая обез-личивала крестьянина.

В образе Швабрина изображены типичес-кие черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоис-тичного и грубо эпикурейского отношения к жизни. В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристическо-го дворянского офицерства, которое осуще-ствляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к про-стому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соедини-лись в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.

Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя об-раз Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала меж-ду «казанской помещицей» и широкими кру-гами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оцен-ка Екатериной личности капитана Мироно-ва. В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружив-шего с Пугачевым, в ее холодном, спокой-ном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво. Пушкин показал, что было действительно сущест-венным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.

Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» — о прошлом, настоящем и буду-щем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушки-на на формирование его героев. Пугачев-ское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкин-скому «шекспировскому» историзму реши-тельно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах цели-ком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозри-тельная историческая связь; преемствен-ность тех и этих событий, когда взаимодей-ствие прошлого и современного обнаружи-вается как бы само собою.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1. Введение. История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны История Петра и материалы о пугачевщине.А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды когда работал над документальной Историей пугачевского бунта и когда писал Капитанскую дочку.

Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна знаменитой повести. Повесть была написана в 1836 году, а Историю Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным.Горькие слова Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету.

Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием.Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает Разве пушки на царей льются Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего мечтой о свободе.

Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим жестокость, массовые казни, часто бессмысленные, вором и разбойником называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста.Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем.

А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том мундире, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не питаясь мертвечиной, а напившись живой крови.Реальный Пугачев был страшнее.

Он мог приказать повесить поближе к звездам мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил Я не ворон, я вороненок ворон еще летает. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды.А Пугачев опустился на колени и стал просить о помиловании.

В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. 2. Основная часть. 1. Композиционные особенности повести А. С.Пушкина Капитанская дочка.Капитанская дочка исторический роман, написанный в форме мемуаров.

Пушкин обращается именно к теме пугачевщины, потому что она долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах.Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Если История Пугачевского бунта историческое сочинение, то Капитанская дочка написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событии. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.В каждом эпизоде Капитанской дочки можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать пугачевщину в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу.

И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице.Но он и отвергает восстание как бессмысленный и беспощадный бунт, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты Образ Гринева дан в динамике Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях.Старик не только описывает, но и оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий.Первая встреча происходит в главе Вожатый, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком.

Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать. 2.2. Главные герои. Хоть Повесть А. С. Пушкина и называется Капитанская дочка, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках.Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным проявителем подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших Гринева.

Пугачев в Капитанской дочке похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют.Он то ли беглый каторжник, то ли пропойца заложил тулуп у целовальника, то есть за водку.

Но огненные глаза, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души обо всем этом мы узнаем после. Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе.Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным это и расчет, и радостная игра во власть.

Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа.Русская история полна легенд о подлинном царе, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, правильном царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. 2.3. Народ в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.

В Капитанской дочке А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские.Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Савельич слуга молодого дворянина, Миронов бывший солдат, получивший за храбрость в бою офицерское звание и должность коменданта Белогорской крепости. Казалось бы, что у этих людей может быть общего Но общее есть отсутствие самостоятельности.И Савельич, и Миронов привыкли жить по давно заведенному уставу беспрекословно подчиняться и безоговорочно выполнять указы, первый помещика, второй правительства.

Такой образ жизни представляется им единственно возможным так жили их деды, так живут они, и только так должны жить их дети и внуки. Люди, подобные Савельичу и Миронову, никогда не смогут воспротивиться власти, как бы ни было им тяжело.Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр Гринев в первом же кабаке напивается до беспамятства да к тому же проигрывает в карты случайному человеку.

Для Савельича это удар, ведь он относится к Гриневу, как собственному ребнку, более того в его руки вручили хозяева дальнейшую судьбу своего сына. А к порученному делу Савельич привык относиться очень ответственно, поэтому-то и старается он внушить молодому барину и своему воспитаннику, что так поступать необдуманно. И что же слышит в ответ Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают.Оскорбление было таким тяжелым, что Савельич даже заплакал.

Однако он помнил о своем долге сдерживать молодого барина, похоронив свою обиду, снова попытался образумить Гринева, на что получил еще более оскорбительное подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню. А эпизод с дуэлью. Узнав о том, что замыслили Гринев со Швабриным, Савельич, не раздумывая, мчится к месту дуэли, чтобы, если это потребуется, заслонить своего хозяина собственной грудью Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча.А в результате ему не только не вынесли благодарность, а еще его и обвинили Гринев-младший за донос, Гринев-старший за молчание.

В этом эпизоде наиболее ярко и отчетливо проявляется драматизм положения простого человека все его обвиняют, а он ни в чем не повинен. И в ответ на все оскорбления и ругательства смирение, потому что это его удел. А почему, за что такой удел, Савельич не задумывается. Он уяснил только одно главное в жизни добродетель. И этим одним он руководствуется.Поэтому-то готов Савельич сунуть свою голову в петлю вместо Гринева. Только благодаря ему Гринев остался жив, но и тут Савельич не услышал от своего воспитанника слов благодарности.

И принял это как должное. Пугачева и его братию Савельич не приемлет, называет его злодеем и разбойником. Он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев.От этого Савельич выглядит еще более жалким он на стороне тех, кто не ставит его ни в грош. Что касается капитана Миронова, то этот честный и добрый, скромный, готовый подчиняться во всем жене, человек был мужественным солдатом.

Ему свойственно чувство верности долгу, слову, присяге и, наоборот, противны измена и предательство. Именно в этих качествах проявляется его русская натура, русский характер. Миронов смел, но действует бессознательно.Выступая на борьбу с мятежниками, он ни разу не задался вопросом что это за борьба, откуда мятежники, почему мятежники. Миронов получил приказ и он с честью его выполняет.

Правда, благородству у капитана Миронова стоит поучиться. Последние минуты его жизни вызывают восхищение он тверд и непоколебим в своих ответах, он готов принять смерть, но изменить присяге и долгу никогда. В этом тоже проявляется истинно русская натура этого героя. Показана в повести и та часть народа, что способна на протест. Это Пугачев и его собратья.Сочувствуя их угнетенному и бесправному положению, автор, однако, как противник всяких революций, не скрывает темных сторон восстания и поведения бунтовщиков грабежи, жестокость народа и его предводителя в борьбе со своими мучителями, возможность предательства Пугачева его же соратниками.

Таким образом, в Капитанской дочке на примерах Пугачева и его единомышленников, Савельича и Миронова Пушкин раскрыл глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в самодержавном крепостническом государстве. 3. Заключение.Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика.

В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце Емеля Емеля думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь Лучшего ничего не мог бы ты придумать. Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману.Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу.

В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман Капитанская дочка повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении.

Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.Читая повесть А. С. Пушкина, Капитанская дочка, мы одновременно.следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического романа.

Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы. В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая.Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании.

Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией. Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора.Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева. v Беленький Г.И учебник-хрестоматия для 8 класса, Мнемозина, 2000 год Ч. 1 v Беленький Г.И. учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2000 год v Введенский Б. А энциклопедический словарь в двух томах, Советская энциклопедия, 1963, том I. v Пушкин А. С Капитанская дочка собрание сочинений в десяти томах, Правда,1981, том V.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

«Капитанская дочка» - роман-взросление. Это история взросления Петра Гринева, который из «зеленого» юноши перевоплощается в ответственного мужчину, пройдя через суровые жизненные испытания. Ему довелось принять непосредственное участие в пугачёвском восстании, и все его принципы прошли тщательную проверку. Он ее прошел, сохранив достоинство и оставшись верным присяге. Повествование ведется в форме мемуаров, и сам герой с высоты собственного опыта подводит итоги жизни.

Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.

Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.

Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.

Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.

История создания

Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху. Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева. У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Смысл названия

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

Историческая основа

События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа. Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

О чем произведение?

Мы знакомимся с Петрушей-недорослем, который может только «здраво судить о свойствах борзого кобеля». Все его стремления заключаются в «непыльной службе» в Петербурге. Однако мы видим, что огромное влияние на молодого человека оказывает отец. Он учит сына служить отечеству, беречь традиции семьи, не придавать большого значения наградам. Получив такое строгое воспитание, юноша отправляется служить. То, о чем рассказывается в «повести горьких мук» его, и есть сюжетная канва произведения. Дело в том, что все это мы узнаем из уст почтенного старого дворянина, каковым Петр стал.

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

На этом его испытания не закончились: жизнь поставила его перед выбором между спасением любимой и службой, добрым именем офицера. Тогда герой выбирает любовь и не повинуется приказу начальника, освобождая возлюбленную самостоятельно из рук Швабрина. Алексей вынуждал девушку выйти за него замуж. Пугачев снова проявляет уважение к смельчаку и отпускает пленницу. Однако самодержавная власть не прощает свободы воли, и Гринева арестовывают. К счастью, Маше удалось вымолить у Екатерины Второй помилование. Вот об этом говорится в романе «Капитанская дочка», который закончился счастливым финалом: молодые люди женятся с полученным благословением. Но вот предводитель восстания приговаривается к четвертованию.

Главные герои и их характеристика

Основные герои романа – это Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Персонажи столь многочисленны, что их описание заняло бы не одну статью, поэтому им мы пренебрегаем.

  1. – дворянин, офицер, главный герой. Получил строгое воспитание в доме отца – отставного военного. Ему всего 16 лет, однако родители сочли, что он готов к службе. Он плохо образован, ни к чему особо не стремится и никак не походит на идеального мужчину. Отправляясь в путь, юноша мало походит и на солдата: добродушный, легковерный, неустойчивый к соблазнам и не знающий жизни. Он избалован, ведь в первое же время проигрывает значительную сумму в карты и не понимает, почему Савельич (его слуга) эмоционально реагирует на это. Цены деньгам он не знает, зато проявляет высокомерие и грубость по отношению к преданному слуге. Однако врожденная совестливость не дает ему и дальше продолжать увлекаться гарнизонными жалостями. Вскоре он серьезно влюбляется в дочь капитана крепости, и с этого момента начинается его взросление: он становится храбрым, мужественным и отважным. Например, в дуэли с Швабриным юноша дрался честно и смело, в отличие от оппонента. Далее мы видим пылкого и страстного влюбленного в его лице, и уже через некоторое время он готов рискнуть жизнью ради чести, отказываясь присягнуть Пугачеву. Этот поступок выдает в нем высоконравственного и твердого в своих убеждениях человека. Позже он еще не раз проявит доблесть, сражаясь с врагом, но когда на кону будет участь возлюбленной, он пренебрежет осторожностью и пустится спасать ее. Это выдает в нем глубину чувства. Даже в заточении Петр не винит женщину и готов принять несправедливую кару, лишь бы у нее все было хорошо. Кроме того, нельзя не отметить самокритичность и зрелость суждений, присущие Гриневу в старости.
  2. Марья Миронова – дочь капитана крепости, главная героиня. Ей 18 лет. Внешность Маши описана в деталях: «…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…». Кроме того, упоминается, что она – обладательница «ангельского» голоса и доброго сердца. Ее семья бедна, владеет лишь одной крепостной, поэтому она никак не может претендовать на брак с Петром (у которого 300 душ). Зато юная прелестница отличается благоразумием, чувствительностью и великодушием, ведь искренне переживает за судьбу возлюбленного. Естественность и доверчивость делают героиню легкой добычей для нечестивого Швабрина, который пытается подлостью добиться ее расположения. Но Марья осторожна и не глупа, потому легко распознает фальшь и порочность в Алексее и сторонится его. Также ее характеризуют верность и смелость: девушка не предает любимого и отважно едет в незнакомый город, чтобы добиться аудиенции самой императрицы.
  3. Пугачев в романе «Капитанская дочка» предстает перед читателями в двух обличиях: смелый и благородный человек, способный оценить преданность и честь, и жестокий тиран, который без удержу устраивает казни и расправы. Мы понимаем, что посыл бунтовщика – благородный, он хочет отстоять права простых людей. Однако то, как он борется с бесправием, никак его не оправдывает. Хотя мы симпатизируем Пугачеву – решительному, смелому, умному, - его жестокость заставляет нас усомниться в правильности его пути. В эпизоде первой встречи мы видим умного и хитрого воеводу, в диалоге с Гриневым – несчастного человека, который знает, что он обречен. Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым, раскрывает его отношение к жизни: он хочет прожить ее свободно, пусть и скоротечно. Нельзя не отметить и его личностные качества: он – лидер, первый среди равных. Ему подчиняются безоговорочно, и это развращает его натуру. К примеру, сцены взятия крепости демонстрируют жестокость власти Пугачева, такой деспотизм вряд ли приведет к свободе (гибель Мироновых, похищение Маши, разрушения). Идея образа: Пугачев от природы наделен обостренным чувством справедливости, умом и талантом, но испытания войной и безграничной властью он не проходит: народный избранник стал таким же тираном, как императрица, супротив которой он восстал.
  4. Екатерина Вторая . Милая женщина в домашнем платье превращается в непреклонную властительницу, когда выслушивает просьбу о государственном изменнике. Маша Миронова на приеме у Екатерины пытается рассказать о смягчающих обстоятельствах Петра, но императрица не хочет слышать разумные доводы и доказательства, ее интересует только ее собственное мнение. Она осудила «предателя» без суда, что весьма показательно для самодержавной власти. То есть, ее монархия едва ли лучше пугачевщины.
  5. Алексей Швабрин – офицер. Петр и Алексей, казалось бы, похожи по своему социальному положению и возрасту, но обстоятельства разводят их по разные стороны баррикад. После первого же испытания Швабрин, в отличие от Гринева, совершает нравственное падение, и, чем стремительнее развивается сюжет, тем очевиднее, что Алексей — подлый и трусливый человек, который всего в жизни добивается хитростью и подлостью. Особенности его характера проявляются в ходе любовного конфликта: он завоёвывает расположение Маши лицемерием, в тайне злословя о ней и об ее семье. Захват крепости окончательно расставляет все на свои места: он к предательству был готов (нашел крестьянское платье, постригся), а Гринев, скорее, предпочел бы смерть нарушению присяги. Окончательное разочарование в нем приходит, когда герой пытается силой и шантажом заставить девушку выйти за него замуж.
  6. Савельич (Архип Савельев) – пожилой слуга. Он добр, заботлив и предан молодому господину. Именно его находчивость помогает Петру избежать расправы. Рискуя жизнью, крестьянин встает на защиту барина и говорит с самим Пугачевым. Его отличают хозяйственность, трезвый образ жизни, упрямство и склонность читать нотации. Он недоверчив, любит ворчать, спорить и торговаться. Знает цену деньгам и бережет их для хозяина.

Пушкин в романе «Капитанская дочка» дает подробное описание героев, предоставляя читателю возможность самому разобраться в своих симпатиях и антипатиях. В книге нет авторской оценки происходящего, ведь мемуаристом выступает один из персонажей.

Тема повести

  • На первый план в произведении выходят темы нравственного выбора, порядочности, достоинства. Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы. Так Пушкин показывает, что моральное превосходство всегда дает человеку преимущество, хоть он и брезгует хитростью, которая привела бы его к цели быстрее. Несмотря на то, что Алесей употребил все свою изворотливость, победа все равно осталась за Петром: Мария осталась с ним, как доброе имя.
  • Честь и бесчестье. Каждый герой стоял перед выбором между честью и бесчестьем, и все сделали его по-разному: Мария предпочла преданность выгодному браку (отец Петра изначально не дал согласия на брак, так что она рисковала остаться в старых девах, прогоняя Алексея), Гринев не раз решал в пользу нравственного долга, даже когда речь шла о жизни и смерти, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен. Подробно этот вопрос мы разобрали в сочинении « ».
  • Тема воспитания. Пример главного героя поможет разобраться в том, что же значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
  • Основные темы включают в себя и любовную: союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Они смогли доказать, что достойны друг друга: Гринев неоднократно вступался за девушку, а она спасла его от казни. Тема любви раскрывается с присущей Пушкину чуткостью: молодые люди клятвенно обещают друг другу вечную преданность, даже если судьба никогда больше не сведет их вместе. И свои обязательства они выполняют.
  • Примеры из «Капитанской дочки» пригодятся для тем «человек и государство», «власть и человек». Они иллюстрируют насильственную природу власти, которая не может быть не жестокой по определению.

Основные проблемы

  • Проблема власти. Пушкин рассуждает, какая власть лучше и почему: анархическая, стихийная пугачевщина или екатерининская монархия? Очевидно, что крестьяне предпочли первую второй, рискуя собственной жизнью. Дворяне, напротив, отстаивали порядок, удобный им. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав. Историческая проблематика включает и вопросы о справедливости бунта, нравственной оценке его предводителя, правомерности действий императрицы и т.д.
  • Проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека? Очевидно, что бунт поставил Петра в трудное положение: он был вынужден проверить свой характер на прочность. В окружении врагов он не изменил своим убеждениям и рискнул в открытую не принять их сторону. Ему грозила верная смерть, но он предпочел жизни честь, и сохранил и то, и другое. Пугачевщина - это темная сторона истории, с помощью которой Пушкин оттенил судьбы персонажей. Об этом говорит даже название романа «Капитанская дочка»: автор назвал его именем вымышленной героини, а не Пугачева или Екатерины.
  • Проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым? Благодаря пугачевскому бунту, юноша рано повзрослел и стал настоящим воином, однако цену такой эволюции можно назвать слишком дорогой.
  • Проблема нравственного выбора. В произведении есть герои-антагонисты Швабрин и Гринев, которые ведут себя по-разному. Один выбирает предательство ради своего блага, другой ставит честь выше личных интересов. Почему их поведение столь различно? Что повлияло на их нравственное становление? Автор приходит к выводу, что проблема безнравственности решаема только индивидуально: если в семье чтут мораль, то все ее представители будут следовать долгу, а если нет, то человек не выдержит испытаний и будет лишь пресмыкаться и жульничать, а не беречь честь.
  • Проблема чести и долга. Герой видит свое предназначение в службе императрице, однако на поверку оказывается, что она не дорого стоит в глазах Екатерины. Да и долг, если разобраться, весьма сомнителен: пока народ восставал против произвола, армия помогла подавить его, и вопрос о чести участвовать в этом насильственном акте весьма сомнителен.
  • Одна из главных проблем произведения «Капитанская дочка» – социальное неравенство. Именно оно встало между гражданами одной страны и направило их друг на друга. Против него восстал Пугачев и, увидев дружеский жест Гринева, пощадил его: не дворян он ненавидел, а их высокомерие по отношению к народу, который кормил всю державу.

Смысл произведения

Любая власть враждебна по отношению к простому человеку, будь то императорская корона или боевые вожди. Всегда она предусматривает подавление личности и жесткий режим, который противоречит человеческому естеству. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - резюмирует Пушкин. В этом и заключается основная мысль произведения. Поэтому служить отечеству и царю – не одно и то же. Гринев честно выполнял свой долг, но оставить любимую в руках негодяя он не мог, и его, по сути, героические действия расцениваются императрицей, как предательство. Если бы Петр не сделал этого, он бы уже прислуживался, стал безвольным рабом системы, которой чужда жизнь человека. Поэтому простым смертным, которым не дано менять ход истории, необходимо лавировать между приказами и своими нравственными установками, иначе ошибка обойдется слишком дорого.

Убеждения определяют поступки человека: Гринев был воспитан порядочным дворянином и вел себя соответствующе, а вот Швабрин проверку не прошел, его жизненные ценности ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. В этом тоже ощущается идея Пушкина – показать, как же сохранить честь, если со всех сторон резвятся искушения. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении.

Взросление человека неминуемо связано с испытаниями, которые определяют его нравственную зрелость. Их не надо бояться, их надо мужественно и достойно преодолевать. Это тоже главная мысль романа «Капитанская дочка». Если бы Петр так и остался «знатоком борзых кабелей» и чиновником в Петербурге, то его жизнь сложилась бы заурядно и, скорее всего, он так ничего и не понял бы в ней. Но приключения, на которые толкнул его суровый отец, быстро воспитали в юноше мужчину, который понял толк в ратном деле, в любви и в окружающих его людях.

Чему учит?

Роман носит ярко выраженный назидательный тон. Александр Сергеевич Пушкин призывает людей беречь честь смолоду и не поддаваться соблазнам свернуть с честного пути на кривую дорожку. Минутное преимущество не стоит утраты доброго имени, это утверждение иллюстрировано любовным треугольником, где главная героиня выбирает достойного и добродетельного Петра, а не хитрого и изобретательного Алексея. Один грех неминуемо влечет еще один, и вереница падений заканчивается полным крахом.

Также в «Капитанской дочке» есть посыл преданно любить и не отказываться от своей мечты, что бы ни случилось. Марья – бесприданница, и любое предложение руки и сердца должно было в ее случае большой удачей. Однако она раз за разом отвергает Алексея, хоть и рискует остаться ни с чем. Петру было отказано в помолвке, и он вряд ли пошел бы наперекор родительскому благословению. Но девушка отмела все рациональные доводы и хранила верность Гриневу, даже когда повода для надежды не оставалось. Тем же отличался ее возлюбленный. За постоянство оба героя были вознаграждены судьбой.

Критика

В. Ф. Одоевский в письме Пушкину выражал свое восхищение повестью, особенно ему понравились Савельич и Пугачев – они «мастерски прорисованы». Однако он считал образ Швабрина нежизнеспособным: он был недостаточно пылким и глупым, чтобы принять сторону бунтовщиков и верить в их успех. Кроме того, он требовал от девушки брака, хотя мог воспользоваться ею в любой момент, так как она была лишь пленницей: «Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами».

П. А. Катеринин нарекает исторический роман «натуральным, приманчивым и умным», отмечая его сходство с «Евгением Онегиным».

В. А. Соллогуб высоко ценил сдержанность и логичность повествования, радуясь, что Пушкин «превозмог самого себя» и не пустился в пространные описания и «порывы». О стилистике работы он отозвался так: «спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод». Критик полагает, что в ценности своих книг писатель никогда еще так не возвышался.

Н. В. Гоголь высказывался, что «Капитанская дочка» гораздо лучше всего того, что было издано ранее в мире прозы. Он говорил, что сама действительность кажется карикатурой по сравнению с тем, что изобразил писатель.

В. Г. Белинский был более сдержан в похвалах и выделил лишь второстепенных персонажей, описание которых – «чудо совершенства». Первостепенные действующие лица не произвели на него никакого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». О бесхарактерности Маши Мироновой высказывался и П. И. Чайковский, который отказывался писать оперу по этому роману.

Разбор произведения осуществил и А. М. Скабичевский, говоря о книге с неизменным уважением: «…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина». Он, в отличие от Беллинского, хвалил образ главного героя и отмечал его исключительную правдивость и типичные черты для изображаемой эпохи.

Противоречивые характеристика дали критик Н. Н. Страхов и историк В.О. Ключевский. Первый критиковал Пушкина за то, что его историческая повесть не имеет отношения к истории, а является хроникой вымышленной семьи Гриневых. Второй, напротив, говорил об исключительном историзме книги и о том, что даже в исследованиях автора меньше сказано о пугачевщине, чем в историческом произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Историческая страничка: эпоха Екатерины II

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: « Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали ». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за этими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, восставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ . Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию.

Пушкин едет туда в 1833 г. 60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие. Поездка дала много интересного:

 ​ В Казани, Оренбурге, Уральске

 ​ Записал беседы со стариками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания

 ​ А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал», - записывает Пушкин.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на истори​ческие темы, он фактически был историком в прямом смысле сло​ва.

В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», ко​торый по указанию Николая I вышел под названием «История пу​гачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над мате​риалами о пугачевском восстании.

«Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа - крестьянское вос­стание 1773-1775 годов - так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была за­кончена: интерес Пушкина к проблеме крес­тьянства оказался более устойчивым.

Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в осно­ву которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвар­дейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитан­ской дочки», сочетавший историческое со­бытие - восстание Пугачева - с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугаче­ва». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Несмотря на небольшой объем, «Капитан­ская дочка» - произведение широкого тема­тического охвата. В нем нашли яркое отраже­ние жизнь народа, образы крестьян и каза­ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич­ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч­ка» дает широкую историческую картину, ох­ватывающую русскую действительность эпо­хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео­бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го­сударственной внутренней политики, кре­постное право и морально-бытовые сторо­ны жизни дворянства, обязанности дворян­ства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством - крестьянское восста­ние - дано в «Капитанской дочке» в наибо­лее развернутом виде. Противоречия внут­ри самого дворянства привлекают внима­ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово­купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио­нальный состав участников движения, ря­довая масса восставших и ее вожди, рас­права с помещиками и отношение восстав­ших к мирным жителям, психология кресть­янских масс, политика дворянской монар­хии и дворянская расправа с крестьянст­вом - все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не­смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения - присущую участникам восстания гуманность по отно­шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета­ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про­пущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугаче­вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть­янского восстания, показывая чисто фео­дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен­но «пьянели» от ненависти к помещикам, по­казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен­ным ему художественным лаконизмом Пуш­кин индивидуализировано показывал кре­постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть­янства, их быта. На первом плане стояли те­мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду­ализировал в аспекте их политического со­знания, их отношения к помещикам и к Пуга­чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре­стьянства Пушкин характеризует как сти­хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по­нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине­ва в Бердскую слободу. Караульные кресть­яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при­езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни­на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - зем­ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ - стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково­дителям, было дано, например, в историче­ском романе современника Пушкина, лите­ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва - его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен­но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ­ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про­тивопоставлены жестокости и эгоизму «про­свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени­ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады­вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об­ратное - гуманизм Пугачева, его способ­ность к проявлению милосердия и справед­ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та­лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен­бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла­бость движения, его политическая незре­лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу­гачеву свойственно недоверие и недобро­желательство ко всякому «барину». Добро­душие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в этом образе - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи­ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы­вает и трагизм судьбы Пугачева.


Страница: [ 1 ]